Сергиев Посад. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Всех Святых) на Кокуевском кладбище. Покровская Всехсвятская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых , Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:1834. Ссылки:   Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Северный тупик, 12 Координаты: 56.320438, 38.12321 Проезд: От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры ступайте по асфальтовой дороге вниз, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, сверните направо и идите вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идите по улице вдоль берега. Пройти нужно, пожалуй, километра полтора - пока не попадёте ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры ступайте по асфальтовой дороге вниз, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, сверните направо и идите вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идите по улице вдоль берега. Пройти нужно, пожалуй, километра полтора - пока не попадёте на заброшенное кладбище. Выглядит оно как берёзовая рощица; церковь находится тут же, чуть левей, и легко заметна. Или: на автобусе несколько остановок до пруда на Гражданском Посёлке (пруд справа от дороги). Заброшенное кладбище находится тут же, за прудом. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В XIX – начале XX века к церкви в честь Обновления Храма Воскресения Христова была приписана кладбищенская церковь в честь Всех святых. Ее построили прихожане Ильинского и Воскресенского приходов в 1834 году в стиле ампир на приходском кладбище, располагавшемся на северо-западной окраине старого Сергиевского Посада. Кладбище это часто называлось Ку(о)куевским, по названию бывшего села, а затем улицы города, входившей в приход Воскресенской (Петропавловской) церкви. Особое усердие в строительстве Всесвятской церкви проявил Кукуевский крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к храму был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал придел наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев).

http://sobory.ru/article/?object=06195

Слободской. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Храм во имя Животворящей Троицы был построен в 1773 году. Неоднократно российские государи пытались упорядочить места захоронений православных христиан в городах, слободах и селениях России. И только в 1771 году Сенат вместе со Святейшим Синодом доводят до сведения граждан категоричный указ Екатерины II о местах захоронений. «Грамотой Преосвященного Варфоломея, Епископа Вятского и Великопермского» от 29 мая 1773 года за 910 было разрешено городскому голове, купцу Ивану Платунову построить каменную церковь во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Иоанна  Дамаскина. На строительство церкви он нанял известного вятского мастера каменных дел Ивана Дмитриевича Коршунова. Архитектура  здания  была  решена  довольно  скромно. Это  было удивительно, потому  что построено оно в период  вятского барокко. Такой упрощенный подход  к  декоративному оформлению фасадов церкви был продиктован  ее  местонахождением (кладбище). Иначе оформлены ворота. Они напоминают полураскрытый старообрядческий складень (2-х или 3-х створчатую икону) и богато декорированы. Это скорее парковое сооружение, чем церковное, а тем более - кладбищенское. Судя по всему, они были построены в 1773-1775 годах. В середине XIX века интерьеры храма были расписаны масляной живописью. Но до нашего времени роспись сохранилась в плохом состоянии. В ноябре 1908 года Вятская Духовная Консистория обращается в Императорскую Археологическую комиссию с предложени­ем рассмотреть проект перестройки Троицкой церкви, «удлинением ее к западу». В 1910-1911 годах  церковь  была  значительно  перестроена. Колокольня  и  крыльцо были разобраны, здание было продлено до входных ворот, вывели  2-хэтажные палатки, над ними  новую колокольню. Во время борьбы государства с церковью многие храмы приводились в «некультовый вид»: сносили купола, кресты, разру­шали колокольни. Такая же участь постигла и Троицкую церковь. Здание храма мес­тная власть использовала  под  склад фабрики «Белка», затем под  Госархив. В 1963 году здесь был открыт филиал Госархива. И только в 1994 году Троицкая церковь была передана Кировской епархии. С этого времени и началась реставрация храма. Работы вела реставрационная фирма «Анфилада-Р» по проекту директора фирмы В.Г. Ситникова и архитектора С.В. Васильевой. Возглавлял эту работу отец  Николай  Бутюгов, протоиерей  церкви, энергичный, умный. Этот храм стал его детищем. Восстановлением росписей занимались М.Ю. Довгаль, уроженец г.Измаила, В.И. Востриков из с.Рябово, А. Пестов из г. Кирова, Д.Н. Чураков из г.Слободского.

