В 1874 г. при соборе создано церковно-приходское попечительство, почетным членом которого в 1904 г. был протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). В 1882 г. на средства попечительства вокруг собора была возведена ограда, в 1888 г. организована церковно-приходская школа, а в 1903 г. здесь открывается отдел Одесского Свято-Андреевского братства. Со временем собору стали принадлежать новопостроенные сооружения, заполнившие целый квартал от Рождественской улицы до Соборной (ныне Советская) и от Потемкинской до Большой Морской. Страховая опись, составленная в 1910 г., указывает на принадлежность собору 17 сооружений различного предназначения. На сегодня от всего комплекса сооружений осталось только два: собор и соборный дом. В 1922 г. происходило изъятие церковных ценностей. В фона помощи голодающим община собора сдала 172 кг серебра. В 1936 г. отбор был закрыт, священнослужители репрессированы. В довоенное время здание собора использовали как гарнизонный Дом Красной Армии и Флота, после войны это был «Дом офицеров». В 1930-е гг. после закрытия собора был разрушен главный купол и верхние ярусы колокольни, были сняты кресты. Здания, принадлежащие собору, использовались под государственные квартиры и для других целей, постепенно теряя свой первоначальный вид. Большинство зданий разрушено, на их месте появились новые постройки. В 1992 г. собор был возвращен Православной Церкви, в нем стали снова совершаться богослужения и церковные таинства. Сегодня кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы продолжает восстанавливаться под руководством Правящего архиерея, митрополита Питирима. Проделан огромный круг строительно-ремонтных работ. С внешней стороны установлены позолоченные центральный купол и кресты, перекрыта крыша, отремонтированы окна, восстановлен внешний фасад храма, благоустроен внутренний двор, отреставрирована кованая церковная ограда кафедрального собора, а также восстанавливается Соборный дом. Внутри храм оштукатурен и побелен, отремонтированы деревянные полы, а самое главное - установлен новый иконостас, имеющий первоначальный вид; постепенно производится роспись.

