Иоанн Креститель Леонардо да Винчи. 1514-1516 гг. Слева. Предположительно картина писалась с Салаи. Справа Леонардо да Винчи. Рисунок «Ангел во плоти». 1513-1515 Многие исследователи творчества да Винчи сходятся во мнении, что Леонардо держал Джакомо (Салаи) рядом с собой по причине романтических отношений, которые их связывали. В пользу этого говорят немногочисленные эротические рисунки да Винчи, в том числе и изображение обнаженного ученика в позе, почти идентичной той, в которой изображен Иоанн Креститель. Андрогинность изображенного бросается в глаза . Иоанн Предтеча. Фрагмент. Леонардо да Винчи.1514-1516 гг. Многие исследователи творчества Леонардо считают, что моделью для «Иоанна Крестителя» был Джан Джакомо Капротти, Салаи, ученик Леонардо. Gian Caprotti - Giovanni (Иоанн). Отсюда напрашивается страшный вывод: произошла сознательная подмена, перед нами анти-креститель, демон в образе Иоанна Крестителя. Леонардо Да Винчи. Бахус? Иоанн Предтеча? 1513-1515 Это картина измененный вариант Иоанна Крестителя в пустыне. Предполагается, что моделью был всё тот же Джан Капротти. Картину «Святой Иоанн Креститель» связывают с другой знаменитой работой да Винчи – «Вакхом». Однако, несмотря на то, что она атрибутирована как картина Леонардо, споры об авторстве ведутся до сих пор. В том, что картина была создана на основе эскиза да Винчи нет никаких сомнений. Леонардо да Винчи. Святой Иоанн в пустыне (набросок). Рисунки и иллюстрации, 1510 г. Об этом говорит идентичная поза героя и положение его рук. Вот только на наброске да Винчи изображен Иоанн Креститель. Как же христианский пророк превратился в греческого бога? Согласно одной из версий, которая приписывает авторство «Вакха» да Винчи, изначально картина называлась «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Мало того, что пророк был изображен в образе, далеком от канонического, он еще был и полностью обнаженным. Ученый и меценат Кассиано даль Поццо, увидевший работу в Фонтенбло в 1625 году, отметил, что, несмотря на непревзойденное живописное мастерство автора, изображенный на картине мужчина никак не может быть Иоанном Крестителем, поскольку такой неподобающий образ не вызывает религиозного трепета и благочестивых мыслей.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

В 1469 году в соборе был погребен и сам князь Александр Федорович. В никоновской летописи упоминается, что первым из великих князей поклонился «гробу святых чудотворцев» московский князь Иван III. Он приезжал сюда осенью 1504 года со своими детьми. В это время Ярославль был довольно крупным и знаменитым в экономическом и политическом отношении городом и, поэтому не случайно в духовной грамоте Ивана III он был определен в удел старшему сыну: «а сыну же моему Василью даю… город Ярославль с волостьми, и с путми, и з селы, и со всеми пошлинами…». В дальнейшем точно так же передаст ярославский стол своему старшему сыну Федору и Иван Гроздный. В 1501 году, когда на ярославском престоле был князь Василий Иванович, в городе разразился грандиозный пожар, охвативший почти весь Ярославль, в том числе и Спасский монастырь. Во время пожара был сильно поврежден собор 1216 года, и на его месте по велению великого князя Ивана Васильевича, строится новый храм присланными из Москвы мастерами. Об этом строительстве повествует сохранившаяся над его западным порталом надпись: «Освящена бысть сия церковь в лето 7024 при благоверном Великом Князе Василие Ивановиче всея России при архиепископе Вассиане, а поставлена бысть архимандритом Ионою». Дата в надписи приведена от сотворения мира, и при переводе ее на современное летоисчисление от Рождества Христова получаются 1515-1516 годы. Как свидетельствуют летописи, великий князь Василий Иванович, будучи уже на московском престоле, побывал в Ярославле четыре раза: в 1511, 1516, 1528 и 1530 годах. Скорее всего, новый собор был освящен в 1516 году в его присутствии. Новый собор по размерам был больше первоначального, благодаря галереям. К нему по-прежнему примыкала древняя Входоиерусалимская церковь 1218 года, правда, уже лишь с двумя алтарными апсидами, так как при пожаре 1501 года сопредельная с собором апсида церкви, видимо, рухнула, а восстанавливать ее уже не тали. Собор получил трехглаво завершение, его шлемовидные по форме главы были покрыты «белым луженым немецким железом», а позолочен был лишь крест центральной главы.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Тихомиров Сергей, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Феодоров, дьячок; Московская губерния, Рузский уезд, село Знаменское-Комлево, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 10 об.). Толгский Ксенофонт, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Григорий Феодоров, диакон; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Конобеево, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 27 об.). Третьяков Иван, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Семен Иванов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Уборы, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Третьяков Стефан, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Семен Иванов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Уборы, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 