Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

За все время своего существования институтская церковь, относившаяся к Придворному ведомству, была весьма почитаема гатчинцами. Известно, что в 1848 году местным купечеством было пожертвовано храму церковной утвари на 1.500 рублей. Доброй традицией выпускников института стало приобретение для своей церкви на сэкономленные деньги икон или иных предметов. Два особенных резных киота украшали храм. Один – с образами Небесных Покровителей членов Императорской Фамилии – был сооружен служащими института в память чудесного избавления Императора Александра III и Августейшей Семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. Другой киот с образом Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца был подарен Цесаревичем, Великим князем Николаем Александровичем будущим Царем-Мучеником, в воспоминание избавления его от опасности при покушении фанатика-японца во время заграничного путешествия 21 апреля 1891 года. Большой храмовый образ Св. Благ. Вел. Кн. Александра Невского в художественно исполненном позолоченном киоте был сооружен старостой храма, гатчинским купцом А.Ф.Барковым к престольному празднику 1897 года. При храме существовала обширная библиотека и знаменитый в Гатчинском уезде хор из воспитанников института. О причте институтского храма XIX века сведения весьма скудны. До 1865 года известно лишь имя долголетнего церковного старосты, Николаевского Сиротского института, коллежского асессора Автонома Степанова. Более двадцати лет, с 1886 года, законоучителем института и настоятелем его домового храма был священник Василий Гаврилович Чебышев. Впоследствии протоиерей, он был назначен настоятелем домовой церкви Свт. Николая Чудотворца при Управлении Санкт-Петербургского градоначальства и полиции в печально известном в советское время доме на Гороховой, 2. Судьба его, изгнанного из храма в 1918 году вселившейся ВЧК, вряд ли была благополучной… До 1896 года в институтской церкви ему сослужил диакон Алексий Тихонравов, впоследствии рукоположенный во священника и переведенный в клир Владимирской церкви в Петербурге. Последним настоятелем благополучных времен был священник Владимир Сейбук, диаконом – о. Алексий Глаголевский, а псаломщиком – Иван Солодовников, их подписи имеются на дошедших до нас метрических свидетельствах 1917 года…

http://sobory.ru/article/?object=24930

Автономная УПЦ имела в Мелитополе кафедральный собор, также во имя св. кн. Александра Невского, открытый в здании, в к-ром до войны работал центральный крытый рынок города. Выбор места был не случаен, т. к. на этой территории находился прежний кафедральный Александро-Невский собор, разрушенный в 30-х гг. XX в. В период оккупации в Мелитополе действовали также Алексиевский храм в пос. Круча, Николаевский храм в микрорайоне Нов. Мелитополь, Троицкий храм в пос. Кизияр и кладбищенский храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В Мелитопольском р-не были открыты церкви в селах Песчаное, Терпенье, Нов. Николаевка, Вознесенка, Семёновка, Богдановка, Троицкое и Константиновка. В г. Осипенко (ныне Бердянск) в период оккупации возобновились богослужения в Христорождественском соборе, кладбищенском Николаевском храме и Кирилло-Мефодиевском храме в Рабочем поселке. Осипенковский (ныне Бердянский) р-н был территорией наибольшего распространения молоканства (см. Молокане ), в одном из центров секты - с. Нововасильевка (ныне поселок Приазовского р-на) в 1941 г. с миссионерскими целями был возрожден Богородице-Владимирский приход. Церкви были переданы старинные городские храмы края: Христорождественский в г. Васильевка, Николаевский в Ногайске, Николаевский и Покровский в г. Пологи, Успенский и Вознесенский в Б. Токмаке. В ряде городов и местечек все дореволюционные храмы и часовни были разрушены. Поэтому Троицкий приход в г. Гуляйполе, Петропавловский приход в г. Молочанске, Покровский в Орехове и Казанско-Богородичный в пос. Акимовка разместились в частных домах (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 2. Д. 24. Л. 166-168). В пос. Партизаны (ныне Новопавловка) Приморского р-на и в пос. Кизияр Мелитопольского горсовета храмы располагались в бывш. церковных сторожках. При освобождении Мелитополя от фашистов в окт. 1943 г. подавляющее большинство духовенства во главе с еп. Серафимом уехало в эмиграцию. Регион покинули почти все автокефалистские клирики. В Мелитополе остались двое священнослужителей - настоятель Александро-Невского собора прот. Василий Углянский (вскоре переведен в Крымскую епархию) и настоятель Алексиевского храма в микрорайоне Круча свящ. Феодор Станкевич. При этом были даже случаи открытия новых храмов. Так, в с. Б. Знаменка в 1944 г. был возобновлен единоверческий приход, существовавший до 1938 г., его настоятелем стал бывш. старообрядческий свящ. Прокопий Чурков.

