Вскоре был приготовлен обед, к которому пришел заведующий Назаретскими школами Александр Кезма, араб, с своим красавцем братом, черноглазым Тофиком, обучающимся в России, в Киевской семинарии; с последним мы уже познакомились раньше, так как ехали на одном с ним пароходе из России до самого Бейрута, откуда он поехал в Назарет уже сухим путем. После обеда подали чай в уютной прохладной гостиной, выходящей на балкон, вид с которого на город – восхитительный. Перед нами расстилался весь город с своими белыми зданиями, из которых многие окружены зелеными садами. Рядом с нами, несколько вправо, помещалась греческая митрополия, где жил митрополит Назаретский Фотий, избранный патриарх Александрийский. Это – довольно большое двухэтажное здание, также с плоской кровлей, и с прекрасным садом, где стройные кипарисы выделялись среди фиговых и масличных деревьев. Прямо перед нашим балконом, несколько влево, видна возвышенность, расположенная близ самого города. На вершине ее белеется маленькая греческая церковь . Это гора Низвержения, с которой хотели сбросить Иисуса озлобленные против Него Иудеи. По католическому же преданию, враждебно настроенные против Христа евреи хотели низвергнуть Его не с этой горы, а с другой, вправо от этой, где и поставлен католиками маленький костел, на том именно месте, где стоял, по их мнению, подвергавшийся опасности Христос. Оглянувшись назад, мы прекрасно видели заднюю часть города, расположенную на вершине окружающих город холмов, с каменными белыми домиками, громоздившимися также по скатам этих холмов, незаметно переходивших в долину. Отдохнувши немного, Преосвященный предложил сделать визит митрополиту Фотию, о чем и послал предупредить его. Но митр. Фотий ответил, что он желает встретить Преосвященного в храме Благовещения, куда сейчас и отправляется. Вскоре отправился туда и Преосвященный вместе с нами. Лишь только вышли мы из ворот занимаемого нами помещения, как толпа городских жителей, не только детей, но и взрослых, ожидавшая нас давно у выхода, последовала за нами, все увеличиваясь и увеличиваясь в своем числе по мере приближения к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

К. В. Неклюдов Почитание И. В христианской традиции Древнейшее упоминание о месте захоронения И. содержится в Бурдигальском итинерарии 333 г., согласно которому гробница пророка находилась в Иосафатовой (Кедронской) долине: «Невдалеке отсюда, как бы на вержение камня, находятся два памятника дивной красоты, в одном, который действительно вытесан из одного камня, положен Исаия пророк, в другом же Езекия, царь Иудеев» (Itinerarium Burdigalense//CCSL. 175. P. 17-18 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 30)). В настоящее время эти гробницы связывают с именами прор. Захарии и Авессалома. Данное известие дополняют сведения, содержащиеся в сочинениях о ветхозаветных пророках, которые приписываются свт. Епифанию Кипрскому и сщмч. Дорофею Тирскому,- «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - CPG, N 3777-3778; в 2 редакциях) и «Жития пророков» (Prophetarum vitae - BHG, N 1586), где говорится, что И., распиленный на 2 части царем Манассией, был погребен под дубом у источника Ен-Рогел (на юго-вост. окраине Иерусалима, немного южнее соединения Енномовой долины с Кедроном), а затем его тело было перезахоронено в благодарность за чудо изведения пророком воды в Силоаме недалеко от этого источника, близ царских гробниц и позади могил священнослужителей (к югу от Иерусалима) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 8-9, 40-43, 60-61). Эти сведения были включены в «Пасхальную хронику» (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 290-292), в визант. Синаксари (Синаксарь К-польской ц., кон. Х в.- SynCP. Col. 665-667; Минологий имп. Василия II, кон. Х - нач. XI в.- PG. 117. Col. 444) и во вторичную версию «Греческой легенды» И. (Paris. gr. 1534, XI-XII вв.), где они следуют за основной частью, которая представляет собой сокращенную переработку апокрифического «Вознесения пророка Исаии» (BHG, N 958). Арм. автор VII - нач. VIII в. Анастас Вардапет упоминает о монастыре Нораванк, который «находится около могилы пророка Исайи, в той же стороне, где Масличная гора» ( Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 94).

