О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

ЦВ 1-2 (447) январь 2011 / 10 января 2011 г. http://e-vestnik.ru/church/447_shans_na_spasenie/ Алексей Реутский В Тверской области алкозависимые построили два храма и еще два восстанавливают Редакция ЦВ начинает публикацию серии очерков о людях, для которых социальное служение стало частью жизни. Каждый избрал свое направление деятельности, у них разный стаж, одни в духовном сане, другие нет, они живут в разных регионах, но объединяет их одно: заповедь «возлюби ближнего своего» воплощается для них ежедневно в конкретных делах. Потому что это их выбор, работа и судьба. Когда у иерея Федора Грибова, настоятеля Георгиевского храма села Колталова (30 км от Твери), появились первые подопечные из «мест не столь отдаленных», он не удивился. В недавнем прошлом ему как майору МВД уже приходилось по долгу службы заботиться об этих «изгоях общества»: устраивать их на работу и договариваться о койке в общежитии. Но у священника задача сложней: не только дать этим людям кров, пищу и работу, но пробудить в них православную веру. За семь лет через Троицкий скит прошло более 40 человек, большинство из них нашли в себе силы и желание бросить пить, трудоустроиться и открыть свою душу Богу. «За уши не тянем и в шею не толкаем» Село Троице Малое, что в четырех километрах от трассы Тверь — Ржев, определишь лишь по торчащей, как вышка мобильной связи, выщербленной временем колокольне кладбищенского храма. Доехать до него зимой от проторенной трассы можно только на тракторе. Не чистит эту дорогу местная власть. Может, оно и к лучшему. Потому что там, в Троицком скиту, разместился вдали от мирской суеты и соблазнов в крепко сколоченных домиках реабилитационный центр для алкозависимых. Этот скит в полной мере можно назвать подворьем Георгиевского прихода. Мягко покачиваясь и деловито тарахтя, трактор отца Федора пробивается сквозь снежные заносы в Троицкий скит. — Программа одна — спасение души, а во всем остальном уповаю на волю Божию,— басит отец Федор. — Если человек хочет у нас остаться, то правила простые: сухой закон, работа по силам во славу Божию. Курить в келье и валяться в обуви на постели запрещено. Пьяным застану — выгоню. Ходи со всеми на службы, исповедуйся и причащайся каждую неделю, выучи «Отче наш», а затем «Символ веры»…

http://e-vestnik.ru/church/447_shans_na_...

Ростов-на-Дону. Церковь Всех Святых (старая). Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Её история началась в 1785 году, когда первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Новый храм строился с использованием материалов разбираемого ветхого Покровского храма. Церковь была построена на старом ростовском кладбище. Её освятили во имя Всех Святых. Закладка церкви совершилась 15 декабря 1785 года. Через полтора года церковь была полностью отстроена, и 19 мая 1787 года освящена протоиереем Иоанном Андреевым. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трёхпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых просуществовала 98 лет. В 1930-е годы была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные Богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. По решению городских властей церковь была взорвана. Исчезло и городское кладбище, закрытое ещё перед Великой Отечественной войной. В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской церкви возвели здание Дворца спорта, строительство которого планировалось с начала 1960-х годов. Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена. По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

http://sobory.ru/article/?object=34173

Вытегра. Церковь Всех Святых. Кладбищенская церковь Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Всех Святых Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1864 и 1865. Год утраты:1959 Адрес: Россия, Вологодская область, Вытегорский район, г. Вытегра, кладбище Координаты: 61.007212, 36.42216 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Строительство на собственные деньги начали в 1864 году вытегорские жители - купец Ф.М. Букин, А.П. Шелепин и П.И. Таразанов. До настоящего времени храм не сохранился, он был уничтожен при строительстве 1-го шлюза Волго-Балта. Вместе с церковью исчезло и кладбище, могильные плиты с которого можно найти во многих фундаментах вытегорских домов. К 1873 году (концу XIX beka) в Вытегорском уезде было 46 церквей, 227 часовен и 9 церковно-приходских школ, из них в Вытегре: 5 церквей: Воскресенский собор (1800), Сретенская церковь (1873), кладбищенская церковь «Всех святых» (1865), строительство которой на собственные деньги начали в 1864 году вытегорские жители купец Ф.М. Букин, А.П. Шелепин и П.И. Таразанов, тюремная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, построенная в 1879 году и представлявшая собой особую пристройку к главному зданию, церковь при богадельне купчихи Матвеевой. Сретенская церковь и сейчас является действующим храмом. Воскресенский собор был перестроен, теперь это городской Дом культуры. Церковь «Всех святых» располагалась на городском кладбище. При строительстве первого шлюза Волго-Балта церковь была разрушена, кладбище затоплено. К тридцатым годам ХХ столетия все храмы на территории теперешнего Вытегорского района были закрыты. В то же время было уничтожено почти все духовенство Вытегорского края. В 1937 году в районе была закрыта последняя действующая церковь — Вытегорская церковь Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=45161

