Филон Александрийский в соч. «О жизни Моисея» сообщает, что К. Н., которая представляла собой неприметный на вид колючий кустарник, ставший тем не менее наивысшим образом богоподобия, в момент теофании была охвачена фонтанирующими брызгами пламени ( Philo. De vita Mos. I 65). Филон полагал, что К. Н. служила символом тех, кто несправедливо страдают, ее пламя символизировало творящих зло. Несгорающая в огне К. Н. указывает на то, что страдающие не могут быть уничтожены их мучителями. Это сравнение призвано продемонстрировать состояние евр. народа: как огонь не может спалить ветви, так те, кто хотят уничтожить народ Израиля, не преуспеют в этом. Как огонь сохраняет ветви кустарника, так и творящие злое в итоге будут содействовать спасению народа (Ibid. I 66-67). В апокрифической традиции В апокрифической традиции упоминания о К. Н. достаточно редки. О небесном свете, воссиявшем из К. Н., говорится в гностическом тексте «О происхождении мира» (NHC. Orig. mund.). Гностик Апелл, который был близок к Маркиону, разработал систему 5 божеств, согласно которой 3-е божество говорило с Моисеем из огня ( Hipp. Refut. 7. 38). В 3-й Книге Ездры Бог обращается к сидящему под дубом Ездре из куста (ср.: 3 Цар 19. 3-5), удостоверяя Свое откровение напоминанием, что «в кусте Я открылся и говорил Моисею, когда народ Мой был рабом в Египте» (3 Езд 14. 1-3). В Коране библейский рассказ представлен как чудо встречи Моисея с огнем без упоминания горящего кустарника (Коран. Сура 20. 9-16). В слав. христ. апокрифе «Житие пророка Моисея» (XV в.; CAVT, N 136) есть известное в богословии ранней Церкви истолкование К. Н. как образа Божией Матери, Которая, «приняв в утробу Бога, неопалимой оставалась, и после рождения Его снова Пречистой Девой пребывала» ( Turdeanu E. Apocryphes slaves et roumains de l " ancien testament. Leiden, 1981. P. 305). В раннехристианской традиции В раннехристианской традиции можно обнаружить схожие экзегетические модели и отдельные элементы иудейской интерпретации, но в целом истолкование К. Н. носит независимый характер, связанный с переосмыслением значения этого образа в свете христ. откровения. Упоминание о К. Н. в устах Спасителя служит одним из доказательств воскресения мертвых в полемике с фарисеями: Тот, Кто говорил к Моисею из К. Н. и открыл Себя как Бог ветхозаветных патриархов (Авраама, Исаака, Иакова - Исх 3. 6), не может быть «Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12. 27; ср.: Лк 20. 37). Упоминание об откровении К. Н. среди др. ветхозаветных прообразов встречается в речи архидиак. Стефана: Бог, открывший Себя Моисею в пламени горящего кустарника,- Тот же Самый Бог, Который явил Себя в Иисусе Христе (Деян 7. 35).

