К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся Источник Введение Исследование состава и текста древних богослужебных книг нашей православной церкви составляет одну из самых, настоятельных нужд современной литургической науки. Хотя и в прежнее время предмет этот возбуждал по временам внимание наших ученых и вызывал даже появление книг, посвященных его рассмотрению, но наука от этого немного выиграла. Составители этих книг имели большею частью только практическую, а именно миссионерскую, противораскольническую цель. В интересах достижения этой цели, они сделали очень много, но все сделанное ими имеет главным образом практическое, противораскольническое значение. Между тем в настоящее время к указанной области выступает на первый план интерес чисто научный и особенно историко-археологический. Сравнением доказано, что употребляющиеся у нас ныне, исправленные при патриархе Никоне , книги во многом разнятся от употреблявшихся до Никона, а различные издания этих последних отличаются друг от друга и от книг рукописных XVI в., современных введению у нас книгопечатания; рукописные книги XV-XVI в. в свою очередь отличаются во многом от таковых же книг XIV-XIII в. и т. д. Факт этот показывает, что богослужение наше приняло свой современный вид не вдруг, а постепенно, что православная наша церковь , приняв от греков, вместе с учением православной веры, и богослужение, никогда не отождествляла последнего с первым и никогда не смотрела на богослужебные обряды так, как смотрят на них наши раскольники, т.е. как на ничто столь же неприкосновенное и неизменное, как и догмат. Находясь в постоянном общении с церковно православною греческою, церковь русская неуклонно следовала за первою и в области обрядов. Перемены и усовершенствования в этой области, происходившие в Греции, особенно в великой константинопольской церкви и на Афоне, скоро переходили и в русскую церковь, частью непосредственно от самих греков, часто через посредство сербов и болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНОННИК богослужебная книга правосл. Церкви, в которой собраны различные каноны с добавлениями (келейных молитв, служб суточного круга и др.). К. считается книгой для келейной молитвы (мн. песнопения и молитвы, содержащиеся в К., повторяются в др. книгах, предназначенных для келейного чтения,- Псалтири следованной , Часослове , Акафистнике ). В южнославянской традиции книги, идентичные по составу К., известны с XIV в. (см.: Baar A. H., van den. A Russian Church Slavonic Kanonnik (1331-1332): A Comparative Textual and Structural Study Including an Analysis of the Russian Computus (Scaliger 38B, Leyden Univ. Library). The Haug, 1968). К. не был известен на Руси до принятия Иерусалимского устава . Название книги «Канонник» (или «Канунник») появилось только в рукописях XV-XVI вв. (в колофонах, полистных записях и пометах на пустых листах). Книга также могла называться «Каноны». Состав К. в списках и изданиях XIV-XX вв. неустойчив, в книгу могли входить отдельные каноны и целые службы (со стихирами, с седальнами и со светильнами). Каноны, как правило, имеют тропарь и кондак празднику или святому, которым посвящен канон. Каноны в К. обычно выстроены в соответствии с последовательностью литургических тем седмичного круга богослужения : воспоминание Воскресения Христова в неделю (воскресенье), Небесных сил - в понедельник, св. Иоанна Предтечи - во вторник, Пресв. Богородицы - в среду, апостолов и свт. Николая, еп. Мирликийского,- в четверг, Креста - в пятницу, всех святых - в субботу. Рубрики могут содержать предписание петь канон в соответствующий день седмицы (или накануне этого дня). Посвящение среды прославлению Пресв. Богородицы, а не Креста связано с традицией древнеслав. Октоиха и Параклита (см., напр., южнослав. списки и печатные издания XV-XVII вв.). К субботе в К. относится и последование канона с Акафистом Пресв. Богородице, связанное с субботой Акафиста. Особой разновидностью К., включающего каноны для келейного чтения на 4 недели, является рукопись ГИМ. Син. 470, XVI в. ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 276-282). Однако цикл седмичных канонов присутствует далеко не во всех списках К., что обусловлено неустойчивостью его состава.

