Иез.38:20 .  И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери по­левые и все пре­смыка­ю­щееся, по­лза­ю­щее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушат­ся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. Вместе с землею придет в колебание вся природа: четырехсоставное царство животных, все человечество и бездушная природа. Иез.38:21 .  И по всем горам Мо­им при­зову меч про­тив него, говорит Го­с­по­дь Бог; меч каждого человека будет про­тив брата его. Затем войско Гога будет уничтожено тем, что союзники восстанут друг на друга и обратят меч на себя. Может быть, это представляется следствием того смятения, в какое придут они от страшного землетрясения. Ср. Суд. 7.22 ; 1Цар 14.20 ; 2Пар 20.23 ; Зах 14.13 . – «По всем горам Моим» – в гористой земле Израилевой. Но выражение не так естественно, как в ст. 8 и под. Посему LXX лучше: «весь страх» ( гарада вместо гарай), к чему только слав. прибавляет: «мечный»; без этого – глаже, потому что о мече далее речь. Иез.38:22 .  И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и про­лью на него и на по­лки его и на многие народы, которые с ним, всепотопля­ю­щий дождь и камен­ный град, огонь и серу; «Весь арсенал Божественных кар будет употреблен против Гога» (Кречм.). – «Язвою и кровопролитием» см. объяснение Иез.5.17 . – «Всепотопляющий дождь» – почти второй потоп. «Каменный град», как в Египте и при И. Навине ( Нав 10.11 ), букв. «камни огромные» (­ Вульг.) см. объяснение Иез.13.11 . – «Огонь и серу», как на Содом. Быт 19.24 ; Пс 10.6 ; 4Цар 1.10 . Те кары Божии, которые посылались в отдельности на все развивающееся нечестие, теперь соединятся все против Гога, потому что он будет завершением земного нечестия. Соединение самых сильных бедствий будет столь же ужасно, как ужасно будет это последнее на земле возмущение против Бога. Иез.38:23 .  и по­кажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Го­с­по­дь. «Величие» – впервые у Иез., ср. Ис 10.15 ; Дан 5.19 . «Явлю Себя» – тоже впервые. Бог тогда будет познан землей так полно и глубоко, как не мог быть познан ранее. Но вполне – едва ли: после событий XL-XLVIII гл. это познание будет еще полнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.ХХ:4 . Если судишь, если судишь их, сын человеческий. LXX: Если отмщением отмщу им, сын человеческий. Они пришли именно для вопрошения Меня, желая знать о том, относительно чего они сомневаются, и о будущем; но ты, сын человеческий, суди их, чтобы был не ответ пророка, а решение судящего за беззакония, которые они совершили и в которых они последовали злодеяниям отцов, Или: если отмщением отмщу им, так что смысл будет следующий: они покрыли себя такими беззакониями, что не заслуживают даже исправления и вразумления сообразно с тем, что говорится у пророка: не присещу на дщери ваша и на невесты ваша, егда возлюбодеют ( Ос 4:14 ). Поэтому и грешники, доходящие до глубины греха, попускаются исполнять помышления сердца своего. Иез.ХХ:4–5 . Мерзости отцов их покажи им, и скажешь им. LXX: Беззакония отцов их засвидетельствуй им, и скажешь им. Если грехи отцов не простираются на детей, то почему мерзости и беззакония отцов теперь возлагаются на старейшин? Конечно, для того, чтобы показать, что они поступают подобно родителям и, вследствие унаследованного зла, влачат весьма длинную вервь грехов, и чтобы они убоялись наказания тех, порокам которых они подражают. Иез.ХХ:5–6 . Так говорит Господь Бог: в день, в который Я избрал Израиля и поднял руку Мою за племя дома Иаковлева и открыл Себя им в земле египетской, и поднял руку Мою за них, говоря: Я Господь Бог ваш: в день тот Я поднял руку Мою за них, чтобы вывести их из земли египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, превосходнейшую из всех земель. LXX: Так говорит Господь Бог: с того дня, в который Я избрал дом Израилев, и стал известным семени дома Иаковлева, и был познан ими в земле египетской и принял их, говоря: Я Господь Бог ваш: в день тот Я взял их рукою Моею, говоря, что выведу их из земли египетской в землю, которую Я уготовал им, в землю, текущую молоком и медом: [это] сот более всякой [другой] земли. Вместо сказанного Семьюдесятью: это сот более всех земель, вместо чего мы перевели: превосходнейшую из всех земель, Акила в первом издании поставил: твердь, во втором: славная, Симмах: страна, Феодотион: твердыня (formimudo), в том именно смысле, что она служит основанием всех стран, потому что в ней находится богопочтение, и храм, и священнодействия, и богопознание, а, находясь в Египте, народ израильский настолько не знал Бога, что Моисей, быв послан к ним, говорить: аще вопросят мя: кто послал тебя, что реку к ним? Речеши, говорит: Сый посла мя ( Исх. 3:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, если захотим понимать в добрую сторону, что воспоминание об Иуде будет для Египта радостью, то справедливо можно перевести веселие; если же, как я полагаю, следует перевести вместо веселие ужас, то мы должны понимать страх или ужас, – то, что когда придет Навуходоносор и у всех людей сильных руки ослабеют как у женщин, то даже слово Иудея будет ужасом для Египта, поскольку тогда как он желает оказывать Иудее помощь, сам он потерпел столь великие бедствия. В отношении к нашим временам никто не сомневается, что по сравнению с христианами все язычники суть как бы женщины, имеющие нетвердые мысли, и