Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» Откуда взято православное учение о 3, 9, 40 днях после кончины? 586 14.10.2023 Жизнь после смерти В 3 книге Ездры выброшен текст о загробной жизни. Он противоречит православному учению о 3,9,40 днях. Откуда взято православное учение? Интересен источник. 4 Ответа Начнём с того, что 3я книга Ездры — неканоническая ветхозаветная книга славянской Библии и русского Синодального библейского перевода. Что касается мнения о 3,9,40 днях, то это не учение Церкви, а частное мнение некоторых отцов. Т.н. 3я книга Ездры является апокрифом, который по какому-то недоразумению, печатается в некоторых изданиях русской Библии (в греческой его нет). Что касается обычая сугубо поминать усопших через определенные периоды после смерти, то он весьма древний. Митрополит  Макарий (Булгаков) пишет, что объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия. Так в книге Постановлений апостольских читаем: “Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, кто в третий день воскрес из мертвых; девятый – в воспоминание живых и умерших; сороковой – по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный – в память самого умершего”. У св. Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение ее в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, – так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви.

http://azbyka.ru/vopros/otkuda-vzjato-pr...

Книги Священного Писания Книги Священного Писания , по времени происхождения, называются книгами ветхого и нового завета. Книги, написанные Пророком Моисеем и другими пророками до Рождества Христова, суть книги ветхого завета; а книги, писанные Апостолами и Евангелистами после Рождества Христова, суть книги нового завета. Книги ветхого завета написаны почти все на еврейском языке, а книги нового завета на греческом. Книги Священного Писания канонические Книги Священного Писания суть канонические и неканонические. Книги Священного Писания называются каноническими как потому, что они составляют непреложное и непогрешительное правило веры и жизни, так и потому, что они внесены церковью в канон или каталог священных книг. Церковь признает сии книги за чтимые, святые, Божественные и Боговдохновенные (Апостольское правило 85. Лаодикийский Собор 60. Афанасий Великий о Праздниках. Св. Григорий Богослов и Амфилохий). Книги Священного Писания неканонические Некоторые книги Священного Писания ветхого завета и некоторые малые части в канонических книгах называются неканоническими 1 потому, что они не внесены в канон или каталог священных книг церкви. Они весьма полезны по своему содержанию; но в определении учения веры не имеют той важности, какую имеют канонические. Исчисление канонических книг Священного Писания ветхого завета Книги Священного Писания, признанные церковью за несомненно Боговдохновенные, суть следующие: из ветхозаветных 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4) Книга чисел. 5) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая, и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Причти Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

§ 17. Св. писание. Ветхозаветные св. книги Божественное откровение распространяется между людьми двумя способами: посредством св. писания и св. предания. Св. писанием называются те св. книги, который, по внушению Духа Божия, написаны были пророками и апостолами. По времени своего происхождения книги св. писания разделяются на книги ветхого завета и книги нового завета. Первыми называются священные книги, написанные до Р. Хр., а последними – написанные после Р. Хр. Ветхозаветных книг св. писания св. Кирилл Иерус., Афанасий Вел. и Иоанн Дамаскин насчитывают 22, применительно к тому, как их считали евреи на своем первоначальном языке, хотя, если считать каждую отдельно, их 38. Евреи такой счет вели по числу букв своего алфавита. Новозаветная церковь Христова удержала этот счет евреев, по уважению и вниманию к тому, что им (т.