4:11,12. Даже истинная христианская любовь должна совершенствоваться, но в отличие от отступников, они остались в христианском сообществе, тем самым выполняя заповедь любить друг друга. Лжеучителя, возможно, заявляли, что имели мистические видения Бога (см. коммент. к 3:2,3; 4:1), но Иоанн поправляет их: Бог невидим ( Исх. 33:20 ), и верующие могут узреть Его только благодаря Его бесконечной любви, воплощенной в Его характере на кресте (4:9) и в христианской жертвенной любви (4:12). 4:13–16. Хотя Кумранская община претендовала на то, что обладает Духом, большинство древних иудеев связывали наиболее драматические свершения Духа с далекими прошлыми эпохами и с грядущим миром, а также с очень редкими индивидуальными случаями. Для Иоанна все истинно верующие в Иисуса имеют Духа, Который движет ими, побуждает к любви (см. коммент. к 4:11,12) и наделяет их пророческой силой свидетельствовать о Христе (см. коммент. к 4:1). 4:17. В Ветхом Завете (напр.: Ам. 5:18–20 ) и в иудаизме «день суда» был днем, которого должны бояться все отступники (2:28). Но пребывающие в любви не должны сомневаться, что будут оправданы перед судом Божьим в этот день, потому что они проводники Его бескорыстной любви. 4:18. Считалось, что грех часто вызывает страх (см., напр.: Быт. 3:8 ; «Послание Аристея, 243). Философы-стоики не боялись ничего, поскольку, по их представлениям, обстоятельства не могут окончательно уничтожить разум человека, уверенность же Иоанна в том, что истинные верующие не испытывают страха, относится не ко всем обстоятельствам. Речь идет о наказании в день суда (4:17). 4:19. Ветхий Завет также признает, что народ Божий знал, как обращаться с другими, полагаясь на то, как Бог милосердно обращался с ними самими ( Исх. 13:8; 22:21 ; Лев. 19:34 ; Втор. 10:19 ), хотя во всей полноте этот принцип был явлен в Христе ( 1Ин. 4:10 ; ср.: Ин. 13:34 ). 4:20,21. В древности люди тоже придерживались принципа любви к тем, кто рядом (см., напр., у Плутарха). Считалось, что с новым другом нужно обращаться так же, как со своими старыми друзьями. (Этот тезис взят из речи оратора IV в. до н. э. Исократа.) В Ветхом Завете Бог благотворит тому, кто воздает обездоленному, как если бы он сделал это для Него ( Прит. 19:17 ; ср.: Втор. 15:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

6. Сын Человеческий. Особенности содержания понятия «Сын Человеческий» у И. Б., по мнению ряда экзегетов, объясняются тем, что оно могло быть заимствовано из иного, нежели синоптические Евангелия, предания ( Ladd. 1993; Smalley. 1978; хотя Дж. Элленс ( Ellens. 2006) прослеживает общие для 4 Евангелий параллели с рядом ветхозаветных прообразов - Быт 28; Дан 7-9; ср.: 1 Енох 37-71). Если в синоптических Евангелиях прежде всего говорится о служении Сына Человеческого в мире (Мф 9. 6; Мк 2. 10; Лк 5. 24), о Его страданиях, уничижении и смерти (Мф 17. 12; Мк 8. 31; 9. 31; Лк. 9. 22; 24. 7) и о Его славном Втором пришествии (Мф 10. 23; 24. 27; 25. 31; Мк 8. 38; 13. 26; Лк. 18. 8) ( Ladd. 1993), то в Евангелии от Иоанна подчеркивается Его служение как Судии мира (Ин 5. 27). Титул «Сын Человеческий» применительно ко Христу связан с Его искупительной смертью (12. 32-33) и с Его функцией посредника между Небом и землей (1. 51; 3. 13; ср.: 6. 27, 62) ( Reynolds. 2008). Эти 3 аспекта в богословии И. Б. тесно взаимосвязаны: смерть Иисуса Христа и есть Его «вознесение» к Отцу (ср.: 3. 14), момент прославления (12. 23; 13. 31) и кульминация в Его служении как посредника между Богом и человеком (12. 32). 7. Пророк. В неск. местах Евангелия от Иоанна Христос назван Пророком. Вопрос, можно ли понимать этот титул как христологический ( Dodd. 1953; Boismard. 