Ульяновск. Церковь Воскресения Христова на Старом кладбище. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1914 году. Она напоминает храмы Древней Руси, построенные в византийском стиле. Источник: книга " Храмы России " , 2007. Дата постройки последнего здания: 1911. Каменная кладбищенская церковь в русско-византийском стиле, построена по проекту архитектора Федора Осиповича Ливчака. Прежде на месте церкви стояла часовня, устроенная в середине XIX века на участке земли, отведенной городом под кладбище. При строительстве церкви здание часовни было использовано и сейчас является ее северной частью. В советское время церковь не закрывалась.  Единственная сохранившаяся в Ульяновске церковь дореволюционной постройки. Источник информации - Сайт  " История Симбирского края. Документы, поиски, открытия " Век Воскресенской церкви 4 июня (22 мая по старому стилю) Воскресенская кладбищенская церковь отмечает 100-летие своего освящения.  «Симбирские епархиальные ведомости» в 11 за 1911 год писали: 22 мая Преосвященнейший Епископ Вениамин совершил освящение кладбищенской церкви г. Симбирска. Храм построен в византийском стиле и является одним из благоукрашенных городских храмов. При малом сравнительно размере, храм, к сожалению, не мог вместить всех желающих быть в нем на торжестве освящения; пропускались в него только имеющие билеты». Накануне церковный староста, 40-летний предприниматель Алексей Павлович Балакирщиков лично нанёс визит губернатору Александру Степановичу Ключарёву, приглашая его на торжество. Прекрасный повод для менее месяца занимающего должность чиновника предстать перед народом во всей красе и продемонстрировать свои религиозные чувства! Но начальник губернии проигнорировал церемонию. Может быть по состоянию здоровья? Отнюдь, вместо того, чтобы присутствовать на освящении, Ключарёв отправился в объезд губернии. Казалось бы, ничего не стоило сдвинуть поездку на один день, но он предпочел покинуть город, отправив на торжество вице-губернатора. Возможно, «компетентные органы» успели предупредить Александра Степановича, что Балакирщиков водит дружбу с социалистами, что у него в доме несколько лет жил один из лидеров симбирской группы РСДРП Юрий Кролюницкий, что в годы 1-первой русской революции Балакирщиков издавал оппозиционные «Симбирские Вести»… Негоже было «светиться» государственнику-консерватору Ключарёву рядом с такой неблагонадежной персоной. А, может, смутила действительного статского советника долгая история появления церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16648

Архангельск. Церковь Мартина Исповедника в Соломбале. Карта и ближайшие объекты На рубеже XVII-XVIII веков Архангельск сыграл важную роль в истории развития русского военно-морского торгового флота. В 1693 году Петр I заложил на близлежащем острове Соломбала верфь и основал Адмиралтейство. Соломбала в переводе с финно-угорского означало болотистое, мокрое место. Остров Соломбала начали активно заселять в конце XVII века, после устройства корабельной верфи. До середины XVIII века на острове не было кладбища и умерших хоронили в своих дворах. В 1749 года место для кладбища было отведено, построена первая деревянная кладбищенская церковь, освященная в честь святого Иакова, брата Божия (вскоре сгорела). Кладбище в Соломбале неоднократно меняло свое место, пока в начале XIX века не определилось на нынешней территории. 4 июня 1803 года была заложена каменная кладбищенская церковь во имя Воскрешения Лазаря. 4 ноября 1806 года Владыкой Евлампием храм был переосвящен в честь святителя Мартина Исповедника, папы Римского. В этот период командиром Архангельского порта служил адмирал М. П. фон Дезин (Фондезин). Мартын (Мартин) Петрович принимал активное участие в организации и финансировании строительных работ, поэтому церковь получила имя его святого покровителя. Церковь одноэтажная, с примыкающей с запада колокольней. Имеет одну главу. Первоначально она имела один престол; в 1886 году к северной части храма пристроен придел в честь святого апостола Иакова Алфеева. Строительство велось на средства архангельского купца М. В. Телятьева и Санкт-Петербургского купца А.Я. Прозорова. Первое церковное имущество было перенесено в храм в начале XIX века из предшествующей деревянной кладбищенской церкви в Соломбале. А в 1839 - 1840 годах на средства архангельского купца Дмитрия Починкова построен иконостас храма святителя Мартина, который имеет необычайно красивую и замысловатую архитектурную композицию: трехъярусный, два верхних яруса оформлены в виде полукруглой арки. Иконостас придела Иакова Алфеева освящен 9 октября 1886 года. Его пожертвовал архангельский крестьянин Петр Петрович Амосов. Росписи стен церкви были выполнены в начале ХХ веке в технике масляной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=08627

