Но посих тии от брани мир сотвориша, оному же Ироду ничтоже оставльше. 1557 – Савеллий. 1558 77. О волке, лисице и пастыре 1559 1560 Волк сотвори себе некое жилище и многую пищу себе надолзе уготова и живяше во изобилии сытости, и никоеже попечение ему имущу. Лисица же, на ловли быв, ничто же возможе яти. 1561 Шед мимо жилища Волкова и его видя в таковем изобилии живуща, прииде к нему и моли его, да нечто даст ей от богатыя его трапезы. Волк же от себе ю отгна. Тогда лисица, завистию и гневом исполнена, иде к пастырю и жилище волково ему сказа, иже шед, волка уби и жилище лисице даде. Обаче егда сие изобилие волково обрете, нападоша на ню псы и растерзаша ю. Тако бывает человеком завистию одержимым. Ибо таковии, егда братию свою погубляют, сами посем в горшия напасти впадают. Сему подобно, егда Мусульман 1562 (брат Баязита 1563 салтана Турского) от Моисея, 1564 брата своего, побеже страха ради. На пути же от неких турков познан, ят бысть. И чающе от салтана Моисея себе великаго воздаяния, приведоша и предаша его Моисею, – от него же абие убиен бысть. Предателей же вместо воздаяния повеле з женами и с чады и с родом живых пожещи. – Халкокондилий, книги 4. 1565 78. О лисице, о псе и о зайце 1566 Некогда лисица всрете внезапу великаго пса, и той, хотя глад свой насытити, нападе на ню и нача давити ю. Она же рече ему: «Пожди мало и послушай словес моих. Се отвещаю ти, яко плоть моя тебе в снедь зело не здрава и не сладостна. Аще хощеши насладитися пищами сладчайшими, се бежит заец, – его же поставляют на трапезах славных и на пиршествах великих». Пес же лису остави и за зайцем погнася. Той же, страхом великим одержим, убеже от зуб песьих. Лисица же сие видев, такоже скрыся. Заец же посем лисицу увиде, рече ей: «О лукавая! Почто пса на мя навела еси?» 1567 Лисица же рече зайцу: «Безумный! Аз тя хвалила и плоть твою паче всех возносила!» Сице творят нецыи, иже отягчают ближния своя, да тем себе отраду точию сотворят. Ибо лукавый не скорбит о запалении дому брата своего, аще и не имат корысти, точию еже руки согрети.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О тех, кто неправильно распоряжается своими знаниями, он написал: Конечно, нам известно, что «у всех у нас есть знание». Но знание порождает зазнайство, а любовь созидает. Если кто считает, что он уже достиг знания, он еще знает не так, как ему следовало бы знать. А кто любит Бога, тот уже познан Богом 937 .] Он предупредил, что неправильное отношение к знаниям может даже оказаться губительным для тех, кто еще не окреп в вере 938 . В четырнадцатой главе книги Римлянам апостол рассуждает о различиях в понимании тех или иных вопросов вероучения (например, касающихся пищи и религиозных праздников). Разногласия среди римских христиан приводили к тому, что одни братья стали судить других. Ясно, что в подобных спорах правой является либо только одна сторона, либо вообще ни одна: обе правы быть не могут. Однако Павел показал, что Бог «радушно принял» и тех, и других, что они являются Его служителями и поэтому только у него есть право их судить; что, несмотря на различия во взглядах, они все могли иметь взаимоотношения со своим небесным Отцом. Вне зависимости от того, ел ли человек храмовую пищу или воздерживался от нее, соблюдал ли он праздники, или нет, каждый делал это как для Господа, а посему ни у одной из сторон не было основания критично и с недоверием относиться к тем, кто не разделял их взглядов 939 . Другие места Писания показывают, что правда все же была у одной из сторон 940 . Но апостол не хотел, чтобы верующие продолжали спорить до тех пор, пока одна из сторон не признала бы своего заблуждения. Вместо этого он призвал христиан: Так не будем же судить друг друга, положим лучше для себя не делать никогда того, что может оказаться препятствием или камнем преткновения на пути брата нашего. Царство Божие – это ведь не еда и не питье, а праведность, и мир, и радость, даруемые Духом Святым [«ибо Царство Божье не сводится к еде и питью, оно в праведной жизни, мире и радости, которые дарует Дух Святой», СоП ] 941 . Некоторые вопросы, в силу вытекающих из них последствий, нужно считать ключевыми.