Усолье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская кладбищенская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1860 и 1865. Год утраты:приблизительно 1962 Адрес: Пермский край, Усольский район, г. Усолье, ул. Ивачёва Координаты: 59.413383, 56.66688 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты История одного строительства. Кладбищенская церковь села Усолья конца XIX века. В 1865 г. в селе Новое Усолье была освящена церковь Успения Божьей Матери – кладбищенская. В церковной Ведомости за 1866 г. сообщалось, что «церковь сия, заложенная в 1861 г. 26 сентября, построена на счёт Собора (Усольский Спасо-Преображенский собор) и частью усердием господ владельцев в 1865 г. и в том же году 4 декабря освящена Соликамского монастыря архимандритом Иннокентием по благословенной грамоте преосвященного Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, данной от 13 сентября 1865 г.» Строительству и освящению этого духовного предприятия предшествовала продолжительная и довольно скандальная история, длившаяся почти десять лет. В 1842 г. все владельцы Усольско-Лёнвинских соляных промыслов, по настоятельной просьбе жителей Усолья, решили построить в селе каменную церковь. В следующем, 1843 г., согласно урочного положения, архитекторским учеником господ наследников графа Г.А. Строганова Трефилом Тудвасевым были составлены проект и смета, выразившееся в значительную сумму – 9189 руб. 22 коп. серебром. Однако приступить к осуществлению проекта тогда не удалось. Опустошительный пожар, случившийся в Усолье в мае 1842 г., повредил огромное количество промысловых заведений/44 варницы/, дома местных обывателей и конторских служащих/424 каменных и деревянных домов/, церковные и торговые лавки, Соборную церковь. Общий ущерб составил 1762102 руб. 77 коп. В этих условиях возведение нового храма было просто немыслимо.

http://sobory.ru/article/?object=40056

Енисейск. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Абалакская церковь. Карта и ближайшие объекты Кирпичная кладбищенская церковь, выстроенная в 1799-1819 гг. на кладбище в восточной части города. Второй престол Всехсвятский. С 1840-х гг. была приписана к Рождественской церкви, затем к Богоявленскому собору. Любопытный пример сочетания приёмов архитектуры классицизма и сибирского барокко. Восьмигранный в плане храм с массивной колокольней под шпилем. Закрыта в 1930 г., сломана в 1934 г. Абалакское кладбище была закрыто в 1926 г. и срыто в 1930-х гг. http://kras-hram.ru/page314/ Кладбищенская - Абалакская церковь ( " Входо-Иерусалимская " ) выстроена в 1801 году... Во Входо-Иерусалимской кладбищенской церкви два престола - главный " Входа Господня во Иерусалим " и другой - в честь " Всех Святых " . " Краткое описание приходов Енисейской губернии " . Репринтное воспроизведение издания 1916 года. Красноярск, 1995, стр. 199. Одним из известных, но неизученных памятников каменной архитектуры Центральной Сибири рубежа XVIII-XIX в. является Входоиерусалимская кладбищенская церковь в городе Енисейске. Эта церковь стала последней в многочисленном ряду городских храмов, возведенных с начала XVIII века за почти столетний период. Каменная церковь Входа Господня в Иерусалим была выстроена на территории бывшего Абалацкого подворья Туруханского Троицкого монастыря. Это подворье известно по описаниям Енисейска с конца XVII века. Его возникновение связано с основанным в 1660 году на севере Приенисейского края Туруханским монастырем. Располагаясь к востоку от посадской застройки Енисейска, за речкой Абалацкой, на дороге, ведшей в южные земли Приенисейского края, Абалацкое подворье выполняло различные хозяйственные функции, обеспечивая Туруханский монастырь продуктами земледелия и скотоводства, а также разного рода ремесленными изделиями. Рисунки С.У. Ремезова и И.Г. Люрсениуса дают некоторое представление о характере архитектурного облика Абалацкого подворья в конце XVII - первой трети XVIII века. На рисунке из книги С.У. Ремезова, который можно датировать последней четвертью XVII века, комплекс деревянных строений подворья, ошибочно обозначенного как «Аболацкий монастырь», представлен деревянной церковью с главой, установленной на крещатой бочке, в окружении рубленой ограды.

