Видение Господа пророком Исаией. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!.. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ( Ис. 6:1–2, 3, 5 ) Видение славы Божией пророком Иезекиилем (см. Иез. 1:4–2:1, 10:1–22 ). Видение будущего (в символических образах) пророком Даниилом (см. Дан. гл. 7, гл. 8 и гл. 10). Таинственная рука во дворце царя Валтасара написала на стене четыре слова: мене, мене, текел, упарсин ( Дан. 5:25 ). Эти слова никто не сумел прочесть и изъяснить, кроме пророка Даниила, который, прочитав их, сказал царю: Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес (упарсин) – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам ( Дан. 5:26–28 ). В ту же ночь Валтасар был убит и воцарился Дарий. А случилось всё это из-за того, что сильно опьянённый Валтасар повелел принести сосуды, взятые при разграблении иерусалимского храма, и раздать гостям, чтобы они пили из них. Именно тогда явилась та таинственная рука и написала вышеуказанные слова на стене. Видение небесного воинства. Когда сирийское войско окружило город, где жил пророк Елисей, то испугался его слуга и воскликнул: Увы! Господин мой, что нам делать? А пророк ответил ему: Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И помолился Елисей Богу, и говорил: Господи! Открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея ( 4Цар. 6:15–17 ). Явление Духа Святого. В виде огненных языков на Апостолах ( Деян. 2 гл.). Явление бесов. Лукавый сатана явил своё действие на праведном Иове. Злой дух напал на Саула. В пустыне Сам Спаситель претерпевал искушения от сатаны. Дано мне жало в плоть, ангел сатанин, удручать меня, чтобы я не превозносился, – говорил о себе апостол Павел ( 2Кор. 12:7 ). Злые духи вступали в беседу со Христом, прося Его не мучить их ( Мк. 5:7 ) и не посылать в бездну ( Лк. 8:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

ВАЛТАСАРОВ ПИР Выражение имеет несколько смысловых оттенков. «Валтасаровым» называют пир накануне гибели, когда веселье и разгул помогают забыть о грозящей опасности. Оборот применим к поступкам человека, находящегося в неведении относительно своего будущего, вкушающего полноту бытия, в то время как судьба уже начертала свой приговор. Подразумевается воздаяние за грехи, настигающее человека в момент торжества и веселья. Иногда речь идет о богатом застолье. Валтасар — вавилонский (халдейский) царь, сын Навуходоносора, о котором говорится в книге пророка Даниила (имя Валтасар дано также самому Даниилу в Вавилоне, куда он был отправлен после взятия Иерусалима Навуходоносором). В то время как мидяне и персы осаждали Вавилон, Валтасар «сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино» ( Дан.5:1 ). Когда вино ударило Валтасару в голову, «он приказал подать золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского…» ( Дан.5:2 ). Это было великим кощунством, но царь, его вельможи, жены и наложницы не только оскверняли «сосуды Дома Божия», но и славили при этом своих рукотворных идолов. В этот момент и появилась рука, написавшая на стене царского чертога загадочные слова «мене, мене, текел, упарсин». Напуганный до дрожи в коленях (см. Дан.5:6 ), царь велел призвать вавилонских мудрецов, чтобы те прочли и объяснили написанное, но это оказалось им не по силам. Тогда, по совету жены, Валтасар обратился к Даниилу, поставленному Навуходоносором главой «тайноведцев и обаятелей», в котором «дух святаго Бога,.. найдены были в нем свет, разум и мудрость» ( Дан.5:10-12 ). Даниил открывает царю первопричину надвигающейся катастрофы — это забвение Всевышнего Бога, Который владычествует над «царством человеческим», «в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои» ( Дан.5:18–24 ). Даниил так объясняет таинственные письмена: «…мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» ( Дан.5:26-28 ). В ту же ночь Валтасар был убит, и царем стал Дарий Мидянин (см. Дан.5:30-31 ). Вера без дела мертва

