О книжности и способности к учительству романо-борисоглебского попа Лазаря говорит его обширная челобитная против новоисправленных книг, которая опровергается в книге: Жезл правления. Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и другие протопопы и священники, рассеянные по разным городам московского государства, ревновавшие о подъеме нравственно религиозной жизни духовенства и всего народа, составляли из себя, в кружке ревнителей благочестие, особую группу, которую мы, в отличие от кружка ревнителей столичных (о них речь ниже), назовем провинциальною, так как в некоторых своих воззрениях эта группа существенно разнилась от воззрений группы столичных ревнителей, вследствие чего между ними, с течением времени, и произошел разрыв, вызвавший раскол в русской церкви. Об общем характере деятельности провинциального кружка ревнителей Неронов в своей челобитной царю из Спасокаменного монастыря, от 2 ноября 1653 года, говорит так: «а при отце твоем Цареве, блаженные памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, те страдальцы (т. е. Аввакум, Даниил, Логгин и Лазарь) многа лета были, и порока в них, государь, никакова к вам, государем, не явилося... А они в те лета беспрестанно к вам, государем, на всякие бещинныя извещали, и святейшим патриархом блаженные памяти, и прочим властем о утверждении святых церквей, что вам, государем, вестно было. И вы, государи, ко утверждению церкви, вышняго Бога помощию, десницею своею помощь подавали». И в послании к царице, от 2 мая 1654 года, тот же Неронов говорит: «яко же и древле начальник веры и спас душ наших владыка Христос зависти ради пострада от жидов; сице и тии (т. е. Аввакум, Даниил и др.) мучени, и томлени, и изгнани ради проповеди закона, и ради учение, и за еже понуждати им на благое всех человек, ревность имуще, да не един от христиан правого пути погрешить, но вси спасение да улучать и чисти пред сотворшим ны предстанут в день праведного суда, иже и воздаст комуждо по делом Таким образом, по заявлению самих провинциальных ревнителей, их особенная задача и призвание состояли прежде всего в том, чтобы они «на всякие бещиные извещали государем», и чтобы патриархам и другим властям подавали челобитные «о утверждении святых церквей» т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439633/

е. грешники) в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:46 ), чем ясно показывает, как то, что не только огонь, в который пойдут грешники, будет вечен, но и мучения их в нем будут вечны, так и то, что вечность сих мучений должна пониматься в таком же точно смысле, в каком должна пониматься и вечность определенной праведникам будущей блаженной жизни. Точно так же учили и Христовы апостолы. По учении ап. Иуды, предуказание казни огня вечного, для вразумления всех нечестивых, представлен был образ в той огненной казни, какая постигла, некогда, Содом, Гоморру и другие окрестные, подобно им, развратившиеся города ( Иуд.1:7 ). То же повторил и ап. Павел, выразившись, относительно, непознавших Бога и противящихся евангелию Христову, что они муку приимут, погибель вечную ( 2Фес.1:9 ). А по изображению ап. Иоанна в Апокалипсисе, все те, кои передадутся на сторону диавола, будут мучимы в огне и сере... и дым мучения их во веки веков восходит (будет восходить), и не имут (не будут иметь) покоя день и нощь ( Откр.14:11 ), равно, как и, прельщавший их, диавол, а, также, ближайшие его клевреты, зверь и лжепророк в озере огненном и серном, мучени будут день и нощь во веки веков ( Откр.20:10 ), – что, присовокупим, опять прямо устраняет всякую мысль о прекратимости когда-либо адских мучений. § 215. Учение церковно-отеческое Так учили и древние отцы, и учители Церкви, то повторяя, то защищая и оправдывая, то подробнее раскрывая и определяя Откровенное учение, как о, предназначенном для грешников, месте мучений, так и о самих их здесь будущих мучениях, с определением их существенного характера, а, также, их разновидности и продолжимости. § 216. О предназначенном для осужденных грешников месте мучений Что касается, впрочем, того, где, именно, в новом мире будет находиться назначенное для грешников место, то они почти вовсе не останавливались на решении сего вопроса, по