http://sobory.ru/article/?object=08733

Смоленск. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в 1765 году на средства купца А. Сысоева. Памятник барокко. Двухсветный четверик с пятигранной апсидой, увенчан главкой на вытянутом восьмеричке, трапезная короткая. Колокольня состоит из двух четвериков и восьмерика. Завершение церкви и два яруса колокольни были утрачены в годы войны. При восстановлении пропорции венчающих барабанчиков изменены: по сравнению с первоначальными более вытянуты. Храм перекрыт сомкнутым сводом, трапезная - коробовым. В настоящее время в храме находится городской планетарий.  Материал с сайта Администрации Смоленской области По местному преданию, Воскресенский храм построен на громадной общей могиле «пришельцев», т.е. иногородних людей, умерших в великий мор 1230 г. При церкви было 5 священников. К концу XVI ст. (1598 г.) храм и причт обеднел и пользовался ругою Ирины Федоровны (в иночестве Александры), супруги царя Федора Иоанновича. Поляками в войну 1609-11 гг. храм разрушен, но в конце XVII в. в 1698 г. он снова становится известным и по документам, и по рисункам. При нем причту – 2 попа, диакон. В теплом храме есть 2-3 иконы XVII в. (подписанные) русского письма и хорошая копия Рубенса «Снятие с креста». Ныне существующая церковь построена в 1765 г. П. Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г. Церковь Воскресения Христова в Смоленске была задумана к строительству, когда Смоленскому кладбищу отвели у Малого проспекта большой участок земли. 6 июня 1901 года трехпридельный храм был заложен митрополитом Антонием близ кладбищенских ворот. Стройка длилась два года и обошлась в 200 тыс. рублей. Помог строительству купец Сысоев. Церковь Воскресения Христова в Смоленске является памятником барокко. Это уменьшенная копия храма Святой Софии. Двухсветный четверик с пятигранной апсидой, увенчан главкой на вытянутом восьмерике. Трапезная короткая. Колокольня состоит из восьмерика и двух четвериков. Образа написаны академиком А.Н. Новоскольцевым. Мозаика на алтаре создана по эскизу В.М. Васнецова. В подвале соорудили двухъярусные бетонные склепы для 176 захоронений. В одном из которых похоронили М.М. Стасюлевича - известного публициста и историка. 10 августа 1921 года в церкви отпевали поэта А. Блока.

http://sobory.ru/article/?object=01015

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. Карта и ближайшие объекты Построена церковь в 1776 году " тщанием и иждивением " сибирского губернатора Дениса Ивановича Чичерина (1720-1785) и геодезии сержантом Андреем Абариным. Церковь сооружена трёхчастной, причём единственный северный придел, построенный в 19 веке, связан с трапезной лишь дверным проёмом. В собственно храм попадаешь, лишь пройдя анфиладу трёх тесных помещений - притвора, первого яруса колокольни и трапезной. Все перекрытия плоские, лишь ярусы колокольни имеют цилиндрические своды. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Кладбищенская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1776 г. тщанием бывшего губернатора Д.И. Чичерина. В храме два престола: св. семи отроков Эфесских и в приделе (построен в 1909—1910 гг.) - во имя св. Иннокентия Иркутского и св. Серафима Саровского. Прихода при храме нет. Церковного капитала 1150 руб. Причтовый капитал 11 005 руб. Штат: священник и два псаломщика. Жалованье причту не положено. Для причта имеется деревянный двухэтажный дом. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. В 2016 году исполнилось 240 лет со дня освящения храма св. Семи отроков Эфесских. Храм св. Семи отроков находится на Завальном кладбище г. Тобольска. Храм небольшой, скромный, и, к сожалению, часто туристические группы и гости города проходят мимо. А ведь храм этот уникальный. Чтобы показать духовное значение храма Семи отроков в жизни города, окунемся немного в историю. В России вплоть до XVIII в. усопших хоронили рядом с приходскими храмами. Людей знатного происхождения, высшее духовенство хоронили под сводами соборов. (С этим, кстати, столкнулись реставраторы при восстановлении подгорных храмов). В 1723 году Петр I издал указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но этот указ не сразу вступил в действие, поначалу он практически не исполнялся. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе было определено, что место для кладбища «для погребения мертвых тел отводить за городом». Тогда и появилось завальное (за городским валом) кладбище в Тобольске. Вскоре на кладбище была заложена деревянная церковь во имя Семи отроков Ефесских, а в 1772 году было объявлено о строительстве каменной церкви на кладбище. Строительство храма поручили геодезии сержанту Андрею Абарину.