1993) или евангелист его отвергает, подчеркивая превосходство Христа над пророками и Моисеем (6. 30-35) ( Meeks. 1967; Kastner. 1967), в совр. экзегетической лит-ре окончательно не решен. Пророк наделен божественной властью, и по этой причине Иисуса Христа исповедует «пророком» исцеленный слепой (9. 17), признавая, что Он - «от Бога» (9. 16). Когда Христос насыщает 5 тыс. человек, Его называют «тем Пророком, Которому должно прийти в мир» (6. 14); многие думали, что «Он точно пророк» (7. 40). В последних 2 случаях термин употребляется с определенным артиклем, т. е. речь идет не просто об одном из пророков, но о Пророке, Которому должно прийти в последние времена, согласно пророчеству Моисея во Втор 18. 15 ( Glasson. 1963). Такого пророка ожидали самаряне (ср.: Ин 4. 19) и кумранская община (4QTestim 5-8).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

8. Дд, II, 17-18, ср. 1 Енох 6. 9. Устав, IV, 3-4. 10.  Там же, II, 7-8, ср. I, 7-8, V, 15-16. 11. Толк. на Аввак VIII, 2-3. 12. Книга Тайн, 8-11 ТК, I, с. 320. См. комментарий на эту тему в кн. И. Амусин. Находки у Мертвого моря, с. 25-26, К.Старкова. Кумранская община и внешний мир. ПСб., Л., 1974, (88), с. 68 сл. 13. Дд, X, 14 сл. В Евангелии мы находим прямую полемику против культа субботы. См, напр. Лк 14, 5. 14. Некоторые из этих сектантов сохранили старое ессейское наименование эбионим, «бедные» ( Ориген. О началах, IV, 22, Против Цельса, II, 1, Евсевий. Церк. История, III, 27, Епифаний. О ересях, XX, 17), другие назывались ноцрим, «назарейцами». Сохранившиеся о них сведения довольно скудны. Но и они указывают на тесную связь сектантов с ессейством. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 117. 15. См.: R. Brown. apocrypha; Dead Sea Scrolls — JBC, II, р. 555. 16. Толк. на Аввак V, 9-12 «Имеются в виду дом Авессалома и люди общины, которые молчали, когда наказывали Учителя Праведности, и не помогли ему против Человека лжи, который презрел учение перед лицом всей общины» (пер. Амусина). «Толкование тому о доме Авессалома и о людях из Совета, которые молчали при обличении Праведного Наставника и не помогли ему против Человека Лжи, который отверг учение среди всего их общества» (пер. Старковой). 17. «Благородные народа — это пришедшие копать колодец жезлами, которыми начертал руководствоваться Предначертатель в течение всего срока нечестия. Другие же, помимо их, не постигнут (этого), пока не встанет Наставляющий правде в конце дней» (Дд, VI, 8-11, пер. Старковой). Глагол амад, вставать, не означает обязательно воскресения. См.: К. Старкова. Литературные памятники, с. 46 сл. То, что в Кумране найдены копии Книги Даниила и фрагменты Книги Еноха, есть косвенное доказательство их веры в воскресение мертвых. О наличии у ессеев этой веры свидетельствует Ипполит Римский в своей книге «Опровержение всех ересей», IX, 27. Русск. пер. — ТК, I, с. 373. 18. Дд, XIX, 14, XX, I, 14. Устав, IX, 11. О двух Мессиях говорится в «Завещании XII патриархов», апокрифе, который родствен кумранской литературе. Один помазанник должен происходить из священнического колена Левия (Зав Рувима, 6, 7-12, Зав Леви, 8, 11-17, Зав Иуды, 24, 1-3, Зав Дана, 5, 10-13), а другой — из колена Иудина (Зав Иуды, 24, 5-6, Зав Неффалима, 8, 2-3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Aarhus, 1960; Talmon S. The «Manual of Benedictions» of the Sect of the Judaean Desert//RevQ. 1960. Vol. 2. N 8. P. 475–500; idem. The Emergence of Institutionalized Prayer in Israel in Light of Qumran Literature//Qumrân: Sa píetí, sa theólogie et son