Рогнедино. Церковь Алексия, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты Здание, расположенное в с. Рогнедино по ул. Ленина 38, занимаемое в настоящее время церковью свв. мчч. Флора и Лавра , было построено в комплексе с основным зданием кладбищенского однопрестольного храма свт. Алексия, митрополита Московского, и являлось служебным помещением церкви. До половины 18 века Флоро-Лаврский храм находился на княжеской усадьбе между деревнями Гатьково и Пузынино, в версте с небольшим от торгового села Рогнедино (“посада”). Нужно полагать, что храм существовал еще в 12 веке, при жизни княгини Рогнеды. Долго ли существовал храм после смерти Рогнеды, - неизвестно; но с достоверностью можно сказать, что церковь в селе Рогнедино (между Гатьковым и Пузынином) возобновлена или вновь основана во второй половине 14 века, при митрополите Московском Алексии. В последствии церковь была перенесена с княжеской усадьбы в торговое село Рогнедино. Известно, что в 1748 году церковь была уже в торговом селе Рогнедино (“посаде”) - двухэтажная, деревянная, и вероятно, двухпрестольная, с главным престолом- во имя Свв. мчч. Флора и Лавра, и придельным - во имя святителя Алексия. При этом же храме существовало и обширное кладбище. Этот первый приходской храм в селе Рогнедине (“посаде”) просуществовал до конца 18 столетия. С устройством в 1784 году “главного” каменного холодного Одигитриевского храма (который в период гонений в сер. 20 века был взорван) с приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра, - храм во имя свв. мчч. Флора и Лавра с приделом во имя святителя Алексия, за ветхостью был перестроен и стал уже называться “кладбищенским” храмом, однопрестольным во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Этот, второй по счету на сем месте кладбищенский храм просуществовал до 1841 года и был разобран за ветхостью. И на основании храмозданной грамоты за номером 2735 данной 13 мая 1841 года епископом Смоленским и Дорогобужским Тимофеем, помещице села Рогнедино, дочери коллежского ассесора, девице Александре Николаевне Соковниной,- был основан 8 июля 1841 года на сем же месте третий по счету (с 1748г.) теплый каменный кладбищенский однопрестольный храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Этот храм был всецело устроен на средства храмоздательницы - помещицы А. Н. Соковниной; освящен же самолично преосвященным Тимофеем 6 сентября 1845 года. Иконы иконостаса были вновь написаны на средства Соковниной, за исключением древней храмовой иконы свт. Алексия, митрополита Московского, оставшейся от иконостаса, бывшего в том храме, что до 1748г. находился между Гатьковым и Пузынином.

http://sobory.ru/article/?object=09466

Вахитовский район. Церковь Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев Карта и ближайшие объекты Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Екатерининская церковь Автор: Чупринин Михаил Снято: 1 апреля 2007 Добавлено: 5 апреля 2007 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Владимирской иконы Божией Матери(Екатерининская). В западной части Вязьмы, за пределами старой городской черты, на холме стоит кладбищенский храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. Храм построен в 1770-1776 годах на средства священника Иоанна Тредиаковского. Храм четырехпрестольный с приделами во имя Святой Великомученицы Екатерины, Святых Апостолов и Святой равноапостольной Марии Магдалины. По одному из приделов в народе храм называют Екатерининским, так же как и кладбище, на котором он стоит. Храм построен в стиле позднего барокко. Во второй половине XIX века стены, пилоны и своды храма были расписаны фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. Однако они все более и более разрушаются, так как, хотя храм и передан в 1992 году церкви, никаких работ по его восстановлению и возобновлению богослужения до настоящего времени не проводилось. Сегодня лишь с трудом можно различить орнаменты и фрагменты композиций - " Тайная вечеря " , " Троица " , " Преображение " , " Распятие " . Набор открыток " Вязьма Православная " В западной стороне Вязьмы на высоком холме стоит кладбищенский храм во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Храм четырехпрестольный: во имя Святой Великомученицы Екатерины, Святых Апостолов и Святой равноопостольной Марии Магдалины. По одному из пределов храм называют Екатерининским, так же как и кладбище на котором он стоит. Храм построен в 1770-76 годах в стиле позднего барокко. Кресщатое в плане четырехстолпное здание завершено пятью главами. Храм передан в 1992 году церкви, но никаких работ по его восстановлению и возобновления богослужения до сих пор не проводилось. На кладбище сохранилось несколько старых надгробий. Недалеко от храма похоронена местнопочитаемая блаженная Настенька. На кладбище создан воинский мемориал, сюда перенесены все городские захоронения. На мраморных досках имена погибших солдат и офицеров. Сюда перенесен прах героя Советского Союза генерала М. Ефремова.