е. евреям) «вверена бита словеса Божия», как говорит ап. Павел ( Рим.3:21 ). По содержанию своему книги в.зав. разделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительными называются те книги, которые содержать в себе преимущественно закон, данный Богом чрез Моисея. Таковы 5 книг, написанных самим Моисеем: Бытия, Исход, Левит, Числ и Второзакония. Сам И. Христос называет эти книги законом Моисеевым ( Лк. 24: 44 ). Содержание в частности каждой из этих книг следующее: Книга Бытия содержит в себе повествование о сотворении мира и человека, о жизни первых людей в раю, их падении и состоянии их после падения (до смерти патриарха Иакова). Книга Исход содержит в себе описание исхода евреев из Египта до построения скинии Моисеем. Книга Левит содержит в себе обязанности левитов, служивших при скинии. Книга Числ содержит в себе описание счисления евреев во время странствования их в пустыне. Книга Второзакония содержит в себе повторение Моисеем закона Божьего пред смертью его. Историческими книгами называются те, которые содержать в себе преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранившего веру в истинного Бога. Таковы книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, Неемии, Эсфир.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Иова книга Иова книга , состоящая из XLII глав, принадлежит к разряду учительных, так как учит нас терпению в бедствиях, и занимает место в ряду В. З. книг между книгами Есфирь и Псалтирью, но в еврейских Библиях она стоит между книгами Притчей и Песнь песней; в сирийских же между книгами Второзакония и Иисуса Навина. Вот краткое содержание книги: Часть I. Историческое введение (гл. I, II). Часть II. Беседа Иова с друзьями (III- XLIII, 6). A. Первая часть беседы (гл. III-XIV). а) Иов проклинает день своего рождения (гл. III). б) Речь Елифаза (гл. IV, V). в) Ответ Иова (гл. VI, VII). г) Речь Вилдада (гл. VIII). д) Ответ Иова (гл. IX, X). е) Речь Софара (гл. XI). ж) Ответ Иова (гл. XII-XIV). Б. Вторая часть беседы (гл. XV-XXI). з) Речь Елифаза (гл. XV). и) Ответ Иова (гл. XVI-XVII). к) Речь Вилдада (гл. XVIII). л) Ответ Иова (гл. XIX). м) Речь Софара (гл. XX). н) Ответ Иова (гл. XXI). B. Третья часть беседы (гл. XXII-XXXI). о) Речь Елифаза (гл. XXII). п) Ответ Иова (гл. XXIII, XXIV). р) Речь Вилдада (гл. XXV). с) Ответ Иова (гл. XXVI-XXXI). Г. Речь Елиуя (гл. XXXII, 6-XXXVII). Д. Конец беседы (гл. XXXVIII-XLII, 6). т) Глагол Всемогущего (XXXVIII-XLI). у) Кающийся глас Иова (XLII, 1–6). Е. Историческое заключение (гл. XLII, 7–17). Мнения касательно автора означенной книги различны. Одни творцом оной признают Иова, другие – пророка Моисея, третьи, наконец, относят написание оной ко временам Соломона или даже ко временам Ездры и Неемии и пророка Малахии. Главный предмет содержания кн. Иова составляют его страдания и болезни, вследствие сего являются различные вопросы о путях Промысла Божия относительно мира и человека: отчего здесь добродетельные часто бывают несчастны, а порочные благоденствуют? и как согласить неравное распределение земных благ между добрыми и злыми с действиями Промысла Божия в мире? Нравственные начала, страх Божий, вера и упование на Бога, чистота и непорочность жизни, любовь и справедливость к ближним, благодушное перенесение несчастий, благотворительность и милосердие к бедным и др. – все это главнейшим образом составляет содержание бесед Иова с друзьями и представляет назидательные уроки всех означенных добродетелей в лице самого страждущего Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Но поскольку об еретиках упомянули мы как о мертвых, a о себе, как об имеющих для спасения божественные Писания, боюсь же, чтобы иные из людей простых, как писал Павел к коринфянам, по ухищрению некоторых не уклонились от простоты и чистоты и не стали уже читать других книг, называемых апокрифическими, будучи обмануты сходством их именования с книгами истинными, то умоляю вас перенести терпеливо, если о чем сами знаете, о том же и я напишу