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Казалось бы: ошибка Солженицына? Я бы по–другому поставил вопрос. Бывает, что один человек прав, а народ ошибается. В истории Церкви было так, что лишь несколько человек продолжали оставаться в истине, а вся Церковь уклонялась в ересь (пример преп. Максима Исповедника и св. папы Мартина). Александр Исаевич, безусловно, был прав в своём нравственном импульсе. Но изломанная народная жизнь до этого уровня подняться не смогла. Неверно было бы остановиться только на констатации этого факта. Почему так произошло? Солженицын центром своих рассуждений имел, как я уже сказал, нравственно–религиозное начало; и только исходя из этого можно получить ответ на данный вопрос. В пятой главе Книги пророка Даниила повествуется, как на пиру царя Валтасара вышли персты руки человеческой и писали против лампады па извести степы чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала (Дан. 5, 5). И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене–исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам (Дан. 25 — 28). По контексту Священного Писания, это случилось тогда, когда царь Валтасар переступил некую религиозно–нравственную границу… То, что я скажу дальше, является моим индивидуальным и, конечно, крайне субъективным ощущением; но мне чувствуется, что сегодня Россия взваливается на эти роковые, судьбоносные, ужасные Божьи весы, показания которых никто не может отменить. С 1990–х годов и посейчас идёт вот это «взвешивание России». И, боюсь, оказывается она пред Богом слишком лёгкой. Но что же это? судьба? фатум? Нет. Православное христианство говорит нам о том, что взаимоотношения человека и Бога строятся на основании принципа синергии — некоей, я бы сказал (хоть это и не очень корректно со строгой богословской точки зрения) взаимозависимости человека и Бога. Не просто так отняты у народа духовные силы, а вот по какой причине, о которой говорит пророк Исайя: горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5, 20). Наш народ — то есть власть и общество в своём большинстве — не сделал никаких нравственных выводов из своего прошлого. «Одно слово правды весь мир перетянет», — говорил Солженицын. Не принял и не принимает народ это слово. Не покаялся и не кается народ в истории XX века, столь правдиво осмысленной писателем; не захотел и не хочет пройти через нравственное покаянное неудобство. Сегодня для многих Сталин — «успешный менеджер»; один лишь этот пример свидетельствует об отсутствии моральной оценки истории; а таких примеров можно приводить сотни. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Тал. 6, 7), — говорит апостол Павел. 90–е годы — начало жатвы; сейчас — её разгар; чем всё это кончится — боюсь, что, по библейской логике, увы, наказанием…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. 26 Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; 27 Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; 28 Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. 29 Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. 30 В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, 31 и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет. 5.1. Валтасар (евр. белшацар, вавил. белшарруцур) был сыном Навуходоносора и египтянки Нитокрис. Как показали новейшие изыскания, Набонид для укрепления своей власти женился на Нитокрис и усыновил Валтасара. На время своего отсутствия он сделал Валтасара «вторым властелином царства» (Дан 5.29), наместником Вавилона. Пир Валтасара происходил по случаю праздника , во время которого армия Кира подступила к Вавилону, а противники Набонида тайно готовились открыть врагу ворота. 5.2–4. Вавилон сдался без боя. Никто, даже Набонид, не был умерщвлен. Участь же Валтасара была предрешена его кощунством. 5.7. Поскольку надпись была без гласных, прочесть ее можно было по–разному. 5.25–28. Согласно некоторым толкователям, слова надписи означали три монеты, расположенные по степени уменьшения их ценности, что, как полагают, указывало на постепенный упадок Вавилонского царства. 5.29. «Первым властелином» был царь Набонид. 5.31. Вавилон был занят войсками Кира 12 октября 539 г. Ими командовал Гобрий (Губару или Угбару), которого Кир назначил наместником Вавилонии. 6 ноября 539 г. Гобрий умер, его сменил Камбиз, сын Кира, а через 10 месяцев — сам Кир. Поэтому 538 г. считают «первым годом» правления Кира в Вавилонии (1 Езд 1.1). Видение Валтасара легло в основу стихотворений Дж. Байрона и Г. Гейне. 11. Манифест Кира об освобождении. Шешбацар — глава переселенцев (1 Езд 1) 1 В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Кальдерон (Кальдерон де ла Барка), Педро (1600—1681) – испанский драматург эпохи позднего Возрождения и барокко. 