http://sobory.ru/article/?object=00969

Якутск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Кладбищенская церковь, выстроенная в 1847-1852 г.г. усердием купца И. Я. Шилова. Приделы Сретения Господня и Смоленской Богоматери (правый) и Иоанна Лествичника и Константина и Елены (левый). Компактная трёхъярусная однокупольная постройка со слабо выраженной алтарной частью и с колокольней над притвором. В советский период не действовала, но здание хорошо сохранилось. Возвращена верующим в нач. 1990-х г.г., вновь освящена 8 октября 1995 г. Имеет статус кафедрального собора. В 1997 г. в Якутске действовали только две православные церкви: активно восстанавливался Никольский храм, построенный в 1852 г. на деньги, пожертвованные сибирским купцом Иваном Шиловым. Учитывая климатические особенности Якутска, и прежде всего вечную мерзлоту, Никольскую церковь поставил на ленточный фундамент из бутового камня. Глубина закладки фундамента – 2 м. Стены толщиной около полутора метров – стандартная толщина церковной стены в условиях якутской зимы. Церковь компактна по композиции, крестообразная в плане, её размеры 30х25 м. Над входом – трехъярусная колокольня. С южной и северной сторон к храму примыкают два придела, связанные входами с главным алтарём. Из всех существовавших в Якутске православных храмов только одна церковь сохранила свой первоначальный вид и объемы. Такое необычное для советского города обстоятельство объяснялось тем, что в ней, как ни странно, до конца 1970-х г.г. размещался партийный архив областной организации КПСС. Речь идет о Николаевской кладбищенской церкви, ныне кафедральном соборе. По предложению и настоянию краеведа И. Д. Архипова, здание церкви в 1976 г. было включено в список памятников архитектуры республики. История строительства храма и его дальнейшая судьба удивительно интересны. Святителя и Чудотворца Николая якутяне весьма почитали и люди желали иметь каменный благолепный храм во имя этого угодника Божия. В городе Никольская церковь, деревянное здание которой было выстроено еще в 1718 г., считается одной из старейших. В настоящее время то место, где была расположена церковь, указать можно только приблизительно. Деревянный храм во имя Николая Чудотворца стоял примерно на участке, занятом спортивным залом Якутского научного центра СО РАН за комплексом строений Институтов геологических, биологических наук и горного дела. Известно, что в начале 1720-х г.г. в этой церкви службу вел священник Алексей Степанов.

http://sobory.ru/article/?object=36674

Ярославль. Церковь Леонтия Ростовского на Леонтьевском кладбище. Леонтьевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Леонтьевская - кладбищенская каменная, одноглавая, бесприходная, зимняя, прочная. О трех престолах: во имя Святого Леонтия, Ростовского Чудотворца, Святых девяти Мучеников Кизических, и Святого великомученика Феодора Стратилата. Построена в 1791 году иждивением ярославского городского общества. На отведенном ярославскою городскою управою в полутораверстном расстоянии от церкви участок земли под холерное и больничное кладбище, имеется деревянная часовня; построена в 1901 году. Земли под кладбищем 17 дес, 1495 кв. саж. Церковных домов пять: два двухэтажных каменных, один двухэтажный деревянный и два одноэтажных деревянных. Из них первые три для жительства причта, четвертый для жительства помощника церковного старосты и церковных сторожей и пятый для жительства рабочих по кладбищу. Церковного капитала в % бум. 16213 руб. Прихожан при церкви не имеется, кроме проживающих временно. На расстоянии 80-ти сажен от церкви, в общественной Леонтьевской богадельне ярославских мещан в колич. 60 д. муж. п. и 155 ж. При церкви церковно-приходская школа с ученическою при ней библиотекою и вышеозначенная Леонтьевская общественная богадельня. Школа с библиотекою содержится на средства церкви, богадельня же - на средства ярославской городской управы. По штату положено быть трем священникам, диакону и трем псаломщикам. Причтового капитала (в процентных бумагах) 43448 руб. (по данным на 1908 г.). Леонтьевская церковь находится на территории Леонтьевского кладбища. Первоначально Леонтьевский приход в Ярославле располагался в Земляном городе, недалеко от Кирилло-Афанасьевского монастыря. В 1635 г. на месте старого деревянного храма сооружается новый каменный во имя святителя Леонтия, епископа и чудотворца Ростовского, с приделом Девяти Мучеников Кизических и колокольней над входом. Крупным вкладчиком нового храма был ростовский купец Василий Федотов Мальгин. В 1688 г. прихожане строят на месте сгоревшей деревянной вторую каменную церковь - пятиглавую церковь Рождества Христова, а также каменное здание богадельни. Среди храмоздателей выделяется имя прихожанина Леонтьевской церкви, известного своей благотворительностью ярославского купца Ивана Ивановича Мякушкина. В начале XVIII в. приход состоял из 61 двора, а число прихожан вместе с проживающими в богадельне составило около 200 человек.