http://sobory.ru/article/?object=01012

Сыктывкар. Собор Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1820 году. Строили ее по инициативе и на средства купца А. И. Суханова, освящена в 1822 году. Кладбищенской церковь называлась потому, что стояла на территории кладбища, а в функции ее служителей входило отпевать умерших. На этом кладбище были похоронены многие известные люди Коми края, о чем напоминает мемориальный комплекс, воздвигнутый на его месте.Современный внешний вид храма отличается от первозданного: колокольня храма стала на один ярус ниже. Верхний ярус колокольни церкви не был восстановлен в полном объеме в связи с близостью городского аэропорта, и надстройка верхнего (3-го) яруса была запрещена. С сайта Сыктывкар: из прошлого в будущее Свято-Вознесенский храм - старейший из действующих храмов Сыктывкара. Храм располагается в бывшем городском предместье – местечке Кырув (Кируль), давно вошедшего в городскую черту, внутри квартала, ограниченного улицами Набережная, Кирова и Заводская. Возведён в 1820 г. как кладбищенская церковь, освящён 8 мая 1822 г. До закрытия в 1938 г. храм был единственной действующей церковью в Сыктывкаре и являлся соборным храмом обновленческого епископа Усть-Сысольского и Усть-Вымского. Реставрация началась в начале 1990-х г.г., а вместе с ней возродилась и приходская жизнь. Свято-Вознесенский храм в Кируле носил статус и выполнял функции кафедрального собора (1990-2004 г.г.), пока не был построен Свято-Стефановский собор. В начале XIX века (1814-1816 г.г.) по инициативе городского головы Усть-Сысольска купца Алексея Ивановича Суханова и на его же средства началось строительство каменной кладбищенской церкви. Храмозданная грамота на построение каменной кладбищенской церкви в честь Вознесения Господня дана 23 июля 1811 г. епископом Вологодским Евгением. Постройка церкви закончена в 1820 г., а освящён храм 8 мая 1822 г. Вознесенская церковь объединяла тёплый и холодный храмы «в одном корпусе». В тёплой церкви было два престола – во имя св. Николая, Мирликийского Чудотворца (южный) и во имя св. Алексия, Митрополита Московского (северный); в холодной церкви – престол во имя Вознесения Господня. В одной связи с храмом была выстроена трёхъярусная колокольня. Деревянный кладбищенский Никольский храм простоял рядом с новой каменной Вознесенской церковью до пожара 1848 г.