http://sobory.ru/article/?object=09919

Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Коломнянин Михаил Федорович Дроздов был поповичем, то бишь происходил из священнического рода. И в жены ему сосватали поповну – дочку отца Никиты, протоиерея Богоявленской церкви, пятнадцатилетнюю Дуню, которой лишь после свадьбы исполнилось шестнадцать. А венчались они в понедельник 10 января. И год это был 1782-й от Рождества Христова. Жить стали в доме у тестя при храме. Коломна располагается на глинистых почвах. Глина добрая, и оттого, если взглянуть на карту города той поры, нетрудно заметить, что многие кварталы заштрихованы в косую полоску и сказано, что сим обозначены места проживания гончаров. В гончарном квартале располагался и Богоявленский храм. Он и по сей день величаво возвышается среди деревьев, ныне являясь гарнизонной церковью Коломенского высшего командного артиллерийского училища. Крещенский храм, церковь Иоанна Предтечи, церковь Богоявления в Гончарах – названия разные, а храм один, этот самый. Только тогда, в 1782 году, он еще не был перестроен в стиле классицизма. Воздвигнутый в 1680–1689 годах храм еще сохранял черты той эпохи, нарышкинского барокко. Хотя в конце 1770-х – начале 1780-х годов в Коломне работал титан русского классицизма Матвей Федорович Казаков, перестроил архиерейский дом и Покровскую церковь . Дал толчок развитию нового направления зодчества в Коломне. Но до Богоявленского храма волна классицизма докатится только в первые годы нового столетия. Вскоре после свадьбы, 6 февраля, Михаил Федорович Дроздов был поставлен диаконом в главном коломенском храме – кафедральном соборе Успения Богородицы, основанном еще Дмитрием Донским. Но жил с женой по-прежнему в доме при храме своего тестя, протоиерея Никиты. В этом доме и появился на свет будущий светоч православия. Прибавление в семействе диакона Михаила и его супруги Евдокии произошло рано утром 26 декабря 1782 года, на другой день после праздника Рождества Христова, когда Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, верующие собираются, чтобы почтить Приснодеву Марию, Иосифа Обручника и его сына Иакова, сопровождавшего Святое семейство при бегстве в Египет. Любопытно примечание, сделанное при рождении младенца. Было указано, что он появился на свет на две недели раньше положенного срока. Почему это было важно? Для ответа на сей вопрос надо вернуться на девять месяцев назад. Пасха в 1782 году была 27 марта. Если мальчик родился в положенные сроки, то получается, что зачатие его произошло на Страстной седмице Великого поста. Можно предположить, что диакону Михаилу пришлось держать ответ. Быть может, даже и присягнуть, что они с супругой не допустили греха. Вот почему необходимо было обозначить факт преждевременных родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Польский историк Б. Ванат считает, что работами руководил тогда итальянский архитектор Фр. Плачиди, а белорусские исследователи называют имя Иосифа Фонтана III, гродненского зодчего с итальянскими корнями, который в 1742 г. унаследовал от отца титул " королевского архитектора " . Но, называя разных архитекторов, ученые сходятся в одном - глубокский монастырский комплекс кармелитов является самым ранним памятником " виленского барокко " в Беларуси. В 1864 г. за участие в восстании Калиновского против царского правительства распоряжением Виленского генерал-губернатора монастырь был закрыт. Оставшиеся монахи выехали в Каменец-Подольский кармелитский монастырь на Украине. Здания храма и монастыря были переданы православному благочинию. В 1867 г. началась реконструкция. Внешний вид здания остался почти неизменным, за исключением перекраски стен и куполов. Внутри же вместо римского алтаря был установлен православный иконостас. 3 сентября 1878 г. кармелитский костел был переосвящен епископом Ковенским Владимиром в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1892 г. было начато возведение деревянного купола в принятом в те времена в православном зодчестве " византийском стиле " над центральной частью крыши, уровень которой был значительно понижен. С 1921 по 1939 гг., когда Глубокое находилось в составе Польши, в здании бывшего монастыря размещалось Глубокское староство, а во время Великой Отечественной войны располагался штаб " Русской освободительной армии " полковника Гиль-Родионова, до её перехода на сторону партизан. В 1944 г. при отступлении немецких войск во время пожара сгорел деревянный купол над церковью, пострадало много икон и церковный архив. В послевоенные годы здание монастыря занимал Глубокский маслосырзавод. Однако церковь продолжала действовать, хотя неоднократно была под угрозой закрытия. В соборе находится икона " Достойно есть " - точная копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Размеры иконы - 1,6 м на 1,15 м. Писана масляными красками на кипарисовом дереве. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан.

http://sobory.ru/article/?object=07250

17 августа паломники прибыли в город Караганду, где их встречал секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг. В рамках визита гости посетили Введенский кафедральный собор, где поклонились мощам последнего Оптинского старца — преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Состоялась встреча с епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом , который рассказал членам делегации о жизни епархии, а после общения показал паломникам строящийся Троице-Севастиановский собор. 19 августа, в праздник Преображения Господня, паломники приняли участие в богослужениях в Богородице-Рождественском женском монастыре Караганды. В этот же день они пообщались с учеником преподобного Севастиана — духовником монастыря архимандритом Петром (Горошко), посетили музей жертв политических репрессий в поселке Долинка и Мамочкино кладбище. В ходе поездки паломническая группа встретилась с выпускниками Карагандинского филиала Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 20 августа состоялась встреча членов делегации с ректором Карагандинской академии «Болашак» К.Н. Менлибаевым. Одним из приоритетных направлений частного учебного заведения является сбор и изучение данных о репрессированных в годы советской власти. В ходе беседы протоиерей Владимир Воробьев рассказал об исследовательской деятельности преподавателей и студентов ПСТГУ в области истории XX столетия. В свою очередь К.Н. Менлибаев поделился сведениями о научно-просветительской работе возглавляемого им университета. В этот же день паломническая делегация прибыла в город Алма-Ату. В Южной столице Казахстана гостей сопровождал секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов). В рамках визита ректор, сотрудники и преподаватели ПСТГУ побывали в Вознесенском кафедральном соборе, в Духовно-культурном центре имени митрополита Иосифа (Чернова), Иверско-Серафимовском женском монастыре, Никольском соборе и Покровско-Всехсвятском храме. Состоялась встреча с управляющим делами Православной Церкви Казахстана епископом Каскеленским Геннадием . В ходе беседы обсуждались перспективы сотрудничества между Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Алма-Атинской православной духовной семинарией .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5490895...