27 Палестрина, Джованни (1525—1594) – крупнейший итальянский композитор XVI b., автор более чем 350 церковных сочинений (месс и мотетов). 28 Тирсо де Молина (1583—1648); Руис де Аларкон, Хуан (1580—1639); Морето-и-Кабанья, Агустин (1618—1669) – испанские драматурги эпохи Возрождения. 29 Лопе де Вега, Феликс (1562—1635) – испанский драматург эпохи Возрождения, автор более чем 2000 пьес (известны 500), романов, стихов, отразивших идеи ренессансного гуманизма. 30 …имел продолжительные беседы с принцессой Дез Юрсен… – Принцесса Дез Юрсен была подослана Людовиком XIV к жене испанского короля Филиппа V, француженке, чтобы влиять на нее в интересах французского престола. 31 Пигмалион – в греческой мифологии царь Кипра, изваявший из слоновой кости статую женщины и влюбившийся в нее. По его просьбе богиня Афродита оживила статую, и та – под именем Галатея – стала женой Пигмалиона. 32 …преподал ей бойкий жаргон El Buen Remiro. – Буэн Ретиро – придворный театр в загородном дворце испанских королей. 33 …во имя одиннадцати тысяч кёльнских дев… – По средневековой легенде, британская принцесса Урсула и 11 000 девушек были умерщвлены гуннами в Кёльне. 34 Превосходительство (исп.). 35 Эскуриал – летний дворец испанской королевской семьи. 36 Старую Комедию играют всего два раза в неделю… – Комедией в испанской драматургии называлась любая трехактная пьеса в стихах. 37 Праздник Тела Господня – отмечается 6 июня. 38 Валтасаров пир. – Согласно преданию, последний царь Вавилона Валтасар в ночь перед взятием города персидскими войсками устроил в своем дворце пир. Во время пиршества невидимая рука написала на стене таинственные слова: «мене, мене, текел, упарсин» – предсказание о гибели Вавилона. 39 Монреале – Бенедиктинский монастырь в Сицилии. 40 С точки зрения вечности (лат.). 41 «День гнева, этот день!» – начальные слова католического песнопения, которые исполняются в храме во время обряда отпевания. 42

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

О деятельности пророка Даниила в течение семи лет царствования трех преемников Навуходоносора (Евиль-Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха) ничего не известно. Убийца Лавосоардаха, Набонид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниилу было видение о четырех царствах, которое перешло в видение неба и Бога в образе " Ветхого Днями " и " Сына Человеческого " , т.е. имевшего воплотиться Сына Божия (Дан. 7 гл.). Как мы знаем из Евангелий, Спаситель часто называл себя Сыном Человеческим, напоминая этим иудеям о пророчестве Даниила. На суде синедриона, когда первосвященник спросил Христа, является ли Он обещанным Мессией, Господь прямо им указал на это видение Даниила и напомнил о небесной славе Сына Человеческого (см. Дан. 7 гл.; Мф. 26, 64). Видение пророка Даниила в своей главной части относится к временам перед концом мира и страшного суда, хотя некоторые штрихи его предсказывают о гонениях Антиоха Епифана в III веке до Р.Х. и о гонениях на Церковь во времена антихриста. Следующее видение, записанное в третий год правления Валтасара, о двух монархиях под образом овна и козла тоже относится к концу мира. В этих видениях есть общие черты с видениями евангелиста Иоанна Богослова, записанными в его книге Откровения (Дан. 78 гл.; Откр. 1112 и 17 гл.). Вавилон был взят мидийским царем Дарием в 17 год царствования Валтасара (539 г. до Р.Х.). Во время завоевания города Валтасар погиб, как ему было предсказано таинственной рукой, написавшей на стене: мене, мене, текел, упарсин...ты взвешен на весах и найден очень легким... разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан. 5, 25, 27, 28). Эту надпись Валтасару расшифровал пророк Даниил. Как мы уже упоминали, падение Вавилона было предсказано пророками Исаией и Иеремией (Ис. 1314 и 21 гл., Иер. 5051 гл.). В Книге Откровения Вавилон олицетворяет царство мирового зла (Откр. 1618 и 21 гл.). При Дарии Индийском Даниил был одним из трех главнейших вельмож мидийского царства. Из зависти языческие вельможи оклеветали Даниила перед Дарием и хитростью добились, чтобы Даниила бросили в ров ко львам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Приведу фрагмент из моей поэмы «Я русский»: Вот символ, сугубый и грубый, — Победа — и вражеский крах: Горелые Гитлера зубы У русской еврейки в руках,   В коробке, девятого мая, В Берлине, когда, ошалев, Несла она их, вспоминая Заснеженный выжженный Ржев.   