Стремясь расширить свое влияние, правители О. во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. осуществили ряд масштабных военных походов: на Литовское великое княжество (ВКЛ; 1257/58, 1275, 1277 и др.), Польшу (зима 1259-1260, кон. 1287, 1289 и др.), страны Балканского п-ова (1271, 1277 и др.), Византию (1265, 1270), гос-во Хулагуидов и др. Период наивысшего расцвета О. относится к нач.- сер. XIV в. и приходится на правление ханов Узбека (1313-1341) и его сына, Джанибека (1342-1357). После событий «Великой замятни» (многолетней кровавой борьбы за власть, начавшейся в 1357 (ПСРЛ. Т. 25. С. 180)) политическое единство О. стало ослабевать: результатами этого явились выход из состава О. в 1359 г. Хорезма и создание в 60-х гг. XIV в. на землях к западу от р. Дон т. н. Мамаевой О., включившей в свой состав Булгарский и Мордовский улусы в Поволжье, а на юге - земли Сев. Кавказа и Крымский улус. После кратковременного подъема в 80-х гг. XIV в. О. вступила в полосу кризиса, вызванного конфликтом хана Тохтамыша со среднеазиат. правителем Тимуром (сер. 80-х - сер. 90-х гг. XIV в.). Несмотря на усилия беклербека Едигея по восстановлению гос-ва в 1-й четв. XV в., О. вступила в стадию необратимого распада. В XV - нач. XVI в. на ее территории образовались Узбекское, Крымское, Казанское ханства, Большая Орда, Казахское, Тюменское (Сибирское) ханства, Ногайская Орда и Астраханское ханство. Старшей считалась Большая Орда. До 1472 г. ее ханы выдавали ярлыки князьям Сев.-Вост. Руси и получали от них дань. В 1479-1502 гг. ханы Большой Орды вели борьбу за гегемонию с крымским ханом Менгли-Гиреем. После разгрома сыновей хана Ахмата Большая Орда распалась в 1502 г. Положение православных в О. С 1242 г. царевич Батый стал приглашать в О. для выдачи инвеституры рус. князей, и некоторые из них позднее отправлялись для подтверждения своих прав в Монголию (напр., Рязанский блгв. кн. Олег Ингваревич ). Так, в 1243 г. правитель О. подтвердил права Владимирского блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича на старейшинство среди русских князей, утвердив за ним Киев и всю Русскую землю, а в 1248 г. ярлык на эти владения Батый выдал его сыну, св. блгв. вел. кн. Александру Ярославичу Невскому . В 1246 г. в О. в ставку к Батыю приезжал галицко-волынский кн. Даниил Романович .

