К востоку от Старого города находится самая высокая на местности гора Елеонская, или Масличная, отделенная от него Кедронским потоком, к югу - гора Злого совета, или Поле крови, купленное у горшечника первосвященниками за 30 сребреников Иуды. Кедронская долина, которая упоминается в евангельском рассказе о предательстве Иуды (Ин. 18,1), в Библии называется ещё Царской, или Иосафатовой по имени благочестивого иудейского царя (870-848 гг. до Р. Х.). Это место обозначено пророком Иоилем как место последнего Страшного суда Божия над миром: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил. 3, 12). В ожидании исполнения этого пророчества долина с древности превратилась в огромное кладбище с гробницами разных времен и народов. Нам посчастливилось побывать в 2007 году в Святой Земле. Казалось, что после прочитанных книг, просмотренных фильмов всё будет знакомо… Но здесь на каждом шагу возникают недоуменные вопросы и чувство, что на самом деле ты ничего не знаешь! Реальность оказывается совсем иной. Со Святой Землей связана история Ветхого Завета, Нового Завета. На протяжении двадцати веков, которые отделяют нас от тех дней, когда Спаситель был здесь, здесь люди жили, воевали, строили, разрушали, любили и ненавидели. И сейчас здесь бурлит обычная жизнь XXI века со своей суетой, к которой привыкаешь не сразу… Солнечным утром мы поднимаемся на Елеонскую гору и оказываемся на высоте 1200 метров над уровнем моря. Внизу расстилается окутанная дымкой Иудейская пустыня. При виде древних стен Иерусалима в окружении горных вершин захватывает дух, на память приходят стихи псалмопевца: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» (Пс. 124, 2). Певучее название горы звучит необычно. Раньше её чаще называли Масличной или Оливковой горой, потому что здесь выжимали оливковое масло. Что мы о ней знаем? Многие события Священной истории ассоциируются с этим местом. По преданию, именно с Масличной горы голубь принес оливковую ветвь Ною. Сюда же бежал царь Давид от своего сына Авессалома, поднявшего мятеж. На эту гору всегда с особым трепетом поднимались паломники, поэтому уже в 530 году здесь было 24 церкви. До сих пор на горе сохранилось восемь древних олив, которым более 2000 лет, но они дают новые ростки, плодоносят. Это просто вызывает восторг, недоумение и… массу вопросов к ботаникам.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

На прилегающих к Кедрону склонах горы расположено огромное кладбище, самым древним могилам которого около трех тысяч лет. Многие люди из разных концов земли приезжали в Иерусалим незадолго до своей смерти специально для того, чтобы быть похороненными здесь, на склоне Елеонской горы. Дело в том, что именно отсюда, из долины Иосафата, по предсказаниям пророков, начнется воскресение мертвых. Потому что именно здесь, на Елеонской горе в конце времен будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Господь снова придет на землю там же, где простился со Своими учениками и вознесся на небо. В книге Деяния святых апостолов это описано так: …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. (Деян 1:9–12) Но что же это за субботний путь и как далеко Масличная гора находится от Иерусалима? Субботним путем называли в Израиле тысячу шагов, которые благочестивые иудеи могли сделать в день покоя — субботу. По иудейскому закону, один день в неделю нужно посвящать Богу. В этот день нельзя работать и вообще ничего нельзя делать, а можно только читать Библию и молиться. Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен. С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города.