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Объясняя употребленное им в 11-м ст. сравнение, Ап. говорит, что в настоящей жизни мы постигаем божественное только в его отражении, как лицо свое видим в зеркале. Но у нас зеркала хорошо отражают лицо, а в древности они не давали ясного отражения, потому что делались из металла ( «сквозь тусклое стекло» – перевод неправильный. Выражение: δι εσπτρου значит: посредством зеркала, в зеркале). – «Гадательно» ( εν αινγματι) т. е. в темных, неясных очертаниях, которые дают только приблизительное представление о вещах. Это определение относится ближе всего к дару пророчества. Дух Божий вызывал в душе пророка такие образы и картины, в каких выражалась божественная мысль. Чтобы понять эти образы, пророку приходилось устремлять на них всю силу своего внимания (ср. 1Петр.1:10 и сл.). Такое объяснение подтверждается сходством употребленного Апостолом выражения с выражением кн. Чисел о Моисее, которому Бог давал видеть Себя явно ( ν ειδει), а не в неясном очертании ( не в гадании – δι αινιγμτων – Чuc. XII:6–8 ). «Теперь знаю я отчасти». Эти слова имеют ближайшее отношение к «дару знания». Вместо «знаю» нужно бы сказать: «познаю» ( γινσκω), что обозначает собою постепенность и затруднительность в достижении знания о вещах божественных. – «А тогда познаю». Употребленный здесь глагол ( επιγνσωμαι) обозначает познание как уже вполне приобретенное. – «Подобно как я познан». Ап. приравнивает даже это будущее познание о Боге к тому, какое Бог имеет о нас: оно будет иметь характер непосредственности, полной ясности. Однако, конечно, полного тождества между нашим познанием и Божиим быть не может (И. Злат.). 1Кор.13:13 .  А теперь пре­бывают сии три: вера, надежда, любо­вь; но любо­вь из них больше. «А теперь пребывают». Ап. впереди говорил, что духовные дарования должны со временем покончить свое существование. Теперь он указывает на то, что никогда не уничтожится и к приобретению чего, следов., стоит стремиться. Это – три важнейшие добродетели христианства – вера, надежда и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поскольку Сын не был познан в мире (в мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна), – Он не был прославлен ещё в мире, и вина непрославления Его в мире не (была виною) Того, Кто не был прославлен, а – не прославившего Его мира. Когда-же Отец, Иже на небесех, открыл познание Иисуса тем, кои были от мира, тогда прославился Сын Человеческий в познавших Его, и чрез туже славу, коею прославился Он в познавших Его, – устроил Он славу н познавших Его. Ибо с непокровенным лицом созерцающие славу Божию преобразуются по её образу» Migne t. XIV, col. 820. Так, говорит Ориген, – прославился созерцавший славу Господню Моисей, но, – «как потемняется ясность ночных светил при восходе солнца, так слава Моисея пред славою Христа»... col. 821. «Слава Моисея видится лишённою значения пред преизбыточествующею славою Христа». col. 820. 38 Κα εθς δοξσει ατν. Κα, ио Lange, усиливает здесь значение εθς. См. Lange: Bibelwerk S. 301. 39 Ор. col. 890. Златоуст εθς понимает в ещё более узком смысле, – в смысле указания на действия не только близкие одно к другому по времени, но даже совпадающие: « И абие прославит Его... т.е. вместе с крестом, изъясняет он. Не после продолжительного времени, говорит, (прославит Его), не будет ожидать отдалённого времени воскресения и не тогда явит Его славным; но тотчас-же на самом кресте обнаружится слава (Христа)»... Migne t. LIX, col. 392. P. II. стр. 487. На основании этих святоотеческих толкований нам кажется, что русский перевод слова вскоре в данном случае недостаточно силен, – лучше было-бы: тотчас, немедленно. См. и дрр. значения слова по Справ. и обясн. словарю к Нов. Зав., сост. П. Гильтебрандтом , т. I, стр. 1 (СПБ. 1882–1885). 41 Некоторые Codd. читаютъ вместо ν ατ – ν αυτ: А 1 В H L. Так и Tischendorf, ср. и у Gebhardm’a. Неправильное чтение это произошло, по мнению Godet по ошибке при переписке в виду впереди стоящих ν ατ. На самом деле это выражение: ν αυτ само должно считаться руководящим по отношению к вышестоящим ν ατ, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