27 об.). Троицкий Александр, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Павел Тимофеев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Биберево, Благовещенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 31 об.). Троицкий Венедикт, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Троицкий, бывой диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Гривы, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 29 об.). Троицкий Иван, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Феодор Петров, пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Троицкое, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 15 об.). Троицкий Константин, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Павел Тимофеев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Биберево, Благовещенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 25 об.). Троицкий Павел, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Кирилл Петров, дьячок; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 10 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Средства от полученных вкладов монастырь потратил на приобретение земель преимущественно в Рузском и Волоцком уездах. Об этом свидетельствуют сохранившиеся купчие грамоты монастыря за 1515–1522 годы. Так, у Елены, вдовы И.О. Травина, и ее детей было приобретено с. Ивановское с пятью деревнями (Рузский уезд) ; у жены В. Ржевского Настасьи Васильевны и ее сына – три деревни с. Петровского (Рузский уезд) ; у Афанасия Иванова – с. Зубово и три деревни (Волоцкий уезд) ; у жены А.М. Кутузова-Коровина Ирины Андреевны – шесть деревень (Рузский уезд) . Меновые грамоты монастыря сообщают об обмене в мае 1516 года у князя М.И. Звенигородского-Спячего двух деревень «с починками» на село Поповское и деревню Микулинское (Рузский уезд) и обмене в октябре 1517 года у Г.Д. Минчакова монастырской деревни Слугино на деревню Шеино (Рузский уезд) . Некоторые экономические привилегии Волоколамская обитель получила согласно выданным на имя игумена Даниила жалованным грамотам. Так, 13 января 1516 года угличский князь Дмитрий Иванович дал монастырю льготную грамоту, по которой монастырским купцам предоставлялось право беспошлинного проезда через территорию его княжества . Другая грамота, данная монастырю дмитровским князем Юрием Ивановичем 24 апреля 1516 года, ограждала монастырские деревни Рузского уезда от посягательств княжеских приставов . Всего за годы игуменства Даниила Волоколамский монастырь получил во владение десятки (если не сотни) сел и деревень в разных уездах. По подсчетам Л.И. Ивиной, только в Дмитровском уезде монастырь приобрел свыше 80 поселений . Вклады и земельные сделки, заключенные Даниилом, показывают, что при нем связи с монастырем поддерживал тот же круг лиц (вотчинников западных уездов), что и при жизни преподобного Иосифа . Все это характеризует Даниила как талантливого администратора и рачительного хозяина, сумевшего сохранить и приумножить результаты трудов своего предшественника. В годы игуменства Даниила происходили значительные перестановки в назначениях на ключевые монастырские должности.

http://pravoslavie.ru/49574.html

Денисов исходил из того, что следы Михаила Триволиса в западноевропейских источниках теряются после 1504 года, и полагал, что он покинул Италию через год после выхода из монастыря — по его расчетам, в 1505 году . При этом не учитывались наблюдения В. С. Иконникова, обратившего внимание на важное показание в одном из русских сочинений Максима Грека о его десятилетних трудах на Святой горе. Учитывая, что он прибыл в Москву в 1518 году, Иконников предполагал, что 1508 год — время его прибытия на Афон и, следовательно, отъезда из Италии . Но у самого Максима Грека в Москве были другие расчеты. В «Исповедании веры», написанном после судов 1525 и 1531 годов с целью доказать несправедливость выдвинутых обвинений и отсутствие у него «еретического порока», он написал, что пользовался милостивым расположением к нему московского великого князя в течение девяти лет . Вычитание из даты первого суда (1525) девяти лет дает 1516 год — это действительная дата его отъезда с Афона, удостоверенная посольскими документами, отчетами послов " 8 . Его отправление в Москву было ответом на просьбу московского великого князя прислать переводчика, поэтому время двухлетнего пути в русскую столицу (1516—1518) вместе с русскими посланцами он включил в число лет, когда он находился под покровительством московского правителя. Если дата его отъезда с Афона—1516 год, то десятилетний святогорский период начался около 1506 года. Это и есть дата его отъезда из Италии. Некоторая информация (впрочем, сильно искаженная) о последнем периоде жизни Максима Грека в Италии находится в материалах судов над ним, в той их части, которая была введена в научный оборот лишь в 1971 году (ранее «Судные списки» были известны в неполном виде). Один из свидетелей, боярин М. Ю. Захарьин, на суде 1531 года передал какие- то рассказы Максима Грека об обстоятельствах, при которых он покинул Италию: «Слышал есми у многих достоверных свидетелей о Максиме Греке Святогорце: был, — деи, — он в Риме у некоего учителя во учениках, а было их в том ученичестве много, болыии двухсот, а учились любомудрию философскому