в напоминание вам как по надобности, так и для пользы Церкви. Намереваясь же написать это напоминание для утверждения своего в дерзновении моем воспользуюсь примером Евангелиста Луки, говоря и сам: «понеже» некии «начаша чинити» себе так называемые апокрифические книги и смешивать их с несомненно богодухновенным Писанием, «якоже предаша» Отцам «иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе: изволися и мне» , убежденному и наученному искренними братиями, исчислить с начала по порядку все книги, внесенные в канон, преданные нам как божественные и таковыми признанные, чтобы всякий, если вовлечен в обман, осудил введших его в заблуждение, а если пребыл чистым, порадовался при новом этом напоминании. Итак, всех книг Ветхого Завета числом двадцать две (a по преданию, как слышал я, у евреев столько же и букв). Книги эти следуют каждая в таком порядке и под таким именованием: во-первых, «Бытие» , потом «Исход» , потом «Левит» , за нею «Числа» и, наконец, «Второзаконие» , вслед за ними «Иисус Навин» и «Судии» . После книги Судей «Руфь» , и опять вслед за нею четыре книги «Царств» , и из них первая и вторая считаются за одну книгу, а подобно третья и четвертая также за одну, после них первая и вторая книга «Паралипоменон» , считаемые также опять за одну книгу, потом первая и вторая книга «Ездры» , принимаемые также за одну книгу. После сих книга «Псалмов» , и вслед за нею «Притчи» , потом «Екклезиаст» и «Песнь Песней» . Сверх сего есть книги: «Иов» и, наконец, «Пророки» , и именно двенадцать, считаемые за одну книгу, a потом «Исаия» , «Иеремия» и с ним вместе «Варух, Плач» и «Послание» , и после Иеремии «Иезекииль» и «Даниил» . Доселе поименованы книги Ветхого Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2560...

Содержание     Но поскольку об еретиках упомянули мы как о мертвых, a о себе, как об имеющих для спасения божественные Писания, боюсь же, чтобы иные из людей простых, как писал Павел к коринфянам, по ухищрению некоторых не уклонились от простоты и чистоты и не стали уже читать других книг, называемых апокрифическими, будучи обмануты сходством их именования с книгами истинными, то умоляю вас перенести терпеливо, если о чем сами знаете, о том же и я напишу в напоминание вам как по надобности, так и для пользы Церкви. Намереваясь же написать это напоминание для утверждения своего в дерзновении моем воспользуюсь примером Евангелиста Луки, говоря и сам: «понеже» некии «начаша чинити» себе так называемые апокрифические книги и смешивать их с несомненно богодухновенным Писанием, «якоже предаша» Отцам «иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе: изволися и мне» (Лк.1:1-3), убежденному и наученному искренними братиями, исчислить с начала по порядку все книги, внесенные в канон, преданные нам как божественные и таковыми признанные, чтобы всякий, если вовлечен в обман, осудил введших его в заблуждение, а если пребыл чистым, порадовался при новом этом напоминании.    Итак, всех книг Ветхого Завета числом двадцать две (a по преданию, как слышал я, у евреев столько же и букв). Книги эти следуют каждая в таком порядке и под таким именованием: во-первых, «Бытие», потом «Исход», потом «Левит», за нею «Числа» и, наконец, «Второзаконие», вслед за ними «Иисус Навин» и «Судии». После книги Судей «Руфь», и опять вслед за нею четыре книги «Царств», и из них первая и вторая считаются за одну книгу, а подобно третья и четвертая также за одну, после них первая и вторая книга «Паралипоменон», считаемые также опять за одну книгу, потом первая и вторая книга «Ездры», принимаемые также за одну книгу. После сих книга «Псалмов», и вслед за нею «Притчи», потом «Екклезиаст» и «Песнь Песней». Сверх сего есть книги: «Иов» и, наконец, «Пророки», и именно двенадцать, считаемые за одну книгу, a потом «Исаия», «Иеремия» и с ним вместе «Варух, Плач» и «Послание», и после Иеремии «Иезекииль» и «Даниил». Доселе поименованы книги Ветхого Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2560...