обуславливается гл. обр. Боговоплощением, благодаря к-рому человеку был явлен Божественный Образ второй Ипостаси Св. Троицы: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1. 18). Синоптики сначала приоткрывают тайну внутритроичных отношений и свидетельствуют, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф 11. 27). Из людей, отмечают они, познание Бога доступно лишь тем, «кому Сын хочет открыть» (Там же). Приходит же к Сыну тот, кого «привлекает» Отец, пославший Сына (Ин 6. 44). Однако в др. месте евангелист Иоанн Богослов отмечает, что «никто не приходит к Отцу, как только через» Сына (Ин 14. 6). Ап. Павел говорит, что «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия», и что «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор 2. 11-12). Эти новозаветные тексты, т. о., начертывают триединый путь Б., в процессе к-рого происходит соединение не с безличным Божеством, а с каждой Ипостасью Св. Троицы. Это соединение связано с сыновством Богу, дарованным «детям Божиим» любовью Отца (1 Ин 3. 1). Но будущее для «детей Божиих» еще не открыто. «Знаем только,- пишет ап. Иоанн,- что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3. 2). Б. «лицом к лицу» возможно лишь в буд. жизни. По мысли ап. Павла, «теперь же мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13. 12). В окружающем мире человек способен узреть Бога, потому что «небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18. 2). Так что для язычников, поклонявшихся «твари вместо Творца» (Рим 1. 25), ап. Павел не находит никаких извиняющих обстоятельств. Язычники были в состоянии познать Бога, ибо то, «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим 1. 11). Апостол убежден: «...невидимое Его (т. е. Божие.- М. И.), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим 1.

http://pravenc.ru/text/149523.html

Глава 8 1Кор.8:1 .  О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. О «идоложертвенных же вемы: яко вси разум имамы». С некою насмешливостию Апостол засвидетельствовал об их разуме. А что не действительно приписал им разум, дает о том знать после сего. Ибо говорит: «аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети». Посему в насмешку сказал это: «вемы: яко вси разум имамы». Потом присовокупляет: «Разум кичит, а любы созидает». Любовь выше знания. Ибо знание, нехорошо им пользующихся, часто доводит до превозношения, а любовь промышляет о благодея н ии ближнему, ибо сие выражает Апостол словом «созидает». Обвиняет же слово сие коринфян в том, что не имеют любви, потому что если бы приобрели ее, то прилагали бы попечение о пользе немощных. 1Кор.8:2 .  Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. «Аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети». Сим показал Апостол, что коринфяне не только не имеют любви, но лишены и знания, которое приписывая себе, высоко о себе думали. Обвинение же выражает неопределенно, потому что хочет более врачевать, нежели поражать. 1Кор.8:3 .  Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. «Аще же кто любит Бога, сей познан бысть от Него». Много потребно нам ведения, и в настоящей жизни приобрести совершенное ведение есть нечто невозможное. Посему возлюбим Бога, чтобы сподобиться Его о нас промышления. И сие выразил Апостол с великою точностию, ибо не сказал: «Кто любит Бога, тот познал Его», но: «познан бысть от Него», то есть сподобляется Его попечения. Так и блаженный Моисей сказал Самому Богу всяческих: «Ты… мне рекл еси…: обрел еси благодать предо Мною, и вем тя паче всех» ( Исх. 33, 12, 17 ). Итак, сие: «познан бысть от Него» означает великое Божие попечение. 1Кор.8:4 .  Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. О «ядении же идоложертвенных вемы, яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо Един» Знаю, говорит Апостол, что обыкли вы говорить, потому что у меня научились говорить это; знаю, что идолы неодушевленны и бесчувственны и что Творец и Владыка всяческих есть единый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Далее представляет и третий (довод), который мог смирить их. Какой же? Тот, что наше знание, хотя бы и соединено было с любовью, однако и тогда несовершенно: " кто думает " , продолжает он,  " что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать " (ст.2). Сильный довод! Я уже не говорю, внушает он, что знание принадлежит всем