http://pravenc.ru/text/2581481.html

За все время своего пребывания начальником гвардейской артиллерии С. ввел в нее ряд положительных перемен – улучшил значительно ее материальный состав, весьма высоко поставил пиротехническую часть, ввел и усовершенствовал шрапнель, увеличил быстроту усиленных действий и т. п., причем его мероприятия, как вполне целесообразные, после распространялись обыкновенно и на артиллерию всей армии. Помимо исполнения своих прямых обязанностей он за это же время участвовал в составлении «Правил для руководства при постройке новой артиллерии», был членом «комитета для выработки мер по снабжению армии лошадьми», в 1846 г. представил обширную записку об улучшениях в нашей армии, за что неоднократно получал Высочайшие благодарности. По вступлении на престол Императора Александра II С. во время Восточной войны был с 18 мая 1855 г. назначен командующим Западною армиею, а одно время, по болезни князя Варшавского, начальствовал и над Среднею. В день коронования Императора, 26 августа 1856 г., он был пожалован в члены государственного совета и именным Высочайшим указом в награду «долговременной, отлично-усердной службы престолу и отечеству» возведен в графское достоинство. После этого служба престарелого С. носила скорее почетный характер и ограничивалась заседаниями в государственном совете и комитете о раненых, где он состоял членом, а одно время и председателем. В 1859 г. он был пожалован алмазными знаками ордена св. Александра Невского, 21 декабря 1861 г. по случаю его 50-летия службы в офицерских чинах, получил на свое имя Высочайший рескрипт с перечислением его заслуг и назначением шефом батареи 2, лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, где он начал свою службу. 22 февраля 1875 г., 82 лет от роду, он скончался. С. был женат на гр. Александре Павловне, урожденной маркизе Маруцци, и от этого брака имел 3 дочерей. Графский титул и фамилия С. перешли к Феликсу Николаевичу Эльстону (см. следующий), за которым была замужем одна из дочерей С. Вс. Мамышев, «Русская патриотическая библиотека. Георгиевский кавалер С. П. Сумароков», СПб., 1867, стр. 346, – «Обозрение постепенного образования Артиллерийского училища со времени его основания», СПб., 1845 г. стр. 15–17, – Формулярный список о службе. – «Русский Инвалид», 1831 г., стр. 517; 1836 г., 60 и 61; 1875 г., 44 и 47. – «Энциклопедия военных и морских наук» Леера, т. VII, СПб., 1894 г., стр. 356–357. – Кн. П. Долгоруков, «Российск. родословная книга», ч. 4, СПб., 1857 г., стр. 445. – Кн. Лобанов-Ростовский, «Русская родословная книга», т. II, СПб., 1895 г., стр. 276. – П. И. Петров, «История родов русского дворянства», т. I, СПб., 1885 г., стр. 247.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В июле 1905 г. В. был направлен в качестве главы делегации в Портсмут (США) для ведения мирных переговоров с япон. эмиссарами; 23 авг. мирный договор с Японией, по к-рому Россия передавала Японии Юж. Сахалин, подвел черту под русско-япон. войной. 18 сент. 1905 г. император наградил В. титулом графа. В своей политической деятельности В. пытался сочетать усвоенные в юности представления о самодержавии как «о вековом устое нашей истории» с прагматическими соображениями, что выражалось в лавировании между монархистами и либералами. В 1899 г. в полемике с министром внутренних дел И. Л. Горемыкиным В. указывал на несовместимость выборного представительства с самодержавием, а в окт. 1905 г. убеждал императора, что «Россия переросла форму... империи и существующего строя», и сумел настоять на уступках общественному давлению ради сохранения самодержавия. В результате имп. Николай II 17 окт. 1905 г. подписал манифест «Об усовершенствовании гражданского порядка» (3 ПСЗ. Т. 25. 26803), составленный В. вместе с кн. А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем. Манифест провозгласил гражданские свободы (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов), внес изменения в проектировавшуюся ранее систему выборов в Гос. думу (расширялся круг лиц с избирательными правами), признал Думу законодательным органом, без одобрения к-рого никакой закон не мог войти в силу. 19 окт. была проведена централизация высшей исполнительной власти. 24 окт. 1905 г. В. был поставлен во главе Совета министров. Политика лавирования не принесла В. успеха. То, что он сумел настоять на принятии манифеста 17 окт. 1905 г., окончательно оттолкнуло от него императора и правых монархистов. Принимая участие в подавлении революции 1905-1907 гг., В. в то же время вел активные переговоры с представителями рус. либеральной общественности, надеясь на вхождение известных в либеральных кругах деятелей в свое правительство. Не оправдался расчет В. на поддержку его политики крестьянством при выборах в 1-ю Гос. думу. Понимая, что реальной власти у него становится все меньше, и выполнив последнее важное поручение верховной власти - добившись займа на 2,25 млрд франков, В. 16 апр. 1906 г. подал в отставку, 22 апр. он был уволен от должностей председателя Совета и Комитета министров с оставлением статс-секретарем и членом Гос. совета. В тот же день император наградил его орденом св. Александра Невского с алмазными знаками. Резко негативно оценивали деятельность В. (преимущественно за его роль в деле подготовки манифеста 17 окт. 1905) в радикально-правых кругах. В 1907 г. на В. были организованы 2 покушения: 29 янв. в его доме была заложена бомба, к-рая не взорвалась, 2-е покушение состоялось в мае.

http://pravenc.ru/text/158868.html

XIII в. во владимирском монастыре Рождества Богородицы неизвестным монахом по благословению митр. Киевского Кирилла II и по воле вел. кн. владимирского Димитрия Александровича — сына св. кн. Александра Невского. Составление “Повести” свидетельствует о том, что уже в это время в Рождественском монастыре существовало местное почитание св. кн. Александра Невского; в 1380 г. произошло обретение его мощей. Общерус. канонизация святого состоялась на Соборе 1547 г. К соборному прославлению св. кн. Александра Невского по благословению Московского митр. Макария иноком владимирского Рождественского монастыря Михаилом была составлена служба святому. Тогда же было написано “Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася”. Как сказано в “Слове”, его автор записал рассказ о чудесах св. кн. Александра Невского со слов иноков Рождественского монастыря. В 1550 г. “Слово” вошло в состав ВМЧ. В кон. XVI в. служба, составленная мон. Михаилом, была дополнена 2-м каноном, т. е. стала по составу бденной. Н. С. Серёгина предполагает, что автором дополнений к службе был Иона (Думин), архим. Рождественского монастыря (1584–1588). Служба появилась уже в 1-м издании Минеи в 1610 г. В Уставе, изданном в том же году, в отношении празднования памяти св. кн. Александра Невского находится указание: “Полиелей, аще хощет настоятель”. Бденная служба из Минеи 1610 г. была помещена также в дополнительной части Минеи праздничной 1637 г., но в ней уже появилось особое величание св. кн. Александра Невского как преподобного. Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 г., Петр I повелел перенести мощи св. кн. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург, чтобы т. о. образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей св. кн. Александра Невского произошла 30 авг.