http://sobory.ru/article/?object=09676

Беловежа. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Строительство новой церкви началось в 1889 г. одновременно с возведением Императорского дворца. До этого православный приход уже имел деревянную Никольскую церковь (7 октября 1860 её посетил Император Александр II). К моменту строительства новой каменной церкви деревянная окончательно обветшала и подлежала разборке. Первоначально в Беловеже предполагали выстроить скромный сельский храм, но управляющий имением в 1891 предложил «ввиду предстоящих посещений церкви Высочайшими особами» отделать храм более богато. Строительные работы вел подрядчик из Вильны Леонтий Пимонов под наблюдением губернского архитектора Романова. Из Петербурга постройку курировал известный зодчий В. А. Шретер. 20 августа 1894 постройку дворца и церкви посетил Император Александр III. 22 января 1895 епископом Виленским и Литовским Иеронимом храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя нового Государя. Храм стал красивейшим в Гродненской губернии. Его архитектура сочетает элементы романского и русско-византийского стилей. Храм выполнен из красного кирпича и увенчан возвышением с шлемовидным куполом. Другой купол расположен над звонницей. Колокол весом 125 кг (медь для колоколов была пожертвована «Высочайшими особами») обладал таким мощным звоном, что при благоприятных атмосферных условиях был слышен на окраинах Беловежской пущи. При церкви было два хора — учеников местной школы и служащих при дворце. Их пение на богослужении любил слушать Николай II, который регулярно приезжал в Беловежу в 1897-1912 годах. В нынешнем Беловеже, поселке с населением около 2700 человек (из них — 1500 православных), Никольская церковь — наиболее важная архитектурная достопримечательность. Она — памятник «русского Беловежа», одной из любимых царских охотничьих резиденций на рубеже XIX–XX веков. Кладбищенская церковь-часовня, деревянная часовня на Спортивной ул., старый причтовый дом, несколько краснокирпичных зданий, хозяйственные постройки при бывшем Императорском дворце не могут соперничать с храмом по своему историческому и художественному значению.

http://sobory.ru/article/?object=34568

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Церковь Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших. Карта и ближайшие объекты Игуменское кладбище находится примерно в километре к востоку от Центральной усадьбы монастыря. К нему ведёт 300-метровая аллея сибирской пихты. Игуменское кладбище было заложено игуменом Дамаскиным (Кондратьевым) в 1876 году близ деревянной часовни во имя прп. Сергия Радонежского. Здесь похоронены все игумены Валаамского монастыря. Кладбище было заложено игуменом Дамаскиным, который был первым похоронен на нём. В 1876 году архитектором Г.И. Карповым на кладбище была возведена необычная по своей архитектуре церковь, освящённая во имя Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших, и колокольня, стоящая отдельно. Церковь в плане - прямоугольник с полукруглой апсидой в восточной части и точно таким же объемом притвора с закрытым крыльцом на западе. Церковь и колокольня построены из валаамского кирпича в византийском и классическом стилях и имеют сдержанное убранство. Резной золоченый иконостас церкви, фрески и иконы не сохранились. У северной алтарной стены церкви похоронен игумен Дамаскин. У южной алтарной стены - ученик и преемник Дамаскина - игумен Ионафан II (Дмитриев). Рядом с о. Дамаскиным покоятся игумены Виталий (Батраков), Пафнутий (Андреев), Павлин (схиархимандрит Павел). В настоящее время кладбище большей частью разрушено. Уцелел поставленный о. Дамаскиным памятный крест из черного гранита. Кладбищенский храм имеет очень редкое наименование «Во имя преподобных отцов в посте и подвиге просиявших», в честь монахов святой жизни. Свой престол он отмечает в масленицу, в субботу сырной седмицы. По традиции, здесь любят служить по субботам, так как суббота - день поминовения усопших. Храм, освященный игуменом Дамаскиным в 1876 году, сохранился таким, каким был прежде: выложенный из красного Валаамского кирпича, украшен полукруглым гранитным крыльцом, большими сдвоенными окнами арками. Внутри храма сохранились настенные росписи, в которых читается без малого 10 веков истории монастыря. Здесь изображен апостол Андрей Первозванный, по преданию, первый пришедший на Валаам и установивший на месте языческого капища православный крест. Основатели обители - преподобные Сергий и Герман. Рядом святые, подвизавшиеся на Валааме и ставшие основателями других скитов и монастырей: Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Александр Свирский. Среди икон в храме есть два образа Спасителя и Матери Божьей, которые точно повторяют личные иконы игумена Дамаскина, подаренные ему когда-то и отданные им в храм.

