Живые души, — все о нас молитесь. (Умирает).   ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. У монастырских ворот. Низкие облака. Скоро рассвет.   Явление первое. Анна (входит, оглядываясь). Недавно я покинула обитель, А кажется, что океаны лет Над головой моею отшумели… Не буду сразу я сестер тревожить, — Пусть колокол ударит к ранней службе, И отопрет привратница ворота… Как будто я у цели. Все же не верю, Что буду за оградой монастырской, Что там меня отыщет смерть. Все ближе, Все неотступнее она за мною, — Как за лисицею в лесу собака. Ударит час. Костлявою рукою Она горячее мне сердце тронет. Окаменит все тело… Иль боюсь я? Без страха думала о смерти раньше, Скорее с радостью, как земледелец, Собравший к осени весь урожай. Пора труда тяжелого минула, Усилья дали плод. И жатва — праздник. Теперь мне страшно. Мысль моя о встрече. Он ждет меня, невидимый противник, Ревниво сторожит он час мой смертный. Пусть не тревожится, — не отрекусь я. Душою заплачу сполна за душу. Но есть соблазн, — искать себе замену, Как тот, несчастный, триста лет искал… Быть может, что в последнюю минуту Мне встретится больной или голодный, И сам попросит, как о подаяньи… К монастырю я во время вернулась: Ударит колокол, — и постучусь я, И доползу до паперти церковной, И лягу, чтобы больше не вставать. Усталость смертная… Явление второе. Входит слепой Василий и Поводырь.   Василий Я не с тобою, — Я сам иду, и мне тебя не надо.   Поводырь Ишь, расшумелся как. А я ведь пользу Огромную тебе принесть могу.   Василий Уйди. И пользы мне твоей не надо. (Садится и поет). Васенька, Василек, Костяной костылек! Для людей дурачок! На скамеечку прилег! Ой–да на скамеечку! Засветил огонек, Свечечку в копеечку! Побасенка–басенка! Василечек, Васенька! Васенька, Василек! Пред людьми дурачок! Перед Богом свечечка, Свечечка в копеечку! Василий Блаженный, — Мощи нетленны.   Поводырь (к Анне) Ты ждешь, когда ударят к ранней службе? Да, жду.   Поводырь Ты этой службы не дождешься. Пора. Тебя ждала я тоже. Знаю, Что время умирать мне наступает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Незатейливо устройство этих часовен: столб, на столбу — четыреульный деревянный ящик с крышкой, как у домика, увенчанной подобием церковных головок, и на каждой стороне ящика по иконе за стеклом, а где и вовсе без стекла. Но мне не красота была нужна, не изящество или богатство мне были дороги, а дорога была любовь и вера тех простых сердец, которые воздвигали эти убогие видом, но великие духом хранилища народной святыни. Вот этот-то обычай я и ввел у себя тотчас по возвращении своем из Сарова в родное поместье. Вскоре на двух пустынных перекрестках, вдали от жилья, воздвиглись две часовенки с иконами на четыре страны Божьего света, и пред каждой иконой под большие праздники затеплились разноцветные лампадки. И что же это за красота была, особенно в темные летние ночи!… Полюбилось это и окрест меня жившему православному люду. — Дай же тебе Господь здоровья доброго, — так стал мне кое-кто сказывать, — вишь ведь что надумал! Едешь иной раз из города под хмельком, в голове бес буровит; едешь, переругиваешься со спутниками или там со своей бабой: Смотришь: иконы да еще лампадки — опомнишься, перекрестишься, тебе доброго здоровья пожелаешь — глядь, ругаться-то и забудешь! Пришла зима. Стали поговаривать, а там и до моего слуха дошло, что мои часовенки великую пользу принесли народу православному и в осенние темные ночи, и в зимние метели; сказывали даже, что и от смерти кое-кого спасли эти Божьи домики: заблудится человек в зимнюю вьюгу, набредет на часовенку, стоящую на распутье, и выйдет на свою дорогу. Радостны были для сердца моего эти слухи добрые… И стал народ носить к часовенкам свои трудовые копеечки, грошики свои, трудом, потом да слезами политые; положат копеечки на земле, отойдут; а кто положил, — Бог знает. Приедут старосты с объезда и привезут когда копеек 7-8, а то и больше. Что делать с ними? И покупали мы на эти деньги свечи в храм Божий, и ставили их за здравие и спасение Богу ведомых душ христианских, тайных доброхотных жертвователей. Так лет около двух совершалось это по виду малое, но по духу великое дело христианской любви и веры… Как-то раз пришел ко мне вечером за обычными распоряжениями мой староста и между прочими событиями дня сообщил мне, что в народе говорят, будто у одной из моих часовенок стало твориться дело недоброе: стал какой-то тать поворовывать доброхотные приношения. Очень огорчило меня это известие: страшно мне стало за христианскую душу, так глубоко павшую, что решилась она покуситься на такое святотатство. — А не слышно, — спрашиваю, — на кого народ думает? — Слух есть на деревенского пастуха и на его сынишку-подпаска, — ответил мне староста, — замечали будто они — то вместе, то порознь — до выгона стада, куда-то бегают раным-ранехонько в поле по направлению к часовне. — А кто пастух? — Да Марин Андрей, что у нас жил когда-то.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

