Однако что представляет собой кумранская община? Вот, например, отношение к калекам. В кумранском документе говорится: слепые, калеки, глухие — никто из них не может вступить в общину. А кто окружает Иисуса? Слепые, калеки, глухие, немые и т. д. Что говорит Иисус? «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат…» (Мф 11:4-5). Здесь обнаруживается бездна между кумранской общиной и общиной учеников Иисуса. Иисус в Нагорной проповеди говорит: «Любите врагов ваших» (Мф 5:44). А что проповедует кумранская доктрина? Ненависть к посторонним, причём и Спаситель, и кумраниты зовут своих учеников к одному и тому же — быть совершенными. У евангелиста Иоанна сказано: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме; кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна; а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме…» (1 Ин 2:9-11). «Свет и тьма» — слова, часто встречающиеся и в кумранских текстах. Но кумранская община построена на недоверии, ненависти к посторонним и необщении с ними. Мы отделились от всех, ушли в горы, спрятались в пустыне, люди нам не нужны. Они погрязли в грехах, живут в падшем мире, мы к ним не имеем никакого отношения. Такова позиция кумранитов. Ничего похожего на позицию первой Церкви и Церкви вообще. Вот что сказано в дамасском документе о субботе: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодец или в яму, пусть никто не вытаскивает его оттуда в субботу. Пусть в субботу никто не оказывает помощи при родах скотине». Откроем Евангелие от Луки. Господь говорит: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодец, не тотчас ли вытащит его й в субботу?» (Лк 14:5). Тот же самый образ — осёл или вол, упавшие в колодец в субботу. И опять — при внешней схожести — внутренняя бездна между кумранским миром и миром Церкви Христа. Действительно, община кумранитов часто использует те же слова и образы, что и первая Церковь, но от Церкви она резко отличается по существу. Таковы ессеи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

2:5 . В Свитках Мертвого моря Кумранская община рисуется как живой храм, а в одном тексте говорится о компонентах строения (колонна, основания и др.) как об одушевленных предметах. «Дом» может относиться к строению, например, к храму или дому в религиозном смысле (4:17), а также к большой семье или клану, наподобие «дома Израилева»; здесь обыгрываются разные оттенки смысла, как иногда в Ветхом Завете ( 2Цар. 7:5–7, 12–16 ). Образ народа Божьего как «священства духовного» восходит к Исх. 19:5,6 (ср.: Ис. 61:6 ) и отчетливо выражен в Евр. 2 (Израиль как священство также появляется в ряде современных еврейских текстов, в основе которых – Исх. 19:6 , в том числе в качестве вставки – в Исх. 23:22 , в LXX.) Как священники (а также камни) этого нового храма, они должны приносить жертвы; кроме того, в иудаизме используется также образ духовной жертвы (см. коммент. к Рим. 12:1 ; Евр. 13:15 ). 2:6. Кумранская община применяет текст из Ис. 28к своему религиозному лидерству; ранние христиане применяли его к Иисусу ( Рим. 9:33 ). 2:7,8 . Иудейский принцип истолкования gezerah shavah, который позволяет связывать тексты с общим ключевым словом, побуждает Петра процитировать Пс. 117и Ис. 8:14 . Использование этого принци па истолкования позволяет полагать, что и Петр, и Павел, вероятно, подразумевают под краеугольным камнем Иисуса ( Мк. 12:10,11 ). Пс. 117 воспевали во время празднования Пасхи (ср.: 1Пет. 1:19 ), по крайней мере, в среде некоторых иудеев в тот период, после вознесения благодарнос ти Богу за избавление из египетского рабства, «из тьмы в чудный свет» (ср.: 2:9). 2:10 . Петр цитирует Ос. 1и 2:23, где, в противовес более раннему вердикту Бога против Израиля ( Ос. 1:6,8,9 ), звучит обещание восстановить народ Божий в конце времен. 2:11 . О «пришельцах и странниках» см. в коммент. к 1:17. Филон говорил о душах как о «странниках» в своих телах (исполь зуя это как рабочий термин), которые принадлежали скорее небесному, чем земному. Здесь речь идет о народе Божьем (2:4–10), рассеянном среди других народов. Народ Божий в Ветхом Завете часто описывается с таких позиций ( Лев. 25:23 ) – в виду его тленности ( 1Пар. 29:15 ; Пс. 38:13 ), ревностного отношения к Богу ( Пс. 68:9 ; ср.: Пс.118:19 ) или странствий ( Быт. 23:4; 47:9 ). Греческие философы часто изображали плотские страсти как «военный конфликт» против души. Петр использует тот же образ, хотя по другой, чем у философов, причине (те говорили об освобождении души от земных неурядиц), – он призывает к добродетельной жизни (2:12).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Эти рукописи датируются с середины третьего века до Рождества Христова по середину первого века по Рождестве Христовом и носят в большинстве своем религиозный характер. Кумран изучал французский исследователь Аббат Ролан де Во. Мыслил он в терминах католического монастыря. Монахи занимались переписыванием книг в специально отведенных для этого комнатах – скрипториях. Один человек читал текст манускрипта, а писцы, стоя за небольшими столиками, записывали то, что слышали. В результате текст тиражировался. Ролан де Во предположил, что в Кумране существовала какая-то монашеская община, потому что большинство кумранских свитков было найдено в пещерах неподалеку от Кумрана. Одну из комнат он принял за скрипториум, другую за трапезную и т.д. В Кумране существовало огромное количество больших резервуаров, которые отличались от тех микв, которые мы рассмотрели. Эти резервуары в большинстве своем превышали человеческий рост. После исследований в середине двадцатого века вплоть до двухтысячных годов никто не производил археологические раскопки в Кумране и все это время ученые предполагали, что эти огромные резервуары тоже являются миквами. Однако в начале двадцать первого века израильские археологи установили, что Кумран был фабрикой по производству керамики. На дне этих резервуаров найдены определенные глиняные слои и вещества, которые свидетельствуют об этом. Более того, еще в 70-е годы двадцатого века американский исследователь Норман Голб, исходя из анализа кумранских рукописей, предположил, что свитки, найденные в районе Кумрана не являются библиотекой ессейской секты (рукописи были слишком разнородны и относились к разным религиозным течениям). Это была либо библиотека Иерусалимского храма, либо просто огромная библиотека, вывезенная из Иерусалима во время римской осады в период с 68 по 70 год. Сейчас найдено 25 000 обрывочных фрагментов рукописей, из которых составлено уже около тысячи манускриптов. После исследования израильских археологов стало ясно, что в Кумран действительно была перевезена библиотека, потому что здесь производили сосуды, в которые (с целью консервации) клали свитки и развозили по разным пещерам с целью их снова вынести и использовать в будущем.

