Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выбор. Между ревнителями благочестия и греками В горячечном возбуждении Никон метался на ложе под мехами, мысленно уже вступив в борьбу за душу своего освободителя с сонмом церковных и светских врагов. Вдруг на лице его появилась хитрая усмешка. Тому, кто столь умело сыграл со всем кружком ревнителей благочестия, включая знаменитого Стефана Вонифатьевича и самого царя Алексея Михайловича, не пристало страшиться борьбы с современными измельчавшими иереями во главе с этим недалеким Иоакимом патриархом! Живое воображение Никона тут же унесло его через многие годы и десятилетия и опустило на берегу Белого моря у устья реки Онеги. Тут он, нищий монах, прощался с рыбаком, перевезшим его с Анзерского острова от гнева начальника тамошней пустыни старца Елиазара. Много дней провели они с рыбаком в море: буря носила их лодку и лишь по счастью прибила к Кий-острову, где Никон в честь спасения поставил крест. «Если Бог восхочет и подаст помощь — здесь устрою монастырь Крестный», — сказал монах рыбаку, и тот не удивился, ибо знал за человеком великие силы. На берегу Онеги они попрощались, пожали руки, и вскоре маленький парус скрылся между водами и небесами. Никон же, поправив котомку, двинулся пешком вдоль реки Онеги на юг. Пища вскоре кончилась, и еще десять дней он шел в голоде, питаясь случайной ягодой и грибом. Наконец увидал на противоположном берегу крепкое поморское село. Стал Никон слабым голосом звать людей на том берегу, чтобы перевезли его на свою сторону, но никто из зажиточных жителей села не откликался. Лишь одна небогатая вдова, услышав голос его, умилилась и послала сына своего за голодным монахом. Никону было стыдно, что ему нечего дать за перевоз. Поклонился он вдове и сказал: «Сам Господь за вашу ко мне показанную любовь да воздаст». Долго ходил монах по селу, ища, где ему дадут переночевать и поесть, но все его гнали, потому что в Поморье был тогда голод. Пришлось вернуться к доброй вдове, которая и сама скудно жила, однако в дом приняла и накормила. «Если Господь восхочет и жив буду, — сказал, прощаясь наутро, Никон, — всячески потщусь за эту твою милость отплатить». И действительно, он отплатил, когда построил на Кий-острове Крестный монастырь и это село со многими другими к монастырю было отписано. Тогда вдову с детьми Никон велел от всяких податей навечно освободить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439700/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #945ad2a187 Закрыть Мощнейший удар по западной идеологии Нынешний Великорецкий крестный ход внёс вклад в нашу общую победу над сатанизмом! Сергей Забурниягин   12:54 10.06.2022 2762 Время на чтение 6 минут Фото: вятская-епархия.рф Как сообщалось , с 3 по 8 июня состоялся традиционный Великорецкий крестный ход. Своими впечатлениями и размышлениями о молитвенном шествии поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» участник крестного хода президент МОФСО «Общество Развития Русских Национальных Видов Спорта и Этнической Культуры " Богатырская Русь " » Сергей Викторович Забурниягин: Великорецкий крестный ход является одним из самых известных крестных ходов. История молитвенного шествия насчитывает более 600 лет. Ещё Иван Грозный встречал Великорецкую икону святителя Николая. Также этому образу посвящён один из алтарей в храме на Красной площади. Поэтому сложно переоценить значимость Великорецкого крестного хода для России и православного мира. Нынче были особенно сложные погодные условия. Но это не сломило крестоходцев, наглядно подтвердив, что крестный ход – это всегда аскетический и молитвенный подвиг. На обратном пути моя попутчица рассказала знаменательную историю: «Вместе с бабушкой и мамой шёл мальчик 3-4 лет. В какой-то момент он начал плакать и сетовать: " Мамочка, я устал " . Но мама не реагировала на слёзы ребенка. Тогда он обратился к бабушке, но, не дождавшись реакции, остановился и сказал: " Вы что, не слышите меня, я устал и больше не могу идти! " . Тогда мама с бабушкой обратились к нему как к взрослому мужчине: " Слушай, всем же тяжело, ты же будущий воин. Ты воин! " . Мальчик согласился: " Да, я воин " . " Значит надо идти. Пойдем " , – сказали женщины. Он опустил голову и пошёл дальше». Именно в таких условиях воспитывается характер. И история с мальчиком – очень показательный пример. Меня эта история очень тронула и проняла до слёз.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/10/mo...