— Да ты поди, повернись, — стрекочет жена цирюльника. — Смотри-ка, Максимовна, какое построили; ведь шесть рублей как одна копеечка, дешевле, говорят нам у Прохорыча, теперь и начинать не стоит, сами, говорят, потом слезьми заплачете, а уж эдакому износу нет. Вишь материя-то! Да ты повернись! Подкладка-то какая, крепость- то, крепость-то, да ты повернись! Так-то вот и уходят денежки, Максимовна, умылась наша копеечка. — Ах, мать, уж так теперь дорого стало на свете, что и ни с чем не совместно, лучше б и не говорила ты мне расстроивала меня, — с чувством замечает Максимовна, а всё еще дух не может перевести. — Ну, да и довольно, — замечает хозяин, — закусить бы надо. Что это ты, должно быть, уж очень, вижу я это, приустала, Марья Максимовна? — Ох, умник, устала, денек-то теплый, солнышко; дай, думаю, их проведаю… что лежать-то. Ох! А дорогой барыньку встретила, молодую, башмачки деткам купила: «Что это ты, старушка, говорит, устала? на-ка тебе пятачок: купи себе булочку..» А я, знаешь, и взяла пятачок-то… — Да ты, бабушка, всё же отдохни маленечко сперва наперво, что это сегодня так задыхаешься? — как-то вдруг особенно заботливо проговорил хозяин Все на нее смотрят; уж очень бледна она вдруг стала, губы совсем побелели. Она тоже всех оглядывает, но как-то тускло. — Вот, думаю… пряничков деткам… пятачок-то… И опять остановилась, опять переводит дух. Все вдруг примолкли, секунд этак на пять. — Что, бабушка? — наклонился к ней хозяин. Но бабушка не ответила; опять молчание, и опять секунд на пять. Старушка еще как бы белее стала, а лицо как бы вдруг всё осунулось. Глаза остановились, улыбка застыла на губах; смотрит прямо, а как будто уж и не видит. — За попом бы!.. — как-то вдруг и торопливо проговорил сзади вполголоса гость. — Да… не… поздно ли… — бормочет хозяин. — Бабушка, а бабушка? — окликает старушку жена цирюльника, вдруг вся всполохнувшись; но бабушка неподвижна, только голова клонится набок; в правой руке, что на столе лежит, держит свой пятачок, а левая так и осталась на плече старшего правнучка Миши, мальчика лет шести. Он стоит не шелохнется и большими удивленными глазами разглядывает прабабушку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Дойдет до благочинного , ни черти путного, олаборники! — брюзжал пономарь Матвей Григорьев, сгоняя Финогеновых с колокольни. В Великий Четверг на двенадцать евангелиев , выходя с горящими свечами , Финогеновы тушили огни особенно ревностных покровских прихожан, к великому негодованию их и обиде. — Душа моя, Коко, — наставляла после бабушка, — Бог тебя накажет за это, и нетто в законе Божьем сказано, чтобы страстной огонь тушить? Иуда ты и Варфоломей , Искариот, помолись ангелу своему и покайся, ни росту, ничего не даст тебе Владако Господь, и останешься ты курносым до скончания веков , до самого светопреставления! А Коле непременно хотелось быть высоким — большим, большим, и чтобы нос был, как у любимого учителя француза , и ну как не будет ему ни росту, и ничего до самого светопреставления? Прикладываясь к Плащанице , Коля каялся, но как-то не так все выходило, словно поклоны клал за шляпу перед Крестом: очень уж было задорно тогда тушить свечки страстной огонь, слышать злющее шипение испостившихся злюк и ужас видеть на их передернутых негодованием лицах. Наступал Светлый День — Пасха. И все забывалось. И плохенькие одежонки выказывались новыми и нарядными. Кажется, вся жизнь Финогеновых была в пасхальной заутрене, они ждали ее весь год и, что бы ни делали, что бы ни делалось, всегда помнили, будет Пасха, вот Пасха придет! И какая радость и какая мука! После обедни, выходя из церкви на паперть, Коля постоянно чувствует, как жгучий стыд заливает ему сердце: на паперти со всех сторон тянутся к нему дрожащие руки: — Колечка, дай копеечку! — Колечка, Христос Воскрес! И навязчиво идет запах гнили и промозглого немытого тела, а все эти лохмотья вздрагивают от утренника. — Колечка, дай копеечку! — Колечка, Христос Воскрес! А он такой нарядный, — ему кажется так, что он нарядный, и идет он домой разговляться ! Какая мука и как ему жутко, что все они такие: нет у них дома, нет у них и пасхи белой с яркими красными цветами. И как хотел бы он быть с ними нищим! И до боли ярко он уж видит себя тут, на паперти, среди нищенской рвани в лохмотьях, без дома и без пасхи.

