До упразднения в 1764 г. Менюжская обитель была приписана к новгородскому в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рю . К нач. XIX в. в деревянной Свято-Троицком храме в дер. Менюше (Менюж), построенном на месте бывшего монастырского храма, который сгорел в 1780 г., существовал придел во имя И. и Иоанна, в к-ром под спудом почивали мощи святых (ИРИ. Кн. 5. Стб. 65). В «Патерике Новгородских чудотворцев» Паисия Кривоборского 1831 г. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. 9. Л. 35 об.) под заголовком «Житие праведных Иоанна и Якова, Минюжских чудотворцев» указано, что они «опочивают под спудом… в деревенной особой во имя их церкви» (на поле приписано: «Бысть в лето 7000»),- по всей видимости, речь идет о Свято-Троицкой ц. с посвященным И. и Иоанну приделом. Память отроков указана в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 17 об., XVIII в.) и в перечне Новгородских чудотворцев (РНБ. Погод. 1940. Л. 31 об., XVIII в.). Существуют тропарь и кондак святым (Минея (МП). М., 2002. Июнь. Ч. 2. С. 311; Святые Новгородской земли. 2006. С. 1164). Деревянная приходская Свято-Троицкая ц. с приделом во имя И. и Иоанна по повелению имп. Николая I Павловича и на дарованные им средства (по преданию, в благодарность жителям Менюши за то, что в холерные годы в военных поселениях в этом районе не было бунтов) была заменена на каменную в 1837 - дек. 1841 г. В 1859 г. в храме над могилой И. и Иоанна была установлена сооруженная на пожертвования медная посеребренная гробница с изображениями перенесения мощей св. младенцев в Менюшу, явления святых охотникам, извлечения гробов из озера и нахождения И. убитым. В 1891 г. к Свято-Троицкой ц. был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. 28 сент. 1895 г., после окончания работ по ремонту и расширению храма, Новгородский и Старорусский архиеп. Феогност (Лебедев) освятил главный престол храма во имя И. и Иоанна. В ходе перестройки пещера над могилой святых была расширена, над могилой устроена мраморная рака с серебряной доской наверху с изображением И. и Иоанна.

http://pravenc.ru/text/200323.html

17 июля 1995 г. определением Свящ. Синода восстановленное в 1993 г. Белгородское вик-ство Курской епархии преобразовано в Б. и С. е., викарный еп. Иоанн (Попов; с 18 фев. 1999 г. архиепископ, с 18 июля 2012 митрополит) получил статус правящего архиерея. При епархиальном управлении созданы епархиальный совет, духовный собор, церковный суд, комиссии - богослужебная, ревизионная, по социальному служению, хозяйственная, по работе с вооруженными силами и связи с правоохранительными органами, по делам молодежи и катехизации, информационная, по изучению духовного наследия епархии. В сент. 1996 г. открыта Белгородская ДС с миссионерской направленностью, при семинарии существуют двухгодичные курсы псаломщиков. В Белгородской обл. действуют 2 правосл. гимназии - во имя св. Мефодия и Кирилла в Белгороде и во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Ст. Осколе. В 2001 г. осуществлен первый выпуск сестер милосердия на базе медицинского колледжа Белгородского гос. ун-та. В сент. 2001 г. при активном участии епархии в Белгородском гос. ун-те открыт социально-теологический фак-т, преподавание ряда дисциплин на к-ром осуществляется священнослужителями епархии. Согласно данным на 1 янв. 2002 г., на территории епархии действовали 75 детских воскресных школ, в к-рых обучались 1874 чел., и 52 катехизаторских центра для взрослых, 86 приходских правосл. б-к обладают книжным фондом более 40 тыс. экз. При участии священнослужителей епархии осуществляется подготовка преподавателей по «Основам и ценностям Православия» - учебная дисциплина, к-рая введена в 310 школах Белгородской обл., с 1998 г. включена в качестве общеобязательной в Белгородском ун-те потребительской кооперации, где ее преподавание ведется духовенством епархии. Священнослужители также преподают историю и теорию религий в Белгородском ин-те культуры. Совместным решением администрации области и епархии был создан и 10 нояб. 1997 г. открыт территориальный центр обслуживания престарелых и инвалидов во имя блж. Ксении Петербургской в с.