IV. История Иверской иконы:от Афонского до Монреальского образа Повествование о Чудотворной иконе Иверской Божией Матери со св. горы Афон и о ее трех чудотворных списках Ирина Ткачук «Верую видети благая Господня на земли живых...» ( Пс.25 ) Мы – современники явления Чудотворной иконы Иверской Бояаей Матери со св. горы Афон, почти 15 лет источавшей благодатное Миро и своею целительной силой хранящей нас даже после октября 1997 г., когда икона скрылась, а неизменный и преданный Ее хранитель зверски умучен и убиен. Мы, потрясенные, осознаем, что эти события, по Промыслу Божию, глубоко затронули души и сердца наши и как бы сняли пелену с глаз наших на наше вразумление и просветление. В эти скорбные и знаменательные дни нашей православной юдоли живым призывом к нам звучит обращение св. апостола Павла: «...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых...» ( Еф.1:18 ). С изначальных времен христианства и ныне Господь оказывает верующим помощь через чудесные явления, освящая путь к Его Истине – к строению христианского мира и любви в сердцах наших. Этот живой путь ко Христу ознаменован первым Евангельским Благовестием Пресвятой Владычицей Богородицей и Апостолами, их примером святой жизни и смерти за Господа. И в последующие времена исповедники Христовы учились утверждать этот путь в послушании Заповедям Христа, учились воплощать их в жизнь. С первых христианских времен святые места, малые и большие обители, пустыни и пещеры подвижников Христовых, мощи святых – истинные свидетельства духовного и крестного пути Православия. Святая Икона являет собой образ этого крестного пути. Она, икона, несет в себе мир, не равный ни миру бытия, ни миру сверхбытия. Она своим святым образом отображает действенную связь с Первообразами и несет нам, грешным, чудо тайны общения тварного и нетварного мира. Икона, своим образом, открывает тайны Евангельского учения, благовествует и через видимый образ ведет мышление к невидимому Божеству: «...созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества...» (Преп. Иоанн Дамаскин , 3-е слово, глава 8-я, PG, 94,1, 1328).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

XLVI. О почитании Святого Креста Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых. Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя. Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую ( Рим.3:25 ; Евр.9:26–28:10:12–14 ; 1Ин.2:2 ) и примирил нас с Богом ( Еф.2:14–16 ). Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт.48:13–14 ), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Пс.21:1–19 ; Мф.27:27:35, 39:43, 49 ; Лк.23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть ( Ис.9:6:53:4–12 ; Мф.20:19:26:63:27:12 ). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей ( Ин.3:14:12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лк.12:50 ); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех ( Ин.12:32–33 ). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест ( Мф.24:30 ). Святые апостолы хвалились Крестом Христовым ( Гал.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор.1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор.2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ; ср. Рим.1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту ( Пс.98:5:131:7 ). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше спасение. Крест хранитель вселенной, красота Церкви, укрепление верующих, ангелов слава и демонов язва - так объясняет одно из церковных песнопений значение Креста для всего мира. Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонских святых о тайне и силе Креста Господня, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям. 1. Всякий раз, когда христианин осеняет себя крестным знамением, он поклоняется спасительной Страсти Господней и призывает крестную силу, иже есть сила крестной смерти нашего Христа. Говоря: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею», мы призываем силу крестной жертвы Господа. Поэтому крест обладает великой силой. Преподобный Паисий Святогорец 2. – Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях. – Знаешь, кресты каждого из нас – это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам – людям – не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний. Преподобный Паисий Святогорец 3. Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

