24 дек. 1898 г. назначен правящим епископом Забайкальской и Нерчинской епархии и исполняющим обязанности начальника Забайкальской духовной миссии . Прибыл в Читу в февр. 1899 г. и сразу приступил к налаживанию церковной жизни, пришедшей в упадок из-за болезни прежнего правящего архиерея еп. Никодима (Преображенского). По распоряжению М. были возобновлены крестные ходы с чудотворной иконой Параскевы Пятницы: весной икону с крестным ходом доставляли из Читы на Иргень, осенью, по окончании полевых работ, возвращали в Читу. В авг. 1899 г. в Чите был заложен новый кафедральный собор во имя св. кн. Александра Невского (строительство закончено в 1912). С янв. 1900 г. стали выходить «Забайкальские епархиальные ведомости». По инициативе М. была восстановлена должность начальника Забайкальской миссии, к-рую 20 авг. 1905 г. занял свящ. Епифаний Кузнецов (впосл. епископ сщмч. Ефрем ). Во время революционных событий 1905 г. М. неоднократно проявлял христ. сострадание: ходатайствовал за революционеров, приговоренных военными властями к смерти; брал под защиту священнослужителей, заподозренных в политической неблагонадежности. В связи с тем, что в епархии остро стояла проблема нехватки священно- и церковнослужителей, М. распорядился перевезти в Читу единственное в Забайкалье Нерчинское ДУ и подал прошение в Синод об открытии Читинской ДС. Поскольку семинарию открыть в то время не удалось, по указанию М. была проведена реорганизация одноклассного Центрального миссионерского уч-ща Забайкальской миссии. Оно было преобразовано в низшее учебное заведение Духовного ведомства с 4-летним курсом обучения. При уч-ще была создана 3-летняя церковноприходская школа с преподаванием ряда предметов, необходимых для миссионерской деятельности. В 1907 г. Читинское миссионерское уч-ще получило собственное здание (ранее размещалось в Архиерейском доме). В Чите М. стал известен как талантливый проповедник. Его архиерейские службы собирали столько верующих, что их не могла вместить крестовая Андреевская церковь. Все лето М. посвящал поездкам по отдаленным приходам, участвовал в местных крестных ходах, посещал тюрьмы. В 1912 г. М. учредил курсы псаломщиков, лично наставлял слушателей в церковном чтении и пении, был очень требовательным, принимая экзамены. Часто публиковал заметки и статьи в «Забайкальских епархиальных ведомостях», издал 2 брошюры о методике преподавания в начальной школе.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Согласно «Историческому описанию…» 1889 г., в соборе Вознесения Господня в Ельце «на левом переднем» столпе в нижнем ярусе помещалась Е. А. и. «в сребропозлаченной ризе; икона вставлена в деревянный с резьбою вызолоченный киот». Как указано в надписи на иконе, это список образа, созданного в 1735 г. для ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе Ельца. По преданию, икона поступила в Вознесенский собор из Свято-Троицкого мон-ря. Известно о том, что она поновлялась в 1779 г. К иконе был устроен ступенчатый всход из белого мрамора, украшенный мозаикой. На стене над иконостасом левого придела во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в 1887 г. худож. А. И. Корзухиным был написан образ полного извода. В елецком Знаменском жен. монастыре в нижней церкви Знаменского собора за левым клиросом в киоте под стеклом находилась Е. А. и. По описанию, сделанному в 1895 г., на иконе «Матерь Божия стоит на облаках, окруженная воинством Ангелов. Десною рукою она указует на изображение внизу, с правого угла иконы,- сонма Святителей у стен Московского Кремля, торжественно сретающих образ Богоматери, принесенный из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу с левой Ея стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь. Образ этот 1 аршин вышины и 13 вершков ширины (71×58 см.- Авт.) в вызолоченном киоте. Точно такая же св. икона Елецкой Божией Матери в иконостасе в Елецком Троицком и в церкви Аргамаченской слободы» (Геронтий (Кургановский). 1895. С. 46). В Троицком соборе (1820-1836) елецкого Троицкого мон-ря по левую сторону царских врат находился «Образ Пресвятыя Богородицы Елецкия в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» (Он же. 1894. С. 39-40). Риза была создана на средства ельчанина купца П. К. Горшкова (Былое. П., 1911. С. 10-11. Ил. на титульном листе и на с. 11). Е. А. и. была написана в 1915 г. на холсте для иконостаса ц. в честь Елецкой иконы Божией Матери в Ельце. В наст. время в храме находится 2 больших размеров иконы краткого извода: в иконостасе на сев. столпе и на сев. центральном столпе с юж. стороны.