http://sedmitza.ru/text/416030.html

После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича , 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля. Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II , в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича , бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» ( Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

совета. 27 марта 1842 г. вышел в отставку действительным тайным советником 1-го класса, поселился в своем крымском имении Гаспра. В 1806 г. Г. был избран действительным членом Российской академии, в 1826 г.- почетным членом С.-Петербургской АН, состоял почетным членом Общества любителей российской словесности (с 1816), Общества истории и древностей российских (с 1817) и др. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1804), св. Александра Невского (1814), св. Владимира 1-й степени (1826), св. Андрея Первозванного (1826) и алмазными знаками к нему (1828), Белого Орла (1831), св. Станислава 1-й степени (1831) и др., а также прусскими орденами Красного Орла и Черного Орла. Похоронен в ц. св. Георгия в Балаклавском во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-ре . Арх.: РГАДА. Ф. 1263; РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Д. 124; РНБ ОР. Ф. 203. Ист.: Голицын А. Н. Проект об учреждении в С.-Петербурге Библ. об-ва. СПб., 1812; он же. О разводах//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 184-186; он же. Мнение о разности между Вост. и Зап. церковью, с историей разделения их//Там же. 1870. Кн. 1. С. 1-44; он же. Рассказы: Из зап. Ю. Н. Бартенева//РА. 1886. Кн. 1. Вып. 3. С. 369-381; Кн. 2. Вып. 5. С. 52-108; Вып. 7. С. 303-333; Кн. 3. Вып. 10. С. 129-166; Голицын Н. С. Загробные записки кн. Н. С. Голицына, из сказаний дяди его, кн. А. Н. Голицына. СПб., 1859; Яковлев А. А. Журнал... бывш. в Синоде обер-прокурором//Памятники новой рус. истории. СПб., 1873. Т. 3. С. 88-112; Переписка А. Н. Голицына с Московским митр. Филаретом//ЧОИДР. 1875. Кн. 3. С. 148-151; Кн. А. Н. Голицын и архим. Фотий в 1822-1825 гг.: [Переписка]/Сообщ., предисл., примеч.: Н. И. Барсов//PC. 1882. Т. 33. Март. С. 765-780; Т. 34. Апр. С. 205-222; Май. С. 427-442; Июнь. С. 683-700; Т. 35. Авг. С. 275-296; Рассказы кн. А. Н. Голицына: Александр I и его время/Запис., примеч.: Ю. Н. Бартенев; сообщ.: гр. П. А. Валуев//Там же. 1884. т. 41. Янв. С. 123-134. Лит.: Глинка С. Н. Памяти кн. А. Н. Голицына. СПб., 1844; Стурдза А. С. Надгробное слово кн. А.