http://foma.ru/goryi-v-evangelii.html

Северная часть Палестины называется Галилеей, центральная Самарией, а южная Иудеей. Протяженность всей этой географической территории в длину составляет 230-250 км, а в ширину от 60 до 120 км. В Галилее расположены горы Кармил и Фавор, за Геннисаретским озером Голанские высоты, в Самарии - Гевал и Гаризим, а в Иудее Неби-Самуел под Иерусалимом и гора Сион в Иерусалиме, а к востоку от него Елеонская (Масличная) гора. На Иудейской возвышенности есть и другие горы. Климат в Палестине разнообразный: средиземноморский, пустынный и горный, и таково же плодородие ее земли. Оно варьируется от изобилия до скудости, и поэтому в Библии эта земля называется и " землей, хорошей и пространной, где течет молоко и мед " , и " землей пустой, иссохшей и безводной " (Исх.3, 8; Пс.62,2). Географическое и климатическое разнообразие Палестины как-будто предсказывало сложность ее истории, о которой мы скажем еще несколько слов. Древнейшими жителями Палестины были амореи и хананеи, которые обитали здесь около XX века до Р.Х. Затем следуют арамеи, жившие в Палестине и Сирии около XIII века, приблизительно с того же времени - филистимляне, по которым сама земля и получила название, а также многие другие этнические группы, упоминающиеся в Библии. Праотец еврейского народа патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до Р. Х. (около 1850 года до Р. Х.) из Месопотамии, из Ура Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий " Тот который видел Бога " , " который стал лицом к лицу с Богом " ) (Быт. гл. 32, 28), по которому и весь еврейский народ получил имя Израи.. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан, названная так по своим тогдашним жителям. По этому обетованию Божьему эта земля и названа землей обетованной, как об этом напоминает великий иудей и великий христианин Павел из Тарса ( Евр.11,9). Потомки Авраама и помимо этого обетования скоро спустились из Палестины в Египет, в то время когда им владели гиксосы (хиксы) (ок.

http://pravoslavie.ru/put/040202155845.h...

В Израиле с автобусом нам сразу не повезло. Сначала гид-сионист, а потом пассажиры… Но их можно понять. Нон-стоп по жаре, ночная служба в Иерусалиме, окунание в Иордан… Последняя остановка – Магдала – экскурсия закончилась слишком рано. И нам предложили: или сейчас же в порт Хайфа и обратно на борт, за шесть часов до отплытия, или же еще есть возможность по пути заскочить на Фавор. Бесплатно. Решайте. «За» было только четверо. Самых молодых. Мы расстроились. Но нас выручил гид. — Не вопгос, ребята. Я звоню в контогу, она пгисылает такси, ми едем в погт, такси тем же магшгутом заезжает на гогу, ви молитесь или шо ви там делаете, я не имею понятия, и раньше всех ви уже отдыхаете на когабле? Семьдесят долларов, — слово «доллар» он произносит чисто. — Ви пгавы, пусть пятьдесят. Через три минуты такси – шикарный белый мерседес (белый мерседес! – у нас в то время на таких рассекали только братки) подъехал к автобусу. Красавец-араб – гостеприимный, как Мимино – распахнул дамам двери. «Вот, настоящий мультикультурный интернационал», — подумал я. Поцеловали родителей и стали перегружать из автобуса вещи. Это заняло некоторое время. Во-первых, больше суток в чужой стране требует известного количества личных вещей. И необходимые атрибуты паломника. По пятилитровой бутыли иорданской воды на семью. Пара полиэтиленовых пакетов с камнями и святой землей: Масличная гора, Вифлеем, берег Генисаретского озера, Капернаум, Магдала… Пальмовые ветви с Иордана. И – главная святыня паломника на Святую Землю – вино из Каны Галилейской. В Кане задавались исконно русским вопросом: сколько взять. Посчитали всех московских друзей, знакомых батюшек. Решили – четыре. По восемь бутылок в каждом ящике, ящики получаются небольшие, по два ящика на сильного молодого мужчину – всего четыре. Мерседес просел, водитель крякнул, мы поехали. Фавор нас встретил теплым закатом, я снял несколько удачных фото. Впрочем, пришлось постараться и на поиск удачного ракурса пришлось потратить время. Ехали обратно не спеша, ветер в открытые окна. Молчали. Непривычно ровные дороги… Красивые сумерки… Потом разговорились.

http://pravmir.ru/pervoe-pravilo-palomni...

