Книга седьмая Глава 1 Деций царствовал неполных два года. Сразу же, как только его вместе с сыновьями прирезали, ему наследовал Галл. Ориген скончался тогда же, не дожив до семидесяти лет одного года. Дионисий в своем письме к Ермаммону так говорит о Галле: «Галл, не поняв Дециевой вины и заранее не подумав над тем, что его погубило, споткнулся о тот же самый камень, лежавший перед глазами. Царствование его было благополучно, все шло по его желанию, но он изгнал святых мужей, предстателей пред Богом о его мире и здравии. Вместе с ними изгнал он и молитвы о себе самом». Вот что касается Галла. Глава 2 В Риме преемником Корнилия, почти закончившего третий год своего епископства, стал Луций, несший свое служение неполных восемь месяцев; умирая, он передал его Стефану. Ему Дионисий написал свое первое письмо о крещении; в то время поднят был немаловажный вопрос: следует ли людей, возвращающихся из любой ереси в Церковь , очищать «банею водной»? По обычаю, издревле сильному, на таких людей только возлагали с молитвою руки. Глава 3 Киприан, пастырь Карфагенской епархии, первый из людей того времени решил, что следует принимать не иначе, как очистив сначала от заблуждений «банею водной». Стефан же, считавший, что не следует вводить ничего нового, нарушающего обычай, издревле укрепившийся, пришел в негодование. Глава 4 Дионисий многократно писал ему по этому поводу и, наконец, сообщил, что гонение утихло и Церкви, повсюду отвратившиеся от Новатовых новшеств, обрели мир между собой. Пишет он так: Глава 5 1. «Знай же теперь, брат, что все восточные и даже более дальние Церкви, раньше разделенные, теперь объединились; предстоятели их все и повсюду единодушно и несказанно радуются неожиданно наступившему миру: Димитриан – в Антиохии, Феоктист – в Кесарии, Мазабан – в Элии, Марин – в Тире (Александр скончался); Илиодор, ставший епископом в Лаодикии после кончины Филимидра. Елен – в Тарсе, все Церкви в Киликии, Фирмилиан и вся Каппадокия. Я назвал из епископов только наиболее известных, чтобы письмо не вышло слишком длинным и скучным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Кол. 2:18–19 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы», т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев 7168 . Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах 7169 , принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов 7170 . Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго 7171 . И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила – начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого Архистратига Михаила . Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре – девятом от марта, первого месяца от сотворения мира – для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит , ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2Кор. 12 – «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Комментарии Женевской Библии на послание к Колоссянам Введение Автор Послание к колоссянам было написано апостолом Павлом (1,1; 4,18). Сомнения некоторых современных ученых относительно его авторства беспочвенны. По языку и стилю Послание к колоссянам соответствует другим посланиям Павла, а некоторые отличия в словоупотреблении (напр., слова «полнота», «тайна», «начальства», «смиренномудрие», отсутствующие в других посланиях) проистекают главным образом от использования автором языка его противников с целью их опровержения. Отсутствие в послании как свидетельств об иерархическом устройстве церкви, так и упоминаний об авторитетных лицах в Колосской общине убедительно указывает на период, когда Павел и его сподвижники сами несли служение в основанных ими церквах. Время и обстоятельства написания Некогда Колоссы, расположенные на реке Лик в юго-восточной части Малой Азии, был крупным и процветающим городом, важным стратегическим пунктом на торговом пути между Ефесом, располагавшимся в ста шестидесяти километрах к западу от Колосс, и Евфратом, примерно в семистах километрах восточнее. Однако во времена Римской империи Колоссы пришли в упадок вследствие роста двух соседних городов в долине Лика Лаодикии, столицы округа, в шестнадцати километрах западнее, и Иераполя, знаменитого своими целебными источниками, примерно в двадцати километрах северо-западнее. Павел никогда не посещал г. Колоссы (2,1). Церковь здесь была основана жителем этого города по имени Епафрас, очевидно, во время служения Павла в Ефесе (53–55 гг. по Р.