все, что они скажут, обращается в глупость, что они ужасаются столь великого обращения народа и удивляются и уразумевают руку Господню, и всякий из язычников, вспомнив о имени христианском, в страхе сознает бессилие идолопоклонства. Ст. 19–21. В день тот будет жертвенник Господень посреди земли Египетской и памятник Господу у пределов ея. И будет он знамением и свидетельством о Господе воинств в земле Египетской. Ибо они воззовут ко Господу в виду притеснителя, и Он пошлет им спасителя и заступника, чтобы избавить их; и будет познан Господь Египтом, и познают Египтяне Господа в день тот, и почтут Его жертвами и дарами, и дадут обет Господу и исполнят. С этого места и до конца видения или бремени на Египет, и Иудеи и наши хотят все понимать в отношении к пришествию Христову; но первые свои чаяния откладывают на будущее, а мы содержим их как осуществившияся. День же принимай вместо времени, – хотя Иосиф утверждает, что это исполнилось при Онии, который, убежав в Египет, с весьма великим множеством Иудеев построил храм и жертвенник и с тщетным неразумием пытался исполнить пророчество о Христе. Говорится же об одном жертвеннике так же, как одна вера, одно крещение и одна церковь . И памятник Господу у пределов ея, – без сомнения обозначает Евангелие и писания апостолов. Ибо как выше по тропологическому пониманию под землею Иудейскою страшною или увеселительною для Египта разумеется ветхий завет, так памятником в пределах Египта указывается история евангельская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после, - Христа: " … взирая на начальника и совершителя веры Иисуса … " (ст. 2). Так и сам Христос постоянно говорил ученикам: " Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его " (Мат. 10:25)? и ещё: " Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего " (ст. 24). " Взирая " , - говорит, т.е., чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа. Как во всех искусствах и упражнениях мы смотрим на учителей и таким образом напечатлеваем искусство в душе своей, при помощи зрения извлекая для себя некоторые правила, - так точно и здесь. Если мы хотим подвизаться и научиться под­визаться хорошо, то будем взирать на Христа, начальника веры и совершителя Иисуса. Что это значит? Т.е. он внедрил в нас веру, он положил начало, как и Христос говорил ученикам своим: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал … " (Ин. 15:16); и Павел говорит: " … тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13:12). Если же он сам положил в нас на­чало, то он же совершит и конец. " … Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление … " , т.е., он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что он " … не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (Ис. 53:9), как и сам он говорит в Евангелии: " … идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего " (Ин. 14:30). Следовательно, он мог бы, если бы захотел, не идти на крест: " … Я отдаю жизнь Мою " , - говорит Он, - " чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее " (Ин. 10:17,18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам пе­реносить всё мужественно? " … Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление … " . Что значит: " пренебрегши посрамление " ? Он избрал, говорит, поносную смерть. Пусть Он умер: но для чего поносною смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас - ставить ни во что славу человеческую.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после, - Христа: " взирая на начальника и совершителя веры Иисуса " (ст. 2). Так и сам Христос постоянно говорил ученикам: " Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его " (Мат. 10:25)? и ещё: " Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего " (ст. 24). " Взирая " , - говорит, т.е., чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа. Как во всех искусствах и упражнениях мы смотрим на учителей и таким образом напечатлеваем искусство в душе своей, при помощи зрения извлекая для себя некоторые правила, - так точно и здесь. Если мы хотим подвизаться и научиться подвизаться хорошо, то будем взирать на Христа, начальника веры и совершителя Иисуса. Что это значит? Т.е. он внедрил в нас веру, он положил начало, как и Христос говорил ученикам своим: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин. 15:16); и Павел говорит: " тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13:12). Если же он сам положил в нас начало, то он же совершит и конец. " Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление " , т.е., он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что он " не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (Ис. 53:9), как и сам он говорит в Евангелии: " идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего " (Ин. 14:30). Следовательно, он мог бы, если бы захотел, не идти на крест: " Я отдаю жизнь Мою " , - говорит Он, - " чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее " (Ин. 10:17,18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить всё мужественно? " Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление " . Что значит: " пренебрегши посрамление " ? Он избрал, говорит, поносную смерть. Пусть Он умер: но для чего поносною смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас - ставить ни во что славу человеческую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1629...