http://pravenc.ru/text/2562912.html

В дек. 1721 г. И. писал в Святейший Синод: «Лютеранский пастор Яган Сикилис близ православной церкви построил свою церковь и чинит сим помешательство». Жалоба И. успеха не имела. Волынский покровительствовал также прибывшему в Астрахань «римской веры патеру Антонию» и строительству в городе 1-го костела. В ответ на доношения епископа Синод указом от 27 апр. 1722 г. предписал ему «упразднить неотложно» костел, построенный «самовольно и дерзостно, без его императорского величества указу и без синодального определения» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 440. С. 603-604). Губернатор, обладавший «необузданным нравом, не терпящим противоречий», участвовал в нескольких тяжбах об имуществе служителей архиерейского двора, клириков епархии и др. Епископ неоднократно писал в Синод о положении дел в крае, за что, видимо, впал в немилость (см. подробнее: ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 11. С. 9-10; Юдин П. Л. Из дел об А. П. Волынском//РА. 1899. Кн. 3. 9. С. 39-48). Возможно, на репутацию И. повлияли и события, связанные с почитанием в крае св. прав. Боголепа Черноярского и посещением в 1722 г. имп. Петром I часовни над могилой этого отрока-схимника. Летом того же года по распоряжению имп. Петра часовню разобрали, гробницу св. Боголепа сровняли с землей. Высочайший указ от 12 янв. 1723 г. повелевал И. «за некоторые его величеству известные причины, из Астрахани вывести и определить в которую пристойно епархию викарием» ( Благонравов. 1902. С. 47). 23 июня того же года И. был назначен епископом Корельским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. Был ближайшим помощником архиеп. Феодосия (Яновского) . В сент. 1723 г. участвовал во встрече в Новгороде ковчега с мощами св. блгв. кн. Александра Невского, совершал торжественные богослужения в Софийском соборе по случаю перенесения мощей в С.-Петербург. 16 марта 1726 г. И. возглавил Вологодскую, а 22 апр. того же года - Суздальскую епархию. Построил неск. церквей в Суздале, в т. ч. «обетную» каменную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы на месте деревянной Варваринской ц., в которой начинал священническое служение.

http://pravenc.ru/text/468885.html

Овдовев, свящ. Василий 14 авг. 1908 г. в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг от Гдовского еп. сщмч. Кирилла (Смирнова) с оставлением прежнего имени. 15 окт. назначен ректором Черниговской ДС с возведением в сан архимандрита. 26 июля 1909 г. в Александро-Невской лавре состоялась хиротония В. во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . За 2 года пребывания на кафедре В. благоустроил Куряжский Преображенский мон-рь, служивший местопребыванием Сумского епископа, устроил при нем 2 странноприимных дома. В марте 1911 г. стал епископом Новгород-Северским, вик. Черниговской епархии. 12 мая того же года В. был назначен епископом Черниговским и Нежинским. За первые 2 года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя св. кн. Александра Невского и епархиальный дом им. имп. Николая II, освящение к-рых состоялось 14 нояб. 1912 г. Николаевский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для проведения лекций, была собрана большая б-ка, организованы музей церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, работал книжный магазин братства св. кн. Михаила Черниговского. В. предложил устроить аналогичные братские дома в городах и селах епархии. По благословению В. 11 апр. 1912 г. в Николаевском хуторе Новгород-Северского у. было открыто второе епархиальное жен. уч-ще (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отд-нием. Уч-ще вскоре было названо Василиевским - во имя свт. Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия им. В., предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Троицком мон-ре В. устроил духовную музыкально-певч. школу. В 1914 г. Черниговское епархиальное управление на собранные пожертвования приобрело дворец гр. Завадовского в с. Ляличи Суражского у. для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений; одним из первых взнос на покупку дворца (1 тыс. р.) внес Черниговский архиерей. 6 мая 1915 г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 авг. 1915 г. по благословению В. была открыта благотворительная столовая на 300 чел. 30 дек. 1916 г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская жен. школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.