Ковров. Церковь Иоанна Воина. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Воина , Георгия Победоносца Год постройки:Между 1810 и 1827. Архитектор:А.Н. Вершинский, Е.Я. Петров Адрес: Владимирская обл., г. Ковров, ул. Першутова Координаты: 56.376008, 41.303374 Проезд:Западный въезд в г. Ковров (по дороге Р71), после моста через р. Клязьма на 1-м светофоре направо по ул. Абельмана, через 600 м направо по ул. Урицкого, через 280 м налево. Церковь через 50 м слева. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С середины 16 века примерно на этом месте стояла деревянная Покровская кладбищенская церковь села Рождественского-Коврова. К концу 17 столетия Покровский храм не существовал. Восстановлен в начале 1780-х гг. и освящён во имя святого мученика Иоанна Воина. Каменный кладбищенский храм того же наименования построен в 1810-1827 гг. на пожертвования горожан, в особенности на средства дворянина титулярного советника Петра Борисовича Ошанина и ковровского мещанина Ивана Федоровича Апарина. До 1888 г. Иоанно-Воиновская церковь приписана к Христорождественскому собору, а с 1888 г. – кладбищенская с отдельным причтом. Закрыта в 1934 г. Вновь открыта в 1943-1945 гг. Окончательно возобновлена в 1994 г. как приходской храм и заново отремонтирована трудами настоятеля протоиерея Стефана Алексеевича Бензюка и директора Домостроительного комбината Сергея Николаевича Филиппова. Из книги Фролова Н.В. и Фроловой Э.В. «Ковров православный». …Первоначальный проект церкви разработал владимирский губернский архитектор титулярный советник Алексей Никитич Вершинский. В январе 1812 г. пост губернского архитектора во Владимире занял переведённый из Московской губернии Евграф Яковлевич Петров. Ему пришлось частично переделывать проект своего предшественника и в течение долгих лет наблюдать над воплощением своих замыслов в камне. Во Владимире Е.Я. Петров прослужил 27 лет, достиг здесь чина надворного советника и потомственного дворянства, но храм Иоанна Воина в Коврове стал одним из первых, если не самым первым его проектом, утверждённым в качестве владимирского губернского архитектора.

