Точная дата смерти Г.- 2 июля 1609 г., указанная в кормовой части синодика Рождество-Богородицкого собора, свидетельствует, что владыка умер в Суздале. Похоронен в кафедральном соборе «у правого столпа». Г. завещал собору «Октай печатный и колокол большой, и за тот вклад поминать июля в 13 день». Со смертью владыки следует связывать описание суздальского собора и его имущества 1609 г., текст к-рого не сохранился, часть информации описи была использована А. Фёдоровым. Арх.: РГАДА. Ф. 149. Оп. 1. 9. Л. 1-1 об.; Ф. 281. ГКЭ (Казань). 6427-6429; ГИМ ОР. Увар. 252. Л. 10 об.- 11 об.; ГА Владим. обл. Ф. 575. Оп. 1. 34. Л. 27-28. Ист.: СГГД. Т. 2. С. 208, 292; ААЭ. Т. 2. С. 41, 46, 106; АИ. Т. 2. С. 132, 133; Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1: 1578-1613 гг. С. 407, 416; ПСРЛ. Т. 14. С. 82; АССЕМ (по указ.); Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. 10. С. 86; 14-15. С. 89-94; АСЗ. М., 2002. Т. 3. 325. С. 267. Лит.: Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Мат-лы. С. 31, 32, 46, 201; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. Стб. 293, 655-656; Воробьёв Г. А. Смутное время: Деятельность духовенства (1605-1613 гг.)//РА. 1892. 1. С. 24; Диев М. Я. , Титов А. А. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 62, 65-68. (Мат-лы по истории РЦ; Вып. 4); Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 179, 360; Мордовина С. П. К истории утвержденной грамоты 1598 г.//АЕ за 1968 г. М., 1970. С. 138-139; Ульяновский В. И. Правосл. церковь и Лжедмитрий I//Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 37; Тюменцев И. О. Смута в России в нач. XVII столетия: Движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/161487.html

Более продолжительное время, с 1768 по 1773 год, строителем Глинской пустыни был иеромонах Гаий 291 . Во время его настоятельства слух о многочисленных исцелениях от Чудотворной иконы Пустынно-Глинской и цельбоносного источника дошел до Преосвященного Кирилла (Флоринского), епископа Севского и Брянского (1768–1779) 292 , в ведении которого находились тогда Путивльский Молченский монастырь и Глинская пустынь. Он пожелал иметь эту святыню в своем городе Севске, для чего и послал в пустынь своих близких людей, которые бы доставили ему Чудотворную икону, что по его повелению и было сделано. Большая скорбь охватила тогда братию Глинской пустыни. Архиерей же, приняв икону, велел поставить ее в своем кафедральном соборе. Но не угодно было это новое место Матери Божией. И каково же было удивление архиерея, когда утром не оказалось в соборе Чудотворной иконы Пустынно-Глинской. Он снова послал в пустынь, чтобы привезли икону. И когда посланные вторично приехали на то место, они увидели образ Рождества Пресвятой Богородицы на той же сосне, где явился он прежде. И на сей раз икону привезли епископу. Но, вопреки человеческому разуму, Чудотворный образ снова возвратился на ту же сосну в Глинскую пустынь. Так было до трех раз. Тогда, видя чудесное действие Божией Матери, Преосвященный Кирилл не осмелился более брать икону с места явления и приказал оставить ее на прежнем месте 293 . Сам же, благоговея перед святыней, начал посещать Глинскую пустынь. Впервые он приехал в обитель в 1769 году, через четыре месяца после пожара: в пустыни полностью сгорел теплый храм во имя Святителя Николая Чудотворца, когда из обители была увезена Чудотворная икона. Вместе с храмом сгорели колокольня, 5 колоколов и весь архив обители 294 . Удалось спасти лишь церковную утварь и иконостас 295 . В обители тогда оставалась только первоначальная деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которой и совершалось богослужение. В 1770 году была заложена каменная двухэтажная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 296 . Преосвященный Кирилл активно содействовал построению первого каменного храма на месте сгоревшего 297 , а также созиданию монастыря. Он полюбил это уединенное святое жительство и часто приезжал сюда для душевного назидания 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После разорения в церкви организовали зернохранилище. В алтаре пытались открыть хлебный магазин, но люди не посещали его. В 40-х годах купол разобрали и устроили в храме сельский клуб. В период Великой Отечественно войны, в 1942 году, оккупационные немецкие власти использовали церковь для сбора молодёжи, отправляемой в Германию. Старожилы рассказывали, что некоторые спаслись, убегая через подземный ход, находящийся под храмом. После освобождения города советские власти по просьбе верующих разрешили эксплуатацию храма, потребовав за это налог в 5000 рублей. Прихожане собирали деньги за аренду по всем улицам Пятничан и среди верующих Винницы. Начались службы, но люди мало посещали богослужения: кто-то боялся репрессий, а кто-то никак не мог забыть о том времени, когда от стен церкви увозили молодежь в далекую Германию. Но, несмотря на это, и благодаря стараниям настоятеля Рождества-Богородичной церкви протоиерея Мелетия, с каждым днем прихожан становилось все больше. До конца своей жизни о. Мелетий служил в пятничанском храме. Здесь же он был погребен. Его могилу можно увидеть недалеко от стен церкви. Большую помощь отцу настоятелю оказывал пожилой прихожанин Андрей Мысак, взявший на себя труд приходского старосты. Сохранилось мало сведений о жизни прихода в 50-е годы. Сегодня нам известны только имена клириков, служивших здесь: о. Константин, о. Петр, диакон Михаил. В 1962 году в Виннице был закрыт Преображенский кафедральный собор, в стенах которого устроили Дом физкультуры. Иконостас, иконы и церковную утварь верующие перевезли в Пятничанский храм, и с этого времени храм Рождества Богородицы стал кафедральным собором города. Здесь совершали богослужения епископы Алипий (70-е годы) и митрополит Агафангел (Саввин)(1975-1991; ныне митрополит Одесский и Измаильский). Службы в соборе совершались ежедневно. В 70-80 годах здесь было два престола — в честь Рождества Богородицы и св. ап. Иоанна Богослова. В связи с закрытием Свято-Преображенского собора пятничанский приход значительно увеличился. Из отчета отдела по делам религий известно, что на Пасхальном богослужении в 1979 году здесь было 3000 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.  На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе. По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

