После вскрытия на небе появились дождевые тучи. Мощи были положены в раку, установленную у главного алтаря собора. В Житии сообщается, что некие жители Тулузы украли неск. волосков и землю, пропитанную кровью Е., однако их уличили, избили и заставили вернуть святыни. Первое упоминание о праздновании памяти Е. 3 нояб. содержится в грамоте 1043 или 1044 г. из картулярия уржельского собора. Ряд более поздних грамот свидетельствует о традиции делать пожалования храму в день памяти святого, к-рый почитался как покровитель еп-ства Уржель. К 1070 г. относится упоминание о находившейся в епископстве Вик ц. во имя Е. (близ совр. Эльс-Пратс-де-Рей, пров. Барселона), к 1071 г.- о ц. во имя святых Феликса и Е. в Айгуатебии. Св. Одон (От), еп. Уржельский (1095-1122), учредил братство для строительства нового кафедрального собора. Члены братства должны были ежегодно участвовать в понтификальной мессе в день памяти Е. В Уржельском бревиарии (изд. в 1487 в Венеции) содержится служба с октавой на день памяти святого, вероятно составленная в XV в. В чтениях октавы упоминается ряд исцелений по молитве к Е. Особые молитвы святому содержатся в уржельском Служебнике (1536). После литургической реформы Римского папы Пия V (1570) особая служба в честь Е. была отменена, что привело к многочисленным ходатайствам капитула о ее восстановлении. В 1618 г. мощи святого были положены в серебряную раку. В 1753-1755 гг. барселонский ювелир П. Льеопарт изготовил новую раку в стиле барокко с фигурой почившего Е. на крышке и рельефными сценами из жизни святого на стенках. Рака хранилась в капелле во имя Е., украшенной барочным резным ретабло, к-рое также иллюстрировало Житие Е. В 1936 г. в Каталонии преследовали католиков. Кафедральный собор в Ла-Сеу-д " Уржель был разгромлен, значительная часть внутреннего убранства и мощи святых, в т. ч. Е., были сожжены. В наст. время Е. вместе с Богоматерью Нурийской почитается как покровитель еп-ства, ежегодно в день его памяти проводятся богослужения, а также выставки и ярмарки (каталон.