http://azbyka.ru/fiction/prud/

Жертвы маммоны, или Не можете служить двум господам 03.05.2015 16:46:57 Светлана Коппел-Ковтун Год прошёл, но и сейчас трудно писать об одесской хатыни. Оцепенение, сковавшее тогда душу, длится до сих пор. И дело, думаю, не только в пережитом ужасе или страхе, но и в природных особенностях души. Сознание отказывается наблюдать ад, отказывается осмыслять немыслимое с человеческой точки зрения. Словно какая-то преграда стоит на пути ума и чувства — мол, туда нельзя, там зона сумерек, там можно повредиться. Порой кажется странным, что после 2 мая 2014 года жизнь продолжается и течёт как прежде, потому что во многих душах она замерла, кончилась — остались только боль и гнев. Боль длится и длится, она не заканчивается и наверное всегда будет вопить в нас — к небу. Жуткая трагедия Украины разворачивается на наших глазах, а причина её банальна донельзя — сребролюбие. О власти говорить не будем, ибо её продали американцам, отказавшись от суверенитета в их пользу. Украинская т. н. элита сначала разворовала советское наследство, обокрав народ, а теперь заложила даже людские души во славу маммоны. « Сребролюбие является причиной всех зол : корыстолюбия, скупости, скаредности, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками»  (Свт. Григорий Палама). И касается это в равной степени бедных и богатых, потому что и бедняк может быть развращён, как олигарх, только у него возможностей набедокурить меньше.  «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.  Не можете служить Богу и маммоне»  (Матф. 6:24). Помню, как наши несознательные или даже вернее сказать бессознательные знакомые ездили на майдан ради заработка. Таким образом они поправляли своё финансовое положение, руководствуясь очень простой логикой: пока олигархи разбираются между собой, есть возможность поживиться за их счёт. Дальше этого не мыслили. Так и промайданили страну, словно в анекдоте: «три рубля нацарювалы и…» сами себя продали. И что получили в результате? Повышение тарифов ЖКХ, развал экономики, обнищание, войну. Думаю, на АТО многие попадают так же как на майдан — не сознавая, в надежде «нацарювать» копеечку.

http://radonezh.ru/analytics/zhertvy-mam...

