45. Сотрудник Братства св. Гурия. 12 сентября 1910 года О животворящем Кресте Господнем (Слово в неделю пред Воздвижением). Во имя Отца и Сына и св. Духа. В грядущую неделю св. Церковь празднует обретение честного и животворящего креста Господня. – Но, братие возлюбленные, что представляет теперь этот крест в нашей жизни? Крестом производятся великие подвиги духа христианского, в нём, можно сказать, сила их, он их венец, им украшаются все христиане истинные. Крест, братие дорогие, похвала смиренных, украшение мира. «Крест, хранитель всея вселенныя: Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава, и демонов язва» (Канон – песнь 9-я) – крест наше спасение... Это слова угодников Божиих, – слова, которыми Церковь воспевает крест. Вот так, братие, говорит нам о кресте благочестивая память св. отцов. Но останемся каждый с собою и спросим себя внутренне: что может каждый из нас сказать себе о кресте Христовом? Какое значение для каждого и каждой из нас он непрестанно имеет? – Братие, крест Христов в жизни нашей – действительно, наше спасение, или нет? Когда мы себя осеняем крестом, есть ли это знамение победы? Я решаюсь на этот вопрос; я даже скажу вам, братие, страшное слово: громадное большинство современных христиан, совершая крестное знамение, ровно ничего не испытывает! Вы всмотритесь только в тех, кто его на себе полагает, в храме, вокруг вас: многие ли знаменуют себе крестом чело, грудь и оба плеча так, как повелела Церковь , многие ли хотя бы истово его совершают? – Я наблюдал за этим, братие; и скажу вам, что то изображение на себе креста, которое мы постоянно теперь видим в храмах, никакого значения иметь не может. Чтобы истово и праведно совершать крестное знамение, непременно нужно собрать свои душевные силы, нужно все их вознести ко Христу. Нужно свою волю грешную, мысли свои собрать и направить ко Спасителю. А мы чувствуем ли и думаем ли об этом, когда торопливо крестимся? Ведь рассеянное и легкомысленное совершение на себе креста в существе дела есть издевательство и над крестом и над христианской жизнью! И те люди, которые это себе позволяют, ни о чём святом в этот час не думают, а меньше всего о кресте и Спасителе. Обратимся для примера к нашей собственной жизни: когда мы кого-нибудь любим, то ведь готовы всем ему послужить, а вот Христу чем же мы служим, когда даже и креста Его на себе положить не умеем!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 35. Поклоны как вид богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В практике молитвенной жизни существует убеждение, что та «молитва, в которой не утруждалось тело, не имеет в себе души». Здесь в первую очередь, имеются в виду поклоны, которые некоторые прямо называют молитвой тела, совершаемой при всех видах как храмовых, так и домашних молитвословий. У такого рода молитвы есть тоже свои правила. Об этом сегодня мы и поговорим. Начнем с того, что поклоны бывают великие, называемые также земными, когда молящийся головой касается земли, и малые или поясные, когда он касается земли рукой. Обычно поклоны предваряются крестным знамением. Класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения устав не допускает, хотя в определенных случаях допускает поклонение без крестного знамения. Устав о поклонах при богослужении Общее правило для совершения поклонов при богослужении таково: Класть поклоны следует прежде чтения молитв и после них, т.е. поклонами надо начинать всякое богослужение и заканчивать. Во время молитвы тоже можно делать поклоны, но только, когда к тому побуждает содержание молитвы. В ином случае, это рассеивает внимание. Если говорить конкретней: Перед началом каждой службы следует делать 3 поясных поклона с молитвами из семипоклонного начала, о котором мы говорили в занятии о чине погребения. 1. Боже, милостив буди мне грешному (крестное знамение и поклон) 2. Создавый мя, Господи, помилуй мя (крестное знамение и поклон) 3. Без числа согреших, Господи, прости мя (крестное знамение и поклон) В обычном начале тоже есть место для поклонов: 3 поясных поклона на Трисвятом и «Приидите, поклонимся…», 1 поклон — после «Отче наш…». Почти всегда совершаются 3 поклона на «Аллилуиа…». Исключения: совершаются крестные знамения без поклонов во время кафисм в воскресенье и праздничные дни и в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» ; Кстати, тоже самое делать следует и в начале шестопсалмия, при пении «Слава в вышних Богу».