http://pravicon.com/info-3821

Повести о Д. в составе псковских летописей отводилось особое место. В Псковской I летописи она стала предисловием к летописи; в Псковской II летописи она помещена после вступления, в к-ром кратко излагается начальная рус. история, и после Жития вел. кн. св. Александра Невского; в Псковской III летописи Повесть включена в хронологический ряд. Тексты Повести в 3 редакциях псковских летописей близки, но неидентичны. Первоначальный текст точнее передан в Псковской I летописи. Составитель Псковской III летописи при включении Повести в хронологический ряд проставил в ее тексте даты, внес незначительные редакторские изменения. Жизнеописание Д. в Псковской II летописи (Г. Ю. Грабмюллер необоснованно считает его наиболее близким к первоначальному тексту) во многом отличается от жизнеописания Д. в др. источниках. Составитель данного свода 1486 г. внес поправки, отразившие его промосковские и антивечевые настроения (исключены фрагменты, в к-рых псковский князь по храбрости и славе уподоблялся вел. кн. св. Александру Ярославичу Невскому и его сыну св. кн. Димитрию, преуменьшена роль «мужей-псковичей» в решениях и победах князя). В 2 псковских Прологах 1341 г. (РГАДА. Тип. 175 и 179) читается краткое Житие Д., в к-ром даются общие сведения о его жизни. Данное Житие было составлено независимо от летописной Повести о Д., появившейся примерно в это же время. В XV в. Повесть о Д. вошла в общерус. своды, при этом ее текст был соединен с известиями Новгородской I летописи. Со временем текст Повести претерпевал изменения в соответствии с общим характером правки в летописных памятниках. Особый интерес представляет жизнеописание Д. в Сокращенной Литовской летописи (список 20-х гг. XVI в.), где говорится как о литов. периоде жизни Д., так и о его побеге в Псков, крещении и походе в Литву. Повесть о Д. в этом источнике обнаруживает сходство с известиями о князе др. летописей (Владимирского летописца, летописи типа Софийской I, летописных сводов 1479 г. и кон. XV в., «Книги степенной царского родословия» и др.). Рассказом о вел. кн. Войшелке , сыне Миндовга, и «благоверном» «новопросвещенном» Д. завершается повествование Сокращенной Литовской летописи об истории Великого княжества Литовского; Войшелк и Д. представлены как последние представители династии Миндовга, после них пошли князья «иншаго роду».

