Въ 1295 году, 8-го сентября, один из жителей города Рыльска, ходя в лесу для охоты, по берегу реки Тускари, увидел при корне дерева икону, обращенную ликом к земле; он поднял икону и увидел, что это образ Знамения Божией Матери; на том же месте, где лежала икона, открылся источник воды. Слух о явлении иконы достиг рыльского князя Василия Шемяки. По его распоряжению, икона перенесена была в Рыльск. Сам князь при сретении иконы не присутствовал и во время сретения объят был слепотою. Он сознал свою вину, принес раскаяние и моление пред явленною иконою и вновь получил зрение. Но икона чудесно возвратилась на место явления своего, где построена была для нее часовня, в которой она и пребывала. Эта часовня, при нашествии татар в 1375 году, сожжена, доска иконы была расколота и разметана. Но впоследствии икона явилась невредима. Слава о чудотворной иконе этой достигла до столицы, и она неоднократно переносима была в первопрестольную Москву. По усердию московского царя Феодора Иоанновича, на месте явления иконы основана пустынь, которая, от явления иконы при корне дерева, стала известна под именем Коренной. В 1612 году курские граждане видели особенную помощь Божией Матери над своим городом, когда поляки с многочисленным войском осаждали город в этом году. При самом начале осады некоторые из граждан видели над стенами города жену с двумя светлыми иноками, осеняющую город. Явленная икона в это время находилась в Москве, в чертогах царских. Жители Курска совершали крестные хождения вокруг города и произнесли обет, если Бог поможет им освободиться от осады, построить среди города монастырь в честь Богоматери и поставить в нем чудотворную Ее икону, по возвращении ее из Москвы. Неприятели скоро отступили от города с великою потерею. Исполняя обет свой, жители Курска, в благодарность Заступнице небесной, построили в Курске монастырь во имя пресв. Богородицы иконы Знамения. По прошению курских граждан и по дозволению царя Михаила Феодоровича, чудотворная икона возвращена из Москвы в Курск и поставлена в курском монастыре, где и доселе пребывает и по сему называется Курскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Иркутск. Знаменский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан ещё в конце XVII века. Сейчас из монастырских строений сохранились только церковь Знамения Пресвятой Богородицы, некоторые хозяйственные постройки и монастырская ограда с воротами. На его территории похоронены несколько декабристов и их родственников. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Знаменский монастырь, 2 класса, общежительный, в 1 версте от города Иркутска. Основан в 1693 году. Ежегодно 27 ноября совершается крестный ход с Казанскою иконой Божией Матери из кафедрального собора в монастырь и обратно. При монастыре образцовая школа женского духовного училища, мастерская для рукоделия, больница, странноприимный дом и свечной завод. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь Знамения Пресвятой Богородицы (женский), 1689 г. (совр. адрес ул. Ангарская, 14). Женский Знаменский монастырь возник на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка) в одной версте от Иркутского острога. По поводу даты основания монастыря существует два мнения. Наиболее часто называется 1693 г., приведенный в иркутской летописи П.И. Пежемского и В.А.Кротова. Но в документах сохранилась и более ранняя датировка – 1689 г. Именно тогда митрополит Тобольский и Сибирский Павел благословил строительство женского Знаменского монастыря. Первым строителем монастыря был Влас Сидоров. В 1764 г. монастырь зачислен во 2-й класс, а в 1836 г. переведен в 3-й класс. В ограде монастыря погребены: известный сибирский промышленник и мореплаватель Г.И. Шелихов, жена декабриста С.П. Трубецкого, декабристы В.А. Бечаснов, П.А. Муханов, Н.А. Панов. В начале ХХ монастырь имел свечной завод, просфоропекарню, рукодельную и переплетную мастерские, оранжерею, церковно-приходскую школу, приют для девочек дошкольного возраста. Сейчас из монастырских строений сохранились: церковь Знамения Пресвятой Богородицы, кельи настоятельские, кельи старые, кельи Чупаловские с домовой церковью, кельи новые, святые ворота, монастырская ограда, общая трапезная, больница, каменный дом с сеновалом. Постановлением СМ РСФСР 1327) от 30 августа 1960 г. комплекс построек Знаменского монастыря отнесен к памятникам федерального значения и охраняется государством.