неимению указаний на это в Св. Писании, ограничиваясь в сем случае только тем, основанным на Откровении, о нем представлением, что оно будет совершенно вне и вдали от предопределенного праведникам царствия небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Истинный христианин есть сын церкви (3:33, см. ХРИСТИАНИН , 1088). Счастье христианина пребывать в Церкви (4:108, см. СЧАСТЬЕ , 1027). Дверью в церковь является крещение (3:35, см. КРЕЩЕНИЕ , 439). Вступая в Церковь , христианин дает присягу быть верным Богу (4:294, см. КРЕЩЕНИЕ, 442). Кто обеты крещения нарушает и против совести поступает, тот вне Церкви Христиане вси тии не хранят ОБЕТОВ своих, которые беззаконнуют и противу СОВЕСТИ поступают. Сюда надлежат блудники, прелюбодеи и всякие сквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, и прелестники, ругатели и злоречивии, пияницы, укорители, ненавистники и злобнии, в гордости и пышности мира сего живущие, и вси небоящиеся Бога. Вси таковые солгали Богу, и обетов своих не хранят; и вне церкви святой находятся, хотя и в ХРАМЫ ходят и МОЛЯТСЯ, и ТАИН приобщаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показуют. Почему сильно на СУДЕ Христовом истязаны будут, и более мучени тамо, нежели Турки и идолопоклонники ( Пс. 17, 26 и 27) (5:164). Кто церковь не слушает, тому Христос не Пастырь и тот не Христов Понеже кто Церкве не слушает, тот, по словеси Христову, как «язычник и мытарь». И паки повторяю: кто Церкве не слушает, тот не есть сын Церкве; кто не сын Церкве, тому Христос не Пастырь; кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца; кто не есть Христова овца, тот напрасно ожидает вечныя жизни. Понеже Христос обещает живот вечный: «овцы», рече, «гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ( Ин. 10, 27 и 28) (1:40). Порочно живущие, вне Церкви пребывают Како возможно быть внутрь Церкве «святой» тому, который льстит, лукавит и хитрит, яко лис; тому, который похищает, яко волк; тому, который ярится и свирепеет, яко лев лютый; тому, который похотствует, яко конь; тому, который злобится, яко ехидна; тому, который гордится яко павлин; тому, который обжирается и сластолюбствует, яко свинья; тому, который так мирских вещей желает и ищет, как язычники, не имеющие упования вечнаго живота, и как бы он имел вечно в мире сем жить, и аки бы не было воскресения мертвых? А что, когда в едином все скотские нравы показуются? то уже и горший скота есть. Не внешний бо вид и образ, но внутренний нрав человеческий показует человека. Сам убо видишь, христианине, что не возможно неисправному и неочистившемуся покаянием христианину внутрь Церкве Божией быть. И потому опасно, чтобы вечно не погибнул, якоже вси, обретшиеся вне ковчега Ноева, погибли, аще не покается и не исправится (4:300–301).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Между тем, бл. Августин более подробно, чем кто-либо другой, обозрел и опроверг все, существовавшие в его время, мнения, противные Откровенному и церковному учению о вечности адских мучений, чем, понятно, как сейчас увидим, немало способствовал к его ограждению и утверждению. По Августину, все мнения о скончаемости адских мучений, из коих, одно из них, предназначает конец адских мучений, не только для всех грешных людей, но и для диавола с его аггелами, другое же, для всех только, осужденных на муки, людей, а третье – для одних только, из среды их христиан 1079 , страдают одинаково тем общим важным недостатком, что все они проистекают, отнюдь, не из слова Божия, а, единственно, из внушений суемудрого разума и испорченного сердца, следуя которым, некоторые, по выражению Августина, ложные милостивцы, тем щедрее сулят другим после последнего суда раннее или позднее помилование Божие, чем более сами желают быть уверенными в таком же собственном помиловании, чтобы, ввиду этого, можно было безбоязненно и спокойно продолжать вести свою порочную и преступную жизнь 1080 . А потому, он такого рода милостивцев, главным образом, отсылает, как к единственному и непререкаемому в сем случае судии, к слову Божию, и, между прочим, говорит следующее: «Прежде всего, надобно решить, почему Церковь отвергла разноглагольствия людей, обещающих очищение или помилование диаволу, хотя бы