http://pravenc.ru/text/674804.html

Лк.19:28 .  Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. Лк.19:29 .  И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, Лк.19:30 .  сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; Лк.19:31 .  и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Лк.19:32 .  Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Лк.19:33 .  Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Лк.19:34 .  Они отвечали: он надобен Господу. Лк.19:35 .  И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. Лк.19:36 .  И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. Лк.19:37 .  А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, Лк.19:38 .  говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком ( Мк.11:1–10 ; ср. Мф.21:1–16 ). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения. «Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди ( πορεετο μπροσθεν) Своих учеников» (ср. Мк.10:32 ). «К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» ( λαιν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2). «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу. «Учеников». Это ученики в самом широком смысле этого слова. «Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом. «Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна ( Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Недалеко от него храм свт. Митрофания Воронежского , около которого красивая лестница, обложенная цветами, ведет на наружную галерею по главному корпусу и во внутренность корпуса. За церковью свт. Митрофания небольшая церковь Успения. За ней длинное здание занимает громадная библиотека, заключающая в себе более двадцати тысяч томов. В ней имеются древние книги, рукописи, Евангелия и ценные старинные издания. В главном корпусе братские келлии, фондарик, гостиницы для паломников и собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы с таким же большим приделом во имя св. Александра Невского. Кроме вышеназванных храмов в монастыре имеется до восемнадцати больших и малых параклисов во имя разных святых угодников Божиих. В многочисленных храмах, соборах и параклисах имеются чудотворные иконы, мощи святых угодников и другие святыни. Вне главного корпуса, параллельно этому корпусу, построена большая двухпридельная церковь для братской усыпальницы. Невдалеке от монастырских построек, в лощине, обителью устроена большая мельница и раскинулись кипера (огороды). Земли в монастыре очень много (около десяти верст в окружности), но, как почти вся земля на Афоне, она очень неудобна для возделывания; если что и возделано, то с большими расходами и затруднениями. Насаждены виноградники, масличные деревья, фруктовые сады и огороды, где живет до двухсот человек братии. Вся братия по окончании ранних литургий дружно трудится в течение дня на различных послушаниях: в хлебне, в трапезе, в двух больницах, двух аптеках, на пристани, на строительных работах, в канцелярии, в слесарных и столярных мастерских, на кожевенном заводе и на парусном монастырском судне, на пароходе, в типографии. Вот обычный день афонского подвижника: 0.30–1.00 Полунощница 1.00–5.00 Утреня 5.00–7.00 Ранняя литургия (после нее все идут на послушания) 7.00–11.00 Поздняя литургия и молебен (поет старшая братия) 11.00–11.30 Общая трапеза 11.30–13.30 Отдых 13.30–16.15 Продолжение послушания 16.15–17.00 Отдых (желающие пьют чай без хлеба)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он мне сказывал, что Карл Х велел ему приехать в Париж для общего добровольного сбора на монастырь, но Июльская революция переменила обстоятельства. Здание сооружено очень прочно из тесаных камней; построено на большой размер; комнаты монастырские даже роскошны: съестные припасы в изобилии. Отдохнув несколько от пути, я поспешил к древней обители великого Пророка. Великолепный храм, с огромным куполом, воздвигнут над его дикою пещерою. Пещера осталась в первобытном ее виде; в ней сохранился каменный одр Святого. Здесь существует предание, что Пресвятая Богородица посещала вертеп Илии с младенцем Иисусом; близость Назарета дает большое вероятие этому преданию. На самой оконечности Кармила паша Акрский построил небольшой дом, как бы для наблюдения за действиями монастырской братии. Вид с вершины Кармила вдохновителен