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

Или, например, когда мы читаем молитву после еды, мы опять же во множественном числе произносим эти слова: Благодарим тя, Христе Боже наш, яко насытил нас. Имею в виду, что если человек один за столом, он имеет в виду, что кто-то ещё сейчас поел из православных. Он благодарит Бога вообще за дар пищи, за то, что Господь нам её посылает во благовременье. Буржуазная революция 1991 года сделала нас всех эгоистами, потому что она не учитывала соборное мировосприятие. Большевики учитывали, кстати, соборное мировосприятие с самого начала.  Ещё в XIX веке они ставку делали на сельскую, деревенскую общину. И было движение народников, они посылали людей в народ, те говорили: вот община, это коммуна, и т.д. А экспериментаторы, которые с президентом Ельциным появились у нас, были сторонники буржуазной модели построения светлого будущего. Буржуазная модель отличается от того, что нам ближе, именно в такой индивидуализации жизни. Потому что буржуазное мировосприятие -  это философия эгоиста, в которой замкнуты свои личные интересы, т.е. конкуренция превыше всего. Все против всех и каждый за себя. А это не очень приживается в России. Потому что у нас соборное мировосприятие. И в некотором смысле коммуна была нашим предкам ближе. Там идея колхоза как общей собственности. Потому что все читали книгу «Деяния святых апостолов», там прямо сказано, что когда была первая христианская община, у них всё было общее. Общее  - это коммуния. И каждый ничего не называл своим. У них был полный отказ от частной собственности. Они сносили всё к ногам апостолов и разделяли каждому по потребности, у кого какая была потребность. Конечно, есть церковные источники, которые говорят, что  на этом как раз иерусалимская община рухнула, пострадала. Мы читаем во втором послании к Коринфянам апостола Павла,  как он предлагает собирать для них гуманитарную помощь, умоляет, буквально. Действительно, мы не видим, чтоб было прямое указание Христа создавать такую коммуну, колхоз. Но в этом тоже была реальность в начале христианской соборности.

http://radonezh.ru/text/a-pravda-chto-go...