http://pravenc.ru/text/150523.html

Но сообщение еп. Епифания оказалось неверным. Высочайшим распоряжением и письмом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына воронежскому губ. М. И. Бравину и управляющему епархией было предписано подробно изучить сведения о пещерокопательнице и пещерах. В 1817 г. имп. Александр I Павлович одобрил пещерокопательство и распорядился выделить 2500 р. на устройство в пещерах храма. Специальная комиссия в составе представителей губернского правления протоиереев Афиногена Печерского и Иоанна Ставрова определила место для храма - недалеко от главного входа в пещеры. В 1819 г. подземная церковь была освящена по просьбе Шерстюковой во имя св. блгв. кн. Александра Невского «из уважения к имени государя императора». В 1820 г. утвержден приходской штат: первоначально в него входили священник и причетник, позже - также диакон и пономарь. Престол подземного храма был вырезан в меловой породе, имел серебряный ковчежец. В 1818 г. ожидалось посещение пещер императором: для его встречи была вырыта и украшена большая келья. Но побывавший в Павловске Александр I, по офиц. данным, пещеру не посетил. После праведной кончины Шерстюковой ее подвиг был продолжен крестьянами И. А. Тищенко , уроженцем Богучарского у., А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровка, Д. И. Ляпиным из Бобровского у., А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского у. Воронежской губ. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с др. отшельниками основали общину при пещерном храме. К 1866 г. в ней было 25-30 чел. В 1851 г. на вершине меловой горы была построена деревянная колокольня, замененная в 1857 г. каменной, и приобретен 52-пудовый колокол (др. колокол в 104 пуда, изготовленный на Воронежском колокольном заводе Самофаловых, освящен в 1876). Во 2-й пол. XIX в. в пещерном храме был установлен двухъярусный из позолоченного железа иконостас. Иконы, написанные на железе, располагались в галерее вокруг храма. Особо почиталась чудотворная икона Божией Матери «Мария обрете благодать у Бога», принесенная странницей в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/77930.html

