«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда – же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:8–12 ). Знание (разум) и любовь (чувство) присущие душе, по слову апостола, и по разрешении ее от тела, свидетельствуют о ее духовной жизни, личном бессмертии. «Любовь друг к другу не прекратится, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – а еще более будет возрастать и здесь, и в будущем веке, и тогда еще более, нежели теперь. Здесь многое ослабляет любовь: деньги, житейские дела, телесные страсти, душевные болезни; а там не будет ничего такого. Впрочем, в том, что упразднятся пророчества и языки, нет ничего удивительного; а что упразднится знание, это кажется странным... Как? Неужели мы тогда будем жить в неведении? Нет, тогда-то в особенности и должно увеличиться знание, как и он сказал: «тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ). Потому, чтобы ты не подумал, что и оно упразднится подобно пророчествам и языкам, он после слов «знание упразднится», не остановился, но показал и способ упразднения, тотчас присовокупив: «ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор.13:9–10 ). Следовательно, упразднится не знание, а неполнота знания. потому что мы будем знать не только это, но и гораздо большее. Так, поясню это примером, теперь мы знаем, что Бог существует везде, но как, не знаем; знаем, что Он сотворил все существующее из ничего, а каким образом, не знаем; знаем, что Он родился от Девы, а как, не знаем. Тогда же узнаем об этом более и яснее... Лицом к лицу, – не потому, будто Бог имеет лицо, но чтобы выразить яснее и удобопонятнее... Как Он Сам наперед познал меня теперь и Сам снизошел ко мне, так и я достигну до Него тогда гораздо больше, нежели теперь... узнаем многое такое, что ныне сокровенно, и сподобимся блаженнейшей беседы и премудрости». 734

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Надежда, неуклонная надежда на Бога, надежда на воздаяние в жизни вечной никогда не оставляет тех, в сердце которых живет любовь. «Любовь все переносит». Переносит все издевательства, все насмешки, все мучения за Христа, как переносили блаженные юродивые издевательства, насмешки, голод и холод. Любовь ищет только того, что нужно, что полезно ближним, своего ничего не ищет. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (ст. 8). Пророчество не вечно, пророки давно умерли, упразднится и гордое знание человеческое, ибо в нем весьма мало истины. «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (ст. 9). Немного мы знаем, ничтожны знания человеческие, но гордимся, бесовски гордимся этими ничтожными знаниями. «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (ст. 10). Всё знание наше, которое приобрели мы, составляет малую часть полного и истинного знания, — всё это потеряет всякое значение и всякую силу. «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (ст. 11). Разве мы теперь забавляемся детскими игрушками и забавами? Мы это всё оставили. Теперь настало время, когда открылось перед нами истинное и совершенное, и тогда то, чем мы гордились в жизни прежней, — все наши знания, вся мудрость — представляются нам как детские игры, как детские забавы. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (ст. 12). Все наши знания, которые кажутся такими ясными, такими светлыми, — ничто иное, как видимое чрез тусклое, нечистое стекло. А когда всё откроется совершенно, мы всю истину и всю правду увидим лицом к лицу. И тогда познаем всё, подобно тому, как я познан, как Бог познал меня; как для Бога нет сокровенного в мире, и для меня не будет сокровенного: я всё познаю. Любовь всё откроет. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (ст. 13). Мы должны жить верой, надеждой и любовью: это наша опора, этим мы должны дышать, но надо помнить, что как ни велика вера, как ни благословенна надежда, любовь выше всего. Стяжите же все Христову любовь, очистите сердца ваши и дайте в них место святой любви! Притча о работавших в винограднике. Суббота 8-й недели по Пятидесятнице

