Есть вещи, про которые мы ничего не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Но незнание – это не тупик и не приговор. Пусть Бог и не может быть познан до конца, но движение к Нему и есть путь человека. Опасный момент наступает, когда мы стремимся на этом пути поставить точку, когда нам начинает казаться, что мы все поняли и узнали. Тогда на сцену выходит ложный или бытовой мистицизм, оккультизм, который якобы дает возможность заглянуть в бездну. Церковь своим масштабом этических обязательств и таинством веры многих настораживает, они не решаются зайти, проходят мимо, но, испытывая потребность в духовном развитии, прибиваются к каким-то группкам, сектам, движениям, школам, где вроде бы все о том же, но как-то проще и понятнее. Там у человека создается ощущение, что он принадлежит к кругу избранных, что он такой особенный и необыкновенный и только ему по большому секрету открыто тайное знание. Что именно в этом кругу мистиков и сверхчеловеков знают ответы на все вопросы. Могут с помощью особенных книг, чертежей, кручения столов или тарелочек поймать Бога в ловушку и управлять им. Все это кажется безумно привлекательным, и мало кто вспоминает о том, что именно этим-то змей в раю и соблазнил Адама и Еву: «Вы будете иметь знание и будете, как боги». Желание обладать знаниями, ставящими человека наравне с Богом, и является главное завлекалочкой всевозможных оккультных сообществ. …Иначе – верх возьмут телепаты, буддисты, спириты, препараты, фрейдисты, неврологи, психопаты. Кайф, состояние эйфории, диктовать нам будет свои законы. Наркоманы прицепят себе погоны. Шприц повесят вместо иконы Спасителя и Святой Марии. Душу затянут большой вуалью. Объединят нас сплошной спиралью. Воткнут в розетку с этил-моралью. Речь освободят от глагола. Благодаря хорошему зелью, закружимся в облаках каруселью. Будем спускаться на землюисключительно для укола… И. Бродский. Речь о пролитом молоке У Сальвадора Дали есть картина «Крест» с изображением распятого Христа. Там выбран необычный угол зрения, и зритель, подобно Богу, откуда-то сверху смотрит на распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Даже видимое подобие славы Божией приводило пророков в трепет, и Бог, как завесою, небом ограждает Свое Божество, чтобы не погубить мир Своим нестерпимым сиянием. В Воплощении Слова «была соразмерена благодать», и Слово облеклось в человечество, как в некую завесу. Христос пришел, «чтобы познан был Отец». И Сын есть единственная дверь к истинному Богопознанию. Он рассеивает языческое заблуждение… «Когда ложно стали поклоняться человекообразному, как Богу, тогда Бог действительно соделался человеком, чтобы истребить ложь»… Он пришел, «чтобы грешное человечество вступило в общение с Богом и высвободилось из-под демонской власти»… Господу надлежало пострадать за нас. Но диавол не осмелился бы приступить к Нему, если бы знал Его. Посему тело соделалось приманкою смерти, чтобы змий, понадеявшись поглотить, изблевал уже поглощенных». Здесь св. Кирилл следует Оригену… Один сошел Господь во ад, но исшел в сонме многих. «Ужаснулась смерть, узнав, что снисшел во ад Некто новый, недержимый тамошними узами». — «От новой Евы, от новой Девы родился Господь во исполнение пророчеств, Своим крещением освятил крещение и этим связал крепкого»; «начало Евангелия — Иордан». Сотворил многие чудеса, но выше всего Крест. Крест — не мечта. «Если распят мечтательно, а спасение от Креста, то и спасение мечта. Если Крест — мечта, то мечта и воскресение. Если вознесение мечта, то мечта и второе пришествие. И все уже не действительно». Крест — несокрушимое основание спасения и упования, «похвала похвал» и слава. Истинно было добровольное страдание, и прославился Сын человеческий, прияв венец терпения. «Страдал и подвизался подвигом терпения не малозначащий человек, но вочеловечившийся Бог». Все были повинны смерти по причине греха. И весь грех подъял Христос в теле Своем на древо, внес «выкуп» — и утолен гнев Божий, соблюдена истина приговора, но явлена и сила человеколюбия. От древа грех и грех — до древа… Погребен был в земле, «чтобы проклятая земля вместо проклятия прияла благословение, ибо всаждено в нее древо жизни».