16 . И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Очевидно, что главными виновниками развращения Израиля суть высшие, руководящие классы. Так было и при Иезавели, как мы о том говорили подробно в IV т. Св. Летописи. Среди народа еще были люди, чтившие Бога завета; но мало по малу пример высших классов и притом насильные их действия совращали народ, и он при Осии Израильском, как мы говорили, 582 – начинает возвращаться к культу Ваала, который был совершенно уничтожен Ииуем и не появлялся в царстве при его потомках. Тогда долготерпение Божие истощилось, ибо у народа не могло быть будущего, а оставшиеся верные должны были внести в глубь Азии истинные понятия о Боге едином Творце мира. Израиль как народ не милуется, хотя богобоязненные как Товит и в стране плена милуются Господом Богом милосердым. 17 . Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Очевидно, что пророчество это, т. е. ст. 8–17 произносится за несколько лет до падения Самарии, и что книга пророка Исаии составляет сборник, в который пророк или ученики его вносили пророчества, по мере того, как они произносились. Пророк видит, как высшие классы ведут в Израиле народ от заблуждения к заблуждению, от самомнения к гордости, презирая помощь Единого, который мог спасти народ (ст. 13). Падение народа так велико, что Господь не милует даже сирот и вдов 583 этого „народа лицемеров и злодеев“, „уста которого говорят нечестиво“. И они подвергаются общей участи народа, раздавленного Ассириянами. „Бог уже не мог более покрывать грехи этой земли Своим долготерпением от взоров Своего правосудия“, как выразился Митрополит Филарет об наказании потопом 584 . Исаия еще далее рисует пламя нечестия, охватившее эту несчастную землю. 18 . Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. (И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся). Нечестие так вкоренилось, а страсти самолюбия и гордости, разрушающие закон, так сильно развились в сердцах Израильтян и с такой пламенной ревностью они один перед другим совершают преступление, что Господь вынужден обнаружить высшую и сугубую силу Своего гнева: Он само беззаконие Израильтян сделает для них же истребительным пламенем. И как пламя, переходя от терновника ко всякому колючему кустарнику, разливается во всей чаще леса; так гнев Божий, переходя от одного зловредного человека к целым семействам преступников, распространится во всем народе. Плач, вопли, крики, дымящаяся кровь, смрад брошенных трупов, все это будет напоминать треск деревьев, гул вихря и смрад дымящихся лесов, истребляемых пламенем пожаров. Поэтому грубо заблуждаются гордые Израильтяне, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь истребит как терновый куст, так и кедровый лес. 19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. (За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует). Как вредные бесплодные кустарники и негодные травы выжигаются на ниве без остатка, так гнев Господень истребит нечестивых обитателей земли Израильской без пощады. Это всепожирающее пламя – междоусобная борьба в народе Еврейском. Междоусобие – одно из жесточайших общественных бедствий: знакомые со своей страной, обычаями, силами и средствами враги-одноплеменники с большими удобствами поражают один другого, и, при обоюдном сознании равенства сил или слабости, переходят в отчаянный бой, оканчивающейся общею гибелью. Так во время пожара в лесу, деревья, воспламеняясь одно от другого, увеличивают пламя и тем скорее обращаются в пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

57 . С. 15). Но в том же житии говорится о сосудах, скрытых под хворостом –  π φριγνοις (Там же. С. 6). Биннс в своей монографии дает лишь краткую справку о том, что так наз.  μανορια – это пустынный чертополох (theastles – возможно, просто колючий кустарник), который использовался монахами в пищу (sic!) и в качестве monлuba (Binns 1994. Р. 55), не приводя, к сожалению, никаких ссылок. 14.  ...