архим. Михаил (Козлов) V. Беседа с забайкальскими старообрядцами о перстосложении для крестного знамения Хотя о перстосложении для крестного знамения так много уже было писано и печатано статей, что если их собрать в одну книгу, то она выйдет на столько тяжела, что едва ли в пору будет одному поднять ее. Поэтому казалось бы излишним что-нибудь вновь писать об этом предмете. Но, не смотря на это, я намереваюсь описать одну мою беседу с забайкальскими старообрядцами о перстосложениях, надеясь, что мною описанное будет прочтено любознательными читателями в здешнем крае и, быть может, для некоторых принесет пользу. В продолжении моего шестилетнего служения миссионером (прежде в казанской, а потом и иркутской епархиях), мне пришлось совершить более трех сот публичных собеседований со старообрядцами разных толков и согласий, которые хотя и разделяются между собою на разные секты, но все они согласуются в одном, именно: никто из них ни за что так не спорит, как за свое любимое двуперстие; ни одного моего собеседования с ними не проходило без того, чтобы не было разговора об этом предмете. Сначала или под конец беседы непременно кто-нибудь да коснется своим вопросом о перстоложении. Между забайкальскими старообрядцами я нашел только в одном Куйтунском селении несколько человек порядочно на читанных старопечатных книг. С последними, в присутствии собравшихся их единомышленников, мне приходилось раза четыре вести самые мирные, никем не возмущаемые собеседования. При каждом собеседовании я старался более всего доказывать куйтунским слушателям о необходимости для спасения людей единой на земле Христовой церкви. Но при сем приходилось не мало говорить об обрядах церковных, особливо же об обряде перстосложония, которому они дают догматическое значение. В последний раз 1881 года было говорено мною с ними об этом предмете более подробно, чем говорилось прежде. Затронутые при прежних моих собеседованиях куйтунцы, как заметно, начали внимательнее прежнего почитывать свои старопечатные книги, в особенности же те книги, в которых помещены статьи о двуперстном сложении для крестного знамения. А по сему смелее и отчетливее в этот раз они высказывали о сем свои убеждения, и для меня легче было доказывать им истину из книг ими уважаемых, старопечатных.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

сост. Ю.П. Зуев VI. Период правления Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.) Акты о свободе совести и вероисповеданий 1917 г., 7 марта. – Постановление Временного правительства. – О форме присяги Текст формы присяги «Клянусь честью офицера (солдата) и гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного Собрания. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписуюсь». Примечание 1. Настоящая форма присяги спроектирована для лиц православного и римско-католического вероисповеданий. Примечание 2. Для лиц лютеранского вероисповедания из заключительной фразы присяги должны быть выпущены слова: «Осеняю себя крестным знамением». Примечание 3. Для лиц магометанского вероисповедания присяга заканчивается так: «Заключаю сию мою клятву целованием преславного Корана и ниже подписуюсь». Примечание 4. Для лиц иудейского вероисповедания из заключительной фразы присяги исключаются слова «осеняю себя крестным знамением». Примечание 5. Для язычников и для лиц, не приемлющих присяги по их вероучению, начальную фразу присяги читать: «Честью офицера (солдата) и гражданина обещаюсь перед своею совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству». Из заключительной фразы присяги исключаются слова: «Осеняю себя крестным знамением». Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Пг., 1917. 1917 г., 20 марта. – Постановление Временного правительства. – Об отменевероисповедных и национальных ограничений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело о Кольском раскольнике стрельце Ивашке Самсонове с товарищи (1664 г.) А в списке из дела, какое прислал, в Новгородский приказ из Кольского острога стольник и воевода Василий Эверлаков с тою отпиской написано: Кольский стрелец Ивашко Самсонов против навета дьякона Ивана Григорьева расспрошен трижды и пытан, а на пытке дано ему 15 ударов. А в расспросе на пытки он Ивашко говорил: называет де он Ивашко крестное знамение – что 3 перста первыми, антихристовою печатью для того, что его Ивашку учил так называть антихристовою печатью Пронка Макарьев, который сослан с Москвы в Кольский острог и говорил де ему Ивашку он Пронка: в нынешнее де лето возлюбят за то крестное знамение, что возлагают крест тремя перстами антихриста и его антихристову печать; да он же Ивашко говорил, что он Ивашко впредь 3-мя первыми перстами воображать на лице крестного знамения не хочет, а воображает он крестное знамение двумя перстами, а что дьякон Иван Григорьев поучал их творить крестное знамение 3 перстами и то де есть антихристова печать, а Пронка де Макарьев, который его Ивашку на то дело поучает, живет на подворье у ссыльного человека у Мартынки Васильева, да к нему ж Мартынке для учения приходит Кольский стрелец Матюшка Левонтьев прозвище Кеда. А ссыльные люди Пронка Макарьев, Мартынко Васильев, Кольский стрелец Матюшка Левонтьев расспрошены порознь, а в расспросе сказали: «полагают де они крестное знамение на лице своем двумя перстами, а что де ныне православные христиане воображают крестное знамение тремя первыми перстами, то де есть антихристово учение, а Ивана Самсонова учил тому воображению Пронка Макарьев, а иных никого в том совете с ними нет. Да они ж в расспросных своих речах сказали: Пронка Макарьев сказал: «ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат. Мартынко Васильев сказал: ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат». Матюшка Левонтьев сказал: «антихристами стали все, которые 3-мя перстами воображают крестное знамение и печать».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-k...

