а) На утреннем Богослужении, по окончании полунощницы 114 и по внесении плащаницы в алтарь, священнослужители в светлых ризах, с крестом, Евангелием, иконою Воскресения Христова, в преднесении хоругвий с зажженными свечами исходят из храма с пением стихиры: Воскресение Твое, Христе Спасе... и обходят (начиная ход с запада на юг) храм кругом. Это обхождение напоминает мироносиц, шедших с ароматами в глубокое утро ко гробу Господню, чтобы помазать тело Иисуса Христа миром, и встретивших воскресшего Господа вне Иерусалима. По обхождении храма, крестный ход останавливается в притворе у западных затворенных врат, как бы пред дверями гроба Христова. Первостоятель, окадив всех, знаменует крестом трижды затворенный церковные врата и, воздав славу Пресвятой Троице словами: Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице... начинает с прочими священнослужителями петь радостную песнь: Христос воскресе... 3-жды со стихами, возвещающими о воскресении Христовом: Да воскреснет Бог , на которые лик поет «Христос воскресе»... По окончании стихов священник возглашает: Христос воскресе из мертвых... и отверзает затворенные двери, и входит с верующими во храм с пением лика: и сущим во гробех живот даровав. Далее – после великой ектеньи начинается пение всего пасхального канона, т.-е. ирмосов и тропарей: Воскресения день, с припевом каждому тропарю канона: Христос воскресе из мертвых. Каждая песнь оканчивается малою ектеньею и особым возгласом, после которого священник, держа в левой руке св. крест и горящую свечу, а в правой кадило с фимиамом, кадит всю церковь , приветствуя верующих радостным восклицанием: Христос воскресе! После канона поются стихиры на хвалитех; затем с припевами «Да воскреснет Бог » стихиры Пасхи: Пасха священная нам днесь показася, во время пения которых, при словах «друг друга обымем», бывает христосование, т.-е. взаимное лобзание с приветствиями: Христос воскресе! – Воистину воскресе. Христосование знаменует всеобщую радость нашу о воскресении; Господа, разрушение вражды и соединение наше с Богом и Ангелами чрез воскресеиие Господа 115 . За сим, читается слово св. Иоанна Златоустог о, поется тропарь в честь сего святителя, произносятся две обычные утренние ектеньи, и после них – отпуст. Отпуст священник совершает с крестом в руках, осеняя им народ и возглашая: Христос воскресе! на этот возглас и лик поет 3-ды « Христос воскресе из мертвых ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Андреев Даниил Леонидович (1906–1959) – поэт, религиозный мыслитель. Сын писателя Леонида Андреева. Крещен в том самом храме Спаса Преображения на Арбате, которым изображен на знаменитой картине В.Д. Поленова «Московский дворик». Крестный отец – Максим Горький. В сентябре 1917 года поступил в Московскую частную гимназию, ставшую вскоре 90й Московской школой. Будучи уже советским школьником, 20 августа 1921 года у храма Христа Спасителя испытал религиозно-мистическое озарение, которое, по его признанию, сыграло «огромную, во многом даже определяющую роль» во всей последующей жизни. В «Розе Мира» он вспоминал: «Это случилось в Москве на исходе дня, когда я, очень полюбивший к тому времени безцельно бродить по улицам и безпредметно мечтать, остановился у парапета в одном из скверов, окружавших храм Христа Спасителя… Событие… открыло передо мной, вернее, надо мной такой бушующий, ослепляющий, непостижимым мир, охватывающий историческую действительность России в странном единстве с чем-то несоизмеримо большим над ней, что много лет я внутренне питался образами и идеями, постепенно наплывающими оттуда в круг сознания». К этому же времени относятся и первые стихи. В восемнадцать лет, сразу после окончания школы, поступил в брюсовский Высший литературно-художественным институт, начав работать над романом «Грешники». В 1926 году был принят в Союз поэтов. В последующие годы, вплоть до начала Отечественной войны, поэзия была главной в его жизни. Но публиковать стихи даже не пытался, работал оформителем-шрифтовиком, стараясь не привлекать к себе внимания. Тютчевский завет молчи, скрывайся и таи оказался в те годы наиболее близок не только уже знаменитой Анне Ахматовой, но и молодому поэту Даниилу Андрееву. Ему тоже было что скрывать. В его новых религиозно-мистических озарениях все отчетливее вставал образ Небесной России. Одно из таких озарений он испытал в ноябре 1933 года в церкви во Власьевском переулке, описав позднее: «Великий дух, когда-то прошедший по нашей земле в облике Серафима Саровского , а теперь – один из ярчайших светильников Русского синклита, приблизился и склонился ко мне, укрыв меня, словно эпитрахилью, шатром струящихся лучей и ласкового тепла. В продолжение почти целого года, пока эту церковь не закрыли, я ходил каждый понедельник к акафистам преподобному Серафиму – и – удивительно! – переживал это состояние каждый раз, снова и снова, с неослабевающей силой».