Далеко не для всех рус. князей поездка в О. и Монголию оканчивалась благополучно. Напр., в 1245 г. по обвинению в краже коней в О. был казнен черниговский кн. Андрей Мстиславич, а осенью 1246 г.- прибывший ему на смену за ярлыком - св. блгв. кн. Михаил Всеволодович и его боярин Феодор . Подозрения в тайных переговорах с Папским престолом, ведущихся против монголов, стали причиной отравления в Каракоруме осенью 1246 г. и смерти по пути домой вел. кн. Владимирского Ярослава Всеволодовича. В 1246 г. в Юж. Руси ордынцы провели 1-ю перепись населения и сбор дани. Этот процесс осуществлял один из богатых купцов-мусульман («сарацин», по определению Плано Карпини ). При этом должников из числа церковных людей, включая нищих, увели из Руси и продали в рабство. В 1252 г. за отказ уплачивать дань в пользу монгольской казны на Сев.-Вост. Русь двинулась карательная экспедиция нойона Нюврына (т. н. «Неврюева рать» рус. летописей). Рус. войска под командованием вел. кн. Андрея и Ярослава Ярославичей были разбиты под Переяславлем (ныне Переславль-Залесский), а митр. Киевский Кирилл II укрылся во Владимире, к-рый захватчики не тронули. В результате этих событий летом 1252 г. восставшие князья потеряли ярлыки на свои владения и были вынуждены бежать за пределы Сев.-Вост. Руси, а Владимирское великое княжество было передано киевскому и новгородскому св. блгв. кн. Александру Ярославичу Невскому. В 1257 г., при склонявшихся к поддержке несторианства царевичах Сартаке и его сыне, Улагчи, ему удалось добиться прощения в О. своих младших братьев, к-рые получили новые княжества на Руси. В 1257 г. ордынцами проведена перепись в Рязанском и Муромском княжествах, а также на землях Сев.-Вост. Руси, а в 1259 г., после 2-летнего противостояния,- в Новгороде и Торжке. Зимой 1257/58 г. ордынцы совершили поход на рус. и литов. земли ВКЛ и принудили кор. Миндовга к уплате с них дани в О. К этому времени захватчики уже осознали значение правосл. духовенства, которое по заветам ясы Чингисхана было освобождено на Руси от уплаты налогов в пользу ханской казны. Разрешения на это добился сын Батыя Сартак, покровительствовавший христианам ( Кирскос Гандзакеци. 1976. С. 218-219).

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Феодосия Мстиславна (в иночестве Евфросиния), мать св. кн. Александра Невского, и его брат св. кн. Феодор Ярославич. В 1900 г. при ремонте пола в храме гробницы были обследованы членами Владимирской архивной комиссии. Гробница кн. Феодора оказалась пустой, в др. гробнице найдены кости жен. скелета и скелета младенца. Захоронения кнг. Феодосии и кн. Феодора найдены археологом М. К. Каргером при раскопках в 1933-1935 гг. в Георгиевском соборе Юрьева новгородского мон-ря . 21 июня 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей , из Георгиевской ц. были конфискованы богослужебная утварь, оклады богослужебных книг и икон. Постановлением президиума Ивановского облисполкома 24 июня 1930 г. храм был закрыт с целью сохранения его как «ценного архитектурного и исторического памятника». Однако при рассмотрении вопроса о передаче храма Владимирскому музею было указано, что здание «ветхое и не является музейной ценностью». В сент. 1931 г. горсовет предполагал снести церковь, т. к. она «мешает движению...». Несмотря на то что в списке архитектурных памятников высшей категории Владимира и района, составленном ок. 1931 г., Георгиевская ц. считалась закрепленной за Владимирским музеем, храм передали конторе Заготзерно. С марта 1936 г. в церкви размещалась артель «Электрик», после 1945 г.- ансамбль «Вишенка», с кон. 70-х гг. здание занимал Владимирский камерный хор, с 1988 г. Театр хоровой музыки (в 1992 преобразован в Гос. концертно-образовательное учреждение «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси»). Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556 [Владимирская духовная консистория]. Р-19, Р-24, Р-36; РГАДА. Ф. 281; Ф. 350. 68; Ф. 1209. Оп. 1. 71. Ист.: ПСРЛ. Т. 3; 4; 7; 9; 16; 20. Ч. 1; 21. Ч. 1-2; 25; 27; 34; 39; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 123. 91; Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 118; Новосельский А. А. Роспись крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, мон-рей и думных людей по переписным книгам 1678 г.//ИА. 1949. С. 106. Лит.: [Способин И. И.] Владимирский Георгиевский упраздненный муж.