§ I. Все, имеющее близкое отношение к Христу Спасителю, было свято и досточтимо для христиан. Отсюда благочестивое стремление видеть святые места, где Господь ходил, страдал, воскрес и вознесся на небо, посмотреть пещеру, в которой Он родился, реку, в которой крестился, гору, на которой преобразился, гроб, в котором был положен. Но особенно дорог и священ был для всех христиан и во все века честный крест, этот жертвенный алтарь, на котором Господь принес жизнь Свою за живот мира. Вот почему слово крестное составляло главное содержание апостольской проповеди ( 1Кор. 1, 17 18. 23. Галат. 6, 14 ); вот почему апостол хвалится тем, что он преднаписал пред взорами галатов Иисуса Христа распятого ( Гал. 3, 1 ). Вот почему св. Златоуст приходил в восторг, говоря о кресте: «крест – наша слава, главизна и начало блаженства, свобода и венец. Крест обратил и исцелил всю землю: он истребил заблуждение, восстановил истину, превратил землю в небо, людей соделал ангелами: этот крест сделал демонов не страшными, а презренными для людей» 2 . Поэтому нет ничего удивительного в том, что христиане повсюду желали видеть и при всяком удобном случае употреблять изображение креста, как священнейшее напоминание о дарованном чрез него спасении и жизни во Христе. Это изображение так же удобно было воспроизводить посредством движения руки (крестное знамение), как и посредством пера, кисти, резца (изображение креста). Уже в период, непосредственно следовавший за апостольским, как это, несомненно, известно, старались сопровождать всякое богослужебное и другое действие, церковные благословения и освящения, равно как и обыденные занятия, крестным знамением. Тертуллиан в половине III века писал: «при всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, при омовении, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением» 3 . Крестное знамение долженствовало освящать всю христианскую жизнь. И не только чело, но и уста, грудь, очи, одежды и другие вещи, употреблявшиеся в общежитии, осеняли крестным знамением, по свидетельству св. Киприана и Кирилла Иерусалимского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

1. Важность вопроса и его сущность Перстосложение для крестного знамения и священнического благословения не всегда было одинаково, как в церкви греко-восточной, так и в русской. История перстосложения, интересная сама по себе, получила особенную важность и потому подверглась тщательной разработке с тех пор, как сделалась предметом церковной полемики между православием и русским старообрядческим расколом. В противораскольнической литературе, за все двести тридцать семь лет её существования, в массе полемических сочинений не много можно указать таких, в которых не было бы более или менее подробной речи о перстосложении. В новейшее время вопрос этот подвергся серьезному научному обследованию, и не в трудах одних только специальных полемистов с расколом. Причина такого внимания к данному предмету со стороны писателей заключается в его полемической важности и вместе в научном интересе. Вопрос об употребляемом старообрядцами двуперстии, неважный сам по себе, как вопрос только обрядовый, «весьма интересен по той, если можно так выразиться, таинственности, в какую облечено его первоначальное происхождение у нас, а равно и по характеру исторических памятников, с которыми в этом случае приходится иметь дело». Дело в том, что споры о перстосложении, какими и сколькими перстами нужно изображать на себе крестное знамение, возникли у нас задолго до появления раскола, – по меньшей мере, в 15 веке; с того же времени началась у нас переделка и порча сторонниками двуперстия памятников древности, в которых они видели речь о троеперстном сложении для крестного знамения; вследствие этого нередко один и тот же исторический документ, только по разным спискам, является по содержанию несходным до противоречия. Отыскать на основании такого рода данных причину первоначального появления у нас двуперстия, проследить историю борьбы его с троеперстием, и для этого критически определить достоинство немалого числа памятников 14–17 веков, относящихся к этой борьбе, – все это труд интересный и для ученого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Ответы на вопросы старообрядцам с замечаниями, составленными сотрудником «Друга Истины», священником Иоанном Орфанитским 1 В прошлом 1888 г. в 25–26 нашего журнала было помещено шесть вопросов к старообрядцам одного из ревностных защитников Православной Церкви против раскола некоего г. Яковлева. В предисловии к этим вопросам редакция просила старообрядцев дать на них свои ответы. Старообрядцы откликнулись на эту просьбу, и один из них, назвавший себя приемлющим белокриницкое священство Егором Николаевичем Олениным, прислал в редакцию просимые ею ответы при следующем письме: «В газете Друг Истины 1888 г. на странице 417 написано 6 вопросов от г. Яковлева к старообрядцам, в предисловии коих говорится следующее: просим вас, други и братья, прочтите с любовию