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Беседа в неделю Крестопоклоннуюкрестном знамении) Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука. ( Пс. 59:6 ). Премилосердый, не истощимый в благости своей, Триединый Бог, предопределит даровать нам вечное блаженство, еще в Ветхом Завете обещал через пророка Исайю воздвигнуть для народов знамение спасения, послать спасенных Им возвестить славу свою неведевшим Его ( Ис. 66:19 ), не имевшим истинного познания о Нем, Творце своем, собрать в Церковь свою избранных из всех народов ( Ис. 66:20 ), и работающих Ему назвать именем новым ( Ис. 65:15 ). И в полноту времен, Господь и Бог наш Иисус Христос, удовлетворив правосудию Божию за грехи рода человеческого крестными страданиями своими, призвал в Церковь свою людей из всех народов, племен и языков, запечатлел их именем новым, – именем Христиан, и даровал им для отличия от неверных, неумеющих истинного Богопознания, крестное знамение свое, как избранному своему народу, царскому священию, как людям взятым в Его Божественный удел, с тем, чтобы они святостью жизни возвещали совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный свет своего Боговедения ( 1Пет. 2:9 ). Таким образом, знамению Св. Креста вполне соответствует пророческое изречение царя Давида: Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука ( Пс. 59:6 ), коим лукавым мещет раскаленныя стрелы свои ( Еф. 6:16 ) на нашу пагубу. Ибо Крест Иисуса Христа, будучи оружием победы Его над адом, смертью и вечным врагом рода человеческого, есть вместе знамение нашего спасения. Посему, знаменуя себя Св. Крестом, мы, подобно воинам, ратующим под знаменем Царя земного, поставляем себя под священную хоругвь Христа Спасителя, становимся в ряды Его воинства, как бы обновляем обеты, данные нами во Св. Крещении, отрекаемся своей воли, предаем себя водительству Господа нашего, ограждает себя щитом нашего спасения – от козней враждебных нам. Сообразно с сей целью, для ограждения себя крестным знаменем, слагаем три первые перста правой руки во образ всесвятого, единосущного, Триединого Божества 1 , означая тем тайну искупления нашего, совершившуюся на Кресте изволением Отца небесного, любовью единородного Сына Его и содействием пресвятого Духа. Вместе с сим, пригибая к ладони два меньшие перста той же руки, означаем ими два естества Господа нашего Иисуса Христа, явленные нам в Его вочеловечении, – Божеское и человеческое, которое Он воспринял в утробе приснодевственной Матери своей, чтобы принесть Себя Отцу небесному во умилостивление за грехи всего мира. Итак, знаменуя себя Св. Крестом, мы сокращенно исповедуем великое таинство нашего благоверия 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Восстановленный Екатерининский собор г.Пушкин (Царское село) ЖМП 11 ноябрь 2017 /  14 ноября 2017 г. Царскосельский заступник Многие десятилетия жители города Пушкина (бывшего Царского Села), знаменитого ленинградского (а когда-то петербургского) пригорода, даже не догадывались, что на площади в самом центре города, на месте памятника Ленину, когда-то стоял красивейший белоснежный Екатерининский собор, построенный по проекту знаменитого архитектора Тона. Не знали они и того, что под памятником вождю революции в земле покоятся останки служителя этого собора — протоиерея Иоанна Кочурова, первого из новомучеников русского духовенства. Сегодня взорванный собор воссоздан заново и площади, на которой он стоит, возвращено историческое название — Соборная. PDF-bepcuя Сегодня взорванный собор воссоздан заново и площади, на которой он стоит, возвращено историческое название — Соборная. Протоиерей Иоанн Кочуров причислен Русской Церковью к лику святых. Его мощи обретены и покоятся в раке в его родном соборе. И он стал поистине небесным покровителем и заступником города Пушкина и его жителей. Молитва всем миром До конца 1930-х годов Екатерининский