http://pravenc.ru/text/165261.html

С.-Петербургского Владимира (Котлярова) . 18 апр. 2000 г. митр. Владимир и генеральный директор ЦНИИ «Прометей» подписали «акт об окончательной передаче» в собственность РПЦ всех зданий лавры. К 2000 г. в лавре проживал 21 чел. братии: 2 архимандрита, 2 игумена, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника. При А.-Н. л. действуют иконописная школа, керамические и фарфоровые производства, златошвейные мастерские. Главными праздниками А.-Н. л. являются: Св. Троицы, Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), иконы Божией Матери «Скоропослушница» (9 нояб.), блгв. вел. кн. Александра Невского (23 нояб.- день преставления, 30 авг. и 21 мая - 1-е и 2-е перенесения мощей). Храмы и кладбища А.-Н. л. 1) Свято-Троицкий собор, строительство к-рого началось в 1719 г. по проекту архит. Т. Швертфегера, в 1753-1755 гг. был разобран, т. к. начали рушиться своды. Лишь в 1774 г. после 2 конкурсов одобрение получил проект И. Е. Старова, выполненный в классицистическом стиле. 30 авг. 1778 г. состоялась закладка собора С.-Петербургским митр. Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II , а 30 авг. 1790 г.- освящение собора и перенесение в него мощей св. блгв. кн. Александра Невского из Благовещенской ц. обители. В 1782 г. к собору была пристроена двухъярусная колокольня. Иконостас выполнен Л. Пинкетти, И. А. Акимовым и Я. Мейтерлейтеном. Собор расписан в 1806 г. А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 г. заново П. С. Титовым по эскизам акад. Ф. Г. Солнцева. Скульптурное убранство собора выполнено Ф. И. Шубиным . 16 авг. 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 40-х гг. XX в. часть здания занимало жилищное управление Смольнинского р-на и Музей городской скульптуры. В 1957 г. после 2-летнего ремонта собор был открыт, заново освящен митр. Ленинградским Елевферием (Воронцовым). С 1957 г. в нем совершаются регулярные богослужения. 2) Двухэтажная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, построенная в 1717-1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в сев.-вост. углу мон-ря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского мон-ря в Благовещенскую ц. были перенесены мощи св. кн. Александра Невского. Верхний храм Благовещенской ц. был освящен 30 авг. 1724 г. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиеп. Феодосием в честь Благовещения Пресв. Богородицы, служил усыпальницей для особ царствующего дома (имп. Петра III Феодоровича , Анны Леопольдовны , царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I Павловича великих княжон Марии и Елисаветы) и гос. деятелей (А. М. Голицына, А. А. Безбородко, И. И. Панина, А. В. Суворова , И. И. Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февр. 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской ц. ведется комплексная реставрация.

http://pravenc.ru/text/64492.html

Лит.: Серебрянский Н. [И.] Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; он же. Древнерус. княжеские жития: Обзоры редакций и тексты. М., 1915. С. 267, 276-277; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 41. Примеч. 68; она же. Псковская агиография XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1. Ч. 2; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 234-250, 316-320; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000 (по указ.); Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010. С. 242-247. А. В. Кузьмин Иконография В иконописных подлинниках предписывается изображать М. Д. в одеждах княгини: «На главе плат, в шубе княжеской киноварь, испод голубой, руце молебны» (РНБ. Погод. 1931. Л. 134 об., 20-е гг. XIX в.), ее образ уподобляется образу св. равноап. кнг. Ольги (БАН. Строг. 66. Л. 90, кон. XVIII в.). Другим иконографическим вариантом является изображение М. Д. как преподобной. Образы М. Д. немногочисленны, обычно она представлена в паре с супругом - кн. Довмонтом (Тимофеем) ( Преображенский А. С.//ПЭ. Т. 15. С. 524-527). Изображения М. Д., созданные ранее XVI в., не сохранились. Возможно, из Мирожского мон-ря происходит почитавшаяся там чудотворная Мирожская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в. (1583 г.?), ныне в ПИАМ). Судя по иконографическим признакам, она является списком утраченной вотивной иконы, выполненной при жизни кн. Довмонта и М. Д. в 80-90-х гг. XIII в. и включавшей их образы; с 1567 г. древняя икона находилась в Троицком соборе, затем, по преданию, была увезена в Москву Иоанном Грозным или, согласно одной из гипотез, погибла в 1609 г. во время пожара в Пскове. На сохранившейся иконе из ПИАМ М. Д. и кн. Довмонт (оба с нимбами) изображены в небольшом масштабе по отношению к образу Пресв. Богородицы, Которой они предстоят в молении. Богородица, воздевая руки, осеняет чету и покрывает их краями мафория. М. Д. показана в 3/4-ном развороте влево, голова покрыта полосатым платом, поверх платья - шуба с меховой оторочкой. В киноварной надписи рядом с фигурой М. Д. она названа Домантовой женой и дочерью (а не внучкой) св. Александра Невского («Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев]//скаго»). Большинство, в т. ч. поздних, изображений М. Д. представлено на списках Мирожской иконы XVI в. (напр., с фигурами кн. Довмонта и М. Д. входил в программу росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве, на вост. стене придела во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 80) и был повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи).

