Скачать epub pdf Второй отдел. Исторические книги Следующие за Пятикнижием Священные ветхозаветные книги, помещаемые в греко-славянской Библии непосредственно за Пятикнижием и соединенно между собой, называются в православном катихизисе и русской богословской литературе, историческими, потому что они излагают преимущественно историю ветхозаветной церкви Божией и народа Божия. Обнимаемый каноническими историческими книгами период времени начинается с эпохи Иисуса Навина и оканчивается эпохою Ездры, Неемии и Есфири. К историческим каноническим книгам относятся книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. В еврейском каноне эти книги помещаются в иной группировке: И. Навина, Судей и Царств помещаются непосредственно за Пятикнижием, как «старшие пророки», а остальные книги помещаются после наших учительных книг в третьем отделе – «писаниях», причем Руфь и Есфирь, по синагогальному употреблению, еще в особом отделе иногда помещаются, в «пяти свитках». В христианских западных переводах размещение Священных книг сходно с нашим. При исагогическом обозрении исторических Священных книг остановимся на тех же вопросах, как и при обозрении Пятикнижия, только с большей краткостью. Критические возражения относительно их направляются преимущественно на достоверность их, а для унижения последней на вопрос о единстве и систематичности их, времени происхождения и писателях их. Посему и апологетам доводится останавливаться на этих же вопросах и давать ответы на возражения и излагать положительные доказательства исторического авторитета сих книг. И мы отведем значительное место положительным признакам их историчности. В этих положительных признаках, ясных в каждой из сих книг, рассеиваются сами собою все критические гипотезы о священной ветхозаветной истории и ее эволюционных «перестройках». Ясною, как Божий день, окажется вся тенденциозность и бездоказательность подобных перестроек и незыблемость православно-христианского непоколебимого авторитета исторических писаний. Подробно излагать историю критического отношения к сим книгам, а равно и разные «возражения», как в большинстве повторения аналогичных вопросов о Пятикнижии, не будем. Остановимся лишь на положительно-апологетическом решении исагогических вопросов, так как оно, думаем, больше имеет значения для православного богословия, чем знакомство с часто изменяющимися и явно тенденциозными критическими возражениями, спор с коими может быть бесконечен. В сравнении с этим «спором» положительные доказательства идейности, систематичности и историчности, думаем, имеют более устойчивый и ценный характер и достоинство. Книга Иисуса Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Само слово «каббала», буквально с древнееврейского обозначает – предание. Последователи говорят о тайном учении, которое существовало издревле параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону, сосредоточившему в себе потенции мирового бытия. Затем совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну – Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным образом тайное учение преподается Аврааму, который решает его письменно зафиксировать и пишет книгу «Sefer Yesirah» – «Книга Сотворения». Эта книга и есть первоисточник каббалы. Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга «Sefer ha Zohar» «Книга Сияния», по каббалистическому преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что никакого научного подтверждения о происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали. Даже были случаи сумасшествия в результате увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием «Merkavah» – «колесница». Имеется в виду колесница пророка Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно истолковывали. В 16–17 веках ученые взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что первая книга «Sefer Yesirah», которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги «Sefer ha Zohar» то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к первому, а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.

http://azbyka.ru/kabbalisticheskoe-uchen...