http://pravenc.ru/text/1470255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МХИТАР АЙРИВАНЕЦИ [Ереванци; арм. ] (между 1222 и 1235, Ереван - 1297/1300, мон-рь Гегард (Айриванк или Гегардаванк)), деятель арм. христ. духовной культуры, педагог, ученый, историк, церковный поэт, композитор. Уже современные М. А. источники характеризуют его как весьма влиятельного вардапета в Армении. Сведения о рождении и детстве М. А. скудны, однако зрелые годы освещены довольно полно. В 1265-1275 гг. М. А. преподавал в школе при мон-ре Хор-Вирап, одновременно вел педагогическую и церковную деятельность во владениях княжеского рода Орбелян. В 1278 г. (или чуть позже) М. А. стал настоятелем мон-ря Гегард (Айриванк; отсюда и когномен Айриванеци). В 1279 г. он возглавил монастырскую школу, одновременно курируя религиозно-культурные центры княжеского рода Прошян-Хахбакян (Танаат, Скхуник и др.). В 1289 г. М. А. становится отшельником в одной из высокогорных пещер близ Айриванка. Надпись, оставленная в 1290 г. на стене его обители, гласит, что М. А. жил здесь в строгом соответствии с правилами отшельничества. Часть богатого лит. наследия М. А. связана с его церковно-просветительской деятельностью. В частности, он отредактировал литургические книги армянского обряда и существенно расширил свод канонов. Доступным для современников языком М. А. изложил Житие прп. Алексия, человека Божия , а также Житие св. Степаноса Сюнеци, почитаемого в арм. традиции. Одним из наиболее значимых трудов М. А. является сборник, получивший название «Чарэнтир» (Избранные речи), над переписыванием которого он трудился в Айриванке между 1271 и 1285 гг. Сохранилась авторская рукопись, находящаяся ныне в собрании Матенадарана имени Месропа Маштоца (описание состава рукописи см. в изд. Генеральный каталог рукописей Матенадарана им. Маштоца/Сост.: О. Еганян. Ер., 2008. Т. 4. 1500 (на арм. яз.)). Она представляет собой большой фолиант, 2-й по величине среди арм. рукописей после Мушского гомилиария (Матен. 7729, 1201-1202 гг.; см. в ст. Армения ), с к-рым он во многом сходен по составу. Рукопись «Чарэнтир» содержит 1189 листов, несколько из них утрачено (в начале и в конце сборника). Текст написан аккуратным красивым почерком, мелкими, близко расположенными буквами. «Чарэнтир» открывает письмо Евсевия , еп. Кесарийского († 339/40), Карпиану, к-рое предваряет его «Евангельские каноны», содержащие указание параллельных мест канонических Евангелий (CPG, N 3465). Этот труд Евсевия встречается во мн. арм. рукописях, содержащих евангельский текст. Затем следуют книги НЗ: Евангелие от Иоанна, синоптические Евангелия, Деяния св. апостолов, соборные послания и Послания ап. Павла. Далее помещены краткие версии неск. литургических книг, за к-рыми следует ВЗ. Примечательно, что библейский текст выверен по неск. рукописям, разночтения отмечены на полях. Перикопы сопровождаются лекционарным аппаратом . В сборник также включены ветхозаветные и новозаветные апокрифы.

http://pravenc.ru/text/2564510.html

Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения 17 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и  Сына и Святого Духа! В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16). Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

