В некоторых региональных отделениях движения участники собирались вместе и молились, многие из разных городов сообщали, что молились дома сами и с семьями в это определенное для молебна время по соглашению. Так в Полоцком региональном отделении (республика Беларусь) участники движения собрались и молились в Храме Рождества Богородицы, назвав этот молебен покаяния «Царский молебен». В Санкт-Петербурге несколько человек молились в Никольском Соборе Санкт-Петербурга, который в советское время был Кафедральным. Также несколько человек молились в это время в посёлке Бугры на северной окраине Санкт-Петербургав приходе часовни Августовской иконы, покровительницы воинства и казачества. Молились по соглашению в Москве , Московской области, Екатеринбурге, Саратове, Переславль-Залесском и других городах. Откликнулись на призыв помолиться и читатели Русской народной линии. Вот, например, сообщение на форуме обсуждения статьи призыва к покаянию: «91.Ирина Фр. : Re: Ключ к возрождению России - покаяние в измене Царю в феврале 1917 года и в цареубийстве 2016-03-06 в 23:08 Дорогой Дмитрий, благодарю Вас за организацию Покаянного молебна, низкий Вам поклон! Убеждена, что реально молившихся было на порядки больше, чем тех, кто о своем участии в молебне написал. Я бы тоже не написала, потому что увидела Ваше объявление не здесь, не в этом месте виртуального пространства))) Сразу с радостью решила присоединиться, а писать об этом не собиралась совершенно. Конечно, таких много, думаю, что счет идет на тысячи. Сердечно благодарю! Я так боялась пропустить время, завела будильники...))) Молиться было легко и радостно! Хорошо бы сделать Покаянное моление традицией или хотя бы повторить его. Буду следить за Вашими объявлениями». В завершение этого отчета приведём текст основной покаянной молитвы проведенного молебна: МОЛИТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ О ПРОЩЕНИИ ГРЕХОВ ПРОТИВ БОГА, ЦАРЯ И ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещается на земли от всяцей вещи, ея же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя О ПРОЩЕНИИ ГРЕХОВ НАШИХ ОТЦОВ, ДЕДОВ, ПРАДЕДОВ И ПРАПРАДЕДОВ, ПРОЩЕНИИ ГРЕХОВ, КОТОРЫЕ ПРЯМО И КОСВЕННО ЛЕГЛИ НА НАС, ИХ ПОТОМКОВ, ПРОСТИ И НАШИ ГРЕХИ ПРОТИВ ЦАРЯ, А ИМЕННО:

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

В связи с нехваткой мест в духовных уч-щах И. разрешил клирикам отдавать сыновей в ближайшие к приходам горные школы. По инициативе игум. Никандра, поддержанной И., было восстановлено закрытое в 1800 г. духовное уч-ще при далматовском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . 12 марта 1816 г. Далматовское уч-ще получило официальный статус и было разделено на приходское и уездное духовные уч-ща. 5 февр. 1818 г. в Перми было организовано отделение Российского Библейского об-ва, в нач. 20-х гг. XIX в. предпринята попытка открыть при пермских духовных училищах класс татар. языка, но преподавателя найти не удалось. При И. в епархии были открыты первые единоверческие приходы в Екатеринбурге и на Бымовском заводе Осинского у. В 1822 г. в Пермской епархии проводилась ревизия еп. Вятским и Слободским Амвросием (Рождественским). Поводом к ревизии послужил конфликт между И. и секретарем Пермской духовной консистории. В ходе проверки выяснилось, что в храмах епархии неправильно велись «ведомости о свечных доходах». По результатам ревизии секретарь консистории Григорий Мышкин был уволен, а архиерей 31 мая 1823 г. отправлен на покой с пенсией в 1 тыс. р. До самой смерти И. проживал в скромном флигеле, находившемся в саду Пермского архиерейского дома. 2 окт. 1824 г. заштатный епископ удостоился посещения имп. Александра I Павловича . И. был погребен в пермском кафедральном соборе, под алтарем. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 64: 1783 г. Д. 338(329); 1799 г. [О содержании Венецианской миссии]; Д. 277; 1800 г.; Д. 14; ГАПО. Ф. 198. Оп. 1. Д. 22. Л. 192; Д. 32. Л. 286-287 об.; ГАРО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 4. Л. 109; Оп. 7. Д. 29. Л. 406; Ф. 627. Оп. 240. Д. 47. Л. 565; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 2. Д. 414. Л. 576-576 об.; Д. 508. Л. 52 об.; Ф. 101. Оп. 1. Д. 503 [Письма еп. Иустина]. Лит.: Краснов Н. Грамматика еп. Иустина: (Письмо к редактору)//Москвитянин. 1843. Ч. 5. 10. С. 403-410; Об иерархах Пермской епархии с 1800 до 1860 г. СПб., 1861; [Будрин Е.] К биографии преосв. Иустина, бывш. епископа Пермского и Екатеринбургского//Пермские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/1237935.html