http://pravenc.ru/text/178701.html

Реки Нева, Волхов, Луга являлись частью торгового пути «из варяг в греки», к-рый способствовал включению местного населения в международную торговлю. В сер. VIII в. на р. Волхов возникло поселение Ладога (совр. с. Ст. Ладога) - важный торговый центр, место культурных контактов варягов, славян и финно-угров. В Ладоге происходили события начального периода образования Древнерусского гос-ва. Во 2-й пол. IX в. в Ладоге княжил Рюрик - основатель правившей на Руси династии. В 1019 г. Ладога с округой была передана св. кн. Ярославом (Георгием) Владимировичем Мудрым своей супруге Ирине (Ингигерд) в качестве свадебного дара (т. н. Ладожское ярлство). В XII в. земли Л. о. вошли в состав Новгородской республики. Карельский перешеек и Приневье стали ареной борьбы между Новгородской республикой и Швецией . В 1164 г. швед. войско пыталось захватить Ладожскую крепость, но вынуждено было отступить и потерпело поражение от новгородцев в битве на р. Вороной (ныне Воронежка). В 1240 г. шведы были разгромлены на р. Неве войсками св. кн. Александра Ярославича Невского . В 1293 г. шведы основали крепость Выборг - экономический и культурный центр Юго-Вост. Финляндии. На зап. рубежах Новгород вел постоянную борьбу против агрессии Ливонского ордена. В XIII-XIV вв. на новгородской территории возникли каменные крепости Копорье, Ям (с 1703 по 1922 Ямбург, ныне Кингисепп), Орешек (ныне Шлиссельбург), Корела (ныне Приозёрск), в XV в.- Ивангород. Ореховский мир 1323 г. определил сохранявшуюся до кон. XVI в. границу между Новгородской республикой и Швецией, которая прошла по р. Сестре и далее на север до Ботнического зал., т. о. под властью Новгорода осталась вост. часть Карельского перешейка с крепостью Корела. На востоке Л. о. наиболее значимым центром являлся Тихвинский посад (известен с 1383, ныне г. Тихвин), к-рый к XVI в. стал крупным торговым и ремесленным поселением. В 1478 г. Новгородская республика была присоединена к Московскому великому княжеству . Не позднее кон. XV в. территория Л. о. была разделена между 4 пятинами (административно-территориальными единицами новгородских земель, сохранявшимися до нач. XVIII в.) - Шелонской (левобережье р. Луги), Водской (междуречье Луги и Волхова, часть Карельского перешейка), Обонежской (к востоку от р. Волхов), Бежецкой (часть совр. Бокситогорского р-на). Пятины делились на уезды и погосты. Присоединение к Москве привело к изменению структуры землевладения: при новгородской власти в XV в. преобладало боярское и монастырское землевладение, часть земель принадлежала своеземцам (землевладельцам, не являвшимся боярами и приписанным к уезду), при московской - возросла доля поместного землевладения, появились оброчные, наместничьи земли, а также дворцовые. В XV-XVI вв. преобладали сельские поселения в 1-3 двора. Наиболее крупными были деревни на Ижорской возвышенности, отличающейся плодородными дерново-карбонатными почвами.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Дата: 2012-08-09, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 1 (171) , (4) . Описание: [Москва XXI] Семейная икона. Великий князь Александр Невский;София Римская, мученица; Ирина Македонская, великомученица; Галина Коринфская, мученица. (30Х40 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота, басменный оклад.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинкой. http://www.icon-art.ru Файл 18805.jpg:   Размер: 800x1055, 0.84 MPix, 255 Kb. Дата: 2012-08-09, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 1 (162) , (4) . Описание: Мозаичный образ Александра Невского на северном фасаде церкви Александра Невского Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в селе Дивеево Нижегородской области. Файл 19526.jpg:   Размер: 532x800, 0.43 MPix, 232 Kb. Дата: 2012-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (126) , (3) . Описание: Собор Александров:св.благоверный князь Александр Невский в схими Алексий,сщмч.Александр епископ Иерусалимский,св.прп.Александр Свирский. Файл 24169.jpg:   Размер: 1000x1172, 1.17 MPix, 603 Kb. Дата: 2014-09-12, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (105) , (4) . Описание: икона св.блгв.кн.Александра Невского с кафедрального собора Свято-Николаевского г.Днепродзержинска Днепродзержинско-Царичанской епархии Киевской митрополии МП. Файл 25523.jpg:   Размер: 853x1280, 1.09 MPix, 135 Kb. Дата: 2015-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (87) , (3) . Описание: Вседержитель с припадающими свв. князьями Александром Невским и Георгием Владимирским. Икона. Русь. Середина XVII века (около 1649 - 1654 гг.). Из Успенской (Богородицкой) церкви во Bлaдuмupe..jpg Файл 28891.jpg:   Размер: 828x1200, 0.99 MPix, 202 Kb. Дата: 2017-02-19, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (78) , (2) . Описание: Св. блгв. кн. Александр Невский. Васильев В. (икона); фирма П. Овчинникова (оклад). В серебряном окладе, Москва, 1879 г. 128х85 см. Дерево, смешанная техника; серебро, золото, бриллианты, жемчуг, эмаль, чеканка, гравировка, скань. Государственный Эрмитаж Файл 29738.jpg:   Размер: 1285x1919, 2.47 MPix, 1789 Kb.

