Святыни Елеона Масличная гора Елеон (Масличная гора) представляет собой короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Кряж состоит из трех вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), называется – по важнейшему совершившемуся здесь событию – Горой Вознесения, южная – Горой Соблазна (Σκνδαλον; «скандал» по-гречески как раз и означает не что иное, как «соблазн»). Название горы связано с тем, что на ней Соломон разрешил своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы – соблазн и скандал для иудеев, верующих в Единого Бога. Северная часть Елеона носит название Малой Галилеи. Здесь, по преданию, был постоялый двор, на котором останавливались пришельцы из Галилеи, в том числе святые апостолы. Именно к этому месту относятся слова Ангела, сказанные в пасхальную ночь женам-мироносицам: идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (Воскресший Христос) предваряет вас в Галилее; там Его увидите ( Мк. 16, 7 ). Обращенные к Иерусалиму, западные склоны Елеона (считается, что гора находится от города на расстоянии «субботнего пути» – той тысячи шагов, которые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу) и сейчас сохранили остатки масличных (оливковых) рощ, от которых пошло название горы. Восточный склон переходит постепенно и почти незаметно в Иудейскую пустыню, так что Елеон и сегодня, как во времена апостолов, остается границей расширения Иерусалима в восточном направлении. В ветхозаветные времена на вершине возжигались огни – в знак наступившего новолуния, совершались соответствующие «календарные» жертвоприношения. Склоны горы еще в ханаанский, добиблейский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго Храмов (Х в. до н.э. – I в. н.э.) представители еврейской духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы, становившиеся подчас подлинными памятниками архитектуры – вроде Мавзолея Авессалома. Древние кладбища и ныне используются для погребений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Кармил Кармил (=место садов, плодоносное поле, земля богатая садами и плодоносными деревьями; Χερμλ, τ Καρμλον ρος, Κρμηλος; Carmel, Carmelus; Хермелъ, Кармилъ, Хермель, Кармель, L: Charmel, Carmel): а., Нав.12:22, 19:26 . 3Цар.18:19–20 . 4Цар.2:25, 4:25 . 2Пар.26:10 . Песн.7:5 . Ис.33:9, 35:2 . Иер.2:10, 46:18, 48:33, 50:19 . Мих.7:14 . Ам.1:2 . Наум.1:4 . – Гора Кармил, лежащая в пределах колен Асирова и Манассиина, верхним или северным концем своим выдающаяся в Средиземное море, а южным упирающаяся в горы Самарийские. Это большая, обильная водами, прекрасная видом и богатая растительностию гора Палестины; она отделяет собой равнину Ездрилонскую от великой равнины Саронской, идущей вдоль берега Средиземного моря. Начинаясь северо-западным концем своим ниже Акко или Птолемаиды, при устье Кисона ( 3Цар.18:40–42 ), у городов Кайфа (Ифа Евсевия – Onom. φεθ) и Сикаминос ( Нав.19:12, 26 ), она идет почти прямой линией на юго-восток, до гор Самарийских. Высота ее считается в 1600 футов, а от поверхности моря до 2000 футов (Hop. IV. р. 274). Вся она в древности была покрыта густыми лесами, лугами, пастбищами и плодоносными полями, внизу лавровыми и масличными деревьями, вверху – сосновыми и дубовыми лесами, и везде усеяна прекраснейшими цветами: гиацинтами, жонкилями, тацетами, анемонами, и др., и от этого, вероятно, получила свое название (Кармил с Евр. сад). И в Св. Писании она представляется образцом красоты и великолепия ( Песн.7:6 . Ис.35:2 . Иер.46:18, 50:19 . Мих.7:14 ). По сторонам ее, особенно на западе, к морю, множество находилось пещер и гротов, которые в древности служили, может быть, и складочным местом товаров, как Меара – для финикиян, и были убежищем от преследования ( 3Цар.18:4, 13 ). Здесь укрывались и разбойники, и другие преступники ( Ам.9:3 ). Но что для нас особенно достопримечательно, гора эта служила местопребыванием св. пророков, Илии и Елисея. Здесь пророк Илие испросил огонь с неба на приготовленную им жертву и посрамил жрецов Ваала ( 3Цар.18:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Скачать epub pdf Глава 21 Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф.21:1–11 ). Очищение храма, исцеление больных, дети восклицающие