– А это, – спрашиваем мы его, – прямо по дороге что за здание? – Греческий монастырь. Мы сейчас остановимся у него поить лошадей. Действительно, вскоре наша возница подъехала к источнику воды. Мы вышли из коляски и направились к монастырю, связанному с памятью пророка Илии. За монастырской оградою виднелся большой масличный сад. По преданию, здесь отдыхал строгий пророк, когда он бежал от израильского царя Ахава. Один из встретивших нас греческих монахов прочитал в церкви краткую молитву и дал нам поцеловать крест, причем, показывая на блюдо, очень понятно сказал по-русски: – Давай! давай!.. За особую плату монахи записали наши имена для поминовения и одарили нас четками из масличных косточек и бумажными образками российского изделия. Следующая остановка была у каменного памятника Рахили с белым куполом. Эта «одинокая гробница вниманье путника зовет» своею печальною историей. Здесь умирает мать при рождении ребенка; здесь же, через девятнадцать веков, она плачет и рыдает, когда убивают ее детей ( Матф. 2: 18 ). Вскоре мы прибыли на распутие трех дорог: вправо шла дорога в Бет-Джалу, влево – в Вифлеем, а прямо – в Хеврон. Мы решили посетить место рождения Христова на обратном пути в Иерусалим, а потому поехали прямо к городу ветхозаветных патриархов. Да и приличествует сперва побывать у святых праотец, а потом уже на месте рождения Сына Авраамова ( Матф. 1: 1 ), как и православная церковь перед праздником Рождества Христова сперва вспоминает Авраама, Исаака, Иакова и других прародителей Спасителя мира. За Вифлеемом возвышалась вершина Джебель-Фуредис, царившая над соседними горами. Иосиф Флавий говорит, что на верху этой горы Ирод Великий построил себе дворец и город Herodia. Будто бы здесь он и погребен был. Замечательно, какое сочетание двух противоположностей на пространстве каких-нибудь шести-семи верст! С одной стороны, пышный дворец Ирода Великого на одной из гордых вершин Иудеи; с другой – смиренные ясли Христа Спасителя в подземной пещере Вифлеема! Предполагают, что гора Фуредис есть потухший кратер вулкана. В таком случае в своем «вознесшемся до неба» ( Матф. 2: 23 ) Иродиуме Ирод Великий мог бы сказать в прямом и переносном смысле известную классическую фразу: Nous dansons sur le volcan (мы танцуем на вулкане).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1911-1912 гг. Гефсиманский сад был обращен в скит. В комплекс Гефсиманского скита входит часовня Вознесения Господня на горе Елеон. Именно такое название, следуя палестинской топографии, получила возвышающаяся скалистая гряда по берегу Малой Никоновской бухты. И валаамские гости, также как и паломники во Святую Землю, поклонившись святыням Гефсиманского сада, непременно совершали восхождение на Елеон «Масличную» гору (от греческого слова елей –«оливковое масло») или, как ее еще называют, «Гору Вознесения». Валаамская гора Елеон, расположенная над Гефсиманским скитом, поднимается над уровнем Ладоги более чем на 30 м. «Спрятавшись» под крутым обрывом этой евангельской горы, расположен поклонный крест, который виден при переходе через Кедронский поток. Это одно из красивейших мест Валаамского архипелага. Точно так же и в Палестине с горы Елеон, самой высокой в окрестностях Иерусалима, открывается захватывающий вид на древние холмы, скалы, ущелья и широко раскинувшийся святой город. Здесь, на Валааме, в нач. XX в., когда создавался комплекс Нового Иерусалима, лес был ниже и прозрачнее. Поэтому с вершины Елеона, в символическом соответствии с прообразом, также был виден Воскресенский скит, расположенный на горе Сион с его золотыми главками и красными стенами в окружении диких скал и вод. В 1912 году, когда строительство Гефсимании на Валааме подходило к концу, в этом живописнейшем месте была поставлена часовня Вознесения Господня. Автор ее проекта неизвестен, но архитектурное — равно как и цветовое — решение выдержано в едином стиле с церковью Гефсиманского скита. Часовня представляет собой простое, квадратное в плане, рубленное из бруса «в лапу» и обшитое тесом здание. В его декоре использована накладная резьба, которая идет вдоль карниза, по стойкам крыльца и по наличникам окон в куполе. Резные двери и наличники больших окон — утрачены. Достаточно нарядно выглядит вход в часовню: это открытое крыльцо под двускатной кровлей, опирающейся на 6 столбов, с фронтоном в виде «бочки», боковое ограждение крыльца имеет оригинальный, как бы «плетеный» рисунок.