http://sobory.ru/article/?object=09282

Левоча. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В селе ЛЕВОЧА стояли деревянная кладбищенская церковь во имя Георгия Победоносца (1903 г.) и каменная во имя Николая Чудотворца (1880 г.) ЧАСТЬ 1. (1926 – 1934 гг.) Из акта описи церковного имущества за 1926 год: «Церковь во имя св. Николая Чудотворца, здание каменное с таковою же колокольней, крыша железная, окрашена красной краской в 1925 году, здание тёплое, построено в 1880 году. Колокола: большой колокол весом 104 пуда, колокол второй 29 пудов, колокол третий 8 пудов, колокол четвёртый 6 пудов, колокол пятый 3 пуда, колокол шестой 2 пуда. Кладбищенская церковь во имя Георгия Победоносца, здание церковное деревянное с таковой же колокольней, холодное, построено на фундаменте из булыжника, крыша окрашена медянкой, выкрашена жёлтой краской, построена в 1903 году. Усадьба Горка. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, каменное, покрыта железом, устроена в 1864 году». Из акта описи церковного имущества за 31 июля 1928 года: «Каменное здание при селе Левоча в честь Николая Чудотворца построено в 1880 году, крыто железом, последняя окраска проводилась в 1926 году. Деревянное здание кладбищенской церкви построено в 1903 году в честь Георгия Победоносца, крыто железом, последняя окраска летом 1927 года. Оба здания охраняются одним сторожем гражданином Минецкого района дер. Отрада Ражев Василий Павлов, проживающий в церковной сторожке с окладом жалования в 8 рублей и 2 пуда ржи в месяц. Зарплату получает первого числа каждого месяца с рук председателя церковного совета. Церковная двадцатка состоит из 25 человек, кой подписан договор». Из акта описи церковного имущества за 22 ноября 1928 года: «Здание каменное, построено в 1864 году бывшим помещиком Коковцевым. Длинна здания от паперти до алтаря 19 метров, ширина 10,25 метра, высота от фундамента до креста 15 метров. Фундамент от земли возвышается на 0,75 метра и сделан из точёного камня, здание покрыто жестью, но ввиду того, что крыша не крашена в течении нескольких десятков лет, то немного проржавела местами и требует окрашенного ремонта. Крест на церкви упал вместе с куполом, в наружи здание ощекотурено и выбелено, но штукатурка на 30 процентов обвалилась, и ремонт её не производится».

http://sobory.ru/article/?object=09521

Новороссийск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Церковь построена в конце XIX века на перекрёстке двух дорог на возвышенности. В 1937 году её закрыли, но уже в годы войны стали восстанавливать. Первое богослужение прошло здесь в конце осени 1942 года, а в 1943 году на Пасху церковь выдержала бомбардировку. Служба не прекратилась даже тогда, когда по церкви били из гаубиц. Источник: книга " Храмы России " В конце 1891 года в Новороссийске начало функционировать городское кладбшде. Территория его ограничивалесь улицами: Анапской (ныне Видова), Ставропольской, Чайковской и Ксениевской (ныне Клары Цеткин); общая площадь - около 20 000 сажен, имела форму прямоугольника. На территории кладбищенской земли бьло начато сооружение Успенской церкви. Строительство ее осуществлялось под руководством специально образованного (Городской Думой) комитета. 23 ноября 1904 года Городская Дума рассмотрела вопрос об освящении вновь построенной Успенской церкви. Приняв доклад Управы об окончании строительства Дума решила отпустить в распоряжение комитета 300 руб. на освящение церкви и единогласно постановила благодарить председателя комитета по постройке церкви М.Ф. Пенчула‚ а также всех членов комитета за их труд и пожертвования в пользу вновь выстроенного храма. В обиходе‚ в том числе и в Городской Думе, Успенская церковь именовалась также Кладбищенская церковь, однако в официальных типографски иэготовленшх докумпентах тех лет эначилось: " Городское кладбище при Успенской церкви " . В настоящее время на территории, принадлежащей Успенской церкви (бывшее городское кладбище)‚ находится здание военного госпиталя на ул. Видова (рядом с церковью). С 1945 года — действующая. По материалам архивного отдела г. Новороссийск, Краснодарский край, 1995г. В 1904 г. на городском кладбище появилась церковь (на углу улиц Ставропольской и Анапской - современные Гладкова и Видова), который сохранился до наших дней и действующий поныне. Свято-Успенский Кафедральный Собор - тогда это была Успенская (кладбищенская) церковь. Комитет по ее постройке был организован еще в 1899 г. и возглавил его Городской Голова Михаил Федотович Пенчул.