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Некоторые дивились, что исполненный глубочайших познаний, он иногда требовал себе наставления от весьма простого и необразованного старца; но Арсений ответствовал: «Правда, я многое знаю, но еще не могу научиться алфавиту этого простого инока». Отказывая себе в малейших удобствах жизни, чтобы тем истребить память прежних наслаждений, Арсений радовался, что во время своей болезни он принужден был принять вместо милостыни необходимое белье, которого не имел на что купить, и был принесен пресвитером Скитским на убогое ложе, к преддверию церкви, не зная себе иного приюта. «О, авва Арсений, – восклицал часто архиепископ Феофил, слыша о непрестанном его плаче, – Как счастлив ты, что всегда имел в мыслях своих страшный час смерти!» Такими подвижниками исполнялась пустыня Скитская во времена блаженного их посетителя Кассиана, и они были рассеяны по всему Египту, в бесчисленных обителях. В нижней Фиваиде два монастыря с пятью тысячами братии остались после великого Антония, кроме иных монастырей и более пятнадцати тысяч иноков следовали уставу великого Пахомия; в среднем Египте, около города Арсиноя, авва Серапион управлял десятью тысячами иноков, и в Нитрийской обители их считалось пять тысяч и пятьсот в пустыне Келий; около самой Александрии спасались более двух тысяч иноков, и неисчислимое множество в диком уединении Скитском, под руководством великих отшельников; и целый город Оксиринг в нижней Фиваиде, казался одной обширной обителью, ибо все древние капища идольские и башни его, и бойницы исполнены были монашествующими, число которых возвышалось до десяти тысяч, и там же двадцать тысяч инокинь посвятили себя на служение Богу. День и ночь оглашался город божественными гимнами, и не было стражей при вратах его, чтобы не останавливать убогих и странных. И подобно сему городу, весь Египет обратился как бы в единый храм, во славу Того, Кто некогда Младенцем искал в нем убежища от гнева Иродова. Так исполнилось пророческое слово Исайи о сокрушении идолов и просвещении Египта светом духовным: «Се, Господь седит на облаце легком и потрясутся рукотворенная Египетская, от лица Его, и познан будет Господь Египтянами, и уведят Господа в тот день, и сотворят жертвы и дары, и обещают обеты Господу и воздадят!» Глава 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Действительно, когда происходило это и услышали, что они говорят на всех языках, некоторые сказали: «Они опились сладким вином» ( Дeяh. II, 12 ). Но уже были созданы новые мехи, обновленные благодатию святости, дабы исполненные «новым вином», т. е. Духом Святым, они воспламенились говорить на всех языках, и этим очевиднейшим чудом предъобозначили будущую Кафолическую Церковь , говорящую языками всех народов. И поэтому справедливо считать, что еретики не имеют Духа Святого, поскольку они отделены от Тела, Которое достоит громко возвещать на всех языках всем народам. 