http://pravenc.ru/text/190143.html

В леренских агиографических сказаниях Гонорат был представлен в первую очередь как основатель монастыря, наставник монахов и чудотворец. Пространное «эпическое» Житие св. Гонората, составленное во 2-й пол. XIII в. (BHL, N 3976; изд.: Die Vita. 1911), отличается обилием фантастических эпизодов, рассказов о чудесах, путешествиях и приключениях героев, образцом для к-рых послужили франц. эпос и Хроника Псевдо-Турпина. Сведения о Гонорате, заимствованные из «Слова...» Илария Арелатского, искажены до неузнаваемости. Особое внимание уделено борьбе с манихеями (катарами), междоусобицам знати и престижу Л.- древнейшего мон-ря, прославленного подвигами и чудесами святых (см.: Labrousse et al. 2005. P. 231-235). В Житии Гонорату приписывается вост. происхождение (он якобы был сыном царя Никомидии); мать, фанатичная язычница, пыталась оградить его от христ. проповеди, но благодаря знакомству с подвижниками Капразием, Магонцием и Леонтием Гонорат обратился в христианство и стал отшельником в горах Прованса. По указанию ап. Иакова он освободил Карла Великого, томившегося в плену у испан. сарацинов, и помог ему одержать победу над врагами. После кончины Капразия и Венанция, с к-рыми святой подвизался в пещере, манихеи схватили его и отвезли на о-в Лерен, где обитали ядовитые змеи. Однако Гонорат изгнал змей и основал мон-рь, для к-рого из Монте-Кассино привезли текст Устава св. Бенедикта. Карл Великий щедро одарил обитель, а папа Римский Евгений, услышав о праведной жизни монахов, благословил остров и принял мон-рь под свою защиту. Причиной избрания Гонората на епископскую кафедру названа борьба православных с еретиками. Далее в Житии описываются многочисленные чудеса Гонората и мученичество Поркария. В XIV в. «эпическое» Житие было переведено на каталон. язык (изд. в 1485 в Валенсии). По просьбе аббата Госельма де Меирьера (1295-1309) мон. Раймон Феро составил стихотворное Житие св. Гонората на провансальском языке. Аббат намеревался преподнести это сочинение Марии Венгерской, супруге кор.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Альфонсо IV Арагонского, по его же заказу написал неск. несохранившихся алтарей («Алтарь св. Марка»; 2 алтаря для Мавританского дворца в Сарагосе). Самым значительным дошедшим до нас произведением Бассы являются выполненные им вместе с сыном Арнау росписи капеллы Сан-Микел в монастыре Педралбес в Барселоне (1346). Стены небольшой П-образной по форме капеллы сплошь покрыты росписью в 3 регистра. Темой декорации стали сюжеты из цикла земной жизни Спасителя. Стиль Бассы основан на подражании манере Джотто (у персонажей овальные лица с раскосыми глазами, полные губы, длинные пальцы), он использовал моделировку светом и цветом, придающую фигурам объемность и материальность, элементы перспективы, рефлексы, ввел в сцены пейзажную среду и поместил действие внутри ее. Эти элементы делали живопись Бассы сопоставимой с совр. живописью Флоренции и Сиены, однако даже в одной из самых ярких и новаторских по решению сцен - «Три Марии у гроба Господня» - художник не отказался от элементов линеарной готики. А. Басса успел до кончины создать ретабло для гильдии сапожников (ныне в кафедральном соборе Манрезы, 1346). На ретабло со сценами из жизни ап. Марка центральное место отведено истории обращения Анании, св. покровителя сапожников. На доске представлены композиции «Анания чинит сандалий апостола у ворот Мендиона» и «Ап. Марк у дома Анании». Художник отказался от условного обозначения места действия и представил житийные сюжеты как сцены из городской жизни, т. о. совместив сакральное и обыденное. Последователями Ф. Бассы были также братья Серра: Жауме, Франсеск, Жоан и Пере. В отличие от живописи Бассы их творчество не отличалось приверженностью итал. образцам, скорее братья являлись лучшими представителями общепринятой тенденции ориентироваться на иностранные образцы. Во 2-й пол. XIV в. высокая продуктивность мастерской братьев Серра определила художественный облик каталон. школы на неск. десятилетий вперед. Они выполнили большую часть заказов на ретабло для церквей и капелл Барселоны, их произведения встречаются на территории от Сарагосы до Альби (Франция), а также на Сардинии и Сицилии (напр., «Мадонна с Младенцем и двумя святыми», Национальный музей Сиракуз, Италия).