http://sobory.ru/article/?object=11663

Научение молитв О молитве и крестном знамении Молитвою называется обращение человека к Богу. В молитвах мы просим Бога о своих нуждах, благодарим Его за полученные милости и прославляем Его. Кроме Бога, мы обращаемся с молитвами к Божьей Матери, святым ангелам и угодникам Божьим. Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением. Для этого складываем вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки, а два остальные пригибаем к ладони. Сложенные таким образом три пальца полагаем на чело, на грудь, на правое плечо и на левое плечо. Крестным знамением мы показываем, что верим в распятого за нас на кресте Господа Иисуса Христа. Три пальца, сложенные вместе означают, что мы веруем в Пресвятую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, а два пальца, пригнутые к ладони, – что Господь Иисус Христос вместе и Бог, и человек. При осенении себя крестным знамением, мы возлагаем пальцы на чело, чтобы освятить наш ум, на грудь, чтобы освятить наше сердце, на правое плечо и на левое, чтобы освятить наши телесные силы. Когда священник благословляет верующих, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы Ис. Хс., что означает: Иисус Христос . Кроме крестного знамения мы во время молитвы преклоняем голову, становимся на колена, делаем поклоны поясные и земные. Всеми этими действиями мы выражаем смирение перед Богом. Краткие молитвы Господи благослови. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Господи, помилуй. Боже, милостив буде мне грешному(-ой). Буди имя Господне благословенно отныне и до века . Молитвы Пресвятой Троице Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Во имя значит: в честь, в славу; аминь – истинно, так. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь . Ныне – теперь; присно – всегда; во веки веков – вечно. Серафимская песнь. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Господь Саваоф – Господь небесных воинств. – Эту молитву удостоился слышать от серафимов, то есть, высших ангелов, пророк Исаия. Трисвятое. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» (224) – декабрь 2021 29 мин., 29.12.2021 Обложка : На фоне заснеженных деревьев пара прильнувших друг к другу белых лебедей (фото Raphael Renter/Unsplash). Внизу надпись: ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ. Тут же обозначена тема: ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ И ЧТО НЕ ТАК В ДОБРАЧНЫХ СВЯЗЯХ (см. «Вопрос номера», С.14-21). Пролог : Владислав Ходасевич . Зимой («День морозно-золотистый...»). Стихотворение. 1906. Фото Александра Стрельчука//Фома. - – декабрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 12 декабря. 70 лет назад родился священник-путешественник Федор Конюхов. [«Годы идут, со временем цели меняются. Но одно остается для меня неизменным: это — любовь к нашей планете, к Земле. Господь Бог создал ее очень красивой. И я в своих путешествиях бесконечно любуюсь этой красотой... Из интервью отца Федора журналу «Фома» ]. Ил.: Федор Конюхов установил новый мировой рекорд: он первым пересек Южную часть Тихого океана на веслах, 2019. Фото Ситвена Фрейтага/Radix Nutrition Ltd. - С.4; 10 декабря. День иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». [В 1170 году суздальцы осадили Великий Новгород. Новгородцы молили Бога о защите. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести икону Пресвятой Богородицы из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поместить ее на крепостную стену. Новгородцы с иконой направились крестным ходом к городским укреплениям. Осаждавшие в это время обстреливали город из луков. Одна из стрел попала в лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слезы. В это же время в стане неприятеля случилось необъяснимое смятение, и они ушли от стен города. Иконописный сюжет «Знамение» - это образ Благовещения, а также предзнаменование Рождества и последующих за ним евангельских событий]. Ил.: Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами), XVb. Иконография. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-224...