Рубрики Коллекции Иллюстрации Frits Ahlefeldt-Laurvig С жиру бешеные, или Почему я не буду бороться с мировым инфантилизмом 5 мин., 23.06.2015 Поделиться Недавно я общался с мудрой женщиной, супругой одного бизнесмена, руководителя крупного инвестиционного фонда. Мы обсуждали ее мужа, о котором я готовил очерк. Познакомились они еще в студенческие времена, когда он был никем и звали его никак. — Он не умел красиво ухаживать. Мне это в нем сразу понравилось. — Сразу понравилось?! Может быть, вы имели в виду «не сразу понравилось»? — Нет, я не оговорилась. Мне очень импонировало, что он никогда не был навязчивым. Не бросал красивых слов на ветер, не ползал на коленях под окном, не присылал само­свалы с цветами. Многие девушки падки на бешеную романтику, но меня вот эти конфетно-букетные сопли, наоборот, всегда настораживали. И мой дальнейший житейский опыт лишний раз доказал: все эти инфантильные принцы и гусары очень быстро сдуваются и либо превращаются в неудачников, либо вообще бросают своих принцесс. Еще одна история ни о чем. На этот раз из города Антверпена. Собеседник — молодой, худосочный, разговорчивый и очень жизнерадостный грек с гитарой за спиной. Учится в местном университете, изучает среди прочего и русский язык, а вечерами поет на главной площади города песни, зарабатывает копеечку на завтрашний день. — У вас в России очень хорошие девушки, — грек пытается сделать нам патриотический комплимент и видит, как в ответ у нас сводит скулы от банальности. — Не, я не в том смысле! — поправляется грек. — Здесь симпатичных девчонок тоже хватает. Но они в большинстве своем глупые и бестолковые. А русские девушки серьезные, русские девушки взрослые. Вот это уже что-то новенькое. — У европейской девушки в голове лет до тридцати играет одна и та же мантра: «The world is mine! The world is mine!» ( Мир принадлежит мне! (англ.). — Ред.) — передразнивает наш евроскептик своих соседок по ЕС. — Она думает, что весь мир от самого своего сотворения существовал лишь для того, чтобы теперь торжественно встретить ее появление. Леонадо да Винчи, апостол Петр, Магомет, Аристотель, маршал Жуков и Махатма Ганди — все они рождались и умирали лишь для того, чтобы должным образом наладить сервис, которым эта дурочка теперь будет пользоваться. Русская девушка как минимум уверена в том, что это не так. По нашим временам это уже кое-что.

http://foma.ru/s-zhiru-beshenyie-ili-poc...