http://pravenc.ru/text/154979.html

Собор был освящён 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного. Как упоминает С.В. Булгаков, " Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место. В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского. Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке - серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч " (Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " ). Собор расписан в 1806 году А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 году заново П.С. Титовым по эскизам акад. Ф.Г. Солнцева. В соборе кроме икон разместили и живописные картины: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина " Спаситель Благословляющий " Антониса ван Дейка, " Воскресение Христово " Питера Пауля Рубенса. Из былого великолепия теперь осталось очень мало. После революции все ценности и произведения искусства изъяли, многие из них были вывезены в музеи, но затерялись где-то в многочисленных хранилищах. Здание с 1923 по 1926 год передали обновленческой церкви. 16 августа 1933 года решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 1940-х годах часть здания собора занимало жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры. В 1957 году храм, как приходской, был возвращен Православной церкви и после двухлетнего ремонта заново освящен митр. Ленинградским Елевферием (Воронцовым). С 1957 года в нем совершаются регулярные богослужения. Далее крупные реставрационные работы в соборе были проведены к 1000-летию крещения Руси в 1986-1988 годах. В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры.

http://sobory.ru/article/?object=05272

Не лучше, вероятно, обстоит это дело и в других местностях России. Другие братства обнаруживают свое участие к церковным школам или ежегодным пособием, посылаемым в училищные советы на нужды этих школ, или же устройством и содержанием их на свои средства, или же, наконец, посылкой учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей, а также разных книг и брошюр для устройства при церковных школах библиотек для внеклассного чтения. Братства, содержащие и поддерживающие церковные школы (Европейской России). Местонахождение Наименование Кол-во пособий за 1890 г.(руб.) Число школ, получивших пособия или находящихся на полн. содержании братства 1) Вологодская Всемилостивого Спаса Богоявл. Св. Николаевское 3) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 4) Екатеринославская Св. вел. кн. Владимира 5) id; г. Таганрог Успения Божией Матери 6) id; г. Бахмут Кирилло-Мефодиевское 7) Калужская Иоанно-Богословское 8) id; г. Боровск Преп. Пафнутия 9) Кишиневская Александровское 10) Киевская Св. Георгиевское Александровское 12) id; Кинешма Кинешемское 13) Литовская (Ковно) Св. Никольское 14) id; г. Гродно Софийское 15) id; Друскеники Друскеникское 16) id; Волковыск Петропавловское 17) Могилевская Богоявленское Св. Марии Магдалины 19) Нижегородская Александро-Невское 20) Новгородская Св. Софии 21) id; Старая Руса Св. Феодора Тирона 22) Пензенская Иннокентиевское 23) Подольская Св. Николаевское 24) id; г. Каменец Иоанно-Предтеченское 25) id; село Пуков Св. Алексеевское 26) id; г. Летичев Св. Михайловское 27) Полтавская Спасо-Преображенское 28) Псковская Кирилло-Мефодиевское 29) Рязанская Св. Василия 30) Саратовская Св. Креста 31) Ставропольская Св. Владимирское 32)Таврическая (Симфероп.) Александро-Невское 33) id; Севастополь Петропавловское 34) id; Керчь Троицкое 35) Тамбовская Казанско-Богородичное 36) id; г. Козлов Крестовоздвиженское 37) Тульская Иоанна-Предтеч. 38) Херсонская Свято-Андреевское 39) Ярославская Независимо от сего, нижеследующие братства посылали в церковные школы учебники, учебные пособия, разные книги и брошюры для пополнения школьных библиотек: 1) Владимиро-Васильевское (Волынская епархия), 2) Аксайско-Богородичное (Донская), 3) Владимирское (Екатеринославская), 4) Свято-Андреевское (Херсонская) и 5) Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Тихонов Лухский мон-рь. Фотография. 2012 г. В 1945 г. верующим были возвращены Успенский и Троицкий соборы в Кинешме, Успенский собор вскоре стал 2-м кафедральным храмом Ивановской и Кинешемской епархии. В 1-й пол. 50-х гг. в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства возле г. Городца Горьковской ГЭС были снесены церкви в Юрьевце (Благовещенская (1700) и Казанская (1754)) и Пучеже (5 из 6 храмов, упраздненных в 30-х гг. ХХ в.). В 1961 г. были закрыты Богородицкая ц. в погосте Ананьин Конец (Заволжский р-н), Успенская ц. в с. Бортницы (Родниковский р-н), Троицкая ц. в с. Спас-Шелутино (Палехский р-н), в 1962 г. прекратились богослужения в Успенской ц. в с. Межи (Родниковский р-н), в Кинешме вновь были закрыты Успенский и Троицкий соборы (в 1965 Ивановская епархия добилась возвращения Успенского собора). На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. в крае началась передача храмов верующим. В 1989 г. Церкви была передана Богоявленская ц. в Юрьевце, в 1991 г.- Троицкий собор в Кинешме, в 1993 г.- Крестовоздвиженский храм в пос. Палех, в 1996 г.- Успенский собор в Лухе, в 2010 г.- Вознесенская ц. в Кинешме. Началось строительство новых церквей. В 1993-1996 гг. в Родниках, где не осталось ни одной церкви, был возведен каменный храм во имя св. кн. Александра Невского. В 1999 г. в Пучеже бывш. здание магазина перестроили в ц. во имя прп. Серафима Саровского. В 2003 г. в Кинешме начала работу православная школа во имя св. кн. Александра Невского. Особо почитаются в епархии подвизавшиеся на землях совр. К. и П. е. преподобные Макарий Унженский и Тихон Лухский, блж. Симон Юрьевецкий, священномученики еп. Василий (Преображенский) и прот. Петр Родниковский, блж. Алексий В Богоявленской (Симоновской) ц. в Юрьевце под спудом покоятся мощи блж. Симона Юрьевецкого. Архиерей еп. Иларион (Кайгородцев; с 8 июля 2012). Монастыри Действующие: Тихонов Лухский (муж., в с. Тимирязеве Лухского р-на, основан в кон. XV в., закрыт в 1930, возобновлен в 1995), Макариев Решемский (в с. Решма Кинешемского р-на, основан в нач. XVII в. как муж., с 1901 жен., закрыт в 1927, возобновлен в 1998 как муж., с 2006 жен.). Упраздненные:

http://pravenc.ru/text/1684650.html

учреждениями образования, культуры и здравоохранения, социальной защиты населения, органами правопорядка, воинскими частями, находящимися на территории Ярославской обл. 7 окт. 2002 г. М. был освобожден от управления епархией и уволен на покой по состоянию здоровья, ему была выражена благодарность за ревностные пастырские и архипастырские труды, понесенные на Ярославской земле. До последних дней своей жизни служил в ярославском в честь Казанской иконы Божией Матери женском монастыре , в Феодоровском кафедральном соборе и в др. храмах. Издавал труды отцов Александро-Невского братства митр. Иоанна (Вендланда), архим. Варсонофия (Верёвкина) и др. М. был награжден орденами прп. Сергия Радонежского 1, 2 и 3-й степени, св. кн. Даниила Московского 1-й и 2-й степени, равноап. кн. Владимира 1-й степени, гос. орденом Почета (2000). Заупокойную литию и отпевание 25 окт. 2005 г. в Феодоровском кафедральном соборе возглавил Волгоградский и Камышинский митр. Герман (Тимофеев) . В соболезновании патриарха Алексия II, направленном архипастырям, клиру и пастве Ярославской епархии, а также всем духовно близким, в частности, говорилось: «Мы знали и любили покойного архипастыря как молитвенника сильного пред Господом». М. похоронен у сев. стены Феодоровского собора, рядом с митр. Иоанном (Вендландом). Соч.: «Человек, каких всё меньше и меньше»: [Избр. письма к Г. А. Пыльневой]//Православие и современность: Саратовские ЕВ. 2010. 17(33). С. 100-108; 2011. 18(34). С. 106-115. Лит.: Наречение и хиротония архим. Михея (Хархарова) во еп. Ярославского и Ростовского//ЖМП. Офиц. хроника. 1994. 1/3. С. 43-45; Иоанн (Вендланд), митр. Кн. Федор (Черный). Митр. Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999. С. 101, 122, 169-170, 177; Варсонофий (Веревкин), игум. Учение о молитве по Добротолюбию. Ярославль; Рыбинск, 2002. С. 1, 7-8, 444; Шкаровский М. В. Александро-Невское братство. 1918-1932 гг. СПб., 2003; Зегжда С. А. Архиеп. Михей (Хархаров): [Некр.]//ЖМП. 2006. 1. С. 60-63; он же. Жизнь архиеп. Михея//АиО. 2006. 3(47). С. 245-262. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2563838.html