постановленные вопросы и не сочтите трудом ответить на них... Во имя сей просьбы мы старообрядцы, приемлющие священство, потщились написать нижеследующие ответы и покорнейше просим оные принять и напечатать в той же газете Друг Истины, чем и окажете должную христианскую любовь; ибо в вашей газете в на стр. 474-й говорится: несправедливо и то, что старообрядцы не имеют гласности. Не говоря уже о том, что для них открыты страницы наших изданий... Вследствие такого объяснения, мы вполне уверены, что газета Друг Истины напечатает в точности наши ответы, за что мы останемся благодарными. Поскольку мы исполнили Апостольское слово, глаголющее: готови присно (будте) ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании» ( 1Петр. 3:15 ). Во исполнение этой законной просьбы старообрядца мы и помещаем под указанным заглавием его «ответы». Но для ясности дела и в интересах раскрытия истины мы каждому из этих ответов будем предпосылать соответствующий вопрос г. Яковлева и заключать его замечанием о. Орфанитского. Вопрос первый Несомненно, что нигде в свящ. Писании, ни в Евангелиях, ни в Апостольских посланиях, ни в кн. Деяний, ни в Апокалипсисе – нигде не говорится о том, какое сложение перстов должно употреблять христианам при изображении крестного знамения. Это во-первых. Во-вторых, нигде в постановлениях, как семи вселенских, так и девяти поместных соборов, нигде нет определения о перстосложении. Между тем каждый догмат веры, который необходимо нужно содержать христианам для получения вечного спасения, имеет своим основанием свящ. Писание и раскрыт в соборных постановлениях. Спрашивается: можно ли сложение перстов для крестного знамения считать догматом, который нужно неизменно содержать для получения вечного спасения?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа Источник Предисловие Н.Ф. Каптерева ко второму изданию Выпуская вторым изданием мою книгу, вышедшую в 1887 году под заглавием « Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа» и присоединяя к этому еще мой ответ проф. Н.И.Субботину , выступившему тогда с полемическими статьями против меня в своем журнале «Братское Слово», я руководствуюсь следующими побуждениями. 1 . Время патриарха Иосифа несомненно было подготовительным временем и для реформы Никона. Первоначальные общие основы церковной реформы Никона были заложены еще в патриаршество Иосифа, и Никону пришлось потом только продолжить и шире развить то, что началось при Иосифе. Никону же, при его книжной справе, пришлось потом воспользоваться и теми лицами, которые для этой цели уже при Иосифе были приглашены государем в Москву из киевской Руси. Обо всех этих материях времени патриарха Иосифа в издаваемой мною книге трактуется довольно подробно, почему я в своей книге « Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» и говорю о времени Иосифа сравнительно очень кратко. Значит, всякому, кто ближе хочет познакомиться с временем, предшествовавшим непосредственно патриаршеству Никона, далеко нелишне познакомиться с моей книгой о времени патриаршества Иосифа. Но эта небольшая книжка была мною выпущена только в 400 экземплярах и быстро тогда же разошлась, сделавшись потом редкостью. 2 . К исследованию времени патриарха Иосифа я прилагаю в настоящем издании свой ответ проф. Субботину на его возражения против тех моих положений о перстосложении в крестном знамении, какие высказаны были мною в настоящей книге. Нужно заметить, что мои исторические разъяснения вопроса о перстосложении в крестном знамении вызвали сильное негодование проф. Субботина, тогдашнего первейшего и признанного авторитета в суждениях о русском старообрядчестве. Он увидел во мне малосведущего, но дерзкого человека, стремящегося подорвать то, что всеми, и в частности им, Субботиным, признавалось за очевидную, непререкаемую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Разделы портала «Азбука веры» Утверждено Священным Синодом 27 декабря 2016 года Аудио: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Боже, милостив буди мне грешному. Боже, будь милостив ко мне, грешному. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небес­ный, Уте­ши­тель, Дух Исти­ны, вез­де пре­бы­ва­ю­щий и всё на­пол­ня­ю­щий, Сокро­вищ­ни­ца благ и жиз­ни Пода­тель, при­ди и все­лись в нас, и очи­сти нас от вся­кой сквер­ны, и спа­си, Бла­гой, души наши. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Свя­той Боже, Свя­той Креп­кий, Свя­той Бес­смерт­ный, по­ми­луй нас.  (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне, и все­гда, и во веки ве­ков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Пре­свя­тая Тро­и­ца, по­ми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наши; Вла­ды­ка, про­сти без­за­ко­ния наши; Свя­той, по­се­ти и ис­це­ли не­мо­щи наши, име­ни Тво­е­го ради. Господи, помилуй. (Три­жды) Гос­по­ди, по­ми­луй.  (Три­жды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне, и все­гда, и во веки ве­ков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennoe...