На основе материалов кандидатской работы протоиерея Ростислава Лозинского « М. Н. Скабалланович и его литургические труды». Московская духовная академия, 1961. (Машинопись). Доктор церковной истории профессор Киевской духовной академии Михаил Николаевич Скабалланович († 1931) был выдающимся публицистом богословом, организатором и редактором нескольких журналов, издателем, педагогом; а его труды по библейской истории, экзегетике, догматике, нравственному богословию, литургике, философии сохранили научно-познавательную ценность до сих пор. Михаил Николаевич Скабалланович родился в 1871 году в селе Суббота Гродненской губернии, где его отец окормлял приход, в котором пастыри Скабаллановичи служили с XVII века. Михаил весьма прилежно учился в Гродненском духовном училище, с отличием закончил (Виленскую духовную семинарию, а в 1896 году в числе первых окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля». В 1898–1907 годах, будучи помощником инспектора Каменец-Подольской духовной семинарии, помощником смотрителя Мариупольского духовного училища, М. Н. Скабалланович опубликовал значительное количество статей в «Подольских епархиальных ведомостях», журналах «Вера и разум», «Русский паломник», «Сельский пастырь», в «Трудах Киевской духовной академии». В 1904 году в Мариуполе вышла в свет его монография «Первая глава книги пророка Иезекииля». 28 стихов этой главы, текст которой Михаил Николаевич дает на еврейском, греческом и церковнославянском языках, прокомментирован им на 317 страницах со ссылками на публикации на латинском, немецком, английском, французском и русском языках. В 1905 году за этот труд Совет Киевской духовной академии присудил М. Н. Скабаллановичу ученую степень магистра богословия. С 1906 по 1918 год М. Н. Скабалланович в Киевской духовной академии – сначала как преподаватель кафедры Ветхого Завета, затем профессор кафедры догматического богословия и латинского языка. По свидетельству его коллег и воспитанников, Михаил Николаевич учил талантливо, свежо, оригинально.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

«Непреходящей задачей Вселенской Церкви остается сохранение единства» Интервью архиепископа Волоколамского Илариона, председателя ОВЦС МП, интернет-порталу «Православие.Ру» – Владыка, первый том вашей книги «Православие» стал лауреатом конкурса «Просвещение через книгу». Только что вышел второй том. В чем особенность этого труда, и кому он адресован? – Основная идея книги «Православие» заключается в том, чтобы представить православное христианство как целостную систему, объединяющую богословие, богослужение, аскетическую практику, культурное творчество православных христиан. Книга охватывает широкий круг тем, относящихся как к истории, так и к современной жизни Православной Церкви. Она адресована читателю, уже знакомому с основами православного вероучения и желающему углубить и систематизировать свои знания. Первый том , увидевший свет более года назад, содержит описание исторического пути Православной Церкви, ее канонического устройства и вероучения. Недавно в Париже был выпущен французский перевод первого тома. Второй том , который можно назвать «литургическим», посвящен православному богослужению и таинствам Церкви, а также церковному искусству. Именно в богослужении суть Православия постигается с наибольшей очевидностью и ощутимостью. Православие может изучаться как исторический или культурный феномен, и сегодня выходит в свет много такого рода исследований. Однако к полноте подлинного духовного богатства Православия невозможно приобщиться иначе, как через регулярное осмысленное участие в богослужении и деятельную христианскую жизнь. Сегодня в традиционно православных странах можно видеть множество «непрактикующих» христиан – людей, которые ассоциируют себя с Церковью, но не принимают участия в жизни конкретной церковной общины. Моя книга адресована в том числе и таким людям, считающим себя православными, однако не посещающим регулярно богослужения в храме. Мне хотелось донести до их сознания очень важную мысль: да, с Богом можно общаться и вне храма, и молитву, возносимую от чистого сердца, Бог слышит вне зависимости от того, где она произносится, но храм – это не просто место для молитвы, и богослужение – не просто один из видов молитвы. Храмовое богослужение – это школа богословия и богомыслия, где для христианина раскрывается богатство Священного Предания Православной Церкви во всей его благодатной полноте. По словам святого Иоанна Кронштадтского, «храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается все домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия». Именно этими словами великого русского пастыря и проповедника я вдохновлялся при работе над вторым томом «Православия».