http://sobory.ru/article/?object=08687

Колокольня представляет собой квадратную в плане четырехъярусную башню изящных пропорций, высота ее 64 метра. Благодаря своему местоположению почти на вершине Масличной горы колокольня видна за много верст с разных сторон и известна под названием «Русская свеча». В 1885 г. для колокольни был привезен по морю (на пароходе «Корнилов», вышедшем из Одессы 12 марта 1885 г.), а затем принесен в Иерусалим на руках 308-пудовый Елеонский колокол, отлитый на пожертвования соликамского купца Рязанцева. Перенос колокола на Елеон о. Антонин описывал так: «И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения. По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучшего. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извивавшиеся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонников это не было препятствием, а во время остановок они пели «Спаси Господи люди Твоя», при громогласном упоминании имени обожаемого монарха». Колокол принесли на Масличную гору 7 февраля 1885 г. В наиболее широкой части он имеет диаметр 213 см. Высота его составляет около трех метров. Стенки колокола украшены горельефами. Понизу идут две надписи, нижняя из которых гласит: «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов]».

http://sobory.ru/article/?object=09372

На берегу Средиземного моря открыты руины Кесарии времен царя Ирода Великого. А по дороге можно увидеть Армагеддон — место у холма Мегиддо, где, согласно Апокалипсису, на исходе времен произойдет последняя битва сил добра и зла. Ключевым моментом программы паломничества по стопам игумена Даниила стало участие россиян в древнем чине освящения вод Иордана, который ежегодно совершает в Крещенский сочельник Патриарх иерусалимский и свидетелем которого 900 лет назад стал Даниил. Многотысячный поток верующих к месту Крещения Господня был шире самого Иордана. В этом месте по реке проходит граница Израиля с королевством Иордания — и спуск к воде прегражден решетками. Небольшой проход израильтяне открывают только накануне Крещения. Но, поскольку желающих омыться в священных водах собралось огромное множество (по меньшей мере, половина из них оказались выходцами из России, стран СНГ и Балтии), самые отчаянные, презрев ограду, организовали «дополнительный вход» в реку. Над Иорданом зазвучали радостные возгласы и пение на русском языке, поддержанные с иорданской стороны представителями российского посольства. Многим паломникам особенно запомнились также ощущения отрешенности и суровой безмятежности на желтой скалистой горе Искушений и мягкие очертания цветущей зеленью горы Фавор. Ее и сегодня можно легко узнать по описанию игумена Даниила: «Фаворская гора чудно, дивно, несказанно и красиво уродилась у Бога. Она красиво и величественно посреди красивой равнины стоит, как круглый стог. Она красивее всех других гор. По всей Фаворской горе растет много всяких деревьев: смоковных, рожков, масличных». Высоту Фавора Даниил оценивал так: «выше, чем человек может с нее четырежды пустить стрелу, а если вверх стрелять, то и за восемь раз не дострелишь до ее верха». «Восходить на нее по камням трудно и опасно, приходится руками на нее лезть, путь очень тяжек. С третьего по девятый час добирались до самого верха, хотя шли быстро», — вспоминает игумен. Сегодня на вершину горы по извилистому серпантину можно доехать за считаные минуты.

http://patriarchia.ru/db/text/186555.htm...