10.2. Книга пророка Захарии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Пророк Захария в начале книги представляется нам как Захария, сын Варахиин, сын Аддов. Аддо был главой одного из священнических родов, возвратившихся из вавилонского плена вместе с Зоровавелем. При преемнике первосвященника Иисуса Иоакиме Захария сам был уже главой священнического рода, об этом говорится в 12 главе книги Неемии (Неем. 12:16). Там Захария назван сыном Иддо. Возможно, что отец его Варахия умер молодым, так что внук фактически наследовал деду с. 200]. Таким образом, Захария был из священнического рода и, более того, был главой этого рода. О продолжительности его служения определенных указаний в Священном Писании не содержится. В житии говорится о сорока и больше годах. Ряд пророчеств в книге датированы. Первое из них относится к тому же второму году Дария, когда пророчествовал и Аггей (Захария – на два месяца позже), что также согласуется с указаниями первой книги Ездры. Последнее датированное пророчество относится к 4-му году Дария, то есть, к 518 году. Поскольку оно находится в 1-м стихе 7-й главы, последующие главы содержат в себе пророчества более позднего периода. Книга достаточно большая – 14 глав. В ней можно выделить два отдела: видений и пророчеств. Первый отдел в шести главах – это видения и сновидения, бывшие Захарии, в которых содержатся те или иные обетования или откровения. Второй включает в себя три пророческие речи: 7–8, 9–11 и 12–14 главы. Пророческие видения. После первого обращения, которое звучит у пророка Захарии с призывом покаяться и не быть подобными отцам, которые своими грехами навлекли на себя плен вавилонский, начинается описание видения. В пророчествах допленных пророков, время возвращения из вавилонского плена сближалось со временем мессианским, возвращение из плена должно было сопровождаться какими-то славными и великими событиями, которых на деле в истории не было. И это, несомненно, накладывало свой отпечаток на настроение и состояние умов тогдашних израильтян. В книгах Захарии, и особенно, Малахии, самого последнего пророка, это очень чувствуется. Заметим еще, что по времени служения пророк Захария был современником, может быть, младшим современником Даниила, и есть некоторая схожесть с его книгой: видения, которые видит Захария, он не может разъяснить сам, и Ангел, посланный от Бога, дает ему объяснение.