http://sobory.ru/article/?object=11654

Омск. Церковь Всех Святых на Казачьем кладбище. Кладбищенская Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Возникшее в 1840-х гг. Казачье кладбище к XX в. занимало уже довольно большую территорию. Географически оно находилось в квадрате нынешних улиц: Куйбышева, 8 Линии, Успенского и Съездовской. Некрополь был разбит на аллеи, которые, в свою очередь, образовывали кварталы. В целом же кладбище состояло из нескольких участков: православного, католического, кадетского и холерного. На кладбище можно было попасть через большие каменные ворота, а начинавшаяся от них центральная аллея приводила посетителей прямиком к храму. Первоначально это была не церковь, а часовня. В 1859 г. на средства омского купца В.П. Кузнецова возводится однопрестольный каменный храм во имя Всех Святых. В 1896 г. стараниями другого омского купца Г.В. Шкроева храм был значительно расширен. К нему пристроены притвор и колокольня. Всего он мог вместить до 400 прихожан. Кладбищенская церковь просуществовала до 1938 г., после чего была закрыта. В ее стенах, как в довоенное, так и в послевоенное время, размещались склады различных организаций. Здание церкви ветшало и вскоре пришло в полное запустение, а в 1975 г. было вовсе снесено с лица земли. С начала 1920-х гг. кладбище приходит в запустение. Закрылось кладбище в 1942 г., и по истечении 25-летнего срока, в 1966 г., было принято решение о ликвидации одного из старейших омских кладбищ. По материалам Государственного архива Омской области. А. Лосунов. Казачье кладбище возникло во второй трети XIX века к востоку от Казачьего форштадта, на его территории были выделены участки для захоронений кадетского корпуса, католического и холерного кладбищ. Во время Великой Отечественной войны на нем хоронили воинов, умерших в омских госпиталях. Кладбище находилось в конце Никольского проспекта (ул. Красных Зорь) за Шкроевской улицей (совр. ул. Куйбышева). Первоначально на нем была построена часовня. А в 1859 г. на средства омского Городского головы — купца, коммерции советника, почетного гражданина Владимира Петровича Кузнецова в центре кладбища возвели каменную церковь. В труде о сибирской иконописи протоиерея о. Александра Сулоцкого сказано, что иконы для иконостаса Кладбищенской церкви, а также для храмов в Каркарале и Кульдже, В.П. Кузнецов заказывал в Москве. Интерьер храма славился прекрасным хрустальным паникадилом, пожертвованным В.П. Кузнецовым. В.П. Кузнецов, исполняя должность Городского головы, построил по проекту Э.И. Эзета новый Ильинский мост через Омь. Умер он 29 марта 1870 г. Генерал-губернатор Западной Сибири А.П. Хрущов просил разрешения у архиепископа Сибирского и Тобольского похоронить В.П. Кузнецова в Кладбищенской церкви, но архиепископ Варлаам ответил, что это запрещено законодательством.

