Арх.: ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 97. 41: ркп.; стеклогр. Муз. соч.: «Блажен муж» (бас соло); «Ныне отпущаеши» (баритон соло); «Величания» (альт соло), 16 номеров: На Рождество Пресв. Богородицы, На Воздвижение Честнаго Креста, На Введение Пресв. Богородицы, На Рождество Христово, На Богоявление Господне, На Сретение Господне, В Неделю ваий, На Вознесение Господне, На Св. Троицу, На Преображение Господне, На Успение Пресв. Богородицы, На Рождество Иоанна Предтечи, Свт. Николаю Чудотворцу и др. святителем, Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу и др. преподобным, Св. блгв. кн. Александру Невскому, Сорока севастийским мученикам; «От юности моея» 1//Сборник духовно-музыкальных сочинений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. 15; «Благослови, душе моя, Господа»//«Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Сб. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 7-9; «Во царствии Твоем»; «Милость мира» и «Тебе поем» (сопрано соло); «Тебе поем»; «Отче наш» (сопрано соло); «Помилуй мя, Боже» (концерт, тенор соло; 12 янв. 1926); «Разбойника благоразумнаго» 1 (альт соло); «Разбойника благоразумнаго» 2//Сб. СПб.: изд. Киреева, гг.]. Стеклогр.; Поэма для солистов, хора, оркестра и органа «Христос Воскресе» (1921, местонахожд. неизв.). Лит.: А. В. Александров: Нотобиблиогр. справочник/Сост. Ю. А. Александров. М., 1980; Поляновский Г. А. А. В. Александров. М., 19832. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/64472.html

Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные. Богослужения Рождественского поста 4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы , накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон – подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод Всенощное бдение совершается также накануне: 18 декабря – память прп. Саввы Освященного 19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний» Полиелей бывает накануне: 29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея 2 декабря – память свт. Филарета Московского 6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского/свт. Митрофана Воронежского 10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» (может совершаться бдение) 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного 17 декабря – память вмц. Варвары 26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста 2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского 3 января – память свт. Петра Московского Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской – 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм. 31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен . В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь – это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души. 2 января отмечается Предпразднство Рождества Христова . На следующий день начинается более строгий пост. 6 января, в  Рождественский Сочельник , обычно читаются Царские часы, а по их окончании – Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется).

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-k...

С великой скорбью вижу, что наше правительство повторяет ошибки Виктора Януковича, который также попытался о чем - то договориться с мятежниками майдана и их западными кураторами, что ему чуть - ли не стоило жизни и повергло всю страну в кровавый хаос! Самые благоприятные моменты для решения конфликта и освобождения Украины от фашистов давно упущены. Но пока еще не совсем поздно, можно еще спасти ситуацию и жизни десятки тысяч людей! Надо усиливать молитвы, между прочим, о вразумлении нашего правительства. Недавно в Москве мне вручила моя сподвижница Татьяна Боровикова список чудотворной иконой Божией Матери Песчанской. С этой иконой она прошла более 20 Крестных ходов, объехала с ней линию фронта Первой мировой войны. Ибо повеление Матери Божией тогда, во время войны, не было исполнено. Татьяна говорила мне, что дает мне икону именно для Крестного хода вокруг Крыма. Сначала я подумала, вокруг Новороссии было бы на данный момент важнее. Потом узнала о блокаде Крыма, о сдачи Чонгара и прочее. Сама сидела в Севастополе без света. 22 декабря вечером, во время Крестного хода вокруг Севастополя, знакомому участнику позвонил его друг. Он сообщил о том, что у него дома обильно замироточила Страстная икона Божией Матери, лик Спасителя источал миро. И я поняла, как важно поскорее организовать и совершать этот Крестный Ход! В этом мне помогал председатель православной ОО «Русичи» и главный редактор газеты с тем же именем, уважаемый Павел Буцай, а также, во второй половине Крестного хода, р.Б. Виктор из Ялты, прихожан храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского. По благословению высокопреосвященного Лазаря (Швец), Митрополита Симферопольского и Крымского, и Благочинного Севастопольского округа, протоиерея Сергея (Халюта), ранним утром 2 января 2015 года мы отправились на автомобильный Крестный ход вокруг Крыма, в северном направлении. Главной его участницей была Сама Матерь Божия в образе чудотворной иконы Ея «Песчанская». Участвовали и другие иконы: Казанской Божией Матери, св. Царя - Мученика Николая II. и св. блгв. воина Феодора Ушакова.

