В 1866 г. по приглашению Комиссии внутренних и духовных дел Привислинского края Попель переехал в Холм (ныне Хелм, Польша), формально - для преподавания и обучения молодежи. На деле же сменила направление кадровая политика российских властей. После подавления Польского восстания 1863-1864 гг., нашедшего широкую поддержку среди униатов Холмщины, правительство разрабатывало план упразднения униат. Церкви в этом крае. Для реализации данного плана было решено в Холмской епархии образовать из приписных десятки самостоятельных униат. приходов, но назначать на них не местных клириков, а священнослужителей из Галиции, как правило, прорусски настроенных и благожелательно относящихся к Православию. Первым из Галиции в Холм был приглашен клирик Перемышльской епархии прот. Ипполит Криницкий, ставший ректором Холмской ДС. В авг. 1866 г., после устранения с Холмской кафедры пропольски настроенного еп. Калинского и назначения на его место прот. Иосифа Войцицкого, для преподавания в Холм были переведены еще 2 высокообразованных священника из Галиции: Попель и Николай Ливчак, бывший настоятель униатского прихода в Кракове, ставший законоучителем Холмского женского училища. С янв. 1867 г. Попель являлся законоучителем Холмской гимназии и преподавателем литургики и нравственного богословия в Холмской греко-католич. семинарии. Осенью того же года он посетил приходы на Подляшье, отказавшиеся выполнять распоряжения консистории, и убеждал их в том, что речь идет не о нововведениях, а о восстановлении старых обрядов и обычаев. 21 окт. 1867 г. папа Римский Пий IX издал энциклику «Levate» (О принадлежности к Церкви), в которой резко осудил вступление в должность администратора епархии Войцицкого, «чья вера находится под подозрением», обвинил Войцицкого с его соратниками во «внедрении схизмы» и указал на то, что из-за их деятельности «прискорбное разрушение ожидает русинскую Холмско-Белзскую епархию». С 1867 г. Попель служил в униат. Рождество-Богородичном соборе г. Холма, с 10 марта того же года являлся старшим протоиереем при холмском кафедральном соборе и референтом Холмской униат.

http://pravenc.ru/text/2562314.html

В 1987 году какими-то путями Владимир оказался в Ростове-на-Дону. Он не остановился где-нибудь в центре России, в Калуге или Туле, а поехал на юг. Есть смутный слух, что там, «на юге», находился некий старец, к которому он и стремился, что у него Владимир исповедался, а тот будто бы направил его в Ростов. Там Владимир поначалу ходил на службу, молился, а потом попросил благословить его убирать двор. В то время в крестильной храма несла послушание рясофорная инокиня Н. «Однажды, – вспоминает она, – я увидела, как на молебне появился высокий худощавый молодой человек… После я увидала, как он взял метлу и начал мести территорию собора. Часто видела, как он носил дрова, воду книги со склада. После мне сказали, что он все делал ради Христа, во славу Божию». Как-то между матушкой Н. и Владимиром произошел разговор. Он сказал, что вот ему уже за тридцать… Вероятно, сказал что-то о неопределенности будущего. Матушка отвечала: – Володечка, вступать в брак – нужно жить так, чтобы угодить Богу… Но в наше время это очень тяжело. Езжай ты к старцам – о. Науму и о. Кириллу в Лавру, возьми благословение и иди в монастырь. – Матушка, – тихо проговорил Владимир. – Вы прочитали мои мысли. Я именно и хочу в монастырь. «Необыкновенный был постник, – писала м. Н. об о. Ферапонте. – На Великий пост набирал в сумочку просфор, сухариков и бутыль святой воды и после службы уединялся в храме – за колонной вкушал святую пишу… А я так переживала о том, что он такой худой, и приглашала его в трапезную покушать постного борща. Первую неделю поста он проводил вообще без пищи… За Великий пост от него оставались кожа да кости. И на Пасху очень скромно разговлялся». Другая монахиня, матушка Л., также трудившаяся в ростовском храме, вспоминает: «Володю все очень любили. Он работал дворником в нашем кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, а в отпуск ездил по монастырям… Был в Дивееве, Псково-Печерском монастыре у старцев, а еще побывал в Троице-Сергиевой Лавре у архимандрита Кирилла. А уж как съездил в Оптину то был ею покорен. Пошел он тогда к нашему владыке Владимиру (ныне митрополиту Киевскому и всея Украины) и говорит: “Владыко, я готов хоть туалеты мыть, лишь бы дали мне рекомендацию в монастырь”. А владыка говорит, что вот как раз у нас в соборе туалеты некому мыть. А выбор Оптиной одобрил: “Хорошее, – говорит, – место”. И вот ради возлюбленной Оптиной Володя моет туалеты – и мужской, и женский… Придет на рассвете, когда там ни души, и все чистенько перемоет».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