Сортировать по Исключить новости Мечта сбылась, я пела «Многая лета!» Как восьмилетнюю девочку взяли на клирос после венчания ее родителей 13 января, 2018 Как восьмилетнюю девочку взяли на клирос после венчания ее родителей Она смотрела на венчающихся маму и папу с восторгом и торжественно осеняла себя крестным знамением. А потом пошла за ними к Царским вратам. Певчие поймали ее на клиросе. И больше не отпустили. Даже несмотря на то, что девочка «пела басом». Маму с папой ведут к алтарю, а я следую за ними Зимой 1994 года мои родители повенчались. Им было уже по тридцать пять лет. Папа был заместителем начальника полигона, мама работала в библиотеке. У них было двое детей. Наверное, двум воцерковляющимся супругам не хватало только Божьего благословения на дальнейшую жизнь в браке. И эта жизнь вскоре после Венчания изменится. Но в тот прекрасный день памяти великомученицы Татьяны и, соответственно, маминых именин замерзшие, но счастливые родители венчались в Георгиевском храме и не подозревали, что в венчанном браке у них родится еще один сын. Мне было восемь лет. Я стояла в любимом храме и просто радовалась происходящему событию. Венчание родителей в памяти запечатлелось особенно ярко благодаря фильму, который снимал наш друг и сосед Михаил Богданов. Удивительно, что в те годы он владел видеосъемкой как настоящий художник, мастер своего дела. Дядя Миша был отцом той самой Оленьки, моей лучшей, моей единственной подруги детства, с которой мы вместе ходили в детский сад. В нашем семейном фильме о венчании видно, с каким восторгом я смотрю на маму и папу, с какой серьезностью осеняю себя крестным знамением и молюсь. Спроси меня тогда, в чем суть наблюдаемого мной таинства, я бы, конечно, ответила что-то не совсем уж неправильное, но я больше просто чувствовала неповторимость, глубину, неземную праздничность происходящего события. И вот маму с папой ведут к алтарю, а я неотступно следую за ними. Певчим пришлось поймать меня почти у самых Царских врат и поставить на клирос. Мечта сбылась. Я пела «Многая лета!». На клиросе! Наступил момент поздравления венчавшихся. А меня переполняет восторг, и я делюсь радостью с родителями: «Я! Там! Пела!» «Клиросные бабушки» открыли для меня красоту службы

http://pravmir.ru/mechta-sbyilas-ya-pela...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Обращение к крестному отцу в патриотической журналистике  Письмо моему первому редактору 09.10.2023 440 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник Дорогой Алексей Алексеевич! Вот уже десять лет миновало с тех пор, как я так обращался к Вам, обсуждая рабочие вопросы или то, что происходит в стране и мире. И сейчас я предпочту говорить именно так, чем вспоминать о Вас в прошедшем времени и третьем лице. Многое изменилось за эти годы, как сам мир вокруг нас, и что-то уже никогда не будет прежним. Несмотря на все трудности, как видите, созданная Вами газета продолжает выходить, и ее название по-прежнему звучит в первую очередь, когда речь заходит об изданиях, выражающих идею русского православного консерватизма. Вы помните, как в далеком уже 2005 году я пришел в редакцию в Черниговском переулке, будучи неопытным студентом, увлеченным как раз этой идеей, но с весьма посредственными представлениями о том, как в действительности функционирует пресса. Тогда мое видение этой профессии было довольно наивным и, я бы сказал, романтизированным. Впрочем, у многих в то время оно было таковым: для одних еще сохранялся шлейф 90-х годов с популярным образом «четвертой власти» – реальной силы, способной с помощью информации влиять на общественную жизнь; другие стремились использовать ее функционал как проводник своей системы ценностей, где зачастую под популистскими лозунгами проникали явно разрушительные явления и т. д. Мне же импонировали, казалось бы, навсегда ушедшие образцы, знакомые по историческому курсу, открывшему мне великолепный в своей многогранности, высоком художественном стиле и неразрывной связи с классической русской литературной школой пласт русской консервативной печати. Таковым был знаменитый журнал Михаила Никифоровича Каткова. Изучая дореволюционную журналистику, я мог лишь посетовать, что родился не в ту эпоху, потому что предпочел бы сотрудничать с катковским «Русским Вестником», а не с одним из тех изданий, что воспринимались передовыми в 2000-е.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/09/obrawe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010