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В 1307 г. Марония была разграблена каталон. наемниками. В 1315 г. Маронийская епархия в связи с мятежами и нестроениями была передана в управление Халкидонскому митрополиту Феодулу (в 1325-1327 он еще исполнял эти обязанности). В течение всего столетия фракийское побережье подвергалось нападениям пиратов, апогеем стала кампания 1332 г. эмира Умура. Это заставило жителей Маронии переселиться на новое место, дальше от побережья. В сер. XIV в. пришел в упадок и Мосинополь. В 1347 г. Синод К-польской Православной Церкви принял решение вернуть Мосинополь из подчинения Ксанфийского митрополита Траянопольскому. Согласно 17-й нотиции, «после кончины нашего царя господина Андроника Палеолога (имп. Андроника III - Авт.), во время смуты» ( Darrouz è s. Notitiae. N 17. Р. 402) Маронийская и ряд др. архиепископий получили статус митрополий (в 1341 г.? - Soustal. 1991. S. 350). По мнению Т. Грицопулоса, это произошло в 1365 г. ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 805), и тогда новой митрополии были отданы в подчинение вакантные епископии Полистила и Фасоса (Тасоса), а также район Неврокопа. Но после разорения Маронии турками в 1371 г. архиерей был вынужден перенести резиденцию в Месемврию в 13 км к востоку (после 1372). Существовавший в визант. эпоху небольшой укрепленный пункт Кумуцина (Κουμουτζην), Комотины (Κομοτηνα), или Комотина (Κομοτην), в поздний палеологовский период развился в городской центр, а в османский период стал одним из важнейших городов Фракии под именем Гюмюрджина (с 1920 - Комотини). Сразу с момента завоевания этой территории (ок. 1361 или 1372) османским полководцем Эвренос-беем началось его заселение малоазийскими турками. Приток тур. переселенцев и исламизация местного слав. населения (помаки) впосл. коренным образом изменили этническую и религ. картину региона. По мнению Грицопулоса, вскоре после османского завоевания Маронийская митрополия утратила свое положение и существовала просто как экзархия. Только в 1646 г. К-польский патриарх Иоанникий II восстановил прежний статус митрополии и передал ей под управление о-ва Тасос и Самотраки ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 805).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Место ее создания неизвестно, время - предположительно сер. XI в. Не указано и точное богослужебное предназначение, однако есть основания предполагать, что Л. д. исполнялась в церкви во время пасхальной утрени (или вечерни). Стихи на народном языке могли быть в данном случае комментарием к латинским, но не исключено, что двуязычие присутствовало изначально. Впервые в истории Л. д. в «Женихе» вводятся бытовые фигуры - купцы (торговцы маслом для лампад), произносящие свои 8 строк текста на окситанском диалекте. В позднейших Л. д. о девах эти персонажи не фигурируют, однако персона купца, продающего благовония, вскоре входит во мн. Л. д. о посещении Гроба Господня женами-мироносицами; впервые она зафиксирована в нач. XII в. в «Visitatio sepulchri» из Тропария монастыря Девы Марии в каталон. г. Риполь. Хотя переход с латыни на народные языки во мн. случаях был связан с введением сцен бытового или куртуазного содержания (что сказывалось и на характере музыки), спектр открывавшихся благодаря смешению языков возможностей был достаточно широк: напр., в плачах это же явление могло означать повышение уровня экспрессии и «непосредственность» выражения чувств. Возникновение паралитургического театра в кон. XII-XIII в. становится понятно в контексте стремления католич. Церкви этого времени активнее влиять на позднесредневек. общество, в особенности на духовную жизнь горожан. Миракли и др. духовные игры развивались параллельно проповеди монахов нищенствующих орденов, призывавших к покаянию и доказывавших его благотворное действие с помощью поучительных примеров (exempla); в свою очередь церковная доктрина начиная с IV Латеранского Собора (1215) подчеркивала значение таинства Покаяния и исповеди в жизни христианина. Тематика Л. д. данной эпохи пополнилась мотивом покаяния, которое способно моментально изменить участь даже самого закоренелого грешника. Этим объясняется, в частности, выбор сюжетов для больших бенедиктбойернских пассионов: в начале Л. д.- сцены призвания апостолов, исцеления слепого и покаяния мытаря Закхея, а также особая значимость блока эпизодов, посвященных духовному преображению Марии Магдалины, с примыкающей к нему сценой воскрешения Лазаря.