и возвращение в Вифанию ( Мф.21:12–17 ). Проклятая смоковница ( Мф.21:18–22 ). Откуда Иоанн ( Мф.21:23–27 ). Притчи: о сынах, посланных в виноградник ( Мф.21:28–32 ), и о делателях винограда ( Мф.21:33–41 ). Камень краеугольный ( Мф.21:42–46 ). Мф.21:1 . И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, «Пришли в Виффагию»: это было селение, вероятно, в самом близком расстоянии от Вифании ( Мк.11:1 ; Лк.19:29 ); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Виффагия значит – дом смокв, и называлась так, вероятно, от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманиею; Виффагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел чрез самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее. Мф.21:2 . сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; «В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Виффагии, и селение, которое было пред ними, была, без сомнения, Вифания. – «Найдете ослицу и молодого осла»: в Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только для войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности и уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в Свою столицу на осле, эмблеме мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В древности гора эта имела вид острова, будучи отрезана от материка каналом, прорытым через перешеек персидским царем Ксерксом, во время войны его с Грецией, в видах более удобных сообщений персидского флота; но впоследствии искусственный канал завален, и теперь едва только заметен след его. Пространство Афонской горы – от 80 до 100 верст в длину и около 20 верст в ширину; а высота горных вершин, нередко покрытых туманом, более 2-х верст над уровнем моря. По середине Афона тянется узкий хребет, по которому пролегает дорога. По обеим сторонам этого хребта вся местность Святой горы изрыта бесчисленными потоками и оврагами, которые, пересекая друг друга в различных направлениях, представляют взорам путешественников самые разнообразные виды, но зато самое путешествие делают очень трудным. Почва Святой горы камениста и суха, лишь с редкими потоками, животворно орошающими ее, и только при подошвах гор находятся небольшие участки плодородной земли, возделываемые трудами иноков, образовавшиеся из наносов окрестных горных кряжей, химически разлагающихся от дождя, солнца и воздуха. Климат на Святой горе здоровый, освежаемый от знойных лучей полуденного солнца влажным дыханием окрестного моря. Горные вершины, задерживая и сгущая около себя поднимающиеся к ним морские испарения, обращают их или в быстрые нагорные потоки прозрачной воды, или в освежающие землю и воздух дожди. Снег появляется там зимой на несколько лишь дней и только на самых высях Афона держится дольше. Растительность горы разнообразна, но не обильна: каменистая почва дает мало пищи для трав и деревьев, только на одной половине горного хребта Афонского растет строевой лес, на другой же половине хребта растительность самая скудная; по местам растет кустарник, но в концу горы и того нет; лишь на покатостях и отлогостях в изобилии растет лавровое и камарневое (ложечное) дерево, да плющ лоснящейся своей зеленью пышно прикрывает наготу скал. У подошвы же гор, вокруг келлий, виднеются ореховые, смоковничные, масличные, каштановые, кипарисовые и разные фруктовые деревья, виноградные лозы и огороды с овощами, разведенные трудами пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава X. Наблус. – Сихем. – Сихарь «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близь участка земли, даннаго Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя». ( Ин 4:5–6 ) Вскоре от Рафидии, при спуске с горы, развертывается в живописной, покатой долине Наблус, окруженный масличными, шелковичными и смоковничными рощами. Наблус есть Библейский Сихем, один из первобытных городов Земли Обетованной, современный Салему Мельхиседекову. Пастырские сцены Книги Бытия происходили в долинах Сихема. Патриарх Авраам, отец многих языков, является на них первый с своими кочевыми шатрами, идя, по повелению Божию, из Харана: «По земле сей Авраам прошел до места Сихема до дубравы Море. В земле сей жили тогда Хананеи. И явился Иегова Аврааму, и сказал ему: потомству твоему отдам