В годы оккупации на Украине действовала Автономная Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом-экзархом Алексием (Громадским). Она была создана на соборе в Почаевском монастыре в августе 1941г. и не прервала канонической связи с Патриархией. На соборе было постановлено, что возносить iмя митрополита Сергия Московского будет только глава Церкви, все же другие епископы и священнослужители будут возносить только имя митрополита Алексия. Большая часть духовенства Автономной Украинской Православной Церкви была настроена патриотически, священники часто предоставляли помощь партизанам. Митрополит Aлekciй назначил на Винницкую кафедру епископа Евлогия (Марковского). В марте 1944 г. в Винницкой епархии. действовали 839 церковных общин, 4 женских монастыря, (из которых до 1955 г. остались только два - Браиловский и Барский, на приходах служили 405 священнослужителей. С 13 мая 1945 года по 3 января 1946 года Винницкую кафедру возглавил епископ Варлаам (Борисевич). Постоянной заботой владыки Варлаама было обеспечение приходов духовенством. Несмотря на сложные времена им были организованы православные курсы, на которые в 1945-46 годах было принято 40 лиц. Если во время оккупации церковным общинам возвращаались храмы, которые принадлежали им раньше, то с марта 1944 г. их снова стали отбирать и передавать под школы, клубы, склады и т.п.. Гонения усилились в 60-х годах. В 1961 г. число приходов в епархии сократилось с 513 до 425. В следующем году - до 384. В 1962 г. в Виннице был закрыт кафедральный Спасо-Преображенский собор, после чего функции кафедрального выполнял собор Рождества Пресвятой Богородицы. На начало 1970г. в епархии оставалось 337 приходов, на которых служили 151 священник и 2 дьякона. Среди выдающихся иерархов, которые служили на Винницкой кафедре нужно особо отметить архиепископа Симона материалы к канонизации которого сейчас готовятся. Его служение на Винницкой кафедре длилось с 1955 г. по 1961 г. Преемником архиепископа Симона стал архиепископ Иосаф (Лелюхин), который после Винницы был назначен на Киевскую кафедру и возглавил Православную Церковь в Украине.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

Во время немецко-фашистской оккупации, начиная с 1941 г., церковная жизнь края возродилась во многом благодаря клирикам, вернувшимся к церковному служению: прот. Елеазару Юзепчуку из Овруча (1-й благочинный Овручского окр. после его восстановления в 1941), прот. Евфросину Данилевичу из Народич, прот. Даниилу Кузьменко из Малина, настоятелю возобновленного Рождество-Богородичного храма в пос. Фрунзе на окраине Коростеня прот. Стефану Гринюку. Возобновилось богослужение в древнейшем приходском деревянном храме края - Покровском в Коростене (XVII в.), его настоятелем в 1942 г. стал свящ. Владимир Гусак; в нач. 50-х гг. Покровский храм сгорел. В 1942 г. в Житомирском Полесье появилось неск. благочиннических округов, их возглавили благочинные из числа новорукоположенных клириков: Иоанн Кульчицкий (Барашевский окр.), Николай Самборский (Емильчинский окр.), Алексий Левитский (Брусиловский окр.), Петр Медына (Чоповичский окр.), Николай Закусило (Базарский окр.), Алексий Хотын (Олевский окр.), Гавриил Почтовый (Лугинский окр.), Борис Шулькевич (Радомышльский окр.). Почти все открытые во время оккупации общины были перерегистрированы после освобождения края. При Васильевском соборе в Овруче в послевоенный период были зарегистрированы 2 общины: монастырская под рук. прот. Елеазара Юзепчука, возрожденная во время оккупации, и приходская во главе со свящ. Иоанном Хряковым. В 1946 г. мон-рь добивался от патриарха и от Совета по делам РПЦ упразднения прихода при соборе. Тем не менее Васильевский храм женского мон-ря решено было и далее оставить в статусе 2-го кафедрального собора Житомирско-Овручской епархии (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 29. Л. 16-25). В 1958 г. овручский Свято-Васильевский жен. мон-рь, только что отремонтированный епархией, был закрыт. В 1960 г. из Успенского храма в с. Ступище Народичского р-на в Центральный краеведческий музей Житомира была передана местночтимая чудотворная Ступищанская икона Божией Матери (в кон. 80-х гг. XX в. возвращена верующим). В ходе кампании 1958-1964 гг. закрылись десятки сельских храмов. Активно сопротивлялись закрытию и сумели избежать прекращения деятельности своих приходов настоятель Николаевского прихода в Радомышле прот. Сильвестр Бойко, настоятель Николаевского храма в с. Левковичи и благочинный Овручского р-на прот. Владимир Желюк (снят с должности благочинного в 1963), свящ. Ростислав Бобровницкий из с. Белокоровичи Олевского р-на и др. В 1962 г. в с. Девошин Овручского р-на группа верующих остановила снос храма (жительница села М. Ф. Можаровская за участие в акции была приговорена к 5 годам тюремного заключения).