http://azbyka.ru/video/35-poklony-kak-vi...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Из жития преподобного Исаакия Печерского Перед тем как св. Исаакий Печерский решил принять подвиг юродства, с ним, согласно житию, произошла такая история. До полуночи Исаакий каждый день пел псалмы. Однажды, когда он допел последний псалом и уже погасил свечу, внезапно пещеру озарил яркий свет, и показались два юноши, прекрасные, словно ангелы, вместе со Христом. Они приказали Исаакию поклониться Христу. Исаакий забыл осенить себя крестным знамением и не распознал в происходящем бесовское искушение. Тут же все юноши и Христос превратились в бесов, один из них приказал: «Возьмите сопели, и гусли, и бубны, и ударяйте, а Исаакий нам спляшет!». Зазвучала бесовская музыка, бесы схватили подвижника и стали с ним танцевать. После всего бесы исчезли, а подвижник остался лежать на полу кельи «бездвижим, едва жив». На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошёл к келье Исаакия и сотворил, по обыкновению, молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был ещё жив… “Православный церковный календарь” Из жития преподобного Симеона Столпника Желая искусить великого подвижника Симеона Столпника, диавол принял на себя вид светлого ангела, явился однажды к Симеону с огненной колесницей и такими же конями, как бы сошедший с неба, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин того за твое житие, и пришел уже час, чтобы получить тебе венец за труды твои от Господа. Иди немедленно и поклонись Господу Богу твоему; и пусть видят тебя пророки, апостолы, ангелы и мученики, которые все желают тебя видеть». Не распознав, что это искушает его враг рода человеческого, святой Симеон воскликнул: «Господи! Неужели Ты восхотел взять меня в селения Твои?» – и, оградив себя крестным знамением, поднял уже правую ногу свою, дабы сесть в колесницу, но в это мгновение диавол, устрашенный знамением креста, исчез с огненными конями и колесницей.

http://azbyka.ru/dyavol-pod-vidom-hrista

Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята. Начертание зверя Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum). Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя ( Андрей Кесарийский ). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирии), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, перевернутый вниз крест). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные («чтобы не затруднялись сим», т.е. чтобы беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы — преподобный Ефрем Сирин ). 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке — Втор.6:8 ; Мф.23:5 ). 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке). Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира…”, наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям» (1, С. 412) .

http://azbyka.ru/apokalipsis/igumen-andr...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого священномученика Никона Память 23 марта В городе Неаполе, в области Кампании 2078 , жил знатный и храбрый воин, отличавшийся необыкновенной красотою, по имени Никон. Отец его эллин-язычник, воспитывал сына в идолопоклонстве; но мать Никона была христианка и всегда научала его познанию Христа. Указывая ему на силу креста Господня, она говорила: – Возлюбленный сын мой! Если тебе случится когда-либо на войне подвергнуться опасности, ограждай себя чаще крестным знамением, – ты избежишь не только плена, но избавишься и от всяких ран; не поразит тебя ни стрела, ни копье, ни меч, и ты останешься невредимым даже в самое опасное время сражения. Случилось однажды римским воинам отправиться на войну. Никон также должен был идти со своим отрядом. Во время одного кровопролитнейшего сражения Никон находился в крайней опасности, на краю погибели. Видя множество воинов своих убитыми, он и сам ожидал смерти от оружия врагов; но, вспомнив слова и наставления матери своей, Никон возвел взор свой к небу, оградил себя крестным знамением и, с глубоким воздыханием сердечным, произнес: – Христос, всесильный Бог! Яви ныне силу Креста Твоего на мне; отселе я буду рабом Твоим и буду поклоняться Тебе и родившей Тебя Матери. После этих слов он почувствовал в себе необыкновенную храбрость и, устремившись с копьем в правой руке, скоро перебил до 180 храбрых неприятельских воинов, а прочих обратил в бегство, так что никто не мог сопротивляться ему. Так чудодейственно проявилась на нем сила креста Христова! Тогда Никон прославил Бога, говоря: – Велик Бог христианский, побеждающий и прогоняющий врагов знамением креста Своего! Удивилось все римское войско Никону и говорило: – Великое чудо Божия смотрения! Мы никогда не видали и даже не слыхали о воине, так храбро подвизавшемся на войне, как Никон. По окончании войны, когда все были распущены по домам, возвратился в свой дом и святой Никон; восхваляя Бога, он рассказал матери своей, что совершил с ним на войне Христос Господь силою креста Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Знаменка. Церковь Николая Чудотворца. бывшая кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты Как свидетельствуют письменные источники, в Знаменском-Пус­тошке было три храма. Первый по времени в честь Знамения Пресвятые Богородицы был построен не владельцами села и его жителями, а перене­сен сюда в начале восемнадцатого столетия из села Срезнева. «Нижегородские епархиальные ведомости», N16, 1893 год, сообщали об этом, что за бунт крестьян против помещика село было «порушено». Владелец села всех молодых мужчин отдал в рекруты, остальных жителей вывезли в Му­ромский уезд. Церковь была перенесена в Пустошку. По названию этогохрама Пустошка стала называться Знаменским. Долгое время по правую сторону дороги, идущей из Знаменского в Апраксино, стояла небольшая каменная часовенка, указывающая место, где стоял храм Знамения Пресвятые Богородицы, вокруг которого распо­лагалось село Срезнево. Перенесенная из Срезнева в Пустошку церковь была деревянной, двухпрестольной. Святые престолы в той церкви были посвящены: главный — знамения Божией Матери, придельный — Нерукотворного образа Спа­сителя. Богослужение в ней совершалось до конца 18-го века. В церковной описи, составленной 13 августа 1802 года, говорится: «... в селе Знаменс­ком церковь во имя Знамения Пресвятые Богородицы, деревянная, холод­ная, ветхая, в коей по причине ее ветхости служить запрещено». А изцерковной описи за 1810 год узнаем, что в Знаменском к этому временибыла построена уже другая деревянная и тоже холодная однопрестольная церковь во имя святителя и Чудотворца Николая, а старая была закрыта. Эта новая приходская деревянная церковь была построена владельца­ми села и освящена во имя святителя Николая. Церковь стала именовать­ся Николаевской. Но пустошане и после освящения нового храма по-пре­жнему продолжили праздновать день Знамения Божией Матери и день 16 августа Нерукотворного Спаса. Ежегодно при торжественном богослуже­нии совершался крестный ход на старое кладбище, место, где стояла Зна­менская церковь. Здесь служился молебен и панихида по усопшим.