Нравственное состояние палестинской паствы, долгие годы лишенной пастыря (св. Кирилл 13 лет пробыл в ссылке), было очень расстроенным. Св. Григория здесь встретили с подозрением. Св. Григорию пришлось здесь сталкиваться и бороться с Аполлинаризмом. Из Св. Земли он вынес тяжелые воспоминания и не одобрял обычая паломничать туда, особенно у женщин. Прежде всего, ввиду опасности для чистоты и целомудрия, связанных с такими путешествиями. В Палестине изобилует грех и всякое нечестьенечестие... Но Григорий указываег и другую причину: " зачем стараться делать то, что не делает ни блаженным, ни к Царствию небесному близким " ? Ведь Господь не заповедывал путешествия в Иерусалим, как доброго дела... " Да и что большого получит тот, кто побывает в этих местах, — точно Господь доселе телесно в них обитает, а от нас удалился, или будто Дух святой обитает среди иерусалимлян, а к нам не может прийти... Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить... А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе или на горе Масличной, или под памятником Воскресения, — ты столь же далек от принятия Христа в себя, как и тот, кто не исповедывал и начала веры " ... Напротив, " поистине в сердце того, кто имеет Бога, находится и Вифлеем, Голгофа, гора Елеонская, Воскресение " Что новаго узнаешь в Иерусалиме, — спрашивает Григорий. " Что явившийся Христос был истинный Бог, — это мы исповедывали прежде, чем были на месте и после сего эта вера не уменьшилась и не увеличилась. О вочеловечении чрез Деву мы знали и прежде, чем были в Вифлееме. И воскресению из мертвых мы веровали прежде, нежели видели гроб. Что истинно было Вознесение, исповедано прежде, нежели увидели гору Масличную " Эти размышления очень характерны для св. Григория: важнее " из тела путешествовать ко Господу, нежели из Евпадокии Каппадокии в Палестину " В 381 г. св. Григорий присутствовал на 2-ом Вселенском Соборе.