около четвертого часа – Это место свидетельствует о том, что в киновии была утренняя трапеза (то  ριστον). Согласно свидетельствам более раннего времени, пища в киновиях принималась не чаще чем один раз в день, вечером. В Тавеннисиотском монастыре прием пищи каждый день считался наиболее мягким постом. Братия в монастыре Аполлоса принимала пищу не прежде как приобщившись Евхаристии Христовой, в третьем часу. Такая практика существовала и в Палестине: об этом свидетельствует, например, «Житие прп. Саввы Освященного». Патр. Илия, принимавший у себя в обители св. Савву и других отцов, «обыкновенно после утрени не показывался им до девятого часа, а около девятого часа выходил к ним, приобщался Святых Таин, принимал пищу ( γεετ о) и после вечери ( μετ то  λυχνικν) уходил от них». Также см. «Житие прп. Симеона Столпника»: «Все постились только до вечера и затем вкушали пищу, блаженный же Симеон не ел от воскресенья до воскресенья» (ППС. Вып. 57. С. 71). О том, что этот образ поста должен быть принят за основу, пишет св. Василий в письме к св. Григорию Богослову : «На принятие пищи должен быть назначен один определенный час, и притом один и тот же в продолжение известного срока, так чтобы из двадцати четырех часов в сутках только один употребляем был для тела, все же прочие часы проводил подвижник в умном делании» (Письмо 2; PG 32, 233А). Хотя из его же «Пространных правил» и «Подвижнических уставов» можно заключить, что пища в киновии принималась несколько раз в день. См., например, вопрос 15: «Коснулся ли кто не вовремя снедей? Пусть большую часть дня остается без пищи» (PG 31,952–957А). Также «Подвижнические уставы» упоминают о принятии пищи в полдень, но не утром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Волей-неволей пришлось слезть и пройти пешком к монастырю. Долго мы смеялись вследствие этого. Ватопед расположен на северо-восточном склоне Святой Горы; с трех сторон окружен горами, а с северо-восточной стороны простирается равнина морская. Основателем Ватопеда считают Константина Великого 414 . Затем он был разрушен богоотступником Юлианом. Воздвигнул его из развалин и построил собор, который в настоящее время существует, греческий император Феодосий 415 в благодарность Богу за спасение от потопления сына своего, царевича Аркадия 416 . Аркадий возвращался из Рима в Константинополь, но по дороге [на море] 417 поднялась буря, и он нечаянно упал за борт в море 418 . Спутники его были в отчаянии, боясь царского гнева, и обратились за помощью к обители – ныне Ватопедской, Здесь под тенью колючих кустарников найден был спящим царевич. От этого эта обитель и получила название Ватопед 419 : Ватос – колючий куст, a παιδν – дитя. Преосвященный Порфирий 420 видит в Ватопеде остатки эллинского города Диона 421 . Собор ватопедский очень большой и прекрасный. Наружная галерея собора вымощена мрамором, и стены расписаны в византийском стиле. Здесь есть еще остатки мозаичных изображений: над иконостасом мозаически изображена Дева Мария, прядущая червленицу 422 для храма Божия. При этом мне припомнились остатки мозаических изображений в Киеве – [в] Софийском соборе. Стены большей частью покрыты фресками. В соборе замечательны четыре колонны из порфира, доставленные сюда из Рима императором Гонорием 423 . Эти колонны чрезвычайно ценны, так как порфир – составной камень и тверже всякого гранита. В соборе есть несколько чудотворных икон: «Ктиторская», «Закланная», «Живоприятная» и «Отрада», или «Утешение» 424 , – последней я не видал. «Ктиторская» икона находится в алтаре на горнем месте. Об этой иконе существует предание следующее. Когда в 862 году сирийские варвары расхищали Святую Гору и добрались до Ватопеда 425 , то экклесиарх взял эту икону с крестом и спрятал в находящемся здесь колодце, затеплил пред ними свечу и закрыл мраморною плитою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вскоре после выхода в свет книги Сергея Нилуса «На берегу Божьей реки» братия переехали в скит. Несколько месяцев спустя, 12 октября 1969 года, в воскресенье, оба, по предложению Евгения, отправились разведать окрестности, спустившись со своей горы далеко в ущелье. А на обратном пути поняли, что заблудились. Полезли выше, чтобы определить, где находятся, но – увы! – не помогло. Надвигалась ночь, а с ней и холод. Братия понимали, что, не отыщи они дорогу, никто их в такой глухомани не найдет. Однако братии все же удалось отыскать знакомую грунтовую дорогу, которая и вывела их на вершину горы. До