прим. к стр. 245. Брентано Луйо (1844—1931), Шмоллер Густав (1838—1917) — немецкие экономисты; Мейер Эдуард (1856—1930) — " немецкий историк древнего мира; о Вундте см. прим. стр. 54; Оствальд Вильгельм Фридрих (1853—1932) — немецкий физико-химик и философ, Нобелевский лауреат; все они — иностранные члены (или члены-корреспонденты) Петербургской Академии наук.     С. 317 пророка Даниила, 5, 25—28: «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; перес — разделено царство твое и дано мидянам и персам».     имеет в виду речь Вяч. Иванова «Вселенское дело», произнесенную в заседании Религиозно-философского общества 6 октября 1914 г. и напечатанную в том же номере «Русской мысли», что и статья Эрна (с. 97—107, 2-я пагинация). Вяч. Иванов говорит там, в частности, и о вине «иадмения» как завязке трагедии.     corpore (лат.) — «всей корпорацией»; в полном составе, в целом.     стр. 278—280 наст. изд.                                             СУЩНОСТЬ НЕМЕЦКОГО ФЕНОМЕНАЛИЗМА     Впервые: Меч и крест. М., 1915.     С. 319 zur Macht (нем.) — воля к власти.     С. 320 c " est prevoir (фр.) — знать значит предвидеть.     М. О. Уроки войны. — Русские ведомости. 1914. Ноябрь     С. 321 Ф. Эрн. Природа мысли. — Богословский вестник, 1913. 3. С. 500—531; 4. С. 803—843; 5. С. 107—120.     С. 322 " " Конкубинат (от лат, concubinatus) — незаконное, блудное фактическое сожительство мужчины и женщины.     С. 323 (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логического определения объекта.     С. 324 und Drang (нем.) — «Буря и натиск» — литературное движение в Германии 70—80-х гг. XVIII в. Представители «Бури и натиска» отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Движение названо по одноименной драме Фридриха Максимилиана Клингера (1752—1831), написанной в 1776 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

В страшном испуге Валтасар изменился в лице и приказал пригласить всех своих астрологов и тайновидцев, чтобы они объяснили значение таинственного послания на стене, непонятное никому из пирующих. Но мудрецы, несмотря на обещанную высокую награду, были бессильны объяснить написанное. Тогда царица Нитокрис, мать Валтасара и вдова умершего Навуходоносора, распорядилась послать за старцем Даниилом, которого хорошо знала и весьма уважала. Пророк прочитал беззаботно пировавшим сановникам роковые слова, начертанные на стене чертога царского призрачной рукой – «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» – и объяснил их значение. «МЕНЕ – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень лёгким; ПЕРЕС – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам» (5:28). Таким образом, знаменитые вавилонские астрологи были поставлены в тупик, а чёткое толкование зашифрованного послания произвело сильное впечатление на царя. «Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (5:29–30). До недавнего времени эта часть повествования Даниила представляла почти непреодолимые трудности для исторических изысканий и часто использовалась критиками Библии при нападках на достоверность её рассказа. И в самом деле, на первый взгляд священная и светская история находятся здесь во взаимном противоречии, ибо любому, кто интересуется историей известно, что последним царём Вавилона был Набонид, а не Валтасар (который не отмечен среди царей вавилонских), как то утверждает Библия . К тому же Набонид не был из династии Навуходоносора, к которому, по Даниилу, принадлежал Валтасар (5:2:11). Ошибается Библия и в том, что Набонид не был убит в ту роковую ночь, как случилось это с Валтасаром, но был без лишнего шума отправлен в почётную ссылку в отдалённую Караманию на востоке Ирана, где и окончил свои дни Вот почему, по мнению оппонентов Библии, данное повествование пророка Даниила не имеет исторической почвы и ему нельзя доверять.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Главным грехом было превозношение против Бога Небес, который повелевает и низлагает. Он низлагает царей, когда захочет, ставит их, когда захочет, и управляет всем. И никто не скажет ему: «что Ты сделал?», потому что, если Бог что-то захочет сделать, Он сделает. Если захочет, чтобы что-то не произошло, это никогда не произойдет, знаем, что исключений нет. Нет ни одного человека, который бы попытался с Богом сразиться и у которого бы это получилось. Примеров тому тьма. Обычно Бог гордецов низлагает собственными их же замыслами: человек построит какой-то план, а Бог позволяет его выполнить до конца, но в итоге все равно получается так, как Бог задумал. Это обычный принцип Бога. Вот как с Валтасаром произошло: он вознесся, возгордился, поднял свой рог против Бога. Как в Библии говорится: ты сделал свою шею медной, упрямой, чтоб перед Богом не поклониться. Кланяешься же ложным богам, которые не видят и не слышат – помочь не могут. Гордыня приводит к тому, что