http://pravenc.ru/text/77866.html

По воспоминаниям современников, И. отличался духовнической опытностью, силой ума и воли. Эти качества привлекали к нему множество святогорцев и паломников. В 1851 г. в мон-рь прибыл М. И. Сушкин (впосл. игум. Макарий), ставший ближайшим учеником и помощником И. Стремясь объединить в братской любви греч. и рус. по происхождению монахов, И. убеждал обе стороны оставить национальные распри. О «духовном о Господе союзе греков с русскими», поддерживавшимся в монастыре, свидетельствовал архим. Леонид (Кавелин) (см.: Церк. предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 35). Уважая греков как главных хранителей и ревностных исполнителей афонской традиции, И. отстаивал право иноков др. национальностей подвизаться на Св. Горе и защищал их от крайних проявлений национализма. Подобными националистическими пристрастиями были инициированы события т. н. греко-рус. пантелеимоновского процесса (1874-1875), в ходе которого часть греч. братии заявила об исключительных правах на Русский Пантелеимонов мон-рь (см.: Дмитриевский. 1895. С. 178-199; Великая стража. Кн. 1. С. 211-243). Разногласия в братии были вынесены в Протат (афонский орган самоуправления, см. Карея ) и на суд К-польского патриарха Иоакима II. Во многом благодаря мудрости и твердости И. они закончились избранием настоятелем схиархим. Макария (Сушкина ; † 1889) и водворением в обители прочного мира. При И. к 1885 г. число рус. иноков в Пантелеимоновом мон-ре увеличилось до 800, обитель была отстроена, благоукрашена. И. привлек к восстановлению мон-ря множество благотворителей, были выплачены большие монастырские долги (ок. 100 тыс. р.), сооружены рус. братский корпус (нач. 50-х гг. XIX в.), 2 собора для рус. братии - свт. Митрофана Воронежского (1846) и Покрова Пресв. Богородицы с приделом св. Александра Невского (1853, 1868), братская (1863) и странноприимная (1873) больницы. Также были освящены 10 восстановленных и новых малых храмов в мон-ре и при странноприимной больнице, расширена и расписана трапезная, украшен главный вход в мон-рь (1862), отштукатурен и расписан собор вмч. Пантелеимона, в нем установлен иконостас (1850), который стоял незавершенным с 1815 г. Восстановлены 11 принадлежавших мон-рю келлий, построены 3 новые. Во мн. монастырских келлиях подвизались пустынники, в т. ч. знаменитые старцы иеросхим. Иларион (Канчавели; † 1864), духовный друг И. Всего за период жизни И. в мон-ре и за его пределами восстановлено либо построено ок. 60 принадлежавших мон-рю храмов, включая скитские, подворские и проч.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Первым храмом в с. Мелекесский Завод Ставропольского у. (с 1877 посад Мелекес, город с 1919, с сер. 30-х гг. XX в. Мелекесс) стал деревянный Никольский, возведенный в 1859 г. В 1879 г. была построена каменная Никольская ц., после чего деревянная церковь стала называться Старо-Никольской, а каменная - Ново-Никольской. В 1889 г. деревянный храм сгорел, в следующем году был заложен новый, освященный в 1893 г. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1911 г. в Мелекесе была возведена ц. во имя мц. Софии и прп. Алексия, человека Божия. В 30-х гг. XX в. были разрушены Софийско-Алексиевская и Никольская церкви. В тот же период правосл. община Никольской ц. во главе с прот. Алексием Охотиным поддержала обновленцев в попытке уберечь от закрытия находившуюся в руках последних Александро-Невскую ц. (ко времени закрытия имела статус собора; разобрана в сер. 50-х гг. XX в.). В 1945 г. власти Мелекесса предоставили верующим деревянное здание бывшего старообрядческого молельного дома, где была устроена церковь, освященная во имя свт. Николая. Настоятелем этого прихода во 2-й пол. 40-х гг. XX в. служил архим. преподобноисп. Гавриил (Игошкин ; арестован в 1949). После освобождения в 1954 г. он вернулся в Мелекесс, где скончался в 1959 г. В 1970 г. сгорела димитровградская Никольская ц. Новый храм власти возвести не разрешали до 80-х гг. XX