milieu/Ed. M. Delcor. P.; Gembloux; Leuven, 1978. P. 265–284; Weinfeld M. Traces of Kedushat Yotzer and Pesukey de-Zimra in the Qumran Literature and in Ben-Sira//Tarbiz. Jerus., 1976. Vol. 45. P. 15–26 (на иврите); idem. Prayer and Liturgical Practice in the Qumran Sect//The Dead Sea Scrolls: Forty Years of Research/Ed. D. Dimant, U. Rappaport. Leiden; Jerus., 1992. P. 241–258; Heinemann J. Prayer in the Talmud: Forms and Patterns. B.; N. Y., 1977; Hoffman L. A. The Canonization of the Synagogue Service. Notre Dame (Ind.), 1979; idem. Hallels, Midrash, Canon, and Loss: Psalms in Jewish Liturgy//Psalms in Community: Jewish and Christian Textual, Liturgical, and Artistic Traditions/Ed. H. W. Attridge, M. E. Fassler. Atlanta, 2003. P. 33–57; Chazon E. G. Is Divrei ha-Me’orot a Sectarian Prayer?//The Dead Sea Scrolls: Forty Years of Research. Leiden; Jerus., 1992. P. 3–17; idem. Prayers from Qumran and Their Historical Implications//DSD. 1994. Vol. 1. N 3. P. 265–284; idem. Hymns and Prayers in the Dead Sea Scrolls//The Dead Sea Scrolls after Fifty Years: A Comprehensive Assessment/Ed. P. Flint, J. C. VanderKam. Leiden, 1998. Vol. 1. P. 244–270; idem. The Function of the Qumran Prayer Texts: An Analysis of the Daily Prayers (4Q503)//The Dead Sea Scrolls: Fifty Years after Their Discovery. Jerus., 2000. P. 217–225; idem. Shifting Perspectives on Liturgy at Qumran and in Second Temple Judaism//The Dead Sea Scrolls in Context/Ed. A. Lange, E. Tov, M. Weigold. Leiden; Boston, 2011. Vol. 2. P. 513–531; Reif S. C. Judaism and Hebrew Prayer: New Perspectives on Jewish Liturgical History. Camb. (GB), 1993; idem. The Second Temple Period, Qumran Research, and Rabbinic Liturgy: Some Contextual and Linguistic Comparison//Liturgical Perspectives: Prayer and Poetry in Light of the Dead Sea Scrolls: Proc.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

B. Bagatti/Ed. E. Testa e. a. Jerus., 1976. Vol. 1: Studi archeologici. P. 245-285; idem. The History of the «Essene Gate» Area//ZDPV. 1989. Bd. 105. S. 96-104; idem. Church of the Apostles Found on Mt. Zion//BAR. 1990. Vol. 16. N 3. P. 16-35, 60; idem. Wege des Messias und Stätten der Urkirche: Jesus und das Judenchristentum im Licht neuer archäol. Erkenntnisse/Hrsg. R. Riesner. Giessen, 1991; idem. Das letzte Abendmahl Jesu//Ibid. 19963. S. 219-228; idem. Jerusalem " s Essene Gateway//BAR. 1997. Vol. 23. N 3. P. 22-31, 64-66; idem. Jesus and His Community: Between Essenes and Pharisees//Hillel and Jesus: Comparative Studies of Two Major Religious Leaders/Ed. J. H. Charlesworth, L. L. Johns. Minneapolis, 1997. P. 193-224; Yadin Y. Megillat ham-miqdash=The Temple Scroll. Jerus., 1977. 4 vol.; idem. The Temple Scroll: The Hidden Law of the Dead Sea Sect. N. Y.; L., 1985; Thiering B. E. Redating the Teacher of Righteousness. Sydney, 1979; eadem. Jesus and the Riddle of the Dead Sea Scrolls: Unlocking the Secrets of His Life Story. San Francisco, 1992; Badia L. F. The Qumran Baptism and John the Baptist " s Baptism. Lanham, 1980; Baldi D., Bagatti B. Saint Jean-Baptiste dans les souvenirs de sa patrie. Jerus., 1980; Kobelski P. J. Melchizedek and Melchireša. Wash., 1981; Eisenman R. H. Maccabees, Zadokites, Christians and Qumran: A New Hypothesis of Qumran Origins. Leiden, 1983; idem. James the Just in the Habakkuk Pesher. Leiden, 1986; idem. Playing On and Transmuting Words: Interpreting «Abeit-Galuto» Offered in the Habakkuk-Pesher//Mogilany 1989: Papers on the Dead Sea Scrolls Offered in Memory of J. Carmignac. Pt. 2: The Teacher of Righteousness: Literary Studies/Ed. Z. J. Kapera. Kraków, 1991. P. 177-196; idem. Theory of Judeo-Christian Origins: The Last Column of the Damascus Document//Methods of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and Future Prospects /Ed. M. O. Wise e. a. N. Y., 1994. P. 355-370; idem. James, the Brother of Jesus: The Key to Unlocking the Secrets of Early Christianity and the Dead Sea Scrolls.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