и живописен. Гора понижается к югу и неприметно сливается с низменным берегом, где некогда существовала Кесария. От самого Кармила, вдоль берега до равнин Саронских, необычайное плодоносие края славится от времен библейских: «Радуйся пустыня жаждущая… и да цветет яко крин, и процветет и возвеселится пустыня Иорданова, и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова (и Саронова)» ( Ис 35:1–2 ). Еврейское название Кармила значит сад, также пурпур, который извлекался у подошвы горы 179 ; но теперь «отъята есть радость и веселие от Кармила… и вино от точил отъях: никакоже изгнетаяй винну ягоду по обычаю песни воспоет» ( Иер 48:33 ). С юга и запада – необозримое море; с севера – правильно закругленный залив Акрский и город Акра; с северо-востока – цепь гор Сирийских и исполин Эрмон. С востока хребет Кармила соединяется с цепью гор Самарийских и Иудейских. Хребет Кармила начинается от долины Эздрилонской. Высота самого Кармила считается в 1600 футов, а от поверхности моря до 2000 футов. Самая вершина, господствующая над монастырем, покрыта густым лесом, большею частью дубовым и масличным; в нем также есть несколько кедров и лавров. Сквозь этот лес пролегает проселочная дорога мимо Каифы в Галилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Праздник Сретения Господня – праздник богословской школы при Крестном монастыре. Рано утром питомцы этой школы, под руководством ректора и наставников, отправляются в „Катамонас“ ко гробу праведного Симеона Богоприимца. Литургию здесь совершают ректор школы и наставники, имеющие священный сан, а питомцы поют и читают на клиросе. Патриарх стоит в троне и читает, по принятому обычаю, символ веры и молитву Господню. По окончании литургии питомцы школы, облобызав кувуклий над гробом пр. Симеона, получают от патриарха благословение и идут в особое помещение, где им приготовлено угощение, а потом гуляют по „Катамонасу“. С высот здешней башни открываются прелестные виды на окрестности. Отсюда виден весь Иерусалим с колоссальными благотворительными постройками нашими, католическими и протестантскими, Елеонская гора с величественною русскою колокольнею и обширными сооружениями покойного о. арх. Антонина, грандиозный католический женский монастырь „Отче наш“, поле великанов с обителью св. пророка Илии, окружен- ною густыми масличными рощами, обширное здание австрийского консула с больницею и прекрасным садом и монастырь св. Креста в глубине долины Вади-иль-паша. Теплое весеннее солнце, чистый живительный воздух, тонкий аромат пробуждающейся природы, изумрудная зелень полей, усеянных разноколерными весенними цветами – все это увеличивает в значительной степени красоту данной местности и производит чарующее впечатление на гостей, с неохотою покидающих этот очаровательный уголок. Наставники школы, после радушного угощения у патриарха и беседы с ним, вместе с питомцами, к обеду возвращаются в Крестный монастырь. Обитатели „ Катамонаса“ начинают усиленно приготовляться к празднику следующего дня, когда Церковь воспоминает памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а вместе с тем и к приему многочисленных гостей и богомольцев, стекающихся ко гробу пр. Симеона. В эту вторую половину дня идет уборка храма для предстоящего торжественного патриаршего служения вместе с членами патриаршего синода, приготовление комнат для ночлега богомольцев, печение хлебов, варение „колива“ для панихиды по ктиторе обители и другие предпраздничные приготовления. Дорога из Иерусалима в Катамонас в течение этого и следующего дней переполнена толпами богомольцев, идущих ко гробу пр. Симеона Богоприимца и возвращающихся обратно на русские постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Я сказал уже о виде, который открывается с вершины горы Элеонской; она составлена из меловатого кряжа, смешанного с кремнистым. Несколько ниже ее конечной вершины, противу Иерусалима, грубо построенная мечеть, посреди масличной рощи, занимает то место, откуда вознесся Спаситель. Здесь некогда возвышалась прекрасная церковь , построенная святою Еленою. Среди четверостороннего двора, обнесенного стенами, в небольшом восьмиугольном строении, показывают на природной скале след левой человеческой стопы. По преданию, стопа эта есть Спасителева. Отсюда, изъязвленный человеками, вознесся