3. Итак, ныне празднуйте этот день именно так, как члены единства Тела Христова. Не празднуйте ошибочно, ибо, действительно, вы имеете основание праздновать; празднуйте вы, участники этой Церкви, Которую Господь, исполнив Духом Святым, во всем грядущем мире признал как Свою, и познан Ею; именно – как жених не теряет свою невесту и никто не поставит вместо нее чужую. Но вам всем утвержденным (в вере) народам, т. е. Церкви Христовой, членам Христа, Телу Христа, Невесте Христа, Апостол сказал: «Снисходя друг ко другу любовию, старайтесь сохранить единство духа в союзе мира» ( Eф. IV, 2–3 ). Видите, там, где предписал, чтобы мы взаимно сносили друг друга, там положил любовь, где назвал надежду единства, там показал союз мира. Это – Дом Божий, созданный из живых камней, в котором избрал обитать Таковой Владыка дома, Кого очи не должна оскорблять развалина разделения. Sermo VIII. De Sancto die Pentecostes. Migne. P. L. t. 65 col. 742–4. IX. Слово о святом мученике Викентии 1. Я восхищаюсь, братие, что вы желаете еще нечто услышать. Именно, после того, как было прочитано таковое Страдание Муче ника, и сверхъобилен быле проповедник 21 и отвратителен слушавший его. Ибо только что нам был представлен жестокий судья, свирепый мучитель, и непобедимый Мученик, в теле которого, теснимого различными страданиями, муки уже очистили и еще укрепили члены. Несмотря на такия многия чудеса, беззаконие упорствовало; несмотря на то, что была терзаема такими мучениями, немощь не отступила; познавалось скрытое Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Преподобнаго отца нашего Феодора Сикеота На Господи, воззвах: стихиры, глас 5. Подобен: Преподобне отче: Преподобне отче, священный Феодоре,/из ложесн освятился еси/и познан был еси Богови,/якоже древле Иеремия:/твое провозвести рождество звезда,/твоего сиянием жития просветися вселенная/яко воистинну,/и демонская тьма исчезе,/язи отгнашася от всякаго возраста,/благодать истече всяких исцелений./Темже вопием ти:/Христа моли всегда/даровати мирови мир и велию милость. Преподобне отче, досточудне Феодоре,/крепким воздержанием и молитвы огнем/вещь попалив греховную всю,/восприят Божественную зарю./В тя Тройческую благодать вселил еси/и весь явился еси световиден,/лучи исцелений облистая,/видя предняя, якоже древле Елиссей,/реша неплодствия узы,/и прогоня демонския полки силою Божественнаго Духа,/и моляся вселенней даровати мир и велию милость. Преподобне отче, всечестный Феодоре,/солнце, всю уяснивый землю в делех и знамениих неисчетных,/дар честен Христу Богу,/священства известный степень,/монашествующих образ,/утверждение верою к тебе притекающих,/камень честный и дом Троицы,/окрин, источающий исцелений пучину,/Христу молися всегда/даровати вселенней мир и велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: Кому уподобилася еси, душе,/успевающи в горших всегда/и прилагающи безумно твоим язвам струпы множайшия,/яко всетелесней быти язве,/не помышляющи, яко Судия приближается,/Емуже предстанеши восприяти по деянием вины и томления?/Но, обращшися, припади к Девей, зовущи:/Владычице, Владычице,/не презри мя, прогневавшаго Бога Благомилостиваго,/из Тебе на спасение человеком рождшагося/и распеншагося плотию. Крестобогородичен: Егда Грозд, ненасажден сущ,/яко лоза, отрастила еси,/узревши на Древе повешена,/прободена же копием в Божественная ребра:/что сие,– глаголаше,– Сыне и Боже Мой?/Како, иже недуги вся и страсти исцеляяй,/страсти терпиши,/безстрастен сый по естеству Божественному?/Что Ти безблагодатнии людие, Благодателю,/сия воздаша вместо благодеяний? –/вопияше Пречистая./Но Того страстьми страстей мя свободити/моли непрестанно, яко да славлю Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11. Откуда многобожный обман Эллинский? Бог бестелесен, отчего же обличаются в прелюбодеянии те, которых называют они богами? Умалчиваю я о Юпитеровых изменениях в лебедя, стыжусь говорить о превращениях его в вола, ибо мычание недостойно Бога - бог прелюбодей нашелся у Эллинов, и они не стыдятся. Если он прелюбодей, то не должен называться богом. Рассказывают о смерти богов своих, о бедствиях, о поражении их