20 сент. 1908 г. А. по собственному прошению был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья». Вскоре в связи с 50-летним служением в священном сане император пожаловал его знаками ордена св. кн. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями. Местопребыванием А. был назначен Донской иконы Божией Матери московский мон-рь , но по прошению архиепископа, желавшего поселиться в Кишинёвской епархии рядом с родственниками, его направили в Гербовецкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где он скончался. Многолетнее служение А. было отмечено наградами: бронзовой медалью на Андреевской ленте в память Крымской войны 1853-1856 гг., орденом св. Анны 3-й, 2-й и 1-й ст. (1871, 1874, 1888), орденом св. кн. Владимира 4-й, 3-й и 2-й ст. (1877, 1883, 1894), серебряной медалью на Александровской ленте в память имп. Александра III (1896), орденом св. Александра Невского (1906), серебряной медалью в память имп. Николая I (1898). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 163 [Формулярные списки архиеп. Афанасия]; ГА Ростовской обл. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11561 [Формулярный список архиеп. Афанасия от 6 окт. 1908 г.]. Соч.: Речь, произнесенная 4 февр. 1895 г. перед открытием Донского очередного дворянского собрания//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 107-111; Слово, произнесенное в первый день св. Пасхи на вечерне в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе. 1 апр. 1901 г.//Там же. 1901. 10/11. С. 207-213; Слово в день Рождества Христова, произнесенное в Новочеркасском Вознесенском соборе, 25 дек. 1901 г.//Там же. 1902. 1. С. 1-7; Слово в первый день Св. Пасхи//Там же. 10. С. 183-190; Речь при открытии Донского епархиального миссионерского съезда//Там же. 26. С. 559-573; Слово на светлый праздник св. Пасхи//Там же. 1906. 36. С. 1034-1041; Поучения перед выборами в Гос. Думу. 6 февр. 1907 г.//Там же. 1907. 5. С. 113-117; Поучения пред открытием церковно-учительской школы в г. Александровско-Грушевске//Там же. 28. С. 801-805. Лит.: К-в А. Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1903. 22. С. 553-563; 23. С. 585-593; 24. С. 617-623; Юбилейное торжество//Там же. С. 773-793; 30. С. 801-824; 31. С. 846-866; 32. С. 888-913; Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Там же. 1908. 26. С. 681-692; Курдиновский В. Памяти архиеп. Афанасия, бывшего Донского//Кишинёвские ЕВ. Отд. неофиц. 1910. 37. С. 1294-1301.