в. 28 апр. 1988 г. была освящена Никольская ц. 12 сент. 1989 г. она получила статус 2-го кафедрального собора Ульяновской и Мелекесской епархии. В 1994 г. в Димитровграде начались работы по строительству ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, однако окончить постройку не удалось. На выделенном участке был возведен крестильный храм во имя вмч. Георгия Победоносца, вмещающий не более 100 чел. Он был освящен 17 мая 2010 г. В 2011 г. земельный участок при храме был расширен, на нем начали строительство духовно-просветительского центра. Он был освящен еп. Диодором 16 окт. 2014 г. При центре имеется лекционный зал, действует сестричество, работают воскресная школа, б-ка, открыта церковная лавка, есть трапезная. Сестры милосердия несут служение в димитровградской клинической больнице 172. В 2007 г. в Димитровграде была построена Преображенская ц., после образования М. и Ч. е. получившая статус кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/2562814.html

кн. Александра Невского, 2 апр. еп. Имеретинский Георгий (Аладашвили) рукоположил его во диакона. 16 мая 1917 г. Совет Кутаисского епархиального уч-ща избрал Н. на должность делопроизводителя школ Кутаисского и Окрибского округов, 20 июля Временное управление Имеретинской епархией подтвердило назначение Н. В 1918 г. митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) рукоположил его во иерея и определил настоятелем ц. во имя Спасителя в с. Кока-Охомира (Семейный архив митр. Наума). По совместительству Н. работал зам. заведующего Отделом образования церковноприходских школ Кутаисско-Гаенатской епархии (до установления в Грузии советской власти в февр. 1921) ( Жвания. 1994. С. 75). В сент. 1921 г. участвовал в заседаниях III Собора ГПЦ, проходившего в мон-ре Гелати , был избран членом секретариата Президиума Собора (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 6 478. Л. 5). В 1928 г. на Пасху за добросовестное служение награжден золотым наперсным крестом (Сборник новостей. 1928. С. 33). С 1924 г. настоятель Спасской ц. с. Чогнари (близ Кутаиса, ныне в муниципалитете Терджоли, обл. Имерети). 1 сент. 1929 г. с сохранением должности настоятеля чогнарской церкви назначен благочинным церквей Гелатского окр.; 1 сент. 1930 г. переведен настоятелем в кутаисский храм во имя св. Архангелов в комплексе Мцване-Квавила с сохранением должности благочинного. По данным от 1 окт. 1931 г., также управлял канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии (до 1940). В списке духовенства от 1 окт. 1932 г. упомянут как протоиерей (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1630. Л. 29, 126, 241). Со 2 окт. 1938 г., после ареста митр. Кутаисско-Гаенатского Варлаама (Махарадзе) (нояб. 1937), Н. фактически руководил епархией, осуществлял переписку с канцелярией Грузинской Патриархии и с католикосом-патриархом всей Грузии Каллистратом (Цинцадзе) . С 6 дек. 1938 до 23 янв. 1939 г. временно занимал должность благочинного церквей Кутаиси (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 2216. Л. 13, 15). В 1940-1943 гг. с закрытием храма в Мцване-Квавила был лишен места настоятеля и должности благочинного (ЦГА новейшей истории Грузии.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Предшественник И. прп. Моисей расходовал значительные средства на монастырское строительство, и после его кончины наличных денег в мон-ре практически не было, кроме того, оставался долг ок. 10 тыс. р. Впосл. И. вспоминал: «Я принял обитель с одним гривенником». Долг вскоре был погашен при помощи благотворителей. За время его управления в Оптину пуст. поступало большое количество пожертвований (прежде всего благодаря широкому почитанию старцев Амвросия и прп. Илариона (Пономарёва) ), материальное положение обители укрепилось, хозяйство достигло процветающего состояния. И. ограничил, а затем отменил практику направлять монахов за сбором пожертвований. Продолжал начатое до него строительство: в 1864 г. был достроен храм Всех святых