молниею; видишь, с какого величия куда низошли они? Так напрасно ли Сын Божий сошел с неба - для того, чтобы исцелить такую рану? Неужели напрасно пришел Сын, придя для того, чтобы познан был Отец? Видишь ли ты, что подвигло Единородного сойти с Престола сущего одесную Отца? Отец был презираем; надлежало Сыну отвратить заблуждение это, ибо надлежало, чтобы Тот, Кто сотворил все, все принес Владыке всего, надлежало исцелить рану. Ибо что было хуже той болезни, как покланяться камню вместо Бога? О ересях 12. И не только между язычниками старался распространить сие диавол, но многие даже и из христиан лжеименных, недостойно носящих сладчайшее имя Христово, дерзнули нечестиво удалить Бога от Его творений. Я говорю о чадах еретических, бесчестных и безбожных, которые притворяются, что любят Христа, но поистине ненавидят Его. Ибо кто хулит Отца Христова, тот есть враг Сыну. Они дерзнули утверждать, что - два Божества, одно благое, другое злое. - Великая слепота! Если Божество, то без сомнения и благое. А если не благое, то на что и называть его Божеством? Ибо если Богу принадлежит благость, Ему свойственно человеколюбие, благотворительность, всемогущество, то должно быть одно из двух, или Бога пусть именуют как по имени, так и по действию, или если хотят лишить Его Божеских действий, то пусть не называют Его Богом даже и по имени. 13. Осмелились еретики говорить, что два бога, и два источника добра и зла, и что они не рождены. Если оба не рождены, то без сомнения равны, и оба равносильны; как же тьма совмещается со светом? Притом, вместе ли они находятся, или раздельно? Вместе быть они не могут; ибо кое общение свету ко тьме (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

И много молив царя и собора, едва отпущен бысть к своему отечеству. Таже хиротонисавше Нектария, в его место, и прочая. Паки угодно бысть, яко никому ж лет были епископу оставили обласнаго своего седалища, и к некоей церкве, во строении сущей, ему отходити, или во своей вещи паче еже подобает намнозе упраздняющуся, нерадити попеченья и содержанья своего престола. Ниже в Сардикии собор в 11-м правиле глаголет о сих: Епископу кроме церкви его. Глаголет же к концу правила: Аще кто мирянин во граде живый три недели дний не входит в церковь , да отлучится от причащенья. Аще убо о простых людей се уставиша, нелепо есть ни подобает ниже ползует епископу, аще никуюже тяжчайшу нужду имать или вещь неудобну намнозе далече быти от церкве своея и опечалити вверенныя ему люди. Вси епископи рекоша: сему совету зело быти подобнейшу повелеваем. Зри сие правило в разум приводит таковых о приобщении епископом, иже кроме престола их, и о взыскании искомем во время мира, пачеж законоположения. Такожде и грацкий закон рече: да ни кий же епископ вящше лета от своея остает церкви; аще ли се сотворит и познан будет правилне отключимаго патриарха или митрополита и не приидет, да ижденется от епископства и другий да поставлен будет. И другое завещание глаголет: яко аще епископ время от своея церкве останет, да не подает ему потребная строитель. Но таковая потреба да дается на церковныя благочестивыя изветы. О сих вся глаголне и пространне последуя взаконеным изложи иже в Констянтине граде во святых апостол собор в 16 правиле глаголя: 26 Яко ради любопрений же и мятежа иже в Божии церкви случающихся, и се повеле нужно быти, еже ни единем же образом поставляти кого в церкви, ейже и еще настоятель жив есть, и во своей состоится чести, аще не сам епископства волею отречется. Подобает бо первее вине хотящему от епископства изгнану быть правилне истязуеме, в конец приводитися, и тако по извержении его другаго в него место на епископство производити. Аще ли кто от епископ во своей состояся чести, ни отрещися хощет, ниже своя паствити