http://pravoslavie.ru/33309.html

Откровение и истолкование (Впервые: Revelation and Interpretation II Biblical Authority for Today I Ed. by Alan Richardson and Wolfgang Schweitzer. London-Philadelphia, 1951, рр. 163–180. Русский перевод Н. Холмогоровой впервые в: Альфа и Омега. 8 (1996), сс. 5–19. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works I, рр. 17–36. Мы публикуем новую редакцию этого перевода). Что бо, аще не вероваша нецыи? Еда неверствие их веру Божию упразднит? ( Рим.3:3 ) Весть и свидетельство Так что же такое Библия ? Книга в ряду других книг, доступная и понятная любому случайному читателю? Нет, это, прежде всего, священная книга, предназначенная для верующих. Конечно, и священную книгу как «литературное произведение» может читать любой. Сейчас речь не об этом. Мы говорим не о тексте, а о заключенной в нем Вести. Свт. Иларий Пиктавийский выразил это различие особенно ярко: «Писание не в чтении, а в понимании» – Scriptura est non in legendo, sed in intelligendo 12 . Есть ли в Библии , если рассматривать ее в целом, как единую книгу, какая-то Весть? И кому она адресована – если адресована кому-нибудь? Призван ли каждый человек в одиночку постичь и истолковать смысл Книги? Или это дело общины – а отдельных людей лишь постольку, поскольку они принадлежат к этой общине? Каково бы ни было происхождение отдельных документов, включенных в Библию, очевидно, что Книга, в целом, создана общиной – сначала Ветхим Израилем, затем Христианской Церковью . Библия – это не полное собрание всевозможных исторических, законодательных и религиозных сочинений; это избранное, санкционированное и засвидетельствованное использованием (прежде всего, литургическим) в общине, а затем и формально – авторитетом Церкви. Книги Библии отбирались и объединялись в целое со вполне определенной целью. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:30–31 ). Эти слова в большей или меньшей степени относятся и ко всей Библии. Несколько документов были отобраны, отредактированы, собраны в одной книге и даны верующим, народу, как верная запись Божественной Вести. Весть Божественна; она исходит от Бога; это Слово Божие. Но принимает изреченное Слово и свидетельствует о Его истинности община верующих. Вера удостоверяет, что Библия священна. Библия, как книга, составлена в общине и предназначена прежде всего для наставления общины. Книга и Церковь неразделимы. Библия – то же, что Завет, а Завет заключается с людьми. До Рождества Христова Слово Божие было вверено Народу Завета (см. Рим.3:2 ), теперь Весть о Царстве хранит Церковь Воплотившегося Слова. Библия – истинное Слово Божие, но оно стоит на свидетельстве Церкви. Ведь, несомненно, что библейский канон определен и утвержден Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Откровение и истолкование Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Рим 3:3 Весть и свидетельство Так что же такое Библия? Книга в ряду других книг, доступная и понятная любому случайному читателю? Нет, это прежде всего священная книга, предназначенная для верующих. Конечно, и священную книгу как “литературное произведение” может читать любой. Сейчас речь не об этом. Мы говорим не о тексте, а о заключенной в нем Вести. У свт. Илария есть многозначительные слова: “Scriptura est non in legendo, sed in intelligendo” [Писание не в чтении, а в понимании]. Есть ли в Библии, если взять ее в целом, какая-то Весть? И кому она адресована — если адресована кому-нибудь? Призван ли каждый человек в одиночку постичь и истолковать смысл Книги? Или это дело общины — а отдельных людей лишь постольку, поскольку они принадлежат к этой общине? Каково бы ни было происхождение отдельных документов, включенных в Библию, очевидно, что Книга в целом создана общиной — сначала Ветхим Израилем, затем Христианской Церковью. Библия — не собрание всевозможных исторических, законодательных и религиозных сочинений; это избранное, санкционированное и засвидетельствованное использованием (прежде всего литургическим) в общине, а затем и формально — авторитетом Церкви. Книги Библии отбирались и соединялись в целое со вполне определенной целью. “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин 20:30–31). Эти слова в какой-то степени относятся ко всей Библии. Несколько документов были отобраны, отредактированы, собраны в одной книге и даны верующим, народу, как верная запись Божественной Вести. Весть Божественна; она исходит от Бога; это Слово Божие. Но принимает Слово и свидетельствует о Его истинности община верующих. Вера удостоверяет, что Библия священна. Библия как книга составлена в общине и предназначена прежде всего для наставления общины. Книга и Церковь неразделимы. Библия — то же, что Завет, а Завет заключается с людьми. До Рождества Христова Слово Божие было доверено Народу Завета (см. Рим 3:2), теперь Весть о Царстве хранит Церковь Воплотившегося Слова. Библия — истинное Слово Божие, но оно стоит на свидетельстве Церкви. Ведь несомненно, что библейский канон установлен и утвержден Церковью.