http://pravenc.ru/text/2462265.html

И называющие народ этот блаженным будут обольстители, и называемые блаженными будут низвергнуты. Поэтому о юношах его не возрадуется Господь и над сиротами его и вдовами его не сжалится, ибо всякий из них лицемер и злодей, и всякие уста говорили неразумие. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Ибо нечестие возгорелось как огонь; оно пожрет терновник и колючий кустарник и возгорится в чаще леса, и закрутится в гордости дыма. От гнева Господа воинств вострепетла земля, и народ будет как бы пищеюю огню. Муж не пощадит брата своего; наклонит на правую сторону, и будет алкать; будет есть на левую, и не насытится; каждый будет пожирать плоть мышцы своей, Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию, и оба вместе Иуду. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Господь не только воздвигнет против него врагов Расина и взволнует недругов его, Сирию с востока и Филистимлян с запада, чтобы полным ртом пожирали они Израиля, но так как он не возвратился к бьющему его и не взыскал Господа воинств, то Он прострет руку на поражение, чтобы отсечь от Израиля голову и хвост кривой и безобразный, т. е. того кто извращает правое. Кто это голова, он сам объяснил – старец и знатный; а кто хвост, – это, говорит, пророк лжеучитель, т. е. лжепророк. Говорил о князьях, а теперь присовокупляет к ним вельмож и народ, говоря что и учители и ученики, и образованные и невежественная чернь одинаково погибнут. Ибо называвшие народ блаженным суть обольстители, а те, которых они называли блаженными и называли не ради их добродетели, а ради подарков, будут низвергнуты в погибель. Поэтому и выше читаем: «народ Мой! называющие тебя блаженным обольщают тебя и стези ног твоих извращают» ( Ис. 3:12 ). В таком народе Бог не сжалится ни над кем, ни над сиротою, ни над вдовою, так как каждый есть лицемер, иное показывающий по наружности и иное делающий, обещающий целомудрие и живущий развратно, превозносящий нищету и наполняющий кошелек. Поэтому присовокупляет и говорит: и всякие уста говорили неразумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ис.9:13 . Но народ не обращает­ся к Биющему его, и к Го­с­по­ду Саваофу не при­бегает. Ис.9:14 . И отсечет Го­с­по­дь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: Ис.9:15 . старец и знатный, – это голова; а про­рок-лже­учитель есть хвост. Ис.9:16 . И вожди сего народа введут его в заблужде­ние, и водимые ими по­гибнут. «Биющий» – Господь, посылающий на Израильское царство ассирийцев. «Голова» – это законно-поставленные начальники и руководители народа, а хвост – ложные пророки (ср. ст. 15), сами присвоившие себе звание руководителей народа ( 3Цар.22:6 ; Иез.13:10 ). Ис.9:17 . Поэтому о юношах его не по­радует­ся Го­с­по­дь, и сирот его и вдов его не по­милует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратит­ся гнев Его, и рука Его еще про­стерта. «Не порадуется Господь». Человек пожилой, с утешением глядит на молодое подрастающее поколение. Но юноши израильские не будут радовать Господа. «Сирот и вдов не помилует». Необходимо предположить, что и вдовы и сироты в израильском народе своими грехами возбудили против себя такой гнев Божий. Ис.9:18 . Ибо беззаконие, как огонь, раз­горелось, по­жирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимают­ся столбы дыма. «Беззаконие» Израиля пророк уподобляет лесному пожару, который, при сухости деревьев в Палестине, быстро распространяется. Ис.9:19 . Ярость Го­с­по­да Саваофа опалит землю, и народ сделает­ся как бы пищею огня; не по­щадит человек брата своего. Ис.9:20 . И будут резать по правую сторону, и останут­ся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет по­жирать плоть мышцы своей: Ис.9:21 . Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратит­ся гнев Его, и рука Его еще про­стерта. За это беззаконие, уничтожающее внутреннюю силу Израильского царства, Господь обратит на него Свою ярость, которая будет наполнять Израильскую землю, как огонь. Самым наглядным свидетельством гнева Божия против Израильского царства будут те междоусобия, какие там начнутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Юный Константин направил стопы свои к этому богоизбранному исихасту, прославившемуся добродетелями духовному Отцу, чтобы вручить Старцу душу свою, словно в руки Самого Господа. Старец настороженно поначалу принял молодого человека, получившего светское образование в Афинах, имеющего хорошие – в мирском понимании – манеры: такие обыкновенно не выдерживают жизни пустыннической. И, конечно, не сразу взял его к себе учеником. Константин, однако, был тверд, настойчиво просился жить со Старцем: «Ты только испытай меня, Старче, – молил он, – и уж коли не подойду, гони прочь». Старец, отказывая, молился Господу при этом о вразумлении. Сердцем своим спрашивал он Бога, выдержит ли этот мальчик столь тяжелый крест – крест отшельнический. Наконец, решился принять его под свое духовное покровительство и руководство. Дух пустыни Кто бы ни оказался в келье преподобного Герасима, все явственно чувствовали неотмирное величие пустыни. Чуть пониже кельи лежало море, и в плохую погоду ясно слышался грохот волн, разбивавшихся о скалы обрывистого берега. Отвесные скалы, достигающие высоты чуть не ста метров, в первозданном великолепии поднимаются над каливой. В разных местах можно видеть отдаленные жилища других отшельников, ушедших из любви к уединению, подобно Христу, Который «бе в пустынях» ( Лк.1:80 ). Там, немного далее, подвизались в уединении старцы Даниил, Герасим, Игнатий, прославленные добродетелями и мудростью. Недалеко от кельи, в расщелине, используемой сейчас для хранения дров, можно обнаружить четыре-пять ступенек, ведущих вниз, в довольно обширную пещеру, которая и поныне хранит явные следы того, что в древности здесь был «аскетерион» (т.е. место, где подвизались отшельники). И какие чувства охватывают паломников при мысли об этих дивных воинах духа древности! Далее, если поднять взгляд к северо-востоку, можно видеть вершину Афона в ее великолепии. Величественный пик, широкое пространство Эгейского моря, зазубренные скалы, разбросанные монашеские жилища, колючий кустарник., все это создает особенную атмосферу, утверждаемую глубокой, нетревожимой тишиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы остановимся лишь на двух. Богородица сравнивается с неопалимой купиной. В книге Исход рассказывается, как пророк Моисей пас в пустыне стадо своего тестя Иофора и подошел к горе Божией Хорив . Там он увидел терновый куст , который пылал огнем и не сгорал. В пламени огня Господь явился пророку и призвал его вывести израильтян из египетского рабства (Исх 3:1–8). Этот библейский эпизод читается на богослужении праздника Благовещения. По толкованиям святых отцов, горящий и несгорающий куст является прообразом Боговоплощения. В Священном Писании говорится, что Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29; ср. Втор 4:24), всесильный и уничтожающий всякое зло, а человек, наоборот, сравнивается с травой: дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет (Пс 102:15). Огонь должен уничтожить траву, кустарник или любое другое сухое дерево — они несовместимы друг с другом, но во Христе огонь Божества непостижимо соединился с человеческой природой, как в неопалимой купине терновый куст непостижимо соединился с огнем и не сгорел. В этом было величайшее смирение Сына Божия, сокрывшего силу Своего Божества и ставшего человеком. Святитель Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Бог вселился в храме Девы, снизойдя до досточудной кротости и как бы смягчая непобедимое могущество естества Своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен и огонь тернию». Неопалимая купина — это именно терновый куст (какая еще растительность могла вырасти в пустыне?) А терния земля произрастила только после грехопадения прародителей (Быт 3:18), поэтому колючий кустарник — это символ искаженной грехом человеческой природы. И в нее в Боговоплощении входит огонь Божества, сжигая грех и исцеляя ее саму. Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах Терновым венцом был увенчан и Христос, когда Его вели на распятие. Так в самый момент Боговоплощения, когда Бог только-только принял человеческую природу, стал безмерно маленьким эмбрионом, человеческим зародышем, мы уже вспоминаем о Крестной жертве Спасителя. В этом году Благовещение приходится на Крестопоклонную неделю и образ неопалимой купины, горящего и несгорающего тернового куста, открывается для нас во время службы по-особому.