http://sedmitza.ru/lib/text/431594/

Дональд Карсон (баптист) Откровение Введение Жанр книги В основе толкования книги Откровение лежат четыре традиционных метода, или подхода. Так называемый «претеритский», или обращенный в прошлое, рассматривает описываемые в книге события как относящиеся исключительно ко времени написания данной книги и практически исключает возможность их истолкования в свете будущего. Футуристический подход, напротив, рассматривает все изложенное в книге как события из жизни самого последнего поколения людей на земле, когда и сбудутся соответствующие пророчества. С позиций исторического подхода Откровение представляется повествованием об истории человечества в период между воплощением Христа и Его вторым пришествием. Аллегорический, или поэтический, метод толкования подчеркивает символический, образный характер книги и рассматривает ее как литературное произведение. В рамках такого подхода описываемые события должны толковаться иносказательно как пророчества, которые можно отнести к любой эпохе; таким образом, книга представляет собой откровение общих принципов Божественного промысла в истории. Ни один из указанных принципов толкования Откровения не является удовлетворительным сам по себе. Ни один из них, взятый в отдельности, нельзя применить при интерпретации профетических текстов Ветхого Завета. Дело в том, что Откровение толковалось в отрыве от остальных книг Библии, а также от внебиблейских литературных произведений близкого жанра, что и делало возможным подобный подход к книге. Пролог к самой книге показывает, что в ней тесно переплетены три литературных жанра: апокалипсис, пророчество и послание (см. соответствующие статьи в данном коммент.). 1. Апокалипсис. Первое слово, с которого начинается книга, – «откровение». В разные языки это слово вошло в его греческом варианте – «апокалипсис». Для современного читателя оно обрело совершенно особый смысл, даже зловещий. Во времена же жизни автора книги оно означало просто снятие покрывала, покрова с чего–либо скрытого и тем самым раскрытие потаенного или закрытого, как в случае, когда снимается покрывало с нарисованного художником портрета (или когда открывается занавес на сцене). Это слово стало использоваться как термин для указания жанра определенного рода писаний, главным образом еврейских, которые появились за два столетия до рождения (рождества) Христа и существовали в течение I в. христианской истории. Главное назначение этих произведений – раскрыть замысел Божий о человечестве, рассказать о суде Божьем над нечестивыми и о грядущем небесном царстве для праведных. Вряд ли можно сомневаться, что образцом, которому подражали авторы этих сочинений, была книга Даниила. Они подражали ее стилю и обычно писали от лица известных праведников (напр., три книги приписывались Еноху; известны Апокалипсис Авраама, Вознесение Моисея, Апокалипсис Ездры и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глава пятая. История еврейского текста Священного Писания Историю еврейского текста Св. Писания (Танаха) можно разделить на три больших периода – период пророков (невиим), период книжников (соферим) и период масоретов. 5.1. Период пророков (XV-V вв. до Р.Х.) В течение тысячи лет, от Моисея (XV в. до Р.Х.) до священника Ездры (444 г. до Р.Х.) происходило написание книг пророками и собирание их в Израиле в единый сборник. После находки итальянскими археологами в 1975 г. в Тель-Мардихе (Сирия) целой библиотеки из более, чем 15 000 глиняных табличек, датируемых царством Эблы вв. до Р.Х.), т.е., намного ранее Авраама, содержащих многие повествования, схожие с описаниями книги Бытия, возникла теория, что в основе первой книги Библии были те глиняные таблички, возможно, известные Моисею. Так что возможно, что не только устное, но и письменное Предание предшествовало Библии. Эти таблички содержат сведения о сотворении мира, о потопе, о Евере, а позднейшие – и об Аврааме, Израиле 8 . В сер. II тыс. до Р.Х. возникает первый в истории буквенный алфавит на древнееврейско-финикийском языке. Согласно Преданию, архангел Гавриил открыл эти буквы пастуху Моисею в Синайской пустыне. А еще через некоторое время, Бог стал говорить Моисею на г. Синай. Записи Моисея легли в основу Торы и всего Богооткровенного Писания. Таким образом, Библия, видимо, первая в мире книга, записанная буквами. Со времен вавилонского плена, иудеи перешли на квадратное письмо, сохранившееся и поныне в священной письменности. Еврейский алфавит содержал буквы, означающие только согласные звуки, не было различия заглавных и строчных букв (унциальное письмо), слова писались подряд без разделения пробелами. Книги изготовлялись из пергамента, а позднее, возможно, и из папируса. Они представляли собою, скатываемые в рулон, свитки. В таком виде употребляется Св. Писание у иудеев и поныне. Писали стручцами. Гусиные перья стали использоваться для письма греками с III в. до Р.