http://pravenc.ru/text/2578157.html

К концу XVII века трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси. «Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления Петра так же негативно сказывались на положении обителей, как и первые. По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал использоваться как место ссылки. В связи с учреждением в 1744 году Костромской епархии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь использовались в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. Почти на столетие (с 1744 по 1835 год) Троицкий собор монастыря стал кафедральным собором епархии, а выходивший к реке Костроме корпус, где разместились архиерейские покои, получил название архиерейского. Монастырь стал также и местом упокоения костромских владык. В 1768 году епископом Дамаскином в Троицком соборе под приделом преподобного Михаила Малеина был устроен храм праведного Лазаря, который и стал архиерейской усыпальницей. В 1747 году в монастыре была размещена открывшаяся в епархии Костромская Духовная семинария – одна из старейших в России. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней. В начале 1919 года монастырь был закрыт, монахи и епископ изгнаны, а все имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Еще какое-то время, до 1922 года, продолжалась служба в соборах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

К тому ж во Владимире не было тогда своего епископа и епархиею еще с 1239 г. по смерти епископа Митрофана, сгоревшего при нашествии татар во владимирском соборе вместе с княжеским семейством и множеством народа, управлял Ростовский епископ Кирилл . Из Владимира митрополит предпринимал по временам путешествия в Новгород (в 1251 г.), Киев и другие города; но чаще является действующим в самом Владимире: так, в 1250 г. он венчал здесь сына великого князя Ярослава Андрея, брата святого Александра Невского; в 1252 г. торжественно встречал у Золотых ворот святого Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великокняжеский престол; в 1255 г. погребал брата святого Александра Невского Константина; в 1261–1262 гг. благословил избрать и рукоположил нового епископа Ростову Игнатия; в 1263 г. встретил и похоронил тело самого героя Невского в Рождество-Богородицком владимирском монастыре. Вообще, не прежде как в 1274 г. митрополит Кирилл поставил для Владимира особого епископа — Серапиона, из архимандритов Киево-Печерской лавры, а сам переселился в Киев, где в 1276 г. совершил рукоположение Новгородского епископа Климента . И хотя чрез четыре года (1280) первосвятитель снова посетил Владимир и вообще область Суздальскую и здесь в городе Переяславле даже скончался (9 декабря), но тело его, принесенное сначала во Владимир, отправлено было потом в Киев и там погребено в кафедральном Софийском соборе . Другою, важнейшею, заботою митрополита Кирилла была забота о благоустроении духовенства и всей паствы. С этою-то целию он предпринимал частые путешествия по России и, проходя грады и веси, «по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше» . Он всюду встречал не только развалины жилищ, храмов и обителей, не только бедствия и слезы соотечественников, но, к сугубому прискорбию, и разные беспорядки, церковные и нравственные, вкравшиеся или утвердившиеся посреди всеобщего расстройства, произведенного нашествием монголов. Епископы редко обозревали свои епархии; на священнические степени возводились лица без надлежащего внимания к их достоинствам и часто по святокупству; в совершении Божественной литургии и других служб допускаемы были произвольные отступления от древнего чина; народ предавался играм и обычаям, противным духу веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435861/