http://sobory.ru/article/?object=15498

Торжок. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Знаменская церковь построена в 1784 году.Закрыта в 1930 году. В настоящее время в церкви размещаются: компьютерная фирма ООО " Крона " , инспекция по охране историко-культурного наследия, фонд социального страхования. Источник информации: «Краеведческий альманах». 2004 год, г.Торжок. Крестознаменская церковь посвящена чудесному событию, бывшему 7 мая 357 г. в Иерусалиме - явлению на небе креста, состоявшаго из света и распростёртого от Голгофы, места распятия Спасителя, до Елеонской горы, места его вознесения. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило сияние солнца (событие это было в полдень), и многие из жителей видели это дивное явление, описанное затем Иерусалимским патриархом святым Кириллом. Каменное здание Знаменской церкви было построено в 1784 г. На втором этаже её был храм, посвящённый Знамению Честного Креста, на первом - храм святой великомученицы Екатерины в память о существовавшей рядом раньше Екатерининской церкви. Церковь закрыли для богослужений в 1930-1931 гг. Её здание дошло до нас в перестроенном виде, искажающем облик храма. По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " расположена рядом с церковью Георгия Победоносца. Каменная церковь иконы Божией Матери " Знамение " с приделом святой великомученицы Екатерины Александрийской возведена в 1784 году на месте деревянной обители клетского типа, сожженной литовцами. Объемная храмовая композиция, ядром которой является двухсветный четверик, несущий массивный световой восьмигранный объем, завершенный куполообразной кровлей и луковичным венчанием, снаружи оштукатурена и окрашена. К четверику примыкают алтарная апсида, трапезная в одной связи с ярусной колокольней и притвор. В верхнем храме, освященном в честь Знамения Честного Креста, хранилась древняя икона Успения Божией Матери, в нижнем Екатерининском храме - икона Знамения Пресвятой Богородицы, написанная в 1761 году. Большей частью иконы были написаны художником Пешехоновым. Храм закрыт и разграблен в 1930-1931 годах.