была «дана совсем особая инструкция, которой он уполномачивался основать свою кафедру даже в Калифорнии и с другими либеральными поручениями… Послали академиста и молодого, знакомого с современным европейским просвещением и знающего европейские живые языки: от него надеются выгод православию в Америке и уже, по крайней мере, просвещенной защиты» (Путевые записки еп. Никодима//РА. 1903. Кн. 2. 7. С. 466). 10 июня 1870 г. из Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была выделена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с офиц. перенесением кафедры 29 июня 1872 г. из Новоархангельска (с 1867 Ситка) в Сан-Франциско, что было связано с передачей рус. владений в Северной Америке США в 1867 г. 5 июля 1870 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры И. был хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского, 29 авг. выехал в Нью-Йорк, в сент. того же года прибыл в Сан-Франциско. Статус кафедрального собора получила ц. во имя св. Александра Невского при деревянном архиерейском доме. Значительную часть богослужебной утвари и книг, ранее находившихся на одном из военных кораблей рус. флота, пожертвовал командующий флотом вел. кн. Константин Николаевич Романов. В Сан-Франциско из Ситки перенесли лучшую часть ризницы, б-ку и архив. В 1871 г. в Сан-Франциско открылись Аляскинское духовное правление и Архиерейская школа, также переведенная из Ситки, в ней при И. занимались до 16 воспитанников. Архиерей преподавал Свящ. Писание и слав. язык. До 1873 г. действовала субботняя школа для детей прихожан. В том же году архиерейская церковь с учреждениями при ней была перенесена в зап. часть города. В 1874 г. был высочайше утвержден новый штат кафедрального духовенства; орг-ция «Greek, Russian, Slavonian Orthodox Eastern Church and Benevolent Society» (Греко-Русско-Славянская Православная Восточная Церковь и благотворительное общество) выкупила землю под кладбище, к-рое тогда же и было освящено. Не хватало священнослужителей, и в 1875 г. прибывшие в Сан-Франциско 4 певца хора Славянского, учившиеся в духовных семинариях, были рукоположены И.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Вероятно, первоначально был сделан Волковский список в его сохранившейся части XVI в. (не ранее 1556; ранее этого времени не могла быть создана вошедшая в «К. с.» 3-я редакция Жития митр. Ионы), к-рому могли предшествовать материалы подготовительного характера, затем с него был сделан Томский список, с к-рого в свою очередь была снята копия - Чудовский список (согласно А. В. Сиренову, его текст создавался с привлечением Волковского списка, см.: Сиренов. 2007. С. 165-218). Основной текст «К. с.» доведен до описания событий февр. 1560 г.- о многих важных событиях начиная с лета этого года (например, о смерти царицы Анастасии Романовны и 2-м браке Иоанна IV) памятник умалчивает. Можно полагать, что основной текст «К. с.», включавший 1-17-ю степени, был создан к нач. 60-х гг. XVI в. Судя по всему, в нач. 1563 г. в связи со взятием Полоцка (15 февр.) текст «К. с.» был дополнен рассказом о начале Ливонской войны (гл. 18 17-й степени). На заключительном этапе редактирования «К. с.», не позднее 31 дек. 1563 г. (составитель «К. с.» не упоминает о смерти митр. Макария), ее текст в Волковском и Чудовском списках был дополнен пространной похвалой кн. Владимиру (гл. 72 1-й степени), а в текст Чудовского списка была включена статья «Царские сановники». Составителем «К. с.» являлся протопоп кремлевского Благовещенского собора , духовник царя Иоанна IV Андрей (в иночестве Афанасий , в 1564-1566 митр. Московский). На авторство Афанасия, переяславца по происхождению, указывает следующее: в «К. с.» помещен выполненный от первого лица рассказ об исцелении у гробницы вел. кн. св. Александра Ярославича Невского во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре : имя исцеленного отсутствует в «К. с.», но есть в записи под 6999 г. в Шумиловском томе Лицевого летописного свода , что указывает на Афанасия (ПСРЛ. Т. 12. С. 230). Кроме того, описание ряда деталей в рассказах о Никите Переславском (гл. 18 6-й степени) и Евдокии Димитриевне (Евфросинии) (главы 14-20 12-й степени) указывает на хорошее знакомство книжника с переславской историко-церковной топографией.