Непосредственно после «Второй книги Ездры» и пред «Книгою Иудифь» в славянской и русской Библии помещается « Книга Товита » (у LXX и в Вульгате книги Товита и Иудифь обыкновенно стоят между кн. Неемии и кн. Есфирь). Подобно обеим названным выше книгам и некоторым другим книги Товита не имеется в еврейской Библии, а лишь в греческом и в других переводах Библии. Все эти книги, не вошедшие в священный канон иудеев палестинских, принятый и Христианской Церковью , хотя и имевшиеся в Александрийском каноне иудеев-эллинистов, в Православной Церкви именуются, как известно, неканоническими; причем православно-церковное воззрение на эти книги одинаково чуждо крайностей католицизма (называющего неканонические книги девтероканоническими) и протестантства (где преобладает воззрение на эти книги, как на апокрифы): не признавая этих книг совершенно равными боговдохновенным каноническим писаниям, Православная Церковь , однако, почитает неканонические книги близкими по духу к каноническим, составленными при свете книг богопросвещенных писателей, а потому высоковажными и полезными; – по св. Афанасию Великому , неканонические книги «назначены отцами для чтения новообращенным и желающим огласиться словом благочестия» (S. Athanasii Opp. t. 1. Colon. 1686, pag. 39–40). Такой высокий авторитет издавна принадлежал и доселе принадлежит в Христианской Церкви, в частности, книге Товита. Хотя ни у Иосифа Флавия, ни у Филона, ни в Талмуде нет прямых свидетельств о Товите и книге Товита, а равно нет такого свидетельства и в Новом Завете (где лишь отдельные выражения имеют сходство по мысли или по форме изложений с местами из книги Товита, напр., Mф VII:12 ; Лk. VI:31 , сн. Tob. IV:15 ; Лк. 14:13 , сн. Tob. IV:7–16 ; Uh XVI:5 , сн. Tob. XII:20 ; 1Coл IV:5 , сн. Tob. VII:7 ; 1Tuм VI:19 , сн. Tob. IV:9 ; Omkp. VIII, 2–4 , сн. Tob. VII:15 ; Omkp. XXI:18–19 , сн. Tob. XIII:16–17 ), однако в древней Христианской Церкви книга Товита пользовалась общею известностью и высоким уважением, а в отдельных Церквях имела даже богослужебное употребление наравне с книгами Священного Писания . Многие отцы и учителя Церкви высоко ценили книгу Товита, напр., св. Афанасий Великий и св. Иоанн Златоуст каждый заносит эту книгу, без всяких ограничений, в свое «Обозрение» (Synopsis) книг Священного Писания . Такое значение книги Товита в Христианской Церкви основывается на чисто историческом характере этой книги, в целом и отдельных датах вполне согласной с другими ветхозаветными и иными историческими бесспорными данными, и на нравоучительной цели повествования книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особенно подобает знать и то, что не всякая книга, стяжавшая досточтимое имя Писания, есть достоверная. Ибо бывают иногда книги лжеименные, иные – средние и, так сказать близкие к словам истины, а другие – подложные и обманчивые, подобно как поддельные и подложные монеты, которые хотя имеют надписание царское, но, по веществу своему, оказываются ложными. Поэтому наименую тебе каждую из Богодухновенных книг. Но дабы ты познал раздельно, прежде наименую книги Ветхого Завета. Пятикнижие содержит: Бытие, потом Исход и среднюю книгу Левит, за нею Числа, после Второзаконие. К сим присовокупи Иисуса и Судей, потом Руфь, четыре книги Царств и две Паралипоменон. За ними следует Ездры, книга первая и вторая. Далее нареку тебе пять книг стихотворных: увенчанного подвигами различных страданий Иова и книгу Псалмов, сладкопесненное для душ врачевание, три книги премудрого Соломона: Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К сим присовокупи двенадцать Пророков: первого Осию, потом второго – Амоса; Михея, Иоиля, Авдия