http://sobory.ru/article/?object=10476

Барань. Ксениевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 2002. Ссылки:   Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Борисовский район, д. Барань Свято-Ксениевский женский монастырь Координаты: 54.494558, 28.680287 Проезд:От г. Борисова на северо-восток по дороге H-8081 до д. Барань. 37 км. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Ксении Петербургской Покрова Пресвятой Богородицы (восстанавливается) Часовня Георгия Победоносца (у кладбища) Карта и ближайшие объекты В августе 2002 года решением Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви был учрежден женский монастырь в честь святой блаженной Ксении Петербургской в деревне Барань, Борисовского района. Этот монастырь стал первым в мире монастырем, посвященным всеми любимой блаженной Ксении. Монастырь, в подобие древним, стоит на возвышении в начале большого лесного массива. Вся земля здесь уже освящена благочестивой жизнью  предков. Обитель взрастает на месте древней кладбищенской часовни в честь св. пророка Божия Ильи. На деревенском подворье (в самой деревне) в пятистах метрах от ограды монастыря некогда была старинная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая в 1837 году была возвращена в лоно Православной Церкви, после захвата ее униатами еще на рубеже 17 и 18 веков. В богоборческое время храм разрушили, но в пределах ее основания уже восстановлена небольшая церквушка, в ней совершаются богослужения. Прямо на месте древнего церковного кладбища, на пригорке, где и стоял прежний храм, ныне возводится большая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, из толстых бревен, с шатровой кровлей, в стиле северного русского храмового зодчества. На территории самого монастыря уже построены каменные храмы: в честь св. блаженной Ксении Петербургской, нижний придел представляет собой небольшой криптовый храм в честь прп. Серафима Саровского. На основании древней кладбищенской часовни возведен небольшой, но удивительно гармоничный храм в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Архитектура храма умозрительно представляет нам образ древней Святой Руси, это и воинственный храм-крепость, и гармоничная пластика линий и форм, и богато украшенное внутреннее убранство с чудесными иконами и каменным иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=39937

