В 1985 г. под руководством епископа Кировоградского и Николаевского Севастиана осуществлена внутренняя роспись собора, позолота иконостаса и Святых Апостолов Евангелистов. В конце 1990 - начале 2000-х гг. В Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Кировограде проведены реставрационные работы. Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицыкафедральный собор Кировоградской и Новомиргородской епархии в Кировограде, памятник архитектуры. Собор был построен в 1812 году на месте деревянной церкви усилиями греческой общины, проживавшей в городе. Деревянная церковь была сооружена в 1766 году; священник, выбранный общиной, совершал службы на греческом языке. Храм вначале был освящён в честь равноапостольного царя Константина, позже был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня была построена в 1828 году. Примечательно, что в метрических книгах собора есть данные о том, что знаменитый генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, бывший в то время в городе, крестил двух своих детей в 1789 и 1790-х г.г. В 1790 году территории собора был похоронен сын Кутузова Николай, который умер в младенчестве от оспы. В 1905 году собор был отреставрирован, до наших дней сохранились некоторые росписи того времени. В 1944 году, когда был закрыт Успенский храм, собор получил статус кафедрального. Примечательно, что за всё время своего существования, ни в советский период, ни во время немецко-фашистской оккупации, собор не закрывался властями. В 1980-е годы под руководством епископа Севастиана была проведена масштабная реставрация, обновлены и созданы новые росписи. Основанная в 1754 г., крепость святой Елисаветы была расположена на пересечении торговых путей, поэтому неудивительно, что уже с момента ее закладки тут возникают ярмарки. Впоследствии здесь регулярно проходили 4 ярмарки на протяжении года. Съезжались на эти ярмарки торговые люди не только Российской империи, но и других стран. Греческие купцы даже организовали на берегу Ингула чуть ниже крепости небольшое поселение и заложили неподалеку от ярмарочной площади (на месте которой сейчас находится спортивная школа 1) свой деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 г. в память царя Константина, а позже переименованный в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=31011

Во 2-й пол. XII в., до гибели Андрея Боголюбского, Б. м. являлся, по-видимому, скромным домовым богомольем князя и его семьи и мог располагаться где-то в юж. части замка, близ совр. Благовещенской трапезной церкви. Преемники кн. Андрея, утратив интерес к приходившей в упадок загородной резиденции, обосновались во Владимире, и уже к нач. XIII в. мон-рь, вероятно, занимал практически всю территорию бывш. замка. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что свт. Иоанн был погребен у Рождественского храма «вместе с прочей братиею», т. е. у бывш. придворного собора к 1214/15 г. уже существовало монастырское кладбище. Сведения по ранней истории мон-ря скудны и отрывочны. В 1174 г. Боголюбово было разграблено заговорщиками, убившими кн. Андрея, через 3 года подверглось опустошению при нападении рязанского кн. Глеба. Мон-рь был, по-видимому, разорен в 1238 г. монголо-татарами, возможно, пострадал в 1293 г. при совместном нападении кн. Андрея Александровича Городецкого и татар на Владимир, в 1382 г.- при походе хана Тохтамыша и в 1411 г.- при нашествии на Владимирскую землю царевича Талыча, однако не приходил в окончательное запустение. В 1263 г., при перенесении мощей вел. кн. св. блгв. Александра Ярославича Невского из Городца во владимирский Рождества Богородицы муж. мон-рь, св. мощи встречали в Боголюбове митр. Кирилл «с чином вкупе церковным», «князь, и бояре, и весь народ, мали и велицы». В 1360 г. Б. м. посетил Московский митр. свт. Алексий , основавший тогда же в соседнем с. Добром (ныне район Владимира) Константино-Еленинскую обитель; после 1364 г. свт. Иоанн , еп. Суздальский, удалился на покой в Б. м., где и скончался в 1373 г. (погребен в суздальском кафедральном соборе Рождества Богородицы). По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 3 нояб. 1687 г. Б. м. стал Патриаршим домовым мон-рем, в 1753 г.- синодальным, позднее перешел в ведение Владимирских архиереев, с 1882 г. до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 г. причислен к 3-му классу, в 1872 г.- ко 2-му, в 1891 г.- к 1-му. Со времени основания управлялся игуменами, с 1799 г.- архимандритами. В 1-й пол. XIX в. к Б. м. был окончательно приписан храм Покрова на р. Нерли, в 1857 г.- Константино-Еленинский, в 1874 г.- Волосов во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ри. Храмы и др. постройки

