Все духовенство жило впроголодь, приходилось брать 20–30 рублей в счет зарплаты, чтобы прожить несколько дней… На отпуск нельзя было отложить и рубля. Единственное, что поправляло наше отпускное положение, — получали отпускные и положенная полная зарплата на лечение — не облагалась налогом. Но мы жили и служили…» Кафедральный собор под духовным попечением своего настоятеля сумел не просто выстоять, но и явить для всей епархии пример твердости веры и православных традиций. Пытаясь утолить духовную жажду вологжан в этот период безбожия, несмотря на нажим властей, в соборе совершали уставные богослужения. Когда во всей епархии было всего лишь 17 храмов, трудно переоценить духовный авторитет собора и его настоятеля. С изменением общественного климата по отношению к религии протоиерей Константин сумел в полной мере использовать новые условия, чтобы расширить деятельность Церкви на пользу дела Божия и на благо общества. Раскрылись административные и хозяйственные качества отца Константина. Вблизи собора его заботами был построен большой церковно-административный комплекс с просторным актовым залом и жилыми помещениями. При соборе действует одна из самых крупных в епархии детских воскресных школ, в которой занимаются более 150-ти детей. Из учащихся школы организован первый на Вологодчине детский церковный хор, исполняющий духовные песнопения русских композиторов, с успехом выступающий перед жителями области. С конца 90-х годов при Рождество-Богородицком соборе действуют общественные образовательные чтения, куда приглашают всех желающих послушать известных богословов, ученых, педагогов по темам укрепления и развития отечественных духовно-нравственных традиций, истории России, межконфессиональных отношений. Протоиерей Константин стал одним из первых преподавателей открывшегося Вологодского духовного училища. Его лекции благодаря большому духовному опыту и эрудиции были одними из самых посещаемых. Отец Константин Васильев хорошо понимал значение кафедрального собора для жизни епархии и потому никогда не боялся быть впереди, умел идти на рискованные шаги и опытом своей пастырской деятельности, а порой и ошибок, охотно делился с собратьями-священнослужителями. Первые опыты социального служения — организация летних православных лагерей для детей и подростков, паломничества к святыням православной России — впервые в епархии были осуществлены им вместе с ныне почившим протоиереем Василием Павловым, настоятелем храма Покрова на Торгу.

http://e-vestnik.ru/obituaries/12_vechna...

Митрополит Александр рассказал журналистам, что впервые с момента начала полномасштабных ремонтных работ в праздник Рождества пройдет богослужение в исторической и культурной жемчужине Казахстана — Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты: «Реставрация собора на высоком техническом уровне осуществляется во исполнение распоряжения Президента страны, многоуважаемого Нурсултана Абишевича Назарбаева. На сегодняшний день на 95% выполнена внешняя отделка, перекрыты купола, сделана кровля из меди, отремонтированы несущие конструкции и стены, заменены поврежденные, неподдающиеся восстановлению элементы здания, вставлены окна. Летом была начата роспись сводов и стен, которые создаются артелью мастеров-изографов из города Палех, возглавляемой членом Союза художников России В.К. Куриловым. Реставрация продолжается, но те, кто посетят храм в праздник Рождества, хотя бы частично смогут увидеть результат этой сложной, кропотливой работы. Окончание реставрации запланировано уже в наступившем году». Владыка Александр проинформировал собравшихся, что первая Литургия в Вознесенском соборе пройдет в Сочельник — 6 января, начало в 9.00; в 16.00 начнется всенощное бдение; в ночь с 6 на 7 января состоится Божественная литургия, которая начнется в 23.00. 7 января с 8.00 до 14.00 храм будет открыт для посещения. Глава Митрополичьего округа также сообщил, что в наступившем году исполняется 20 лет с момента образования Астанайской и Алма-Атинский епархии . По словам архипастыря, памятные даты, посвященные Православию в Казахстане, традиционно отмечаются принесением в республику великих христианских святынь. «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 11 по 22 мая в Казахстане будет находиться чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Планируется, что святыня посетит города Астану, Алматы и Караганду. Прославленная многочисленными чудесами Феодоровская икона Царицы Небесной почитается как покровительница семейного благополучия, рождения и воспитания детей. По молитвам перед этим образом совершаются исцеления от тяжелых болезней, о чем есть документально подтвержденные свидетельства», — отметил архипастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/5336461.ht...