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/17/...

В 1700 г. в Г. м. был поставлен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя св. кн. Александра Невского. Антиминс был выдан 24 июля 1700 г. в Москве строителю иером. Михаилу. В 1702 г. рядом с обветшавшей и впосл. разобранной деревянной была возведена одноименная каменная церковь. В июне 1708 г. иером. Михаил подал челобитные Петру I и митр. Рязанскому и Муромскому Стефану (Яворскому) о строительстве нового каменного Феодоровского храма (упом. в описи мон-ря 1719). После пожара 1765 г. Феодоровский собор был восстановлен стараниями управителя Городецкой вол. Афанасия Яковлева. Собор относился к распространенному во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. типу бесстолпных храмов с 3 апсидами, массивный четверик имел декор в виде кирпичного профилированного карниза, украшенного «поребриком», и венчающего ряда из 5 полуциркульных кокошников на каждом фасаде. Окна (одно на зап. и по 2 на сев. и юж. фасадах) были декорированы сандриками. Во время восстановления после пожара к центральному куполу собора были добавлены 4 малых купола на глухих барабанах. На освящении отремонтированного собора 19 мая 1767 г. присутствовала имп. Екатерина II , сделавшая пожертвования на украшение храма и для братии. В соборе сохранялось место моления Екатерины II, обитое красным сукном с вензелем императрицы. В 1872 г. на хорах были устроены приделы во имя сщмч. Антипы Пергамского и вмц. Екатерины. Собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) Собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) К 1717 г. в Г. м. из разобранной деревянной Феодоровской ц. была построена трапезная ц. в честь Преображения Господня (к 1763 упразднена). В 1798 г. на средства местных жителей поставлена теплая ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Считалось, что ее алтарь устроен на месте кельи, где принял постриг в схиму и скончался кн. Александр. В 1870 г. по проекту архит. Л. В. Даля был заложен, а в 1882 г. на пожертвования купца И. А. Ноздринского, городецких жителей Т. А. Плеханова и Ф. С. Кутенева построен каменный храм во имя св. кн. Александра Невского с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1883 г. в нем был освящен придел во имя преподобных Антония, Феодосия и др. угодников Киево-Печерских. Центральный объем 3-апсидного Александро-Невского храма типа восьмерик на четверике был увенчан 5-главием со световым центральным барабаном; грани восьмерика завершались килевидными кокошниками. Прямоугольные в плане приделы полностью закрывали боковые фасады четверика; высокие 2-скатные кровли приделов примыкали к восьмерику; треугольные фронтоны имели завершения миндалевидной формы.