Х.), откуда «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и еллины» ( Деян. 19,10 ). Спустя пять семь лет основатель Колосской церкви присоединился к заключенному в Риме Павлу ( Деян. 28 ; Кол. 4,12.13 ), чтобы рассказать апостолу о странном учении, которое представляло опасность для духовного благополучия церкви в Колоссах, и пребывал с Павлом, вознося молитвы о церквах Ликийской долины. Характерные особенности и темы Христианам, к которым обращается Павел в этом послании, пришлось столкнуться с какой-то эллинизированной формой иудаизма. Сторонники этого учения полагали, что христиане все еще уязвимы со стороны различных духовных сил, которые надо умилостивлять через поклонение, воздержание от пищи и питья, а также посредством почитания определенных особых дней, предписываемых ветхозаветным обрядовым законом. Назначение послания помочь христианам осознать, что для угождения Богу им нужен только Христос. Бог уже принял их в силу того, что они соединились со Христом в Его смерти и воскресении. Хотя стяжание совершенства и непорочности по-прежнему является их целью (1,22.23.28), они уже имеют «полноту во Христе», Который Сам есть Совершенство (2,10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным Источник Предисловие сочинителя В сем малом сочинении содержится краткое изложение предметов, необходимо нужных к познанию истинности православной церкви и незаконности отделения от оной именуемого старообрядчества, более или менее подробно раскрытых уже мною прежде, в моих беседах и в замечаниях на Поморские Ответы, на Вопросы Никодима, на книгу Пешехонова. К составлению такового сочинения я побужден был желанием сообщить сии важнейшие сведения читателям, занятым житейскими необходимыми делами и не имеющим свободы читать пространные книги. Молю Бога, да поможет вам сей малый, и, может быть, последний труд мой уразуметь истину православной церкви и погибельность раскола, – чад церкви да утвердит в преданности и повиновении оной, а отторгшимся от церкви да поможет возвратиться под спасительный кров её. Разговор первый Старообрядец. До патриарха Никона церковь российская в православии состояла или не в православии? Православный. Без всякого сомнения, церковь российская, как теперь, так и до патриарха Никона пребывала в православии. Старообрядец. Если церковь российская и до патриарха Никона пребывала в несомненном и непозыблемом православии, то для чего было сделано исправление книг и церковных преданий? Какая была в нём надобность? Православный. Исправление не касалось веры православной, которую российская и греческая церковь соблюдали тогда непорочно, как соблюдают и теперь; исправлению подверглись только описи в книгах и некоторые обычаи, и обряды, не составляющие догматов веры. Такие исправления были и законны и нужны. Стоглавый собор даже частным лицам, старейшим священникам, а не епископам, предписывал делать такие исправления: «Да протопопом же и старейшим священником, и избранным священником, со всеми священники в коемждо граде, во всех святых церквах дозирати священных книг, святых Евангелий и Апостол, и прочих святых книг... а которыя будут святыя книги, Евангелие и Апостол и Псалтырь, и прочия книги в коейждо церкви обретены неправлены и описливы, и вы бы те книги с добрых переводов исправливали соборне, занеже священныя правила о том запрещают, и не повелевают неправленных книг в церковь вносити, ниже по них пети» (глава 27). Итак, Стоглавый собор в коемждо граде даже священникам не только дозволяет, но и повелевает, ставить в обязанность с добрых переводов книги соборне исправлять. Тем паче вселенская церковь соборне имеет право на исправление книжное. Также и на исправление некоторых обрядов, или обычаев св. церковь имела и имеет полное право, согласно 11-му и 19-му правилам Лаодикийского собора 1 и 12 правилу шестого вселенского собора 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Критические замечания по поводу книги архим. Ианнуария (Ивлиева) «Комментарий к Апокалипсису» А.