1753 Фойгт, Возрождение, II, 219–224, 248, 275, 276. О разных обществах питухов (Hullmann, т. IV, 180–184) 1754 Мотлей, III, 70, 78. «Большая часть германских и нидерландских дворян предавалась пьянству и разврату» (381). О грубости тогдашних пиров и пьянстве см. Hullmann, IV, гл. 6. О пьянстве литовского и венгерского послов в Москве (Соловьев, V, 297) 1755 Фойгт, II, 221, 224. Грубость нравов в англ. обществе XVI в., выражающаяся в убийствах и суровых наказаниях, всецело отразилась в пьесах Шекспира (Вестн. истории 1900, 8, с. 194); о драке кор. Елисаветы с гр. Эссексом в тайном совете (206). И по позднейшим данным Россия не самая пьющая страна. Все народы, кроме Швеции и Швейцарии, пьют гораздо больше (см. Alcoholic Beverages 1906) 1756 «Сия мерзость умножися не токмо в мирских, но и в прочих, о них же помолчу, чтын же да разумеет» (Прав. Соб. 1863, I, 337–348); свидетельства к. XV-XVI вв. (Рус. Ист. библ. VI, 847, 856, Карамзин, II пр. 132; VIII, пр. 88); м. Макарий (Прав. Соб. 1863, т. I, сс. 203, 216; Прав. Соб 1839, I,471–72; 1862 3, Ак. ист., I, 289, Буссов, 140; Маржерет, 313; Шаум (Чт. в Общ. ист. и древн. 1847, 3), Соловьев, VI, 207; VIII, 194; XI, 353, 463 (в монаст. среде) 1761 См. у Георгия Амартола (греч. и славян. тексты), Опис. рук. Общ. любит. древн. письм., II, 271–272; по Муральту, 541 1763 В 1493 г. в Ревеле был сожжен один русский, обвиненный в этом преступлении (Карамзин, VI, стр. 163) 1767 Буссов, 140. Маржерет, 313. Шаум (Чтен. в Общ. ист. в 1847, 3, с. 3); Крижанич (Рус. госуд., разд. 57, стр. 231–232 – латин. текст более подробный). Олеарий выражается: «В России этот гнусный грех считают шуткой... Необходимо употребить какие-нибудь средства, чтобы поднять стыдливость против содомии» (кн. III, гл. 4) 1769 Д.Дубакин, Влияние христианства на семейный быт рус. общества, Спб, 1880, стр. 101, 118–127; Буслаев, Ист. оч., I, 586; «Книга о злонравных женах зело потребна, а женам досадна» (Н.Е.Забелин, Рус. Вестн. 1857, IX, 23–26. Женщина по понятиям старин. книжников, Опыты, I, 129–178); Великия Минеи-Четьи, изд. Арх. ком., мес. сент., 569, 603, 998; ср. еще Нравств. сост. рус. общ. в XVI в. по соч. М.Грека и соврем. ему памятн., И.Преображенского , М, 1881

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

2) гл. 7–12 – видения, переданные от первого лица; в четырех сновидениях автор прозревает будущее Израиля: сон о четырех больших зверях (о четырех царствах) и о Сыне Человеческом ( Дан. 7 ), о битве козла и овна ( Дан. 8 ), символизирующей войну Греческого царства с Мидийско-персидским, о божеств. летосчислении в «семьдесят седьмин» ( Дан. 9 ) и, наконец, толкование сна об упадке Персидского царства и о гонителе Израиля ( Дан. 10–12 ). В Дан. 12 еще раз рассмотрены основные темы: тяжкое время, спасение народа Божьего, воскресение, суд, вечная жизнь. В основе обеих частей К.п.Д. лежит опред. хронол. порядок: 1) Навуходоносор – Валтасар – Дарий Мидянин; 2) Валтасар – Дарий Мидянин – Кир. III. МЕСТО КНИГИ В иуд. каноне К.п.Д. не причисляется к пророч. книгам. Она, как Книга Иова и Псалмы, принадлежит к свящ. писаниям. На то, что ее, тем не менее, следует считать пророч., указывает книга Откровение, воспринявшая идеи К.п.Д. О значении, которое К.п.Д. придает НЗ, свидетельствуют многочисл. ссылки и намеки на эту книгу ( Мф. 24:15,30 ; Лк. 1:19,26 ; Ин. 5:29 ; 2Фес. 2:4 ; Евр 11 и след.). Основные понятия благовестия Иисуса (Царство Божье, Царство Небесное, Сын Человеческий) основывались на К.п.Д. Обстоятельство, что иудеи не считают К.п.Д. пророч., вызвано, возможно, тем, что Даниилу был дан дар пророчества, но не дар пророч. речи. Он был гос. деятелем, а не пророч. провозвестником, поэтому мы не найдем у него ни увещеваний соплеменников, ни общепророч. способа выражения: «Так говорит Господь...» Бросается в глаза, что одна часть книги ( Дан. 2– 7:28 ) написана по-арам., а другая – по-евр. Кроме того, первая часть К.п.