А каким образом Он стал Господом и Христом – сказано выше. Иначе о том же самом. «Господа и Христа Его Богъ сотворилъ есть», не приведя из небытия в бытие, – ибо Слово Божие всегда было и прежде воплощения, – и никто из благоразумных не будет здесь понимать «сотворил» по отношению к сущности, дабы не впасть в нечестие, утверждая, что тогда лишь впервые стало существовать Божие Слово, когда стало человеком. Но «сотворил» нужно понимать, [как сказанное] вместо «показал». Так и сам Петр, беседуя с иудеями, сказал: Назореа, мужа от Бога извствованна въ васъ силами и чудесы и яже сотвори Тмъ Богъ посред вас, якоже и сами всте» 884 . Итак, делами показывая присущее Ему достоинство Отца, Он становится Господом уверовавших в Него, а также показывает, что и Сам Он есть Христос. Поэтому Он говорил непокорным иудеям: «Аще и Мн не вруете, дломъ Моимъ вруйте: да разумете и вруете, яко во Мн Отецъ, и Азъ в Немъ» 885 ·, и паки: «Аще не творю дла Отца Моего, не имите Ми вры» 886 . Если благодаря тому, что Он может творить дела Отца и иметь Отца в Себе, и, равным образом, быть во Отце, обнаруживается, что Он есть истинный Бог, то, таким образом, Он стал Господом уверовавших в Него и показал, что Он есть Христос; а если говорится, что Бог Его сделал Господом, то и это хорошо. Ибо, будучи благодаря делам признан подлинным и истинным Божиим порождением, Он господствует над некогда непослушными, свидетельствуемый в качестве Бога собственным Своим достоинством и благородством [Своего происхождения] от Отца. Ведь поскольку Он всецело познан как Божий Сын, то стал и Господом, не тогда лишь впервые начав быть Господом (ибо Он присно был Богом и Господом), но когда был познан уверовавшими, – тогда стал и над ними Господом. Доказательство от божественного Писания, что Слово присно было Господом и Царем. Авраам поклонялся Ему, называя Господом. Подобным же образом и Моисей говорит: «И Господь одожди отъ Господа жупелъ, и огнь на Содомъ и Гоморръ» 887 . Также Псалмопевец: «Рече Господь Господеви моему: сди одесную Мене» 888 . И паки: «Престолъ Твой, Боже, въ вкъ вка. Сего ради помаза Тя, жезлъ правости жезлъ Твоего» 889 . И паки: «Царство Твое царство всхъ вковъ» 890 . Итак, если и прежде воплощения Слово Божие было Царем и Господом, то как не будет виновен в хуле тот, кто относит выражение «сотворилъ есть» к сущности? Ибо Он сделался Господом для нас, признавших Его своим Владыкой, когда, искупив всех Своей кровью, показал Себя Христом и Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Притч. 10:9 . Иже ходит просто, ходит надеяся. Хотя обман представляется делом безопасным, а простота – ненадежным, но вопреки этому говорит, что живущий без хитрости пусть не унывает, так как делающий пути свои извилистыми «познан будет»; нельзя скрыться коварному. Или вместо этого: не устрояющий козней ближнему не подвергнется и со стороны другого. Кто втайне строит ковы, а в глаза хвалит, тот «будет познан», хотя бы казался до времени неизвестным с этой стороны. Потом убеждает в том, что нужно делать все с надеждой. Действия праведника непрерывно руководимы бывают тем вечным Источником, Который сказал: «Аз есмь...жизнь» ( Ин.14:6 ). А говорящий нечестиво умолкнет, постигнутый наказанием. Притч. 10:13 . Иже от устен произносит премудрость, жезлом биет мужа безсердечна. Не подумай, что хочет мстить. Не говорю, сказано, что оскорби, а скажи что-либо умное, и поразишь врага сильнее, чем если бы имел палку. Ненавидящего можно ( διον) и ударить; если хочешь, делай так. Но поражает не надменность, а снисходительность. Притч. 