скита они добрались едва живые от усталости, в царапинах – пришлось продираться через колючий кустарник. Через несколько дней они получили известие: на Аляске скончался отец Герасим. Почил он как раз в тот самый злополучный день, когда братия проплутали в горах. И это не случайно. Пусть на малое время, но они все же испытали чувство покинутости в безлюдных дебрях – то же, что в течение тридцати пяти лет самоотверженного уединенного подвижничества испытывал отец Герасим. Как жаль, думал Глеб, что при его жизни не удалось им исполнить его мечту – основать монастырь преподобного Германа на Еловом острове! Не прошло и года, как сбылась другая долгожданная и долго вымаливаемая мечта отца Герасима – вселенская Православная Церковь причислила отца Германа к лику святых. Это ли не высшая награда трудам Братства – значит, исполняет оно свое предназначение! Подготовительная работа, предшествовавшая канонизации преподобного Германа, началась еще в 1939 году. Тогда (с 1935 по 1946 год) Американская Митрополия и Русская Зарубежная Церковь действовали совместно под водительством митрополита Феофила (Пашковского). 563 Митрополит Феофил поручил комиссии из трех иерархов исследовать жизнь отца Германа и сотворенные им чудеса. Возглавлял комиссию ныне покойный архиепископ Тихон Сан-Францисский. Двое других членов комиссии – епископ Алеутский и Аляскинский Алексий (Американская Митрополия) и епископ Леонтий (будущий митрополит Американской Митрополии). Работа приостановилась из-за начала Второй мировой войны и последующего размежевания между двумя Церквами. 564

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

«Недостатком Сибирской речной системы было то, что все большие реки - кроме Амура - текли параллельно, с юга на север. Образованная в 1909 г. особая комиссия при министерстве путей сообщения разработала грандиозный проект сибирской водной магистрали от Урала до Владивостока, протяжением свыше 10.000 верст, соединенной с системой Камы и Волги путем канала со шлюзами в районе южного Урала. «С 1910 года начались попытки установить правильные сношения с Сибирью через Ледовитый океан. Из Владивостока экспедиции доходили до устьев Лены и Колымы; наиболее успешным было плавание капитана Вилькицкого, открывшего по пути в 1913 г. большой неизвестный остров, названный им Землей Императора Николая II (ныне «Новая Земля» - С. К.). В том же году норвежский пароход «Коррект», с известным полярным путешественником Нансеном прошел с запада к устью Енисея и поднялся на 300 верст вверх по реке; там его встретил русский пароход «Туруханск», и был произведен обмен грузами около 100.000 пудов. Тем же летом 1913 г. на западно-сибирском побережье Ледовитого океана заработали первые радиостанции. «Сибирь уже давала хлебные избытки до 100 млн. пудов в год (при посевной площади в 12 млн. и урожае в 400-450 млн. пудов). Но главное ее значение для русского экспорта выражалось в необыкновенно быстром развитии вывоза масла (главным образом в Англию), преимущественно из Алтайского округа: почти от нуля в 1894 г. вывоз поднялся к 1913 году до 70 млн. руб. (1894г.: 400 п. 4.000 р.; 1904 г.: 2.003.000 п., 23.6 млн. рубл.; 1912 г.: 4.459.000 п.. 68 млн. руб.) Крестьянство в Сибири было заметно зажиточнее, чем в Европейской России. Так сенокосилок, конных грабель, молотилок в Сибири было всего вдвое меньше, чем в Европейской России, при населении меньшем в двенадцать раз. За последние 15 лет Сибирь купила сельско-хозяйственного инвентаря больше чем на 150 млн. руб., причем в первое пятилетие покупала в среднем на 2.3 млн. руб в год, а за последние годы - более чем на 20 млн. руб. «Туркестан с его сухим и жарким климатом ставил иные задачи. Здесь главным был вопрос о воде. Государево Мургабское имение показало, как много можно сделать при правильной постановке орошения. На площади в 104.000 десятин степи, где раньше рос только редкий колючий кустарник, были созданы водохранилища, куда весной собиралась вода реки Мургаб. В 15 лет (1895-1910) там образовались хлопковые плантации на 25.000 десятин, фруктовые сады, поселения, освещаемые электричеством (для чего использовалась сила воды на запруде).

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/26/...