Х. Новая форма книг, состоящая из двух обложек и переплетенных листов, называемая «кодекс», появилась в начале нашей эры. Существует мнение, что первыми стали употреблять кодексы христиане послеапостольского времени, как люди, не связанные, бывшей до них, культовой традицией. 5.2. Период книжников (соферим) (V в. до Р.Х. – VI в. по Р.Х.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава шестая. Древние переводы Священного Писания Великий апостол языков Павел, противостоя иудейскому изоляционизму, говорил, однако, и о великом преимуществе иудеев, ибо им вверено Слово Божие ( Рим. 3:1–2 ). Сам же писал только по-гречески. Язык Адама, сохраненный Евером его неучастием в строительстве вавилонской башни, стал языком Израиля, народа Божия и языком Божественного откровения. Но настало время, когда 72-м языкам вавилонского смешения и иным, происшедшим от них, должно было быть возвещено Слово Божие. Огненным языкам Пятидесятницы предшествовал перевод 72-х старцев, положивший начало просвещению язычников. Священные библейские книги написаны на древнееврейском языке. Со времен вавилонского плена у иудеев становится употребительным арамейский язык. В связи с этим, некоторые части Писания ( 1Ездр. 4:8 – 6:18 ; Дан. 2:4 – 7:28 ; Иер. 10:11 ; два слова в Быт. 31:47 ) написаны на арамейском языке. Неканонические книги дошли до нас на греческом языке, что заставляло некоторых думать об их изначальном греческом происхождении, чем явно умалялся авторитет этих книг. Но археологические находки ХХ-го века, в том числе, кумранские свитки, дали нам в руки ряд еврейских подлинников этих книг. 3-я книга Ездры сохранилась только на латинском языке. 6.1. Переводы с еврейского подлинника Естественно, первостепенное значение имеют переводы с еврейского подлинника. Всякий перевод, а, желательно, и экзегетическое исследование, должны восходить к еврейскому оригиналу. К древним переводам с еврейского относятся Септуагинта (греческий язык), Пешито (арамейский), Самарянское Пятикнижие, Вульгата (латинский) и Арабская Библия. Это основные языки древнего мира. Кстати, мудрецы Израиля говорили: «Для каждого языка есть свое предназначение. Святой язык хорош для разговора, арамейский – для плача, греческий – для песни, а язык римлян – для боевого клича " 11 . На Кресте Господнем была надпись на трех языках: еврейском, греческом и латинском, почитавшимися в христианстве священными. Еврейский и арабский – языки потомков сыновей Авраама, Исаака и Измаила, арамейский в его диалектах – язык родственников Авраама, а греческий и латинский – языки сынов Иафетовых, вселившихся в шатрах Симовых ( Быт. 9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКАЯ одна из церковных дисциплин (Библейская история), предметом к-рой является описание исторических циклов в библейском повествовании в соотнесении с мировой историей. История в Библии (общие принципы и понятия) Историческая тематика составляет значительную часть библейского повествования как Ветхого, так и Нового Завета. Исторические циклы входят во все изначальные разделы дохристианского Свящ. Писания: Закон (Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Кетувим). В Пятикнижии повествуется о патриархах, об исходе евреев из Египта и о странствованиях по пустыне, об установлении завета на Синае. В разд. Пророки рассказывается о завоевании Св. земли (Книга Иисуса Навина), о доцарской (период судей) и царской эпохах в истории ветхозаветного Израиля (Книга Судей; 1-4-я Книги Царств; исторические части в книгах великих пророков - Ис 36-39; Иер 39-43; 52); в разд. Писания - об истории реставрации послепленной иудейской общины (Книги Ездры и Неемии) и о царском периоде Иудейского государства (1-2 Пар). История ветхозаветного Израиля в межзаветный период восполняется Маккавейскими книгами. В НЗ ветхозаветное историческое повествование получает продолжение в евангельской истории, в описании христ. миссии и становления первых христ. общин в апостольский период (Деяния св. апостолов). Т. о., историческая доминанта в Свящ. Писании становится основой библейской картины мира, что позволяет рассматривать И. б. как неизменную, существенную составляющую Божественного Откровения . Именно поэтому в богословской традиции И. б. усваивается статус «священной» истории. Этот атрибут дает право рассматривать И. б. как историю божественную, т. е. историю, активным действующим Субъектом к-рой является Бог. В этом отношении И. б.- это и само Откровение, поскольку история предстает пространством действия Бога в мире и т. о. являет собой свидетельство о Нем и Откровение о путях Божиих. Свящ. история ведет свой отсчет с творения Богом мира и человека, провозглашая первую откровенную истину Библии о Боге как о Творце. Событие ее начала - грехопадение прародителей - создает перспективу всему последующему пути, к-рым Бог ведет человечество. В этой исторической перспективе Он открывается как Спаситель Своего творения. Как священная И. б.- это история, записанная с конкретной концептуальной позиции, предполагающей ее целесообразность или промыслительность; в этом отношении И. б.- это прежде всего история спасения.