По своей архитектуре новый храм представляет собой первый в Харькове образец древнерусского церковного зодчества. Вместо колокольни – над западными вратами звонница. Внешняя отделка храма ещё не закончена, так как строительный комитет приложил все усилия к окончанию работ внутри храма, в видах скорейшего освящения его. К этому вынуждала теснота старого храма. Храм построен по проекту и под руководством академика А. Н. Бекетова. Стенная живопись и образа иконостаса исполнены художником М.Р. Пестриковым, которому удалось, не прибегая к копировке образцов (иконостас московского Ново-Девичьего монастыря, образа иконописца VIII века Симона Ушакова, «Христианские древности» Прохорова и др.) воссоздать стиль древнерусских храмов как в живописи, так и в ростках стенных гладей, арок и сводов. Постройка храма обошлась около 150 000 руб, собранных, главным образом, стараниями о. Василия Добровольского. http://ngeorgij.livejournal.com/84388.html Праздник Рождества Богородицы был престольным праздником одного из давних харьковских храмов, построенного одновременно с более известным, Мироносицким храмом в 1771 г. История его связана с существовавшим здесь с конца XVIII в. кладбищем. В 1790-е г.г. было закрыто городское Мироносицкое кладбище, и взамен его было открыто новое Каплуновское кладбище. А в 1808-1810 г.г. первый храм, выстроенный по проекту архитектора Петра Антоновича Ярославского, был заменён новым. Название Каплуновский изначально носил список Казанской иконы Богородицы, по названию села, где он был обретён. Образ этот был выбран для церкви не случайно. Храм изначально был полковым для небольшого военного поселения, а образ неразрывно связан с одной из крупнейших побед русской армии. В ходе подготовки к решающему сражению Северной войны Пётр I по пути в Харьков, куда он следовал в целях организации укреплений для приёма сражения, приобрёл известную среди местных чудотворную икону. Перед этой иконой в кафедральном Успенском соборе в те времена молился весь город. И молитвы были услышаны: бой был принят значительно западнее, близ Полтавы, и героически выигран, а Северная война до Харькова так и не докатилась.

http://sobory.ru/article/?object=33249

Святейшему Владыке также сослужили клирики Якутской епархии , прибывшие на торжества в Москву: иеромонах Никандр (Горбатюк), секретарь Якутской епархии, настоятель Преображенского кафедрального собора, благочинный г. Якутска; иеромонах Макарий (Золотавин), благочинный Алданского округа; иеромонах Никита (Мельниченко), наместник Архиерейского подворья храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Якутска; иеромонах Гермоген (Рубцов), благочинный Олёкминского округа; иеромонах Аркадий (Мамай), благочинный Нерюнгринского округа; протоиерей Павел Слепцов, благочинный 1-го Центрального округа; иерей Михаил Габышев, настоятель Спасского храма г. Олёкминска; иерей Михаил Иннокентьев, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы с. Сунтары; иерей Александр Коробкин, благочинный 2-го Центрального округа; иерей Вячеслав Малохатко, настоятель храма апостолов Петра и Павла пос. Хандыга; иерей Сергий Паршин, настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Удачный; иерей Иоанн Серкин, настоятель храма Рождества Христова пос. Айхал; иерей Анатолий Хусаинов, благочинный Вилюйского округа.  В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности, имущественным и земельным отношениям С.А. Гаврилов; глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев; депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Успенского собора Н.Ю. Чаплин; первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев; государственный советник Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров; постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.С. Федотов; руководитель Департамента капитального ремонта г. Москвы А.А. Елисеев.  Богослужебные песнопения исполнил Симфонический хор Государственной филармонии Республики Саха (Якутии) имени Г.М. Кривошапко, главный хормейстер — заслуженный деятель искусств РС(Я) Людмила Шумилова. Хор филармонии был создан в 2017 году. Участниками коллектива  являются студенты и выпускники музыкальных учебных заведений Якутии. Хор принимает участие в Рождественских и Пасхальных фестивалях г. Якутска. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982867.ht...

