Следовательно, Он правильно назван (рабом) от Бога и Отца соответственно принятому Им образу. Ин.10:14-15. И знаю Моя, и знают Мя Моя: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца     По более простому толкованию этих слов, Господь желал здесь указать не на иное что, как на то, что Он будет ясен для Своих и верующим в Него сообщит беспрепятственное знание о Себе, а также и Сам будет знать Своих, представляя, очевидно, не бесполезным знание для получивших его. В самом деле, что можем мы считать выше знания нас Богом? Но так как это изречение требует более глубокого для себя исследования, особенно благодаря прибавлению слов: «как знает Меня Отец, и Я знаю Отца», то мы и должны обратиться к такому исследованию этого изречения. Ведь никто, полагаю, если имеет здравый смысл, не скажет, чтобы кто-либо из существующих мог получить о Христе такое знание, какое есть о Нем у Бога и Отца. Один только Отец ведает Свое и Сам познается от одного только Своего Порождения, «ибо никто не знает Сына, только Отец, ни также Отца кто знает, что есть Он, только Сын», по слову Самого Спасителя (Мф.11:27). Ведь мы знаем и веруем, что Отец есть Бог, равно и Сын есть Бог истинный. А что есть по существу Неизреченная Природа, это совершенно недоступно как нам, так и другим разумным тварям. Поэтому каким образом мы можем иметь познание Сына равномерно с Отцом? Ибо должно обратить внимание на то, как Он утверждает, что Он познает нас, познан же будет от нас, как знает Он Отца и Отец Его.    Итак, надо исследовать и то, какое созерцание мы должны применять к этим словам соответственно их смыслу. И что придет мне на ум при исследовании, я не буду скрывать, а принимать это волен каждый.    Думаю, что «знанием» (γνσιν) здесь называет не просто «ведение» (εδησιν), но употребляет вместо «свойства» (οειτητος) или по роду и природного, или же по усвоению благодати и достоинства. Так, у эллинов знакомыми или родственными (γνωστος) обычно называются не только свойственники по роду, но и единокровные братья. А что и Божественное Писание считает свойство знанием, это можно видеть из следующего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

—298— внешний только облик его в зеркале, но стать с ним в непосредственное общение, лицом к лицу. В отношении к духовному и душевному состоянию человека мысль Апостола совершенно ясна для каждого. В душевном состоянии человек только узнаёт и угадывает, через посредство внешних органов чувств и умозаключений, тайны бытия по отражению божественной действенности (идей и сил божественных) в плотяно-чувственной форме видимого мира, как в зеркале. Он смотрит на тени и образы божественной действенности и по ним уже гадает о невидимом существе Самоистины ( Рим.1:19–20 ). Но когда из душевности перейдёт человек в духовность и из-под плотяной земляности вырастет на простор духовной небесности, тогда разобьётся это зеркало, он увидит истину лицом к лицу, чистым сердцем узрит Бога и дивную красоту божественной жизни будет созерцать непосредственно в её Самоисточнике. Среди этих вполне ясных и личному опыту каждого доступных, а потому совершенно объективных и неотразимых, разъяснений тем неожиданнее встретить третье, если понимать его в общепринятом толковании: „теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан“ (Русский Синодский перевод), – или Славян: „ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан бых“, причём подразумевается субъект при страдательном: „Богом“ или „от Бога“. В подлиннике: ρτι γινσκω κ μρους ττε δ πιγνσομαι καθς κα πεγνσθην, – варианты: γνσομαι – только Κ-Моск. Син. Библ. 9 в. и εγω приб. пред πεγνσθην F gr Кембр. 