http://pravicon.com/icon-1099-photo

После 1917 г. А.-Н. м. был закрыт, последние монахини покинули его в 1927-1931 гг. По преданию, всех престарелых насельниц разогнали, а молодых увезли на 2 грузовиках (возможно, они приняли мученическую кончину). Большинство строений в 20-30-х гг. было разрушено, сохранились только 2 корпуса и собор с колокольней. В каменном двухэтажном корпусе, с домовым храмом «Утоли моя печали», находилась больница, в настоятельском корпусе - школа. Из убранства и утвари храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь фрески на клиросах и в алтарной части собора и 3 фрески в домовом храме, а также неск. богослужебных книг, старинные четки и изделия из монастырской кузницы. Феодоровскую икону Божией Матери, находившуюся до 1917 г. в А.-Н. м., сохранила благочестивая женщина и вернула ее в мон-рь в 1997 г. Монастырское кладбище, где похоронены насельницы и И. Д. Бачурин, уничтожено, монастырский колодец завален мусором. Игуменский корпус, купленный частным лицом, к 2000 г. находился в заброшенном состоянии, РПЦ не передан. На территории подворья в С.-Петербурге построены жилые дома. В 1993 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) в с. Маклакове был открыт правосл. приход храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1995 г. РПЦ передан единственный сохранившийся сестринский корпус, где ранее размещался дом отдыха. 22 марта 1996 г. определением Свящ. Синода РПЦ приходской храм св. блгв. кн. Александра Невского преобразован в жен. мон-рь. К 2000 г. в обители проживало 30 сестер, настоятельница - мон. Елизавета (Семенова). С 1997 г. А.-Н. м. имел иконописную и керамическую мастерские. Среди святынь обители - частица мощей св. Александра Невского . В 1996-2000 гг. были отреставрированы сестринский корпус, собор. Сестры обители проводили уроки и беседы в Талдомском детском доме, экскурсии для школьников, организованные Талдомским музеем. В нач. мая 2000 г. в мон-ре случился пожар, сгорели почти все постройки обители, кроме собора; насельницы временно переселились в близлежащие деревни Талдомского р-на.

http://pravenc.ru/text/64494.html

При награждении более высоким орденом св. Андрея Первозванного и при пожаловании А. Н. о. лицам духовного звания крест носился на шее. К знакам, жалуемым за военные подвиги, присоединялись 2 перекрещенных меча посередине креста и звезды. С 1797 г. в качестве особого отличия к ордену жаловались бриллиантовые украшения. На знаках, даваемых нехристианам, вместо изображений св. Александра Невского и его вензеля помещался российский имп. орел. Кавалеры ордена имели особое одеяние, носимое в орденский праздник и в иные установленные дни: длинную красную бархатную епанчу, подбитую белой тафтой, с увеличенного размера серебряной звездой на левой стороне, серебряный глазетовый супервест и черную бархатную шляпу с белым пером и нашитым из узкой красной ленты крестом. Среди более 2 тыс. награжденных были члены имп. фамилии, получавшие орден при рождении, выдающиеся полководцы: П. А. Румянцев, А. В. Суворов , Н. Н. Раевский, А. А. Брусилов, гос. и общественные деятели, писатели и ученые: И. И. Шувалов, Г. А. Потёмкин, А. М. Горчаков, Г. Р. Державин , И. И. Бецкой, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, иностранные монархи, высшие иерархи Церкви: свт. Московский Филарет (Дроздов) , свт. Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) и др. Во время ежегодного орденского праздника - 30 авг. начиная с 1743 г. кавалеры ордена в орденских костюмах совершали в С.-Петербурге крестный ход от Казанского собора в принадлежавший ордену Троицкий собор Александро-Невской лавры. Императрица Екатерина II вместе с кавалерами А. Н. о. 30 авг. 1790 г., в день престольного праздника, присутствовала на освящении собора митр. Гавриилом (Петровым), когда из монастырской Благовещенской ц. были перенесены мощи благоверного князя. Александра Невского орден СССР учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июля 1942 г. для награждения командного состава Советской Армии от командиров дивизий до командиров взводов за личную отвагу и умелое командование войсками. Знак ордена размером 50 мм изготавливался из серебра и представлял собой выпуклую красную пятиконечную звезду, наложенную на десятиугольную серебряную пластину. В середине звезды - круглый щит с рельефным погрудным изображением кн. Александра Невского и надписью «Александр Невский» по окружности. Щит обрамлен позолоченным лавровым венком, на нижние концы ветвей наложен щиток с позолоченными серпом и молотом. Из-за щита выступают 2 скрещенных позолоченных бердыша, а из-за щитка - копье, лук и колчан со стрелами. За годы Великой Отечественной войны произведено более 42 тыс. награждений орденом, включая 1470 награждений воинских частей.