http://pravenc.ru/text/76920.html

25 мая 1861 г. имп. Александр II Николаевич утвердил доклад Синода об учреждении Енисейской и Красноярской епархии, 1-м правящим архиереем к-рой был назначен Н., хиротонисанный 18 сент. того же года. 7 дек. 1861 г. он отслужил последнюю Божественную литургию и молебен в Никольском храме казанского Богородицкого монастыря и в сопровождении послушника Василия отправился к месту назначения. Поездка в Сибирь по зимнему пути отличалась невероятными трудностями, о к-рых епископ упоминал в своих записках. В дороге Н. «схватил жестокий ревматизм», мучивший его всю жизнь. 11 дек. Н. прибыл в Пермь, но, не желая беспокоить архиеп. Неофита (Соснина; 1868), к-рый, как отмечал новопоставленный епископ, «презирал» его, остановился в гостинице. В тот же день встреча архиереев все же состоялась, Н. присутствовал на экзамене в Пермской ДС, во время к-рого отметил крайнюю неорганизованность учебного процесса и «деспотизм» еп. Неофита. 13 дек. Н. прибыл в Екатеринбург, общался с еп. Варлаамом (Денисовым) . Чтобы встретить праздник Рождества Христова, 24 дек. остановился в одном из сельских приходов, у свящ. М. Алексеевича. «В 5 часов вечера, когда мы пили чай, приехал крестьянин из деревни за 15 верст, требуя исповедать и причастить больную старуху - его мать: мне было жаль священника. Поехал, бедный в черную ночь, в лютый мороз, по проселочной дороге, по голой необозримой степи. Проездил всю ночь, воротился - лишь к утрени»,- вспоминал епископ. 30 дек. Н. прибыл в Томск, служил всенощное бдение, а 31 дек. 1861 г. и 1 янв. 1862 г.- Божественную литургию с еп. Порфирием (Соколовским) . 2 янв. 1862 г. на станции Подъельничной Н. встречал благочинный красноярских церквей, авторитетный прот. В. Д. Касьянов, вскоре ставший его духовным отцом. 4 янв. в дер. Зерцалы, близ Ачинска, Н. поклонился месту подвигов св. прав. Даниила Ачинского и встретился с паствой на границе вверенной ему епархии, 5 янв. прибыл в Красноярск, совершил краткую литию и молебен в кафедральном Богородице-Рождественском соборе. 7 янв. того же года после богослужения в «старом» Воскресенском соборе произнес первую проповедь на Красноярской кафедре, вскоре напечатанную (300 экз.).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Автором проекта новой церкви, построенной в ярусной композиции, яв­ляется талантливый зодчий Яков Бухвостов. В дальнейшем западная часть со­бора неоднократно перестраивалась. В 1841 году была расширена трапезная часть храма, в 1870-1873 годах трапезная расширялась и была построена новая колокольня. В результате этих перестроек храм принял форму креста. Примерно в те же годы были устроены и освящены приделы в честь Боголюбской и Корсунской икон Божией Матери, во имя Святителя Николая, чудотворца и великомуче­ника Иоанна Нового. XX век открыл новую страницу в истории Борисоглебского собора. Он снова становится кафедральным. По этому случаю 20 января 1947 года архиепископ Димитрий  в сослужении рязанского духовенства и при стечении мно­гочисленный прихожан отслужил торжественный молебен.  12 января 1948 года собор посетил Святейший Патриарх Алексий I. По его благословению в храме начались большие ремонтно- реставрационный работы. Своды и стены собора были заново расписаны художниками из Палеха братьями Блохиными. В левом приделе был реставрирован весьма редкий иконостас XVIII века. В церковном дворе был построен крес­тильный храм во имя праведных Иоакима и Анны и установлен новый памятник на могиле святителя Василия Рязанского. История сохранила для нас имена тех, кто потрудился в церкви святых стра­стотерпцев Бориса и Глеба. При иерее Родион, служившем с 1673 по 1710 год был построен существующий ныне храм. Протоиерей Иоанн Аляркинский был настоятелем собора в 1788-1792 годах. В 1898 году о. Иоанн был пострижен в монашество с именем Иероним, был архимандритом Солотчинского Рождество-Богородичного монастыря и одновременно ректором Рязанской духовной семи­нарии. Из его трудов наибольшей известностью пользуются «Рязанские досто­памятности», которые служат одним из главных пособий для изучающих исто­рию Рязанского края.Священник Михаил Виноградов, служивший в соборе в 1845-1869 годах, известен как выдающийся церковный композитор. Из соборных настоятелей нашего времени следует отметить протоиерея Бо­риса Скворцова, служившего в соборе с 1947 по 1965 годы. Позже он был при­зван к архиерейскому служению. Архимандрит Авель был настоя­телем собора с 1969 по 1970 год. Затем нес послушание в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Немало сделал для благолепия храма протоиерей Иоанн Смирнов, впоследствии архиепископ Орловский и Брянский Глеб