http://pravenc.ru/text/2562134.html

В июне 1871 г. Н. был вызван для присутствия в Синоде, принимал участие в переводе Свящ. Писания на рус. язык, в обсуждении духовно-судебной реформы. 6 авг. 1871 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры Н. участвовал в хиротонии Иустина (Охотина) во епископа Острожского, викария Волынской епархии. 28 февр. 1875 г. Н. постриг в монашество буд. еп. Псковского и Порховского еп. Антонина (Державина) и вскоре назначил его настоятелем белёвской Преображенской обители и благочинным мон-рей епархии. 26 апр. 1886 г. в Воронеже Н. возглавил соборное отпевание и погребение архиеп. Воронежского Серафима (Аретинского) . 9 дек. 1879 г. в Туле Н. посетил Л. Н. Толстой , беседовавший с ним о «народной вере» ( Иванов А., прот. Письма к гр. Л. Толстому//Тульские ЕВ. 1901. 7/8. Ч. неофиц. С. 259, 262, 266). С архиереем был знаком и писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. 8 сент. 1880 г. Н. вместе с Саратовским и Сызранским еп. Тихоном (Покровским) принимал участие в праздновании 500-летия Куликовской битвы, состоявшемся на Куликовом поле Епифанского у. Тульской губ. Духовенство отслужило панихиду по вел. кн. Димитрию Иоанновичу Донскому и погибшим воинам. 9 сент. того же года Н. совершил закладку Куликовского инвалидного дома в Туле, на набережной р. Упы. 7 сент. 1887 г., накануне праздника Рождества Пресв. Богородицы, Н. освятил придел прп. Сергия Радонежского в Богородице-Рождественском храме с. Монастырщино на Куликовом поле. 9 мая 1887 г. Н. участвовал в торжественной встрече в Туле имп. Александра III Александровича , приветствовал Его величество торжественной речью в Успенском соборе Тульского кремля. 8 апр. 1873 г. Н. возведен в сан архиепископа. В 1866 г. он был награжден орденом св. Анны 1-й степени, в 1870 г.- орденом св. кн. Владимира 2-й степени, в 1877 г.- орденом св. кн. Александра Невского, в 1886 г.- бриллиантовым крестом на клобук, в 1890 г.- орденом св. кн. Владимира 1-й степени. В мае 1883 г. участвовал в коронации и миропомазании Императорских Величеств; по случаю участия в коронации награжден бриллиантовыми знаками ордена св. Александра Невского. Н. был почетным членом МДА и КДА, а также мн. благотворительных и просветительных обществ.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

Руси отсутствуют. Возможно, во время пребывания в Юж. Руси по соглашению с Ордой К. перенес в Сарай резиденцию епископов Переяславля Русского (см. Крутицкая и Коломенская епархия ), в 1261 г. поставил на кафедру еп. Митрофана . Вероятно, находясь в Киеве, К. обратился к поселившемуся в Болгарии члену рус. княжеского рода «деспоту болгарам» Иакову Святославу с просьбой прислать рукопись Кормчей книги . «Испросив у патриарха» Тырновского рукопись Кормчей, Иаков Святослав приказал в 1262 г. писцу Иоанну Драгославу с помощниками переписать кодекс и отослал список в Киев. Эта Кормчая принадлежала к неизвестной в то время на Руси Сербской редакции, она включала отсутствовавшие в Древнеславянской Кормчей материалы законодательства XI-XII вв. и комментарии визант. юристов XII в. В 1284 г. в Рязанской епископии была сделана копия Кормчей Сербской редакции: по-видимому, К. рассылал копии рукописи по епархиям. После 1261 г. снова появляются известия о пребывании К. в Сев.-Вост. Руси. В сент. 1262 г. митрополит поставил на Ростовскую кафедру еп. Игнатия . В нояб. 1263 г., согласно Житию св. кн. Александра Невского, К. участвовал в его погребении во Владимире-на-Клязьме. Кончина блв. кн. Александра Невского в Городецком мон-ре. 1899–1901 гг. Фрагмент картины. Худож. М. В. Нестеров (ГРМ) Кончина блв. кн. Александра Невского в Городецком мон-ре. 1899–1901 гг. Фрагмент картины. Худож. М. В. Нестеров (ГРМ) После проведения во 2-й пол. 50-х гг. XIII в. переписи населения рус. земель для обложения данью в пользу Орды представители духовенства были освобождены от уплаты дани и не были внесены в перепись. 1 авг. 1267 г. К. получил ярлык хана Менгу-Тимура, по к-рому священники и монахи освобождались от к.-л. налогов и обязанностей в пользу ордынских властей. Освобождение распространялось и на братьев и сыновей священников, живущих вместе с ними. Церковные земли и церковные «мастера» должны были остаться за Церковью. Запрещалось «хулить» веру, отнимать или портить церковные книги. В ярлыке указывалось, что все это делается для представителей духовенства, «да правым сердцем Богови за нас и за племя наше молятся и благословляють нас» (ПРП.

http://pravenc.ru/text/1840359.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010