Один школьник пришёл к Старцу и спросил: – Смотрю и вижу, что в журналах печатают нехорошие вещи. Наблюдаю и по телевизору, как показывают разные откровенные сцены, но чувствую, что они меня никак не цепляют и не возбуждают мои чувства… – Ты плохо поступаешь! Возможно тебе кажется, что они не имеют воздействия, но все эти образы накапливаются внутри тебя и закрепляются. В какой-то момент, когда ты этого не ожидаешь, они пойдут в атаку и утянут тебя вниз. Старец был совершенно прав. Возможно этот школьник всю неделю занимается учёбой и не чувствует какого-то вреда, но в день воскресный, когда пойдёт в Церковь , тогда в самые святые моменты службы ему будут приходить на ум скверные образы и портить священную атмосферу. Нельзя допускать дерзостей во взоре, в том что слушаешь и читаешь. Что бы ни входило в нас скверного, приобретает над нами власть, и придёт час, когда проявится его динамика. Старец учил: – Если человек не совершенствует свою духовную жизнь, если удалится от Церкви, то становится пленником страстей и рискует докатиться до скотского состояния. В конце шестидесятых годов случилось так, что я приехал на Святую Гору Афон, в Керасью, и там встретился со Старцем. Мы поговорили о заблуждениях и опасностях, которые поджидают на пути совершенствования в делании Иисусовой молитвы, и он направил нашу беседу на тему страстей. Он использовал картину, которую наблюдал в раннем детстве на сельскохозяйственных угодьях своей малой родины – на острове Эвбея: – То было время спаривания животных. На поле я увидел быка, который забирался на корову. Через какое-то время я заметил, как туда направился ещё один бык. Он разбежался и в разъярении набросился на первого, сбросил его и занял его место. Внутри нас борется добро и зло. Когда мы позволяем злу в себе развиваться – становимся похожи на скот. Как-то раз он мне привёл ещё один прекрасный пример: – Имеются два земельных участка, а между ними водоём с водой. На одном участке посажены плодовые деревья и сельскохозяйственные культуры, а на втором чертополох, сорная трава и колючий кустарник. Если воду пустить на первый участок земли, то все полезные насаждения будут плодоносить, а сорные и дикорастущие с другой стороны начнут увядать. Однако, если поступить наоборот, то дикая поросль начнёт процветать, а плодородные растения гибнуть 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Отец Игнатий поведал и другой удивительный случай – о голосе, предостерегающем от опасности. Во время бдения один из певчих, монах Роман, вышел из церкви, чтобы освежиться воздухом. В ночной темноте выйдя из двери, он направился от корпуса к западу в том направлении, где был крутой обрыв и густой колючий кустарник. Монах Роман шел в темноте и уже был на краю обрыва, как вдруг незнакомый ему голос прогремел, словно гром, с противоположной стороны: «Стой, куда идешь? Впереди опасность!» Роман остановился и, удивляясь такому предостережению, вернулся в церковь . Бдение кончилось. Наутро монах Роман осмотрел местность, где он остановился – это был крутой обрыв, при падении в который он мог бы расшибиться. За свое спасение он благодарил Бога, свое же избавление от опасности всецело отнес к милостивому заступлению страстотерпцев Пантелеимона и Артемия, отслужив им благодарственный молебен. Схимонах Игнатий ко дню освящения больничной церкви от себя пожертвовал в церковь святую икону Божией Матери Казанской старинного письма, иеросхимонах отец Варсонофий из Русика также ко дню освящения пожертвовал от себя больничной церкви ковчежец с частью святых мощей неизвестного по имени святого – часть довольно значительная и весьма благоуханная. Так при совершившихся чудесных знамениях были освящены больничная церковь и больничный корпус. Освящал их архиепископ Нил 18 октября с духовной радостью и велиим утешением братий. В дальнейшем при больничном корпусе на втором этаже с восточной и южной сторон были устроены две довольно вместительные и приличные галереи для удобства помещения больных. Устройство этих галерей производилось под наблюдением отца Августалия, но на средства ктитора больницы схимонаха отца Игнатия. Было это в 1890 году. В том же году заботами и усердием того же отца Игнатия при больнице было увеличено число коек и других больничных принадлежностей, а в следующем году была произведена пристройка к больничному корпусу с южной стороны. В этом новом двухэтажном корпусе отделаны 20 братских келий для помещения слабых и болезненных иноков, а внизу устроен подвал, где помещены