c В цитируемых тестах курсив А. Меня d Точнее Кефа 12 См.: Иер. 16:15-16 ; Иез. 47:10 . 13 На Геннисарете, в силу особенностей водного режима, в отдельных местах скапливаются большие массы рыб. Чудесность совершенного Христом заключалась в том, что Он указал апостолам, где найти такое скопление. e Такие кущи (шалаши или палатки) ставили в праздник Суккот (Кущей) в воспоминание о временах странствия по пустыне, когда Господь пребывал «среди стана» народа Божия 14 Лк. 6:12-13 ; ср. 9:18 . 15 Об «апостолах» ветхозаветной Церкви есть следующие свидетельства: Талмуд. Берахот V, 5; Авот р. Натана, VIII; Бава Батра 8в; Песахим 8в и др.; св. Юстин . Диалог с Трифоном, 17, 108, 117; Евсевий . Толк. на Ис. 18 ; Епифаний . Против ересей, 1, 128; Кодекс Феодосия , XVI, 8, 14. Хотя эти данные относятся к первым векам н.э., но, как верно замечает А. Гарнак, «совершенно невероятно думать, будто раньше никаких апостолов не было» ( A. Harnack . The Mission and Expansion of Christianity in the First Three Centuries. Clencestur, 1972, p. 3. 16 Мк. 12:1-11 . В библейской символике виноградник означает народ Божий (ср. Ис. 5:1-7 ), слуги Господина — пророков, а Сын — Мессию. Поэтому под «другими» следует понимать не язычников, как иногда толкуют, а истинных, верных Богу «виноградарей», т.е. апостолов. 17 Слова о двенадцати апостолах ( Мф. 19:28 ; ср. Откр. 21:14 ) проясняются при сравнении с кумранскими текстами, где Община избранных названа Израилем (Устав, 1, 1). 18 См.: Числ. 1:44 ; Кумранский Устав 8, 1. О связи Двенадцати с двенадцатью коленами говорит даже такой критический в отношении Ветхого Завета текст, как Послание лже-Варнавы (II b.), гл. 8. 19 Лк. 9:54 . Слово Боанергес не имеет ясного перевода. По-видимому, оно есть искаженное арам. Бене-регес , «сыны грозы», что согласуется с пояснением Марка ( 3:17 ). 20 Семейный уклад того времени исключает предположение, будто уверовала только Саломия, а не Зеведей. Без его согласия она не смогла бы покинуть дом, а его согласие понятно, лишь если сам отец семейства уверовал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

H. Reclaiming the Dead Sea Scrolls: The History of Judaism, the Background of Christianity, the Lost Library of Qumran. Phil., 1994; VanderKam J. C. The Dead Sea Scrolls Today. Grand Rapids, 1994; idem. The Dead Sea Scrolls and the Bible. Grand Rapids; Camb., 2012; Boismard M.-É. A propos de 7Q5 et Mc 6,52-53//RB. 1995. Vol. 102. P. 585-588; García Martínez F. The Origins of the Essene Movement and of the Qumran Sect//The People of the Dead Sea Scrolls: Their Writings, Beliefs, and Practices /Ed. F. García Martínez, J. Trebolle Barrera; transl. W. G. E. Watson. Leiden, 1995. P. 77-96; Jull A. J. T. e. a. Radiocarbon Dating of Scrolls and Linen Fragments from the Judean Desert//Radiocarbon. 1995. Vol. 37. P. 11-19 (Idem//Atiqot. Jerus., 1996. Vol. 28. P. 85-91); Lange A. Weisheit und Prädestination: Weisheitliche Urordnung und Prädestination in den Textfunden von Qumran. Leiden, 1995; Magness J. The Chronology of the Settlement at Qumran in the Herodian Period//DSD. 1995. Vol. 2. P. 58-65; eadem. Qumran Archaeology: Past Perspectives and Future Prospects//The Dead Sea Scrolls after Fifty Years: A Comprehensive Assessment. Leiden, 1998. Vol. 1. P. 47-77; eadem. The Archaeology of Qumran and the Dead Sea Scrolls. Grand Rapids, 2002; eadem. Women at Qumran?