вообще; не говорю, что, ненавидя ближнего и надмеваясь, ты причиняешь великий вред себе самому; хотя бы ты один владел знанием, хотя бы не гордился, хотя бы и любил брата, – и в таком случае знание твое несовершенно, потому что ты еще не знаешь ничего, как должно знать. Если же мы ни о чем не имеем точного познания, то как некоторые дошли до такого безумия, что говорят, будто они со всей точностью знают Бога? Хотя бы мы имели точное познание обо всем другом, и тогда не можем иметь такого познания (о Боге), потому что невозможно выразить, как велико расстояние между Ним и всем прочим. И смотри, как он низложил гордость их. Не сказал: вы не имеете надлежащего познания о предложенных (предметах), но – обо всем вообще; не сказал: вы, но: всякий, Петр ли, Павел, или кто бы то ни было. Этим он превосходно и утешил и смирил их. " Но кто любит Бога, тому дано знание от Него [ 1 ] " ­– не сказал: познал Его, но: познан Им (ст.3), потому что не мы познали Бога, а Он познал нас. Потому и Христос говорит:  " не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин.15:16). И Павел в другом месте:  " тогда познаю, подобно как я познан " (1Кор.13:12). Заметь же, сколькими доводами он низложил гордость их: во-первых, показал, что не одни они зпают то, что знают: " все мы " , говорит, " имеем знание " , во-вторых, – что знание без любви вредно: разум, говорит, кичит; в-третьих, – что и соединенное с любовью не бывает полно и совершенно: " кто думает " , говорит, " что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать " притом, это (знание) они имеют не от себя, а от Бога, даровавшего им, потому что не сказал: познал Бога, но: познан Им; и еще, это (знание) зависит от любви, которой они не имеют столько, сколько нужно: " но кто " , говорит, " любит Бога, тому дано знание от Него " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2054...

Итак, Сын есть мысль Отца. Кто знает дерево, тот радуется и о плоде его, потому говорит: «никто не знает Сына, кроме Отца», — дабы соединить познание обоих. Восхотел, и познан был Бог по (проявлениям) Своей воли [т. е. Бог познан по воле Его, которой Он сотворил мир] и Сын из дел Своих. Хулители Святаго Духа говорят, что раз написано: «никто не знает Отца, кроме Сына, и никто не знает Сына, кроме Отца», — то, по их утверждению, явствует, что Дух не знает Его. Но если это так, то из того места, где написано: «никто не знает человека, кроме того, кто живет в человеке, так и Бога никто не знает, кроме Духа Божия» (ср.: 1 Кор. 2:11), должно было бы заключать, что Бог не познан также и Сыном. «Придите ко Мне вы, кои трудитесь и обременены», имеете тяжкие мучения, «и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Так как слова утешения пролил в их уши, то многие прибегли к Нему и последовали за Ним. Однако, чтобы ученики не относились легкомысленно к Его учению и наставлению, сказал им: «кто не ненавидит душу свою, тот не может быть Моим учеником» (ср.: Мф. 16:25), и: «кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек из нее» (ср.: Лк. 14:26–28). Для того, чтобы быть Его учениками, потребны не слова, а дела, — потому тесен и труден путь (Мф. 7:14) для тех, которые водятся плотью.   Глава 11 «Род сей род лукавый и прелюбодейный знамения ищет; и не дастся ему знамение, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так надлежит и Сыну Человеческому войти в сердце земли на три дни и три ночи» (ср.: Мф. 12:39–40). Не о числе трех дней хотел рассуждать Господь, но говорил так потому, что исцелил у них больных и воскресил мертвых. И после этих бесчисленных знамений и свидетельств, каких не могут обнять никакие книги (Ин. 21:25), ослепленные люди сказали: «хотим видеть от Тебя знамение» (ср.: Мф. 12: 38). Итак, оставив пророков и царей, свидетелей Своих, начал указывать на Ниневитян, которые, так как они не видели знамения от Ионы, осудят в конце (мира) тех, которые после множества виденных ими знамений, отвергли Виновника знамений. Иона возвещал Ниневитянам погибель, вселил страх и трепет и всеял в них ужас, и они возвратили ему жатву [буквально: «сноп»] сокрушенного духа и плод покаяния. Язычников избрал Господь и необрезанных привел в свидетели. Идолопоклонники получили жизнь и грешники