М. Леонов Содержание От автора Введение I. Общее вступление к книге. Видение на земле (1:1–20) 1. Надписание (1:1–3) 2. Эпистолярное начало (прескрипт) (1:4–8) 3. Видение Иисуса Христа и поручение Иоанну (1:9–20) II. Пророчества семи церквам (2:1–3:21) 1. Церковь в Эфесе (2:1–7) 2. Церковь в Смирне (2:8–11) 3. Церковь в Пергаме (2:12–17) 4. Церковь в Фиатире (2:18–29) 5. Церковь в Сардах (3:1–6) 6. Церковь в Филадельфии (3:7–13) 7. Церковь в Лаодикии (3:14–22) III. Основная часть книги Апокалипсис. Видения на небе и с неба (4:1–22:5) 1. Восхищение на небо и видения семи печатей (4:1–7:17) А. Видение Бога и Агнца (4:1–5:14) Экскурс 1. Несколько слов о числовой символике Экскурс 2. Агнец в Книге Откровения Б. Видения семи печатей (6:1–7:17) 2. Снятие седьмой печати и видения семи труб (8:1–11:19) 3. Истинный народ Божий и его враги (12:1–4:20) А. Война на небе и на земле (12:1–17) Экскурс 3. Предположения об источниках образов Откр. 12 Б. Культ кесаря и его пропаганда. Смертельная угроза христианам (13:1–18) Экскурс 4: Римский культ императора В. Победа христиан в угрожающих условиях культа императора (14:1–5) Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) 4. Видение семи чаш гнева (15:1–16:21) А. Пролог в небесах (15:1–8) Б. Излияние семи чаш гнева (16:1–21) 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) Б. Гибель Вавилона (18:1–24) В. Финальные гимны пророчества о суде над блудницей Вавилоном (19:1–10) 6. Второе пришествие Христово и Свершение (19:11–22:5) А. Второе пришествие Христово и победа над зверем и его слугами (19:11–21) Б. Тысячелетнее царство и суд над сатаной (20:1–10) Экскурс 5. Тысячелетнее царство Христа и святых. Хилиазм в истории В. Видение Последнего суда (20:11–15) Г. Новое творение (21:1–8) Д. Новый Иерусалим (21:9–22:5) IV. Окончание Книги Откровения (22:6–21) Краткое заключительное слово     Книга ведущего отечественного библеиста, архимандрита Ианнуария Ивлиева , посвящена самой утонченной с точки зрения структуры и обилия образов книге Нового Завета – «Откровению святого Иоанна Богослова». Задачей автора было раскрыть читателю ее непосредственное содержание, отражающее конкретную церковную, политическую и духовную ситуацию, в которой писал апостол Иоанн. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Л.А. Герд Содержание Перенесение мощей Продажа мощей Похищение мощей Захоронения в церквах Мощи при освящении престолов     Наверное, ни одно явление в жизни христианского общества не находило такую противоречивую оценку в юридических источниках, как святые и их останки. В римском праве могилы и всё, с ними связанное, рассматривалось как «res religious» и «res extra commercium». Они не могли быть куплены, проданы и не входили в область частного права. Подобно древним египтянам и евреям, римляне приравнивали гробокопательство к нечестию, преступлению против религии 1 . Осуждённые на позорную казнь христианские мученики не могли быть, согласно римским законам, погребены на общественных кладбищах. Более того, римские суды стремились предавать христиан такой казни, которая бы исключала погребение, например, утоплению в море 2 . Хоронить их на общественных кладбищах не всегда удавалось, поэтому практиковалось захоронение в разных местах – в пещерах, на месте мученичества, на участке, принадлежавшем мученику, и, что следует заметить особо, в христианских церквах. Вместе с тем внутри Церкви достаточно рано получила развитие другая традиция – запрет хоронить христиан рядом с язычниками и приравненными к ним еретиками, впоследствии зафиксированная в византийском праве (Bas. 60:69). Девятое правило Лаодикийского собора говорит о запрещении еретикам даже приходить на православные кладбища и к местам захоронения мучеников, а комментаторы Зонара и Вальсамон не дозволяют и православным посещать еретические кладбища 3 . Каноническое право добавило к античному почтению к могилам другое понятие – об отношении к святыне, которое, впрочем, тоже во многом восходит к языческой древности. В 72 и 73 правилах Св. Апостолов запрещается выносить из храмов воск или елей, а также использовать священную утварь в личных целях и присваивать её себе 4 . Многочисленные правила вселенских и поместных соборов запрещают под страхом отлучения и совершенного извержения расхищение или отчуждение движимого и недвижимого имущества церквей и монастырей 5 . Похищение утвари, церковных облачений карается отлучением согласно 10, 72 и 73 правилам Св. Апостолов и приравнивается к святотатству 10 правилом Двукратного собора 6 . В Номоканоне Иоанна Постника (X в.), вслед за Григорием Нисским , святотатство приравнивается к прелюбодеянию и подлежит тем же епитимьям 7 . Каждый епископ даёт отчёт в управлении церковным имуществом, как недвижимым, так и движимым (τ μν γρ κειμλια τν κκλησιν, τοι τ ερ κα τ λοιπ ναθματα) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/relikv...