http://pravoslavie.ru/116043.html

А.Н. Ушаков Наставление для благочинного и благоговейного поведения в церкви Входи в церковь тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя небесного; шум, разговор, а тем более смех, при вступлении в церковь , оскорбляет святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога. – «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему». Став на месте, троекратно осени себя крестным знамением, сопровождая каждое поясным поклоном, в честь и славу спасающего нас Триипостасного Бога. Крестное знамение исполняй не кое-как, но правильно, то есть, соединив вместе три первые перста (пальца) правой руки, во образ Св. Троицы, а два последние приложив к ладони, в воспоминание Богочеловека, распятого за нас; таковое перстосложение сначала возводи на чело (лоб), потом низводи на перси (грудь) и, наконец, от правого плеча переноси на левое, изображая крестъ Христов. Небрежное же исполнение крестного знамения, подобно небрежному читанию молитвы, не только не приносит пользы, но и прогневляет Бога. Поклоны как земные, так и поясные, полагай благоговейно, степенно, не торопясь, не мешая другим и не соблазняя других. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно возноси молитву к Богу и осеняй себя крестным знамением при возглашениях: «Господи, помилуй» или «подай, Господи», сопровождая сие поклоном малым (поясным). При ответных словах к священнодействующему: «И духови твоему» или «и со духом твоим», а также при его благословении и отпусках – отвечать поклоном без крестного знамения; не отвечающие же поклоном показывают, что они не хотят принять того мира, которого желает им священник, когда говорит: «Мир всем», или благословения, которое преподает он им словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастия Святого Духа, буди со всеми вами, или просто не хотят отблагодарить его пожеланием того же мира, что должно выражаться словами: «И духови твоему», «И со духом твоим». При возглашении: «Главы ваша Господеви преклоните», следует преклонять голову, до возгласа священнического. В сие время священник молится Богу о всех преклонивших ему свои главы; кто этого не делает, тот как бы не желает, чтобы на него пришли блага, испрашиваемые священником у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа со старообрядцем, утверждавшим, якобы изменение двуперстного сложения руки для крестного знамения на троеперстное подобно отвержению иконопочитания, утвержденного седьмым вселенским собором Старообрядец. Вы, принадлежащие к Греко-российской церкви, всегда убеждаете нас, старообрядцев, к соединению с своею церковью тем, что ваша церковь акибы не имеет никаких ересей и что она не погрешила ни против св. Евангелия, ни против Апостольского учения, ни против определений семи вселенских соборов о догматах веры. А на деле видится противное: ваша церковь погрешила против определений вселенских соборов о догматах веры. Я спросил: Скажите, пожалуйста, в чем же погрешила наша церковь против определений вселенских соборов о догматах веры? Это весьма желательно слышать. Старообрядец: Седьмой вселенский собор утвердил догмат иконопочитания, осудив и предав проклятию иконоборцев. Иконоборцы не погрешали против Евангельского и Апостольского учения, также не погрешали и против определений шести вселенских соборов о догматах веры, но отметали поклонение св. иконам, образующим плотское Христово смотрение, и за то седьмым вселенским собором отвержены от церкви и преданы проклятию совокупно с прочими еретиками, развращающими самые догматы веры. Я сказал: Мы св. иконам поклоняемся; почему же вы подводите нас под осуждение седьмого вселенского собора? Старообрядец. Двуперстное сложение образует Св.Троицу и два во Христе естества; посему оно есть образование или символ Св. Троицы и двух во Христе естеств, подобно как и икона. Думаю, что этого нельзя не признать. Я ответил: Двуперстное сложение и я признаю изображением Св. Троицы и двух естеств во Христе, если оно употребляется с православною мыслью; но образованием, установленным Апостолами или вселенскими соборами, признать его не могу, потому что о нем ничего не обретается в правилах св. Апостолов и седьми вселенских соборов. Старообрядец. Пусть о нем и ничего не обретается в Апостольских и семи вселенских соборов определениях; но оно есть образование Св. Троицы и двух естеств во Христе, чего и вы не отвергаете. Иконоборцы отвергли поклонение св. иконам и поклоняющихся предали проклятию; подобно тому и ваша церковь поступила с двуперстным сложением, имеющим такое образование, отложила его, то есть запретила им знаменаться и знаменующихся им предала проклятию: значит она поступила во всем подобно еретикам иконоборцам, а потому и подлежит равному с ними осуждению седьмого вселенского собора. Как же вы можете без стеснения совести говорить, что церковь ваша чиста от ересей, когда вина ее прямо подлежит осуждению седьмого вселенского собора?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В Лампожню со святынями (+ФОТО) Два года назад жители Лампожни решили поставить на месте, где когда-то стояла Троицкая церковь, часовню. Начали сбор средств, насобирали на бревна, а вот на начало работ средств пока маловато. Чтобы помочь лампоженцам испросить помощи у Господа о скорейшем возведении часовни прихожане Свято-Богоявленского собора в Мезени решили возродить крестный ход из Мезени в Лампожню. 4 июля, 2013 Два года назад жители Лампожни решили поставить на месте, где когда-то стояла Троицкая церковь, часовню. Начали сбор средств, насобирали на бревна, а вот на начало работ средств пока маловато. Чтобы помочь лампоженцам испросить помощи у Господа о скорейшем возведении часовни прихожане Свято-Богоявленского собора в Мезени решили возродить крестный ход из Мезени в Лампожню. В 18 километрах от города Мезень, административного центра Мезенского района  Архангельской области, стоит село Лампожня. В незапамятную старину здесь шумело богатое торжище, на лампоженские ярмарки съезжались  промышленники и купцы со всего огромного Мезенского уезда, ненцы, самоеды и иноземные торговцы. И за промысловую и торговую удачу жители села благодарили Господа, осеняя  себя крестным знамением на храм, освящённый в 1603 году во имя Живоначальной Троицы. Одно из важных событий села, о котором до сей поры мало кто вспоминал — обретение чудотворной иконы Святой Троицы, в честь которого и был выстроен храм. Из краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии: «В церкви хранилась икона, считавшаяся явленной — образ Святой Троицы, величиной в 1 вершок, изваянная из меди и после позолоченная. В 7110 (1602) г., в царствование Бориса Годунова, был страшный голод. Лампоженские крестьяне Симеон, Иоанн и Козьма ездили для покупки хлеба в Чакольскую волость. 1 февраля Симеон около д. Шаймогорской, в стороне от дороги, на только что выпавшем снегу увидел икону, изваянную из меди, и привез ее домой. Во время ужина дочь его Акилина вдруг онемела, а жена Мамелфа «в поражении вопияла к нему, что есть у него в возу образ Святой Троицы, который должен быть поставлен в церкви великомученика Георгия, где достоит пред ним молебное совершати пение, а он не в нашем дому стояти должен».