человек кланяется ложным золотым богам, которые ничем помочь не могут, не имеют ни разума, ни воли, ни чувств – ничего. А Бога Творца, у которого в руке дыхание, он оставляет. Что значит «в руке дыхание твое»? Мы дышим, потому что нам Бог дает дышать, каждое наше дыхание дается Богом. А это забывает человек. «Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» ( Дан.5:23 ). Первый грех – гордыня, второй – почитание ложных богов, а третий – то, что человек отказывается прославлять Бога за его милость, которую непрерывно Господь нам дает. «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» ( Дан. 5:25–28 ). Бог решил – хватит! Вавилонскому царству пришел конец. Жизнь царя стала недостойна, он не может больше осквернять землю. Таким образом, Валтасар доигрался, дни его царства закончились. И закончились его личные дни – он перед Богом оказался легким. Царство будет разделено уже между другими народами. Другой династии не будет. Другие народы будут владеть вавилонской землей. Таков приказ Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И ты, сын его, Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него эта кисть руки и начертано это писание. И вот, что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Вот и значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет» (Дан. 5: 18–31). Эта речь является очень важной для понимания всей книги. Как уже отмечалось выше, основное внимание в ней сосредоточено именно на пророчествах исторического характера, судьбах царств и судьбах мира, и здесь содержится, если можно так выразиться, философия истории. Всякое царство, всякое правление должно знать над собой руку Божию; всякое царство, всякое господство должно понимать источник царства и господства. Наполненный спесью и высокомерием, упивающийся своей властью, гордящийся, не имеет никакой ценности в очах Божиих и подлежит наказанию и разорению. Единственное царство, которое устоит, единственное царство, надежда на которое не постыжается, есть Царство Божие, которое придет в конце и которое будет единственным, будет царством вечным. Все видения пророка Даниила и те сны, которые он толкует, касаются именно этого, то есть не просто очередности смены каких-то царств, но того, что все эти царства падут, уступив место откровению Царства Небесного. Здесь есть некоторая историческая сложность. Дело в том, что, кроме как из Книги пророка Даниила, мы ничего не знаем о Дарии Мидянине (Дан. 5: 31). Первый представитель Персидской державы, с которым мы встречаемся, – это Кир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Кстати, этот библейский сюжет был особенно любим на Руси, именно его разыгрывали во время так называемого «пещного действа», которое показал в фильме об Иоанне Грозном С. Эйзенштейн. Может быть, дело в том, что и в нашей истории время от времени случалось нечто подобное? Пророк при дворе Итак, Даниил стал высокопоставленным чиновником при царском дворе. Вавилон тогда был крупнейшим культурным, религиозным и экономическим центром. Среди прочего вавилонские мудрецы занимались астрологическими исследованиями, стремясь понять ход небесных светил и уразуметь знаки, которые посылало им небо. Но единственным мудрецом, который был в состоянии проникнуть в тайны и истолковать загадочные образы, раз за разом оказывался именно Даниил, – не потому, что он особенно преуспевал в этих науках, но потому, что с ним был Бог. Однажды царю Навуходоносору приснился сон про колоссальную статую с головой из золота, грудью из серебра, животом из меди, голенями из железа и ступнями из глины (именно отсюда пошло наше выражение «колосс на глиняных ногах»). Даниил объяснил это так: сам Навуходоносор подобен золотой голове, после него настанет иное царство, серебряное, затем медное, железное и глиняное. С одной стороны, перед нами обычная история о смене эпох, от лучшей к худшей. Но с другой стороны это некоторое пророчество о судьбах мировых империй. Вавилонян сменили персы, персов – греки, греков – римляне, но каждая империя, казавшаяся вечной и непобедимой, так или иначе, рушилась. Возможно, через два-три тысячелетия так же будут вспоминать нынешние «незыблемые» империи с глиняными ногами… С книгой Даниила связано и другое хорошо известное выражение – «валтасаров пир». Валтасар был одним из правителей Вавилона (хотя, строго говоря, сам был тогда лишь наследником престола), а правители во все времена любили пышные пиры. Но Валтасару было недостаточно кушанья, питья и веселья, – ему было нужно утвердить свое величие, показать, что никто и ничто в мире не может быть важнее его развлечений. И тогда он велел подавать вино в сосудах, которые были вывезены из Иерусалимского храма, – это было уже прямое оскорбление Бога. Вскоре на стене появилась странная надпись: «Мене мене текел упарсин». Никто был не в состоянии понять смысла этих слов, и только Даниил дал