http://sobory.ru/article/?object=36406

Из Клировой ведомости за 1840 год известно, что к Старосельскому приходу принадлежало пять приписных и кладбищенских храмов: В Клировой ведомости прихода за 1841 год уточняется состав прихода. В него входили деревни: Старое Село, Хотежино, Скиршонтово, Трасковщина, Барсуки, Рудаки, Глушицы, Чачково, Вендзелево. В 1842 году произошло существенное расширение границ прихода. К вышеуказанным деревням прибавились следующие населенные пункты: Минковцы, Осинове, Дубенцы, Козловцы, Пшасово, Малинки, Передрове, Дулички, Головки, Петровщина, Крайны, Котяги, Закоблуки, Птичь, Брички, Ляховщина, Бойдаков, Селище, Новосады, Глушицы, Кирмантово, Скирмонтово, Микулищи. В 1843 году к вышеназванным приписным храмам добавляется еще одна церковь - свв. апп. Петра и Павла в д. Брички, построенная помещиком Михаилом Добровн. В этом же году приход причисляется к 5 классу, в соответствии с которым было начислено жалование в размере 236 рублей в год. Земли при храме числилось 48,5 десятин. 10 ноября 1861 года указом Святейшего Синода за 3478 церковь во имя Рождества Богородицы в д. Старое Село возвели в 4 класс. В связи с этим повысили жалование прихода до 256 рублей в год. В 1863 году правительство выделило 4 тысячи рублей на ремонт храма. В 1865 году настоятелем прихода назначили выпускника Минской Духовной Семинарии иерея Александра Боболовича. В 1867 году при приходе открылась церковно-приходская школа, а 1885 году – школа грамотности. Тридцать один год отец Александр Боболович был настоятелем Старосельской церкви, пока в 1896 году его не сменил выпускник Минской Духовной Семинарии иерей Константин Околович. К 1901 году жалование прихода составляло 543 рубля 30 копеек. Из шести приписных церквей к тому времени числилось только три: в д. Трасковщина – Свято-Покровская кладбищенская церковь, в д. Чачково – Свято-Петро-Павловская церковь, в д. Старое Село – Свято-Дмитриевскя кладбищенская церковь. Общее число прихожан составляло 2918 человек. Свято-Дмитриевскя кладбищенская церковь в д. Старое Село в 1806 году была построена графом Августином. С 1 мая 1912 года настоятелем назначили иерея Константина Строковского, выпускника Минской Духовной Семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=44831

Велятичи. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 году она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Новый Спасо-Преображенский храм (старинное здание было разрушено в 1953 г.) был освящен 24 июля 2000 года при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода. blagobor.by › hram/velyacichy/history Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 г. она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Имеются сведения о том, что в 1834 г. в Велятичах из унии в православие присоединено 709 мужчин и 689 женщин. В этом же году Велятичский приход признан самостоятельным. В клировых ведомостях за 1837 г. Борисовского уезда Велятичской церкви значится: «Построена неизвестно когда, зданием деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветхая. Престол в ней во имя Преображения Господня. Утварью недостаточна, а книги, нужнейшие для Богослужения, имеются... Священник Павел Лисевич, дьячок Антоний Богдановский и пономарь Михаил Погадицкий». В 1848 г. по Указу Его Императорского Величества об устройстве православных церквей в государственных имениях, в имении Велятичи было освящено место под строительство православной церкви, типовой проект которой был разработан в 1835 г. В 1851 г. была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь. По данным 1864 г., прихожан мужского пола 693 души и женского 738 душ. При церкви находилось казённое училище для детей. К церкви тогда принадлежали: 1. Построенная прихожанами в этом же селе кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. Ее оставили жившие здесь монахи, пришедшие сюда из Киева. 2. Кладбищенская Миотченская Рождества Богородицы деревянная церковь, построенная в 1837 году прихожанами. 3. Кладбищенская Селищинская деревянная церковь, также построенная прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=39184