на новом кладбище, в скитской ц. св. Иоанна Предтечи был устроен придел прп. Макария Египетского в память тезоименитого оптинского старца (освящен 7 сент. 1864), расширен Казанский собор со стороны паперти. В кон. 60-х гг. XIX в. был сооружен новый иконостас в Казанском соборе и перестроен старый во Введенском соборе, оба храма были вновь расписаны. По завещанию старца Илариона за южной стеной монастыря была построена больница с аптекой, а при ней - храм прп. Илариона Великого (освящен 28 июля 1876). Также были выстроены здания для книжной лавки, новой гостиницы, странноприимной, хлебной и др. Рухлядную, к-рая размещалась в корпусе с ц. прав. Анны и прп. Марии Египетской, перевели в новое здание, была расширена мастерская по производству одежды и обуви. Одновременно в ц. прав. Анны и прп. Марии Египетской устроили придел свт. Амвросия Медиоланского и блгв. кн. Александра Невского (освящен 1-2 дек. 1885). В 1865 г. при мон-ре открылся свечной завод, воск для к-рого доставлялся из Курска через родственников И. Настоятель поощрял разведение садов и огородов, приобрел для Оптиной пуст. луговые земли, а также 2 лесных участка (в 500 и 200 дес.), что помогло решить проблему со строевым лесом и с топливом. При И. в обители было окончено устройство водопровода.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Трехъярусный главный иконостас и одноярусные в приделах были сделаны по рисунку Тона в мастерской Е. Скворцова резчиком Иваном Игумновым. Столярные и позолотные работы произвели Николай Тарасов и Василий Бобков. Лепку внутри исполнил крепостной Ф.П. Дылев, барельефы на фасадах – скульпторы Н.А. Рамазанов, И.И. Реймерс, М.Г. Крылов и А.И. Мануйлов. Образа написали академики: П.В. Басин, В.К. Шебуев, Я.Ф. Яненко, Т.А. Нефф, А.К. Виги, Ф.П. Брюлло; паруса расписал А.Т. Марков, купол – В.К. Сазонов. Из прежней церкви в приделы взяли часть икон, в том числе две „греческого письма“: Нерукотворный Спас и Знамение, бывшие с Семеновским полком в битвах при Полтаве и Лесной и висевшие некогда в его московском храме. Николай I подарил церкви шпалеру „Поклонение пастухов“, копию с известной картины Корреджо; в 1877 г. было пожертвовано „Введение во Храм“, сделанное из перламутра. В 1914 г. Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму образ „Воскресение Христово“ с частицей Гроба Господня. Гробницу для плащаницы изготовил в 1888 г. из золоченой бронзы известный мастер И. В. Софронов, а сама плащаница была отбита в 1812 г. семеновцами у французов, похитивших ее из древнего московского храма. Праздничное Евангелие весило 2,5 пуда, потому что в 1796 г. оно было обложено золоченым серебром и украшено драгоценными камнями и эмалевыми вставками. 16 декабря 1906 г. в подвальном этаже был освящен расписанный ликами святых и орнаментами нижний придел сщмч. Иакова с походным иконостасом Александра I. Здесь в двух мраморных гробницах были похоронены: убитый в 1906 г. террористкой командир полка генерал-майор Г.А. Мин и трое семеновцев, павших при подавлении восстания 1905 в Москве. На гробнице Мина находился образ „Спаситель в терновом венце“ кисти В. М. Васнецова, на стене была написана сочиненная генералом молитва. Ранее в церкви были погребены: командир полка гр. В.П. Клейнмихель (1882), и кн. П.М. Волконский (1852), гробница которого была сделана по эскизу К.А. Тона. В 1907 г. в храме был произведен большой реставрационный ремонт, а 18 ноября 1912 г. на его хорах освящен придел новопрославленного свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины. В 1913 г. церковь стала собором. К храму было приписано три часовни. Одна – на Загородном проспекте, у церкви, имела вид мраморного киота и была освящена в 1885 г. (арх. Н.В. Набоков); вторая – во имя св. Александра Невского, в память спасения в Борках, была выстроена севернее храма гражд. инж. С.А. Баранкеевым в 1893–1894 гг. Третью, небольшую шатровую часовню слева от вокзала освятили в 1898 г. в память о спасении Цесаревича Николая в Отсу.