я землю сию; и тут создал он жертвенник Иегове, который явился ему» ( Быт 12:6–7 ). Вот и другой патриарх, Иаков, приходит с подвижным домом своим и со стадами перед Сихем; он покупает у Эммора, отца Сихемова (чьим именем назывался город), то поле, на котором были разбиты его шатры; воздвигает здесь жертвенник и призывает имя Бога Израилева. После отмщения, совершенного сынами Иакова Сихему, властителю этих мест, за поругание, нанесенное их сестре Дине, – Иаков решился оставить Сихем, он переменил ризы свои для очищения, повергнул чуждых богов, зарыл их вместе с серьгами своих домашних под теребинтом, возле Сихема, – и удалился чрез Вефиль, Салем и Вифлеем в Хеврон, поразив ужасом жителей Сихема, которые не дерзали его преследовать. Собственность Иакова, приобретенная им возле Сихема, осталась неприкосновенною, и он из Хеврона посылал часть стад своих пастись в долине Сихемской под надзором детей своих. В окрестностях этой пастбищной долины происходило трогательное событие продажи Иосифа купцам измаильтянским, проходившим с верблюдами путем в Египет, с грузом благовоний. Дорога эта и теперь караванная, между Египтом и Сириею. Сихем обнесен огромными горами; две из них высочайшие, отличительны от прочих: к северу – Гевал, к югу – Гаризим: гора Проклятий и гора Благословений, Моисей перед переходом израильтян чрез Иордан в Землю Обетованную, в предсмертном завещании своем сказал им: «Се аз даю пред вами днесь благословение и клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Святая гора Афонская, по географическому её положению, находясь у восточных берегов Македонии, в пределах Турецкой империи, выдается с трёх сторон в светлые воды Архипелага; с северо-запада соединяется с материком Македонии незначительным перешейком, перерезанным Ксерксом, который, предпринимая войну с Грецией, отделил Святую гору от материка каналом, для удобного сообщения флота от залива Монте-Санто с Контессо. Пространство Святой горы в длину до 80, а в поперечнике до 20 верст, инде более и менее. Высота самой главной горы, венчающей её южную оконечность, простирается до двух верст в отвесе над уровнем моря. Местности Святой горы изрыта бесчисленными логами и оврагами, которые, пересекаясь в различных направлениях, представляют взорами. путешественников разнообразные виды, но за то самое путешествие делают очень трудным. Почва Святой горы камениста и суха, лишь с редкими потоками, животворно орошающими ее, и только при подошвах гор находятся небольшие участки плодородной земли, возделываемые трудами иноков, образовавшиеся из накосов окрестных горных кряжей, химически разлагающихся от дождя, солнца и воздуха. Климат на Святой горе здоровый, освежаемый от знойных лучей полуденного солнца влажным дыханием окрестного моря. Горные вершины, задерживая и сгущая около себя поднимающиеся к ним морские испарения, обращают их – или в быстрые нагорные потоки прозрачной воды, или в освежающие землю и воздух дожди. Снег появляется там зимой на несколько лишь дней, а иногда па несколько часов, и только на самых высях Афона держится дольше. Растительность горы разнообразна, но не обильна: каменистая почва дает мало пищи для трав и деревьев; только на одной половине горного хребта Афонского растет строевой лес, на другой же половине растительность самая скудная; но местами виднеется кустарник, но к концу горы и его нет; лишь на покатостях и отлогостях в изобилии растет лавровое и камарневое (ложечное) дерево, да плющ лоснящейся своей зеленью пышно прикрывает наготу скал. У подошвы же гор, вокруг келий, виднеются ореховые, смоковничные, масличные, каштановые, кипарисовые и разные фруктовые деревья, виноградные лозы и огороды с овощами, разведенные трудами пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стало рассветать, и туман совершенно рассеялся. Мы увидели вокруг себя развернувшуюся перед нами «великую равнину Эздрелонскую, или Иезреельскую. Она простирается чуть не от самых берегов Иордана на востоке и до горы Кармила и Средиземного моря на западе, образуя собой, у южного подножия Назарета и гор галилейских, целый промежуточный пояс низин, разделяющий холмистые долины Самарии от горной Галилеи. Она издревле была историческим местом