Вернемся, однако, к нашей теме. Что касается саддукеев, то до совсем недавнего времени они занимали очень сходные места и выполняли очень сходные функции со своими новозаветными коллегами. Разумеется, они отличаются от них «чаянием воскресения мертвых» и следованием Православию, а не иудаизму, но тем удивительнее сходство их позиций, направленных, как и 2000 лет назад, главным образом на сохранение статус кво. Ессейские настроения свойственны, главным образом, монашеским кругам и тем, кто у них духовно окормляется. Как это ни странно, монашествующие во все времена психологически были гораздо больше похожи не на первых христиан, а на их современников — ессеев. Вот что пишет, например, один из видных современных католических богословов Ганс Кюнг в книге «Быть христианином»: «Сенсационное обнаружение библиотеки и поселений кумранской общины, вызвавшее целый поток литературы, показало нечто в высшей степени значительное: во времена Иисуса существовала еврейская монашеская община, которая уже содержала в себе все элементы христианских киновиальных монастырей, которые были основаны египтянином Пахомием Великим, богословски обоснованы Василием Великим и принесены на латинский Запад Иоанном Кассианом». Здесь не ставится целью критика монашества, но, следуя в основном Г Кюнгу, хотелось бы показать, что сама по себе идеология монашества не является специфически христианской. Монашество, лишь очень мощное средство, которое может быть обращено, в частности, и на христианские цели. Но поскольку у нас в Православии монашество и монастырская жизнь воспринимаются чаще всего именно как идеал христианского бытия, вероятно, будет полезно сказать о тех отличиях, которые разделяют Иисуса и монахов. Если быть точным, то следует сказать, что у Г Кюнга речь идет о монахах–кумранитах, однако он все время имеет в виду их чрезвычайную близость с христианским монашеством. «Иисуса и монахов–кумранитов разделяет целый мир. Община учеников Иисуса не имела признаков монастырской или отшельнической жизни:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

И отец Ролан де Во решил, что в Кумране была община ессеев. Они, наверное, вели монашеский образ жизни. Но раз здесь был ессейский монастырь, наверняка здесь был и скрипторий для переписывания книг. И вот он, обходя эти развалины, стал рассуждать так: наверное, скрипторий не сохранился, но мы видим  в одной большой комнате рухнувшие сверху каменные плиты – наверное, это были сидения для писцов, переписчики сидели и записывали книги. А вот здесь, наверное, была братская трапезная. А вот комнаты вообще небольшие — значит здесь, наверное, были кельи для монахов. Эта его идентификация, эта гипотеза, стала очень популярной. Но популярность была вызвана не столько артефактами, — как мы с вами чуть позже увидим, был найден еще целый ряд артефактов, которые не вписываются в теорию отца Ролана де Во, — сколько тем, что большинство из известных рукописей были сектантского содержания. Что происходит дальше? Начинает эта идея развиваться в пользу того, что там было именно аскетическое сектантское поселение, выдвигаются разные аргументы. Например, расположение в пустыне. Говорят: да мы же с вами читаем в Свитке общины, что эта община еврейская, она идет в Дамаск и заключает там Новый Завет, они ходят по пустыне, их предводителем является Учитель Праведности, а его преследует Человек Лжи и Злой Первосвященник – ну, конечно, они приходят в пустыню, чтобы там скрыться от преследования. Вот такие, знаете, начинаются уже религиозно-философские интерпретации. Про бассейны, которые были там найдены, начинают говорить: это ритуальные бассейны для того, чтобы люди могли там погружаться и совершать ритуальное омовение. Про большое кладбище, которое было найдено, начинают говорить: да, это кладбище, где хоронили только мужчин. Там еще были разные дополнительные аргументы типа — тарелки, которые были найдены, очень простые, они не подчеркивают разницу в рангах, значит, здесь были люди монашеского типа. Но, к сожалению, эти интерпретации, эти рассуждения, которые стали очень популярны, не вполне соответствуют действительности, не вполне соответствуют артефактам, которые были найдены.

http://azbyka.ru/kumranskie-rukopisi-yur...