http://pravenc.ru/text/64438.html

В 1920-е годы храм был передан движению обновленцев. В 1937 году храм был закрыт и снесён. Сейчас на его месте стоит шестиэтажный жилой дом (площадь Толстого, 9). В 1942 году во время нацистской оккупации Ростова-на-Дону приход храма Александра Невского возобновил богослужения. Сначала он размещался в доме 6 на 29-й линии. Затем для богослужений было приспособлено здание бывшей церковно-приходской школы храма, на доме были надстроены купола. После освобождения города здание было передано общине в аренду. В 1955 году молитвенный дом был закрыт, а церковную утварь перенесли в придел Александра Невского в храме Святой Александры. Церковь во имя Св. блгв. кн. Александра Невского Имя второго православного храма Нахичевани было также позаимствовано у соседнего Ростова, где в это время возводился новый монументальный Александро-Невский храм. Однако мотивировка возведения нахичеванского храма была другой. Строительство посвящалось 650-летней годовщине славной победы князя Александра над шведами на берегах Невы. Нахичеванская Александро-Невская церковь была достроена в 1886 году на средства купца И. С. Шушпанова на углу Полицейской площади (теперь это пл. Л. Толстого) и 2-й Соборной улицы (одно время эту улицу не- продолжительно именовали ул. Александра III, а при Советской власти - 2-й Советской ул. После Великой Отечественной войны эта улица стала Ереванской). В 1900 году рядом с храмом было построено каменное двухэтажное здание церковно-приходской школы. Сам же Александро-Невский храм был великолепно декорирован и, кроме трех глав, имел высокую (свыше 28 м.) двухъярусную звонницу. Александро-Невский храм был ликвидирован еще в 1937 году. Но во время немецкой оккупации Ростова Александро-Невский приход в 1942 году возобновил свои богослужения. Для этого приспособили двухэтажное здание бывшей церковно-приходской школы, на крыше которой установили деревянные купола. Это строение было официально сдано в аренду под молитвенный дом 24 мая 1943 года. Решением же райисполкома от 21 мая 1955 года при последнем священнике С. Васильеве молитвенный дом был ликвидирован. На месте разрушенной Александро-Невской церкви в 1960 году построен шестиэтажный дом по адресу: пл. Толстого, 9.