великих народных битв, отчаянных поединков на жизнь и смерть между племенами, спорившими друг с другом за обладание Палестиной. Направо от дороги синели горы Гелвуйские, казавшиеся издали одной сплошной темной массой. Живо припомнился нам несчастный царь Саул, пронзивший себя на этих горах мечом после неудачной, происходившей здесь, битвы с Филистимлянами. Невольно припомнился нам плач Давида о Сауле и сыне его Ионафане, когда мы смотрели на бесприютный вид этих гор, на которых, по плачевной песни Псалмопевца, не должно быть ни росы, ни полей с плодами. Дорога наша шла, то поднимаясь, то опускаясь в виду этих гор, на отрогах которых к востоку от нас попадались селения. Мы проезжаем мимо деревни Арране, утопающей в рощах масличных деревьев и садов, огороженных кактусами. Вдали указывают нам на бедную деревушку Зерин, состоящую из нескольких хижин. Кто бы мог подумать, что здесь когда-то стоял Иезреель, столица Израильского царя Ахава и его преступной жены Иезавели? Мы вспомнили невольно погибшего от них Навуфея, а также и пророка Илью, пребывавшего на видимой отсюда, по направлению к северо-западу, горе Кармил, когда он, горя ревностью к истинному Богу, спускался с горы во дворцы беззаконных Израильских царей, для обличения их нечестия. Перед нами виднеется гора Малый Ермон, куда мы и направляемся. На южном склоне этой горы видно селение. Это селение называется теперь Солам, библейский Сонам, когда-то центр неприятельской позиции во время битвы при Гелвуе. В этом-то селении жила некогда вдова, сына которого воскресил пр. Елисей, и которая дала у себя приют последнему. Мы едем теперь по невысоким склонам Малого Ермона, достигаем северного склона его, и затем спускаемся вниз в долину, по которой и двигаемся до самого Назарета. Но мы решили сделать последнюю маленькую остановку. Для этого Марко выбрал место близ деревни Эль-Фуле, на склонах горы М. Ермона, на поле, насаженном луком. Был седьмой час утра. Жары особой не ощущалось. Временами нас обдавало даже сыростью. Мы рассматривали место нашего отдохновения, где происходило сражение между Французами и Арабами, в 1799 г. Закусив и отдохнувши здесь немного, мы покинули это луковичное поле, чтобы продолжать свой путь далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Иерусалим - Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храмы монастыря: Спасо-Вознесенский собор Трапезная церковь Филарета Милостивого Часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь о. Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально о. Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагаась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне –небольшая часовня. Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка о. Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода. Эти находки подвигли о. Антонина на осуществление планомерных раскопок, которые он начал, по получении разрешения от турецких властей, в 1871 г. При раскопках были найдены остатки церквей, погребальные пещеры и напольные мозаики византийского периода. Мозаики поначалу были датированы IX веком, однако сегодня высказывается мнение о создании их в предшествовавшие столетия – в VI-VII в. Мозаичные полы ныне можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме, где временно располагается музей археологических находок о. Антонина, завещанных им РДМ. Языки эпиграфики мозаик – греческий и армянский. О. Антонином планировалось создание на этом участке мужского монастыря. Первым шагом в этом направлении должно было стать строительство церкви. В 1873 г. раскопки были приостановлены и началось возведение церкви. Из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда все члены Миссии во главе с о. Антонином были вынуждены покинуть пределы Палестины, возведение храма затянулось на многие годы. Церковь была освящена лишь в 1886 г. Одновременно с церковью возводилась и колокольня. Исследователь В. Левин полагает, что общее архитектурное решение проекта церкви и колокольни принадлежит самому о. Антонину. Практической разработкой и осуществлением проекта руководили итальянские архитекторы Антонио Ламбрадорно (по другим данным, Лонгодорно, Лонгодорки) и Джанбаттиста Бизелли. Первый строил колокольню, второй – Вознесенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=09372