http://sobory.ru/article/?object=00866

Архиерей напомнил, что в духовно-культурном центре Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) в Алма-Ате продолжает работу выставка «Храм — небо на земле», на которой представлены макеты известных соборов Православной Церкви Казахстана. В заключение пресс-конференции глава Казахстанского митрополичьего округа поблагодарил руководство информационного агентства «Интерфакс-Казахстан» и участников встречи и поздравил всех с наступающим праздником Воскресения Христова, пожелав здоровья, благополучия, мира и милости Божией. «Хотел бы напомнить — настоящее празднование Светлого Христова Воскресения невозможно представить без совершения дел любви по отношению к ближнему. Наш высокий нравственный долг — укрепляясь дарами Пасхи Христовой, быть опорой для тех, кому сейчас трудно, протягивать руку братской поддержки всякому человеку, неважно, верующий он или неверующий, праведный или грешный, трудиться ради преображения мира вокруг нас, наполняя его правдой, милосердием и красотой. В благодатные пасхальные дни мы будем возносить сугубые молитвы о родной земле Казахстанской, об укреплении братолюбия и согласия в нашей стране, о многонациональном народе Казахстана и о каждом человеке, кто живет и трудится на просторах Великой степи. В преддверии Святой Пасхи обращаюсь ко всем жителям Казахстана с пожеланиями встретить в радости Светлое Христово Воскресение. Пусть Господь в мире сохранит нашу страну — благословенный Казахстан, даст всем нам Свою помощь в трудах, благополучие и счастье», — заключил архиерей. Пасхальное богослужение пройдет во всех храмах страны в ночь с 15 на 16 апреля. В г. Алма-Ате праздничное богослужение в Вознесенском кафедральном соборе совершит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Начало в 23.30. В столице Казахстана — Астане — праздничную службу по благословению митрополита Александра возглавит управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий . Начало в 23.30. 19 апреля в Караганде состоится крестный ход от Богородице-Рождественского монастыря в Михайловке (ул. Западная, 34), где жил и трудился преподобный старец Севастиан, к новопостроенному Троицкому собору (ул. Новая, 29). Начало в 8.45. В рамках празднования состоится освящение здания духовно-культурного центра при соборе и открытие выставки, посвященной святому Севастиану.

http://patriarchia.ru/db/text/6018830.ht...

В 1818 г. второй деревянный этаж церкви за совершенною ветхостью был разобран до каменных стен первого этажа. Здание храма высотой 38 метров имеет мощные стены из тесаного камня-ракушечника, выдержанного в стиле классицизма. Колонны в храме поначалу были позолочены. В 1828 г. к церкви пристроили еще два придела. Левый – в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а правый – в честь святителя Митрофана Воронежского. Строителем был протоиерей Карп Павловский. В том же 1828 году храм утвержден как городской собор. В 1830 году при соборе действовала богадельня. Спустя 40 лет – в 1870 году была построена колокольня, для которой в Москве был отлит огромный колокол весом 513 пудов 35 фунтов, то есть более 8 тонн. В 1874 году при соборе создано церковно-приходское попечительство, почетным членом которого в 1904 году был протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский) . В 1882 г. на средства попечительства вокруг собора была возведена ограда, в 1888 году организована церковно-приходская школа, а в 1903 г. здесь открывается отдел Одесского Свято-Андреевского братства. Со временем собору стали принадлежать новопостроенные сооружения, заполнившие целый квартал от Рождественской улицы до Соборной (ныне Советская), и от Потемкинской до Большой Морской. Страховая опись, составленная в 1910 г., указывает на принадлежность собору 17 сооружений различного предназначения. На сегодня от всего комплекса сооружений осталось только два: собор и соборный дом. В 1922 г. происходило изъятие церковных ценностей. В фонд помощи голодающим община собора сдала 172 кг серебра. В 1936 году собор был закрыт, священнослужители репрессированы. В довоенное время здание собора использовали как гарнизонный Дом Красной Армии и Флота, после войны это был «Дом офицеров». В 30-е годы после закрытия собора был разрушен главный купол и верхние ярусы колокольни, были сняты кресты. Здания, принадлежащие собору, использовались под государственные квартиры и для других целей, постепенно теряя свой первоначальный вид. Большинство зданий разрушено, на их месте появились новые постройки.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_С...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010