http://foma.ru/tainstvennye-obrazy-bogov...

А еще — ананасы, дыни, тыквы… Не говоря уже о яблоках и грушах. И это — на севере, граничащем с Полярным кругом! В Валаамском монастыре давнии традиции садоводства и огородничества. Еще в середине XIX века монахи на святом острове устраивали теплицы, в которых отлично чувствовали себя и вызревали самые экзотические плоды. Тогда же были разбиты знаменитые террасные валаамские сады, в которых не только выращивались, но и культивировались, выводились новые зимние хладостойкие сорта яблок. Валамский монастырь построен на скале, на камне, поэтому сады и тепличные растения высажены на насыпной (наносной) почве, которую почти двадцать лет специально ввозили на остров летом на лодках и баржах, зимой — на себе с материка. Со всего острова собирали щепу, ветки, навоз, добавляли золу, известь, все это смешивали с привезенной землей, давали перегнить, и таким образом образовался слой рыхлой питательной почвы на практически голых камнях. При игумене Дамаскине, в середине XIX века в Валаамских садах выращивались груши, вишни, сливы, крыжовник, малина, смородина, земляника, клубника… Соловецкие монахи превзошли своих валаамских собратьев. Здесь теплицы появились вообще первыми в России — еще в XVI веке! На Соловках варили соль и делали свечи, от солеварен и на воскобительном заводе было много тепла. Расчетливые и экономные в хорошем смысле иноки решили: что добру пропадать! Выстроили оранжереи и отвели туда по трубам тепло. В парниках выращивали овощи, зелень и всякую экзотику. Еще в XIX — начале ХХ века в соловецких парниках росли дыни, арбузы и персики. На территории Соловецких островов есть ботанический сад. Он был основан в 1822 году. Чтобы обеспечить растения водой, под землей проложили трубы из обожженной глины. В ботсаду и сейчас благополучно растет более 500 видов растений, среди которых есть не только северные виды, но и растения умеренных широт, и даже экзотические для этих мест завезенные редкие породы деревьев, кустарников и цветов. Здесь успешно адаптировались актинидия коломикта, барбарис угловатый, боярышник Максимовича, дуб черешчатый, жимолости альпийская и татарская, кизильник цельнокрайний, магония падуболистная, малина душистая, микробиота перекрестнопарная,  мушмула германская, ольха разрезнолистная, пузыреплодник калинолистный, сосны горная и Банкса, туя западная, яблоня сахалинская, элеутерококк колючий и многие другие растения. Ухаживают за растениями и сотрудники ботанического сада, и волонтеры, и монахи. (В тексте использованы материалы книги Е. Романенко «Повседневная жизнь русского средневекового монастыря») Великие монастыри Русского Севера Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас! © Специальный исследовательский проект «Путь на Полночь – путешествие на Русский Север», 2020 Проект журнала

http://sever.foma.ru/sem-drevnih-i-neoby...

Страшное зрелище. По-моему, к этому привыкнуть нельзя. А тогда, в междуречье Волги и Дона война впервые предстала передо мной в своем естестве. Я спрыгнул в окоп и чуть не задохнулся от висевшего здесь сладковатого запаха. Наверное, после того боя прошло не больше суток. Я выскочил из этих мертвых траншей и скатился по крутому песчаному обрыву в длинный лог. Там тоже возле огромной воронки от авиабомбы лежали разбитые повозки, трупы лошадей, ездовых и висел тот же запах. Лог углублялся все дальше. В самом конце заметил неглубокую ямку – колодец. Нашел помятое с обрывками веревки ведро, начерпал в термос мутноватой воды, затянул крышку, умылся и, цепляясь за колючий кустарник, выбрался наверх. Вплотную к логу стояли два наших танка КВ, прошитых немецкими снарядами-болванками. А за ними еще и еще. Неделю назад на политзанятиях комиссар батареи объявил, что наш тяжелый танк “Клим Ворошилов” не способен пробить ни один немецкий снаряд. И вот, на тебе! Правда, обычно на политзанятиях речь шла о другом. Приходит комиссар и, собрав расчет, начинает: “Сегодня у нас политзанятие посвящено одному вопросу – какие должности занимает товарищ Сталин. Кто первый?” Все молчат. Комиссар вытаскивает Хаимбулаева. Тот никак не может запомнить всех сталинских должностей. То забудет, что Сталин Председатель Государственного комитета обороны, то, что он – Генеральный секретарь ЦК партии, Председатель Совета Народных Комиссаров, Верховный Главнокомандующий, Народный комиссар обороны. Комиссар упорно хочет добиться, чтобы Хаимбулаев все должности как из пулемета выстреливал, а тот – никак. Мы же сидим, курим, посмеиваемся… Солнце уже клонилось к западу, когда я вернулся на батарею. Солдаты тут же бросили кирки и лопаты и начали делить воду из термоса по котелкам. А я лег под щиток орудия и все никак не мог придти в себя от увиденного. В глазах плыли ряды серых шинелей. Почему одни серые? Где болотные – немецкие? Я уже тогда слышал, что немцы вытаскивают с поля боя и хоронят своих убитых. Но там, где я только что был, не прошла ни одна похоронная команда. Почему же погибло столько наших солдат? Пока в поте лица своего солдаты оборудуют окопы и траншеи, у командиров свои заботы. Прежде всего нужно срочно связаться с командованием дивизии. (Лишь много лет спустя мне стало известно, что не только командиры полков, но и многие офицеры из штаба дивизии не знали, что на нашем участке фронт прорван немецкими войсками).