Прощение это было подано в 1750 году. Уступлено ли было подворье, неизвестно; но церковь в 1762 году была устроена с тем только различием, что главный престол был во имя Николая чудотворца (освящ. 1762 г.); а придел еще ранее (1741 г. ), во имя Рождества Пресв. Богородицы. Другая часть прихожан в 1744 году обратилась с новой просьбой к Преосв. Митрофану - дозволить им строить церковь на месте сгоревшей в 1736 же году деревянной Благовещенской церкви (Благовещенская церковь находилась в кремле на юго-восток от собора близ юговосточного угла вала) - во имя Рождества Богородицы с приделом Благовещения. Владыка дозволил здесь строить церковь и велел дать храмозданную грамоту. Это было в 1745 году. Таким образом, Богородицерождественская самостоятельная приходская церковь прекратила свое существование сама собой; приделы во имя Рождества Пресв. Богородицы были устроены в двух церквях, Никольской и Благовещенской, и прихожане приписались к этим же двум церквям. Пожар 1763 года мая 12-го дня истребил почти всю городскую часть. Деревянная церковь Благовещенская сгорела дотла; церковь Никольская обгорела. Когда после пожара приходы городской части были вновь разделены, церковь Никольская осталась без прихода и в 1790 г. приписана к кафедральному собору; имущество ее по описи принято в собор, а священно-церковнослужители размещены в другие места, именно: священник Павел Афонасьев, по требованию св. Синода, отправлен был во флотилию, а диакон Егор Степанов переведен к Тверской Никольской церкви. Богослужение стало совершаться соборянами в дни воскресные и праздничные. В этом же храме предположено было делать навык и экзамен семинаристам в проповедовании слова Божия. В Тверском кафедральном соборе, к которому приписана Николаевская, что в капустниках, церковь, есть несколько древних напрестольных вещей и книг, пожертвованных в разные времена разными лицами в эту церковь. Именно: Крест напрестольный серебряный, вызолоченный, пожертвованный Преосв. Иоасафом Архиепископом Тверским; на этом кресте надпись: «Великий Господин Преосвященный Иоасаф, Архиепископ Тверской и Кашииский сей крест построил Великому Чудотворцу Николаю Старому, что в Твери внутри города к каменной церкви». Св.

http://sobory.ru/article/?object=34496

12 июля 1897 г. Высочайшим повелением М. был назначен 2-м викарием Литовской епархии. 6 авг. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры М. был хиротонисан во епископа Ковенского. 22 сент. 1899 г., согласно Высочайшему повелению, М. был назначен епископом Минским и Туровским. К 1899 г. в Минской губ. проживали 2 238 030 чел., епархии принадлежала большая территория (к 1900 насчитывалось 1205 священнослужителей, было 5 мон-рей, 1195 церквей и 102 часовни, при 6 церквах имелись богадельни). 13 окт. 1899 г. состоялась торжественная встреча архипастыря в кафедральном Петропавловском соборе (взорван в 1936) духовенством во главе с прот. Г. Тарнопольским († 1902). 25 окт. 1899 г. М. в присутствии губернатора Н. Н. Трубецкого освятил помещение 2-й, новой женской гимназии Мин-ва народного просвещения. В 1899 г. был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. М. освящен собор минского в честь Преображения Господня женского монастыря . За время управления епархией М. освятил Кирилло-Мефодиевский храм (1899) в мест. Погост-Загородский Пинского у., Троицкую ц. (1900) в с. Березовце Новогрудского у., построенную «из колотого и обработанного камня», собор (1900; после капитального ремонта) Ляданского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря , Вознесенский храм (1904; после перестройки) при Минском жен. уч-ще духовного ведомства, Георгиевскую гарнизонную ц. (1907) в Бобруйске. В 1907 г. личный врач архиерея И. У. Зданович, директор уч-ща слепых и старший врач губ. земской больницы, устроил в здании уч-ща домовую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (разобрана в 1929). При М. были построены и освящены церковь-школа в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в дер. М. Слепянка, приписанная к минскому Екатерининскому собору (в имении председателя правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги П. С. Хитрово; 1900), храмы во имя вмч. Георгия Победоносца (1900) в с. Брянчицы Слуцкого у., в с. Косаричи Бобруйского у. (1900), в дер. Замошье Бобруйского у. (1901), свт. Николая Чудотворца (усыпальница князей Святополк-Мирских; 1904; архит. Р. Р. Марфельд) в мест. Мир Новогрудского у., в с. Червищи Пинского у., во имя Св. Троицы (1905) в с. Демехи Речицкого у., Успения Пресв. Богородицы (1905) в с. Забелы Слуцкого у. К янв. 1910 г. количество церквей епархии выросло до 1233 (10 соборов, 7 монастырских, 547 приходских, 19 при казенных заведениях и домовых, 251 кладбищенская, 399 приписных), была открыта 101 часовня. К 1912 г. количество церквей в Минске выросло с 19 до 24.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