10:15 . Стяжание богатых град тверд, сокрушение же нечестивых нищета. Богатый не довлеет самому себе; если не обезопасит себя в городе, ненадежно его имущество. Затем порицает и бедность. А в иносказательном смысле ( κατ δινοιαν): ученики богатеющих в Бога – несокрушимы, а нечестивые, не имеющие ничего, достойного внимания, бывают бедны, поэтому и погибают. «Путями жизни» ( Притч.10:17 ) называет те, которые ведут к добродетели, «наказанием необличенным» ( παιδε αν δ ωεξλεγκτον) – худое расположение души, скрытно ведущее к заблуждению. Притч. 10:25 . Преходящей бури, нечестивый исчезает, праведный же уклонився спасается во веки. Это – потому что первый бесстрашно грешит, когда приходит искушение, а праведник через терпение и благодарность спасается во век. Смотри, как безопасна праведность. «Уклонився», то есть, отстранившись или твердо перенеся, спасается. А тот исчезает не только тогда, когда наступает смятение или искушение, но и когда приближается: бесстрашно грешит, не замечая праведного суда Божия. «Страх Господень прилагает дни» ( Притч.10:27 ). Дни, происходящие от Солнца правды. Об этом молится Давид: «не возведи мене в преполовение дней моих» ( Пс.101:25 ). «Исполнен дней... Авраам скончался» ( Быт.25:8 ). Глава XI

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если непостижимы судьбы и пути, то как будет постижим Сам? 10. Когда же таково и еще превыше сего Божие величие (ибо если все существо мое обращу в язык, и тогда не в состоянии буду сказать о Нем что-либо достойное Его; или паче, если бы собрались все Ангелы, то и им не изречь ничего достойного), когда говорю, таковы и благость и величие Божие: человек, обтесав камень, осмелился камню сказать: «Бог мой еси ты» ( Ис. 44:17 ). Какое ослепление – от такого величия снизойти до такой низости! Дерево, которое насадил Бог, возрастил дождь и впоследствии сожигает огонь и обращает в пепел, провозглашается Богом, а Бог истинный пренебрежен! Но лукавое идолослужение имело много видов: вместо Бога стали поклоняться и коту, и псу, и волку; вместо человеколюбивейшего Бога поклонились пожирающему людей льву; воздано поклонение змею и дракону – сим подобиям изринувшего нас из рая, а Насадитель рая пренебрежен. Стыжусь говорить, однако же скажу: иные поклонялись даже луку. Вино дано веселить сердце человеку, и Дионису поклонялись вместо Бога. Бог произвел пшеницу, сказав: «да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее» ( Быт. 1:11 ), чтобы хлеб укреплял сердце человека ( Пс. 103:15 ). Откуда же взято поклонение Деметре? Доныне от удара камнем о камень выходит огонь; откуда же взят Гефест, творец огня? 11. Откуда же это заблуждение еллинов – много божие? Бог бесплотен. Почему же приписываются, так называемым у них богам, прелюбодеяния? Умолчу о превращениях Зевса в лебедя, стыжусь говорить превращениях его в вола. Недостойно Богу мычать, как волу. У еллинов нашелся бог прелюбодей, и не стыдятся они. Если прелюбодей, то пусть не называется богом. Они рассказывают и о смерти, и о падениях, и о поражении громом богов своих. Видишь ли с какого величия и до чего низошли? Не напрасно же снишел с неба Сын Божий, чтобы уврачевать такую язву. Не напрасно пришел Сын, чтобы познан был Отец. Познай, теперь, что подвигло Единородного снизойти с престола одесную. В пренебрежении был Отец; Сыну должно было исправить такое заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ибо известно, что Бог смиренным дает благодать, а гордым противится (Иак. 4:6). И как говорит Товия сыну своему: У всякого благоразумного проси совета и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4:18). Ибо принимающий добрый совет шествует по пути заповедей Господних, муж же без совета — себе враг, как Ровоам Соломонов. Ибо он оставил добрый совет старцев и принял совет юношей, воспитанных вместе с ним, и погубил царство десяти