http://pravenc.ru/text/166241.html

В XVII-XX вв. на территории совр. К. м. было построено более 200 правосл. храмов, среди них: Троицкая ц., 5-престольный Богородице-Рождественский собор, храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского (1902) в Кургане. В 1905 г. недалеко от Александро-Невской ц. было сооружено здание Курганского ДУ с домовым храмом в честь св. ап. Иоанна Богослова. Сохранилось также помещение домовой Пантелеимоновской ц., освященной при городской больнице 5 марта 1884 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском Чимеевском мон-ре в с. Чимеево. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском Чимеевском мон-ре в с. Чимеево. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 20-30-х гг. XX в. все храмы были закрыты и находились в запустении. Богослужения возобновились лишь в 1942 г. (2 апр. 1942 в Петропавловской ц. Куртамыша). В годы Великой Отечественной войны на территории совр. К. м. имелось 2 действующих правосл. храма, в 1946 г. их число возросло до 7, к 1956 г.- до 14. С 1944 г. верующие Кургана безрезультатно добивались открытия в обл. центре Троицкого собора, в 1957 г. собор был взорван. Лишь 30 окт. 1956 г. была открыта Свято-Духовская ц. в пос. Рябково (ныне район Кургана). По большим праздникам храм посещало до 800 чел. В 1963 г. под предлогом реконструкции поселка церковь была снесена, а общине предложено обустроиться на новом месте, в пос. Смолино, куда было перевезено крестильное помещение площадью 68 кв. м, которое стало молитвенным домом после пристройки алтаря. На 1 янв. 1962 г. на территории Курганской обл. имелось 12 действующих правосл. храмов, в к-рых служили 16 священников, 3 диакона, 5 псаломщиков. Церковный актив приходов насчитывал 283 чел. С 1962 по 1964 г. в разгар антицерковных репрессий количество действующих храмов сократилось до 10 и до кон. 80-х гг. практически не изменялось. К 1990 г. число храмов удвоилось. 25 авг. 1989 г. Курганский облисполком принял решение передать РПЦ здание храма св. блгв. кн. Александра Невского, в котором располагался обл. краеведческий музей. Первый молебен во вновь открытом храме состоялся 5 дек. 1991 г.

http://pravenc.ru/text/2462281.html

По решению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода от 22-23 февр. 1993 г. из состава Екатеринбургской епархии была выделена самостоятельная Курганская и Шадринская епархия. 3 апр. 1993 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве была совершена хиротония архим. Михаила (Расковалова) во епископа Курганского и Шадринского. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Новообразованная Курганская и Шадринская епархия имела 37 приходов и была разделена на 3 благочиния: Шадринское, Куртамышское и Курганское. В 2003 г. на территории епархии действовало уже 65 приходов, 4 мон-ря, служило свыше 80 священнослужителей. За годы управления епархией еп. Михаилом были возрождены Далматовский муж. мон-рь и Верхнетеченский жен. мон-рь, а также учреждены 2 новых мон-ря: жен. мон-рь Похвалы Божией Матери в с. Боровском Катайского р-на (2000) и Казанский Чимеевский муж. мон-рь (2002). 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей прп. Далмата Исетского (см. Далмат (Мокринский) ), прославленного в лике Сибирских местночтимых святых 17 июля 2004 г. В числе новомучеников и исповедников Российских был канонизирован сщмч. Аркадий Гаряев, священник Никольского храма с. Боровского, замученный красноармейцами в 1918 г., мощи котого были обретены 10 июня 2007 г. В 2004 г. по определению Синодальной комиссии по канонизации святых список Казанской иконы Божией Матери , именуемый «Чимеевский», был внесен в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. 14 сент. 2006 г. открылась правосл. общеобразовательная школа им. св. Александра Невского. Ее учредителем является Фонд св. блгв. кн. Александра Невского. В 2007 г. впервые начал работу летний правосл. детский оздоровительный лагерь. В К. м. действует ок. 50 воскресных школ, где обучается ок. 1 тыс. чел. Почти при всех воскресных школах имеются приходские б-ки.