В ней как бы сосредоточена вся история рода человеческого — с его вдохновениями, необычайными прорывами, с его жертвенностью, ибо храм сей был памятником мужественного, жертвенного служения Отечеству народа нашего в грозное время Отечественной войны 1812 года. Но он явился также памятником злобы, цинизма, пошлости, давления злых человеческих идей, которые порабощали сознание так, что люди теряли свободу, причем не по принуждению, а добровольно отдавая себя в руки лжеучителей. Наверное, никто из читавших историю Казанского собора не может без слез и внутреннего содрогания вспоминать историю ограбления этого собора в 1922 году, когда на глазах священников с величественного иконостаса, построенного в память о победе нашего народа, украшенного нашим русским серебром, срывались серебряные пластины, когда выламывались иконы и все осквернялось — якобы во имя человеческого счастья. Затем оскверненный собор был отдан в руки раскольников, которые присягнули на верность разграбившим этот собор. Гонители надеялись через раскольников расправиться с Русской Церковью, направить ее по ложному пути, но народ, даже утратив способность к сопротивлению, в глубине души своей не принял ни этого раскола, ни богоборчества. Наконец, словно символизируя полную победу над Христом и Церковью, здесь, в сердце нашей северной столицы, в ее главном храме, был создан атеистический музей. Казалось бы, все точки в истории были расставлены — нет никакого будущего у Церкви, нет никакого будущего у цивилизации любви, открытой словом Христа Спасителя. Но неслучайны слова, сказанные Господом: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ю» (Мф. 16:18). И ныне в величественном кафедральном соборе Санкт-Петербурга, при множестве народа, при участии властей мы прославляем дивное событие — 200-летие освящения этого замечательного храма, вспоминаем имя Пресвятой Богородицы и возносим горячие молитвы пред Ее чудотворным образом о стране нашей, о Санкт-Петербурге — северной столице, о народе нашем и о Церкви нашей.

http://patriarchia.ru/db/text/1628435.ht...

В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил город Тутаев. В Воскресенском соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням храма и обратился к многочисленным детям, собравшимся в соборе. Подчеркнув, что Церковь возлагает особую надежду на молодежь, Патриарх Кирилл пожелал им вырасти добрыми христианами и воспитывать в православной вере уже своих детей. В память о посещении города и собора Предстоятель передал собору икону святого исповедника Марка Эфесского. Святейший Патриарх наградил настоятеля собора архимандрита Сильвестра (Лукашенко) орденом святого равноапостольного князя Владимира (III cmenehu). Из Тутаева Патриарх Кирилл направился в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. В Крестовоздвиженском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился чудотворной Толгской иконе Пресвятой Богородицы и другим святыням. Патриарх Кирилл также посетил храм Рождества Христова в селе Давыдово, где в 50-е годы служил митрополит Никодим (Ротов). В дар храму Святейший Патриарх передал Казанскую икону Пресвятой Богородицы с памятной надписью. Вечером того же дня, в канун праздника обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. 12 сентября, в день обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх прибыл в Ярославль. После осмотра нового памятника, посвященного 1000-летию города, Патриарх Кирилл проследовал к Свято-Успенскому кафедральному собору. На звоннице, установленной рядом с собором, Предстоятель освятил колокола, в том числе главный колокол ансамбля «Ярослав Мудрый», а затем совершил чин великого освящения собора и возглавил первую Божественную литургию в возрожденном храме. Святейший Патриарх Кирилл наградил губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова орденом святого благоверного князя Даниила Московского (II степени). Высокие награды из рук Предстоятеля Русской Православной Церкви получили также другие представители власти и благотворители.

http://e-vestnik.ru/news/439pervosvyatit...

Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю - Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя. Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834-1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833-1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре. Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837-1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю – Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя. Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834–1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833–1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре. Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837–1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010