// Eadem. Debating Qumran: Collected Essays on its Archaeology. Leuven, 2004. P. 113-149; Puech É. Des fragments Grecs de la grotte 7 et le NT?: 7Q4 et 7Q5 et la Papyrus Magdalen Grec 17=P64//RB. 1995. Vol. 102. P. 570-584; idem. Notes sur les fragments grecs du manuscript 7Q4=1 Hénoch 103 et 105//RB. 1996. Vol. 103. P. 592-600; Stanton G. N. Gospel Truth?: New Light on Jesus and the Gospels. L., 1995; Wachtel K. P64/67: Fragmente des Matthäusevangeliums aus dem 1. Jh.?//ZfPE. 1995. Bd. 107. S. 73-80; Kazmierski C. R. John the Baptist: Prophet and Evangelist. Collegeville, 1996; Parker D. C. Was Matthew Written before 50 C.E.? The Magdalen Papyrus of Matthew//Expository Times. Edinb., 1996. Vol. 107. P. 40-43; Thiede C.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

Leiden, 1992. P. 340-346; idem. Johannes der Täufer und die Texte von Qumran//Mogilany 1989: Papers on the Dead Sea Scrolls Offered in Memory of J. Carmignac. Kraków, 1993. Pt. 1. P. 139-152; idem. Die Texte von Qumran und das Urchristentum//Judaica. 1994. Bd. 50. S. 68-82; idem. Makarismen in den Qumrantexten und im NT//Wisdom and Apocalypticism in the Dead Sea Scrolls and the Biblical Tradition/Ed. F. García Martínez. Leuven, 2003. P. 395-411; idem. Qumran and the NT//The Changing Face of Judaism, Christianity, and Other Greco-Roman Religions in Antiquity/Ed. I. H. Henderson, G. S. Oegema. Gütersloh, 2006. P. 103-129; Mayer B., ed. Christen und Christliches in Qumran? Regensburg, 1992; Pickering S. R. Paleographical Details of the Qumran Fragment 7Q5//Christen und Christliches in Qumran? Regensburg, 1992. S. 27-31; idem. Controversy Surrounding Fragments of the Gospel of Matthew in Magdalen College, Oxford//NTTRU. 1995. Vol. 3. P. 22-25; Schwartz D. R. Studies in the Jewish Background of Christianity. Tüb., 1992; Spottorno M. V. Una nueva posible identificación de 7Q5//Sefarad. 1992. Vol. 52. P. 541-543; idem. Can Methodological Limits Be Set in the Debate on the Identification of 7Q5?//DSD. 1999. Vol. 6. N 1. P. 66-77; Witherington III B. John the Baptist//Dictionary of Jesus and the Gospels/Ed. J. B. Green, S. McKnight. Downers Grove, 1992. P. 383-391; Bergmeier R. Die Essener-Berichte des Flavius Josephus: Quellenstudien zu den Essenertexten im Werk des jüdischen Historiographen. Kampen, 1993; Betz O., Riesner R. Jesus, Qumran und der Vatikan. Giessen, 19933, 19956; Eisenman R. H., Wise M. O. Jesus und die Urchristen: Die Qumran-Rollen entschlüsselt. Münch., 19934; Tov E., ed. The Dead Sea Scrolls on Microfiche: [A Comprehensive Facs. Ed. of the Texts from the Judaean Desert]. Leiden, 1993; idem., ed. The Dead Sea Scrolls Electronic Reference Library, 2. Leiden, 1999. CD-ROM; Chilton B. D. John the Purifier//Judaic Approaches to the Gospels. Atlanta, 1994. P. 1-37; Schiffman L.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

Leiden, 1999. Vol. 2. P. 599-621; Wilson E. A. The Scrolls from the Dead Sea//The New Yorker. 1955. N 31 (May 14). P. 45-121; idem. The Scrolls from the Dead Sea. N. Y., 1955; idem. The Dead Sea Scrolls, 1947-1969. L., 1969; Allegro J. M. The Dead Sea Scrolls. Baltimore, 1956; idem. The Dead Sea Scrolls and the Origins of Christianity. N. Y., 1957; Allo E.-B. Saint Paul: Seconde Épître aux Corinthiens. P., 19562. P. 189-193; Avigad N., Yadin Y. A Genesis Apocryphon: A Scroll from the Wilderness of Judaea. Jerus., 1956; Fritsch Ch. T. The Qumrân Community. N. Y., 1956; Geyser A. S. The Youth of John the Baptist//NTIQ. 1956. Vol. 1. P. 70-75; Oesterreicher J. M. The Community of Qumran//The Bridge. N. Y., 1956. Vol. 2. P. 91-134; Betz O. Felsenmann und Felsengemeinde: Eine Parallele zu Matt 16. 