Он на небо, благословляя род человеческий! Отпечаток другой стопы перенесен мусульманами в знаменитую мечеть Омарову, которая занимает теперь место Соломонова храма. Об этом обстоятельстве возникло много несогласий, о чем упоминает Шатобриан, говоря, что миссионер Рогер утверждает положительно противу этого перенесения. Невозможность для христиан проникнуть в мечеть Омарову оставляла этот вопрос нерешенным. Я имел случай победить запрещение мусульман и сам видел отпечаток другой стопы Спасителя в мечети эль-Акса; это прежде бывший храм Введения Пресвятой Богородицы. Об этом я буду говорить пространнее в своем месте. Достойны замечания слова Шатобриана по этому предмету: «Рассматривая следы стоп Иисуса Христа, заключили, что во время вознесения Спасителя лик Его был обращен к северу, как бы с тем, чтоб показать, что, отвергая этот южный край, омраченный нечестием, Он призывает к вере тех варваров, которые должны были разрушить капища кумиров, основать новые народы и водрузить знамение креста на стенах Иерусалима» 33 . Во время Блаженного Иеронима крест, водруженный на храме горы Элеонской, был виден очень издалека. Под сводами зданий, примыкающих к мечети Элеонской, показывают гробницу святой Пелагеи Антиохийской. Гору Элеонскую называли также горою Трех светов. Освещаемая лучами восходящего и заходящего солнца, ночью озарялась она огнями храма (Соломонова?). Реланд говорит, что на высоте ее бывали празднованы новолуния, при зажженных светочах из оливковых ветвей 34 . Кварезмий 35 говорит, что в самых древних рукописях Деяний Апостольских она названа горою Трех светов. Она состоит из трех вершин. Средняя, самая высшая, есть гора Вознесения; та, которая обращена к Вифании, называется горою Соблазна, по той причине, что на ней царь Соломон, во время своего грехопадения, построил капище идолу Молоху, в угодность своим наложницам; тут впоследствии был Пантеон, разрушенный царем Иосиею. Третья вершина, обращенная к северу, названа горою Мужей галилейских; там, при Вознесении Спасителя на небо, явились Апостолам два Ангела в белой одежде, назвав их мужами галилейскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

При входе в еврейский квартал через Сионские ворота до сих можно видеть следы пуль и осколков на древних камнях, это следы Семидневной войны. Через них-то, преодолевая отчаянное сопротивление арабских войск, и ворвались в Старый город подразделения израильской армии. Завязался бой у Стены плача – последнего остатка Соломонова храма. Наконец 18 мая 1967 генерал Моше Даян ликующе провозгласил: «Храмовая гора взята!» С тех пор этот день празднуется в Израиле как День Иерусалима. Устраивается салют, радостные иерусалимцы с семьями идут через весь город к Котелю (Стене Плача), где собирается многотысячная пляшущая толпа. Захватив город, евреи не стали мстить арабам. Они просто аннексировали весь Иерусалим, провозгласив его своей столицей. Этот шаг до сих пор не признан большинством государств, включая Россию, поскольку идет вразрез с резолюцией ООН от 1947 города, провозглашающей Иерусалим «открытым городам». Арабы же были потеснены до нынешних границ мусульманского квартала, который все равно продолжает занимать большую часть Старого города. Им даровали израильское гражданство. Но именно с тех пор численное преимущество в Иерусалиме перешло к сынам Израилевым. Сейчас они составляют две трети населения города. Так по данным последней переписи в Иерусалиме проживает 500 тысяч евреев и только 150 тысяч мусульман. Но относительная немного численность палестинцев компенсируется высокой рождаемостью у них, что позволяет делать прогнозы о том, что скоро их будет здесь столько же, сколько и евреев. Вопрос о статусе Иерусалима остается самой сложной проблемой в арабо-израильских отношениях. Евреи провозгласили его своей «единой и неделимой» столицей, а палестинцы претендуют на придание суверенитета всей «своей» восточной части города. То есть той, где расположены: Гефсиманский сад — место Тайной вечери, древнее еврейское кладбище на Масличной горе, гора Сион, цитадель султана Сулеймана Великолепного и Храмовая гора. Мнения христиан, которых в Старом Городе всего 15 000 и чьи святыни также сосредоточены там, при этом никто даже не спрашивает.

http://pravmir.ru/vstretimsya-u-steny-pl...