http://pravenc.ru/text/1237675.html

Ветхий Завет В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. 1 октября, 2012 В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. Содержание статьи Что такое Ветхий Завет? Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово « Библия » – греческое, означает – « книги ». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. Первоначальный вид и язык Священного Писания Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.

http://pravmir.ru/vetxij-zavet/

(К характеристике внутренней жизни после-пленного иудейства) Часть 1 → Мы изложили общие воззрения на будущее по апокалипсическим памятникам иудейской письменности. Если теперь мы сравним схему этих воззрений с древне-пророческими предсказаниями, то увидим, что первые отличает от последних: 1) универсализм, 2) идея о будущем веке, 3) трансцендентализм, 4) индивидуализм, 5) этицизм и 6) догматизм. 1) Универсализм. Древние пророки в своих предсказаниях, обличениях, угрозах и обетованиях – имели в виду прежде всего иудейский народ и те случайные, окрестные народы, которые враждовали против Израиля. Доказательства этой мысли соответствующими ссылками и цитатами не требуется. Теперь, во времена апокалиптиков, горизонт расширяется до последних пределов. В круг воззрений их входят не только современные им большие монархии (ср. Апок. Варуха гл. 53–74), но и прежде бывшие народы. Автор, например, книги Еноха начинает с Адама и падения ангелов (75, 90, 93:1–18) 1 . Он захватывает даже космическую жизнь (72 глава его книги, начинающая новый отдел, надписывается: «об обращении светил небесных»). Таким же широким горизонтом отличается и 3 книга Ездры (см., напр., 3Езд.7 ). – Однако справедливость требует сказать, что универсализм апокалиптиков есть (развившийся) плод от того корня, который глубоко своими разветвлениями проникает, даже обнимает всю иудетскую религию, в особенности пророческие писания с их предсказаниями всемирного суда, просвещения и спасения всех народов. Далеко не чужда этого универсализма и религия периода Моисея, т. е. закон (ср. Чис.14:21 ; Исх.12:38 ; Лев.24:10 и др.) 2 . Ближайшим же источником для иудейских апокалиптиков является пророк Даниил в его предсказаниях о смене мировых монархий (см. Дан.2:7 ). 2) Идея о будущем веке. Пророки в своих предсказаниях о будущем все грядущие события относили на «конец дней», «последние дни». ( , beacharit hajamim, Ос.12:5 ; Ис.2:2 ; Мих.4:1 и др.) 3 . Апокалиптики делают смелую попытку проникнуть своим взором в этот «конец», разобраться в нем, рассмотреть, в каком порядке здесь располагаются те многочисленные заключительные акты, которые должны разыграться в «последние дни».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

О Книгах Свящ. Писания Ветхого Завета в особенности. (Из Ветхозаветной Исагогики) § 33. Древность свящ. ветхозавтпних книг. – Первым богодухновенным писателем был Моисей, и первые Три свящ. книги: Бытие, Исход и Левит написаны им за 1610 лет до Р. Хр., или за 3496 лет до нашего времени. Две последние книги Пятокнижия: Числа и Второзаконие написаны за 1570 л. до Р. Хр. Книга Иисуса Навина нанисана около 1550 г. до Р. Хр. Это первый период происхождения священной письменности Библии. Затем от Самуила до плена Вавилонского был второй период происхождения свящ. книг, обнимающий пространство времени приблизительно в 470 лет, от 1080 г. до 607 года до Р. Хр. В течение перв столетия этого периода явились книги: Судей, Руфь, первыя две Царств, Псалмы Давидовы и творения Соломона: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней; за тем составлены последовательно времени современными пророками исторические записи, или летописи, вошедшиев состав третьей и четвертой книги Царств, и в последние 150 лет, от пр. Исаии до Иеремии, явились книги пророков: Исаи, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии и Иеремии. Во время плена Вавилонского написаны книги пророков Иезекиля и Даниила и после плена-исторические книги: Есфирь, Ездры, Неемии и Паралипоменон и пророческие: Аггея, Захарии и Малахии. Этот последний период свящ. богодухновенной письменности обнимает около 180 лет, от 607 до 420 г. до Р. Хр. Так. обр. историческая хронология происхождения свящ. книг Библии во-первых указывает на глубокую древность этих книг, особенно первая периода, с которою не может равняться никакая нсмифологическая письменность древних языческих народов, а во-вторых являет величественный факт продолжительного, более тысячелетнего восиитательного действия Духа Божия в Церкви, глаголавшего чрез пророков для просвещения членов ее. Особенное, мировое значение глубокой древности свящ, книг для исторической науки вообще заключается в том, что, за исключением иероглифических надписей в Египте и клино-образных в Ниневии, все письменные памятники древних языческих народов сравнительно позднейшего происхождения, так напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010