В те годы Господь наградил Смоленскую паству высокими руководителями! Чудная была двоица – Епископ Антоний и Архимандрит Павел, объединенные взаимной любовью, доверием, уважением и добродетельною жизнью. Я уже был учеником семинарии, когда она ожидала – с великим нетерпением и с наилучшими надеждами – вновь назначенного молодого ректора Павла. Надежды эти основывались на добрых слухах о нем из Петербурга. Но действительность превзошла надежды. Не только семинария, но и весь Смоленск спешил туда, где ожидал, слышать его слово, а мы ученики с замиранием сердца ожидали его входа в класс, с его плавной речью, с его мудрыми разъяснениями нравственного богословия. Я пользовался его особым расположением во время своего обучения в семинарии, а по окончании ее получал от него, как и от своего Архипастыря, помощь для поступления в академию и продолжения в ней курса. Когда Преосвященный Павел отправлялся на Кишиневскую паству, то я с нетерпением ожидал его проезда чрез Киев и, как сейчас помню, насколько был обрадован возможностью присутствовать при служении его во святой Лавре Киевской на всенощной под Рождество Богородицы! Отечески беседовал он со мной в этот праздничный день и удостоил своим посещением мое жилище. Прошло 15 лет, и вот Господь сподобил меня принять его снова в свое жилище гостем, но уже на целый год; я тогда был ректором Петербургской академии и викарным епископом, а он присутствовал в Святейшем Синоде. Жил я с ним под одной кровлей, питался одной трапезой, но больше питался духовною трапезой его мудрых бесед, утешался вместе с ним воспоминаниями о днях прежних. Из-под этой академической кровли Владыка Павел и выехал на сию Казанскую паству, а я еще несколько раньше был послан для управления паствой Рижской. Там я нередко получал дорогие мне письма от усопшего святителя; последнее из этих писем было составлено им за 12 дней до его кончины. Никогда не забуду я этого духовного руководителя своего и друга. Кто не ценил его светлый ум, кто не уважал его за его открытый, благородный характер, за трудолюбие, за твердую волю, за неустрашимое мужество? Можно ли было не любоваться его благолепным служением, не увлекаться его вдохновенным, красноречивым словом?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь. В 1854 г. у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам, а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 г. С начала XIX в. Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец». В начале XIX в. рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы возникло еще одно храмовое сооружение кладбища - зимняя каменная церковь во имя Рождества Христова. В этом храме собирались церковные Соборы. На них съезжалось древлеправославное духовенство, представители монастырей, делегаты от иногородних общин, попечители. Благодаря стараниям попечителей храмы были украшены не хуже кафедральных соборов древней Руси. Собранные несколькими поколениями иконы были превосходного старинного письма. В зимнее время служба проходила в храме Рожества Христова, а в летнее - в Покровском соборе. В двунадесятые праздники и так называемые царские дни служились «молебны соборные», то есть всеми священнослужителями, находившимися в тот момент на Рогожском. Крестные ходы проходили несколько раз в год. Для освящения воды существовал специально выкопанный пруд с обустроенным протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. На пруду была устроена деревянная иордань, в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным Уставом. Особое значение Рогожское кладбище приобретает в середине XIX в., когда на его территории утверждается российский центр Белокриницкой иерархии. К концу XIX в. в Рогожском старообрядческом духовном центре находилось более 20 крупных зданий. С приходом советской власти все они, за исключением Покровского собора, были национализированы и переданы в собственность государства. За годы советской власти внешний облик старинного старообрядческого центра сильно изменился. Само кладбище было передано в ведение московских властей. Вскоре с территории некрополя были вывезены многие гранитные и мраморные памятники, которые впоследствии использовались на строительстве метрополитена. В этот период были утеряны старинные фамильные захоронения - на их месте появились новые, не имеющие отношения к старообрядчеству. Вместо резной каменной ограды появилась стена с колумбарием. Примерно в 70-е гг. XX в. были закопаны Рогожские пруды - комплекс естественных водоемов с проточной водой, уничтожена часовня «Иордань». На месте прудов построен стадион.