собор, где был погребен убиенный отец Иоанн Кочуров, оставался действующим и любим царскоселами. В нем продолжали совершаться службы, и в праздники он был переполнен верующими. На Пасху, как и положено, шли крестные ходы, которым не могли помешать устраиваемые в это же время комсомольцами шествия с революционными песнями и красными флагами. Но лето 1939 года стало роковым для собора — он был взорван. Очевидцы вспоминали, что взрывной волной его подняло вверх, и он как будто охнул и тихо опустился вниз. Под громадой его обломков осталось захоронение отца Иоанна. Груды кирпича постепенно растащили на советские постройки, и долгие годы это место пустовало. В 1960 году здесь поставили памятник Ленину. И лишь с началом перемен в России стала меняться судьба и этого исторического пространства бывшего Царского Села. «Батюшка, как же вам удалось за два года выстроить заново Екатерининский собор, он же такой огромный?» — спрашиваю у отца Геннадия Зверева. Именно по его инициативе было восстановлено 19 царскосельских храмов, за что священник был удостоен церковных и государственных наград, ему присвоено звание почетного гражданина города Пушкина. «Только благодаря молитве Иоанна Царскосельского, — отвечает отец Геннадий. — Иначе никак не могу объяснить те чудеса, которые нас тогда постоянно сопровождали и без конца выручали. На нас как из рога изобилия все сыпалось».

http://e-vestnik.ru/church/tsarskoselski...

Догмат о преданиях Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому С глухим тяжело разговаривать, ибо он не слышит то, что ты ему говоришь. С ним можно беседовать только посредством письма: напиши – и он услышит. А другие слышат только ушами, но глухи глазами. И если мы говорим что-либо глухому, то наш язык становится тростью книжника скорописца. Такими бывают разговоры о вере с нашими противниками, которые все время искажают Писание и. вступая в споры о вере, всегда спрашивают: ГДЕ ЭТО НАПИСАНО? Они не слышат слов, произнесенных устами Христа, Апостолов или святых Отцов, и не слышат преемственных Преданий Святой Церкви, то есть отвергают Предания, принимая только Ветхий и Новый Завет, вступая с нами в беседу о вере, взыскующе произносят: «Где это написано?» Например, они видя, что мы ограждаем себя знамением Святого Креста и спрашивают: «Где в Священном Писании сказано, что христианину должно ограждать себя крестным знамением? Они видят освящаемую воду и спрашивают: «Где написано в Библии, что должно освящать воду и окропляться ею?» Они видят. Что мы молимся к востоку. И спрашивают: «Где в Библии написано, что должно молиться к востоку?» Этими и многими подобными им вопросами они досаждают нам, укоряя Святое Православие. Что же ты, Церковь Святая, отвечаешь им? Спроси и ты их: «Поскольку вы, противники, опираетесь только на Священное Писание, скажите мне, где в Священном Писании говорится, что не должно ограждаться Святым Крестом, не должно освящать воду, не должно молиться на Восток?» И чтобы не заводить долгие разговоры с этим родом строптивым и многоречивым, спроси их, должно ли слушать святую Церковь или не должно? Должно ли слушать наставников спасения, святых Отцов, пастырей и вселенских учителей, или не должно? Если скажете, что не должно, то раскройте Священное Писание, в котором сказано: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 .) И снова: Слушающий вас Меня слушает ( Лк. 10, 16 ). И снова: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ) И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Духовный алфавит … Не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся … …Не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа… Преподобный Варнава Гефсиманский Б лагодать Святого Духа — Гнев — Крестное знамение — Молитва. Иисусова молитва — Монахам. Спасение в обители — Нестяжательность — Осуждение — Пост — Празднословие — Причащение — Россия — Скорби и искушения — Смирение и послушание — Упокоение усопших. Помощь новопреставленным — Храм Божий. Не опускайте церковных служб — Краткое жизнеописание старца Преподобный Варнава Гефсиманский (1831—1906): Благодать Святого Духа Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов. Гнев Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает молитвы и ничего от гневающихся. Крестное знамение О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ. Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4042...