Рубрики Коллекции Воскресенский краеведческий музей. Когда взрослые играют в куклы 4 мин., 15.01.2016 Поделиться Конечно, многие знают, что такое Рождественский вертеп. Для кого-то это — конкретное место, пещера, в которой родился Христос. Для кого-то — ее изображение. А для кого-то — народный театр, воспроизводящий рождественскую историю. Вот только увидеть этот театр сейчас, к сожалению, редко где возможно. В советский период традиция рождественского кукольного спектакля была почти забыта, и теперь всё, что от нее осталось, приходится собирать по крупинке. Вертеп возрождают по всей России — как в мегаполисах, так и в небольших городках и деревнях. Я расскажу о том, как это происходит в поселке Воскресенское Воскресенского района Нижегородской области. Занимаются этим сотрудники тамошнего народного краеведческого музея. Все началось в 2009-м году, с небольших музейных занятий для детей. На них рассказывали о том, что такое Рождество, какова история этого праздника. Делали маленькую пещерку из еловых веточек, картонные фигурки, чтобы было понятно, кто есть кто и как все происходило в давние времена. Воскресенский краеведческий музей. Именно здесь ведётся работа по возрождению вертепа в Воскресенском районе. На следующий год к музейным работникам присоединилась фольклорист Вероника Евсеева. С ее помощью сценарий сделали уже интересней: дети приходили в русскую избу, хозяйка которой рассказывала о жизни их сверстников в старые времена, о традициях празднования Рождества на Руси. Вместе читали духовную сказку (Рождественскую историю). Потом неожиданно на второй этаж, где хозяйка сидела с детьми, поднимались колядовщики (работники музея) и показывали кукольный Вертеп. После этого каждому дарили текст колядки и разучивали ее с детишками. А дети одаривали колядовщиков копеечками и конфетками (родителей заранее предупредили, что принести). Вероника Евсеева, фольклорист и музыкант. В воскресенском краеведческом музее работает с 2010 года. Музейщики вместе с ребятами из расположенной неподалеку детской школы искусств и педагогами Воскресенского детского центра поставили полноценный спектакль на Рождественскую тему.

http://foma.ru/kogda-vzroslyie-igrayut-v...

Рубрики Коллекции Африканская школа отца Филиппа 6 мин., 25.01.2012 Поделиться В этой школе никто не слышал об интерактивной доске или электронных дневниках. Здесь нет даже электричества, а ее стены построены руками учителей и их помощников. Знакомьтесь: православная средняя школа в местечке Ишамара, центральная Кения. «Сегодня мы едем в нашу школу, — в мой гостиничный номер врывается со своей белозубой африканской улыбкой настоятель храма святого Антония и директор здешней школы священник Филипп, — только сначала надо заглянуть в супермаркет». Сказано — сделано: мы покупаем несколько буханок свежего хлеба, банку маргарина (хлеб с маслом — он и в Африке хлеб с маслом), упаковку копеечных леденцов, (каждому школьнику достанется по конфетке), и отправляемся в школу. Отец Филипп Гатари очень уважаемый человек. Мы идем по деревне, и каждый встреченный нами человек почтительно здоровается с батюшкой. В свое время священник получил богословское образование в Европе, а в 2006 году вместе со своими прихожанами построил на прилегающей к храму святого Антония территории среднюю школу, в которой сегодня обучается 50 человек. Уроки в кенийской школе начинаются ранним утром и заканчиваются ближе к вечеру. Для того чтобы попасть на занятия, многие ученики ежедневно преодолевают до десяти километров пешком. Бывшая английская колония, Кения свято хранит традиции школьной формы. У каждой школы она своя, собственная. На школьном свитере — надпись: «Православная средняя школа, Ишамара». На этом месте, показывает отец Филипп, ученики уже гоняют мяч на переменах. Но когда-нибудь здесь появится настоящая спортивная площадка. «Среднее образование в Кении является добровольным, — объясняет отец Филипп, — поэтому среди моих учеников лишь те, кто действительно хочет учиться». Действительно, согласно официальной статистике, менее 50% выпускников обязательной для всех детей начальной школы переходят на обучение в среднюю. Но те, кто решают продолжить учебу, придают школе огромное значение. Православные общеобразовательные школы в Кении — отнюдь не экзотика. Первые православные общины пришли в страну благодаря школам народа кикуйю, представители которого познакомились с Православием в поисках веры, не связанной с колонизаторскими войнами против населения Черного континента.

http://foma.ru/afrikanskaya-shkola-otcza...