Здесь определяют то место, где Иисус проходил чрез засеянные поля в день субботный, ученики же его взалкали и начали срывать колосья и есть, что самое навлекло на них нарекание от фарисеев, говоривших, что этого не должно делать в субботу. Здесь излились из уст Спасителя эти утешительные для человечества слова: «Милости хочу, а не жертвы!» – и что «суббота сотворена для человека, а не человек для субботы», – а закоснелые сердцем не узнавали в Учителе, говорящем им эту истину, Того, Кто более Церкви и Закона ( Мф 11:1–10 ). Это место обозначено издавна посаженным масличным деревом. Тут, налево, у подошвы гор деревня Тор-Ан. Через час езды по долине дорога расходится в две стороны, одна налево, к северной части озера Тивериадского, это бывшая Капернаумская дорога; а другая направо, в Табарию или Тивериаду. Намереваясь там ночевать, мы послали туда передового для заготовления квартиры, а сами направились на Капернаум. Направо от нас было видно на горе селенье Луби, а налево между гор Немерин. Мы ехали по совершенно запустелым полям, поросшим тернием, но почва их – чернозем. Через 25 минут от поворота, когда мы несколько поднялись, вдруг открылся богатейший ландшафт: – На ближнем плане является в виде трапезы гора Хиттинская, называемая со времен Иисуса горою Блаженств, в воспоминание Божественного поучения, произнесенного на ней Спасителем к собранному вокруг него народу: « Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное!» За нею выходит как бы из-под земли, углом, черное темя обрывистой скалы Тивериадского берега, а далее блистает часть Тивериадского озера; в конце горизонта расстилается увенчанный снегом Эрмон, примыкающий к цепи других гор Анти-Ливана. Я срисовал этот вид. Тут начинается чрезвычайно живописный спуск с крутизны горы Блаженств. Берег Тивериадского озера развертывается более и более. У подошвы горы Блаженств, по ту сторону лежит прекрасно набросанное селение Хеттын, окруженное кактусом и осененное пальмами. Остановимся перед горою Блаженств. Это самое место было свидетелем совершенного истребления армии крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Из земли этой со всеми ее правами, дорогами, оградами, угодьями, постройками и из всего того, что относится и приписывается к ней, а равно и из всех законно принадлежащих ей прав, – она делает правильный законный вакуф, ясно установленный и обязательный к соблюдению, – вакуф, которого имя не сотрется и след не исчезнет и который по прошествии времени и веков утвердится и увековечится. Таковое положение будет соблюдено во веки веков, пока Господь не унаследует землю и на ней находящихся, ибо Он – Лучший Наследник. Основательница учредила сей вакуф в свою пользу пожизненно. Она будет пользоваться им, живя в нем и помещая (других), его доходами и всеми законными вакуфными выгодами. После нее (вакуф перейдет) – к бедным монахам и паломникам православного вероисповедания, русским подданным, проживающим при Русской церкви в деревне Эт-Тур (Масличная гора) и прибывающим к ней для поклонения во всякое время, покуда они будут существовать, век за веком и поколение за поколением, с тем, что если кто-либо из них умрет, то причитающаяся ему доля переходит к остальным названным бедным монахам и паломникам. Они также будут пользоваться им, живя в нем и помещая (других), его доходами и всеми законными выгодами вакуфа. Если не останется ни одного из лиц, в пользу которых сделан вакуф, то он перейдет к тем из бедных монахов и паломников упомянутых вероисповедания и подданства, которые будут проживать внутри «Москобие» (Русских Построек), находящейся вне стен Иерусалима, со стороны Хевронских (Яффских) ворот, и известной под именем «Москобие Кадиме», к тем (монахам и паломникам), которые будут прибывать в нее (в Москобие) во всякое время с целью поклонения. Если никого из них не окажется, то вакуф поступит в пользу русских бедных монахов и паломников, названных вероисповедания и подданства, проживающих в каком бы то ни было городе или деревне в черте Палестины и прибывающих во всякое время для поклонения. После них – в пользу бедных русских сказанных вероисповедания и подданства вообще, находящихся в России; затем после этих – в пользу бедных Православной Иерусалимской Общины исключительно, после них же – в пользу бедных г. Иерусалима вообще. Если их не окажется, то в пользу бедных вообще, где бы они ни были. Лица, в пользу которых учрежден вакуф, будут также пользоваться им, живя в нем и помещая (других), и всеми его законными вакуфными выгодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ковчег остановился, по словам текста еврейского и LXX, „на горах Арарата“, что Вульгата переводит: „на горах Армении“ ( Быт.8:4 ). Есть два главных мнения по вопросу об отождествлении Арарата. – 1° Самое распространенное мнение то, что ковчег остановился на горе Массис (Massis), которой европейцы дают самое название Арарата. Турки называют ее то Agri-Dagh, „горою, имеющею крутой скат“, то Arghi-Dagh, „горою ковчега“, а персы Koh-i Nouh, „горою Ноя“. Арарат примыкает к цепи гор, многие вершины которых возвышаются до 2500 и 2600 метров, но он „кажется стоящим совершенно изолированным, так величественны его размеры. Его высота на 5,160 метров выше уровня моря и на 4350 метров выше селения Аралиха, в равнине Аракса. От Аралиха до вершины скат не прерывается никаким· контрфорсом. Малый Арарат (3960 метров) находится на юго-восток от большого конуса, с которым он соединяется довольно высоким ущельем. Предел вечных снегов на Арарате остается на очень значительной высоте, летом на большом Арарате снег почти не опускается ниже 4000 метров высоты, между тем как малый Арарат вполне освобождается от него“. 1126 Главный довод, который можно указать в пользу мнения, что Агри-Даг есть цепь, упоминаемая в книге Бытия, тот, что имя Арарата, кажется, действительно обозначает Армению. 