Л.И. Денисов II. Человек Божий В дни кесарей великих в древнем Риме жили кесарские сановники именитые, благочестивый муж Евфимиан с женой благочестивой Аглаидой. Уже много лет они счастливо жили в согласии, богатстве и почете; Господь их всем благословил всещедро, лишь одного не даровал им блага – не посылал им чад, давно желанных. И много лет молилась Аглаида, чтоб разрешил Господь ее неплодье, чтобы детище им милое послал, на украшенье жизни одинокой и на подпору в старости грядущей; и услыхал Господь ее молитву, и даровал им сына, – и супруги исполнились радостью великой, и плакали, и Бога прославляли, и нарекли младенца Алексием. Стал подрастать младенец Алексий – стал отроком прекрасным, кротким, тихим; не по летам он разумом был мудр и к книжному ученью прилеплялся. И возлюбил он с самых ранних лет храм Божий и божественные книги, и клиросное пенье, и молитву – и детскую казну свою тайком стал расточать на помощь нищей братии. Прошли года, возрос он, возмужал. Родители, с любовью радея о счастье единственного сына, нашли ему достойную невесту из царственного, кесарского рода, прекрасную лицом, умом и сердцем, и обручили с нею Алексия, и в церкви Божией честно повенчали. Стыдливый взор склонивши боязливо, недвижно новобрачная сидела. И подошел к ней тихо Алексий, и, сняв с перста свой перстень обручальный, он с кротостью во взоре ей сказал: «Возьми свои дары! пусть будет между нами стоять незримо ангельская сила. И для иных даров нас сохранит, для оных дней, когда преобразимся и разумом, и сердцем, и душой, и презрим Мир, и горних благ взалкаем». Сказав ей, он вышел из ложницы и, выждав час, когда забылись сном отец и мать, и слуги, и привратник, покинул дом родительский украдкой, оставил Рим и, продолжая путь, он на корабль с молитвою взошел и с кораблем приплыл в Лаодикию. Не отдохнув от дальнего пути, уж в новый путь пошел убогий странник, и прибыл он во град святой Эдессу; и с той поры на паперти церковной он пребывал в молитве непрестанной, меж тем питаясь подаяньем. И много лет в молитве и посте он у дверей церковных оставался, и раздавал он щедро нищей братии все, что ему давали Христа ради; питался он все дни единым хлебом и жажду лишь водою утолял; во всем свои желанья подавляя, и хлеба он досыта не вкушал. И даже сном он забывался редко, молитвою дремоту прогоняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Луи Дюшен (католик) XXII. Павел Самосатский Новацианство в Антиохии. – Политические перевороты на Востоке: царство Сассанидов; владетели Пальмиры. – Павел Самосатский, еп. антиохийский: его жизнь и учение. – Восточные соборы. – Спор из-за владения церковью в Антиохии; решение Аврелиана. Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский были на Востоке самыми прославленными жертвами гонения Деция. Когда гроза миновала, там, как и на Западе, возник вопрос об отступниках. Мы уже касались выше того отголоска, какой нашел в восточных областях римский раскол, вызванный Новацианом. Непримиримо строгие правила, выдвинутые этим последним, приобрели там много сторонников. Новый епископ антиохийский Фабий 594 , преемник мученика Вавилы, нашел затруднительным признавать папу Корнилия, – и не он один. По этому доводу впервые установилась согласованность действий между епископами Сирии и гордой Малой Азии, – согласованность, которая продержалась долго и имела чрезвычайно важные последствия. Епископы тарсский (Елен), Кесарии Каппадокийской (Фирмилиан) и Кесарии Палестинской (Феоктист) пригласили своего сотоварища Дионисия Александрийского прибыть на собор, который они созывали в Антиохии. Положение было очень серьезно, так как инициаторы собора были противоположного Фабию образа мыслей. Дионисий не имел никакого желания лично вмешиваться в столь острый раздор. Он ограничился тем, что письменно поддерживал сторонников терпимости; в этом смысле од писал христианам в Лаодикию Сирийскую, епископ которой звался Фелимидрис, и в Армению 595 , где должность епископа исполнял некий Мерузанис. Впрочем дело кончилось благополучнее, чем можно было предвидеть. Фабий умер, а его преемник Димитриан отказался от сторонников Новациана; в Лаодикии Фелимидрис, который, по-видимому, шел по стопам Фабия, был также заменен другим епископом, Илиодором. Точно неизвестно, состоялся ли собор. Важнее то, что мир был восстановлен: вскоре Дионисий Александрийский мог уже сообщить