Закрыть itemscope itemtype="" > Празднование Крещения Господня 19.01.2024 96 Время на чтение 7 минут Вот детство. Суровая зима. «Крещенские морозы». Сочельник. Литургия – после обеда, к вечеру. Но никто ничего не кушает – до святой воды, которая освящается в первый раз еще после литургии сочельника. Завтра будет крестный ход на реку, и воду будут святить вторично. Почему? Не думалось об этом. Отложим этот вопрос и сейчас. Так искони велось, «по уставу»: что тут думать?! А нынешняя вода завтра соединится с водой, принесенной с реки, и будет стоять целый год. И – дивное чудо – она не портится! В этом все мы были уверены. И эта вера не теперь выдумана нами. Еще святой Иоанн Златоуст († 407) говорил: «В сей праздник, в память Крещения Христова, коим Он освятил естество вод, около полуночи, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят ее во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени; но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». А я сам слышал, что это и теперь совершается. Однажды же мне сообщили, что вода эта не испортилась вот уже сорок пять лет! Вспоминаю, что после принесения домой святой воды мы, отпивши от нее сами, кропили ей все: и комнату (у нас был домик лишь в одну комнату), и коровник, и отделение для свиней, и погреб – при пении «Во Иордане». Потом зажженной свечечкой коптили кресты над всеми дверями. Никто не объяснял нам, почему это делалось, но мы делали это в той вере, что крестами закрывался вход в наше жилище и даже в скотское помещение «нечистому духу». Потом мы увидим, что это имело глубокий смысл. Но почему именно на день Богоявления делалось знамение креста, этого мы богословски не могли объяснить, да и не думали: жили верой, но как-то связывали с искуплением, с распятием, с Крестом… Это вскрылось много после… Затем уже садились за постный стол. На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая (обильная) кутья». Считалось, что, хотя еще не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «Во Иордане», освятили воду, постились до нее, а потом уже «обедали», а точнее, «вечеряли». Служба кончалась поздно, к вечеру; а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, по уставу. При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, – только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/18/...

Знаменитый голландский актер стал православным отшельником Перед началом пьесы он сказал зрителям: «Я ухожу. Вы можете вернуть деньги, заплаченные за билеты, в кассе» 3 ноября, 2014 Перед началом пьесы он сказал зрителям: «Я ухожу. Вы можете вернуть деньги, заплаченные за билеты, в кассе» Голландский актер и кукольник Джозеф Ван ден Берг родился 22 августа 1949 года. На вершине славы он оставил все (семью, друзей, деньги, славу, карьеру) и стал православным отшельником, живущим в хижине в деревне Нериньен в Нидерландах. Это произошло после того, как он встретился со старцем Софронием в Эссексе, старцем Порфирием в Афинах и старцем Паисием на горе Афон в 1989 и 1990 годах. Крещение голландца Эрика Роса, показанное в нижеследующем видеофильме, произошло в Великий Четверг 21 апреля 2011 года. Новообращенный был наречен при крещении Нектарием. Крещение произошло на реке Ваал около хижины в Нериньене. Крестил отец Дусан, а отшельник Джозеф был крестным отцом. Присутствовало несколько дьяконов и чтецов из сербских приходов – Свети Нектарие из Бреды, Светы Троицы из Роттердама, а также из русского прихода Святого Тихона из Ниймегена. Также присутствовало 70 православных верующих. Неофит держал в руках иконы святого Нектария и святого Порфирия. Также обратите внимание, что чемодан, стоявший на небольшой тележке, который Джозеф использовал, когда был кукольником, стал алтарем в часовне. Биография отшельника Джозефа Ван ден Берга Джозеф Ван ден Берг (Jozef Van den Berg) (рожденный в Бирсе 22 августа 1949 года) – голландский кукольник, сценарист и актер, который сейчас живет как отшельник. Молодые годы Свою юность, начиная с семи лет, он провел в городке Койк на юге Голландии, поскольку его отец купил там старый дом священника и занялся бухгалтерией. Отец был учителем начальной школы, вначале в Бирсе, потом в Рийкеворте. Также он участвовал в движении сопротивления во время войны. В их семье было одиннадцать детей. 30 января 1962 года, когда Джозефу было 12 лет, его отец умер, а вскоре также умер его лучший друг Фриц.