http://sobory.ru/article/?object=34546

Павел (Доброхотов), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Фотография. 1892 г. «Выхлопотал разрешение» на устройство 2-этажного каменного архиерейского дома в Пскове (с 1804 Псковские владыки проживали в пригородном псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре ). Проект здания, составленный с.-петербургским инженером-архит. А. Ю. Новицким, был утвержден в янв. 1876 г. Получив указ Синода от 29 сент. 1878 г. о Высочайшем разрешении израсходовать 66 тыс. р. на эту постройку, приступил к организации работ. Новый архиерейский дом возвели на псковском подворье Псково-Печерского мон-ря, близ семинарии. В 1881 г. он был вчерне готов. С 23 янв. 1882 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский и (до 6 июня 1890) настоятель Александрова Свирского в честь Святой Троицы мужского монастыря . При отъезде из Пскова оставил тиражи 8 своих сочинений по местной истории в Псково-Печерском мон-ре «для продажи желающим покупателям - с обращением вырученных денег в пользу обители». Прибыл в Петрозаводск 10 марта 1882 г.; по пути заехал и около недели провел в Свирском мон-ре. Управлял Олонецкой епархией в период контрреформ имп. Александра III Александровича , по случаю коронации к-рого 16 мая 1883 г. возглавил в Петрозаводске церковно-патриотический крестный ход. В нем участвовали начальник губернии с властями и чинами всех ведомств, учащиеся местных учебных заведений, войска и команда Александровского завода по цехам. Во время остановки у памятника имп. Петру I было возглашено царское многолетие и исполнен гимн. На молебствии 6 мая 1884 г., в день совершеннолетия цесаревича Николая Александровича (будущего имп. св. Николая II Александровича ), прочитал молитву собственного сочинения с коленопреклонением (Молебствие//Олонецкие ГВ. 1884. 33. С. 326) и через обер-прокурора Синода направил ему телеграмму с выражением «догробной преданности» от всего духовного ведомства (Там же. 36. С. 353). Трижды приветствовал в Петрозаводске вел. кн. Владимира Александровича (брата имп. Александра III) - при его посещениях губернии в 1884, 1885 и 1892 гг. С молитвенным участием епископа 15 июля 1884 г. осуществлена закладка и 30 авг. 1885 г. состоялось открытие памятника имп. Александру II Николаевичу в Петрозаводске (скульптор И. Н. Шредер; не сохр.). Памятник был освящен после архиерейской литургии в Александро-Невской ц. (ныне кафедральный собор Петрозаводской епархии) и крестного хода из нее на Соборную пл. (ныне пл. Кирова), совершенного по специально разработанному церемониалу. 21 окт. 1884 г. освятил обновленный Воскресенский (старый) кафедральный собор: в ходе ремонта в храме позолотили все 3 иконостаса.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) пострижен в мантию с именем в честь прп. Михея Радонежского. 17 окт. 1892 г. рукоположен Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) во диакона, 16 мая 1893 г.- во иерея. По окончании академии со званием канд. богословия назначен 7 сент. 1896 г. смотрителем Жировицкого ДУ. 4 дек. того же года перемещен в Москву на должность ризничего Синодальной ризницы Московского Кремля и настоятеля кремлевского храма во имя Двенадцати апостолов. В 1897 г. возведен в сан игумена. 