Комментарий С двенадцатой главы начинается изображение дальнейшего странствия Церкви, картины ее столкновения с империей, с государством, с демоническими силами. Это уже метаистория, или философия истории Вселенской Церкви. Если одиннадцать первых глав больше говорили преимущественно о самых первоначальных общинах, то дальше идет речь и о первоначальных общинах, и о всей судьбе Церкви до свершения мира. В кумранских рукописях в некоторых молитвах ессеев есть образ жены, которая рождает дитя грядущего, причем подразумевается мессианская община или, наконец, Сам Мессия. Родовые муки — это древний образ, привычный для всех тех, кто ждал спасения. Ветхозаветная Церковь предстает перед нами как жена, облеченная в солнце и имеющая диадему из двенадцати звезд, двенадцати колен Израилевых: ее солнечное облачение означает, что ветхозаветная Церковь как носительница Божиих замыслов имела космическое значение. В муках совершаются роды, рождение Мессии, рождение Христа или новозаветной общины. И в муках этих сама жена, ветхозаветная община, становится новозаветной. Происходит трагический, катастрофический переход через гонения, Голгофу, преследования, смерть мученика Стефана — через все это рождается новая Церковь. Против Церкви восстает огненно–красный дракон, имеющий семь голов и десять рогов. Это древний змей, тот самый змей, который соблазнил Адама, змей, называемый диаволом и сатаною. Он и представлен в виде огненно–красного дракона. Как мы знаем из восточной мифологии, дракон всегда обозначал антибожественное, хаотическое богоборческое начало. Но в данном случае это начало не стихийное, оно не касается несовершенств природы: это мрачная сила демона великодержавной государственности, один из символов Рима. Недаром у него семь голов: они напоминают нам о семи холмах, на которых стоит Рим. Недаром у него десять рогов: рога как символ силы в книге пророка Даниила и в других апокалиптических книгах, часто обозначали царей, а как раз ко времени Нерона, ко времени написания Откровения Иоанна, сменились, начиная с Юлия Цезаря, десять цезарей. «Дракон стал перед женою». Это значит, что мессианская, то есть христианская. Церковь с самого начала своего существования оказывается перед лицом сатанинских сил, желающих ее пожрать и уничтожить. Все века истории Церкви об этом свидетельствуют. Тот младенец, который рождается, носит мессианский титул «Тот, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным». Эти слова пророка — прямой намек на Христа. Дитя возносится к престолу Божию — это образ Вознесения. Когда рождается Младенец, когда приходит Мессия, силы зла ополчаются на Него, дракон раскрывает свою пасть, но Дитя «восхищено… к Богу и к престолу Его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Кумранская община В один из летних дней 1947 года бедуинский мальчик Мухаммед эд-Дхиб пас стадо и случайно обнаружил в одной из пещер древние кожаные свитки. Эта пещера располагалась в 2-х километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в местечке Кумран. Эти несколько кожаных свитков, проданных за бесценок маленьким пастухом, послужили толчком к началу раскопок, которые, поистине, стали сенсационными. Планомерные раскопки начались в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством Р. Де Во. В ходе них было откопано целое поселение, погибшее в первом веке по Р.Хр. Это поселение принадлежало иудейской секте ессеев (в переводе - врачи, лекари). Наряду с фарисеями и саддукеями, ессеи представляли собой одно из направлений иудаизма. Они селились общиной в удаленных местах, стараясь почти никак не контактировать с окружающим миром. Имущество у них было общим, жен они не имели, считая, что этим они связали бы себя с грешным миром. Правда, пребывание женщин и детей в общине категорически не запрещалось. Ессеи строго соблюдали букву закона, которая, согласно их мнению, только и могла спасти человека. Основателем учения был учитель праведности, живший во втором веке до Р.Хр., разошедшийся в свое время с религиозными кругами Израиля и учредивший свою общину на монастырский лад. В ходе Иудейской войны община погибла, но свои свитки успела спрятать в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 года. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире. Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку по Р.Хр., что и дало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст резко изменился. Но открытие в Кумране заставили замолчать даже самых рьяных противников Библии. В одиннадцати пещерах были найдены сотни текстов всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как, например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1920...

