С 1889 г. протопресвитер Александр Желобовский лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885–1890 гг. протопресвитер Александр Желобовский повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы он практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Александр Желобовский являлся членом совета общества. В 1889 г. он заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890–1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также протопресвитер А. А. Желобовский требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1 января 1890 г. Александр Желобовский издавал журнал «Вестник военного духовенства» (см. «Вестник военного и морского духовенства») с периодичностью 2 номера в месяц. В 1911 г. на основе публикаций журнала за 1890–1910 гг. был издан 3-томник лучших проповедей, примененных к военному быту. А. А. Желобовский способствовал изданию с 1 января 1906 г. духовно-нравственного патриотического журнала «Доброе слово» для крестьян и воинов. При церквах военного ведомства по инициативе Желобовского были открыты библиотеки с книгами религиозно-нравственного содержания. В 1890 г. протопресвитер А.А. Желобовский ходатайствовал перед начальством о налаживании поступления журналов «Православное обозрение, «Разум и вера», «Вестник военного духовенства» в библиотеки офицерских собраний, а не только церковные библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

В 1797 г. П. вместе с духовенством встречал в Н. Новгороде имп. Павла I Петровича и великих князей Александра и Константина Павловичей во время их путешествия в Казань. Перед визитом царя в кафедральном соборе были проведены поспешные ремонтные работы, «исправлены ветхости», сшиты новые парадные облачения всему городскому духовенству и форменные платья певчим. П. даже «приказал им напудриться и спрятать заплетенные косы в кошельки, введенные тогда в употребление по всей армии» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 184-185; Титов. 1910. С. 442). 12 мая 1798 г. на обратном пути из Казани имп. Павел I лично наградил П. орденом св. Анны 1-й степени. 26 окт. того же года П. был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру, 2 дек. прибыл в Тверь. При П. в Твери были заведены 2 «кружки для вдов и сирот», в кафедральном соборе обновлен иконостас, иконы нижнего ряда украшены серебряными окладами, а чтимый образ Преображения Господня - ризой. По инициативе П. определением Синода от 5 мая 1799 г. были учреждены муж. богадельня при Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре и жен. богадельня при тверском в честь Рождества Христова женском монастыре , но впосл. «дело не состоялось за недостатком суммы» и из-за преклонного возраста самих насельниц обители ( Чередеев. 1859. С. 148). После возведения 15 мая 1799 г. в сан архиепископа и назначения 26 дек. того же года Ярославским и Ростовским архиепископом П. большую часть времени жил в столице при первоприсутствовавшем в Синоде митр. Амвросии (Подобедове). Участвовал в собраниях АН и во многих церковных церемониях, в т. ч. 11 марта 1800 г.- в возведении Евгения (Болховитинова) в сан архимандрита. В сент. 1801 г. П. участвовал в коронации имп. Александра I Павловича ; награжден орденом св. кн. Александра Невского. Назначенный в кон. 1802 г. обер-прокурор Синода А. А. Яковлев в своих несколько тенденциозных записках отметил, что П. «всегда был в открытой вражде» с митр. Амвросием и уговаривал обер-прокурора «действовать с ним вместе, дабы онаго из Синода уволить, а ему заступить на его место», «надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего». Яковлев писал о скрытности, мстительности и интриганстве архиепископа, о его приверженности к пьянству ( Яковлев. 1915. С. 20, 23), в результате чего 7 окт. 1803 г. П. был уволен из Синода и отправлен в Ярославль. Одним из непосредственных поводов к смещению П. называют его «неблагоприятный отзыв» о «Духовном регламенте» и об инструкциях, составленных синодальными чиновниками ( Титов. 1910. С. 443). Пребывание П. в Ярославской епархии государь находил нужным «для пользы вверенной ему духовной паствы».