И ей тоже должно быть мною… Елена Моисеевна ушла на войну добровольцем, и в 1942-43 годах служила переводчиком на фронте в районе Ржева, откуда её писательский псевдоним – Елена Ржевская. Она, кстати, была женой уже упомянутого поэта Павла Давидовича Когана, погибшего в 1942 году под Новороссийском. Собственно, что можно добавить к сказанному Богом? У Бога слово и дело не различаются. А всё же, что Он сказал нам Русской Революцией? 22. Сребролюбие. Вавилон и Революция Вавилонское пленение России – это пленение финансовым глобализмом. Оно началось не в 1917 году, а в тот трудно определимый момент, когда Россия стала включаться в этот глобальный финансовый проект, где Русское Православное Царство могло быть лишь пищей, жертвенным животным для культа Золотого тельца, или для Молоха. У нас иногда любят хвалить Витте с его золотым рублём – так вот, возможно, введение этого рубля и создало инструмент по перекачке русских ресурсов в западные банки. Но русский капитализм, мир Лужина, так ужаснувший Достоевского, уже пророс в русскую жизнь и до Витте. Так или иначе Вавилон, о котором идёт речь – это не тот страшный, величественный, но всё же простецкий локальный золотой Вавилон Навуходоносора, который «мене, мене, текел, упарсин» – раз, два – и сменился на серебряное персидское царство. А это тот Вавилон книги Бытия, он же Вавилон Апокалипсиса, который являет собой всемирную инженерную и финансовую деятельность. Безымянные «они» ( Бытие 11:2 ), ушедшие с востока, без царя и священства, энтузиасты корпоративной деятельности, «делают себе имя» сами. Бог им не нужен, они просто о Нём и знать не думают, а цель их – «рассеяться по лицу земли». Рассеяться не в смысле «исчезнуть», «распылиться», а в смысле насадиться повсюду, заразить собой и заменить собой всю остальную жизнь.

http://radonezh.ru/2023/09/15/revolyuciy...

30 . Если Бог желает наказанием пробудить и вразумить какой–либо Свой народ, то чаще всего использует для этого безбожников и палачей, а не святых праведников. Так, послал Он царя Вавилонского Навуходоносора, раба Своего, покарать дремлющий и отпавший иудейский народ. Однако как только Навуходоносор выполнил свое кровавое задание, Бог – за его глупое и горделивое самолюбование – поразил Навуходоносора безумием, и тот семь лет жил как вол среди полевых зверей. А затем Бог вернул ему разум, и Навуходоносор познал истинного Бога и сказал: Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны и Который силен смирить ходящих гордо ( Дан.4:34 ). Бог наказывает людей не потому, что якобы любит карать (вовсе нет!), а потому, что сами люди считают Божие наказание единственным надежным врачеванием от всякой неправды. 31 . Вавилонский царь Валтасар устроил пир в собственном столичном дворце, пригласив на него своих вельмож и их жен. Снедаемый гордыней, повелел он принести освященные золотые сосуды, награбленные в Иерусалимском храме; и из этих посвященных Богу сосудов пил вино он сам и его вельможи и их жены. Однако в самый разгар буйного и пьяного веселья во дворце появилась таинственная рука, быстро написавшая на стене три слова: мене, текел, упарсин. В ту же ночь царь Валтасар был убит и его царство перешло к другому (Дан.гл.5). Это чудо Господь сотворил в предостережение всем на все времена, а именно: что сурово будут наказаны осквернители святыни. 32 . Дух Господень подвигнул персидского царя Кира, язычника, издать указ о воссоздании разрушенного храма в Иерусалиме ( 1Ездр.1 ). А к тому же благодаря Своим праведным служителям, священникам Ездре и Неемии, на которых была рука Господня Тот же Самый Дух Господень внушил царю Дарию и царю Артаксерксу данной им властью открыть дорогу и сделать возможным восстановление иерусалимских стен и храма, в котором явится Мессия, Который закроет его и разрушит навсегда. Таким образом, и язычники – хотят [они того] или нет, знают ли [о том] или [даже] не подозревают – нередко служат великим Божиим целям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вторая тема, которую надо знать – это «Истукан». Надо знать, что такое «златая глава», что такое «грудь медная», что такое «ноги глиняные» и что это означает, какие Царства. Конечно необходимо вспомнить и о пророчестве «о камне неиссякомом, от горы отсеченном, т.