Скачать epub pdf Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня Память 7 мая По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого , царский престол занял сын его Констанций 3010 , который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия 3011 . Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу 3012 на небе явилось изображение честного креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением, Сие знамение креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш 3013 , достигало до самой горы Елеонской 3014 , отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, – оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь , – все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии – и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес. Тогда неверующие еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя в явлении креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою действительностью удостоверившись в то время в том, что христианская вера есть правая, истинная и благочестивая и предлагает верующему не от человеческой внешней мудрости изученные слова, но утверждается на откровении Духа Святого и благодати, и засвидетельствована небесными знамениями и чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ф.А. Джунковский Курская чудотворная икона Знамения Божией Матери явилась 8-го сентября 1295 года в лесистой пустыне, при корне дерева, где в то же время и произошел источник воды, до сего времени существующий, и над которым ныне устроена Церковь Живоносного Источника. Пустынь эта именуется Коренная и известна по своей значительной ярмарке. После явления чудотворной иконы, она, по сказанию летописей, в скором времени была принесена в город Рыльск по приказанию тамошнего князя Василия Шемяки, где народом благоговейно встречена, но князя при том не было, за что в то же время он объят был слепотой. Но когда признал свою погрешность и принес молебствие пред иконой, вновь получил зрение, за что в знак благодарности и усердия соорудил в городе Рыльске церковь во имя Рождества Богоматери, куда и поставил явленную икону; но оная, чудесным образом возвратилась на прежнее место. Когда же татары сделали на Коренную пустынь нападение, часовню, где находилась явленная икона, сожгли, и самую икону рассекли на две половины и бросили в разные стороны; иерей Боголюб, спустя несколько времени, обе половины иконы нашел, сложил их, и они чудесным образом соединились вместе. Услышав о таком чуде, Рыльские граждане принесли икону в город, с желанием оставить ее у себя; но явленная икона вновь, по чудесному Божию действию, возвратилась на свое место в пустынь, где по повелению царя Феодора Ивановича устроен был монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1597 году эта чудотворная икона была принесена в Москву, где царь Феодор Иванович повелел сделать для нее особую сребро-позолоченную доску, с изображением на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу Пророков, украсив ее, с пожертвованием царицы Ирины Феодоровны, красной атласной пеленой с жемчугом и другими драгоценными камнями. Царь Борис Годунов пожертвовал также для иконы много денег, риз, свечей, ладану, колоколов и проч. Курские граждане, когда с помощью Божией Матери в 1612 году одержали чудесную победу над поляками, в благодарность построили в городе Курске во имя Знамения Пресвятой Богородицы монастырь, куда в 1618 году и поставили чудотворную икону. Ныне имеется в нем архиерейский дом, где она и пребывает доселе. Но в воспоминание явления Ее, с 1726 года ежегодно, после праздника Святой Пасхи в пятницу девятой седмицы, она препровождаема бывает с крестным ходом из города Курска на место явления ее в пустынь и остается там до 12-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorich...

16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени. За все последующие годы на Слобоской земле были построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал «Милостивым». С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов) . Знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; +1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Знаменитый митрополит Московский Макарий (Булгаков; +1882), с 1859 по 1868 годы — архиепископ Харьковский и Ахтырский. На многих стезях церковного служения владыка Макарий был первопроходцем: в учреждении монастырей и новых крестных ходов, в деле издания газет и журналов духовного содержания, материальной поддержке богословских исследований и трудов светских историков. Харьковскую епархию, как и всю Православную Церковь, не минули горькие плоды воинствующего безбожного наступления в начале XX столетия. В переломные для жизни государства и общества 1914—1918 годы правящим владыкой епархии Господь судил стать выдающемуся иерарху Вселенского Православия - приснопамятному митрополиту Антонию (Храповицкому; +1936) , ставшему впоследствии Первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьков

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Чтобы Русь вновь стала единой и смогла отразить нашествие всех врагов» Слово митрополита Вениамина (Пушкаря) на праздник иконы Божией Матери «Знамение» Митрополит Вениамин (Пушкарь)   11:13 11.12.2023 214 В минувший Воскресный день, в Праздник Иконы Божией Матери «Знамение», в Рождество-Богородицком монастыре под Уссурийском Приморского края, как и во многих-многих православных храмах Святой Руси, прошла праздничная Литургия. Богослужение возглавил известный архиерей Русской Церкви митрополит Вениамин (Пушкарь), сообщает наш корреспондент. По окончании Литургии Владыка произнес вдохновляющее Слово. «Дорогие братья и сестры! Празднование Иконы Божией Матери “Знамение” имеет особый духовный смысл для нас и для всей нашей России. Мы помним, как во время княжеских междоусобиц на Руси в XII столетии произошло чудесное событие. Осажденный силами нескольких князей, возглавляемых Суздальским князем, Новгород оказался в очень тяжелом положении. Защитники города были уже обречены. И тогда они обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Несколько дней молились. И вот архиепископ Иоанн услышал Божественный глас, повелевающий ему взять Образ Божией Матери и вынести его на городскую стену. Во время совершаемого новгородцами Крестного хода тучи вражеских стрел полетели в молящихся. Одна из стрел попала в Лик Пречистой на Иконе. Из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы. И тогда Образ Божией Матери повернулся к жителям Новгорода, а большое войско неприятеля охватил необъяснимый ужас. Нападавшие в страшном смятении стали побивать друг друга, и новгородцы, вступившие в бой, одержали Победу», – напомнил митрополит.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/11/ch...

R.B vitali diez. 2013/04/11, 23:00:32 Господи Исусе Христе Силою честного и Животоворящего креста Твоего огради р.б Михаила, рб. Александра от всякого зла, врагов видимых и не видимых, сатанинских козней и замыслов нечестивых людей и всего, что клонит их к греху и падению. Молю о жизни в любви, мире и согласии, молю о создании православной семьи. боже прости нас и вразуми! р.б. Ольга 2013/04/10, 14:17:19 Господи Боже! Кресту Твоему Поклоняемся Владыка и чтим Святую память Твою.Огради Боже Силою Честного и Животворящего Твоего Креста мня с отраками.Наталью с отраками.Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=657&c_pid=19

XLVII. О крестном знамении и о крестных ходах Так как крест есть священное орудие и знамя нашей веры, то всяческое употребление его спасительно для нас. Во время молитвы мы на себя рукой полагаем крестное знамение в знак того, что не стыдимся исповедовать нашу веру в Распятого: 1Кор.2:2 ; 2Тим.1:8 . И что мы надеемся быть услышанными Богом только в силу крестных заслуг Иисуса Христа: Ин.16:23 . Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола, «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим.2:8 . Крестным знамением мы как бы носим знак «поругания» Христа: Евр.13:13 . Сохраняем «печать Бога живого на челе» своём: Откр.7:2–3:9:4 . В 59 Псалме прор. Давид говорит Богу: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (ст.6). И Бог указал ему это знамя: златокованный кивот с заповедями и Херувимами служил древнему народу чудным и славным знаменем. И у нас – христиан есть своё священное знамя, это Крест Господа господей и Царя царей, Иисуса Христа. Знамя крестное имеет всемирную важность. Недостаточно для истины думать, что спасительный образ Креста Христова начал бытие своё со дней Пилата Понтийского, когда на древе крестном был распят Сын Бога живого. Образ крестный в предведении Божием и в изречениях Божиих, записанных в книге Бытия, явлен ещё в первые дни мира, проходит чрез все прожитые им века и устремляется в вечность. На мысли о Кресте Голгофском установлено обещание об Искупителе, данное в раю падшим прародителям ( Быт.3:15 ). На кресте пророчествами и прообразами устроялась церковь ветхозаветная, на вере в Христа-Крестоносца, по Писанию, всецело стоит церковь новозаветная. Крест есть как бы всемирная центральная основа, к которой от начала дней и доныне прикрепляется вся жизнь разумных тварей, и направляются промыслительные о них дела Божии. Святость знамения крестного есть святость Божественная, ибо с сим знаменем был, есть и будет неразлучно Богочеловек-Христос, как Агнец, по предвечному определению закланный за нас от начала мира ( 1Пет.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010