http://pravenc.ru/text/2578499.html

С. 15-31; 24. С. 63-68) и «Древность Нижегородского Благовещенского монастыря» (1864. 15. С. 11-25) Тихонравова; «О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской епархии» прот. В. В. Лаврского (1865. 8-12, 16, 17; 1866. 1-5); «Исторический очерк Нижегородской семинарии» архим. Макария (Миролюбова) (1866. 23. С. 874-885; 24. С. 902-915); «Начало и распространение раскола в пределах Нижегородских» Е. А. Лебедева (1865. 14-20); «Исторические очерки из жизни раскольников в Нижегородских пределах» (1866. 2, 3, 10, 11, 15; 1867. 1-2, 8) и «Исторический очерк состояния раскола в Нижегородских пределах в кон. XVIII ст.» (1868. 9. С. 344-356; 10. С. 371-392) Н. И-ского; «Некоторые сведения о состоянии Нижегородских церквей и монастырей в 1-й четв. XVII ст.» Н. И. Храмцовского (1865. 4. С. 36-45; 5. С. 48-57; 7. С. 25-33; 8. С. 23-44; 9. С. 21-42). Интересны также этнографические «Очерки из истории славянской мифологии» П. В. Знаменского (1865. 17-21, 24; 1866. 1-4, 6-8, 13, 14, 16) и аналитический «Обзор событий в духовенстве за прошедший 1863 г.» (1864. 5. С. 28-39; 7. С. 35-46) И. Петропавловского. В 1869 г. в неофиц. части были напечатаны извлечения из отчета обер-прокурора за 1867 г. (1869. 2-9), отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1868 г. 13-19) и множество заимствованных из др. изданий документов и заметок. Список оригинальных публикаций этого года практически исчерпывается неск. анонимными заметками (напр., «О моршанских скопцах». 1869. 4. С. 152-155), поздравительными адресами переводимому на др. кафедру еп. Нектарию (Надеждину; 8. С. 267-295), 2 речами редактора Полисадова, произнесенными в день семинарского праздника 23. С. 801-812; 24. С. 825-837), «Уставом братства во имя св. блгв. кн. Александра Невского» 16. С. 561-566) и «Журналами заседаний Нижегородского епархиального съезда» 18. С. 639-649), определившего дальнейшую судьбу «Н. е. в.». Съезд среди прочего просил «учинить архипастырское распоряжение о выписке для церквей только одного официального отдела помянутых ведомостей… а печатание и продажу неофициального отдела предоставить на благоусмотрение самой редакции… Если же редакция ЕВ не согласится на печатание одного официального отдела для церквей, то просить Его Преосвященство… передать заведование его кому-либо из ученых отцов протоиереев и священников на прописанных в журнале съезда условиях».

http://pravenc.ru/text/2565208.html

Е. В. Романенко Иконография Образ А. М. представлен преимущественно на многофигурных иконах олонецких святых, но встречаются и единоличные изображения. В Описи собрания Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упомянута икона «Прп. Афанасий Муромский», XIX в.: «Изображение на холсте [паволоке] преподобного в рост. В левой руке - четки, в правой свернутый свиток - символ учительства» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 170). Сохранились 2 иконы с образом А. М. (МИИРК), происходящие из Муромского Успенского мон-ря. На иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские», 1-я пол. XIX в., святые изображены в рост, в молении Спасителю в сегменте неба. А. М.- с непокрытой головой, короткими волосами, темной окладистой бородой, заостренной книзу, в светло-зеленой рясе и коричневой мантии с золотопробельным письмом, в голубой схиме с куколем на плечах. Вверху надпись: «Св. пр(д). Aфahaciй Муром: чуд(о).». На иконе кон. XIX в. А. М. (надпись: «Стый пр. Aфahaciй Mypoмckiй чудо») изображен прямолично, в рост, с ниспадающими прядями волосами и длинной бородой, в темно-зеленой мантии и схиме, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (с текстом: «Внимайте убо бpamiя моя и не согрешайте до ckohчahiя века»). А. М. среди олонецких святых изображен на иконе 2-й пол. XIX в. (ц. вмц. Екатерины, Петрозаводск) в мантии, с куколем на голове и четками в руках. На иконе кон. XX в. «Собор Карельских святых» (собор во имя блгв. кн. Александра Невского, Петрозаводск) А. М. держит в руках модель храма. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/77012.html