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Например — можно ли вкушать идоложертвенное? С точки зрения иудеев — категорически невозможно. Иное воззрение у христиан: язычество — это служение мировым («космическим») «стихиям», а мы «со Христом умерли для стихий», и потому «идол в мире (en kosmw) ничто» (1 Кор. 8, 4). Это — знание от Бога (8,3). Впрочем, точнее и глубже славянский перевод «аще ли кто любит Бога, сей познан бысть от Него». Не знание о ничтожестве идолов рассказал нам Бог. Кого Бог познал, кого Он возлюбил — того Он соединил с Собою и изъял из под власти космических стихий и сует. «Весть Господь путь праведных… Кто любит Бога, кто познан от Него, состоит под особым Его попечением как свой Ему. Любящий Бога в Боге пребывает и Бог в нем» . Дело не в том, что мы знаем о Боге и об идолах, а в том, что Бог живет в нас и хранит. Именно поэтому нет в христианине места страху перед идолами: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем» (8,8). Бог — один, и только Им все взращено и освящено. Боги язычников — выдумка, и не стоит позволять их фантазмам влиять на нашу жизнь. «Но не у всех такое знание» (8,7). И если человек, еще не осознавший пустоты народно-языческих страхов и надежд увидит тебя, христианина, вкушающим пищу, ранее посвященную некоему языческому божеству, то он может смутиться. Если но иудей — он может возгнушаться вообще христианством. Если он сам недавно был язычником — то может воспринять увиденное как позволение и ему быть «немножко христианином, а немножко язычником». И потому надо быть осторожным: «Если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (8,10–13). Свобода не обращать внимания на идолы и на идоложертвенное не должна перерастать в свободу идолослужения. Мы же от этого частного вопроса обратимся к общему, вспомнив еще раз, как именно апостол завершает свое рассуждение об отношении к идолам: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1). Если мы окажемся в подобных ситуациях, то и мы должны будем подражать апостолу Павлу и Христу. И мы должны будем задуматься: а как Христос или Его апостол поступили бы в этом случае? Изгнал бы Христос из храма женщину, вошедшую туда в брюках? Или Он скорее выгнал бы оттуда тех «почетных прихожанок», что начали бы изводить упреками эту несчастную?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О блаженстве праведников в будущем веке Сам Иисус Христос говорит: Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф.12:43 ). Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их 146 . О совершенстве нашего знания в жизни будущего века в сравнении с настоящим земным знанием пишет ап. Павел: Видим убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых ( 1Кор.13:12 ). Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан 147 . В блаженстве души человека будет участвовать и тело его: оно будет прославлено светом Божиим, подобно тому, как было прославлено тело Иисуса Христа во время преображения Его на Фаворе. Об этом говорит ап. Павел: Сеется не в честь, восстает в славе ( 1Кор.15:43 ). Сеется в уничижении, восстает в славе 148 . Якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго ( 1Кор.15:49 ). Как мы носили образ перстного (земного, то есть Адама), будем носить и образ Небесного (то есть Господа нашего Иисуса Христа) 149 . При таком состоянии своих тел праведники будут изъяты от всех нужд и скорбей настоящей жизни, они будут свободны от изнурительных трудов и болезней ( Апок.7:16; 21:4 ), обитая в прекрасном царстве природы ( Апок.21:1 ), где не будет никакого зла, а одно добро и правда. Тогда все творения в царстве Христовом, соединенные между собой узами взаимной любви, будут находиться в самом совершенном, ближайшем, непостижимом для настоящего времени, общении с Богом: Будет Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ). Будет Бог все во всем. Все праведники будут блаженствовать, но не все одинаково. Будут различные степени блаженства праведников соответственно нравственному совершенству каждого, по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Об этом свидетельствует ап. Павел: Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых ( 1Кор.15:4142 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О какие поразительные слова, о какое безмерное дерзновение сказать что-либо подобное! Такие слова мог сказать только истинный Сын Божий, Господь и Бог наш Иисус Христос. «Все предано Мне Отцем Моим» . Что же это, что предано Ему Отцом Его? Все, все: вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о чинах ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов — все, все предано в руки Его, весь промысл о мире, о человечестве. Он, Вседержитель, недаром так называется, ибо все Ему предано Отцом Его, все содержит Он в длани Своей. Ему, Вседержителю, предан и последний Страшный Суд. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Самого Господа Иисуса Христа о Его Божественности? О, конечно, есть, о, конечно, так! Только Богу, Богу-Слову мог Бог-Отец предать все. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому сын хочет открыть» . Опять второе свидетельство о Божественности Господа Иисуса Христа: Он непостижим, ни для кого непостижим, а непостижим может быть только Бог. Он непостижим дотоле, доколе Сам Отец не благоволит кому-нибудь открыть о Нем, открыть, что Он есть Истинный Сын Божий. Так было со св. апостолом Петром, ибо когда Господь наш Иисус Христос спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, тогда блаженный Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17), — не плоть и кровь, не люди, не разум человеческий, но Отец Его, Сущий на небесах. Итак, непостижим Господь наш Иисус Христос в Своей Божественной сущности, итак, Он есть истинный, подлинный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. И Он не может быть познан никем, так же, как и Отец Его не может быть познан. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Опять какие поразительные по дерзновению слова! Смеют ли какие-нибудь уста человеческие сказать что-либо подобное! Смеют ли призывать к себе все, все бесконечное, бесчисленное множество труждающихся и обремененных, смеют ли им обещать успокоение?!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Пс.9:15 .  Чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем. «Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих». Таково, говорит Пророк, было взывание сетований и воплей, заключавшее в себе как бы некое прошение об избавлении от обдержащих зол. «Возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы Твоя». Вот, говорит Пророк, конец всех благ – избавление от тления и сокрушение смерти. Насладившись сим, всегда будем песнословить благодеяния Твои. «Во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем». Сионом называет Пророк небесный град, как научил нас блаженный Павел ( Евр 12, 22 ). Вратами же града именует церкви, сущия по всей земле, чрез которыя верующие вошли в оный град. В них-то, говорит Пророк, радуясь и ликовствуя в надежде воскресения, будем песнословить Виновника сих благ. И поскольку упомянул о сокрушении смерти; то кстати присовокупил: Пс.9:16 .  Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. Пс.9:17 .  Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. «Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их». «Знаемь есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник». Словом «языцы» Пророк и здесь означает полчище демонов, потому что, соорудив спасительный крест, чрез него лишились власти мучительствовать. «И в сети, юже скрыша, увязе нога их, и в делех руку своею увязе грешник». Но если рассматриваемое изречение разуметь о народах неуверовавших, предавших смерти добропобедных Апостолов и мучеников, то и в таком случае найдем истинность пророчества. Ибо чрез умерщвление их утверждена проповедь благочестия, и более, нежели сколько уловили они при жизни, пленено ими по смерти. «И в делех руку своею увязе грешник, и познан Господь, творяй суд», то есть, премудро и праведно домостроительствующий. Пс.9:18 .  Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога. Пс.9:19 .  Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Святитель Григорий Палама объясняет, что когда Христос говорил Своим ученикам: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9,1), – то имел в виду славу Своего Преображения. Изъясняя это христологическое событие, он говорит, что Царь Христос есть везде, следовательно, и Царство Его – везде. Таким образом, «пришествие Его Царства – это не переход его из одного места в другое, но явление его силою божественного Духа» . Преображение Христово и приобщение его Света учениками указывает на то, что Царство Божие, а следовательно, и «эсхатос» – это события не только будущего века, но и настоящая действительность для обоженных. Любой святой, приобщающийся Пятидесятнице, приобщается и Царству Божию, и «эсхатос» еще в этой жизни. Значит, высшей ступенью Откровения является Пятидесятница. Святые уже сейчас вкушают Царство Божие и весь «эсхатос», вкушают в обручение. Это видно по просвещению ума, по умной молитве, созерцанию Бога, осиянию душ и телес. Чудотворные святые мощи являют эту действительность. Апостол Павел, по своему собственному признанию, поднялся до третьего неба и оттуда был восхищен в рай. Это, согласно преподобному Максиму Исповеднику, указывает на стадии духовного совершенствования: очищение сердца, просвещение ума и обожение человека. Восхищение его в рай, согласно преподобному Никодиму Святогорцу, означает, что он был посвящен во все таинства рая, в котором был Адам и в котором будут праведники. Апостол Павел еще в этой жизни на опыте пережил «эсхатос». Из многих текстов, которые можно было бы привести, я хотел бы особенно подметить один, указывающий на эту действительность. Апостол пишет коринфянам: Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13, 12). Особое внимание нужно обратить на слова « познаю, как я познан». То есть тогда он познает то, что познал в прошлом. Одно лишь это апостольское место являет то, что «эсхатос» – он же и первый. Царство Божие – это видение славы Божией. Бывали такие моменты в жизни святых, когда они, подобно апостолу Павлу, еще в этой жизни познавали будущее блаженство. Это то же самое знание. Но доколе мы носим плоть, состояние это не может быть постоянным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Так понимает это св. Златоуст. „Дабы хотя немного объяснить тебе это различие и ввести в душу твою хотя некоторый луч разумения этого предмета, припомни теперь, когда воссияла благодать, о временах подзаконных. До благодати тогдашнее казалось чем-то великим и удивительным, но после благодати оно стало невелико. Но, дабы сказанное мною сделалось более ясным, возьмем какое-нибудь одно из тогдашних священнодействий, и ты увидишь различие. Представим, если хочешь, пасху ветхозаветную и новозаветную, и ты поймешь преимущество (последней над первою). Иудеи совершали ее, но совершали как бы в зерцале и гадании; неизреченных же таин они даже и на уме никогда не имели, и не знали, что преобразовали их действия; они видели закланного агнца, кровь бессловесного и помазанные ею двери; а что воплотившийся Сын Божий будет заклан, избавит всю вселенную, даст в снедь грекам и варварам кровь Свою, отверзет для всех небо, предложит тамошние блага человеческому роду, вознесет окровавленную плоть выше неба и неба небес и вообще выше всех горних воинств, ангелов, архангелов, и прочих сил и посадит ее на самом царском престоле одесную Отца в сиянии неизреченной славы, – этого никто из них и не мог представить в уме своем».    Что значат слова: тогда же познаю, якоже и познан бых? И этим тоже объясняется высшая мера будущего ведения сравнительно с настоящим. Тогдашнее познаю, якоже познан бых заменит нынешнее: разумею отчасти. След. якоже познан бых объясняет меру тогдашнего знания, Ибо это уже совершившееся дело. В чем же оно? Что за смысл в словах: якоже познан бых? Св. Златоуст говорит: „как Он Сам наперед познал меня и Сам снизшел ко мне, так и я достигну до Него тогда гораздо больше, нежели теперь. Сидящий во мраке, прежде нежели увидит солнце, не сам приходит к прекрасным лучам его, но они являют ему себя, когда засияют; а когда он примет сияние их, тогда уже и сам стремится к свету, Такой же смысл в словах: якоже и познан бых, не тот, будто мы познаем Его так, как Он нас, но как Он Сам снизшел к нам ныне, так и мы достигнем до Него тогда, узнаем многое такое, что ныне сокровенно, и сподобимся блаженнейшей беседы и премудрости».