1127 –2° По второму мнению гора ковчега есть Джуди-Даг. 1128 Оно представлено в таких выражениях патером Шейко: „Налево от нас (в Zakho), вдали, мы были, поражены прекрасной и значительной цепью гор Зезана, увенчанной вечными снегами. На одной из этих вершин, Джуди, остановился ковчег Ноя, по преданию, наиболее приобретшему себе доверие среди жителей Востока. Один доминиканский патер защищал вероятность этого мнения, показывая, что оно лучше разрешает трудности библейского текста. Масличное дерево растет довольно близко от вершины Джуди, между тем как нужно сойти очень низко, чтобы встретить его у подножия гор Армении. Онкелос, Самарянский перевод, Пешито, равно как Бероз, цитуемый Иосифом Флавием 1129 передавали еврейское Арарат чрез Kardu, что означает в действительности эти горы Курдистана. Еврейское довольно неопределенное слово Арарат не противоречит этому мнению: Вульгата перевела его чрез montes Armeniae; можно понимать Армению в широком смысле, включая в нее горы Курдистана, где находится Джуди. Курды, полудикие народы, еще и теперь являются обитателями этих гор“. 1130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Привязанного у ворот», на перекрестке (стих 4). Точнее: «у ворот, близ самой дороги, которая шла мимо дома» ( π το μφδου). «И привели» осла (стих 7). По свидетельству Евангелия Марка как будто выходит, что Господь совершил вход в Иерусалим только на молодом осле: об ослице, о которой говорит евангелист Матфей, Марк не упоминает. Этим, однако, он не говорит, чтобы ее при шествии Христа не было. Он дает понять, что Господь ехал именно на молодом осле – ослица же могла идти рядом. При этом евангелист Марк замечает, что на этого молодого осла еще никто не садился (см. комментарии к Мф.21:4–5 ). «Ветви с дерев» (стих 8), точнее: «подстилки, сделанные из зелени, которая росла на поле» ( στιβδας κψαντες κ τν γρν). Масличная гора в то время, как и теперь, была возделываема земледельцами, и на ней было немало растительности всякого рода. «Благословенно грядущее» ( «во имя Господа» – в лучших списках не имеется) «царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (стих 10). Это значит, что народ признавал Христа законным потомком Давидовым, в Котором и с Которым должно наступить всеми ожидаемое обетованное Царство. Читатели Евангелия Марка до сих пор несколько раз читали о «Царстве Божием» ( Мк.1:14, 4:11, 9:1 и др.), которое должно скоро наступить ( Мк.1:15 ). Если же теперь народ называет приближающееся царство «Давидовым», то этим он хочет сказать, что Бог поставил Царем этого Божия Царства Иисуса, Которого слепой назвал Сыном Давидовым ( Мк.10:47 ), и что открытия этого Царства нужно ожидать в ближайшем будущем. «Осмотрев все...» (стих 11). Согласно Евангелию Марка, Христос в день входа за поздним временем не приступал к учению, а только внимательно осмотрел все, что делалось в храме. Очевидно, по представлению Марка, чего-либо особенно важного в тот день не было сделано Христом, хотя евангелист Матфей запомнил некоторые чудеса, совершенные в тот раз Христом ( Мф.21:14 ). Мк.11:12 .  На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Мк.11:13 .  и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 2006 году готовится к изданию новая книга об афонском старце Паисии. «НС» предлагает отрывки из этой книги. Схимонах Паисий был не только смиренным, но и очень находчивым. На вопрос одного клирика, можно ли священнику не носить рясу, схимонах Паисий показал масличное дерево, с которого была содрана кора, и ответил: «Древа сбросили свой наряд, посмотрим, сколько уродят». А потом еще: «Поп безряственный — видать, безнравственный». О других примерах находчивости, а также рассудительности, доброты и смирения читайте сначала на страницах «НС», а потом и в самой книжке, когда она выйдет («Житие Старца Паисия Святогорца». Москва. Изд-во Святая Гора).   Что христиане знают об исламе, а мусульмане — о христианстве? И в чем наши представления друг о друге категорически неверны? Есть ли у мусульман понятия греха, покаяния, таинств? На эти вопросы просто, очень просто отвечает религиовед, преподаватель Московской духовной семинарии и ПСТГУ Юрий Максимов. Свт. Григорий Богослов с уважением относился к философии, не смущаясь тем, что ее называли языческой мудростью, и призывал наполнить философию христианским содержанием, т.е. сделать философию христианской. Доктор психологических наук, профессор Борис Братусь считает, что христианской может быть и психология. В своей концепции он опирается на авторитет М.В. Ломоносова, говорившего, что «Господь дал людям две книги: Св. Писание и мир в натуре. Толкователи первой — богословы, второй — ученые». И задача психолога, как любого ученого, по мнению Б. Братуся, познание Божьего творения. О том, как начиналась отечественная христианская психология, читайте в интервью с профессором Братусем. Сколько закатов у Европы? Освальд Шпенглер еще в начале XX в. говорил о духовном кризисе европейского мира. По наблюдениям русского путешественника Н.Т., побывавшего осенью прошлого года в Италии, кризис продолжается. Один из его признаков — принцип толерантности как руководящий принцип жизни европейца. Простой пример: в храмах Западной Европы христианские святыни и музейные экспонаты часто уравнены в своем достоинстве. А у культурного европейского человека появилась еще одна святыня — «общечеловеческие ценности», которую он предпочитает всем остальным. Это очень удобная «святыня», она позволяет сохранять равнодушие ко всему, кроме себя с чувством собственного достоинства. Заметки русского путешественника комментируют писатель Елена Чудинова, которая знает западную жизнь не понаслышке, и священник Василий Секачев.