http://pravenc.ru/text/149505.html

И. добился увеличения вдвое (до 2 тыс. р.) штатной суммы, выделяемой на Владимирскую ДС, а также введения денежных премий за успешную учебу. С 1781 г. в семинарии действовал класс философии. В нояб. 1779 г. И. благословил зачислить в певчие Владимирского архиерейского дома сына священника с. Черкутина М. Васильева, 7-летнего Михаила, буд. выдающегося гос. деятеля М. М. Сперанского ; в 1780 г. он поступил во Владимирскую ДС. Распоряжением И. с 6 янв. 1772 г. во владимирском Успенском соборе в богослужении на праздник Рождества Христова должны были участвовать настоятели всех штатных обителей, а с 1776 г.- заштатных: вязниковского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , Санаксарского мон-рей, Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саровской пустыней, также протопопы арзамасского, вязниковского, муромского, починковского и темниковского соборов. Священнослужители, разговаривавшие во время богослужения, штрафовались. Клирики епархии не должны были появляться в общественных местах в лаптях и простонародной одежде. В июне 1771 г. И. под угрозой значительного штрафа запретил священнослужителям посещать питейные заведения. Д. И. Ростиславов по воспоминаниям своего деда, сельского священника, характеризует И. как властного, порой жестокого архиерея. По инициативе И. наказания плетьми провинившихся церковнослужителей стали делом обычным и проводились почти ежедневно в особой приемной архиерейского дома, называвшейся «подача». Вместе с тем Ростиславов отмечал честность и бессребничество архиерея. И. был погребен в Успенском кафедральном соборе Владимира. В XIX в. в соборе проводились реставрационные работы, к 2009 г. точное местонахождение захоронения И. неизвестно. Немногочисленные сочинения И., написанные простым, разговорным русским языком, напоминают знаменитые проповеди Псковского еп. Гедеона (Криновского) , старшего товарища, а потом, вероятно, и преподавателя И. в Казанской семинарии. Соч.: Слово при встрече имп. Екатерины II в Спасо-Преображенском мон-ре 26 мая 1767 г.//Духовная церемония, производившаяся во время всевожделеннейшего присутствия ея имп. величества вел. государыни премудрейшия монархини и попечительнейшия матери Екатерины Вторыя в Казани. СПб., 1769; Слова при открытии Владимирского наместничества. М., 1778; Слово, говоренное в Саровской пуст. при освящении великолепно вновь построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 17802, 17863; [Письма настоятелям Саровской пуст.]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 18844.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Под 5 марта память убиенных иноков Снетогорского и Мирожского мон-рей встречается в 2 списках Пролога - РГАДА. Тип. 175 («Во тъ ж день убьение преподобнаго отца нашего Василья, игумена Святого Спаса, и иже с ним мних 27, и преподобнаго отца нашего Асафа, игумена лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 6в) и 179 («Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 7г), переписанных псковичом Явилой в 1-й трети XIV в. Обращает на себя внимание расхождение между данными летописей и Прологов о числе убиенных иноков. Это известие сохранилось также в ряде списков т. н. 3-й редакции Пролога ( Фет Е. А. Новые факты и истории древнерус. Пролога//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 53-70). По сведениям митр. Евгения (Болховитинова) , в нач. XIX в. мощи И. почивали в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы бывш. Снетогорского мон-ря (упраздненного в 1804 и преобразованного в загородную резиденцию Псковского архиерея), «за правым крылосом к стене, где над ним устроена и гробница, а в ковчеге оной открыто положена глава его и две кости» ( Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75). По-видимому, мощи И. были перенесены в каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы вскоре после ее возведения в 1310-1312 гг. В кон. XIX в. над гробницей находилась икона И. и убиенных иноков. Ныне мощи И. покоятся в серебряной раке в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова (возможно, их перенесение состоялось в 20-х гг. XX в., когда шло уничтожение и переделка построек бывш. Снетогорского мон-ря). Имя И., как и имя прмч. Василия, отсутствует в перечне псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. В некоторых агиографических справочниках XIX - нач. XX в. кончина И. ошибочно отнесена к 4 мая (иногда с указанием, что местная память отмечается 5 марта).