17-19 in den Qumranpsalmen//ZNW. 1957. Bd. 48. S. 49-77; idem. Die Proselytentaufe der Qumransekte und die Taufe im NT//RevQ. 1958/1959. Vol. 1. P. 213-234; idem. Offenbarung und Schriftforschung in der Qumransekte. Tüb., 1960; idem. Was John the Baptist an Essene?//Bible Review. Wash., 1990. Vol. 6. N 6. P. 18-25; idem. Qumran and the NT: Forty Years of Research//Mogilany 1989: Papers on the Dead Sea Scrolls Offered in Memory of J. Carmignac/Ed. Z. J. Kapera. Kraków, 1993. Pt. 1: General Research on the Dead Sea Scrolls, Qumran, and the NT: The Present State of Qumranology. P. 79-100; Daniélou J. Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du Christianisme. P., 1957 (англ. пер.: The Dead Sea Scrolls and Primitive Christianity/Transl. S. Attanasio. Baltimore, 1958); idem. The Work of John the Baptist/Transl. J. Horn. Baltimore, 1966; Howlett D. The Essenes and Christianity. N. Y., 1957; Jaubert A. La date de la Cène: Calendrier biblique et liturgie chrétienne. P., 1957; Robinson J. A. The Baptism of John and the Qumran Community//HarvTR. 1957. Vol. 50. P. 175-191; Stendahl K., ed. The Scrolls and the NT. N. Y., 1957; Woude A. S., van der. Die messianischen Vorstellungen der Gemeinde von Qumrân.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

North Richland Hills, 1998. P. 75-103; idem. John the Baptizer and Qumran Barriers in Light of the «Rule of the Community»//The Provo Intern. Conf. on the Dead Sea Scrolls. Leiden, 1999. P. 353-375; idem. John the Baptizer and the Dead Sea Scrolls//The Bible and the Dead Sea Scrolls. Waco, 2006. Vol. 3: The Scrolls and Christian Origins. P. 1-35; Dunn J. D. G. Baptism in the Holy Spirit. L., 1970; Stegemann H. Die Entstehung der Qumrangemeinde. Bonn, 1971; idem. The «Teacher of Righteousness» and Jesus: Two Types of Religious Leadership in Judaism at the Turn of the Era//Jewish Civilization in the Hellenistic-Roman Period /Ed. S. Talmon. Phil., 1991. P. 196-213; idem. Die Bedeutung der Qumranfunde für das Verständnis Jesu und des frühen Christentums//Bibel und Kirche. Stuttg., 1993. Bd. 48. S. 10-19; idem. Die Essener, Qumran, Johannes der Täufer und Jesus. Freiburg i. Br., 1993, 200710; Hemer C. J. NT Fragments at Qumran//TynBull. 1972. Vol. 23. P. 125-128; Martini C. M. Note sui papiri della grotta 7 di Qumrân//Biblica. 1972. Vol. 53. P. 101-104; O " Callaghan J. ¿Papiros neotestamentarios en la cueva 7 de Qumrân? //Biblica. 1972. Vol. 53. P. 91-100; idem. Los papiros griegos de la cueva 7 de Qumrân. Madrid, 1974; idem. Los primeros testimonios del NT: Papirología neotestamentaria. Córdoba, 1995; Roberts C. H. On Some Presumed Papyrus Fragments of the NT from Qumran//JThSt. 1972. Vol. 23. P. 446-447; Fee G. D. Some Dissenting Notes on 7Q5=Mark 6:52-53//JBL. 1973. Vol. 92. P. 109-112; Aland K. Neue neutestamentliche Papyri III: (1) Die Papyri aus Höhle 7 von Qumran und ihre Zuschreibung zum NT durch J. O " Callaghan//NTS. 1974. Vol. 20. P. 358-376; idem. Über die Möglichkeit der Identifikation kleiner Fragmente neutestamentlicher Handschriften mit Hilfe des Computers//Studies in NT Language and Text: Essays in Honor of G. D. Kilpatrick /Ed. J. K. Elliott. Leiden, 1976. P. 14-38; Horton F. L. The Melchizedek Tradition. Camb. (GB), 1976; Pixner B. An Essene Quarter on Mount Zion?//Studia Hierosolymitana: In onore di P.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010