Д. написана от 3-го лица, а вторая – от 1-го. Книга не дает полной биографии Даниила. Его переживания в различные периоды жизни призваны особо подчеркнуть его верность Господу, поэтому в книге нет жизнеописания всех царей его времени. IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ К.п.Д. – уникальна. Она показывает, как и др. пророч. книги, гибель всего, что восстает против Царства Божьего, и рассматривает ход мировой истории как развитие этого Царства. Сын Человеческий Своим появлением преодолевает сопротивление царства мира сего. Победа Царства Божьего – вот что открывается в перспективе при таком целостном понимании истории. Здесь читатель Библии впервые сталкивается с подобным универсальным показом истории в ее политич. аспекте. Этот показ соответствует т.зр. Даниила, который, как гос. деятель в Вавилоне, эпицентре могуществ. мирских сил, движущих судьбами целых народов, провидит, заглядывая далеко вперед в мировую историю, окончат. победу Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иероним (Hieron. In Ep. ad Gal. 6, 8 //PL. 26. Col. 431A) приписывает ему докетический взгляд на Христа, что согласно с взглядом его на плоть. Вернувшись на родину (в 172 г.), Татиан занялся составлением своего знаменитого труда Δι τεσσρων υαγγλιων, то есть свода 4-х Евангелий в одно (Euseb. Hist. eccl. III, 29, 6//PG. T. 20. Col. 401A; р. п.: C. 187). Так как труд этот для написания мог потребовать около 10 лет, то Татиан , вероятно, умер около 182 года. Б. Литературная деятельность Татиана Татиан , по свидетельству Евсевия (Euseb. Hist. eccl. IV, 29, 7//PG. T. 20. Col. 401A; р. п.: C. 187), написал много сочинений. Все они, кроме его «Речи против эллинов», утрачены. По заглавиям известны следующие сочинения: 1) «О животных», где рассуждалось также о разумном животном – человеке; оно написано до «Речи» и в ней цитируется (Tat. Ог. ad Graec., 15//PG. T. 6. Col. 837B; р. п.: C. 24); вероятно в этом сочинении Татиан оспаривал взгляд будто демоны образовались из душ умерших людей (ibid., 16//PG. T. 6. Col. 840BC; р. п.: C. 25); 2) при написании «Речи» (гл. 40) он собирался составить сочинение «Против тех, которые рассуждали о Боге» и показать в нём отношение эллинских писателей к христианским (ветхозаветным) книгам и их отзывы о них; 3) сочинения по отпадении от Церкви (большей частью библейского характера): «О совершенстве по Спасителю» ( Климент Александрийский . «Строматы»; Clem. Alex. Strom. III, 12, 81//PG. T. 8. Col. 1181; р. п.: T. I. C. 439–140) – против брака; 4) «Книга спорных вопросов» (προβλημτων), содержащая трудные места Священного Писания, вероятно, места Ветхого Завета, противоречащие Новому Завету, как их обычно указывали маркиониты (Euseb. Hist. eccl. V, 13, 8//PG. T. 20. Col. 461B; р. п.: C. 221) по свидетельству Родона; 5) Δι τεσσρων υαγγλιν; 6) Перифраз Павловых Посланий (Euseb. Hist. eccl. IV, 29, 6//PG. T. 20. Col. 401C; р. п.: C. 187). В. Речь против эллинов Самым лучшим сочинением, доставившим Татиану славу многоучёного писателя, по мнению Евсевия, является «Речь против эллинов». Дошла она до нас далеко не в исправном виде, что делает трудным для понимания и без того тёмное изложение Татиана. Время написания является спорным. Основанием для датировки служит упоминание Татиана в 19 гл. о том, что «Крескент старался причинить смерть Иустину, а также и ему, за то, что (Иустин) обличал философов в сластолюбии и лжи». Евсевий понимал эти слова в том смысле, что Татиан писал уже по смерти Иустина, павшего жертвой интриг Крескента. Так думали и многие учёные. Но по существу Татиан говорит только о происках против Иустина, а не о его смерти. А о происках этих Иустин говорит во 2-й своей апологии около 152 года. Следовательно и «Речь» написана приблизительно около этого времени и до смерти Иустина (165 г.), тем более, что прямых указаний на неё у Татиана нет. Это подтверждается и другими данными (хотя и отрицательного свойства), содержащимися в апологии Татиана:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Обучение