http://sedmitza.ru/lib/text/538110/

Обратимся к другому месту Апокалипсиса, дающему возможность еще точнее определить время его происхождения. Было бы странно, если бы автор его, описывая предстоящие мировые судьбы и упоминая о Иерусалиме, долженствующем пасть как бы в начале мирового переворота, им отмечаемого, не упоминал бы о Риме, от которого должен он пасть. Но, ежели нет в пророческом повествовании его самого имени Рима; то это не значит, чтобы о Риме в нем вовсе не упоминалось. Рим почитался тогда до того преобладающим над всеми городами и приковывающим к себе всеобщее внимание, что его не почитали даже нужным называть по имени, когда заходила о нем речь. Стоило только заговорить о городе в противоположность его миру (orbi et urbi), о городе в противопоставлении другому городу или месту, о „великом городе“, чтобы всем было ясно и несомненно, что говорится о Риме. И действительно в Апокалипсисе мы встречаем указание на Рим, как на „великий город“ (Urbs Magna), а затем встречаем его в образе зверя, жены, сидящей на звере, Вавилона великого, матери блудниц и мерзостей разных. „И повел меня в духе в пустыню: и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными‚ с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в пурпур и багряницу... и на челе ее написано было имя: тайна, Вавилон великий‚ мать блудницам и мерзостям разным. Я видел что жена упоена была кровью святых и свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим “ (XVII, 8–6). Автор не считает нужным скрывать, кто подразумевается под женою, сидящею на звере багряном. „Жена, которую ты видел, говорит ему ангел, есть великий город, царствующий над земными царями“ (ст. 18). „Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена“ (9). Так как под словом гора подразумевается всякое вообще земное возвышение в роде, напр., Масличной горы, составлявшей бесспорно только холм, а не гору в собственном смысле слова, то и здесь речь идет очевидно о семи холмах, на которых расположен был город, в котором нельзя уже не усматривать семихолмный Рим. Другое определение этого расположенного на семи холмах великого города столь же ясно указывает на Рим. О каком ином великом городе, кроме Рима можно было сказать в первом веке по Р. Хр., что он „царствует над земными царями“? Упоение жены или великого города „кровью святых и свидетелей Иисусовых“ в свою очередь совершенно ясно указывает на гонение при Нероне, в котором погибли не только святые, т. е. христиане вообще, как принято было называть их, но и двое апостолов – „свидетелей Иисусовых“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Отделяющий город от Елеона большой овраг в разных местах на всем своем протяжении носит разные названия. С севера, от горы Скопус до Гефсиманской Гробницы Божией Матери он называется долиной Кедронской. Название Кедрон происходит от еврейского слова «кедар» (темнота). То есть Кедрон – «темный», ибо протекает в темной долине. Кедронский овраг начинается у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, затем идет вниз, на юг, вдоль восточной стены Старого Города, отделяя его от горы Елеон. Эту часть Кедрона называют еще по-другому долиной Иосафата – по находящемуся здесь мавзолею древнего царя, чье имя в переводе с еврейского означает «Бог судит»). Первое, что здесь бросается в глаза, это скопление кладбищ – мусульманских, теснящихся под самой городской стеной, и еврейских – по противоположным елеонским склонам оврага. Это – Юдоль плачевная. Здесь, по библейскому обетованию, состоится Страшный Суд. В самой глубине оврага вьется высохшее русло Кедронского потока (не более 2–3 м шириной). Даже в зимний период дождей мы, в отличие от паломников прошлого века, можем слышать лишь глухой подземный рокот Кедрона, поскольку ручей давно заключен в трубы. Долина Иосафата, которую многие в память о Страшном Суде представляют в огромных размерах, на самом деле не превышает в длину вдоль восточной стены Иерусалима и одного километра. А в ширину если и составляет в северном своей части, напротив Гефсиманских ворот, «субботний путь иудея», то дальше становится все уже, не достигая в своем продолжении и 200 шагов ширины. Не отвечает долина ни своему «темному» названию – она сплошь усыпана белыми камнями и надгробиями, ни романтическим представлениям о ее крутизне (гора Мориа на 700 м возвышается над уровнем моря, ложе Кедрона залегает лишь на 50 м ниже, да и вершину горы Масличной отделяют от него не более чем 140 м, хотя и довольно резвого подъема). Первое, что мы видим на дне Кедрона, выйдя из Старого Города Львиными воротами и направляясь в сторону Елеона, это греческая церковь , посвященная святому архидиакону Стефану. На этом месте, по греческому православному преданию, был он побит камнями в 34 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Прочие страны Израиль. Иерусалим - Масличная гора. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного (координаты не указаны) Псковская область Псков, город. Псков. Иоакима и Анны на Полонище, церковь Республика Башкортостан Баймакский район. Баймак. Иоакима и Анны, часовня Республика Мордовия Зубово-Полянский район. Ясная Поляна. Иоакима и Анны, церковь Республика Татарстан Лаишевский район. Верхние Кармачи. Церковь Иоакима и Анны Ростовская область Ростов-на-Дону, город. Ростов-на-Дону. Иоакима и Анны, церковь Румыния Яссы. Рэзбоени. Иоакима и Анны, церковь Долж. Крайова. Иоакима и Анны и Харалампия, церковь Рязанская область Рязанский район. Борисково. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Рязань, город. Рязань. Бориса и Глеба, собор (с приделом Иоакима и Анны) Рязань, город. Рязань. Иоакима и Анны, крестильный храм Шиловский район. Заполье. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Скопинский район и г. Скопин. Клекотки. Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Самарская область Самара, город. Самара. Иоакима и Анны на Стара-Загоре, церковь Самара, город. Самара. Иоакима и Анны при бывшем Первом городском шестиклассном училище, домовая церковь Саратовская область Балаковский район. Наумовка. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Саратов, город. Саратов. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Иоакима и Анны Свердловская область Верхняя Пышма (ГО Верхняя Пышма и ГО Среднеуральск). Верхняя Пышма. Иоакима и Анны, церковь Сербия Моравичский округ. Прелина. Иоакима и Анны, собор Рашский округ. Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Церковь Иоакима и Анны Смоленская область Вяземский район. Вязьма. Параскевы Пятницы, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Смоленский район. Буценино. Иоакима и Анны, церковь Ставропольский край Ставрополь, город. Ставрополь. Иоакима и Анны при Краевом перинатальном центре, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=34