На вершине холма, противоположного городским воротам, в недалеком расстоянии, он увидал водруженными в землю несколько высоких крестов. На двух из них висели пригвожденные к дереву люди; собравшийся народ и военная стража, стоя около них, следили с явным любопытством за выражением предсмертных страданий на искаженных лицах осужденных жертв. Стоны и проклятия одного из них ясно долетали до слуха Адины. — Этот холм называется “Кальварием” и служит местом казни для приговоренных к смерти злодеев. Крестовая казнь — одна из самых мучительнейших; но римляне, как и впрочем все язычники, не отличаются чувством милосердия. Они поспешили удалиться и объехали полуразвалившуюся ограду сада, открытого для проходящих, в котором мужчины и женщины с детьми расхаживали по дорожкам и отдыхали под тенью масличных дерев. — Это бывший сад царя Соломона, ныне “Гефсимания”, — сказал раввин, — как все царские сады, он теперь запущен и отчасти вырублен. — И несмотря на то, как он еще прекрасен! — воскликнула восхищенная Адина. — Как дивно хороша возвышающаяся за ним гора, покрытая темными роскошными деревьями! — Это гора Элеонская, составляющая в старину участок царских садов. Раскинутый за нею городок называется Вифлеемом. — Неужели тот самый Вифлеем, откуда, по словам пророка, произойдет Тот, “Который должен быть Владыкою в Израиле?” — Мих. 5:2 . — Тот самый. И со временем, несомненно, сбудутся слова его. Наступит конец иноземному владычеству, и в стены Иерусалима взойдет царь из княжеского дома Давида. — А разве существуют еще потомки Давида? — спросила Адина, устремив пытливый взор на обрамленное седою бородою лицо старого раввина. — Конечно, существуют, иначе как бы сбылись обетования пророков? Но где они обретаются, это неизвестно. Тем не менее, я твердо убежден, что среди многочисленных племен, наполняющих вселенную, жив и поныне остаток священного Корня, Который, как некогда Иосиф и Даниил проявились в Египте и Персии, чтобы стать правителями народов, придет и воцарится в Израиле! — Но как же Он проявится из такого ничтожного местечка, как Вифлеем?

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Моя первая завершённая икона — образ Спасителя «Крайнее Снисхождение» — была написана в Гефсиманском саду. Первые уроки ремесла мне дал начальник Русской Зарубежной Миссии отец Алексий. Личность духовная, яркая и разносторонне одарённая — замечательный проповедник, обладающий даром слова, музыкальным и художественным талантом. Уроки ремесла — и не только одного ремесла — я получила в тех самых местах, где происходили евангельские события: в географической и духовной близости к ним, в напряжённые дни перед Пасхой. Никогда не забуду эту Страстную неделю в Иерусалиме. Вифания — место воскресения Лазаря; склон Масличной горы, где любил бывать Учитель, где Он провёл последнюю ночь в молитве о Чаше; Кедронский поток, через который Его повели; и далее — Крестный путь, Голгофа и Воскресение. Ангел. Лик — Трудна ли в освоении техника иконописи и насколько глубоко она требует погружения в традицию? — В советское время традиция иконописи была во многом утрачена. Спасло икону то, что к ней относились как памятнику культуры, и секреты мастерства оставались доступны реставраторам. А после оттепели вокруг реставрационных центров образовались иконные мастерские. Одним из ведущих реставраторов был замечательный мастер, заведовавший реставрационным отделом Русского Музея Петербурга, Сергей Иванович Голубев, ныне покойный. Здесь, в Иерусалиме, я прошла курс, построенный на его разработках. Однако Восток открывает особые возможности изучения иконы. Здесь становятся понятнее и ближе её земные реалии и истоки. Путешествие вглубь традиции привело меня к встрече с синайской иконой. Синайский полуостров, с которым мы находимся в ближайшем соседстве — место, где находится знаменитая гора Хорив, где Моисей получал заповеди. В её подножии расположен монастырь св. Екатерины, IV beka. Мне необыкновенно повезло — выпала счастливая возможность копировать древние иконы из уникальной коллекции этого монастыря. — Чем вас привлекла синайская икона? — Она поразительно современна, парадоксальна и в высшей степени художественна.

http://pravmir.ru/russkie-angely-v-ierus...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010