Первая - в с. Знаменском Киржачского района. Вторая церковь находилась в с. Кистыш Суздальского района, закрытая 20 октября 1936 г. под школу; используется под склад хлеба и читальню, т.к. нет средств; в 1938 г. будут отпущены. Комиссией было решено: «1) предложить облисполкомам проверить использование всех бывших молитвенных зданий… Не переоборудованные под указанные в постановлениях об их закрытии цели… в ближайшее время использовать по назначению; оказать содействие местным органам власти в получении средств на переоборудование зданий. 2) в дальнейшем разрешать ликвидацию молитвенного здания только тогда, когда имеется полная уверенность в том, что здание немедленно после разрешения дела будет переоборудовано при наличии плана переоборудования, сметы и сведений об имеющихся средствах. Молитвенные здания передавать для использования только под культурно-просветительные цели (клубы, школы, библиотеки, детясли и т.п.). Если здание подлежит сносу ввиду ветхости или за невозможностью приспособить его путем переоборудования, материал, полученный от разборки здания, передавать на строительство культурно-просветительных и бытовых объектов» [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 51. Л. 4 -11]. Из кн.: Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 67, 76. Село Кистыш в 45 верстах от Владимира и в 8.5 вестах от Суздаля, при реке Кестре. В «Разъезжей грамоте 1521 г.» село упоминается как великокняжеская вотчина. Существующая церковь построена в 1793 г. тщанием прихожан, зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: в настоящей, холодной – во имя св. Василия Великого и придел – во имя св. пророка Илии, в теплой трапезе – во имя св. благовер. вел. князя Александра Невского. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1822 г.; опись церковного имущества составлена в 1858 г. Церковной земли имеется: усадебной 3380 кв. саж., сенокосной 3 дес. 50 кв. саж. и пахотной 30 дес.; плана на землю и межевой книги нет.

http://sobory.ru/article/?object=01421

10 марта 1863 г. в Александро-Невской лавре Г. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 13 янв. 1864 г. назначен епископом Ревельским (с 24 июня 1865 именовался Ладожским), викарием С.-Петербургской епархии. Являлся председателем губ. присутствия по обеспечению правосл. духовенства епархии и вице-президентом Новгородского тюремного комитета, с 1865 г. председателем миссионерского об-ва. 26 янв. 1866 г. Г. возглавил самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, 17 февр. прибыл в Самару. Трудами Г. в 1868 г. открылось епархиальное жен. уч-ще, на личные средства святителя была учреждена вечная стипендия для воспитанниц, выстроено новое здание ДС. В духовно-учебных заведениях Самары был введен новый устав, во всех храмах епархии заведены воскресные внебогослужебные собеседования (в т. ч. на чуваш. языке), в Самаре - воскресные публичные собеседования с раскольниками. Г. рекомендовал всем настоятелям церквей открывать б-ки. По инициативе святителя началось издание «Самарских епархиальных ведомостей» (1867), открылись комитет Православного миссионерского общества (1871), сиротский дом во имя свт. Николая Чудотворца с церковью, Александровская богадельня, свечной завод (1877). Проявляя заботу о клириках епархии, Г. в 1867 г. учредил кассу духовенства для обеспечения выбывающих за штат, их вдов и сирот, организовал и возглавил Комитет по обеспечению правосл. духовенства квартирами и земельными угодьями. По инициативе Г. в мае 1869 г. началось возведение нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя, были построены загородный архиерейский скит и Иверская часовня (1877) в память избавления от голода в Самаре. 8 дек. 1877 г. Г. был перемещен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. Учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания, много внимания уделял устройству миссионерских станов в Калмыцкой степи и противосектантской работе. Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й и 3-й степени, черногорским орденом кн. Даниила I 1-й степени (за материальную помощь, оказанную Г. черногорцам во время войны с Турцией). Скончался с любимой молитвой на устах: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...» Погребение Г. в крипте астраханского кафедрального Успенского собора совершил Саратовский еп. Тихон (Покровский) . Прославлен в Соборе Сибирских святых (1984). 17 апр. 2005 г. мощи Г. были подняты для поклонения верующих и поставлены в Успенском соборе Астрахани. Изображение Г. помещено на иконах «Собор Сибирских святых» и «Святые, в земле Астраханской просиявшие» (1999) в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/164539.html