им толкование: «Мене – исчислил (по-арамейски мана) Бог твое царствование и положил ему конец. Текел – взвешен (текилта) ты на весах и оказался слишком легким. Перес – разделено (перисат) твое царство и отдано мидянам и персам (парас)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот, что начертано: ( ) – мене, мене, текел, упарсин. Вот – и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». Значение чудесной надписи было для Валтасара действительно ужасно: оно предвещало наступивший конец как величественного Вавилона, так и конец жизни самого Валтасара; неудивительно, если он был сильно поражен этим известием 1324 , тем более вспомнив указанный ему пророком аналогичный случай из жизни Навуходоносора; в исполнении над собою грозного предопределения он теперь, конечно, не мог сомневаться. Несмотря, однако, на горькую истину, высказанную ему пророком Даниилом, царь не хотел оставить его без обещанной награды, а тем более не осмелился наказать его: может быть, он надеялся тем заслужить прощение у Бога Даниилова и отменить или, по крайней мере, отсрочить грозную кару 1325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Тогда мать царя напомнила ему о Данииле, который был советником его отца Навуходоносора, и пророк пришел в пиршественную палату. Валтасар пообещал оказать ему великие почести и сделать своим соправителем, если он разгадает надпись. Но Даниил ответил: – Дары твои оставь себе и награды отдай другому. А значение надписи я скажу тебе. Твой отец Навуходоносор получил от Бога величайшую власть, но когда он возгордился, то лишился рассудка, и, как зверь, питался травой семь времен, пока не познал, что Всевышний властвует народами и дает власть, кому хочет. И ты знал про это, но не смирил своего сердца, но вознесся против Господина Небес и осквернил сосуды Дома Его. Пил из них вино и славил безгласных идолов, а Бога, у Которого в руке твое дыхание, ты не прославил. За это была послана к тебе кисть руки и начертано это писание. Вот что написано: мене, мене, текел, упарсин ( Дан. 5, 25 ). «Мене» – исчислил Бог твое царство и положил ему конец. «Текел» – ты взвешен на весах и найден очень легким. «Перес» – разделено царство твое между мидянами и персами. Тогда Валтасар, желая «задобрить» Бога, надел на Даниила багряницу, возложил золотую цепь и объявил третьим правителем в царстве. Но это не помогло, потому что Бог неподкупаем. В эту же ночь Валтасар был убит персами, под руководством Кира взявшими Вавилон. Даниил во рву львином (Дан. 6) Кир поставил вассальным правителем Вавилона Дария Мидянина, а сам продолжил войну. Дарий решил поставить над страной сто двадцать сатрапов, а над ними – трех князей. Одним из них стал Даниил. Тогда движимые завистью князья и сатрапы решили погубить Даниила, но так как он был безупречен, то они сказали: «Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его». Тогда они подошли к Дарию и предложили издать указ о том, что если в течение месяца любой будет молиться кому-то, кроме царя, то его бросят в ров ко львам. Он, по тщеславию, согласился. А между тем законы мидян и персов нельзя было отменять. Даниил узнал об указе, пошел в свой дом и, открыв в горнице окно, направленное к Иерусалиму, трижды в день на коленях молился Богу и славословил Его, как делал и раньше (отсюда пошел христианский обычай молиться в 9, 12 и 15 часов).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует, как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал? Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Отца Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» ... 245 . Подобным же образом предвозвестил пророк Даниил кару Божию и сыну Навуходоносора – Валтасару, за то, что «не смирял он сердца своего и возносился против Господа небес», не смотря на то, что ему было известно о наказании, постигшем его отца. Это было после одного большего пиршества, среди которого Валтасар поражён был ужасом, увидев «персты руки человеческой, которые писали против лампады на извести стены чертога царского» 246 непонятные слова. Призванный разъяснить значение их – Даниил, о котором царь слышал, что «дух Божий в нём, и свет, и разум, и высокая мудрость» 247 , – И объяснил царю, что «начертано это писание и послана от Бога кисть руки за то, что оскорбляет он своими делами Бога и не прославляет Того, в Чьей руке дыхание его и у Которого все пути его»... 