http://sobory.ru/article/?object=45442

С.И. Доброумов А. Общие сведения о монастыре Основание монастыря и постепенная постройка в нем храмов и других зданий В 1591 году Крымский хан Казы-Гирей вздумал напасть на Москву. Место для этого нападения он избрал между Калужской и Серпуховской заставами. Царь Феодор Иоаннович противопоставил хану незначительное и неподготовленное войско и вместе с тем совершил крестный ход с Донскою иконою Божией Матери. Усердно помолившись, царь предсказал боярину Григорию Годунову об удалении неприятеля. Действительно, после жаркой перестрелки и стремительных конных атак, хан бежал (5 июля 2 ). В благодарность Богоматери царь построил в 1593 году на месте сражения храм в честь Донской иконы Божией Матери и учредил при нем монастырь. Монастырь состоял из одного каменного храма, колокольни на столбах, кельи игумена и кельи братии. Количество утвари и других необходимых для богослужения предметов было ограниченное. Монастырь обнесен был деревянным забором. Около храма, построенного царем Феодором Иоанновичем, и возник мало-помалу впоследствии монастырь в том виде, какой он имеет в настоящее время. Другой царь, – Феодор Алексеевич, – пристроил к храму царя Феодора Иоанновича два придела, трапезу и колокольню, наделил храмы утварью и обнес новой деревянной оградой. В правление царевны Софьи. Сестра ее – царевна Екатерина – построила большой соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери и стала обносить монастырь новою каменной оградою. Все это совершилось в XII столетии. В XVIII столетии Грузинский царь Арчил Вагхангович устроил в нижней части собора храм в честь Сретения Господня. Затем супруга царя Ивана Алексеевича – Параскева Феодоровна -построила церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери над северными воротами монастыря. Почти в то же время в южной части монастыря на средства царского стольника Дурново построена была церковь преп. Евфимия Великого, не сохранившаяся до нашего времени. В начале XIX столетия она была разобрана и на ее месте, на средства кн. Голицыной, построена была церковь во имя св. Архистратига Михаила. В конце XVIII в. близь алтаря собора построена церковь во имя преп. Александра Свирского на средства графа Зубова. В позднейшее время (XIX–XX в.) построены церкви: св. Иоанна Златоуста и вмч. Екатерины – на средства купца Первушина, преп. Иоанна Лествичника – на средства генерала Терещенко и кладбищенская церковь – на монастырские средства. Общее число храмов в Донском монастыре 8; в них престолов (с предполагаемыми) 14. Постоянно богослужение совершается в древней церкви в честь Донской иконы (литургия в 6 часов утра), в Михаило-Архангельской церкви (литургия в 8 часов утра) и в соборе (лит. в 10 ч.). В Екатерининской церкви и церкви св. Иоанна Лествичника служат в некоторые дни недели; в прочих церквах – в храмовые праздники. Кладбищенская церковь еще не окончена отделкой, почему служба в ней не совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тара. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Кладбищенская церковь Тихвинской иконы Божией Матери,Тихвинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1875 году к колокольне пристроили сторожку. Построена на средства Ивана Федоровича Нерпина. Находилась на кладбище, вблизи города. Кирпичная, двухэтажная, в форме “корабля”. Над храмом - четырехгранный купол, над полукруглым алтарем - конха, над трапезной - двухскатная кровля. Фонарь над куполом восьмигранный с арочными окнами, такой же фонарь на колокольне. Главы - на куполе, алтаре и колокольне, восьмиконечные кресты деревянные, обшитые железом и позолоченные. Стены гладкие, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены гладкими наличниками, в храмовой части в 3 яруса, межэтажный пояс - из люкарн, над куполом восьмигранный фонарик с четырьмя окнами, завершенный сложным восьмидольным куполочком. На окнах  первого этажа - металлические фигурные решетки. Аттики полуциркульные. Колокольня: трехъярусная, средний ярус с люкарнами, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, купол в два яруса. Высота до крыши - 5 саж., колокольни - 10 саж., длина - 8 саж. 2 арш., ширина - 3 саж. 2,5 арш. В верхнем храме своды и стены украшены лепниной. Приход: в 1870 г. к ней была приписана старинная Георгиевская церковь. В 1900 г. в качестве приписных указаны 3 часовни: в церковной ограде деревянная, в честь Казанской Божией Матери; каменная, во имя св. Георгия Победоносца, построенная на берегу р. Иртыша, от церкви в одной версте; деревянная, в честь Преображения Господня, за Иртышем, на заимке Нерпиной. Прихожан было 302 мужчины и 327 женщин, раскольников - 4 человека. Национализация имущества: в 1921 г. В 1922 г. - аренда. В 1927 г. утвержден снос здания. В 1933 г. занята обновленцами. Снесена. Лебедева Н.И. Храмы г. Тары.  Тихвинская кладбищенская бесприходная церковь двухпрестольная, во имя Тихвинской иконы Божией Матери и Сошествия Святого Духа; каменная, построена в 1789 г. усердием коммерции советника Ивана Федоровича Нерпина; прочна, довольно вместительна.