19 дек. 1892 г. он был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским вместо еп. Павла (Вильчинского), определенного на эту кафедру 21 нояб. Но в связи с болезнью назначенного в Астрахань еп. Исаакия (Положенского) 2 дек. еп. Павел был оставлен на Астраханской кафедре. На новом месте И. много времени уделял духовно-учебным заведениям епархии. 17 июля 1893 г. он был назначен епископом Тульским и Белёвским и 12 авг. выехал из Могилёва. В Тульской епархии И. ввел в храмах чтение и пение по киевским образцам, заботился об устройстве церковных хоров, упорядочил работу епархиального братства во имя св. Иоанна Предтечи, организовал Братскую школу с преобладающим курсом церковного пения. И. занимался просвещением прихожан сельских храмов, проводил внебогослужебные беседы с народом. При нем значительно увеличилось число церковноприходских школ и школ грамоты, школ для девочек и школ с ремесленными отделениями. 1 дек. 1893 г. И. открыл образцовую церковноприходскую школу при епархиальном женском училище, в 1895 г.- попечительство о «недостаточных воспитанницах». По инициативе И. в 1894 г. было расширено здание семинарии, в 1895 г.- епархиального жен. уч-ща. Только за 1894 г. епископ 3 раза объезжал епархию, посетил до 35 городских и ок. 50 сельских храмов и 4 монастыря. В том же году были открыты единоверческий приход в Туле и Богородице-Владимирская жен. община в Крапивенском у. 2 нояб. 1896 г. И. был определен епископом Подольским и Брацлавским, 21 нояб. выехал из Тулы. За время управления Подольской епархией усовершенствовал институт благочинных, повысив статус благочиний, принял ряд мер для повышения образовательного уровня духовенства, оживления приходской жизни. При И. строились новые здания церковноприходских школ, их количество достигло почти 250 (общее число учащихся девочек 20 тыс.), было открыто 8 второклассных школ. В 1899 г. было возобновлено проведение училищных съездов. В 1896-1898 гг. на хуторе Раёк был построен новый епархиальный свечной завод, к-рый снабжал церкви епархии оливковым маслом, «экономическим» углем для кадил и церковным вином. 24 нояб. 1897 г. И. освятил во имя блгв. св. кн. Александра Невского новый храм в Каменце-Подольске, воздвигнутый в память 100-летия воссоединения Подолии с Россией, отмечавшегося в 1893 г. По инициативе И. в 1898 г. был организован Подольский отдел Палестинского православного общества , в «Подольских епархиальных ведомостях» появилась новая рубрика, где печаталась епархиальная и школьная хроника, началась подготовка «Подольского народного катехизиса». В 1899 г. была проведена регистрация сирот духовного ведомства.