Перед началом Божественной литургии митрополит Кирилл обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. После чтения Евангелия ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Послание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по случаю праздника Рождества Христова было оглашено по запричастном стихе. Вечером 7 января, в день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Согласно сложившейся традиции, на Великую вечерню было вынесено напрестольное Евангелие, которое обычно читал Святейший Патриарх Алексий. Это старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны было передано в дар Храму Христа Спасителя по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря «для особо торжественных праздничных богослужений». По благословению Святейшего Патриарха Алексия Евангелие используется только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на пасхальную Великую вечерню. По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Патриаршего Местоблюстителя от лица Священного Синода, епископата, духовенства и всех верных чад Русской Православной Церкви с праздником Рождества Христова. В ответном слове митрополит Кирилл, поблагодарив митрополита Ювеналия за поздравления, отметил ту важную роль, которую сыграл Святейший Патриарх Алексий II в деле возрождения порушенных храмов и монастырей и, самое главное, в возрождении духовной жизни в нашей стране. Затем иерархи, представители Поместных Православных Церквей, настоятели московских храмов и монастырей поздравили Патриаршего Местоблюстителя с праздником Рождества Христова. 8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

В 1797 г. П. вместе с духовенством встречал в Н. Новгороде имп. Павла I Петровича и великих князей Александра и Константина Павловичей во время их путешествия в Казань. Перед визитом царя в кафедральном соборе были проведены поспешные ремонтные работы, «исправлены ветхости», сшиты новые парадные облачения всему городскому духовенству и форменные платья певчим. П. даже «приказал им напудриться и спрятать заплетенные косы в кошельки, введенные тогда в употребление по всей армии» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 184-185; Титов. 1910. С. 442). 12 мая 1798 г. на обратном пути из Казани имп. Павел I лично наградил П. орденом св. Анны 1-й степени. 26 окт. того же года П. был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру, 2 дек. прибыл в Тверь. При П. в Твери были заведены 2 «кружки для вдов и сирот», в кафедральном соборе обновлен иконостас, иконы нижнего ряда украшены серебряными окладами, а чтимый образ Преображения Господня - ризой. По инициативе П. определением Синода от 5 мая 1799 г. были учреждены муж. богадельня при Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре и жен. богадельня при тверском в честь Рождества Христова женском монастыре , но впосл. «дело не состоялось за недостатком суммы» и из-за преклонного возраста самих насельниц обители ( Чередеев. 1859. С. 148). После возведения 15 мая 1799 г. в сан архиепископа и назначения 26 дек. того же года Ярославским и Ростовским архиепископом П. большую часть времени жил в столице при первоприсутствовавшем в Синоде митр. Амвросии (Подобедове). Участвовал в собраниях АН и во многих церковных церемониях, в т. ч. 11 марта 1800 г.- в возведении Евгения (Болховитинова) в сан архимандрита. В сент. 1801 г. П. участвовал в коронации имп. Александра I Павловича ; награжден орденом св. кн. Александра Невского. Назначенный в кон. 1802 г. обер-прокурор Синода А. А. Яковлев в своих несколько тенденциозных записках отметил, что П. «всегда был в открытой вражде» с митр. Амвросием и уговаривал обер-прокурора «действовать с ним вместе, дабы онаго из Синода уволить, а ему заступить на его место», «надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего». Яковлев писал о скрытности, мстительности и интриганстве архиепископа, о его приверженности к пьянству ( Яковлев. 1915. С. 20, 23), в результате чего 7 окт. 1803 г. П. был уволен из Синода и отправлен в Ярославль. Одним из непосредственных поводов к смещению П. называют его «неблагоприятный отзыв» о «Духовном регламенте» и об инструкциях, составленных синодальными чиновниками ( Титов. 1910. С. 443). Пребывание П. в Ярославской епархии государь находил нужным «для пользы вверенной ему духовной паствы».