Рубрики Коллекции Значение имени Иван 10 мин., 13.06.2014 Поделиться У Корнея Чуковского есть дивная загадка в стихах: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла, Девочкам по денежке бабушка дала... ...И Кондрат задумался, глядя из угла; Много ли копеечек бабушка дала? Ответ очевиден. Одну. Хотя казалось, что девочек шло, как минимум, четыре. Удивительно другое, почему Корней Иванович не сочинил «мужской вариант» этой загадки, почему не использовал в своих стихотворных опытах родное и такое «русское» имя Иван? Ведь стихотворение тогда было бы позаковырестей: Ян, Жан, Джованни и Иоганн, Хуан, Джон, Ганс, Йенс, и Йохан, Вано, Шон, Вацек и еще пара имен. Впрочем, шутки в сторону. Согласитесь, что трудно найти другое такое имя, которое абсолютно во всем мире имело место, было бы популярно и звучало так по-разному, так непохоже. В отечественном рейтинге популярности имя Иван всегда входило в десятку. Но никогда не было первым, пусть и называли этим именем русских царей. Возможно, потому что благодаря фольклору у этого имени есть определенная коннотация. В отечественной культуре Иван по сей день остается собирательным образом целого народа, даже именем нарицательным. Так во вторую мировую войну противоборствующая сторона всех русских солдат называла Иванами. В свою очередь русские солдаты, а также советская пресса, немцев именовала исключительно фрицами. В этом «фриц» (уменьшительно-ласкательной форме от имении Фридрих) достаточно резко и даже грубо для нашего уха звучащем, будто подчеркивалось уничижительной отношение к врагу. Интересно, как немецким ухом слышится «Иван»? Другим устойчивым выражением, возникшим еще в царской России, было «Иван, не помнящий родства». Беглые крестьяне, каторжники, пойманные полицией и естественно не имеющие паспортов, скрывали свое происхождение. Они называли себя часто Иванами. А на вопрос откуда, из каких мест прибыли, отвечали, что «не помнят». Так в документах стала появляться запись, со временем превратившаяся в устойчивое выражение и даже фамилию Непомнящий. До сих пор фразеологизм «Иван, непомнящий родства» нередко используется как собирательный образ по отношению к русским, не знающим собственной традиции, истории и культуры.

http://foma.ru/znachenie-imeni-ivan.html

20.10.2015 #благотворительность new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Перепечатываем статью президента фонда Предание Владимира Берхина с  http://s-t-o-l.com/ Скандалы  в сфере благотворительности случаются так же как и во всех других сферах, где люди реально работают. Проблема в том, что такого рода явления всегда мешают общему делу, отпугивая жертвователей от благотворительных фондов в сторону личной помощи: бабушке копеечку подать в переходе, девочке на операцию у метро, бездомному на пиво. Насколько оправдан этот разворот и какие опасности ждут человека на пути милосердия «Столу» рассказал президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.   О том, что вся эта благотворительность есть сплошной обман, я слышу каждый день. О том, что фонды отмывают деньги, я слышу через день. А о том, что уличные попрошайки гребут деньги лопатой, я слышу не реже, чем раз в неделю. Люди не хотят платить мошенникам. А я не хочу слушать глупости. Поэтому и пишу простую инструкцию – как и доброе дело сделать, и жуликов не кормить. Поэтому – вот краткая инструкция, как мошенника узнать, а значит – как не стать жертвой обмана. Первое и самое важное. Все мошенники хотят денег. Поэтому первый и главный способ – не давать в руки денег тем, кто просит их. В руки – это значит на личные счета физических лиц или просто наличные. С юридическими лицами, с фондами, всё немного сложнее – но и мошенниками оказываются гораздо реже. Простое донесение информации: «я готов помочь, но денег не дам» – отсеивает огромное количество желающих заработать на чужой добродетели. Если к вам подходит несчастный страдалец и просит денег на оплату лечения – предложите оплатить, например, часть счета из клиники непосредственно на счета больницы. Но мошеннику не нужны деньги на счету больницы – он не сможет ими воспользоваться. Ему нужны деньги в руки, сейчас.

http://blog.predanie.ru/article/dobro_ra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010