http://pravenc.ru/text/578060.html

В Новгороде соборной стала церковь Ивана на Петрятином дворище, построенная в 1127—1130 гг. «Рукописание» князя Всеволода называет ее «зборной великой церковью» и устанавливает в ней «вселенное» пение, а в верхней церкви св. Захарии — обычную еженедельную службу . В. Л. Янин связывает преобразование церкви в собор с 1184 г., когда она была перестроена архиепископом Ильей , а в Новгородской III летописи эта перестройка связана с праздником святого Иоанна Предтечи . В Пскове второй собор с «вседенной службой» был создан только в 1357 г. В Новгороде во второй половине XV в. существовало уже семь соборов . Соборный клирос должен был прежде всего обеспечивать ежедневную службу в городе, но его функции не ограничивались только литургической деятельностью. Как организация, в которую входили священники всех церквей или (если соборов в городе было несколько) группы церквей, он имел и значение коллективного органа управления церквами, а также обладал некоторыми городскими функциями более широкого значения. На эти функции обратил внимание Голубинский, и их изучил на украинском и белорусском материале более позднего времени, XV—XVI вв., А. И. Лотоцкий . Что же известно о клиросе в XI—XIII вв.? Наиболее ранние упоминания клироса на Руси относятся к киевскому Софийскому собору и к концу XI в. — таковы посмертные чудеса Феодосия Печерского (ум. 1074) и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора . В дальнейшем известны клиросы также в новгородском Софийском соборе (1156) , в кафедральных церквах Смоленска (1136) , Владимира Волынского (1240-е) , Ростова (1230— 1231) . Кроме кафедральных клиросы уже в XII в. были и в некоторых других церквах. Так, несколько раз упоминаются клирошане в связи с убийством Андрея Боголюбского в 1175 г.: «клирошане боголюбьскыи» вынесли убитого князя и положили его в свою «божницю», т. е. в церковь княжеского дворца в Боголюбове. Затем тело убитого было перенесено во Владимир в построенный князем собор старшим владимирским иерархом, в это время игуменом Рождественского монастыря Феодулом «с клирошаны (в двух списках Ипатьевской летописи далее добавлено „и " . — Я.Щ.) с володимерце» . Голубинский предполагал, что это были клирошане монастырской церкви , но были ли клирошане в монастырях? Скорее, здесь надо видеть свидетельство о клиросе владимирского Успенского собора. Судя по тому, что князя отпевали и похоронили в этой городской «Богородице Златоверхой», в перевозке тела приняли участие клирошане именно этой церкви . О «зборной» церкви Ивана Предтечи на Опоках в Новгороде уже говорилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

За неутомимые труды иеромонах Пимен в декабре 1947 г. был возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. Вскоре игумен Пимен был переведен в Ростовскую епархию , где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Обладая превосходной способностью вносить порядок и благочиние в церковную жизнь прихода, монастыря, епархии, игумен Пимен вскоре был призван к более ответственному служению: указом Святейшего Патриарха Алексия I он в конце 1949 г. был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Почти через полгода игумен Пимен был возведен в сан архимандрита, а с 1954 по 1957 гг. был наместником Троице-Сергиевой лавры. Так же, как и в Псково-Печерском монастыре, он провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве Лавры. При нем в трапезном храме были построены два новых придела во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Когда же Троице-Сергиева лавра была в целом благоустроена, Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод, принимая во внимание большой административный опыт и выдающиеся духовные качества ее наместника, призвали архимандрита Пимена к епископскому служению. 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе в Одессе архимандрит Пимен был хиротонисан во епископа Балтского и в конце того же года стал викарием Московской епархии — епископом Дмитровским. В июле 1960 г. епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Пимен был назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. За период с 1959 по 1962 гг. владыке Пимену наряду с основными обязанностями поручалось временное управление Луганской , Смоленской , Костромской и Тамбовской епархиями. Архиепископ Пимен состоял председателем Хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятелем Патриаршего Богоявленского кафедрального собора . В октябре 1963 г. он стал митрополитом Крутицким и Коломенским.

http://patriarchia.ru/db/text/1151959.ht...

На празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году в Ставрополе был возведен в сан архимандрита. Принимал деятельное участие в открытии Ставропольского духовного училища и начавшемся преобразовании его в духовную семинарию. С 1992 года архимандрит Александр (Ищеин) нес пастырское послушание на православных приходах Азербайджана. Будучи настоятелем храма святого благоверного великого князя Александра Невского г. Гянджи, архимандрит Александр предотвратил его закрытие, возродив в нем богослужебную и приходскую жизнь. Получив благословение нести послушание настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц, будущего кафедрального собора г. Баку, архимандрит Александр и здесь с ревностью о славе Божией принялся за дело возрождения поруганной святыни. В ноябре 1994 года опытный архипастырь, труждающийся на ниве Христовой, стал настоятелем древнейшего действующего храма Азербайджана — святого Архангела Михаила в г. Баку. В 1995 году отец Александр был назначен благочинным церквей г. Буденновска. Там на его плечи лег тяжкий крест — ему пришлось предавать земле погибших от рук террористов мирных сограждан, а также пастырским словом умиротворять негодующих и охваченных горем горожан, переживших ужас захвата боевиками больницы г. Буденновска и взятия заложников. В 1995 году, когда обстановка в Закавказье была крайне напряженной из-за политических разногласий, он был назначен настоятелем кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Баку и благочинным православных приходов Азербайджана. Его стараниями было предотвращено закрытие нескольких храмов в регионе, а при кафедральном соборе г. Баку тогда же были устроены ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся и организована материальная помощь многодетным семьям и инвалидам, открыта воскресная школа для детей и взрослых, церковная библиотека. Двадцать восьмого декабря 1998 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято историческое решение о возрождении Бакинской епархии. Границы образованной епархии охватывали Азербайджанскую Республику, Респуб­лику Дагестан и Республику Чечня. Правящим архиереем было определено стать архимандриту Александру (Ищеину) с титулом «епископ Бакинский и ­Прикаспийский». В Азербай­джанской Рес­публике это решение было горячо поддержано лидером азербай­джанского народа Гейдаром Алиевым.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Со словами поздравления со значимым событием в жизни Усть-Каменогорской епархии выступили заместитель акима области А.Б. Нусупова и секретарь областного маслихата В.М. Головатюк. Завершая официальную часть церемонии открытия, епископ Амфилохий выразил признательность главе Митрополичьего округа за освящение новопостроенного корпуса и поблагодарил всех, кто внес посильный вклад в дело строительство административного центра епархии. Участники праздничного мероприятия осмотрели кабинеты и помещения. Мероприятие освещалось представителями светских и церковных средств массовой информации. 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Усть-Каменогорске прошли церковные торжества по случаю престольного праздника главного храма Усть-Каменогорской епархии — Андреевского кафедрального собора. Божественную литургию возглавил митрополит Александр.  Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), старейший клирик и духовник Усть-Каменогорской епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), благочинный Уральского церковного округа Уральской епархии игумен Дионисий (Козулев), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, клирик Серафимовского храма Астаны иеромонах Силуан (Синегубов), секретарь Павлодарского епархиального управления протоиерей Алексей Степанов, настоятель Богородице-Рождественского храма Усть-Каменогорска протоиерей Евгений Яганов, благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, секретарь Усть-Каменогорской епархии диакон Илия Кван, клирики Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты — протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Мокий, духовенство Усть-Каменогорской епархии, священнослужители, прибывшие с архипастырями.

http://patriarchia.ru/db/text/5322092.ht...

29 сент. назначен библиотекарем СПбДА, 3 нояб. избран действительным членом академической конференции. И. привел книжное собрание в образцовый порядок, составил каталог книг по новой классификации. Со слов И., «келлия в Академии почти только числилась за ним, а жил он наиболее в библиотеке». 8 нояб. 1822 г. возведен в сан архимандрита. 30 июля 1823 г. по настоянию Новгородского и С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) определен ректором Новгородской ДС и профессором богословия. 10 авг. того же года стал настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , 28 авг.- членом Новгородской духовной консистории. Преподавал догматическое, нравственное, основное и пастырское богословие и герменевтику по собственным разработкам. Положил начало преподаванию в семинарии церковной археологии (подготовил курс лекций). Большие успехи при И. показал выпуск 1825 г.: 5 чел. поступили в СПбДА, а 2-й по списку выпускник И. И. Боголюбов (впосл. Екатеринбургский еп. Ириней ) отказался от обучения в академии, чтобы остаться при И. и слушать его лекции по богословию. И. составил церемониал встречи тела почившего имп. Александра I в Новгороде, за что был удостоен памятной серебряной медали. 25 нояб. 1827 г. избран, 3 дек. того же года утвержден епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. Хиротония состоялась 26 февр. 1828 г. в Казанском соборе С.-Петербурга. В воскресные и праздничные дни И. совершал богослужения в соборе Св. Софии в Новгороде. 21 апр. 1828 г. в пределах Олонецкой губ. была учреждена самостоятельная епархия, и И. «по отличию» был избран Святейшим Синодом на новую кафедру. 22 мая утвержден епископом Олонецким и Петрозаводским. Прибыл в Петрозаводск 7 авг., 12 авг. совершил 1-ю литургию в Петропавловском соборе, ставшем кафедральным. В благословение новой епархии Святейший Синод передал 72 частицы мощей Киевских и Новгородских чудотворцев, к-рые 17 нояб. 1829 г. были торжественно встречены в Петрозаводске. По призыву И. горожане соорудили кипарисовую плащаницу для собора, в к-рую были вложены мощи.

http://pravenc.ru/text/293475.html

БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС КАЗАНСКИЙ (Салтыков Борис Иванович?; † март 1553), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) 93-103 103-105 105-106 БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками 106-107 107-109 БОТКИН Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)с 109-110 110-111 110-111 111-112 БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела 112-113 113-114 114-115 115-116 116-117 117-118 БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) 118-126 126-128 128-130 БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) 131-133 133-135 135-136 БРАГСКИЙ ОБРЯД один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства

http://pravenc.ru/vol/vi.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010