папе Стефану, что от Понта и Вифинии до Палестины и Аравии между всеми церквами установилось на будущее время полное согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Луи Дюшен (католик) XXIII. Дионисий Александрийский Дионисий, епископ Александрийский. – Его странствования во время гонения Деция. – Его отношение к вопросу об отступниках и еретиках. – Его ссылка в правление Валериана. – Александрийские волнения. – Египетские хилиасты: Непот. – Савеллианство в Киренаике. – История двух Дионисиев. – Евсевий II Анатолий Лаодикийский. Столь темная для II века, история христианства в Александрии и в Египте не делается более известной нам и в следующем столетии вплоть до гонения Деция. Из жизни епископов Димитрия (189–231) и Иракла (231–247) известно только то, что относится к истории Оригена 601 . Иракл по отношению к знаменитому учителю, который продолжал жить вдали от Александрии, кажется, в общем держался так же, как и его предшественник. Больше, чем о предшествующих епископах, мы знаем о Дионисии (247–264), который занял епископское место после Иракла, как раньше он же был его преемником по управлению школой. Он, подобно Киприану, оставил после себя сборник посланий, теперь утраченных, но из которых Евсевий сообщает нам длинные выдержки или пересказывает содержание их. Время его епископства совпало с очень бурным периодом в истории церкви вообще и в особенности острым для александрийской церкви. Едва он вступил в должность, дикий мятеж вспыхнул в городе. Подстрекатель придал ему сперва религиозный оттенок; народ вдруг воспылал необузданной ревностью к своим старым богам, которым грозила гибель от христиан. Местные власти, или не будучи в силах справиться с движением, или сами сочувствуя ему, стушевались. Христиан травили, били, дома их подвергли разгрому; некоторых заставляли отречься, а когда они отказывались, то побивали их камнями, сжигали или сбрасывали с крыш; многие бежали. Через несколько времени мятеж, нисколько не утихая, принял другой характер, и междоусобица залила кровью улицы Александрии. Среди всех этих событий пришло известие о воцарении имп. Деция, а вскоре после этого был опубликован указ о гонении. Префект Собин не терял времени; немедленно „фрументарий“ был послан арестовать епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМОН [греч. Αρτμων] († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.). Род. в 1-й пол. III в. в Лаодикии (неизвестно, Сирийской или Фригийской). С юных лет посвятил себя служению Церкви и 77 лет провел в различных послушаниях, начиная с чтеца и кончая саном пресвитера. Во время гонения имп. Диоклетиана А. вместе с еп. Лаодикийским Сисинием и неск. христианами проникли ночью в капище богини Артемиды и подожгли его. Узнав об этом, имп. легат Патрикий решил схватить и казнить Сисиния и А., но по дороге к христ. храму внезапно заболел. Только обратившись за помощью к Сисинию, он был исцелен по его молитве. Вскоре, направляясь в Кесарию, Патрикий встретил А., к-рый словом Христовым заставил следовать за собой неск. диких оленей и ослов. Узнав о том, что он христианин, Патрикий приказал заковать А. в кандалы и вести в Кесарию. Об этом еп. Сисинию рассказал посланный А. олень. В храме Асклепия Патрикий принуждал А. поклониться языческому богу, но тот остался непреклонен. Он заставил выползти из храма змей, к-рых жрецы держали там, дунул на них, и они тотчас погибли. Свидетель этого чуда жрец Виталий уверовал во Христа. Но Патрикий объявил это волшебством и приказал поместить старца на горящую сковороду, колоть его тело раскаленными прутьями и строгать железом. В это время на площадь прибежал олень от Сисиния и начал лизать ноги А., затем, заговорив человеческим голосом, предсказал Патрикию смерть в кипящем котле. На следующий день Патрикий велел наполнить котел кипящей смолой и бросить туда А., но с неба спустились 2 ангела в виде орлов и бросили в котел Патрикия. А. остался невредимым и окрестил жреца Виталия и др. уверовавших во Христа язычников. В ту же ночь голос свыше велел А. идти в Азию в г. Вули вместе с Александром и его матерью Пиронией с проповедью слова Божия. А. отправился в путь и был перенесен ангелами в Вули, где обратил множество людей в христианство. Во время проповеди А. был схвачен язычниками и усечен мечом.

http://pravenc.ru/text/76390.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010