http://pravmir.ru/znamenityiy-gollandski...

Иностранцы о России. Народный характер. Благочестие Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа Благой обычай и счастье народное — соблюдать святые бдения, и посещать заутрени, и обязательно бывать при святой литургии, мало спать и рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постов. Это — наиглавнейшая причина сохранности сего королевства. Это действительно истинная и высшая твердыня. Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг. Во время осмотра монастыря больше всего поразила меня набожность моего проводника. С необыкновенным жаром прикладывался он лбом и губами ко всем предметам, выставленным на почитание верующим. Между тем, судя по его салонным разговорам, я никогда бы не мог заподозрить в нем такого монашеского благочестия. Кончилось тем, что он предложил мне последовать его примеру и облобызать мощи святого, которого раку открыл нам монах. Раз пятьдесят он успел перекреститься и перецеловал двадцать с лишним икон и прочих реликвий. У нас ни одному монаху не пришло бы в голову проделать такое количество земных поклонов, коленопреклонений, крестных знамений и т. п., сколько их умудрился сделать этот русский князь, бывший адъютант Императора Александра. Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель Все дела и занятия Московского Государя обыкновенно начинаются призыванием Святой Троицы, и притом с удивительнейшим благочестием. Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. Москвитяне в делах веры более нас преданы обрядам: никогда не забывают они перед монастырем, церковью или же перед изображением святого Креста стать на колени и трижды оградить себя знамением креста, произнося: «Господи, помилуй». Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. В каждом жилом доме на почетном месте у них находятся образа святых. Когда один из них приходит к другому, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища, где образ. Увидев его, он трижды осеняет себя крестным знамением и, наклоняя голову, говорит: «Господи, помилуй!» Затем он приветствует хозяина такими словами: «Дай Бог здоровья». Потом они протягивают друг другу руки, целуются и кланяются, причем один все время смотрит на другого, чтобы видеть, кто из них ниже поклонился и согнулся, ибо никто не хочет уступить другому в вежливости.

http://pravoslavie.ru/1796.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 3 – Церковное Благочестие Поведение в храме О БЛАГОЧЕСТИИ . Под церковным благочестием следует понимать отношение к храму, к святыням, которые в нем находятся, отношение к самому себе как к участнику церковных богослужений, как к христианину, как к дому Святого Духа. Церковное благочестие – отношение к богослужению, к иконам, ко всем предметам, которые так или иначе связаны с христианским вероучением. Церковное благочестие – это система правил, канонов, традиций, принятых Православной Церковью. Конечно, церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, безусловным уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой. И, конечно, вне зависимости от того, умеет ли такой человек вести себя в храме, он не будет чувствовать себя здесь чужим. Но не следует пренебрегать и правилами церковного благочестия. ПЕРЕД ВХОДОМ . Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают прежде всего на его святые купола и кресты. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Нужно заметить, что все православные храмы, по крайней мере в России, по древней традиции сориентированы на восток. Встречаются и отклонения, но они обусловлены необходимостью вписаться в городскую застройку или другими причинами. Есть храмы, которые сориентированы с юга на север, но это исключение из общих русских православных правил. Поэтому, говоря о храме и употребляя такие понятия, как “западная стена”, “северная стена”, “южная стена”, мы подразумеваем, что такой храм ориентирован по традиции, то есть алтарь выходит на восток, а вход напротив алтаря с запада. ВНУТРИ ХРАМА . Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Не обязательно каждую святую икону целовать, но нужно ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви, за порогом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010