http://sobory.ru/article/?object=37618

Дубовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Приход Покрова Божией Матери в городе Дубовка Волгоградской области образован в 1991 году. В настоящее время это внешне отреставрированный храм с восстановленной колокольней. Реставрируется иконостас и настенное письмо. Храм расписывает заслуженный художник России - настоятель храма. Церковь Покрова Божьей Матери города Дубовка Волгоградской области построена в 1850 году купцом Кулаковым как кладбищенская и чудом сохранилась от разрушения. В 1930 году была закрыта и использовалась в качестве дизельной электростанции. В 1950 году ее забросили... Приход вновь образовался в 1988 году. Чтобы восстановить и привести в надлежащий вид старинный храм, памятник архитектуры XIX века, потребовались годы нелегкого труда и немалые средства. Отец Сергий внес большой вклад в восстановление этого уникального памятника. Они с матушкой писали иконы для других церквей только для того, чтобы заработать средства для восстановления своего храма. Церковь преобразилась. Появился новый иконостас, иконы для которого написаны самим отцом Сергием, построены часовня, колокольня, воскресная школа. В 2008 году настоятелю храма - протоиерею Сергею Ермакову, было присвоено звание " Заслуженного художника России " . Именно он написал в 2007 году несколько икон с ликом священномученика Николая Попова - первого канонизированного святого Волгоградской епархии из лика новомучеников и исповедников российских XX века. Покровская кладбищенская церковь в посаде Дубовке построена в 1849 г. на средства дубовского купца Петра Егоровича Кулакова. В 1881 г. была капитально ремонтирована, снабжена новою утварью и ризницею на средства бывшего ктитора этой церкви Петра Ильича Казеева; каменная, теплая, однопрестольная. Церкви принадлежат: сторожка и дом для помещения священника. Священник живет в церковном доме, а псаломщик при сторожке. Священник Николай Жимский и псаломщик Петр Архангельский. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г.

http://sobory.ru/article/?object=13230

Ишим. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты В 1826 году «градо-Ишимские прихожане» обратились в местное духовное правление с просьбой о дозволении выстроить на кладбище «вновь деревянную на каменном фундаменте во имя Живоначальной Троицы церковь, по приложенным плану и фасаду». Тобольская духовная консистория согласилась с этим предложением. 21 января 1827 года оно было утверждено на заседании Святейшего Синода. В 1834 году ишимский купец Василий Еманаков обращается в консисторию как староста уже существующей церкви с просьбой об определении к кладбищенской церкви особого причта. Ему отказывают. И лишь в 1838 году настойчивый проситель добился компромиссного решения: к Богоявленской церкви определили четвертого священника с тем чтобы клирики собора «исправляли священнослужение поочередно и в кладбищенской церкви». Будучи деревянной, она сгорела в январе 1840 года. К 1842 году на средства того же купца отстроена новая каменная Троицкая церковь. Освящена 4 февраля 1843 года. Известный купеческий род Еманаковых стал попечителем и нового храма. Так, храмоздателями называются купеческие сестры девицы Параскева и Наталья Федоровны. Кроме того, на их же средства отстроены и два каменных дома для причта. В 1872 году купцом 1 гильдии Олимпием Александровичем Еманаковым возведен с южной стороны придел в память Сорока мучеников Севастийских; северный придел устроен в 1882 году на средства купеческой жены Марии Ивановны Еманаковой, «с помощью прихожан». Троицкая церковь занимала в градостроительном отношении очень удачное местоположение. Построенная на возвышении, окруженная ожерельем из четырех часовен и кованой оградой с мраморными столбиками на кирпичном основании, она подчиняла себе обширнейшую Базарную площадь, раскинувшуюся к тому времени в новом торговом центре города, который развивался к северу от Киселевского мыса. При этом здание было относительно невысоким, одноэтажным, выстроенным в строгом стиле классицизма. Обширный в основании, полностью перекрывавший основное помещение храма низкий четырехгранный купол был окружен с востока, севера и юга небольшими куполами, также увенчанными миниатюрными маковками с крестами. Даже двухъярусная колокольня с высоким шпилем была массивной и приземистой.

http://sobory.ru/article/?object=26239

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010