9 в. G Дрезд. 9 в. d лат. Кларом. 6 в. (опуская et), – е лат. Петерб. 9 в. и Кипр. Hart. 1, 155, 8 в мн. кодд. см. примечание под чертой, – D Кларом. 6 в. καθως και ω επεγνωσθην, где ω есть ошибка, может быть описка вместо εγω. Первый вариант конечно не имеет значения. Против второго все авторитеты, притом в экзегетическом отношении он ничтожен, так как это εγω не может указывать непременно на личный случай с Ап. Павлом (его обращение в христианство), в виду наприм. Рим.7:9,13,14,17,20,21,23,24,25 ; Гал.2:19–20 ; 1Кор.10:29–30 др. под.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 И к этому он прибавляет в шестой книге еще следующее: “Когда уразумел Платон, что только один демиург может быть познан людьми, между тем как первый ум, который именуется бытием-в-себе (ατον), ими совершенно непознаваем, он сказал следующее, представляя эти слова как произнесенную кем-то фразу: 23 “О люди, ум, который вы представляете себе, не есть первый; перед ним есть другой, старше него и божественнее 113 .” 24 После рассмотрения иных предметов он добавляет: “Кормчий, носимый по морю, высоко восседая над кормовым веслом, рулем направляет корабль, но глаза его и ум устремлены прямо к высоте эфира, к звездам, потому что его дорога проходит вверху, по небу, хотя плывет он внизу, по морю. Точно также и демиург связал гармонией материю, чтобы она не сходила со своего пути и не отклонялась в сторону; он сам управляет ею как кораблем в море 114 , а над гармонией он властвует с помощью идей; но смотрит демиург вместо неба на вышнего бога, притягивающего его взоры, и свою способность принимать решения он получает от этого созерцания, а свое вожделеющее начало – от этого стремления 115 . 25 Таково же и к нам слово Спасителя: “Ничего, – говорит Он, – не может Сын творить Сам от Себя, если не будет видеть Отца творящего.” ( Ин.5:19 ) Так-то говорит обо всем этом Нумений; и нет необходимости говорить, что он высказывает не собственные мнения, но лишь разъясняет мысли Платона; 26 а что Платон не первым принял это учение, но опередили его еврейские мудрецы, явствует из вышеизложенного. Поэтому совершенно естественно, что знаменитый среди современных философов Амелий, будучи как никто другой ревностным сторонником платоновской философии, хотя и не счел уместным вспомнить имя евангелиста Иоанна, когда назвал Варваром еврейского философа, однако является свидетелем, подтверждающим его слова и пишет дословно следующее: Глава 19. Амелий: о богословии нашего евангелиста Иоанна 1 “Таким образом, это было Слово, благодаря Которому, сущему вечно, как сказал Гераклит 116 , произошли рождающиеся вещи, и, о Котором, клянусь Зевсом, Варвар говорит, что Оно находится в звании и достоинстве Начала, что Оно было у Бога и [Само] есть Бог; через Него все вообще начало быть; в Нем возникшее стало живущим, жизнью и сущим; затем Оно устремилось в тела, и облекшись в плоть, уподобилось человеку показав, таким образом, величие природы; бесспорно также, что затем умерев, Оно было обожествлено и стало Богом, Каковым Оно и было прежде нисхождения в тело и плоть человека 117 .”