1195 св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 82. 1196 О сошествии Христа во ад и о спасении им прежде умерших людей (души которых, как оказалось, все-таки не уничтожались со смертью тела!) см. 1 Петр. 3,19; 4.16 Еф. 4,9 Рим. 10,7 Мф. 12,40 Деян. 2,27-31. 1197 «Для послебиблейской литературы, то есть для апокалиптико-апокрифической литературы, в частности, для кумранских рукописей, характерны более конкретная разработка проблемы „последних дней“ и развитие идеи индивидуального бессмертия души наряду с верованием в телесное воскресение праведных, возмездие и наказание нечестивых» (Амусин И. Д. Кумранская община. – М., 1983, с. 161). 1198 Broyote I. Transmigration//Jewish Encyclopedia. – New-York – Londres, 1905. 1199 Евангельские события были радостью для всех и катастрофой для Израиля. 1200 Иосиф Флавий. Против Апиона.//Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. – М., 1994, с. 180. 1201 см. Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ.//Переселение душ. Сборник. – М., 1994, сс. 189-190. 1202 Кон-Шербок Д., Кон-Шербок Л. Иудаизм и христианство. Словарь. – М., 1995, с. 63. 1203 По мысли преп. Ефрема Сирина, Ева должна была это заметить при разговоре со змием: «Сравним тебя (змия) с Адамом. Если ты станешь уверять, что ты старше Адама, то самое имя твое обличит тебя, что гораздо моложе ты Адама. Адаму было предоставлено наречь имена животным, чтобы показать великое старшинство его над ними. Не дети дают имена родителям, но от старейших переходят имена к юнейшим» (преп. Ефрем Сирин. Адам и Ева.//Творения. Ч. 5. Сергиев Посад. 1912, с. 197). 1204 У Климента Александрийского есть такое объяснение избрания Христом апостолов («Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»): «Апостолы заслужили апостольство в очах Того, кто заранее знает конец всех вещей» (Строматы VI,13). Конец – telos, цель, смысл, в философской мысли – «энтелехия». Итак, по толкованию св. Климента, предъизбрание апостолов Богом зависит от грядущего их назначения, а отнюдь не от прошлой кармы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

13 - 4. 26 и связанной с ним традиции на Евангелие от Иоанна теряет всякое основание. Выражение «дух святости»/«святой Дух», напротив, широко засвидетельствовано в ВЗ (Ис 63. 10-11; Пс 50. 13) и в Посланиях ап. Павла (Рим 5. 5; 15. 13, 16; 1 Кор 6. 19; 2 Кор 6. 6; 13. 13; 1 Фес 1. 5-6; особый интерес представляет выражение «дух святыни» в Рим 1. 4, к-рое буквально передает евр.     см.: Fitzmyer. 1999. P. 615), что не позволяет использовать его для соотнесения Евангелия от Иоанна с «Уставом общины». Фрей указал также на то обстоятельство, что понятие «дуализм» охватывает множество религ. и философских представлений, к-рые могут не иметь непосредственной связи друг с другом, и его некритическое использование может привести к неверным выводам, особенно если речь идет о генетических связях между теми или иными религ. движениями. В истории изучения К. о. подобная ошибка уже была допущена, когда исследователи уделяли большое внимание возможной связи дуализма К. о. с зороастризмом, несмотря на принципиальную разницу предпосылок, стоящих за обеими концепциями. В случае с текстами К. о. и Евангелием от Иоанна очевидное сходство заключается в том, что дуализм не несет онтологического характера: единственной причиной бытия мира признаётся Бог. Данное обстоятельство позволяет отвергнуть тезис о связи Евангелия от Иоанна с гностицизмом. Вместе с тем более детальное рассмотрение вопроса приводит к заключению, что о дуализме К. о. нельзя говорить как о целостной концепции. Дуализм «Свитка войны» подразумевает грядущее реальное сражение между сынами света, которые понимаются вполне конкретно, как члены К. о., и сынами тьмы, под которыми подразумеваются политические враги Израиля и противники К. о. среди самих евреев. Во главе сражения стоят в представлении авторов «Свитка войны» также вполне конкретные, хотя и мифологические персонажи. Дуализм раздела о двух духах в «Уставе общины» лишен этой конкретики и имеет прежде всего этическую направленность. По мнению А. Ланге ( Lange. 1995) и Фрея ( Frey. 2010. P. 537), раздел о двух духах относится к числу «доессейских» текстов, т. е. произведений, авторство к-рых не связано с К. о. Этот раздел, как содержащий важное для кумранитов противопоставление, был включен в «Устав общины» и скорректирован в разделе устава, описывающем ежегодный ритуал посвящения членов К. о., 1QS 1. 16 - 3. 13 ( Frey. 2010. P. 537-538). Оппозиции в Евангелии от Иоанна теряют в этом случае сколько-нибудь существенную связь с доктриной кумранитов и выводятся в широкий контекст «литературы премудрости» эпохи Второго храма. С этим контекстом может быть связан и вводный раздел «Учения двенадцати апостолов» с его этической концепцией 2 путей.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010