http://sobory.ru/article/?object=35065

Никодимом (Ротовым) , а 8 сент. того же года назначен благочинным церквей Московского Патриархата в Японии. 10 дек. 1967 г. митр. Никодим в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил его хиротонию во епископа Токийского и Японского. В 1969 г. Н. вошел в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства. В связи с упразднением епархии Американской митрополии в Японии и переходом ее приходов в юрисдикцию Московского Патриархата как Японской Автономной Православной Церкви во главе с Токийским митр. Владимиром (Нагосским) 10 апр. 1970 г. Н. назначен настоятелем Патриаршего подворья в Токио с титулом «епископ Можайский, викарий Московской епархии». Он участвовал в составе делегаций РПЦ в работе IV (1968) и V (1975) Ассамблей Всемирного Совета Церквей , в III (1968) и IV (1971) Всехристианских мирных конгрессах в Праге, в I Всемирной конференции «Религия и Мир» в Киото (1970). 16 июля 1984 г. Н. возведен в сан архиепископа. 29 июля 1986 г. освобожден по собственному прошению от должности настоятеля Патриаршего подворья в Токио. Уйдя на покой, за Н. сохранили должность настоятеля Покровского (Софийского) мон-ря, основанного им на территории его дачи в пос. Мацуо г. Самму (префектура Тиба). С 16 мая 1996 г. носил титул «архиепископ Раменский, викарий Московской епархии». Награжден орденами св. прп. Сергия Радонежского 2-й степени, св. кн. Владимира 1-й и 2-й степени, св. кн. Даниила Московского 2-й степени. Скончался на 94-м году жизни, будучи старейшим архиереем РПЦ; 28 авг. 2008 г. в Мацуовском Софийском мон-ре прошло отпевание Н. при участии епископов Сендайского Серафима (Цудзиэ) и Уссурийского Сергия (Чашина). Погребен на кладбище Гайдзин-боти г. Иокогамы. Соч.: К отделившимся братьям: (Воззвание)//ЖМП. 1969. 2. С. 21-22. Лит.: Наречение и хиротония архим. Николая (Саяма) во еп. Токийского и Японского//ЖМП. 1968. 2. С. 5-12; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 302-303. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2566014.html

21 мая 1888 г. В. был назначен епископом Пермским и Соликамским. Увеличил в епархии число церковноприходских школ и школ грамоты (с 61 до 253), исходатайствовал 30 тыс. р. на постройку церквей-школ в инородческих приходах. Преобразовал местное братство свт. Стефана Пермского, расширив круг его деятельности. Организовал центральную миссионерскую противораскольническую б-ку и 6 подобных б-к в разных селениях епархии. Открыл епархиальное жен. уч-ще для девиц духовного звания. Заботился о строительстве храмов. 7 мая 1892 г. В. был переведен на Нижегородскую кафедру. Здесь архиерей также уделял большое внимание духовному образованию: за время его управления епархией было открыто ок. 150 церковных школ, увеличились средства епархиального училищного совета на их содержание, улучшился преподавательский состав, обогатились б-ки, при школах стали проводиться религиозно-нравственные чтения. Епископ жертвовал средства на сооружение зданий и приобретение земли под школы. Его заслуги были отмечены Высочайшей грамотой и знаком ордена св. блгв. кн. Александра Невского. В ознаменование 25-летия епископского служения В. духовенство епархии учредило 2 стипендии его имени в епархиальном жен. уч-ще. В. основал Нижегородское отд-ние Палестинского Православного общества (открыто 9 февр. 1897). Под председательством архиерея работал комитет Православного миссионерского общества с отд-нием «для миссионерской деятельности в пределах Нижегородской епархии». При В. была выстроена и освящена в 1896 г. ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при губернской больнице, совершилась закладка фундамента сормовского заводского собора Преображения Господня (освящен в 1903), в 1899 г. заложен фундамент ц. Всемилостивого Спаса в Н. Новгороде (в память спасения имп. семьи во время крушения поезда в окт. 1888 близ ст. Борки). В. погребен в усыпальнице кафедрального Спасо-Преображенского собора в Н. Новгороде. Соч.: Спор об исхождении Св. Духа//ПО. 1867. Т. 24. Кн. 12. С. 317-330; Памяти высокопреосв. Афанасия (Соколова), бывш. архиеп. Казанского и Свияжского//ПС. 1868. Т. 1. 1. С. 80-87; Памяти архим. Иннокентия, бывш. ректора КазДА//Там же. Т. 2. С. 254-257; Речь архим. Владимира при наречении его во еп. Брестского, вик. Литовской епархии//ЦВ. 1875. 11. С. 16-17; Речь при погребении Владимира (Петрова), архиеп. Казанского//ПС. 1897. Т. 2. 10. С. 361-364.

http://pravenc.ru/text/159062.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010