http://pravmir.ru/otkrovenie-i-istolkova...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наша Церковь и наши дети Книга «Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире» С. С. Куломзиной — классика православной педагогики. Куломзина имела огромный педагогический опыт, обогащенный общением с коллегами, которым она делиться в этой книге. В «нашей Церкви и наших детях» Куломзина пытается дать взвешенное представление о целях, принципах и методах православного воспитания. Работа Церкви здесь имеет три измерения: «созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей». Куломзина последовательно разбирает такие темы как: цели христианского воспитания, возрастные особенности детей, христианское воспитание в семье, учитель, христианская семья в современных условиях. В конце своей книги Куломзина приводит «Пособие для подготовки школьной программы». С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши Дети ВВЕДЕНИЕ  Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему–то приятному, но не очень понятному. Во многих странах человек должен обладать немалым мужеством, чтобы исповедать, что он — христианин. И даже там, где не существует враждебного отношения к религии, культура от религии отделена. Трудно обрести какое–либо христианское содержание или христианское понимание жизненных ценностей среди тех впечатлений, которые получает современный ребенок дома, в школе, читая книги, журналы, знакомясь с рекламой. Это относится и к тем семьям, которые регулярно посещают храм. Ребенок растет сегодня в обстановке, весьма напоминающей эпоху Римской Империи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Преобразившийся Христос Из книги «Агнец Божий» 18 августа, 2002 Из книги «Агнец Божий» Сын известного русского философа Н. Лосского (1870) православный богослов Вл. Лосский, живший на Западе и писавший свои произведения на французском языке, высказал мысль, что праздник Преображения может «служить ключом к пониманию человечества Христа по учению Восточной Сам Лосский не углубляется в исследование существа этого праздника; он только обращает на него наше внимание. И это черезвычайно важно, ибо если мы углубимся в византийскую литургию Преображения, перед нами откроется совершенно удивительный образ Христа. Такого образа Христа – образа во всей своей полноте – на Западе нет, поэтому он может привести к более глубокому пониманию Христа и пробудить необычайно глубокую любовь к Нему. Праздник Преображения празднуется и Восточной и Западной Церковью; они даже празднуют его в один и тот же день – 6 августа. Однако характер праздника различен. На Востоке преображение Христа на Фаворе празднуется с пятого столетия; на Западе же этот праздник стал общецерковным только в 1457 году. Он был провозглашен папой Каликстом Ш. Таким образом Западная Церковь начала его праздновать позднее Восточной на целое тысячелетие. Основа возникновения праздника на Востоке богословская: это размышления писателей и отцов греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно На Западе стимул к его празднованию носил общественный характер, этому послужило поражение турков у Белграда в 1456 году. Что касается литургического ранга праздника Преображения, то он принадлежит к числу двунадесятых, наиболее значительных праздников Православной Церкви, таких как Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Пятидесятница, Воздвижение Креста и других, которые особенно почитаются на Востоке. На Западе же этот праздник считается второстепенным, таким же как Новый Год, праздники апостолов и евангелистов. Раннее установление праздника, глубокое его обоснование и высокий литургический ранг свидетельствуют о том, что праздник Преображения в Восточной Церкви особенно почитается и высоко оценивается. В чем же кроется особенное значение этого праздника? ПРЕОБРАЖЕНИЕ КАК НОВОЕ НАЧАЛО

http://pravmir.ru/preobrazivshiysya-hris...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010