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Единый к Единому. Весь ко всему. Таково Богопознание. Потому и Аввакум-пророк услышал слух, хотя в обычном естестве слышат речь. В Духе Божием можно слушать тишину; созерцать незримое, и даже изрекаемое; а зримое слышать. Единый к Единому... Господи, соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его. Все приходит в свое время. Видя неправду происходящего в этом мире, пророк хотел объяснений от Бога и Его вмешательства. Однако в результате его препирательств с Богом он все более смиряется и обретает мудрость. Да, он все еще хочет, чтобы Бог не бездействовал. Он взывает: Соверши дело Твое! Но теперь уже добавляет:... среди лет, среди лет яви его. Не требует сейчас же, пусть совершится воля Твоя среди лет, когда придет время, тогда среди лет яви дело Свое. В таком ключе размышляет о словах пророка Ав­вакума св. Ириней Лионский , прилагая их к ожидаемому пришествию Мессии-Христа. «Ибо все это предведено Отцом, совершается же Сыном, как прилично и как следует, в надлежащее время... как и пророк Аввакум гово­рит: Когда приблизятся годы, Ты будешь познан, когда придет время, Ты явишься; когда смутится душа моя во гневе, Ты вспомнишь Твою милость» 414 . Теперь обратимся к загадочному выражению текста Септуагинты, кото­рый толковало большинство святых отцов. Εν μσω δο ζων γνωσϑση Посреди двух животных познан будешь. Понимаемый в основном в мессианском значении текст по-разному изъ­яснялся святыми отцами. Каким же образом и когда Мессия-Христос познан посреди двух животных? У святых отцов встречается пятнадцать толкований, пятнадцать различных возможных пониманий этого пророчества Аввакума. Некоторые из этих толкований имеют безусловную основательность, другие являются достаточно свободными рассуждениями отцов (асмахтой). Иные толкования приводятся отцами не как их собственные мнения, а как имевшие в то время хождение понимания текста, порой и достаточно надуманные. Первое толкование. Наибольшую основательность в контексте пророческой речи имеет, безу­словно, это первое толкование. Оно является историческим ветхозаветным прототипом возможных Мессианских толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таково предание. Двенадцатое толкование. Другое толкование, относящее пророчество Аввакума к жизни Иисуса Христа, указывает на Преображение Господне. Так, Тертуллиан под двумя животными разумеет Моисея и Илию, среди которых был Господь во время преображения 456 . Такое же понимание встречается и у блж. Августина . «Посреди двух жи­вотных познан будешь – это что значит, как не... среди Моисея и Илии, на горе с Ним беседовавших» 457 . Посреди двух пророков познано Божество Сына Человеческого! Тринадцатое толкование. Имеется и еще одно, третье, толкование пророчества Аввакума отно­сительно жизни Иисуса Христа. Блж. Иероним называет это толкова­ние, по сравнению с рассуждениями о явлении Отца через Сына и Свя­того Духа, о двух серафимах – простым и обычным. «Простое толкова­ние и обычное представление относит это место к Спасителю, потому что Он был познан во время распятия посреди двух разбойников 458 » 459 . Также и у блж. Августина : «Посреди двух жи­вотных познан будешь – это что значит, как не... среди двух разбойни­ков» 460 . Толкование не только простое и обычное, но ясное и впечатлительное – посреди двух разбойников, проведших звероподобную жизнь, распят Господь и познан, как Спаси­тель и Искупитель! Четырнадцатое толкование. Имеется и экклезиологическое толкование, которое похваляет блж. Иеро­ним: «Лучше представляющие дело говорят то, что в первоначальной церкви, которая была составлена из обрезания и необрезания, Спаситель был познан и стал предметом веры для двух окружающих его оттуда и отсюда народов» 461 . В церкви Господь познается среди обрезанных и необрезанных. Однако уже со II века одно «животное», или лучше, одна жизнь отсутствует. Не стало обрезанных христиан. Это вновь восполнится в последние времена, когда оста­ток Израиля, приняв Христа, спасется 462 . И познан будет Христос среди сынов Авраама и среди всех потомков сыновей Ноевых. Пятнадцатое толкование. Разумея под указание не на ζα (животных), а на ζως (жизни), предлагается и еще одно понимание. Так, известный первый церковный историк Евсевий Кесарийский рассуждает: «Две жизни означают, по нашему мне­нию, жизнь божественную и жизнь человеческую» 463 . Согласно с Евсевием рас­суждает блж. Феодорит: «Но мне кажется, что пророк говорит не о двух жи­вотных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых являет­ся праведный Судия» 464 . Так блж. Феодорит относит исполнение Аввакумова пророчества к конечным судьбам мировой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010