Наряду с предметами убранства в келии П. Т. сохранились принадлежавшие ему иконы: Спасителя с предстоящими (с надписью: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона в 1852 году апреля 1»), преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (с надписью: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году»), свт. Николая Чудотворца (с надписью: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла»). На обратных сторонах Казанской иконы Божией Матери и образа равноап. Марии Магдалины имеются надписи, свидетельствующие о том, что иконы были освящены в 1890 г. в г. Кронштадте св. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). 20 июня 1999 г. П. Т. был прославлен в лике местночтимых святых Ростовской епархии, его мощи крестным ходом перенесены из часовни в Никольский храм. 2-3 февр. 2016 г. Архиерейский Собор РПЦ принял определение о всецерковном почитании П. Т.; 16 апр. 2016 г. утверждены тропарь, кондак и молитва, 14 мая 2018 г.- акафист святому. Во имя П. Т. 14 февр. 2016 г. освящен храм в пос. Матвеев Курган Ростовской обл. Частицы его мощей имеются в Серафима Саровского преподобного мужском монастыре с. Новомакарова Грибановского р-на Воронежской обл., в кафедральном Знаменском соборе г. Кемерово, Троицкой ц. г. Петропавловска-Камчатского, в храме иконы Божией Матери «Целительница» г. Ростова-на-Дону, в Никольской ц. с. Николаевка Неклиновского р-на Ростовской обл., во Владимирском соборе-усыпальнице г. Севастополя, в мон-ре во имя Ассирийских отцов с. Дзвели-Канда (Грузия), в обители Пантократор на Афоне, в храме арх. Михаила в г. Альтеа (Испания), на Патриаршем подворье в г. Бари (Италия), а также во мн. храмах и обителях Украины, в т. ч. в Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Ист.: Жизнеописание народного благодетеля прп. Павла. М., 1911; то же, изм. загл.: Блж. Павел Таганрогский: Сост. послушницей блаженного старца Павла М. Цурютиной по рассказам знавших его людей. М., 2000. Лит.: Филевский П. П. История г. Таганрога, 1698-1898. Таганрог, 1996; Гаврюшкин О. П. Отблески золотых куполов. Таганрог, 1999; Св. блж. Павел Таганрогский. Таганрог, 1999; Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Таганрог, 2000; Свет радости в мире печали: Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф [Чернов]/Сост.: В. В. Королёва. М., 2003; От земли до неба: Чудеса и житие блж. Павла Таганрогского. Р.-н/Д., 2004; Николай (Феодосьев), архиеп. Под сенью благодати Божией и под Покровом Божией Матери. Афон, 2014.

http://pravenc.ru/text/2578577.html

По предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина от 5 янв. 1923 г. освобожден досрочно. После освобождения пребывал в угличском Алексеевском монастыре. В связи с арестом Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) И. временно управлял епархией (до освобождения митр. Агафангела в апр. 1926). Категорически отвергая всякий диалог с обновленцами, внес решающий вклад в преодоление в Ярославской епархии обновленческого раскола. В письме начальника Ярославского губотдела ГПУ от 8 авг. 1923 г. говорилось: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. ...Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда». В мае 1924 г. Патриархом свт. Тихоном И. был назначен членом Временного Патриаршего Свящ. Синода и до 1926 г. управлял Новгородской и Старорусской епархией, периодически служил в новгородском Софийском соборе, ленинградском кафедральном храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Большое количество верующих собирали его архиерейские богослужения в ростовском Рождество-Богородицком соборе. После кончины свт. Тихона И. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , утвердившем Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В завещательном распоряжении от 6 дек. 1925 г. митр. Петр указал И. третьим кандидатом на место Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, после митрополитов Нижегородского Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Киевского Михаила (Ермакова) . И. поддержал вступившего после ареста митр. Петра в права Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия, когда освобожденный из-под ареста Ярославский митр. Агафангел (Преображенский), названный по завещанию Патриарха Тихона 2-м после митр. Петра кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, выпустил 18 апр.