Таковы: 1) Бордосский путник 333 г.; 2) Евсевия епископа кесарийского «Об именах местностей в Свящ. Писании» около 333 г.; 3) Иеронима «0б именах местностей в Свящ. Писании» около 390 г.; 4) Павлы (и Евстохия) «О святых местах» около 386 г. (в письме к Марцелле inter epist. Hieronymi 46 у Migne lat. ser. t. 22); 5) Паломничество по святым местам конца 4 в. (около 390 г.) Сильвии (предполагаемый источник для Петра диакона половины 11 в.): 6) блаж. Иеронима «Паломничество св. Павлы» около 404 г.; 7) Евхерия епископа лионского (сконч. между 449–455 гг.) «О некоторых святых местах» около 440 г. (хотя принадлежность сочинения лионскому иерарху далеко не бесспорна); 8) «Описание иерусалимской епархии» около 460 г.; 9) Стефана византийского «О городах» около 500 г.; 10) Феодосия «0 Святой земле» около 530 г.; 11) Прокопия «О постройках Юстиниановых» около 560 г., 12) Антонина из Пьяченцы «Паломничество» около 570 г.; 13) Бревиарий «Об Иерусалиме» около 590 г.; 14) Софрония, патриарха иерусалимского, «Анакреонтические гимны о святых местах Иерусалима» около 637 г.; 15) Аркульфа «Повествование о святых местах, написанное Адамнаном» около 670 г.; 16) Веды Достопочтенного «0 святых местах» около 720 г.; 17) Паломничество св. Виллибальда, около 723 – 726 г.; 18) «Памятная записка о монастырях Святой Земли» 808 г.; 19) Епифания «Описание Сирии и святого города» около 840 г. (на греч. и слав, языках). Не менее важно, что Иерусалим с этого времени становится городом исключительным по своей своеобразности: для всего христианского Востока он служит естественным и привилегированным убежищем всех крупных несчастливцев. Быстро устанавливается и распространяется обычай богатых и благочестивых людей устраивать погребальные склепы и мавзолеи в долине Кедронской и по склонам Масличной (Елеонской) горы, дабы именно там ожидать встретить день страшного суда. Отсюда и множество остатков мозаических полов, иногда с мозаическими эпитафиями, открытых в последнее время и свидетельствующи о том, что Масличная гора некогда на большое пространство была покрыта подобными усыпальницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Иерусалим лежит под 31º47» северной широты и 35º13 " 25» восточной долготы, почти в средине Палестины с востока на запад 9 в 12 ч. пути от Средиземного моря (около 60 верст) и в 8 ч. к западу от Иордана. Он расположен в южной части горной возвышенности, отделяющейся от главного хребта иудейских гор. Это плоскогорье, состоящее из известковых пород и потому бедное водою, местами возвышается на 2500 ф. над уровнем моря: высшая точка Иерусалима – северо-восточный угол города. В Иерусалиме, как и во всей Палестине, различаются два сменяющие друг друга периода – дождливой и сухой: первый продолжается с конца октября до начала мая, второй – от мая до октября включительно. В течение дождливого периода на Иерусалим падает средним числом 52 дождливых дня, количество атмосферных осадков ­­ 30 дюймов. Климат умеряется близостью моря и горным характером местности: средняя температура летом не превосходит 17°, зимою 3°, Зимою бывают и морозы до –2° и выпадает снег, но быстро тает. Самый холодный месяц – февраль, самый жаркий – август. Самый длинный день – 14 1 / 4 часов, самый короткий зимний – 9 3 / 4 часов. Вся площадь, занятая Иерусалимом, по И. Флавию, состояла из четырех холмов: Сион, Акра, Мориа и Везефа. Теперь эти холмы слились; долины, разделявшие их в древнее время, были довольно глубоки, но теперь они засыпаны и застроены. С севера на юг Иерусалим перерезан оврагом, в древности ущельем Тиропеон, которое делит город на две половины: западную – на земле Сион и восточную – на высотах Акра, Мориа и Везефа. С трех сторон Иерусалим окружен долинами: Гионскою и Енномовой – на западе и юго-западе, Кедронскою – на востоке. На севере возвышается холм Скопос, на юге лежит гора Злого Совещания, поднимающаяся над долиною Енномовой. К западу от Иерусалима лежит горная возвышенность Гион, через которую пролегает дорога к Средиземному морю. С востока поднимается, за долиною Кедронской, гора Елеонская, или Масличная. Гора Сион находилась у соединения горных ущелий -Тиропеона и долины Енномовой, к которой она спускалась на юго-западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010