http://sobory.ru/article/?object=11693

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Общество СМИ Мониторинг СМИ Путь ахалкалакского самурая «На территории нашей епархии проживает значительное количество мусульман из этнических грузин. Они представляют собой очень интересное явление. Они вроде бы и мусульмане, так как соблюдают все предписания ислама, но при этом, например, на Пасху красят яйца, а когда пекут лепешки, изображают на них крестное знамение. Новостная служба 5 октября, 2011 5 октября, 2011. Новостная служба «На территории нашей епархии проживает значительное количество мусульман из этнических грузин. Они представляют собой очень интересное явление. Они вроде бы и мусульмане, так как соблюдают все предписания ислама, но при этом, например, на Пасху красят яйца, а когда пекут лепешки, изображают на них крестное знамение. Грузинский митрополит проповедует при помощи Куросавы и Джармуша Митрополит Николай (Пачуашвили) – личность многогранная как по светским, так и по церковным меркам. В прошлом выпускник физического факультета МГУ и факультета анимации Тбилисского театрального института, знаток современного авторского кинематографа, но прежде всего – один из лидеров духовного возрождения Грузии. В настоящее время член Синода Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), заместитель председателя Отдела миссии и евангелизации и управляющий приграничной Ахалкалакской и Кумурдойской епархией. В интервью журналисту Антону Куриловичу митрополит Николай рассказал о роли Церкви в жизни современной Грузии. – Ваше Высокопреосвященство! Нельзя не заметить, насколько нестандартным по традиционным церковным меркам был ваш путь к епископству… – В Церковь я пришел, вернувшись в Грузию после окончания физфака МГУ. Что касается атмосферы времен коммунистического режима, то, конечно же, многие понимали, что все вокруг пропитано идеологической ложью.

http://pravmir.ru/put-axalkalakskogo-sam...

Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Вместе с десной рукой преподобномученицы в Россию прибыл ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых останки Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, вместе принявших мученическую кончину, перевозились из Китая в Иерусалим в 1921 году. В ковчег помещены частицы их мощей, а также золотой крест с землей из Алапаевской шахты и Иерусалима. По решению Синода Русской Церкви Заграницей этот ковчег будет передан в московскую Марфо-Мариинскую обитель после ее окончательного восстановления. Более восьмидесяти лет честные останки новомучениц почивали в Гефсимании в стенах монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины, основанном императором Александром III. На освящении храма святой Марии Магдалины присутствовала сама Великая княгиня вместе со своим супругом — братом императора, Великим князем Сергеем Александровичем. В 1921 году в крипте этого же храма обрели последние пристанище ее честные останки. Шестьдесят лет спустя после прославления святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в сонме новомучеников Российских, совершенном Русской Церковью Заграницей, их нетленные мощи были торжественно перенесены в сам храм, где ныне покоятся в белых мраморных раках. В торжественной встрече мощей в аэропорту Домодедово участвовал архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского мужского монастыря, в котором погребен Великий князь Сергей Александрович, благочинные округов Москвы, настоятельницы женских монашеских обителей столицы. Прямо по взлетно-посадочной

http://pravmir.ru/v-rossiyu-dostavili-mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Генезис и эволюция иконографии креста в ранней Церкви. Часть II 07.03.2015 630 Время на чтение 37 минут Во второй части статьи протоиерей Павел Недосекин знакомит читателей с истоками употребления креста как знака Мессии - Христа, не обходя вниманием и вопрос о вариантах изображения этого знака. Автор приводит многочисленные значения, присваиваемые знаку креста в древней Церкви, а также исследует эволюцию крестного знамения у ранних христиан.Во второй части статьи протоиерей Павел Недосекин знакомит читателей с истоками употребления креста как знака Мессии - Христа, не обходя вниманием и вопрос о вариантах изображения этого знака. Автор приводит многочисленные значения, присваиваемые знаку креста в древней Церкви, а также исследует эволюцию крестного знамения у ранних христиан. Часть II И имя Егω на челхъ ихъ Древняя христианская надгробная плита с пальмовой ветвью, крестом и латинским словом «победа», написанная греческими буквами (с употреблением альфы (Α) и омеги (Ω ) Первые иудеохристиане приняли «знак Иезекииля» как мессианский символ спасения и духовного возрождения . Он стал главным символом христианства, «знаком Мессии-Христа» -крестом, которым обозначали сферы религиозной жизни от момента вступления в Церковь, с её практикой крещения, молитвы и общественных богослужений, до погребальных церемоний. И если ветхозаветное пророчество Иезекииля прочитывалось в контексте грядущего пришествия дня Мессии, то после евангельских событий этот знак стал признаком принадлежности Христу Его последователей, - святых (των αγων) (Деян. 9. 41; 26.10), людей новой расы, - «новой твари», καιν κτισζ, nova creatura (2 Кор. 5, 17), граждан будущего века, святость которых начинается уже здесь и будет явлена в эсхатологическом завтра, где праведники будут ознаменованы «знаком имени Отца Его» (Ап 14.1). Между тем, некоторые протестантские исследователи полагали, что крест как почитаемый знак христианства появился позднее, после «реформ» императора Константина и, особенно, после обретения креста Христова его матерью императрицей Еленой в 326 году. А в первые три столетия христианской религии крест был малоизвестен и не почитался как общехристианский символ. Однако такое утверждение противоречит данным исторической науки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010