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Послушай, что тебе делать, всяк, желающий спастись, и прежде всех ты, вопрошающий Меня. Думай, что ныне ты умер, что ныне ты отрекся и оставил весь мир, покинув друзей, сродников и всякую суетную славу; вместе с тем совершенно отбросив попечение о дольних предметах, возьми крест на плечи, крепко его привяжи и до конца (жизни) переноси труды искушений, боли скорбей и гвозди печалей, принимая (их) с величайшею радостию, как венец славы. Ежечасно пронзаемый остриями обид и жестоко побиваемый камнями всякаго рода безчестия, проливая слезы вместо крови, ты будешь мучеником. Перенося с великою благодарностию поругания и заушения, ты сделаешься причастником Божества Моего и славы. А если ты сам себя покажешь последним из всех, рабом и слугою, то после Я сделаю тебя первым из всех, как обещал Я. Если ты возлюбишь врагов и всех ненавидящих тебя, и будешь от души молиться за обидящих тебя и благотворить им по силе твоей, то поистине ты стал подобным Всевышнему Отцу твоему; и стяжав отсюда чистоту сердца, ты узришь в нем Бога, Котораго никто никогда не видел. Если же случится тебе потерпеть гонение за правду, тогда радуйся, потому что царство небесное стало твоим. А что более этого? Это и многое другое, заповеданное Мною, делай и других учи, и ты и все прочие, верующие в Меня, [так поступайте], если хотите спастись и водворяться со мною во веки веков. Если же вы отрекаетесь и отвращаетесь, считая позором и безчестием терпеть все это, (быть презираемыми) и положить души свои за заповеди Мои, то зачем стремитесь узнать, как вам должно спасаться (и чрез какия деяния можно сдружиться со Мною)? зачем же и Богом вашим Меня называете? зачем и себя также неразумно считаете верующими в Меня? Ведь Я ради вас все это претерпел добровольно: будучи распят на кресте, Я умер смертию злодеев, и Мои поношения и позорная смерть сделались славою мира, жизнью, светом, воскресением мертвых, похвалою всех верующих в Меня, стали одеянием безсмертия и истиннаго обожения для всех верных. Поэтому те, которые подражают честным страданиям Моим, сделаются также и причастниками Божества Моего и наследниками царства Моего, станут общниками неизреченных и невыразимых благ и будут вечно пребывать со Мною. О прочих же кто не восплачет и не возрыдает? кто не прольет слез от жалости сердца? кто не оплачет великаго их безчувствия? Ибо, оставив жизнь и ужасным образом отторгшись от Бога, они сами себя предали смерти. От части их избави меня, Владыко всяческих, и сподоби мне ничтожному и последниму из рабов Твоих сделаться причастником непорочных страстей Твоих, дабы, как сказал Ты, Боже, я стал и причастником славы и наслаждения благ Твоих, Слове, ныне, правда, как бы в гадании, образе или зеркале, «тогда же я познаю, якоже и познан бых» (1 Кор. 13:12). Гuмh XIV Те, которые отсуда уже чрез причастие Духа Святаго сочетались с Богом, и по преставлении из сей жизни, будут там сопребывать с Ним во веки. Если же нет, то противоположное будет с теми, которые являются иными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

35 . Прежде всего нам необходимо понять, сколько существует природ 1342 , сколько их чинов 1343 , сколько их качеств 1344 , сколько их форм 1345 , сколько существует побуждений 1346 каждой из них и что им противоположно; что такое эти побуждения и их противоположности; какие из них естественным образом без тварной причины в свое время изнутри приходят в движение, а каких из них, хотя те и находятся в природе, тварные причины побуждают к росту; какие [из них] рвут и разрушают природу, когда случается, что преобладает смешение элементов 1347 горячего и сухого, какие – когда горячего и мокрого, какие – когда мокрого и холодного, какие – когда холодного и сухого, а какие – когда в смеси каждый [из элементов] равен остальным; какие [из них], даже когда им случается прийти в движение, не совершают действия, а какие не завершают действия, потому что не выдерживает природа; есть ли среди них такие, которые, возможно, совершенно оторвались от природы, и если они оторвались, то есть ли возможность того, что вместо них будут привиты другие. 36 . Поняв все это, мы уразумеем и то, что происходит по природе, что – выше природы, а что – против природы. Как я думаю, до того, как человеку не станут понятны эти разделения, он не сможет вникнуть в то, что выше природы, даже если, скажу я, ход его жизни согласен с природой. Ибо кто способен оставить тьму, если он не видит свет? Или кто откажется от рожков, если он не находит хлеба? 