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в Муроме. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие послушания. Вскоре переведен в Ростовскую епархию , где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Указом Святейшего Патриарха Алексия I  в 1949 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря ; весной 1950 г. митрополитом Ленинградским Григорием возведен в сан архимандрита. В 1954-1957 гг. — наместник Троице-Сергиевой лавры . Так же, как и в Печерском монастыре, провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве лавры. 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе г. Одессы хиротонисан во епископа Балтского, викария Херсонской епархии. В конце того же года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии . В июле 1960 г. епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода. 16 марта 1961 г. назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. За период с 1959 по 1962 гг. владыке Пимену наряду с основными обязанностями поручалось временное управление Луганской , Смоленской , Костромской и Тамбовской епархиями. Архиепископ Пимен состоял председателем Хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятелем московского  Богоявленского кафедрального собора . В октябре 1963 г. стал митрополитом Крутицким и Коломенским. После кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» вступил в должность Патриаршего местоблюстителя.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198641...

По окончании епархиального собрания Святейший Патриарх посетил гимназию при кафедральном соборе Христа Спасителя и совершил освящение нового корпуса школы. В слове к собравшимся Предстоятель Русской Церкви выразил надежду, что гимназия " станет местом, где нравственные и духовные ценности будут усваиваться умами и сердцами детей и подростков " . " Знаю, что абсолютное большинство педагогов в этой школе — энтузиасты своего дела, и они сделают все от них зависящее, чтобы формировался облик будущего, потому что дети и есть наше будущее. Какими мы сформируем сознание, чувства, волю детей, такими они и будут, и такой будет наша страна " , - сказал Патриарх. Во внимание к помощи в школы Предстоятель Русской Церкви наградил президента компании ООО «Автотор» В.И. Щербакова орденом преподобного Сергия Радонежского I степени, а также выразил благодарность директору гимназии протоиерею Сергию Коротких за вклад в развитие религиозного образования в Калининградской епархии. Далее Святейший Патриарх осмотрел учебные помещения гимназии. Днем 22 декабря в Калининградском епархиальном управлении состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым, в ходе которой обсуждались вопросы взаимодействия Калининградской епархии с руководством области. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил строящийся храм святых бессребреников Космы и Дамиана в пос. им. А. Космодемьянского (Центральный район Калининграда) и храм Рождества Пресвятой Богородицы на ул. Киевская. Работать с удвоенной энергией Вечером 22 декабря Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Христа Спасителя. В Первосвятительском слове к собравшимся в храме Патриарх отметил, что современный мир, не исключая и России, вошел в особую полосу культурных потрясений. " Сошла на нет инерция, созданная распадом атеистического государства, когда сильны были поиски духовной истины, когда люди тысячами обращались ко Христу и находили утешение в избранном ими жизненном пути. Сегодня сознание очень многих людей помрачено, потому что многие оказались неспособны критически воспринимать тот поток информации, который обрушивается на людей, особенно на молодежь, и, увлекаемые страстями и соблазнами, многие не находят в себе силы увидеть Христа и пойти за Ним " , - констатировал Предстоятель Русской Церкви. В этой связи Патриарх призвал прихожан " работать с удвоенной энергией " . " Духовенство должно нести своей пастве слово Христовой истины, являть пример доброй жизни, любви к ближним. Приходы наши должны сплачиваться и становиться действительно христианскими общинами, способными трудиться вместе ради Христа, укрепляя веру православную в жизни народа " , - сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

К 1940-м годам кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы оставалась единственным действующим храмом во всей Вологодской области. Верхний этаж храма был закрыт (в нем обосновался архив НКВД), а церковные службы велись в нижнем этаже здания. В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадочно подыскивался " хозяин " собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором. Начиная с 1960-х годов доходы кафедрального собора постепенно растут. В 1989 году был проведен конкурс на лучший эскиз благоустройства присоборной площади 18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе Современное состояние [ править править код ] Рождество-Богородицкий кафедральный собор в настоящее время является наиболее значительным среди храмов вологодчины. Храм расположен на бывшем Богородском (Глинковском) кладбище, открытом в 1782 году, и до постройки здесь церкви отпевание производилось в одном из приделов теплого храма Николая Чудотворца на Глинках (бывшая Флоро-Лаврская церковь). В 2011 году за счет средств областного бюджета завершены реставрационные работы на живописи собора Рождества Богородицы. Деятельность [ править править код ] При приходе действует: 1. Воскресная школа для детей и взрослых. Занятия проводятся в здании воскресной школы по субботам и воскресеньям с 10 часов. 2. Пункт социальной помощи, работает ежедневно с 10 до 14 часов. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Церковь Трех Святителей - 12 февраля

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по старинному хороший хор певчих». При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. А после смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, на нем лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища не прекращались богослужения, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой). Службы велись здесь и во время войны. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. В 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. С 1863 года и по настоящее время в храме находится кафедра предстоятеля староорбядцев Белокриницкого согласия.

http://sobory.ru/article/?object=03402

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010