http://pravenc.ru/text/2462281.html

В 1654 г. по инициативе Патриарха Никона грамотой царя Алексея Михайловича с. Боровичи и мон-рь с земельными владениями были приписаны к валдайскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю . Мощи св. Иакова по указу Патриарха были перенесены в собор Валдайской обители, в Святодуховской ц. Б. м. оставили ковчег с ребром святого. Опись Б. м. 1658 г. упоминает 3 обветшавших деревянных храма: соборы в честь Сошествия Св. Духа с шатровым завершением и Покровский, ц. во имя св. Иакова Боровичского над зап. вратами, а также деревянные колокольню, 2 кельи и хлебню. При участии Патриарха Никона в Боровичах, на левом берегу Мсты, был основан Новодухов мон-рь, в 1664 г. там заложили каменный храм. Часть деревянных построек, в т. ч. надвратный храм из Б. м., перенесли во вновь устроенную обитель. После низложения Патриарха Никона строительные работы в Новодуховом мон-ре прекратились. В 1673 г. недостроенную каменную церковь разобрали, кирпич использовали при возведении в 1674-1676 гг. каменного храма в честь Сошествия Св. Духа в Б. м. В строительстве участвовали каменщики из Валдайского мон-ря, оттуда же в новый собор перевезли убранство для алтаря, подаренное кн. Ф. Мстиславским. Из Новодухова мон-ря в Б. м. перенесли деревянные строения, в т. ч. ц. во имя Иакова Боровичского. В 1712 г. Валдайский и Боровичский мон-ри с вотчинами были приписаны к Александро-Невскому мон-рю, в 1730 г. Б. м. вновь значился приписным к получившему самостоятельность Валдайскому мон-рю. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Б. м. были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от собора -деревянные св. врата с ц. Иакова Боровичского. В описи 1765 г. упоминается также каменная колокольня при соборе Св. Духа. Вместо деревянной, сгоревшей в 1778 г. была построена каменная надвратная церковь с колокольней (1792). Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г. Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/153209.html

Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. При архим. Аркадии в В. м. были построены новый иконостас и престол в Успенской ц. (1864), деревянная гостиница (1865), каменные 2-этажный корпус и корпус для престарелых и больных монахов, 2 гостиницы, пекарня, квасоварня, конюшня, постоялый двор, открыты богадельня и аптека. С 1874 г. велось строительство каменного 5-главого собора в честь Рождества Христова (длина 66 аршин, ширина 48, высота 56 аршин). Главный престол освящен 30 сент. 1890 г., правый придел во имя мучеников Адриана и Наталии - 1 окт., в левом приделе располагалась ризница. В храме находились икона и ковчег с частицами мощей Кизических мучеников , а также 8 серебряных крестов с частицами камня Гроба Господня, Креста Господня и мощей св. Иоанна Крестителя , святителей Иоанна Златоуста и Лазаря , еп. Кипрского, священномучеников Игнатия Богоносца , Ипатия , еп. Гангрского, великомучеников Иакова Персянина , Феодора Стратилата , Феодора Тирона , Евстафия Плакиды , прмч. Андрея Критского , вмц. Варвары , мц. Феклы , прп. Пимена Великого , блгв. кн. Александра Невского , блгв. кнг. Февронии Муромской и др. С 17 июня 1866 г. в В. м. пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сент. 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал неск. богословских и экзегетических трудов, собрал б-ку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской ц., написал иконы для др. храмов В. м. Со свт. Феофаном и архим. Аркадием общались посетившие В. м. 12-15 сент. 1886 г. вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. свт. Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника .

http://pravenc.ru/text/161125.html

БРЮССЕЛЬСКАЯ И БЕЛЬГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ БРЮССЕЛЬСКАЯ И БЕЛЬГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ 30 авг. 1923 г. был образован Бельгийско-Голландский благочиннический округ во главе с прот. Петром Извольским, настоятелем Никольского храма. В округ вошли храмы Св. Троицы в Шарлеруа, вмч. Пантелеимона и свт. Николая в Намюре (впосл. переведенный в Брюссель), блгв. кн. Александра Невского в Льеже, а также ц. равноап. Марии Магдалины в Гааге. В 1928 г. в Никольский храм был пожертвован ковчег с частицей мощей свт. Николая, по сей день являющийся одной из главных святынь Б. и Б. е. После смерти в 1928 г. прот. Петра Извольского настоятелем брюссельского храма стал архиеп. Александр (Немоловский ; бывш. архиеп. Алеутский и Североамериканский) . В 1931 г. клир и приход Никольского храма вслед за митр. Евлогием перешли в юрисдикцию К-польского Патриархата. 11 дек. 1936 г. по ходатайству митр. Евлогия К-польский Патриарх Вениамин поставил архиеп. Александра правящим архиереем новоучрежденной Б. и Б. е. На основании Патриаршей грамоты указом бельг. кор. Леопольда III 5 июня 1937 г. архиеп. Александр был утвержден главой всех православных, живших в Бельгии. В 1940 г. за обличение национал-социализма архиеп. Александр был арестован, отправлен в Берлин и там заключен в тюрьму, но вскоре отпущен на свободу под поручительство митр. Серафима (Ляде) , архиеп. Александру было запрещено покидать Берлин. После разгрома гитлеризма архиеп. Александр как единственный оставшийся на территории Германии правосл. архиерей вступил в управление правосл. приходами в Германии. 2 сент. 1945 г. владыка Александр вместе с приходами и духовенством Берлинской и Германской и Брюссельско-Бельгийской епархий воссоединился с РПЦ. В нояб. 1948 г. по его просьбе был освобожден от управления Берлинско-Германской епархией и вернулся в Брюссель, 28 нояб. 1959 г. был возведен в сан митрополита. После кончины митр. Александра († 11 апр. 1960) Б. и Б. е. с 31 мая 1960 по 1985 г. возглавлял еп. (с 21 июля 1960 архиеп.) Василий (Кривошеин) . В эти годы были открыты 2 новых храма в Брюсселе и мон-рь в Первейзе. В новооткрытых храмах служба совершалась на франц., в мон-ре - на фламанд. языке.

http://pravenc.ru/text/153527.html

8 янв. 1911 г. в С.-Петербурге в синодальном домовом храме святых Отцов Семи Вселенских Соборов состоялось наречение Н. во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. Хиротонию 9 янв. в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , также в хиротонии участвовали Киевский и Галицкий митр. Флавиан (Городецкий) и Ярославский архиеп. Тихон ( Беллавин ; впосл. патриарх Московский и всея России). В том же году Н. принял деятельное участие в подготовке и проведении торжеств прославления в лике святых свт. Иоасафа (Горленко) , епископа Белгородского. 15 нояб. 1913 г. был перемещен на Белгородскую кафедру, став 1-м викарием Курской епархии. Как Белгородский архиерей Н. проводил большую агиографическую работу, посвященную новопрославленному свт. Иоасафу Белгородскому, результатом к-рой стал фундаментальный труд о жизни, прославлении и чудесах святителя. Также Н. составил акафист Белгородскому святителю, при его участии изданы 3 тома консисторских дел, связанных с деятельностью свт. Иоасафа, в Белгороде был устроен посвященный ему музей. В 1917 г. за свои научные труды Н. удостоен ученой степени магистра богословия. Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Икона. 10-е гг. XXI в. Награжден набедренником (1898), наперсным крестом (1899) и Библией от Святейшего Синода (1901), орденом св. Анны 2-й (1904) и 1-й (1914) степени, орденом св. кн. Владимира 4-й (1906) и 3-й (1910) степени. После Февральской революции 1917 г. и отстранения от управления епархией Курского и Обоянского архиеп. Тихона (Василевского) Н. с 15 мая по 9 авг. 1917 г. пребывал в Курске, временно исполнял обязанности управляющего Курской епархией. С апр. 1918 г. Белгород находился под нем. оккупацией и был включен в состав зависимой от Германии т. н. Украинской державы во главе с гетманом П. П. Скоропадским. Летом того же года Н. принял участие во 2-й сессии Всеукраинского православного церковного Собора в Киеве. В окт. 1918 г. возглавил в Харькове комиссию по подготовке канонизации Харьковского архиеп. свт. Мелетия (Леонтовича) . 7 дек. участвовал в освидетельствовании останков свт. Мелетия в Покровском соборе Харькова. В кон. дек. 1918 г. Белгород был взят Красной Армией, в нач. янв. 1919 г. красные войска вступили и в Харьков. Пребывавший там Н. принял решение вернуться в Белгород.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010