http://sobory.ru/article/?object=17192

Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний " обновленческий " храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о.Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о.Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о.Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник - о. Анатолий Городецкий. В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадачно подыскивался " хозяин " собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец - картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором. 18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. Святыни: мощи прп. Иосафа Каменского, список иконы Божией Матери " Скоропослушница " , список иконы Спасителя " Обыденная " из Всеградского собора, икона княгини Анны Кашинской с частицей мощей. Особо чтимые праздники: 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма. 31 октября - Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении г. Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии). 27 мая - иконы Божией Матери «Скоропослушница» - в память о принесении иконы в г. Вологду.

http://sobory.ru/article/?object=08247

Глава митрополии подчеркнул, что Патриарх Кирилл в докладе уделил внимание образу служения епископов, их отношениям с духовенством и паствой. Епископам надлежит с вниманием относиться к подготовке кандидатов к принятию священного сана, их образовательному уровню и нравственным качествам. Святейший призвал архиереев к открытости, доступности и вовлеченности - и в отношениях с духовенством и прихожанами, и во взаимодействии с обществом, и в самом образе жизни. Примером ревностного служения митрополит Варсонофий назвал приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) , 45-летие со дня кончины которого молитвенно будет отмечено 5 сентября за Божественной литургией в Иоанно-Богословском храме СПбДА . Владыка был духовным наставником будущего Патриарха Кирилла, и Предстоятель в полной мере воспринял пример его жертвенного служения Богу и Его Святой Церкви. Владыка Варсонофий напомнил, что Его Святейшество за истекший период несколько раз посетил Санкт-Петербург, и рассказал, что очередной его приезд в город на Неве ожидается 12 сентября, на праздник перенесения мощей святого Александра Невского . Поскольку в Свято-Троицком соборе лавры идет реставрация, планируется провести богослужение в храме святого Александра Невского на втором этаже Благовещенской церкви, недавно полностью переданной епархии . Глава митрополии пригласил архиереев со вверенной им паствой 12 сентября принять участие в крестном ходе по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора до площади Александра Невского, напомнив, что в нынешнем году исполняется десять лет со дня возрождения этой традиции. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава рассказал о прошедшей конференции " Выборгская епархия: вера, время, личность " , посвященной 630-летию Коневского Рождество-Богородичного монастыря и 10-летию возрождения Выборгской епархии. Она прошла 4 апреля в конференц-зале НИИ скорой помощи под председательством епископа Выборгского и Приозерского, ныне Минусинского и Курагинского Игнатия при участии митрополита Новгородского и Старорусского Льва, епископа Петергофского Силуана , епископа Юрьевского Арсения, духовенства Выборгской епархии, представителей научного сообщества. Рассказал он и о прошедших 25-26 июня в Коневском монастыре торжествах по случаю празднования Собора Санкт-Петербургских святых, дня памяти преподобного Арсения Коневского и 630-летия основания обители.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Главным центром юбилейных торжеств стала шахтерская столица страны — Караганда — место страданий и духовных подвигов святого старца. Зримым воплощением народного почитания преподобного Севастиана явилось огромное число верующих, собравшихся в те дни на молитву в Богородице-Рождественский монастырь и строящийся Троицко-Севастиановский собор, в котором впервые была отслужена Божественная литургия. Поклониться святому прибыли паломники из всех областей Казахстана, епархий России и стран СНГ. С мощами подвижника был совершен крестный ход по улицам Караганды, а в память о его трудах у стен строящегося собора в микрорайоне Михайловка открыт монумент. Частью празднования стали проведение концерта, открытие выставки фотографий