люди, не от своея отступити от епискония вяще шестих месяц во ином ходя месте своея епископия, чести же и сана оттуждится всячески, иже бо вверенаго ему небрегий стада, и во ином месте вящше шестих месяц времене пребывающа, повеле святый собор архиерейства, егож ради паствити учинен бысть, всячески чюжу быти и в того место епископа иного поставити. Обаче якож и пред рекохом во время мира о епископех предваршая взаконена Быша. Во время ж обдержания и власти иноязычных, ино имать божественная правила законоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

βλλουσι κα καεται, – ст. 9 καθ ς γπησν με πατρ, κγ μ ς γπησα, – 8:28–29: κα πμψας με μετ μο στν. οκ φκν με μνον, – 13:31–32: νν δοξσθη... κα δοξσει, – 1Ин. 2:27 : διδσκει... κα καθ ς δδαξεν, – Марк. 3:21 ξστη ср. ст. 22: Βεελζεβολ χει, – Иуд. 1:14 ; Апок. 10:7 , – в сравнениях Мф. 13:44 : ερ ν – κρυψεν κα – πγει κα πωλε cp. ст. 46, 48. Иак. 1:11, 24 , – 1Пет. 1:24 из Ис. 40:7 (LXX), – cp. Паст. Ермы Vis. III, 12, 2: κατελεφθη – ξηγρθη – νεδσατο – οκτι νκειται λλ’ στηκεν κτλ. 13, 2: πελθετο – προσδχεται κτλ, – и в частности у Ап. Павла: 1Кор. 7:28 : ν γαμσ ς, οχ μαρτες κα ν γμ οχ μαρτεν, – 8:2: ει δ τις δοκε γνωκναι τι, ο πω γνω καθ ς δε γνναι, – о Боге 2Тим. 2:19 : γνω Κριος и Рим. 8:29–30 : προγνω – προρισεν – κλεσεν – δικαωσεν – δξασεν (Blass, Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch, 2 Aufl. 57, 9 S. 198; cp. Иов. 6:17 : καθ ς – οκ πεγνσθη – ο τως κγ κατελεφθην – πωλμην γενμην, – сюда же можно в качестве иллюстрации отнести вариант в кодексе С 5 ст. и у древних христианских писателей к Матф. 11:17 γνω – аорист вместо настоящего πιγινσκει). При этом первое лицо глагола берется в примерном значении, как нередко у Ап. Павла (ср. выше), – и здесь же в первом разъяснении («когда я был младенцем...»). Перевод будет такой: «тогда же познаю так, как и я познан или познаюсь Богом, или: как Бог познает человека». Но и при таком толковании разъяснение Апостола не имеет надлежащей силы, общепонятности и наглядности. Возникает необходимый и неразрешимый вопрос: какое же познание Бог имеет о человеке? С библейской, и в частности Павловой точки зрения, ближайшего и ясного ответа на этот вопрос не может быть дано. В том же послании выше Апостол выразительно утверждает, что Божиего никто не знает, кроме Духа Божия... ибо кто познал ум Господень ( 1Кор.2:11, 16 ; ср. Рим. 11:34 из Ис. 40:13 ; Ин. 1:18, 6:46 др.). О дне и часе второго пришествия Христова не знают даже Ангелы и Сын ( Мф. 24:36 ; Мк. 13:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ), и проживешь много времени, и прибавится тебе лет жизни ( Притч. 9:11 ), как ты слышал уже». 25. Вот тебе, друг, согласно твоему требованию речь о Премудрости, её священных действиях и божественных символах, в трех этих книжечках, – речь, относительно достоинства, весьма недостаточная, а сравнительно с нашими силами – никак не маловажная. И сказанное хорошо и в здравом смысле приписывай Слову, в Нем ( 2Кор. 12:19 ) глаголавшим апостолам и пророкам, и прочим чрез принятие Духа ( 1Кор. 2:12 ) мудрым и богословам, которым последовавши, и мы, кажется, сказали нечто здравое; а сказанное неправильно и мало, или совсем недостойно Премудрости, покрывающему меня мраку страстей и происходящему оттого тупому зрению души и ума, почему и не переставай умолять саму ипостасную Премудрость Божию и избавить нас от настоящего омрачения и тьмы, и сподобить будущего света, который в Нем и чрез Него будет познан любящими Его ( Флп. 3:8–14 ). Потому что Ему подобает слава со Отцем и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь. 2 Св. Дионисия Ареоп. О небесной иерархии, гл. 1. § 2, 7, § 1–3. Максима Испов. Примечания на эту книгу 3 То есть – чувственное движение желательной силы, состоящее в представлении добра или зла. Дамаскина Точное Изл. веры, кн. 2, глава 25). 