и всякой премудрости литовстей и витерстей, да укло- нилися и отступили в жидовский закон и учение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Глаголевский Александр,родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Николай Иванов, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Воскресенское, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Глаголевский Ипполит, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Никита Иоаннов, священник; Московская губерния, Дмитровский Борисоглебский монастырь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 30 об.). Глаголевский Николай, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Никита Иоаннов († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ильинское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.). Голубев Александр, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Иоанн Иоаннов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Троицкое, что на Москве реке, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 2 об.). (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 2 об.). Городецкий Михаил, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Ефим Никитин, диакон; Московская губерния, Клинский уезд, село Спасское, что на Нудоле, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 31 об.). Горяинов Петр, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Павел Николаев († до 1866 г.), дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Борис Городок, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 20 об.). Громаковский Александр, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Петр Васильев, пономарь; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Козино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 22 об.). Грузов Николай, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец:Сергей Феодоров, заштатный священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Ильинская церковь, (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

1492 г. мая 6 – 22 мая 1493 г. (были в Любеке на обратном пути). – Послы к королю Максимилиану I грек Юрий Траханиот и Михаил Кляпик Степанов Яропкин с извещением о готовности помогать Максимилиану против Польского короля и по делу о сватовстве дочери великого князя. – К королю в Колберг приехали 15 ноября 1493 г.; поехали от него 23 марта. В Любек приехали 30 апреля. 1508 г. августа 28. – Грамота великого князя Василия к императору Максимилиану с предложением дружественного союза доставлена через князя Михаила Глинского. 1514–1516 (7023 – 7024)гг. – Послы к императору Максимилиану Алексей Григорьев Заболотцкий и дьяк Алексей Малый. 1514–1515 гг. – Послы Дмитрий Ласкирев и дьяк Елизарий (Елка) Суков для подтверждения договора против Польского короля. 1514–1515 гг. – Гонец Истома Малый . 1514–1515 (7023) гг. – Посланник Афанасий Курицын. 1515–1516 (7024) гг. – Государев дьяк Василий Тетерин. 1516г. – 7 апреля 1518 г. ( приехал в Москву). – Григорий Загрязский. 1516–1517 гг. – Государев гонец Елизарий Сергеев. 1517 г. ноября 25 – 16 июля 1518 г. (приехал в Москву). – Посол дьяк Владимир Семенов Племянников и толмач Истома Малый для переговоров о заключении мира с Польским королем. – 23 марта приехали в Избрук. 25-го были приняты королем. 19 апреля переехали в г. Гал, а 20 были отпущены. 1519 г. – Дьяк Семен Борисов и толмач Истома (?). 1521–1522 (7030) гг. – Гонец подьячий Яков (Якуш) Полушкин с грамотой о трех цесарцах, посланных для науки в Польшу и захвачены русскими в плен. 1523–1526 (7032 – 7034) гг. – Послы князь Иван Иванович Засекин-Ярославский и дьяк Семен Борисов Трофимов. 1526 – 1528 (7035 – 7036) гг. – Послы к императору Карлу Ляпун Осинин и Андрей Волосатый. 1573 г. июля 17 – 15 августа 1574 г. (возвратился в Старицу). – Гонец к императору Максимилиану Константин Скобельцын с грамотой о польских делах и с проезжей грамотой для цесарских послов. – В прагу приехал 17 февраля 1574 г. 7 марта принят, а 7 мая отпущен. 1574 г. июль. – Юрий Фаренсберг (Фарнспах), исполняя волю Государеву, поехал из Польши к цесарю и прослужил несколько времени в императорской армии против турок. («Юрья разведка»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Каптерев Сергей, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Феодор Сергеев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Подольский уезд, село Кленово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 2 об.). Карпинский Евгений, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Николай Иванов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Демьяново, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 26 об.). Касимов Николай, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Дмитрий Иванов, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Родинки, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 3 об.). Кирьяков Василий, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Алексей Григорьев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ильинское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 10 об.). Кирьяков Петр, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Алексей Григорьев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ильинское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 