http://pravenc.ru/text/степенны.html

Как отметил Я. Н. Щапов, древнерус. источники дают основание связывать создание К. не с епископской, а с княжеской инициативой ( Щапов. 1989. С. 127). Возникновение К., т. о., связано с распространением в домонг. Руси ктиторского права, когда ктиторами соборных церквей выступали прежде всего князья. В послании неизвестного по имени епископа Владимирского к одному из сыновей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского (кон. XIII в.) говорится: «Вижь, сыну князь, како ти были великие кьнязи... украсили церковь Божию клирошаны и книгами, и богатили домы великыми, десятинами по всем градом и суды церковными» (ПДРКП2. Стб. 117. 9). По Щапову, упоминание в церковном Уставе кн. Владимира среди людей, подлежащих юрисдикции епископа, тех, «кто в клиросе» (ДРКУ. С. 19, 24), «появилось при создании архетипа Синодально-Волынской группы редакций, т. е. на рубеже XII-XIII вв. или в первой половине XIII в. в Юж. Руси, возможно и в Киеве... Вероятно, в это время клиросы в городах получили значительное развитие» ( Щапов. 1989. С. 128; см. также: Он же. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972. С. 37, 100-102). К. в XI-XIII вв. представлял собой орг-цию, «в которую входили священники всех церквей или (если соборов в городе было несколько) группы церквей, он имел и значение коллективного органа управления церквами, а также обладал некоторыми городскими функциями более широкого назначения» ( Он же. 1989. С. 126). Поскольку клиросы были при соборных церквах, следует полагать, что первой и основной их обязанностью было совершать ежедневное богослужение, что было отличительной чертой соборов от обычных церквей, где службы совершались только в воскресные и праздничные дни. Кроме того, судя по данным XIV-XV вв., представители К. сопровождали епископа при освящении им церквей, в т. ч. в др. городах епархии (см., напр.: НПЛ. С. 369; ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 23). Отрывочные и скудные сведения об административно-судебных и фискальных функциях К. появляются только во 2-й пол. XIII в. Данные источников позволяют сделать вывод, что клирошане XIII в. принимали участие в обучении и поставлении кандидатов в священники и диаконы, а также участвовали в церковном (архиерейском) суде. По мнению Б. Н. Флори, К. «лишь с XIII в. ...выступает как орган управления епархией» ( Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 91). Согласно постановлению Владимирского Собора 1273 г., «яко же аз уставих в митрополии, да будет се въ всех епископиях: да възмуть клирошане 7 гривен от поповьства и от дьаконьства от обоего» (ПДРКП2. Стб. 92. 6). За взимание большей платы виновные (т. е., судя по контексту, клирошане) подлежали отлучению. Кандидаты в священники обязаны были в течение определенного срока «конархисати» (быть чтецами) в соборной церкви и проходить при ней подготовку к принятию сана, очевидно, под руководством клирошан, плата к-рым предназначалась, по-видимому, именно за обучение (Там же).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

М. Апраксина выстроили каменную больницу с ц. во имя св. Александра Невского (разобрана в нач. XIX в.). В 1699-1701 гг. к западу от собора были возведены казначейские кельи, в 1715-1722 гг.- юж. линия корпусов (кельи, квасоварня, баня и др.) с оградой, в 1718 г. между трапезной палатой со Сретенской ц. и казначейскими кельями построена келарская палата. В 1708-1723 гг. А. Р. м. стал кафедральным, в нем размещалась резиденция Новгородских викарных епископов. В XVIII-XIX вв. 25 настоятелей А. Р. м. стали архиереями. В 1775 г., после того как сгорел новгородский Сокольницкий мон-рь, в А. Р. м. были перенесены мощи преподобных братьев Алфановых , помещены в приделе во имя ап. Иоанна Богослова Рождественского собора, где почивают и в наст. время. В нач. XIX в. в мон-ре были сооружены настоятельский корпус, примыкающий к казначейским кельям (автор проекта - архит. В. С. Поливанов), юж. святые врата, к наст. времени утратившие венчающую их колокольню, главный семинарский корпус (закончен в 1890 г., автор проекта - епархиальный архит. А. И. Борщов). А. Р. м. относился к числу наиболее влиятельных и богатых новгородских мон-рей. По количеству земельных владений во 2-й пол. XV в. (588 обжей) он занимал 4-е место после Юрьева , Варлаамиева Хутынского и Аркажского мон-рей. Вотчины А. Р. м. располагались гл. обр. в Водской и Шелонской пятинах. Вероятно, в 1-й пол. XIII в. св. блгв. кн. Александр Ярославич Невский даровал обители Бронницкий перевоз через Мсту, что позволило собирать немалые пошлины с купцов, проезжавших по московской дороге. Св. Александр Невский особо почитался в А. Р. м., в XVII в. икона с изображением св. князя находилась рядом с храмовым образом Рождества Богородицы в местном ряду иконостаса. После присоединения Новгорода к Москве во 2-й пол. XV в. у А. Р. м. было конфисковано 300 обжей земли. В XVI-XVII вв. обитель упрочивала свое положение за счет частных пожалований и собственных приобретений. Владения А. Р. м. располагались в Обонежской пятине, в погостах: Дмитриевском на Капше, Михайловском в Гедевичах, Тервинском, Оштинском за Онегом; в Бежецкой пятине, в погостах: Волочке Держкове, Сопинском Богородицком, Покровском; в Деревской пятине, в погостах: Бронницком Буховском, Деманском; в Водской пятине, в погосте Антоновском на Волхове.

http://pravenc.ru/text/114056.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010