Отдел XII. Церковно-приходские документы 411. Чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора в 22-й день февраля сего 1836 года, Высочайше утвердить соизволил одобренное предварительно Святейшими Синодом предложение, чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати, для приложения к документам, от церкви выдаваемым, и для печатания конвертов, отправляемых с бумагами по делам церковным, с тем, чтобы для таковых печатей избрано было изображение церкви в древнем русском виде с надписью кругом, в которой означалось бы славянскими буквами, в какой епархии каком селе и какого наименования та церковь , для коей печать дается. Вместе с тем Его Величество соизволяет, чтобы и в монастырях введены были в употребление одинаковые печати с гербом Государственным с тем только отличием от печатей гражданского ведомства, чтобы надпись кругом, объясняющая наименование монастыря, была вырезана шрифтом церковным. Декабря 4 дня 1836 года. 412. О ведении и хранении метрических и обыскных книг. Пб указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что по духовному регламенту и посланным из Святейшего Синода во все епархии в 1779 г. указам, непременно должны быть при приходских церквах для записки рождающихся, вступающих в браки и умирающих метрические книги, которые велено раздавать к каждой церкви в начале года из духовных правлений за скрепою присутствующего, а по прошествии года неупустительно представлять в первых месяцах чрез духовные же правления, за рукоприкладством всех священно и церковнослужителей, в Консистории, где и содержать их, разделяя по городам с уездами каждый год в особом переплете; а таковые же заручные и при церквах в ризницах оставляя хранить, чтобы во всегдашнее время, когда о чем востребуются справки, без всякого сомнения на оных основание полагать было можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. А.Попов I. Г. Городище и Городищенский уезд Уездный город Городище лежит на правом берегу р. Кичкилейки под 53° 16 сев. шир. и 63° 22 вост. долг., от Пензы в 48½ в. и от соседних городов Пензенской губернии: Саранска в 120 в. и Мокшана в 88 в. Время основания города в точности неизвестно, предполагается, однако, что простроен он вскорости после Мокшана, т. е. во второй половине XVI в. До 1780 г. он был слободою, в 1780 сделан уездным городом Пензенской губ., в 1797 г. упразднен и причислен к Саратовской губ., а в 1801 г., при восстановлении Пензенской губернии, снова причислен к ней в качестве уездного города. Город занимает пространство 151 д. 550 с. Жителей по последним статистическим данным: муж. п. 2246, ж. п. 2581, обоего пола 4827, в том числе: православных 4816, католиков 4, лютеран 1, евреев 3, магометан 3. В Городищах церквей – собор 1, домовых 1, кладбищенских 1, часовен и молитвенных домов 1. Церкви все каменные. Учебных заведений: уездное училище, одноклассные мужское и женское училища. Городищенский уезд, находящийся на восточной части Пензенской губернии, лежит на границах Пензенского, Саранского и Мокшанского уездов Пензенской губ., Корсунского и Сызранского уездов, Симбирской губ., и Кузнецкого уезда, Саратовской губ. Пространство его равняется 6047,7 кв. верст=629,865 дес., в числе которых 242,398 дес. находятся под лесом, 124,285 д. под посевом, а остальные под лугами, поселением и т.п. Жителей в Городищенском уезде по последним статистическим данным числится м. п. 84,609, ж. п. 86,003, обоего пола 170,612, в том числе, православных 165,659, раскольников 2221, католиков 60, лютеран 9, евреев 12, магометан 2651. В уезде церквей – приходских 72, при женском монастыре 1, кладбищенских 9, единоверческих 1, часовен и молитвенных домов 10. В числе церквей – каменных 31, деревянных 52. Школ церковно-приходских 32, школ грамоты 12, училищ земских и министерск. 34. Первый благочиннический округ 1) Троицкая в г. Городищах соборная церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделами в честь Покрова Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Сретенкий кладбищенский скит калужской Тихоновой пустыни В означенном скиту храм во имя Сретения Господня. Заложен 1867 г. июня 10, в субботний день, по благословению преосвященнейшего Григория, епископа калужского и боровского – усердием малоярославской помещицы Екатерины Авраамовны с сыном ее Александром Николаевичем Ларионовым. Окончен постройкою в 1871 г. Храм каменный, имеет форму креста. В этом храме 8 окон, в нижнем этаже этого храма, предназначенном для погребения умерших тоже 8 окон. Внутри храма пол деревянный, паркетный. Длина храма: от западных дверей до солеи 14 1 / 4 аршин. Солея до царских врат 4 2 / 4 аршин. От царских врат через горнее место до стены 9 аршин. 5 верш. От северных до южных дверей 19 аршин. 14 верш., а ширина трапезной части... Ширина алтаря 8 аршин. 5 вершков. Стены храма внутри оштукатурены. В куполе изображение масляными красками Воскресения Господа, с ангелом и женами. Алтарь. В нем престол на четырех дубовых поясках. Внутри крест с мощами дубовый. Доска верхняя кипарисная. Высота 1 аршин. 6 вершков. Освящен 18 июня 1871 г. архиепископом калужским и боровским Григорием. Жертвенник тоже на дубовых ножках. Высота его 1 аршин. 6 вершков. Ширина с передней стороны 1 аршин. 2 вершка, с боковой – 1 аршин 3 вершка. Иконостас украшен резьбою и колонами витыми, весь вызолочен, одноярусный, соснового дерева. Вершину иконостаса украшает 8ми-конечный, золоченый крест. К югу от этого храма выстроен деревянный корпус, на каменном фундаменте, разделенный капитальною стеною на 2 половины. В одной помещается домовая теплая церковь , а во второй помещается братия. Корпус этот от запада к востоку имеет длины 27 аршин, ширины 10 аршин. Обит снаружи тесом и покрыт железом. Над алтарем храма (д. церк.) крест деревянный, обитый железом. Храм выстроен в 1872 г. во имя Б. М. «Калужския " . В храме 10 окон. Длина храма внутри 25¾ аршин, из коих длина притвора 4½ аршин, длина трапезной вплоть до иконостаса 6 3 / 4 аршин, длина алтаря 4½ аршин, ширина притвора, трапезной и алтаря одинаковые – 9¼ аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Юрино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:Между 1614 и 1615. Адрес: Нижегородская обл., Балахнинский р-он, д. Юрино Координаты: 56.468201, 43.174886 Проезд:Двигаясь из Нижнего Новгорода, сразу после Балахны в д.Могильцы поворот налево. Асфальтированная дорога выведет через 25 км к д. Юрино. В с.Конево двигаться по указателю. Церковь находится на территории кладбища, которое располагается перед деревней. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня Юрино является местом рождения князя Дмитрия Пожарского, имя которого навсегда вошло в историю нашей Родины. Вскоре после своего и народного подвига - изгнания литовско-польских захватчиков из Москвы, Дмитрий Михайлович Пожарский строит в своём родовом имении Юрине деревянную однопрестольную церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Казанская церковь в селе Юрино была построена как домашняя церковь, а после обоснования княжеской семьи в боярской усадьбе князя в близлежащем селе Вершилове, она превратилась в кладбищенскую церковь-часовню. Впервые Казанская церковь была описана архимандритом Макарием в 1857 году, который привёл в описании церкви и рисунок её фасада с западной стороны. Именно архимандрит Макарий впервые указал, что церковь была построена князем Пожарским. То, что она была построена как домашняя церковь говорит тот факт, что в перечне приходских церквей Балахниской десятины эта церковь не значится. Замечательно, что церковь в Юрино сохранилась до наших дней как памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому, им же первоначально и построенному. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году. Реставраторы попытались придать ей первоначальный облик и в целом им это удалось, за исключением окон: по отношению к описанию церкви очевидцами XIX века их сделали только два, а не четыре.  Памятник архитектуры XVII века. Восстановлена в 1998 г. реставрационно-строительным товариществом " Реставратор " . Автор проекта реставрации архитектор Самойлов Ю.Г.