http://pravmir.ru/v-lampozhnyu-so-svyaty...

В Подмосковье прихожане и духовенство простились с погибшим священником 2 августа, 2013. Новостная служба После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. 2 августа. ПРАВМИР. 31 июля в селе Успенское Домодедовского района Московской области прошло прощание с трагически погибшими в автокатастрофе настоятелем Успенского храма протоиереем Игорем Кузьминым и членами его семьи. Об этом сообщается на сайте Московской епархии . По благословению Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, заупокойные службы возглавил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев. Ему сослужили священники района, близко знавшие и любившие и отца Игоря, и его семью. С ними вместе молились прихожане Успенского храма и все те, кто был знаком с усопшими. Храм не смог вместить всех, кто захотел придти проститься Торжественно и трогательно пели хоры Успенского храма и сводный хор Домодедовского благочиния под управлением священника Сергия Голева, регента хора Московской епархии и настоятеля храма Воскресения словущего села Колычева. Во время чина отпевания отец Александр сказал слово о жизни и служении почившего настоятеля. Он зачитал телеграмму Владыки Ювеналия со словами соболезнования и молитвенной поддержки родным. После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. Отец Игорь пришел к Богу уже в зрелом возрасте. Тогда, в начале 90-х годов ХХ столетия, когда разрушенные храмы вновь возвращались верующим, был необычайный духовный подъем, и многие люди самых разных слоев общества с горячим сердцем шли в Церковь, чтобы послужить Господу. Среди них был и будущий отец Игорь. Духовной колыбелью для него стал Знаменский храм села Кузьминское Домодедовского района, где настоятелем в то время был священник Александр Васильев, ныне протоиерей и благочинный Домодедовского округа. Именно он разглядел в этом молодом тогда человеке будущего пастыря и рекомендовал его для священнического служения.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-prixozhan...

Глава XI. О святом кресте §1. Крест везде прилагается Поскольку св. крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утварей, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста; посему здесь следует сказать: что есть крест? Для чего Христос благоволил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную? Какою Божественною силою облечен крест? и как древние святый крест почитали? §2. Что был прежде крест? Поскольку крестная казнь в древности считалась самою поносною, то древние всегда называли крест самыми бесчестными именами. Одни говорили, что это есть несчастное древо, проклятая виселица, жесточайшая и отвратительнейшая казнь; другие почитали его и для низких людей бесчестным наказанием, ужасным умерщвлением рабов, а для человека свободного, хотя и виновного, он не должен быть употребляем. Бл. Августин (в кн. 180-ти вопросов) в вопросе 25 так пишет о кресте: «между всеми родами смертей ни одного не было столь страшного и поносного, как смерть крестная»; он же, в 18 беседе на Матфея, так говорит: «ничего не было в то время бесчестнее крестной смерти». Посему-то не напрасно апостол похваляя послушание Христово, прибавил: «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя». То же самое и в 36 трактате на Иоанна бл. Августин пишет: «когда апостол хвалил послушание Христово, бывшее до смерти, то ему мало было сказать, что Христос послушлив был даже до смерти, не до какой-нибудь смерти, но прибавил: смерти же крестныя. Между всеми родами смертей, этой смерти не было хуже». §3. В порок христианам поставляем был Когда Христос Сын Божий нашего ради спасения благоволил на земле умереть поноснейшею крестною смертию; тогда язычники и неверные иудеи нападали на христиан и насмехались над ними, особенно потому, что они Христа, как бы простого человека, и еще более бесчестно на кресте распятого, Богом и Сыном Божиим называли и поклонялись Ему. Посему апостол Павел ( 1Кор.1:18 ) пишет: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть»; и ниже ( 1Кор.1:23 ): «проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010