юношей в этой касте, о которой наша книга упоминает по отношению к Даниилу и трем отрокам (в 1 гл.), – действительно было по свидетельству Плиния (hift nat. IV, 26) и Страбона (16, 1). – Занятия, свойственные званию, мудрецы вавилонские имели целым обществом, а не в отдельности друг от друга, как видно из 2 и 5 гл.; с этим согласно показание Диодора (см. gesen sis, II, р. 352); и по Птоломею, халдеи всегда наблюдают над небом целым обществом, и никогда не видно одного из них в отдельности. Роды их занятий, исчисленных в книге нашей, также все засвидетельствованы или священными или светскими писателями: одни из мудрых по книге Даниила делали заклятия, о них это свидетельствуют и Исаия, а из светских – Диодор, Лампридий; другие производили очарования, – указание на это есть также у Исаии; за тем были определители или изъяснители судьбы, – известна всем халдейская судьба (по звездам); наконец были истолкователи вообще тайн, как-то в особенности снов, таинственных письмен – тоже говорит о мудрецах Вавилона (именно об истолковании ими снов) и Диодор Сицилийский. Такое богатство сведений о порядке вещей в Халдейском и отчасти Мидо-Персидском царстве, не встречающееся ни у единого писателя древности, есть поразительнейшее доказательство происхождения книги нашей не только не в Маккавейские времена, но и в век Даниила – ни от кого другого, кроме лица, знающего с точностью организацию правительства и в особенности касты мудрецов, – каков именно Даниил. Невежественно предполагать такие сведения в Иудее Маккавейского времени, который говорил неверно и о современном ему сенате римском, несмотря на то, что римляне уже заметно шли ко всемирному владычеству. – Предположение: Не изучил ли писатель нашей книги для вернейшего успеха своего подлога в ветхозаветных книгах, все относящееся к халдеям? – Такое предположение опровергается тем, что сведения о халдейских нравах и государственном устройстве, заключающиеся в книге Даниила, много обширнее области исторических замечаний о халдеях всех прочих священных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

11 Блаж. Иеронима Книга о знаменитых мужах, гл. XII (Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. 5. Киев, 1879 г.), стр. 299. 12 Luculenmis ingeniis non defit resplendentia veritatis. S. Augustini Hippon. Epist. 155, 14. Collectio sel. ss. eccl. patrum, accur. Caillau. Tom. 147. Paris, 1840, p. 239. 13 S. Augustini Epist. 164, 4. Coll. sel. ss. eccl. patr. accur. Caillau. Тот. 147, pag. 305–306. 17 Блаж. Иеронима Книга о знаменитых мужах, гл. XII (Творения бл. Иеронима в русск. переводе ч. 5. стр. 299); S. Augustini Hipp. Epist. 153, 14 (Coll. sel. ss. eccl. patr. accur. Caillau. Тот. 147, pag. 217). 18 Plane non negabimus aliquando philosophos iuxta nostra sensisse... Seneca saepe noster. Tertulliani quae supers. omnia, ed. Fr. Oehler. Tom. II. De anima cap. II et XX. Lips. 1854, p. 558 et 587. 19 Poeta magnus omniumque praeclarissimus atque optimus. S. Augustini De civit Dei lib. I, cap. 3. В Средние Века на Виргилия смотрели не только как на возвестителя Дела спасения, но также как на христианина, и он прославлялся в стихах, приписывавшихся апостолу Павлу. Ф. Экштейн. Преподавание латин. и греч. языков. Перев. под ред. Г. Янчевецкого. Ревель, 1889 г. стр. 68. 21 S. Augustini Hipp. Epiet. 91, 3. Collectio sel. ss. eccl. patr. accur. Caillau. Tom. 146, pag. 160. 22 Увлечение языческой литературой и в частности философией встречалось в особенности среди александрийских христиан, из которых некоторые, стремясь к философскому обоснованию христианства, усвоили ему иногда даже совершенно чуждые ему элементы из философских доктрин. 23 Это видно из следующих слов беседы: „И настоящий мой возраст, и упражнение во многих уже делах, и достаточное изведание всяких и всему научающих перемен сделали мена опытным в делах человеческих, так что едва вступившим в жизнь могу указать как бы самый безопасный путь». Творения св. Василия Великого в русск. переводе, ч. IV. Москва, 1846 г., стр. 344. 