31 об.). Ключарев Иван, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Петр Иосифов, священник; Владимирская губерния, Александровский уезд, Александров, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 18 об.). Ключарев Павел, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец:Василий Тимофеев († до 1866 г.), дьячок; Московская губерния, Дмитровский уезд, Георгиевская, что в Конюшенной, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Колоколов Иосиф, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Дмитрий Васильев, дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Елеазарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 33 об.). Колоколов Николай, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Павел Иванов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Спирово, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 17 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

1509 г. февраля 19. Грамоту императора Максимилиана I (от этого числа) о торговле ганзейских купцов в России доставили в Ивангород «немцы» Гридя и Еремейко Заморяне. 17 июня получена в Москве. – Ответная грамота послана им в Ивангород из Москвы 9 августа 1509 года. 1513 г. август – 7 марта 1514 г. (выехал). Посол императора Максимилиана Юрий Шнитценпаймер (Schnitzenpaimer, Сниценпамер, Юрий Сницев Памер) – о дружбе и братстве и союзе против Польского короля (С.Г.Г. и Д., т. V, 67) . В Москву прибыл 2 февраля. 1514 г августа 4 – апрель 1515 г. (выехали). Послы императора Максимилиана доктор Яков Ослер и Мориц Бургштеллер (Мавренбурх Стелер) с грамотой императора о союзе против Польского короля. В Москву прибыли 1 декабря 1514 г. Ок. 1515 (7023) г. Николай Юрьев Сницпамер. 1515 г. – ок. апреля 1516 г. (отпущен). Посол императора Максимилиана Панталеон (Пантелеймон) с предложениями посредничества к примирению вел. кн. Василия III с королем польским. 1515 г. – апрель 1516 г. (выехал). Гонец Валтасар Эдер ( Balthasar Oderus) по тому же вопросу. 1516 г. в декабре (выехали из Аугсбурга) – (18–22) ноября 1517 г. (выехали из Москвы). Послы императора Максимилиана I Сигизмунд Герберштейн (Жигимонт Гермонстер). Петр Мракси (Мурачик, умер дорогой до приезда в Москву) и Иоанн фон-Турн (Ян Фантурно), для переговоров о заключении мира с Польским королем. Приехали в Москву 18 апреля. 27 апреля – 13 июля. – 27 апреля Турн отправился из Москвы в Польшу; возвратился в Москву 13 июля. 24 июля – октябрь. – 24 июля он опять выехал в Польшу, а приехал в Москву в конце октября. Из Москвы выехали: Герберштейн – 22 ноября, а Турн с литовскими послами 18 (20) ноября. 1517 г. марта 11–3 октября (еще в Москве). – От императора Максимилиана I Франц, Иаков и Владимир. 1518 г. апреля 20 – январь 1519 г. (выехали из Москвы). Послы императора Максимилиана Франциск де Колла, Антоний де Конти (Antonio de’Conti, от Комит), Иоанн фон Турн (опять) – для переговоров о заключении мира с Польским королем. – В Москву приехали ок. 16 июля 1518 г. – Фон-Турн 16 августа выехал обратно к императору. Приехавший с ними Ганус отпущен в июне 1519 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

El desarrollo cultural de Rusia se hizo unilateral, se dio demasiado énfasis al ritualismo, se descuidó la erudición, se incrementó la subordinación al Estado y se perdió la apreciación de la libertad. La victoria de los Poseedores desempeñó un papel en la trágica suerte de una de las más interesantes personalidades de esa época, San Máximo el Griego (1470–1556); su llegaba a Moscú en 1516 ofreció a los ortodoxos rusos una oportunidad única a dilatar su horizonte mental y espiritual, conectando su vida cultural con el Renacimiento en Italia. Durante largo tiempo el misterio rodeó sus orígenes, pero se ha establecido recientemente su identidad. Era nativo de Grecia, había ido a Italia en 1492 y allí se lanzó a las controversias intelectuales y artísticas del Renacimiento. Admirador de Savonarola (1452–1498), ingresó en la Orden de los Dominicos (1502–1504); pero sintiéndose insatisfecho con su espíritu, regresó a Grecia, y pasó once años en el Monte Atos (1505–1516). En 1516 fue a Rusia por invitación del Gran Príncipe de Moscú, que deseaba mejorar el saber ruso. Máximo representaba lo mejor de la erudición cristiana. Era hombre de gran integridad, dedicado a la ortodoxia, intrépido e intransigente en su actitud con la pereza, la ignorancia y los abusos. Tenía algo de la llama que ardía en su maestro, Savonarola. Fue recibido con los brazos abiertos por los No-Poseedores y suscitó el odio de los josefitas, que, habiendo consolidado su posición, atacaron a Máximo como peligroso innovador y crítico de las costumbres rusas. Su arresto y largo encarcelamiento (1531–1551) terminó, para los siglos aún por venir, con la posibilidad de un provechoso cambio de ideas entre Moscú y el resto del cristianismo. Los Poseedores empujaron a la Iglesia hacia el aislamiento y el provincialismo. Su victoria fue confirmada por el Concilio de los Cien Capítulos , convocado en Moscú en 1551, en el que los obispos, en sus réplicas al zar Iván IV (1533–84), afirmaron la supremacía de la ortodoxia rusa sobre la versión griega.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010