кладовые для съестных продуктов и предметов, относящихся к братской кухне. Фиваидская больница с этого времени внутри очень прилично обставлена. Особенно замечательно удобство ее помещения при церкви, в коей ежедневно совершается ранняя литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питаясь трудами своими, они тайным образом сбывали свое рукоделие в городе, пока, наконец, не открыли люди путь к ним и в пу­стыню и снова стали стекаться к своему отцу Иоанну, который чудным образом умел целить их недуги душевные и телесные. Спустя некоторое время, по бывшему ему откровению, в котором он прозрел волю Божией Матери, чтобы он шел в Иверию утверждать насажденную там Церковь , Иоанн, избрав по жребию 12 человек из уче­ников своих, отправился с ними в этот дальний и многотрудный путь. Босые, в рубищах, сирские иноки были с благоговением встречены Иверским католикосом (патриархом) Евлавием и народом и получили приглашение Евлавия остаться при нем. Скоро полились из уст их изобильные струи Божественного учения, и проповедь их, сопровождаемая чудотворениями, утверждала иверцев в вере во Святую Троицу и просветила почти всю страну Карталинскую. Святые отцы обходили все места, где блаженная Нина равноапостольная учила вере Христовой, покланялись тем местам, которые были ознамено­ваны каким-либо происшествием из ее жизни, и дивились апостольской деятельности, на которую Господь укрепил немощную женщину. Потрудившись немало для распространения и утверждения в серд­цах народа насажденных ими и прежде них Евангельских истин, свя­тые отцы молили Бога указать им место постоянного пребывания. Их привлекала высокая и неприступная гора Заден 774 на левом берегу реки Арагвы, в 8-ми верстах к северо-востоку от Мцхета, столицы Иверии, и в 15-ти верстах к северу от Тифлиса. Помолясь и получив благо­словение католикоса, хотя и удерживавшего их, но не бывшего в со­стоянии отказать им в желании уединиться в этой дикой местности, святые отцы оставили Мцхет и, с великим трудом пробравшись через колючий кустарник на подошве горы и дремучий лес на горе, взошли, наконец, на вершину Задена, где и решились подвизаться в безмол­вии. Найденную здесь пещеру Иоанн обратил в церковь , вокруг нее отшельники устроили себе шалаши из древесных листьев; пищею им служили разные травы и коренья, растущие на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По всей книге встречаются характеристические выражения: «Святый Израилев»; «именоваться» в смысле «быть», «делаться» (ср. 41:1–3; 35:8); «Сильный Иаковлев» (49:26; 60:16: ср. 1:24); «уста Господни изрекли это» (40:5; 58:14, ср. 1:20); «горы Мои» в смысле земли Иудиной (49:11; 65:9; 14:25) и другие выражения, из которых некоторые встречаются (см. у Геферника) лишь у пророка Исаии, напр. в 41:15 и 28:27 – «молотильное зубчатое орудие»; «источники вод», Исаии 44:4; 30:25; , «колючий кустарник», 55:13; 7:19 и др. Замечательно сходны места 62:3 и 28:5: «и будешь венцем славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего»; в 28:5: «в тот день Господь Саваоф будет великолепным венцем и славною диадемою для остатка народа Своего». Буквально сходны между собою места: 11:6–9 и 65:25; 35:10 и 51:11. – Сходные выражения были указаны, кроме того, при изложении. О «Рабе Господа» в отделе 40–66 гл. Теперь следует возвратиться к главной отличительной особенности отдела Ис.40–66 гл. по содержанию – именно к пророчеству о «Рабе Господнем», и рассмотреть, точно ли понятие о «Рабе Господнем» совершенно чуждо 1-ой части кн. пр. Исаии, не указывает ли само название «Раб Господа» на время плена Вавилонского, когда страдания и унижения народа представляли прямой повод к названию Израиля «рабом Господа», и действительно ли, наконец, ни в каком отношении нельзя сравнивать «Раба Господня» с Эммануилом, как утверждают ученые отрицательного направления. Эти вопросы стоят в тесной связи с другим: кто именно разумеется под «Рабом Господним»? Разумея под ним народ израильский вообще или в лучшей его части (так Кнобель, Гизебрехт, Кюнен, Дум и др.), или пророков, как лучшую часть народа (Гезениус и др.), или идеальный тип праведника вообще (Блек и др.), или какого-нибудь отдельного праведника (некоторые из иудейских толкователей, Эвальд 335 и др.), ученые не находят в 1-ой части кн. пр. Исаии ничего соответствующего понятию «Раба Господня», и изображение Мессии в 1-ой части считают совершенно различным от изображения «Раба Господня» во второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010