е. опять таки упоминание о Пречистой Деве Богоматери, Богородице (есть даже такая икона Богоматери «Гора неиссякома», которая связана с этим пророчеством). Следующая тема «Печь огненная» ( Дан. 3 ) о том, что в печи было трое, а ходило четверо и с чем это связано. В малой Азии, под Анкарой, где находилась древнейшая хеттская культура (государство Урарту) 5000 лет до Р.Х. производились раскопки в месте, где действительно были огненные печи, откуда видно, что они собой представляли. Печи предназначались, в основном, для выплавки металла, но туда, видимо, бросали и преступников. Обратите внимание, что все, кто подходил к печи, чтобы бросить жертву, сами умирали, потому что подойти к печи этой невозможно, не получив серьезного ожога. Эти люди были в основном рабы. Печь представляет собой углубление в земле размером 5×6 м с системой поддува, где стояли меха, и системой подачи горючих материалов – смол, нефти и т.п., под цистерной находилась сливная камера. «Высокое дерево» ( Дан. 4 ). Это сон, который он видел. «Пир Валтасара» ( Дан. 5 ). Рассказать значение слов МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. «Даниил во львином рву» ( Дан. 6 ). Надо знать, какое отношение имеет к этой истории пророк Аввакум. «И был в Иудее пророк Аввакум, который сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо пошел на поле, чтобы отнести это жнецам, но Ангел Господень сказал ему: «Аввакум, отнеси обед, который у тебя в Вавилон Даниилу в ров львиный.» Аввакум сказал: «Господин, Вавилона я никогда не видел и рва не знаю.» Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы главы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою Духа Своего. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил, Даниил возьми обед, который Бог послал тебе.» Даниил сказал: Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих тебя. И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место». Этот случай показывает, что для действия Божия нет ни пространственных, ни временных границ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вторая тема, которую надо знать — это «Истукан». Надо знать, что такое «златая глава», что такое «грудь медная», что такое «ноги глиняные» и что это означает, какие Царства. Конечно необходимо вспомнить и о пророчестве «о камне неиссякомом, от горы отсеченном, т.е. опять таки упоминание о Пречистой Деве Богоматери, Богородице (есть даже такая икона Богоматери «Гора неиссякома», которая связана с этим пророчеством). Следующая тема «Печь огненная» (Дан. 3) о том, что в печи было трое, а ходило четверо и с чем это связано. В малой Азии, под Анкарой, где находилась древнейшая хеттская культура (государство Урарту) 5000 лет до Р.Х. производились раскопки в месте, где действительно были огненные печи, откуда видно, что они собой представляли. Печи предназначались, в основном, для выплавки металла, но туда, видимо, бросали и преступников. Обратите внимание, что все, кто подходил к печи, чтобы бросить жертву, сами умирали, потому что подойти к печи этой невозможно, не получив серьезного ожога. Эти люди были в основном рабы. Печь представляет собой углубление в земле размером 5x6 м с системой поддува, где стояли меха, и системой подачи горючих материалов — смол, нефти и т.п., под цистерной находилась сливная камера. «Высокое дерево» (Дан. 4). Это сон, который он видел. «Пир Валтасара» (Дан. 5). Рассказать значение слов МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. «Даниил во львином рву» (Дан. 6). Надо знать, какое отношение имеет к этой истории пророк Аввакум. «И был в Иудее пророк Аввакум, который сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо пошел на поле, чтобы отнести это жнецам, но Ангел Господень сказал ему: «Аввакум, отнеси обед, который у тебя в Вавилон Даниилу в ров львиный.» Аввакум сказал: «Господин, Вавилона я никогда не видел и рва не знаю.» Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы главы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою Духа Своего. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил, Даниил возьми обед, который Бог послал тебе.» Даниил сказал: Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих тебя. И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место». Этот случай показывает, что для действия Божия нет ни пространственных, ни временных границ.

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010