http://sobory.ru/article/?object=09052

Вятка (Киров). Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская кладбищенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь, о которой мы поведем свой рассказ, сохранилась до сих пор и находится за главным, самым большим и высоким корпусом Кировской областной клинической больницы. Правда, немногие смогут угадать в этом небольшом обезглавленном здании старинный каменный храм, только без купола и колокольни. И только пристально вглядевшись в его трапезную часть и, особенно, в окна с плавно закругленными сводами, можно догадаться, что перед нами – церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери, построенная в 1795 году «иждивением» коллежского советника Иоанна Безрукова и его жены Параскевы Сергеевой на территории городского кладбища, в последствии названного по имени храма Ахтырским. Вот уже много лет в этом храме – склад или цех, а ведь он мог бы стать замечательным больничным храмом! Интересна судьба Ахтырской церкви в Вятке. В 1770-е годы императрицей Екатериной II было предписано создавать при всех крупных российских городах отдельные кладбища, а не хоронить прихожан, как это было раньше, при храмах, в церковной ограде. В провинциальном Хлынове руки до исполнения этого указа так и не дошли. Но губернская Вятка, обратив на себя внимание столицы, уже не могла игнорировать его. Вскоре на генеральном плане города за южной и северной его границами были отведены земли под новые кладбища. Однако православные жители по-прежнему не желали упокоиться вне церковной ограды, считая это уделом нераскаявшихся грешников, в том числе самоубийц, которых веками хоронили таким образом. Тогда власти, не оспаривая этой традиции, распорядились построить на кладбищах храмы. Поскольку под северное кладбище были отведены земли бывшего мужского монастыря с недостроенной церковью святого Иоанна Богослова, то вопрос здесь решался достаточно просто – надо было только общими усилиями завершить этот храм. Что и было сделано. После этого и само кладбище и ведущая к нему улица получили названия по имени храма и стали Богословскими.

http://sobory.ru/article/?object=15050

Кимры. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В связи с быстрым ростом населения села Кимры во второй половине 19 века возникла настоятельная необходимость и постройке новой церкви. Местом для нового храма и земного последнего приюта для усопших было выбрано на северном окраине села в прекрасной роще, называвшейся «зверинец». Когда-то владельцы Кимр держали здесь диковинных зверей, а возле рощи устроили каскад прудов, выложенных белым камнем, с разными породами рыб в них. И вот кимряне посылают епархиальному начальству прошение о разрешении строительства храма. 9 января 1875 г. тверской владыка выслал в Кимры грамоту следующего содержания: «Смиренный филофей архиепископ Тверской и Кашинский... вследствие прошения настоятеля с братией, церковного старосты и прихожан Кимрского Покровского собора Корчевского уезда благословили мы соорудить по плану строительным отделением Тверской губернии... близ села Кимры на вновь отведенном кладбище каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы «Утешение всех скорбящих» на избранном месте». Храм был построен всего за два года, в народе его называли Скорбященским. Новопостроенная церковь состояла из собственного храма, имеющего пять куполов, увенчанных крестами, апсиды, трапезной и колокольни. Считалась она кладбищенской, а приписана была к Покровскому собору, поэтому-то все службы в ней совершались причтом собора. Кладбище при церкви было обнесено каменной оградой длиной более 1 км с двумя воротами и шестью калитками. Главные ворота не утратили своей привлекательности и доныне (сейчас это центральные ворота при входе в горпарк). Сразу же за воротами стояла церковная сторожка, в которой жил сторож, а в последние годы существования храма — священник. Ныне в этом помещении размещается администрация горпарка. Это кладбище считалось самым крупным в Кимрах, здесь хоронили кимрян Троицкой стороны – т.е. большей части села. Главным жертвователем на постройку храма являлся церковный староста Покровского собора купец И. Шокии. Приемником И. Шокина в должности церковного старосты стал В.И. Шокин, многие годы занимавший этот пост и отличавшийся редкой щедростью в пользу храмов и бедных прихожан. (Когда-то в доме его размещалась частная гимназия, ныне это филиал средней школы 13 по ул. Володарского 26). По всей вероятности, В.И. Шокин являлся не только преемником в должности церковного старосты, но и сыном И. Шокина.

http://sobory.ru/article/?object=19609

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010