http://sobory.ru/article/?object=14360

Рель. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Уже в 1627-1628 гг. в селе Рель, числившимся в Никольской пятине Сомерской волости Старорусского уезда Новгородской епархии была деревянная церковь Николая Чудотворца, которая сгорела в 1725 году. Но уже 1726 году храм отстроили заново, на том же месте. Это также была деревянная холодная церковь. В 1861 году церковь отремонтировали и капитально перестроили, приобрели новый иконостас. В 1865 году церковь вновь сгорела из-за неосторожного обращения с огнем. В 1870 году по проекту архитекторов И.Б. Слупского и А. Д. Фиалковского было начато строительство нового каменного храма вместимостью 800 человек. Строился храм на пожертвования, материалы для строительства также доставляло местное население. В1887 году Никольская церковь с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Пророчицы Анны была освящена. В 1937 г. священника арестовали и расстреляли, богослужения были прекращены, а в 1939 году храм закрыли окончательно. В 1989 году были предприняты попытки реставрации, но работы были прекращены.  Статья в журнале «Вода живая» 1 2008 г. Село Рель отстоит от Петербурга в 150 верстах, от Гдова - в 90. Название села производят от крика журавлей, живущих в соседних болотах. В 1627 – 28 гг. была известна деревянная церковь св. Николая чудотв., находившаяся в селе Рель, в Никольской пятине, Сомерской волости, Старорусского уезда Новгородской епархии, но в местных документах о ней не упоминается. Зато есть указ от 28 ноября 1726 г. преосв. Феофана, архиепископа Великого Новгорода и Великих Лук, с разрешением «попу села Рели церкви Николая Чудотворца Федору Мартинову – освятить построенную в том селе, на прежнем церковном погорелом месте, церковь Николая Чудотворца». Церковь эта сгорела 29 мая 1725 г.. Церковь была холодная и была освящена попом села Осьмин Алексеем Сидоровым по новоисправленному требнику. В 1861 г. она исправлена и в ней поставлен новый иконостас, стоивший 1450 руб. серебр. В 1865 г. 23 апреля церковь сгорела, по одним – от свечи на жертвеннике, оставленной не загашенною, по другим – от того, что на священнике Иоанне Заозерском, служившем после обедни панихиду, загорелась подкладка ризы. Документы, иконы, иконостас и утварь были перенесены во вновь устроенную кладбищенскую церковь Покрова.

http://sobory.ru/article/?object=04898

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010