26 De Idololatr. сар. X. Tertulliani quae supers. omnia, ed. Fr. Oehler. Tom. I. Lips. 1853, pag. 80–81.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Ипполита (см. Galland. Biblioth. Tom. 2, pag. 448–450). 418 Все эти сочинения прекрасно изданы в Patrolog. Curs. Complet. Tom. I–IV. Accurante J.P. Migne. Жалуясь на недостаточность способных писателей и отсутствие удовлетворительных апологий в латинской церковной литературе, Лактанций пишет: «Из тех, кто мне известен, Минуций Феликс был хороший адвокат (cavsidicus, cf. Gisberti Cuperi not. Ad cap. 22 libr. De mort persecut. In Patrol. Curs. Compl., Opp. Lactant. Tom. 2, pag. 520). Его книга, под заглавием Октавий, показывает, что он мог бы быть способным защитником истины, если бы совершенно посвятил себя этому призванию. Сепимий Тертуллиан также был человек весьма образованный, но его речь тяжела, некрасива и очень темна. Поэтому он тоже мало известен. Таким образом один Киприан пользуется замечательной известностью. Он Приобрел себе славу своим ораторским искусством и написал очень много в своем роде прекрасных вещей… Но нет нужды и говорить, что его сочинения не могут нравится не христианам, потому что он очень много говорит в них о частных предметах нашей веры, и наконец они так написаны, что годится только для одних верующих (Divin. Indtit. Lib. 5, cap. 1 ad finem)». Лактанций ничего не сказал об Ариобие, вероятно, по особенной признательности к нему, как своему старому учителю. 420 Διασυρμς τν ξω φελοσφων, νυμ 10. Τατα μεν τοινυν διεξλθον, βουλμενος διξαι τν ν τις δγμασιν οσαν υτν ναντιτητα,κα ως ις πειρον υτος κα ριστον πρεισιν ζτησις τν πραγμτων, κα τ τλος υτν τκμαρτον, κα χρηστον, ργω μηδεν προδλ κα λγ σαφει βεβαιομενον. Galland. Biblion. Tom. 2, pag. 72. 423 Там же кн. 5, гл. 17. Cf. Hieronym. Epist. Ad Magnum oratorem: scripsit et contra gentes volumen egregium, ut nescias, quid in illo primum mirari debeas, eruditionem soeculi, an scientiam scripturarum. 424 Евсев. Церк. Ист. кн. 5, гл. 26: πρς λληνας λγος συντομτατος κα ταμλιστα ναγκαιτατος, περ πιστμης πιγεγραμμνος. 425 Κατ Πλτωνα, περ τς το παντς ιτας, – Galland. Biblioth. Tom. 2, pag. 451–454, Cf. Pag. 411–416.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

IV. «Ли-цзи-цзин» – книга содержащая собрание разсуждений о предметах и церемониальных обычаях. Предисловие Введение. 1 гл. три различных Ли-цзин или книги обрядов, известных в Китае; открытие двух первых, и формация третьей при Ганьской (Han) династии: что говорит о Ли Конфуцзы и Мэнцзы. Ныне известны три Ли-цзин или обрядника. Состояние книг Ли и распространение при династии Ганов (Han), труд императоров сей династии в открытии и объяснении древних книг, именно 1) – И-ли; 2) царь Сянь (Hsien) Хо-цзяна, и его открытие Кау-ли; 3) формация Ли-цзи. Собор в 51 г. до Р. X. и состояние сего обрядника в 26 г. до P. X.; Hau Zhang и две Tâis; Ma Young и Kang Hsuan; Zhai Yung и его MS; Li великой Tai. II. Значение китайского иероглифа Ли, смысл заглавия Ли-цзи и достоинства сего произведения: Ли – символ религиозного значения и чувства собственности, перевод заглавия, значение Ли-цзи самой по себе и в общем каноне пятикнижия – Ву-цзин. III. Краткие замечания о разных 46 книгах, входящих в состав сборника Ли-цзи. I. Khu-Li – Кху-ли, т. е. разные обряды или собрание разных обрядов: 1 отд. имеет 5 частей, II-e отд. 2 части. II. Than-Kung – Тхан-гун (собств. имя) 1 отд. – 3 части, 2 отд. – 3 части, с appendix’oм ко 2-й кн. в коем определены порядки ношения траура для разных степеней родства Кн. III. Wang-Kih – Ван-цзи – царственные правила или статуты, (составл. при императоре Ване 179–157 до. P. X.), в пяти отд. кн. IV. Yüeh-ling – Юэ-лин – месяцеслов или календарь месяцев князя Kay (XI–XII ст. до Р. X.) или – «принадлежности, свойства месяцев»; по выражению Кань-сюань, «Книга называется юэ-лин потому, что заключает правительственные правила и распоряжении на XII месяцев