http://pravmir.ru/odin-den-vojny/

В раввинистическом и эллинистическом иудаизме образ К. Н. служит преимущественно символом промыслительной заботы Бога о Своем народе. Присутствие Бога в К. Н., продолжавшееся символические 7 дней (Сэдэр Олам Рабба. 5), описывается в Талмуде через понятие Шехины (Сота 5а; Шаббат 67а). В мидраше «Пирке Рабби Элиезера» (IX в. по Р. Х.) К. Н. становится символом страдания еврейского народа: Бог возжелал обитать в ней, хотя она имела вид невзрачного кустарника, поскольку увидел, что Израиль пребывает в страдании, и пришел к нему на помощь (ср.: Ис 58. 9) (Pirkê de Rabbi Eliezer/Transl., annot. G. Friedlander. L.; N. Y., 1916. P. 312; Тора с комментариями Раши: Брейшит. М., 2009. С. 46). Колючий кустарник указывает на окружающие народы, огонь - на обитающий в их среде Израиль, хранящий слова Торы. В будущем еврейский народ сможет попалить язычников, так что они, «как горящая известь, [как] срубленный терновник, будут сожжены в огне» (Ис 33. 12) (Pirkê de Rabbi Eliezer. P. 316-317). Также приводится предание, что изначально К. Н. произрастала в райском саду (Ibid. P. 312). Наличие цветков и колючек на ветвях К. Н. символизирует, по мнению отдельных толкователей, благочестивых и нечестивых среди народа Израиля. Как птица, попавшая в кустарник с шипами, не может из него выбраться без повреждений, так и К. Н. соответственно отражает страдания евр. народа в Египте. Подобно тому как живые изгороди часто создают из кустарников, так Израиль ограждает мир своими страданиями (Шэмот Рабба. 2. 5-6). Евр. экзегет Артапан Александрийский (II в. до Р. Х.) считал видение огня из земли прор. Моисею ответом Бога на его молитву о страданиях еврейского народа ( Artapanus. Moses 3. 27. 21//OTP. Vol. 2. P. 901; Euseb. Praep. evang. IX 27. 21). В поэме «Исход» александрийского поэта Иезекииля (II в. до Р. Х.) отражено предание, согласно к-рому ветви К. Н. сохранялись в огне зелеными (OTP. Vol. 2. P. 812; Euseb. Praep. evang. IX 29. 7). Также поэт отмечает, что из куста Моисея осветило «божественное слово» (θεος λγος) ( Euseb. Praep. evang. IX 29. 8). Образ зеленых веток куста, оставшихся невредимыми в пламени огня, находит отражение в последующей экзегетической традиции (см., напр.: Ios. Flav. Antiq. II 12. 1 Возможно, что это предание было основано на игре слов   - «цвести» и   - «сжигать, гореть» ( Jastrow. P. 688-689).