248 . «Значение же начертанных слов: мене, текел, упарсин, – продолжал пророк следующее: мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему. Текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Перес – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи 62-х лет» 249 . Место своё, «третьего по царе властелина в государстве», Даниил сохранил и при Дарии, который особенно его полюбил и приблизил к себе. Другие вельможи возненавидели за это Даниила и с той целью, чтобы его погубить, уговорили царя издать такой указ, в силу которого никто из его подданных в продолжение тридцати дней не смел бы просить чего-либо ни у какого Бога, ни у людей, но только у царя, как у властелина, на столько могущественного, что он сам, подобно божеству, в состоянии доставить удовлетворение всякому подданному во всякой нужде его. – Это они предложили царю как-бы ради того, чтобы возбудить полнейшее благоговение к его особе и таким образом утвердить повиновение ему его подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А среди вавилонян приобрел он известность с того дня, когда угадал и истолковал сон царя Навуходоносора. За это царь сделал его князем при своем дворе. Когда царь изготовил золотого идола на поле Деире, три отрока не захотели поклониться истукану, за что были брошены в огненную печь. Но Ангел Божий, явившись в печи, остудил пламя, так что отроки ходили внутри ее, невредимые огнем, и воспевали: Благословен еси Господи Боже отец наших ... При виде этого чуда царь ужаснулся. Вывел он отроков из печи и осыпал их великими почестями. В правление царя Валтасара, когда тот с гостями на пиршестве ел и пил из освященных сосудов, взятых из Иерусалимского храма, невидимая рука написала на стене три слова: мани, текел, фарес (мене, текел, упарсин) ( Дан. 5:25 ). Эти слова никто не мог изъяснить, кроме Даниила. В ту же ночь царь Валтасар был убит. Дважды Даниил – за свою веру в единого живого Бога – был ввержен в львиный ров. И оба раза Господь спас его и сохранил в жизни. Лицезрел Даниил Бога на престоле, окружаемом ангельскими Силами, видел Ангелов, прозревал будущее отдельных людей, царств и всего человеческого рода, предрек время пришествия Спасителя на землю. Согласно святителю Кириллу Александрийскому , Даниил и три отрока дожили в Вавилоне до глубокой старости и за правую веру были усечены мечом. Когда обезглавили Ананию, Азария простер свою одежду и подхватил его главу; после этого главу Азарии подхватил Мисаил, а главу Мисаила – Даниил. Ангел Божий перенес их тела в Иудею, на гору Гевал, и положил под камнем. Согласно преданию, эти четыре Божия угодника воскресли во время смерти Господа Иисуса Христа, явились многим и снова заснули. Даниил счисляется в ряду четырех великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил). Жил он и пророчествовал за 600 лет до пришествия Иисуса Христа. 2. Преп. Даниил (Донале) . Сановник и губернатор острова Ниверта близ испанского города Кадис. Познав всю суету сего, оставил он и славу, и богатство и пришел в Рим, где принял монашество. Затем прибыл в Царьград, где вел беседы с царями, Константином и Романом Порфирородными, а потом отправился в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В царствование трёх преемников Навуходоносора (Евил-Меродаха, 562–560; Нериглиссора, 560–556; Лаборсоардаха, 556), правивших примерно 6 лет, о Данииле нет сведений. Ко времени Валтасара, соправителя Набонида (556–539), последнего из вавилонских царей, относятся два видения Даниила: четырёх монархий под образом четырёх необыкновенных зверей – крылатого льва, медведя, барса и безымянного 4-го животного (гл.7); двух монархий, мидо-персидской и греческой – под образом овна и козла (гл.8). К последнему дню 17-ти летнего соправления Валтасара (539 г.) относится появление во время царского пира таинственной руки, начертавшей на стене слова: «мене, мене, текел, упарсин» (слав. «мани, фекел, фарес»). Этим арамейским словам, буквально означавшим – «исчислено, взвешено и разделено» Даниил дал следующее толкование: Бог исчислил (дни) царствования Валтасара и предал его мидянам и персам, поскольку он (Валтасар) оказался лёгким (гл.5). 1: Прим.ред.: Это ошибочый перевод (5:25). [мене мене текель уфарсин] по арамейски буквально означает «мина, мина, шекель и половины» (меры веса золота и серебра; мина: 1/60 таланта; шекель: 1/60 мины; талант: вес воды в стандартной амфоре, около 26 кг). В 539 г. Вавилон был взят Киром II, царём персидским и тем самым положен конец 86-летнему самостоятельному существованию Ново-Вавилонского царства (625–539 гг. до Р.Х.). Кир персидский, объявивший себя царём Вавилона (539–530), поставил своего наместника 62-летнего Дария Мидянина, который управлял только два года (из греческих источников известен под именем Губару). Но слава и значение пророка Даниила и при персидском владычестве оставались на прежней высоте. Сохранив высокое положение при дворе, Даниил использовал свою близость к персидскому царю во благо своего народа, содействуя его освобождению. После известного указа Кира о возвращении евреев на родину и восстановлении иерусалимского храма, изданного в первый год его правления в качестве вавилонского царя (538 г. до Р.Х.; 2Пар. 36:22–23 ; 1Езд.1:1–3 ), Даниил остался в Вавилоне и имел здесь новые откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010