Глава 11 Зач. 49. Вход Господень во Иерусалим. Читается в понедельник Мясопустной недели. Историю торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим еванг. Марк описывает несколько короче еванг. Матфея ( Мф.21:1–11 ), но сопровождает ее некоторыми особенными чертами. Мк.11:1 . Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих. Здесь, начиная с 1 -го и кончая 10 стихом, повествует св, евангелист о торжественном входе Господа в Иерусалим. В этом входе Он явил Себя открыто пред всем народом обетованным Мессией, Царем, победителем греха и смерти. Это было за шесть дней до Его страданий и смерти. До сего времени Господь запрещал ученикам Своим разглашать в народе, что Он – Мессия, уклонялся от всяких почестей, так как это было преждевременно. Теперь же, пред Его страданиями, требовалось, чтобы Он объявил Себя Мессией, дабы все узнали Его таковым. Теперь Он уже совершил на земле дело спасения людей, положил прочное основание Своей церкви, и Ему оставалось только пострадать за грехи человеческие. Виффагия и Вифания, это – селения, лежащие близко одно от другого. Виффагия значит дом смокв; такое название селения, вероятно, произошло от множества произраставших тут смокв. К горе Елеонстей. Гора Елеонская иначе называлась Масличной, так как греческое слово елей – значит масло. Так называлась гора оттого, что на ней произрастало множество масличных деревьев, – из плодов коих добывалось так называемое ныне прованское (лучший сорт) и деревянное (низший сорт) масло. Она лежит с восточной стороны от Иерусалима и отделялась от него потоком и ручьём Кедроном или Кедронским. На западном склоне горы Елеонской к Иерусалиму находился сад, называемый Гефсиманией или Гефсиманским. На восточном же склоне ее лежали селения Вифсфагия и Вифания, из которых в последней жил с сестрами Марфой и Марией друг Господа Лазарь, которого Он воскресил из мертвых ( Ин.11 ). Гора Елеонская довольно высока, так что с нее виден весь Иерусалим. Два ученика. Толкователи полагают, что это были Петр и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 21 Зач. 83-е. О торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим Читается на утрени недели Ваий или Вербного воскресения 1. И приближишас во и въ къ гор тогда посла два учнка, И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников Здесь, начиная с 1-го и кончая 11-м ст., повествует св. евангелист о торжественном входе Господа в Иерусалим. В этом входе Он явил Себя открыто пред всем народом обетованным Мессиею, Царем, победителем греха и смерти. Это было за шесть дней до Его страданий и смерти. До сего времени Господь запрещал ученикам Своим разглашать в народе, что Он Мессия, уклонялся от всяких почестей, так как это было преждевременно. Теперь же, пред Его страданиями, требовалось, чтобы Он объявил Себя Мессиею, дабы все узнали Его таковым. Теперь Он уже положил прочное основание Своей церкви, оставалось Ему только пострадать за грехи человеческие. Вифсфагия (Виффагия), это селение, бывшее в близком расстоянии от Вифании. Виффагия значит дом смокв; вероятно такое название селения произошло от множества произроставших тут смокв, винных ягод. Гора Елеонская иначе называлась Масличною так как греческое слово елей значит масло. Так называлась гора оттого, что на ней произростало множество масличных деревьев, из плодов коих добывалось, так называемое ныне оливковое, прованское (лучший сорт) и деревянное (низший сорт) масло. Она лежит с восточной стороны от Иерусалима и отделялась от него потоком и ручьем Кедроном или Кедронским. На западном склоне горы Елеонской к Иерусалиму находился сад, называемый Гефсиманиею или Гефсиманским. На восточном же склоне её лежали селения Вифсфагия и Вифания, из которых в последней жил друг Господа Лазарь, которого Он воскресил из мертвых ( Ин. 11 ), с сестрами Марфою и Мариею. Гора Елеонская довольно высока, так что с неё виден весь Иерусалим. Два ученика. Толкователи полагают, что это были Петр и Иоанн. 2. гл има: идита въ весь, же прм вама: и брщета сл привзано, и жреб съ нимъ: ршивша приведита м:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010