5 Дамас. Точное изложение веры 111, 15. «В разженном мече как два естества сохраняются, так и два действия, и их окончания» – и проч. 8 Σοφς по сродству с σαφς, ясный, указывает по своему значению на того, кто ясно уразумевает вещи. И сама «Мудрость ( σοφα) учит, потому, что она есть некоторая ясность» ( σαφεα), говорит Ф е о ф и л а к т (в Толковании на 8 ст. XII главы 1-го посл. к Коринфянам). 11 Г р и г о р и я Б о г. Стихотворение «О душе» (Твор. IV, 243). Конечно, эти выражения не должно понимать буквально, а в смысле – творения отличнейшаго. 18 То есть – не приобретая ее отъинуда. «Бог не вмещается местом, пот. что Он невеществен и неописуем: Сам Он есть Свое место, как все наполняющий, высший всего и все содержащий» – Д а м а с к. Точное изложение Веры, кр. 1, гл. 17. 19 Ф е о д о р и т в толковании на Пс. 11 :7Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.: «с е м ь раз пророк употребил вместо м н о г о к р а т н о; пот. что это обычно св. Писанию». Сн. е г о ж е на Пс. 73 :12Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли. и Пс. 118 :64Милости твоея, Господи, исполнь земля: оправданием твоим научи мя.. И еще до него З л а т о у с т тоже говорит в пятой беседе на Иудеев, в XIX бес. на книгу Бытия и в LXI на Ев. Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

И весь Израиль возопи от крепости своея, яко смерть их пред очима их: и Есфирь царица притече ко Господу в подвизе смерти обдержима, и снемши ризы славы своея, облечеся в ризы тесноты и плача, и вместо многоценных мастей и благовонных пепелом и гноем посыпа главу свою, и плоть свою смири зело, и коеждо место украшения веселия своего исполни растерзанными власы своими, и моляшеся Господу Богу Израилеву и рече: Господи мой, Царю наш, Ты еси един, помози ми единей и не имеющей помощи разве Тебе, яко беда моя в руце моей: аз слышах, Господи, от отца моего в племени отечества моего, яко Ты Господи, приял еси Израиля от всех язык и отцы нашя от всех праотец их в наследие вечное, и сотворил еси им, елика глаголал еси: и ныне согрешихом пред Тобою, и предал еси нас в руки враг наших, занеже славихом боги их: праведен еси, Господи: и ныне не доволни быша горестию работы нашея, но положиша руки своя на руки идол своих, исторгнути заповедь уст Твоих и погубити наследие Твое, и заградити уста хвалящих Тя и угасити славу храма Твоего и олтаря Твоего, и отверзти уста языком во угождения суетных и удивитися цареви плотскому во веки: не предаждь, Господи, скиптра Твоего сим, иже не суть, и да не посмеются в падении нашем, но обрати совет их на ня, наченшаго же на нас в притчу положи: помяни, Господи, познан буди во время скорби нашея и мене сподоби дерзновения: Царю богов и всякаго началства Содержителю, даждь слово благоугодно во уста моя пред львом, и премени сердце его в ненавидение воюющаго ны, во истребление его и с ним советующих: нас же изми рукою Твоею и помози ми единей и не имеющей ни когоже, токмо Тебе, Господи: всех разум имаши и веси, яко возненавидех славу беззаконных и гнушаюся ложа необрезанных и всякаго иноплеменника: Ты веси нужду мою, яко гнушаюся знамения гордости моея, еже есть на главе моей во днех видения моего, гнушаюся его, яко рубищ оскверненных, и не ношу его в день молчания моего: и не яде раба Твоя от трапезы Амановы, и не прославлях пира царева, ниже пиях вино требищ (идолских): и не возвеселися раба Твоя от дне пременения моего даже доныне, точию о Тебе, Господи Боже Авраамов: Боже, могий над всеми, услыши глас безнадежных, и избави нас от руки лукавнующих и изми мя от страха моего

http://drevo-info.ru/articles/9332.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010