года», они расположены в четырех отделениях по временам года, по три месяца в каждом. В особом чертеже эти месяцы расположены на цветном поле в 9-ти квадратах так: В. – весна, 1 мес., 2-й, 3-й; Ю. – лето, мес. 4-й, 5-й, 6-й, З. – осень; мес. 7-й, 8-й, 9-й; С. – зима: мес. 10-й, 11-й, 12-й. Кн. V. Цзан-цзы-Ван, вопросы Цзан-цзы, касающиеся церемоний и обрядов, 2 отд. Кн. VI. Вань-ван Ши-цзэ т. е. рассуждение царя Ваня основателя династии Кау; в 1 отд. говорится о воспитании и образовании старших сыновей государя и князей, вообще юношества и о древним методе в сем деле; во 2 отд. излагаются специальные обязанности воспитателей с обзором предметов обучения; в 3 отд. разные церемонии и обычаи при царских столах и кормлении престарелых Кн. VII. Li Yun – Ли-юнь, букв. «ведение обрядов» или церемониальные обычаи, их происхождение, «развитие, цель». Содержится немало даосских рассуждений и взглядов в учении о природе, действии элементов, о разных процессах, о правительстве, о человеке, обрядах и проч. В книге – четыре отделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Приложение к главе 3 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета П.А. Юнгеров кн. 2, с. 134] «По содержанию книга Песнь Песней разделяется на две части, внутренне чрезвычайно тесно соединенные единством описываемых лиц и событий. Первая часть: 1 – 5, 1 – описывает драматически любовь Суламиты к ее Возлюбленному, ее желание теснейшего единения с ним и исполнение этого желания. Вторая часть: 5, 2 – 8, 14 – описывает разъединение Суламиты и ее Возлюбленного, их взаимные чувства скорби по поводу его и вторичное крепчайшее единение их». План книги «Притчи Соломона» по Д.Афанасьеву I. Первое собрание увещательных речей Соломона о предпочтении премудрости 1-9 гл. — 1. 1:8-3:35; — 2. 4:1-6:19; — 3. 6:20-9:18. II. Собрание притчей Соломона (375 притч) 10-24 глл. — 1. 10:1-22:17 притчи Соломона — 2. 22:18-24:22; два небольших собрания — 3. 24:23-34 «словес мудрых» III. Притчи Соломона, собранные людьми Езекии 25-29 глл. IV. Слова Агура 30:1-33/Вариант: Два проречения Соломона в конце. V. Слова Лемуила царя 31:1-31/31:10-31 – о добродетельной жене. План книги «Екклесиаст» по Д.Афанасьеву I. О суетности в физических явлениях подсолнечного мира и в делах человеческих, направленных к устроению земного счастья (Еккл. 1:2 – 2:26). II. О суетности явлений в сфере жизни человеческой и о суетности стремления человека среди таких явлений упрочить свое счастие на земле (3:1 – 5:19). III. О суетности «богатства и имущества и славы» для земного счастия человека (6:1 – 8:15). 1. Суетность богатства, имущества и славы для доставления полного земного счастья (6:1 – 8:15); 2. Наилучшее (с нравственной точки зрения) поведение человека по отношению к счастливым и несчастливым случаям жизни и ко всем людям (7:2 – 24); 3. Указание причины (в грехе) ненормальных явлений в обществе людей и указание на суд Божий в будущем, имеющий прекратить эти явления (7:25 – 8:15); IV. О суетности жизни земной вообще (8:16 – 12:8). 1. Учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной (8:16 – 9:10);

http://sedmitza.ru/lib/text/431624/

Неизменно верные Господу до готовности – верность Ему, преданность истинному Богопочтению запечатлеть мученическою смертью, – пребудут в неизменной любви у Него. И кого же больше, как не их любить Ему? Эти люди преподобные, – святые, и избранные, – выдающиеся своею ревностью к Богоугождению. Они вполне заслужили Его благодать, благоволение, и милость. Они – предмет Его посещения, – особенного промышления. II. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (IV, 7–15) В этой паремии идет речь о том, что рановременная кончина праведников не есть для них зло. Гл. IV, 7. Праведник аще постигнет скончатися (если рановременно умрет) , в покои будет Долголетие есть милость Божия, которая даруется одним в награду за их благочестие и добродетели согласно обетованию Божию (Исход. XXII, 26), другим для побуждения их к покаянию. Кроме того, долголетие имеет благотворное влияние на ближних, – в жизни семейной и общественной. Счастливо семейство, в среде которого живет мудрый и добродетельный старец. Для детей и внуков он – живая книга, поведающая им о милосердии Божием, опыт которого он многократно видел над собою. Как охранительное начало в семье, он силою примера и долговременной опытности и благоразумия противодействует вторжению в нее вредных влияний со стороны и утверждает ее в правилах, какими сам руководился и в благотворности которых убедился личным опытом. Равно в делах жизни общественной и гражданской справедливо отдается предпочтение старцам, много видевшим и узнавшим на своем веку, пред людьми молодыми, умными, но не успевшими обогатиться житейскою опытностью. Судя по таковому значению долголетия, люди обыкновенно себе и другим желают этого блага. Это желание однако не всегда исполняется. Многие рановременно похищаются естественною или насильственною смертью. Нельзя, конечно, не сожалеть об этом, – преждевременная смерть кого бы ни было горька особенно для близких к нему родных и знакомых, видящих в ней несчастие для себя. Но грешно предаваться безутешной скорби о рановременной кончине кого бы ни было, о рановременной кончине кого бы ни было, особенно праведного: она для него лично не есть несчастие, а благо, ибо служит переходом к лучшей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В шестой книге, называющейся De vero cultu («Об истинном богопочитании»), Лактанций показывает, что у человека есть две главные нравственные обязанности: любовь к Богу и к ближнему, которые составляют основу религии и человечности (VI.10). Здесь же Лактанций подробно рассуждает о человеческих чувствах и их правильном использовании (VI.14–24). В последней главе он говорит о том, в чем состоит истинное богопочитание и жертвы Богу (VI.25). Наконец, последняя, седьмая книга, называющаяся De vitabeata («О блаженной жизни»), посвящена эсхатологии, представляющей у Лактанция разновидность хилиазма. В гл. 14–26 Лактанций подробно описывает последние времена, пришествие антихриста, опустошение мира, Второе Пришествие Христово, Страшный Суд, воскресение мертвых, обновление мира, вечную блаженную жизнь праведных и наказания нечестивых. Трактат Лактанция изобилует цитатами из языческих авторов, таких как Цицерон, Сенека, Вергилий, Гермес Трисмегист, Сивиллины оракулы и др. Св. Писание цитируется Лактанцием гораздо реже; как правило, цитаты заимствуются из знаменитой подборки свт. Киприана Ad Quirinum 1184 . Из предшествующих латинских христианских апологетов (causidici) Лактанций упоминает Минуция Феликса , Тертуллиана и свт. Киприана (см. Div. Inst., V.1; 4), а из греческих – только свт. Феофила Антиохийского (ibid., I.23). В нескольких рукописях трактата встречаются незначительные добавления. Первая группа добавлений носит дуалистический характер (II.8; V II.5 и др.) и затрагивает вопрос о происхождении зла, которое, по мнению автора, так же как и благо, произошло от Бога. Вторая группа представляет собой посвящения и панегирики императору Константину (I.1; II.1; III.1; IV. 1; V.1; VI.3 VII.2). Все эти добавления скорее всего принадлежат самому Лактанцию 1185 . 3 . Epitome (греч. Επιτομ «Сокращение» 1186 , CPL 86; PL 6 ,10 17–1094; CSEL 19, 675–761; SC 335). Во многих рукописях к трактату Divinae Institutiones присоединяется его сокращенный ва 1187 риант, который Лактанций написал после 314 г. по просьбе брата Пентадия. Однако это не просто сокращение предыдущего трактата, а новое, переработанное издание, в котором встречаются не только сокращения, но и дополнения, изменения и исправления. Поэтому Epitome имеет свою собственную ценность. Его полный текст встречается только в одной рукописи VII в. (Codex Taurinensis Ib VI 28), а все остальные рукописи содержат лишь искаженный вариант, который упоминается блаж. Иеронимом как «книга без заглавия» (liber unus κφαλος) 1188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010