и личных вещей старца и презентация фильма " Я остаюсь! " , созданного телестудией Митрополичьего округа " Семиречье " и подробно рассказывающего о жизненном пути преподобного. Подобная праздничная программа была осуществлена в Астане и Алма-Ате. Завершился юбилейный год торжественной Литургией в главном храме Казахстанского митрополичьего округа — Успенском кафедральном соборе Астаны и международной научно-практической конференцией в стенах духовно-культурного центра имени равноапостольных Кирилла и Мефодия». Глава Митрополичьего округа подвел итоги празднования еще нескольких значимых дат: «Знаковым событием этого года, которое непосредственно связано с жизнью города Алма-Аты, стало празднование 70-летия возвращения православным верующим Никольского собора южной столицы. В светлые пасхальные дни мы вспоминали, как семьдесят лет назад трудами священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, этот величественный храм у подножья Заилийского алатау, посвященный святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских, был возвращен законному владельцу — Русской Православной Церкви. Воздвигнутый по инициативе жителей города Верного в 1908 году, он стал ярким архитектурным украшением и значимым духовным центром Семиречья. В ходе торжества была совершена Божественная литургия под открытым небом, в которой приняли участие архипастыри и священнослужители Казахстанского митрополичьего округа и епархий России. Гостями праздника стали члены государственных ведомств, представители светской власти города, руководители этнокультурных объединений и общественных организаций. Завершились юбилейные мероприятия выставкой фотографий наиболее ярких моментов из истории одного из старейших храмов Алма-Аты».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Говоря о тех, кто противодействует интронизации митрополита Иоанникия, Его Святейшество сказал, что православные христиане должны молиться за них, но также молиться и за то, «чтобы наши сердца расширились до небес, чтобы у них был вход в наши сердца». «Потому что мы как православные христиане знаем: независимо от того, как человек видит и переживает себя, как он видит себя в соответствии со своей национальной ориентацией, какой у него политический взгляд на мир и к какому народу он принадлежит, мы все едины», — сказал Патриарх Порфирий, отметив, что Церковь — «это пространство для всех нас». Речи Патриарха и владыки Иоанникия многократно прерывались рукоплесканиями людей, которые радовались приезду Святейшего Патриарха Порфирия, совершающего свой первый Первосвятительский визит на Черногорскую землю, и грядущему поставлению владыки Иоанникия на престол митрополитов Черногорско-Приморских. Далее гости проследовали в крипту Воскресенского кафедрального собора, где Святейший Патриарх Сербский Порфирий совершил заупокойную литию у места погребения приснопамятного митрополита Амфилохия. В конце вечера соборную площадь озарили залпы салютов. Люди, радуясь, приветствовали своего Патриарха и митрополита Иоанникия и зажигали свечи. Проведению торжества в Цетине пытались помешать радикально настроенные лица, которых поддержал занимающий пост президента страны М. Джуканович, ранее неоднократно выступавший против канонической Церкви. Являясь атеистом по убеждениям, М. Джуканович лоббирует интересы раскольнической структуры «Черногорская православная церковь», не признанной в православном мире. Радикалы заблокировали подъезды к монастырю Рождества Богородицы в Цетине. Рано утром в Цетинский монастырь отправилась колонна автобусов с архиереями и клириками, однако на их пути оказались баррикады, возле которых находилось несколько десятков агрессивно настроенных людей; они не пропускали транспорт. Колонна мирно развернулась и поехала обратно. Участники торжеств молились за Божественной литургией в соборе Воскресения Христова в Подгорице. В это время, несмотря на обоснованные опасения относительно его личной безопасности, Святейший Патриарх Порфирий прилетел на вертолете в Цетинский монастырь, дабы совершить настолование владыки Иоанникия на месте, где во все времена поставлялись Черногорские митрополиты. Немногочисленные, но громкие и проявляющие агрессию политически ангажированные противники законной и канонической интронизации митрополита Иоанникия не были готовы к такому повороту событий.

http://patriarchia.ru/db/text/5840757.ht...