http://pravenc.ru/text/2110590.html

Петра в Уэске (аббатом этого мон-ря он был до принятия королевского титула), передав управление королевством графу Барселоны (Рамон Беренгер IV не считался королем, имел титул принца Арагонского, однако его сын должен был стать королем Арагона даже в том случае, если бы Петронилла умерла, не оставив потомства). Т. о., королевство Арагон обрело 2-частную структуру, при которой каталон. графства сохраняли особый статус и привилегии. Дворец королей Наварры в Эстелье. 2-я пол. XII в. Дворец королей Наварры в Эстелье. 2-я пол. XII в. В Леоно-Кастильском королевстве после смерти кор. Урраки на престол взошел ее сын Альфонсо VII (1126-1157). В начале его правления создалось нестабильное положение как на границах королевства, к-рым угрожал арагонский кор. Альфонсо I Воитель, так и внутри, где сильная группировка знати находилась в оппозиции к королевской власти. После успешной военной кампании Альфонсо VII против Арагона, в ходе которой были отвоеваны спорные пограничные территории в Кастилии, Альфонсо I пошел на соглашение (Тамарский мирный договор, июль 1127), по его условиям восстанавливались границы между Кастилией и Арагоном, определенные кор. Санчо III Великим. В 1130 г. Альфонсо VII сместил с кафедр епископов Леона, Саламанки и Овьедо, которые противодействовали его браку с Беренгелой Барселонской, дочерью гр. Рамона Беренгера III. В том же году королю удалось подавить мятеж знати. В 1135 г. в торжественной обстановке в кафедральном соборе Леона в присутствии папского легата кор. Альфонсо VII принял титул «император всей Испании» (imperator totius Hispaniae). Альфонсо VII был 1-м испан. правителем, чей имп. титул был признан мн. испан. и франц. сеньорами - на церемонии присутствовали граф Барселоны Рамон Беренгер IV, король Наварры Гарсия Рамирес, граф Тулузы Беренгер Рамон и др. Церковь Санто-Сепулькро в Торрес-дель-Рио, пров. Наварра. Кон. XII — нач. XIII в. В XII в. христ. гос-вам в И. удалось добиться превосходства над мусульманами; продолжилось освоение завоеванных земель.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Отрицающий собственную оригинальность в изложении, В. из Б. составил это компилятивное сочинение на основе более 400 как христ., так и языческих (греч., рим.), араб. и евр. источников, к к-рым относился с большим доверием. Основная задача энциклопедии, считал В. из Б., заключается в том, чтобы показать людям путь от невежества, греховности и немощи к мудрости, добродетели и могуществу. Энциклопедии, являясь «зерцалом» распространенных знаний своего времени, были предназначены для широкого круга читателей ( Жильсон. С. 246). В 1310-1325 гг., уже после смерти В. из Б., в энциклопедию анонимным автором была добавлена 4-я часть, «Speculum morale» (Зерцало морали), составленная гл. обр. на основе «Суммы теологии» Фомы Аквинского . В результате все произведение стало называться «Speculum quadruplex» (Четверное зерцало). Переведенное на франц., каталон., испан., голл., нем. и др. языки и выдержавшее 6 печатных изданий за XV-XVII вв., «Великое зерцало» пользовалось популярностью, его хорошо знали итал. гуманисты, к отрывку из хроники за 1223-1250 гг. (времени правления королей Людовика VIII и Людовика IX и жизни самого В. из Б.) как к достоверному источнику обращались позднейшие историки. Исторические примеры из сочинения В. из Б. использовал Иоанникий Голятовский в «Небе новом» (Львов, 1663). В 1679 г. извлеченное из «Великого зерцала» сказание о прор. Мухамаде было переведено на рус. язык Симеоном Полоцким . В ответ на просьбу франц. кор. Маргариты и наставника принца Филиппа помочь придворным учителям в воспитании детей знати В. из Б. написал педагогический трактат «De eruditione filiorum nobilium» (О наставлении детей знати, 1246-1249), представляющий собой антологию образования и воспитания из сочинений античных и христ. авторов ( Аристотеля , Сенеки , Овидия, Ювенала, Квинтилиана , Цицерона , Горация, Персия, блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина , Эннодия , еп. Павийского, свт. Григория I Великого , Гуго Сен-Викторского , Ришара Сен-Викторского , Бернарда Клервоского и мн.

http://pravenc.ru/text/158716.html

Пребывая в Авиньоне, К. управлял папскими землями на Апеннинском п-ове через посланников, которые, однако, плохо разбирались в сложной политической ситуации. В Сполето К. направил брата, Арно Гарси де Го, получившего статус папского викария. В Риме (в 1307 К. был избран пожизненным рим. сенатором) от имени папы правил сенатор Джакомо Стефанески, к-рому так и не удалось положить конец противостоянию знатных семейств Колонна и Орсини; в 1313 г. его сменил Джакопо Арлотти. В письмах «сенаторам и народу Рима» К. обвинял аристократию в мятежах (напр., в письме от 15 янв. 1310). 6 мая 1308 г. пожаром была повреждена Латеранская базилика (позднее восстановлена при содействии К.). В отношениях с итал. гос-вами понтифик избрал политику нейтралитета, демонстрируя решимость защищать Папское гос-во. В отличие от предшественников К. не стал поддерживать гвельфов и пытался примирить враждующие стороны. Он наложил интердикт на Флоренцию за ущемление интересов Патримония св. Петра в Тоскане (1307; интердикт был снят в 1313 в обмен на уплату 16 тыс. лир); объявил войну Венеции, незаконно оккупировавшей Феррару, к-рая являлась ленным владением папы Римского. Использовав в этой войне (1308-1312) отлучение от Церкви, интердикт и запрет на торговлю, К. объявил Венецию вне закона и призвал к крестовому походу против республики. 28 авг. 1309 г. папские войска одержали победу над венецианцами. Только в февр. 1313 г. церковное отлучение и интердикт были сняты с Венеции в обмен на отказ от всех привилегий и уплату 50 тыс. золотых флоринов. Управление Феррарой было доверено Роберту Анжуйскому, кор. Неаполя, хотя приведенные им каталон. наемники вызывали у местного населения еще большую ненависть, чем венецианцы. Политическую борьбу в Свящ. Римской империи К. использовал для укрепления своих позиций и ослабления гегемонии Франции. После убийства герм. кор. Альбрехта I Австрийского (1308) франц. кор. Филипп Красивый попытался организовать коронацию брата, Карла Валуа, к-рый впосл. мог получить имп.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