и Иону, образ тридневной смерти; за ними Наума, Аввакума, потом девятого Софонию, Аггея и Захарию, и славного вестника Малахию. После них познавай четырех Пророков: великого Исаию, дерзновенно глаголавшего, Иеремию состраждущего, таинственного Иезекииля и последнего Даниила, делом и словом премудрого. К этим прилагают некоторые Есфирь. Время мне назвать книги Нового Завета: приемли четырех только евангелистов: Матфея, потом Марка, к сим присоединив третьего Луку, Иоанна числи четвертым по времени, но первым по высоте догматов, ибо праведно нарицаю его сыном грома, величественно провозгласившим Бога Слово. Приемли и вторую книгу Луки – соборных Деяний Апостольских. К сим потом присовокупи сосуд избрания, проповедника и Апостола языков, Павла, премудро написавшего Церквам четырнадцать посланий: одно к Римлянам, к коему должно сопричислить два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесеям; за тем – к живущим в Филиппах, потом написанное к Колоссянам, к Фессалоникийцам два, к Тимофею два, к Титу и Филимону, к каждому одно, и одно к Евреям. Это неподлинным некоторые называют неправильно: ибо в нем благодать истинная.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

Скачать epub pdf О святителе Григории Богослове Предисловие Григорий Богослов был современником Василия Великого , принял от него рукоположение во епископа Сасимы, но, оставив Сасиму, взял на себя попечение о Церкви в Назианзе, на своей родине, послушавшись в этом своего отца Григория. В 378 г. Собор, состоявшийся в Антиохии, послал его в Константинополь ради попечения о православных. Однако перед лицом II Вселенского собора Григорий Богослов отказался от вверенного ему Феодосием Великим предстоятельства в царствующем граде и отправился в Арианз, соседнюю с Назианзом местность. Там он написал множество стихотворных произведений и в 391 г. по Рождестве Христовом окончил тленную жизнь в возрасте 91 года, согласно Фабрициусу. Из всех изданий его творений лучшим считается Парижское 253 . Несмотря на то что все творения святого утверждены правилом VI Всел. 2, в «Пандектах» находится только написанное героическим стихом 254 определение о том, какие книги Ветхого и Нового Заветов следует признавать. Его мы здесь и приводим 255 . Во святых отца нашего Григория Богослова. Стихи героические о том, какие книги следует признавать Но чтобы ум твой не был введен в заблуждение чуждыми книгами – ведь подложных писаний много, – прими от меня, друг, этот проверенный список. Итак, всего существует двенадцать исторических книг древнейшей еврейской мудрости. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, потом Второзаконие, потом Иисус и Судьи, Руфь – восьмая, а девятая и десятая – Деяния Царств, потом Паралипоменон, последняя у тебя книга Ездры. Книг же стихотворных пять, из них первая – Иова, потом – Давида, потом три книги Соломона: Екклесиаст, Песнь Песней и Притчи. Книг пророческого духа также пять, одну в Писании составляют двенадцать: Осия, Амос и третий Михей, потом Иоиль, потом Иона и Авдий, Наум, Аввакум и Софония, Аггей, потом Захария и Малахия. Это одна книга, а вторая – Исаия, потом призванный с младенчества Иеремия, потом Иезекииль и Даниилова благодать. Вот я указал двадцать две ветхозаветных книги, по числу еврейских букв, теперь же исчисли и книги нового таинства. Матфей описал чудеса Христовы для евреев, Марк – для Италии, Лука – для Ахаии, а Иоанн, великий небошественный проповедник, – для всех. Потом Деяния мудрых апостолов, четырнадцать посланий Павла, семь соборных, из которых одно – Иакова, два – Петра, три – снова Иоанна, а седьмое – Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010