обратились, дабы постыдить обрезанных. Итак, они осудят тех, которые упорно не веровали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Вдвойне уничижает их гордость, показывая, что нынешнее знание неполное, и что оно не наше собственное. Не я, говорит, познал Бога, но Он Сам познал меня. Посему, как ныне Он Сам познал меня, и Сам снизошел ко мне, так и я достигну Его тогда гораздо больше, нежели теперь. Как сидящий во тьме, пока не видит солнца, не сам стремится к прекрасному лучу его, но луч показывает себя ему своим сиянием, а когда он примет сияние солнечное, тогда уже и сам стремится к свету. Итак, слова подобно как я познан не то значат, будто мы познаем Его так, как Он знает нас, но то, что как ныне Он снизошел к нам, так и мы достигнем до Него тогда. Подобие: некто нашел брошенное дитя, благородное, благовидное; с своей стороны признал оное, поднял и взял к себе, приложил о нем попечение, благородно воспитал, наконец, одарил богатством и ввел в царские палаты. Дитя, пока оно молодо, ничего этого не чувствует, и не сознает человеколюбия лица, поднявшего его. Но, когда оно возмужает, тотчас признает своего благодетеля и возлюбит его достойно. Вот тебе пример в пояснение того, что прикровенно выражено в сказанном. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Существуют и дары языков, пророчества и разумения, хотя они и призрачны, однако с распространением веры между всеми они совершенно упразднятся. Вера, надежда и любовь продолжительнее их (ибо это означается словами: а теперь пребывают, то есть продолжительность сих трех); но и из них самих любовь больше, потому что она продолжается и в будущем веке [ 16 ]. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Достигайте (δικετε) любви. Достигайте (δικετε) любви. Показав, что любовь есть великий дар, далее располагает стремиться к ней. Не сказал: ищите любви, но достигайте любви, требуя усиленного старания. Ибо она удаляется от нас, и много нужно пробежать, чтобы достигнуть ее.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

2:9). И дар Его невыразим: « благодарение Богу », говорит апостол, « за неизреченный дар Его » (2 Кор. 9:15). « И мир Божий, который превыше всякого ума » (Филип. 4:7). Что же ты говоришь? Судьбы Его непостижимы, пути Его неисследимы, мир превосходит всякий ум, дар невыразим, уготованное Богом любящим Его не приходило на сердце человеку, величие не имеет предела, разум без числа, все непостижимо, а сам Он постижим? Не крайняя ли это степень безумия? Удержи еретика; не дозволяй ему удалиться; спроси, что говорит Павел в словах: « от части знаем »? Может быть, он скажет, что Павел говорит здесь не о существе (Божьем), а о делах домостроительства. Тем лучше, если у него была речь и о делах домостроительства, то еще больше наша победа; ибо, если дела домостроительства Божья непостижимы, то гораздо больше — Он сам. А что здесь апостол говорит не о делах домостроительства, но о самом Боге, выслушай следующее. Сказав: « отчасти знаем, и отчасти пророчествуем », он присовокупил: « теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан » (1 Кор. 13:9, 12). От кого же он познан был: от Бога, или от дел домостроительства? Очевидно, от Бога; следовательно, Его он и « знает отчасти » . « Отчасти », сказал он не в том смысле, будто одну часть Его существа он знает, а другой не знает (Бог — существо простое), но он знает, что Бог существует, а того, что Он есть по существу, не знает; знает, что Он премудр, а насколько премудр, не знает; не не знает, что Он велик, а насколько велик, или каково величие его, этого не знает; знает, что Он везде присутствует, а как это, не знает; не не знает, что Он промышляет, содержит все и сохраняет в целости, но каким образом Он делает это, не знает. Посему он и сказал: « отчасти знаем, и отчасти пророчествуем ». 6. Но, если угодно, оставим Павла и пророков и взойдем на небеса, нет ли там кого–нибудь знающего, что есть Бог по существу. Конечно, хотя бы там и нашлись знающие, у них нет ничего общего с нами; ибо велико различие между ангелами и людьми; однако, чтобы ты сильнее убедился, что и там ни одна созданная сила не знает этого, послушаем ангелов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010