В XVIII в. монастырские строения ветшали. Согласно описи игум. Иувеналия (Воейкова) 1775 г., у Введенской ц. «снаружи и внутри на стенах и в сводах… разселины… во время дожей сковозь кровлю по швам во многих местах паперти проходит вода… Пазушины и своды почти никогда не просыхают, отчего подмаска и кирпичи отваливаются», в ц. прп. Антония «на трапезе же и на протчем строении кровли деревянныя все погнили… от чего своды приходят в самую к падению опасность», настоятельские кельи названы «весма ветхими и к жителству не способными» (Переписные книги. 2011. С. 333). Видимо, в нач. XIX в. финансовое положение К. К. м. немного улучшилось, поскольку монастырские здания были поновлены. В 1811 г., при игум. Германе, возвели деревянную ограду, к сер. XIX в.- каменную, ограничивающую территорию обители с 2 сторон. С 2 др. сторон стояли каменные здания. К сер. XIX в. в К. К. м. находились каменные Введенский собор, теплая Воскресенская ц. с приделами прп. Антония Великого, святых Василия Великого и кнг. Ольги и надвратная ц. свт. Николая Чудотворца (1701) в юж. стене ограды. С юж. стороны к Введенскому собору примыкала каменная ц. во имя прп. Корнилия Комельского, а также деревянная церковь, освященная во имя св. кн. Александра Невского (вместо бывшего здесь ранее храма или придела во имя вмч. Феодора Стратилата). Из-за обветшания церкви во имя прп. Корнилия и во имя св. Александра Невского в 1854-1856 гг. были перестроены в однопрестольный храм во имя прп. Корнилия Комельского ( Васильев, Биланчук. 2004. С. 221). В 1876 - 80-х гг. XIX в. вологодский купец В. А. Гудков-Беляков над могилой своей жены на территории К. К. м. построил небольшую каменную ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В обители располагались каменный 2-этажный настоятельский корпус, 2 братских корпуса, каретники, конюшенный, скотный дворы, большая изба для монастырских служителей и богомольцев «из простого народа», каменная сторожка. По углам каменной ограды стояли башни. В 1889 г. в мон-ре открылось начальное уч-ще, находившееся под опекой настоятеля и братии, к нач. ХХ в. имелась гостиница для богомольцев - неск. деревянных корпусов на берегу р. Нурмы. За оградой стояли 3 часовни: 2 - на Московской дороге, 3-я - над колодцем с минеральной водой с пристроенными лечебными купальнями. Святыни и архив

http://pravenc.ru/text/2458667.html

11 апр. 1810 г. З. был уволен с должности министра и назначен председателем Департамента законов Гос. совета. Избирался почетным любителем АХ (1794), почетным членом Харьковского ун-та (1804), Медико-хирургической академии (1808). Награжден орденами св. Георгия 4-й степени (1775), св. Владимира 1-й степени (1786), св. Александра Невского (1786), св. Анны 1-й степени (1797), св. Андрея Первозванного (1797) и алмазными знаками к нему (1805), св. Иоанна Иерусалимского (1799). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . Надгробное слово 17 янв. 1812 г. произнес ректор СПбДА архим. св. Филарет (Дроздов ; впосл. митрополит Московский). Отмечая «истинное любомудрие» З., он говорил: «Екатерина предприемлет озарить Север благотворными лучами просвещения - и обретает в нем надежнейшего споспешника в деле, требующем толикой прозорливости, духа и силы. Александр хощет воссотворить свет наук во всем пространстве своего владычества - и избирает его первым своим светоносцем» ( Филарет (Дроздов). Соч. С. 168). Арх.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 46. Д. 1208. Лит.: Парпура К. М. Ода на кончину гр. П. В. Завадовского. СПб., 1812; Филарет (Дроздов), архим. Слово, говоренное при отпевании... тела... гр. П. В. Завадовского. СПб., 1812 (то же: Соч.: Слова и речи. М., 1873. Т. 1. С. 164-169); Сняднецкий И. Биогр. гр. Завадовского//Сев. арх. 1822. Ч. 1. 4. С. 287-299; он же. Память гр. П. В. Завадовскому//Отеч. зап. 1830. Ч. 42. 121. С. 142-161; Мартынов И. И. Биогр. гр. П. В. Завадовского//Сын Отечества. 1831. Т. 19. 17. С. 138-154; 18. С. 186-204; 19. С. 238-257; Листовский И. С. Гр. П. В. Завадовский//РА. 1883. Кн. 2. 3. С. 81-174; Голубцов В. В. К биогр. гр. П. В. Завадовского//Там же. 1887. Кн. 1. 1. С. 118-128; Отставка гр. Завадовского: Указ Сенату имп. Павла I//РС. 1895. 10. С. 128; Корнилов И. Р. [Из переписки 1805 г.]: Гр. П. В. Завадовский и Ф. Чацкий//Там же. 1898. 2. С. 428-430; Хотеенков В. Ф., Чернета В. Г. 1-й министр народного просвещения Рос. империи П. В. Завадовский. М., 1998; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. СПб., 2001. С. 593, 597; Шилов Д. Н. Гос. деятели Рос. империи, 1802-1917: Биобиблиогр. справ. СПб., 20022. С. 273-276.

http://pravenc.ru/text/182415.html

По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96). Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» ( Ковалёв. 1887. С. 92). В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. 334. Л. 77). В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в. Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря - живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

http://pravenc.ru/text/182479.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010