http://pravenc.ru/text/674021.html

Имя И. встречается в святцах с кон. XVII в. (напр., в Кайдаловских святцах: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562). Старообрядческий мон. Иона Керженский писал в «Алфавите русских святых» (1807-1811 гг.): «В древлеписменных летописцех показуется во святых Иоасаф, затворник в Нижнем Печерском монастыре в лето 6100-е... но времени памяти не объяснено» (ЯИАМЗ. 15544. Л. 398-398 об.). Имя И. вошло в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Т. 3. С. 372). В 1993 г. И. был канонизирован как местночтимый святой. 19 апр. 1994 г. Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу «о недостаточности предоставленных материалов» для общецерковного прославления схимника. В 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено празднование Собору Нижегородских святых, в т. ч. И. В 2006 г. завершилась реставрация пещеры И., место погребения святого было отмечено новой позолоченной ракой, около к-рой 22 сент. 2006 г. был отслужен 1-й после мн. лет водосвятный молебен. Образ И. есть на иконе «Собор Нижегородских святых» в нижегородском соборе во имя блгв. кн. Александра Невского, написанной в апр. 2009 г. Ист.: Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 20012. С. 60-61, 623-626, 659-661, 671-673, 714-716; Шайдакова М. Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н. Новг., 2006. С. 91-92, 204; Серебровский И., свящ. Жизнеописание св. прп. схимонаха Иоасафа Печерского. Н. Новг., 2006. С. 7, 15-16; Описание о российских святых. С. 248. Лит.: Ратшин А. Полное собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 359; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262; Четыркин И. Ист.-стат. описание Нижегородского Вознесенского муж. мон-ря. Ч. 2: Разрушение Печерского мон-ря в кон. XVI ст. и перенесение его на теперешнее место//Нижегородские ЕВ. 1886. 17. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 86-87; Зверинский. Т. 2. 1055. С. 270; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Серебровский И., свящ. Гробница схимонаха Иоасафа в с. Старых Печерах. Н. Новг., 1900, 2006; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 20053. С. 314-315; Рамодановская Е. К. «Святой из гробницы». О нек-рых особенностях сибирской и севернорус. агиографии//Русская агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 151-152; Тихон (Затёкин), архим. Нижегородский Вознесенский Печерский муж. мон-рь//ЖМП. 2007. 12. С. 55-57.

http://pravenc.ru/text/578040.html

чел.: латгалы, русские, белорусы, поляки и немцы; господствующим исповеданием был католицизм, действовало ок. 20 правосл. храмов. В 1833-1916 гг. усилиями Полоцких епископов в Латгалии было построено более 30 правосл. церквей. Для утверждения Православия в Латвии многое сделал еп. Александр (Заккис), первый правосл. епископ-латыш, занимавший Полоцко-Витебскую кафедру в 1893-1899 гг. Помимо учреждения правосл. храмов еп. Александр вводил в богослужение и в проповедь латыш. язык. В нач. XX в. в Двинске действовали Борисоглебский собор (воздвигнут в 1904-1905), Александро-Невский собор (построен в 1856-1864 на частные пожертвования), единоверческая Успенская ц. на Нов. Строении (1877), деревянный храм во имя свт. Николая на Гриве (построен в 1882, в 1919 сгорел, в 1924 восстановлен), гарнизонный храм во имя блгв. кн. Александра Невского близ Двинской крепости (1897), Никольский храм на городском кладбище (1894). В 1923 г. была построена Петропавловская ц. на Ст. Форштадте на Златогорской ул. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии, был хиротонисан настоятель Маркова витебского во имя Св. Троицы мон-ря , благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии архим. Пантелеимон (Рожновский) . Местом пребывания викарного епископа был определен полоцкий братский в честь Богоявления мон-рь . В 1913 г. еп. Пантелеимон побывал в Двинске 5 раз. С нач. 1915 г. Латгалия была прифронтовой зоной, в сер. 1915 г. в Двинске было объявлено об эвакуации. С 15 авг. 1917 по 20 апр. 1918 г. в связи с отъездом в авг. 1917 г. Полоцкого еп. Кириона III (Садзаглишвили) в Грузию еп. Пантелеимон принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. В нояб. 1917 г. в Полоцке и Витебске установилась советская власть. В 1918 г. еп. Пантелеимон был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре Ковельского у., на территории, к-рую контролировали поляки.

http://pravenc.ru/text/171494.html

По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010