1348 Есть еще многое, что похоже на это. 37. И как блаженный Моисей приводит рассказы о видимых творениях 1349 для [определенных] людей – тебе и самому известен такой тип людей, – так же и мы молимся о том, чтобы при помощи благости Божией мы могли говорить хотя бы об этом видимом теле, его качествах, чинах, формах и побуждениях. 38 . Итак, что касается числа природ творений, то известно, что их только две: чувственно воспринимаемая и умопостигаемая 1350 . Тот, к Кому мы отказываемся приближаться из-за Его таинственности и величия, может быть познан, насколько это возможно, посредством чувственно воспринимаемого, как душа – через тело.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

920 Вечное блаженство праведников . Окончательный приговор над людьми произнесен будет Самим Христом. Его можно предугадывать уже из разделения всех людей на овец и козлищ. Стоящие по правую сторону от Судии, как благословенные Отца небесного и праведные, получат в награду от Бога жизнь «столь блаженную, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем. Же у явися, что будем ( Ин.3:2 ). Вем человека о Христе, говорит Апостол Павел, который восхищен был в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не лет есть человеку глаголати ( 2Кор.12:24 ). Такое блаженство произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Видим убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же лицом к лицу: ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан бых (Кор.13:12). Тогда праведницы просветятся, яко солнце в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Будет Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 )». «Когда мы видим совершенное произведение ума человеческого, порываемся любопытством видеть творца; когда слышим о достохвальных человеколюбивых деяниях, наши взоры желали бы почить на груди, в коей бьется сердце столь доброе; когда внемлем славе сильных земли, наше воображение устремляется в места их пребывания, и мы почитает себя счастливыми, если можем поставить себя пред ними. Впрочем, видя лице мудреца, еще не видят его мудрости; взирая на добродетельного, не видят добродетели; обозревая великолепие, окружающее сильных, не видят того сильного духа, который проходит и движет огромные члены государственного тела. Телесный взор объемлет только тело, но видеть Бога – конечно, уже не сим бренным оком – есть созерцать (но возможности ограниченной твари) и Его премудрость – и озаряться от нее всегда новым светом познания, и Его благость – и исполнятся от нее любви и радости бессмертные, и Его величие – возвышаться до блаженства чистейших духов. Если не ослепленный страстями, не омраченный предрассудками разум находит удовольствие, рассматривая следы Божества в царстве природы; если верующая душа погружается в восторгах, проходя мысленно чудесные пути благодати в ея таинственном царстве; то что должен чувствовать тот, кто, оставя сии неотдаленныя области Вседержителя, проник бы во внутренность державы Его, вступил бы в Его бессмертный град, ощутил бы всюду – и окрест себя, и в себе, Его славное присутствие? Если мы любим слушать, как сии видимые небеса в безмолвии поведают славу Божию ( Пс.18:2 ), малейшее насекомое возвещает величие Творца; то что, если бы в небесах небес, вместо сияния мертвых тел, мы узрели свет бессмертных духов, – вняли бы немолчному их славословию, соединили бы с хором их наши гласы, научились бы, изливая, так сказать, хвалы в Бога, почерпать из Бога неиссякаемую радость? Богодухновенный царь, который, кажется, научился у Серафимов песням их и старался, сколько можно, совершеннее испытать небесное их упражнение – славословить Царя царей, не ожидает и там другого блаженства, как быть ближе к Нему и вечно хвалить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях: егда же бых муж, отвергох младенческая». Ибо по достижении совершенного возраста украшающиеся сметливостию и благоразумием не имеют нужды в отроческом знании. И так Апостол в настоящей жизни данное нам знание уподобил знанию детей, ожидаемое же в жизни будущей – знанию мужей совершенных, научая опять этим невысоко думать о своем знании рассекающих тело Церкви. 1Кор.13:12 .  Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. «Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу». Настоящее, говорит Апостол, есть тень будущего, ибо во всесвятом крещении усматриваем образ воскресения, а тогда увидим самое воскресение. Здесь видим вместообразная Владычнего тела, а там узрим Самого Владыку. Сие значат слова: «лицем к лицу». Увидим же не невидимое Его естество, для всех незримое, но воспринятое Им от нас. «Ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых». Не то говорит Апостол, что познаю Его, как сам Им познан, но что определеннее узрю Его, как соделавшийся Ему своим. Ибо слово «познан» употребил Апостол вместо слова «присвоен». Так и Моисею сказал Господь: «Вем тя паче всех» ( Исх. 33, 17 ), и Апостол говорит: «Позна Господь сущыя Своя» ( 2Тим. 2, 19 ), то есть удостаивает их большего промышления. 1Кор.13:13 .  А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. «Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: болши же сих любы». Апостол показал, что дарования престают, пребывает же одна любовь, показал также, что любовь преимуществует пред нравственными преспеяниями. Ибо излишня вера в будущей жизни, когда явными соделаются самые вещи. И если «вера – уповаемых извещение» ( Евр. 11, 1 ), то, по явлении самих вещей, нет уже потребности в вере. Так же излишня там и надежда. Ибо «упование видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает?» ( Рим. 8, 24 ) Но любовь там паче имеет силу, когда упокоятся страсти, тела соделаются нетленными, а души не будут избирать ныне то, а заутра другое. Читать далее Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова//Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 211-309. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Существует два прочтения пророческих слов. Одно, соответствующее Синодальному переводу и всем переводам, независимым от Септуагинты, пожалуй, точнее передает прп. Макарий/Глухарев/: Иегова! Я услышал слово Твое и устрашился. Иегова! оживи дело Твое среди времен, яви среди времен; во гневе вспомни о помиловании. Надо сказать, что Синодальный перевод поэтичней. Однако (хайэгу) означает не просто «соверши», а о именно «оживи» – речь идет о возрожде­нии чего-то, что было раньше. Очень четко проступает этот смысл в переводе Новой Иерусалимской Библии: Господи, я слышу весть, я вижу, Господи, что Ты раньше совершал. Пусть оно в эти годы вновь совершится, Яви это в эти годы! И во гневе думай о Твоей милости! (перевод автора с немецкого) Пророк Аввакум вспоминает, что Ягве-Бог совершал во дни Моисея. Пророк молит, чтобы те дела Божии явились вновь, ожили в его время. Как Господь неког­да избавил Израиля от Египетского рабства и явил при этом Свои великие благо­деяния, так и ныне пусть Он избавит иудеев из Вавилонского плена, пусть вновь явит дела Свои, пусть в излитом на Иерусалим гневе Своем вспомнит о милости. Дальнейшая песнь Аввакума, являющая шествие Божие от Синая с наро­дом Своим, и есть чаяние пророка и вместе с ним всех ожидающих явления правды Божией в этом мире. Совершенно иначе читают Семьдесят переводчиков. Вместо «оживи дело Твое среди времен», читаем: «ν μσω δο ζων γνωσϑση», то есть «посреди двух животных познан будешь». Текст Септуагинты вполне передает цер­ковнославянский перевод: Господи, услышах слух Твой и убояхся: Господи, разумех дела Твоя и ужасохся: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися: внегда смутитися души моей в гневе, милость (Твою) помянеши. Этот текст пророческих слов целиком наполнен ожиданием, он ни­сколько не обращен к прошлому. Явно, что в этом тексте пророк ожидает Мессию. Мессию, Который будет познан посредь загадочных двух живот­ных. Мессию, Который будет познан, когда приблизятся времена и лета. Мессия явится, когда придет Его время. И когда смутится душа пророка во гневе Божьем, тогда Бог вспомнит о милости Своей. Смущалась душа ветхозаветних праведников, взиравших на происходящее среди народа Бо­жия, пока не вспомнил Ягве-Бог милость Свою и явил народу Своему Мессию-Христа. Но для Аввакума это оставалось еще делом будущего времени, ожидаемого им.