«Десять месяцев я служил диаконом, — рассказывает отец Матфей, — а затем в Черновицкой епархии принял сан священника. Хиротонию совершил Преосвященнейший Феодосий (Ковернинский, † 1980), епископ Черновицкий и Буковинский, 4 января 1946 года в кафедральном Свято-Духовском соборе города Черновцы. Я был назначен в сельский храм Рождества Пресвятой Богородицы. К месту своего служения шел от железной дороги пешком около шестидесяти километров. Шел целый день, пришлось даже заночевать в пути. Я был молод, и расстояния меня не пугали, казалось, что это не очень далеко. Помимо моего прихода нужно было служить в храмах еще четырех сел, где не было священников. Помню, что эти села были расположены в очень красивых, живописных местах Карпат. Поскольку я был один, то приходилось служить буквально день и ночь. Бывало, уйдешь в храм ранним утром, а придешь часа в четыре дня. На Пасху каждое село я посещал по очереди: в одном храме отслужишь заутреню, в другом — литургию, а в третьем можно только повторить Светлую заутреню и освятить куличи и пасхи. Транспорта никакого не было, добирался кое-как, на лошадках. Первые годы священнического служения, конечно, были трудными, но для меня воспоминания о них очень радостные, потому что я с любовью и радостью совершал свое служение. Прихожане меня любили, и с ними у меня были очень хорошие отношения». В двадцатилетнем возрасте на молодого священника было возложено ответственное послушание благочинного: к пастырским трудам прибавились новые заботы. «Когда у нас в благочинии проводились совещания духовенства, — рассказывает отец Матфей, — все мы приходили на них пешком, преодолевая многокилометровые расстояния. Нередко я проделывал в день по сорок километров, но для меня это не было трудным. Когда собирались благочинные со всей епархии, а это все были люди зрелые, умудренные опытом, я поначалу неловко себя чувствовал. Правящий архиерей ко мне очень хорошо относился, с уважением, а ведь я как благочинный не имел никакого опыта административной деятельности. Делал лишь то, что мне казалось необходимым сделать для Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201925...

Для меня Венгерская епархия дорога, прежде всего, потому, что у меня здесь сложились особенно теплые отношения с духовенством и мирянами. Мы живем как одна семья. У нас нет конфликтов, нет серьезных проблем. Конечно, не всегда легко бывает учесть интересы всех этнических групп (венгров, русских, греков и др.), но в том, очевидно, и заключается задача архиерея, чтобы быть пастырем и отцом для всех.   Хотел бы также отметить, что на фоне «кризиса призваний», на который жалуются многие церкви Запада, мы не испытываем никакого дефицита клириков. Наоборот, у меня в епархии нет ни одной вакансии, а на очереди – три кандидата в диаконы и один в священники. Все это – молодые талантливые люди, преданные Церкви и горящие желанием послужить ей. Из четырех кандидатов три венгра, один русский. Радостно управлять епархией, которая не угасает, но живет полнокровной жизнью.   — Вовлечен ли каким-либо образом Ваш венгерский приход в культурно-просветительскую деятельность, которую Вы осуществляете? Например, слышали ли они  «Рождественскую ораторию» или «Божественную Литургию» для смешанного хора?   «Божественную литургию» наш регент Барнабаш Шипош перевел на венгерский язык, и хор ее разучивает. Они уже постоянно поют из нее несколько песнопений. «Рождественскую ораторию» и «Страсти по Матфею» прихожане слушали в записи. 8 апреля 2009 года они услышат «Страсти по Матфею» живьем: их исполнит Будапештский филармонический оркестр и хор в кафедральной Базилике святого Стефана. Что касается «Рождественской оратории», то ее исполнение требует больших ресурсов – хор мальчиков, смешанный хор, полный симфонический оркестр. Намечается такое исполнение в Вене, и я знаю, что многие наши будапештские прихожане приедут на этот концерт.   — Я несколько раз была на службе – даже на большие праздники приходит порядка 20-30 человек. Это и есть весь приход?   Венгры ходят на службы главным образом по воскресеньям. В воскресенье в Успенском соборе бывает от 100 до 200 человек, в среднем около 150. По будням, даже если выпадает большой церковный праздник (такой, например, как Рождество Богородицы или Преображение), не собирается больше 20-30 человек. Много людей бывает в храме на Рождество, когда, помимо венгров, приходит большое количество греков. На Пасху собирается более тысячи человек. Большое стечение людей бывает на престольный праздник – Успение по новому стилю (15 августа), на день памяти святого Стефана, короля Венгерского (20 августа). На недостаток прихожан жаловаться не приходится.  

http://pravmir.ru/episkop-ilarion-radost...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010