скипетров Израильских (3 Цар. 11-14). Посему прекрасно оплакивает таковых Исаия, когда говорит: Горе творящим совет, а не Господем: горе в тайне совет творящим, и будут во тме дела их (Ис. 29:15). Ибо совет злых людей беззаконное советует, благочестивые же разумное посоветовали. И другой мудрец говорил: Отдурного советника храни душу твою… сам бо себе совещавает… и станет прямо, видети что сбудется тебе (Сир. 37:8-9). И опять:Не совещавай с подзирающим тя и от завидящих ти скрый совет (Сир. 37:10). Посему справедливо, как было сказано прежде, что мы должны во всем брать духовный совет у опытных старцев, избегать же советов плотских и невоспитанных [людей], чтобы вместо крепкого финикового посоха не ухватиться за посох из тростника, который руку человеческую проткнет и яд природный впустит, и [тогда] вместо овцы мы на волка попадем. Ибо ходяй с премудрыми премудр будет, ходяй же с безумными познан будет (Притч. 13:21), чувство же у мудрых удобно (Притч. 14:6). Соломон же: Иже льстит правыя на пути злем, во истление сам впадет (Притч. 28:10). И опять-таки: Сыне, да тя не постигнет совет злый, оставляяй учение юности (Притч. 2:16-17); Имже и несть управления, падают аки листвие; спасение же во мнозе совете (Притч. 11:14); Якоже град стенами разорен и не огражден, тако муж творяй что без совета (Притч. 25:28). Божий же собеседник Моисей не посчитал недостойным советоваться с Иофором (см. Исх. 18), но все, что тот говорил ему, с добрым настроением делал, и не превознесся он от столь великой славы у Бога и у людей. И имея в себе Христа глаголющего (ср. 2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

424. прим. 82. Др.-слав.: «в освящение приводима еси». 425. греч·: «в духе». 426. как и было при введении. 427. не только уму («будешь познан»), но и глазам. Авв. 3. 2. 428. прим. 370. 429. Ис. 7, 14. 430. εκλες – славный, покрытый славою (в отличие от просто «славный» – νδοξος). 431. вместо нас; ξρχω – начинать, быть виновником, руководителем. 432. прим. 237. 433. прим. 34. 434. нет в греч., а в слав. нет греч. «необычайно (входящей)». 435. Р.Б. 118, 1. 436. πεμι – уходить; здесь – из дома родителей в храм. 437. ср. 1-й 2 тропари; Исаия, девы, родители; все более и более близкие лица. 438. Р.Б. 48, 53. 439. οον – как, как бы, приблизительно. 440. παρχω Р.Б. 102, 431. 441. γαπαω – любить, ценить что л. выше чего л, предпочитать, довольствоваться. 442. προσκαρτερεω – выдерживать при ч. л., постоянно быть при к. л. 443. προσομιλεω – обращаться с к. л., вращаться в обществе с к. л., беседовать. 444. Р.Б. 60, 169а. 445. Р.Б. 72, 231. 446. αγνς Вв. 277. 447. προσαγω – приводить, приносить, привлекать. 448. В предыдущем тропаре изображается поселение (а ранее во 2 и 3 тропаре – приведение только) Чистой во храме, поскольку это касалось Ее самой; в этом – поскольку касалось и родителей Ее. 449. Р.Б. 72, 231 ­­ прим. 408. 450. τοκοτος – отглагольное прилагательное 1-й формы от τικτω – рожденный. 451. Чистота не нарушена и рождением, которое было подобно внебрачному размножению растений. 452. γαλουχω – иметь (женское) молоко, кормить грудью; поздн. сл. 453. Р.Б. 60, 168. 454. прим. 147. 455. собств. «сбегитесь»; стремительность от силы чувства. 456. прим. 27. 457. ερεον – жертвенное (собств.: священническое) животное (может означать и животное, употребляемое в пищу, так как первоначально употреблялись в пищу только жертвенные животные). 458. Свет и чистота. 459. прим. 147–416. 460. μονας – единица, простое и неделимое существо, монада. 461. μορφ – Р.Б. 102, 431. 462. прим 236. 463. ταξιαρχα – должность таксиарха – начальника полка, отряда. 464. греч. вместо «люди» – «все» – т.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010