5 янв. 1898 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 6 июля 1900 г. определением Синода вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, но уже 9 авг. того же года в связи с событиями в Китае (т. н. Боксерским восстанием, сопровождавшимся нападениями на иностранцев и кит. христиан) назначен в санитарный отряд Красного Креста им. имп. Марии Феодоровны на госпитальном судне «Царица», к-рое было срочно отправлено из Одессы на Дальн. Восток. Окормлял русских раненых, эвакуируемых в Порт-Артур и Владивосток, а затем в Европейскую Россию. По возвращении из Китая назначен 2 июня 1901 г. настоятелем херсонесского во имя св. кн. Владимира мон-ря. Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г. 19 мая 1902 г. М. был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской и Слободской епархии. Хиротонию в Александро-Невском соборе Вятки возглавил Вятский и Слободской еп. Никон (Софийский ; впосл. архиепископ). Резиденцией М. в Сарапуле стал Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский мон-рь. Как викарий М. отвечал за миссионерскую деятельность среди удмуртов и марийцев. Много занимался благотворительностью, в т. ч. заботился о беспризорных детях. В связи с организацией в Вятской епархии детских приютов был близко знаком с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной , в дальнейшем продолжал сотрудничать с ней в деле благотворительности.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

А когда 20 лет назад отец Тихон открывал Сретенскую семинарию, то сразу же пригласил меня преподавать там. Что я до сих пор и делаю. Вот так и получается, что значимые события в моей жизни так или иначе связаны с Псково-Печерской обителью и ее незабвенными старцами. Рейтинг: 9.9 Голосов: 906 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 21 мая 2019, 03:47 Христос Воскресе! Искренне благодарю о. Владимира за рассказ-воспоминание о своем пути к Богу. Пресвятая Троица - это Любовь и Свет и каждый человек несет в своей душе частицу Света и Любви к людям и чем больше мы встречаем в своей жизни светлых людей, тем яснее и наш жизненный путь (и свет во тьме светит и тьма не объяла его). Желаю о. Владимиру доброго здравия, благополучия и помощи Божией благодати во всех делах! Воистину Воскресе Господь! Катя 19 мая 2019, 13:44 Долгое время не удавалось попасть в Псково-Печерский монастырь, но в этом году Господь сподобил! Слава Богу! Какая же там сила! Какая благодать! Если есть хоть малейшая возможность, советую всем поехать в эту обитель. А служба какая! Все дословно понятно о чем поют, никакой спешки и суеты, сразу видно, что служба -это действительно самое главное дело монахов и певчих. Необыкновенное ощущение давно покинутого, но вновь обретенного родного дома, какого-то тепла, разумности и порядка. И внутренней радости. Никто не посмотрел косо, ни интонацией даже не обидел, не то что словами. Слава Богу! Как же хорошо в этом монастыре! Слава Богу! Ольга 13 мая 2019, 12:19 Когда я впервые увидела фотографию отца Владимира,была удивлена,что человек с такой артистической внешностью выбрал путь служения Богу.И с тех пор образ экранного св. кн.Александра Невского,созданный Н.Черкасовым,у меня стал ассоциироваться с отцом Владимиром. ) 25 сентября 2011 г. я увидела отца Владимира вживую.Батюшка стоял,царски величественный,на полшага позади благословлявшего меня Святейшего Патриарха Кирилла.Этот эпизод запечатлелся в моей памяти навсегда.Не знаю,чему я больше радовалась. ) Хочу пожелать о. Владимиру доброго здравия и неоскудевающей Божией помощи во всех его делах и служении. Мира и благоденствия Вашему дому,отец Владимир,и многократных поездок в благодатные Печоры!

http://pravoslavie.ru/120721.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010