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В чём же будет состоять разъяснение? —299— Принимая πεγνσθην в страдательном значении и прибавляя к нему субъект действующий π το θεο – от Бога или Богом, толкуют изречение двояко, смотря по тому, в каком смысле понимают аорист πεγνσθην. Одни, как и славянский (познан бых), берут в значении прошедшего исторического и видят указание на событие обращения Апостола в христианство, когда он, на пути в Дамаск, был познан Богом и призван был Христом к вере и апостольству. Но при таком толковании вместо ожидаемого и соответственного прежним двум, объективно ясного различия между теперешним и тогдашним знанием человека, получается нечто в высшей степени субъективно-личное, интимное, одного только Апостола Павла касающееся и только его личному опыту известное, следовательно основывающееся не на проверке со стороны читателя и его опыту доступное, но требующее доверия к Апостолу и гадания о его знании знания Божия о нём. Кроме того, такое толкование теряет из виду всякую связь разъяснения с разъясняемым предметом. Апостол в таком случае говорит, что кроме указанных уже двух совершенно наглядных различий между теперешним и будущим знанием человека есть ещё третье, именно такое: теперешнее наше знание есть только частичное и „отчасти“, напротив тогда человек будет познавать или познает также, как Бог познал Апостола Павла, призвав его через Христа на служение Себе. Строй и характер разъяснений Апостола разрывается вставкой чего-то таинственного даже и для самого Апостола, – чего-то неясного, недоступного опыту и проверке всех, как два предшествующие разъяснения. Очевидно, такое разъяснение было бы вообще не в обычае Апостола и не соответствует строю рассуждений его по данному предмету и в данном месте. Другие принимают аорист в неопределённом (настоящем) времени или гномическом значении, чему вполне благоприятствует сравнительный союз χα&ωα и употребление аориста у новозаветных писателей ( Ин.15:6 ν μ τις μν ν μο βλθη ξω... κα ξηρνθη, και συνγουσιν... κα... βλλουσι κα καεται, – ст. 9 καθς γπησν με πατρ, κγ μς γπησα, – 8:28–29: κα πμψας με μετ’ μο στν. οκ

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Но как слова Святых Евангелий иные говорятся нам примрачно и в притчах, а иные говорятся ясно без прикровенности, так и слова Апостолов не все говорятся явно без прикровенности, но иные из них имеют нужду в большом толковании и изъяснении, потому что содержат сокровенную глубину мыслей. И если признаете благословным, возьмем в рассмотрение одно изречение святого Апостола Павла и увидим, какие там сокрыты глубины Духа, ибо, по слову Божию, Святый Дух вся испытует, и глубины Божия (1Кор.2:10). Какое же изречение имеем мы рассмотреть? — О неизреченных глаголах, какие слышал божественный Павел, когда был восхищен до третьего небесе. Но прежде надобно нам пояснить, что значит глагол — ρημα, чтобы правильно уразуметь смысл апостольских слов. Глагол — ρημα — значит слово — λογος, как и, наоборот, слово называется глаголом. Так, сотник сказал Господу: рцы слово, — λογος, и исцелеет отрок мой, а жена Иова говорила: рцы глагол, — ρημα, некий ко Господу и умри. — Глаголы и слова человеческие говорятся устами человеческими и слышатся ушами человеческими. Но глагол Божий и слово, исходящее из уст Его, совершенно неизрекаемо и неизложимо для языка человеческого и невместимо для уха человеческого, и даже невозможно, чтобы слово Бога вошло в чувство человеческое, потому, что чувство не может чувствовать того, что превыше всякого чувства. — Далее под словом и глаголом в Боге, по первому созерцанию, разумеем Слово Бога и Отца, Самого Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного; а под устами Его, коими Он изрекает неизреченные глаголы, разумеем Святого Духа, как и Пророк говорит: уста бо Господня глаголаша сия (Ис.1:20), то есть Дух Господень. Почему же Дух Святой называется устами Божиими, а Сын называется Глаголом и Словом? Потому что как собственное наше слово, сущее в душе нашей, произносится и явным для других делается посредством уст наших, и другим способом невозможно произнести или сделать его явным, кроме глаголания уст, так и Сын Божий и Слово не может познан быть, или услышан быть, если не будет откровен чрез Духа Святого. — Что говорим: не может, то говорим это в отношении к Богу вместо ουæ ενδεχεται (не бывает, чтоб, — неуместно, не подобает) и вместо — не хочет, как говорится, например, невозможно солгать Богу, и не возможе многа знамения сотворити. И как у нас бывает, что если не отверзем собственных уст наших, то не может изыти вне слово наше, так и если не отверзутся уста Божии (то есть Дух Святой) чрез осияние и просвещение, какие бывают в нас (не говорю, чтоб Дух отверзался, но ум наш, когда осиявается и просвещается от Духа), Сын и Слово Божие не зрится и не бывает явен в чувстве зрения и слуха нашего (умного).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010