На рубеже XIV и XV вв. место Барселоны заняла Валенсия, к-рая в отличие от каталон. школы продолжала вбирать иностранные новации, сохранив связь интернациональной готики с расцветом испан. искусства в XVII в. Валенсия стала пристанищем для иностранных художников, к-рые, не будучи первоклассными мастерами у себя на родине, бежали от ремесленной рутины туда, где могли попытать счастья. Одним из таких художников, осевших в Валенсии, был Марсаль де Сакс (или Сас). Хороший, но не блистательный нем. мастер стал наиболее знаменитым художником в Валенсии на рубеже веков, к-рому, видимо, поручались самые престижные заказы. Его единственной достоверной работой является композиция «Уверение ап. Фомы» (1400, собор, Валенсия). Несмотря на «многословность» и многофигурность, композиция имеет эмоциональный и жесткий характер, рисунок минимизирован, каждая линия обладает максимальной выразительностью. В его работах немецкое наследие по сравнению с местной традицией заметно в изображении более приземистых фигур, а также в решении 1-го плана, где расстановка фигур в пространстве напоминает «коробовые рельефы», восходящие к нем. скульптурным летнерам (в ранней нем. готике поперечная преграда, отделявшая в центральном нефе собора пространство хора; обычно состояла из 4 или 6 опор, к-рые поддерживали фриз с рельефными композициями на Страстную тему, увенчанный Распятием). Де Сакс избегал обилия деталей и персонажей (что было свойственно живописи Боррасы), т. о. намечая путь к дальнейшей монументализации образов. По мнению исследователей, де Саксу принадлежит авторство «Ретабло св. Георгия», заказанного гильдией арбалетчиков (ныне в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Казавшееся гигантским для своего времени (660×550 см), ретабло включает 26 сцен из Жития вмч. Георгия Победоносца. По сравнению с «Уверением ап. Фомы» этот алтарь пронизывает куртуазный дух эпохи, к чему подталкивает трактованный как история о рыцаре и принцессе сюжет избавления вмч. Георгием дочери царя от дракона. При всем внимании художника к изысканным драпировкам одежд, позволяющим оценить нюансы покроя платья, к украшениям с жемчугами и аметистами, к прихотливым позам он не утрачивает «большого стиля».

http://pravenc.ru/text/2007791.html

сблизилось с королевской семьей. В 1771 г. масоном стал шведский кор. Густав III. В 1774 г. брат короля, принц Карл, герц. Зюдерманландский (в 1809-1818 король Швеции Карл XIII, сменивший свергнутого Густава IV Адольфа), был избран гроссмейстером Великой национальной ложи Швеции, а также возглавил Капитул Шведского ритуала. Швед. короли (за исключением правящего Карла XVI Густава) имеют наследственный титул Великого мастера и покровителя М. В Латинской Америке В Латинской Америке первые организованные структуры «вольных каменщиков» возникли в Аргентине (1790), Мексике (1806) и Венесуэле (1824), позднее появились: Верховный совет «Новой Гранады» в Гватемале (1871), Великая ложа Кускатлан в Сальвадоре (1912), Великая символическая суверенная ложа в Гондурасе (1922). Их отличительной особенностью является антиклерикализм. Масоны, среди которых имелось достаточное количество представителей местного индейского населения, требовали оградить сферу образования, а также общественную жизнь от вмешательства Римско-католической Церкви. В некоторых странах региона пост президента традиционно занимают масоны. Членами масонских лож были Ф. де Миранда, С. Боливар (в 1805 получил посвящение в Париже), Б. Хуарес, Х. Марти. В нач. XXI в. М. в странах Лат. Америки пользуется большим влиянием. В России Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус В России масоны появились в начальный период царствования Петра I (1682-1725); некоторые исследователи относят к ним Я. В. Брюса и Феофана Прокоповича. М. появилось в России в 30-х гг. XVIII в. под влиянием Великой ложи Англии (в 1731 состоялось назначение провинциальным Великим мастером России капитана Дж. Филиппса, в нач. 40-х гг. XVIII в.- генерала российской службы Дж. Кейта). В 40-60-х гг. XVIII в. масонами были преимущественно иностранцы, жившие в столице, а также нек-рые представители аристократических родов (Р. И. Воронцов, И.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010