Александров. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Сортировка: Карта и ближайшие объекты 19-27 февраля 1930 г. было постановление Ивановского облисполкома о закрытии Кладбищенской церкви в Александрове, 28 августа 1930 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК постановила возвратить храм верующим. К 1935 г. в Александрове остался всего 1 действующий храм – кладбищеский, в котором служили обновленцы. Протокол 28 заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 19 февраля 1930 г. § 64. СЛУШАЛИ: О ликвидации кладбищенской церкви города Александрова. (Инд. 19/113). ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание: 1) чрезвычайно острый жилищный кризис в городе Александрове, заставляющий использовать для жилья все подходящие для этого здания, а также широко развернуть новое строительство, для чего потребуется привлечение большого количества строительных рабочих, для размещения которых в свою очередь потребуется значительное количество помещений, 2) что за закрытие указанной церкви с целью использования ее под общежитие строителей высказалось большинство трудящихся того района города, в котором расположена//Л. 46 эта церковь и 3) что верующие могут удовлетворить свои религиозные потребности в другой имеющейся в городе церкви – договор с группой верующих на пользование кладбищенской церковью расторгнуть и передать последнюю Александровскому Горсовету для использования на указанную цель. Предложить Александровскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию у нее церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г. «О религиозных объединениях». Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума 28 от 27 февраля 1930 г. § 12. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 22. Л. 45 об. - 46 Постановление отменил ВЦИК В конце XVIII века в городе Александрове было создано новое городское кладбище. До этого умершие погребались при своих приходских церквях. В 1800 году на деньги, пожертвованные разными лицами, на кладбище была построена каменная церковь в стиле классицизма, которую освятили во имя иконы Божией Матери Боголюбской. Вскоре в 30-ти метрах от нее возвели каменную ограду с колокольней. Церковь была приписной к собору, и отдельного причта в ней не было: богослужения совершались соборным духовенством (в штате которого было 3 священника, 2 диакона, 2 псаломщика), а в особых случаях также причтом Преображенской городской церкви. В «Историко-статистическом описании церквей Переславского и Александровского уездов», составленном В. Г. Добронравовым (1895 г., с. 280), сообщалось, что «в пользу служащих в этой церкви внесено разными лицами в банк 5860 р., с которых получается процентов за поминовение усопших 245 рублей».

http://sobory.ru/article/?object=01717

Великий Устюг. Церковь Стефана Пермского на кладбище. Карта и ближайшие объекты В 1772 году высочайшим указом было запрещено погребать умерших в городской черте (у приходских церквей) и в связи с этим для городского кладбища было выделено место на Красной горе за Покровской церковью. 1 июля 1772 года из Успенского собора на новое кладбище совершен крестный ход и на месте будущей кладбищенской церкви установлен крест. 22 мая 1774 года из Успенского собора совершен крестный ход на отведенное кладбище и после молебна заложена деревянная церковь перевезенная из Сухонской Ерогодской волости с погоста Рождества Христова. Церковь освящена 15 октября 1774 года во имя святого Стефана Великопермского. 4 августа 1799 года преосвященный Арсений, епископ Вологодский и Великоустюжский, дал грамоту на постройку каменной церкви Стефана Пермского. 30 июня 1800 года положено основание каменой церкви во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости с приделами во имя святителя Стефана Пермского и во имя преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Строительство велось на средства прихожан под руководством купцов Ямщиковых. Колокольня Стефановской кладбищенской церкви построена одновременно с храмом. На ней имелось девять различной величины колоколов. Самый большой из них отлит в 1807 году, весил 107 пудов 30 фунтов и отличался от других отлитыми на нем изображениями Распятия Господня, Божией Матери и Николая чудотворца. Время изготовления и вес второго по величине колокола неизвестны. Третий колокол, весом в 12 пудов, был отлит в Устюге в 1786 году. Остальные колокола являлись малыми, ничем не примечательными. Недалеко от церкви, на месте бывшего деревянного храма, в конце XIX века построена каменная часовня-усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца. В 1857— 1858 годах кладбище было обнесено каменной оградой, с восточной стороны — сплошной, а с остальных — с деревянными решетками. Для въезда на кладбище имелось двое ворот. В 1918 году кладбище, а вместе с ним и церковь, оказались в ведении Великоустюгского Совета рабочих и крестьянских депутатов. 29 января 1919 года был заключен договор между Советом, в лице его представителей М. И. Кузнецова, А. И. Шебунина, С. Черепанова, и группой граждан Великого Устюга в количестве 44 человек, присутствовавших на собрании, о передаче им кладбищенской церкви «в бессрочное, бесплатное пользование».

http://sobory.ru/article/?object=10238

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010