http://pravenc.ru/text/2462265.html

Растение тоже имеет синонимичные названия: сглаженный и – колючий. Латинское название общее: Crataegus laevigata. Кустарник. Реже – невысокое дерево, распространен в Европе. Но в России дикорастущего – нет, только в культуре. И уже к Сибири не льнет, уютней этому виду в садах южных и средних широт. Этот вид знаменит четерёхсотлетним старожилом. Представить трудно, но старец, которому больше четырёх веков, обыкновенный (даже по названию) боярышник дорос до обхвата 2,5 метра. Ветви отличаются коричневым цветом с красноватым или оливковым оттенком. На молодых веточках есть мягкие волоски, позже они исчезают. Колючки вдвое короче, чем у кроваво-красного – 2,5 см. Их немного, ведь диких видов у нас нет, а окультуренные не так колючи. Боярышник даурский Вид, свободно растущий в Приморье, Приамурье. Дальневосточный житель. Влаголюбив, потому и расселился во влажных зонах. Колючки средней величины, кора серая, цветы белые, иногда с розоватым оттенком и бордовыми тычинками. Этот вид вступает в плодоношение раньше: в шестилетнем возрасте. Вееровидный Закалённый северянин: растет в Мурманске, Архангельской области. Может жить и на юге, но только в условиях холода высокогорий Кавказа. Заросли его непроходимы: ширина растения 4 метра, высота – 6, но главное – колючки. Они длинны (7 см) и изогнуты – надежная защита. Листья многолопастные, вытянутые. Не боится затенения. Зелёномясый Предпочитает Приморский климат, растет и на Сахалине, Камчатке. По силуэту от природы пирамидальный. Колючки на серых или коричневатых ветках небольшие, полтора сантиметра. У этого вида почки – чёрные, плоды тоже. Молодые ветви сначала фиолетовые. Цветы белые, с фиолетовыми или чёрными тычинками. Выращивают зелёномясый боярышник (у него зелёная мякоть, так и назвали) для декоративных целей. Однопестичный Хорошо переносит перепады температур и влажности, нетребователен к почвам. Выживает в жёстких условиях. Тяжёлые глинистые слабощелочные почвы – его предпочтение. Без ухода быстро разрастается, трансформируется в дичку. Может жить триста лет, набрав в обхвате три метра. Высота, зафиксированная официально – 18 м, крона в диаметре – 20 м.

http://azbyka.ru/garden/boyaryshnik-opis...

Великая отечественная война, а затем революция, не могли не отразиться на дальнейшей жизни молодого доцента. В 1918 г. он, преследуемый революционной властью, должен был выехать из г. Казани, был арестован в Перми и избит до потери сознания, и отправлен затем для революционного суда в г. Тюмени. Из Перми ему вместе с другими арестованными пришлось ехать по старинному сибирскому тракту, называемому Бироновским, перевалить Урал и в Тобольской губернии по реке Тавде ехать на пароходе, где он, при впадении этой реки в Тобол, был освобожден белыми войсками. Дальше начинается для него скитальческая жизнь, полная всевозможных лишений и трудностей, сопряженных с опасностью для жизни. Из Тобольска по Иртышу удалось ему добраться до Омска, где Высшим Церковным Управлением он был возведен в сан Игумена и назначен главным священником Южной армии. После поражения противобольшевицкого движения в Сибири, ему, вместе с армией Атамана Дутова, пришлось отступить в пределы Западного Китая. В своей речи при наречении в епископа, он, тогда Архимандрит Иона, вспоминал о тех необычайных трудностях, которыя ему вместе с другими приходилось переносить при перевале отрогов Памира, взбираться, при холодном бурном ветре, по обледенелым скалам, на высоту в 1112 тысяч футов, хватаясь руками, с ободранной кожей и ногтями, за выступы скал и колючий редкий кустарник. «Господь сохранил меня, – говорил он, – видимо, для того, чтобы послужить Ему и в высоком званий Епископа». Из Западного Китая иг. Иона приехал в Шанхай, затем Пекин, где и был принят на службу Российской Духовной Миссии и вскоре возведен в сан Архимандрита, а в 1922 г. 11 сентября возведен в Пекине в сан Епископа Тянезинского. В хиротонии Епископа Ионы принимал участие Архиепископ Иннокентий, Начальник Миссии, Епископ Мелетий Забайкальский и вновь хиротонисанный в Харбине 4 сентября того же 1922 г. Епископ Шанхайский Симон. С принятием сана епископа и назначением настоятелем Св. Иннокентиевской миссионерской церкви в г. Манчжурии, для еп. Ионы открывается новое обширное поле деятельности, где он проявил свои высокие пастырско-административные способности. Ревностный служитель Церкви, и выдающийся проповедник, еп. Иона прежде всего чтится за устройство своей паствы в религиозно-нравственном отношении. Кроме того он взял на себя преподавание Закона Божия в местной гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010