http://pravenc.ru/text/578533.html

После литургии, позавтракав, делегаты начали размещаться в северной и южной частях Храма Христа Спасителя, каждый на своем месте. Архиереи заняли места в центральной части храма. Еще при регистрации 26 января, в гостинице каждый из нас получил небольшой портфельчик, в котором, помимо напечатанных в виде брошюр «Журналов заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6, 10 и 24 декабря 2008 года», «Программы», Памятки (каждодневное расписание), «Доклада Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла», находился и План размещения участников Поместного Соборе. (В комплекте также был блокнот для заметок, ручка, Приглашение на праздничный молебен в честь интронизации Патриарха в Успенском Соборе Московского Кремля, на 2-е февраля, а также транспортная карта – весьма красивая – для бесплатного проезда 27-29 января в метро). Наша делегация расположилась на Северной стороне, в начале седьмого ряда, на первом месте – протоиерей Сергий Барицкий, секретарь епархии, настоятель кафедрального собора Сошествия Святого Духа на апостолов, на втором – игумения София (Постельняк),настоятельница Покровского женского монастыря, и аз грешный – на 3-м. Мы сидели прямо у иконы Рождества Пресвятой Богородицы, что меня очень радовало. Наш епископ Гурий (Шалимов) был среди архиереев, расположившихся в центральной части Собора. Среди членов собора было 72 женщины (как клириков – 40 %, мирян – 23,4 %; мужчин – 89,7 %, женщин – 10,3 %. Президиум расположился прямо у солеи, по центру, в него вошли все члены Священного Синода – и постоянные, и временные. И вот, когда все уселись, вышел из алтаря митрополит Кирилл и после молебного пения огласил Грамоту Архиерейского Собора о созыве Поместного Собора РПЦ и объявил Собор открытым. После этого все торжественно пропели «Символ веры». Затем был избран Президиум Собора, оглашены приветствия, и выступил с докладом Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл. ИТОГИ ПЯТНАДЦАТОГО ПАТРИАРШЕСТВА Подводя итоги пятнадцатого патриаршества, Местоблюститель напомнил слова Святейшего патриарха Алексия II, произнесенные в его интронизационной речи в 1990-м году: «Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен Соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их… Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой… Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства Святой Православной Церкви».

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/27/...

При Н. в Туле были освящены зимний кафедральный собор в честь Богоявления (1855-1862) на территории кремля, ц. в честь Донской иконы Божией Матери (27 сент. 1864), ц. во имя св. кн. Александра Невского (27 июня 1886), придел свт. Тихона Воронежского (1862) в Крестовоздвиженском храме, верхний придел Воскресения Христова (1863) во Всехсвятском соборе, приделы в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (окт. 1876) и вмч. Пантелеимона (окт. 1876) в Успенской ц. Павшинской слободы и др. Были построены: колокольня (1868) Казанского храма, колокольня (1873) Крестовоздвиженской ц., колокольня Всехсвятского собора, часовня в память «освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе» (1878) Вознесенского храма, перестроена часовня (1878-1879) при Покровском храме, в 1872-1873 гг. капитально отремонтирован Воскресенский храм на территории «старого» оружейного завода. В 1866 г. кладбищенская ц. во имя вмч. Димитрия Солунского стала приходской, в ней обновлены иконостасы. По инициативе Н. небольшой приют для девиц из духовного сословия, существовавший при тульском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , был преобразован в Тульское епархиальное женское уч-ще. 5 нояб. 1872 г. освящен храм во имя св. Александра Невского в Тульской мужской гимназии. В апр. 1873 г. состоялась закладка нового здания Тульской ДС, примыкавшего к главному корпусу, а 24 апр. 1877 г. в семинарии освящена обновленная домовая церковь. В 1880 г. при Богородице-Рождественском храме учреждено церковноприходское училище, в 1883-1896 гг. открыты церковноприходские школы при тульском Успенском женском мон-ре (в деревянном доме), при Илиинском, Вознесенском, Покровском, Донском Александро-Невском, Петро-Павловском храмах ( Кириленко. 2010. С. 19, 121-122, 142, 154, 159, 200, 226, 231, 235, 254-262, 302, 326, 327, 332, 339-343, 354). Попечением Н. в Туле было учреждено Епархиальное братство во имя св. Иоанна Предтечи, одной из задач которого стало оказание помощи церковноприходским школам Тульской епархии. 17 окт. 1886 г. Н. утвердил братский устав. Офиц. открытие братства состоялось 7 янв. 1887 г., после Божественной литургии, совершенной Н. в Богоявленском соборе Тульского кремля.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010