http://patriarchia.ru/db/text/77318.html

Собор построен в неовизантийском стиле. Мощный четверик основного объема завершен сегментированным октагоном барабана с тремя окнами в каждой грани. Общее число окон, таким образом, составляет 24. Как писал о. Антонин «вторым [Бизелли] выстроена прекрасная церковь - моя маленькая «Святая София» с куполом в 24 окна, только его смелости обязанная своим бытием». К каждой из четырех стен основного объема, ориентированных по сторонам света, примыкает пятигранная апсида. В восточной устроен алтарь, отделенных от пространства храма одноярусным беломраморным иконостасом. К западной апсиде примыкает почти квадратный в плане притвор, особенно выигрышно подчеркивающий с этой стороны устремленность здания ввысь, несмотря на довольно тяжелые, в целом, его пропорции. С 1914 по 1917 г., когда на постой в монастырь были определены турецкие солдаты, храм был опечатан, и службы в нем не проводились. С переходом Иерусалима под власть британского мандата службы в соборе возобновились. В 1927 г. собор был поврежден при землетрясении. По стенам пошли трещины. Возникла необходимость в ремонте и укреплении здания. Следы этого ремонта в виде заделанных трещин и поныне видны на внутренних росписях храма. К святыням храма относятся находящиеся в правом крыле собора, в мраморных киотах с золочеными колонками, привезенные из России чудотворные иконы " Елеонская Скоропослушница " и " Взыскание погибших " , а также частички мощей многих святых. В левой части – могила о. Антонина, умершего 24 марта 1894 г. Снаружи, у южной стены притвора, установлен перенесенный сюда камень с отпечатком стопы Богородицы, оставшимся в том месте, откуда она прозревала Вознесение Господне. У северной стены алтарной апсиды – могила о. Парфения, злодейски убитого в ночь на 15 января 1909 г. По состоянию на январь 2009 г. в соборе идет ремонт. Купол забран лесами, иконостас разобран, по-видимому, для отмывки и реставрации икон, которая проводится насельницами монастыря. Источники см. здесь . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=11557

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010