и после великих и самых продолжительных мучений. Столь многие святые и, сведущие в ветхих и новых священных книгах, мужи, нимало не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были велики или малы, наказаний, получат очищение и блаженство в небесном царстве. Но они видели, что не может быть пустым и бессильным божественный приговор, который Господь, как Сам Он предсказал, произнесет на суде: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:41 ) – приговор, показывающий, что диавол и аггелы его будут гореть в вечном огне. Видели, также, что не может быть бессильным и написанное в Апокалипсисе: И диавол льстяй их ввержен будет в озеро огненно и жупельно, идеже зверь и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

И царствующаго пророка Давида: Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша церковь святую твою, положиша Иерусалим, яко овощное хранилище. Положиша трупия рабов Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным 219 . Блажени суть, иже Христа ради мучени и закалаемы. Глава 17. Объявление и извещение о лжеучителех самочинных, неосвященных, коварных, лицемерных, богопротивных развратников и преблазнителей, тайных татей и сокрытых волков, и хищников, и сводителей, душ християнских губителей Дойде к нам странным, о христоименитыи людие, от наших стран чрез посланных от вас правоверных боголюбцев Семена Васильева и Стефана Савельева 220 в лето 7218 (1710) 221 скорбный и плачевный глас и толико скорбный, яко истинным боголюбцем и братолюбцем по Христову словеси братскаго падения паче своея души предпочитающи скорбети и оплакивати и о смерти отступления от правыя веры и святыя соборныя церкви благочестивых церковных догматов. Паки слышим от них, яко по возмущении, и нарушении, и превращении правыя веры и святыя соборныя апостольския церкви, матери нашея, Никона патриарха отступлении, в настоящия сия времена последня и плачевная по грехом нашим велик пламень злохитренных многоглаголанных и пестрообразных ересей лютых разгореся от богопротивных развратников коварных и лицемерных преблазнителей, самочинных и неосвященных лжеучителей, и самогубителей, и сводителей в Новгородских странах и 222 в Хижах на Дереве и во иных местах 223 . (об.) По чину величества их нарицаются староверцы и обительныя большаки, наставники, учители, духовники, крестители, избранники, честныя рабы Христовы 224 . По именом главнейшии: Яков Сухий, Илья Яковлев, Родион Марков, Данило Артемьев, Прохор Губатый, Иван Москвитин, Григорий Белохин, Терентий Михайлов, Алексей Соловянин, Максим Ондреев. И от них воспрямигнул Федосий Васильев, главный обительный наставник и собиратель, который во обители братии 500 и женскова полу 700 имел. Имел быть в них игумном и большаком, который вербу освящал, в Велик День со кресты ходил, в 50-цу на листу корпели, и молитвы читал, яко же поп, и кадилом кадил; он же попов и старцов разстригал и перекрещивал и духовныи дела творил, на дух исповедь принимал, и прощал, и разрешал, проводы, понахиды отпевал и молебны служил, молитвы родильницам давал, и домы очищал, и брачных разводил, женитву запрещал, от сообщения с миром в ядении и питии запрещал 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Вероятно, многие из святилищ Божиих будут поруганы, или разрушены или обращены в места каких-либо злочестивых сборищ, а, по слову Апостола, вождь беззаконников, сын погибели, дерзнет сесть в храме Божием, выдавая себя за божество ( 2Фес.2:4 ). Вероятно также, что многие благочестивые люди, твердые в вере и истине, с презрением будут отзываться об этом мнимом божестве, как Христиане первых веков отзывались об идолах, и будут казнимы мучительной смертью. В это же время, может быть, умерщвлены будут два пророка ( Откр.11:7 ), строгие обличители беззаконий и заблуждений того века и грозные вестники грядущих громов гнева Божия. Но недолго будут торжествовать злодеи. И сниде огнь от Бога с небесе, и пояде я. И диавол летяй их ввержен будет в езеро огненно и жупельно (серное), идеже зверь и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков (ст. 9 и 10). И сниде огнь от Бога с небесе, и пояде я. Исполнятся ли сии слова буквально, мы ничего не можем сказать. Пал же некогда огонь с неба на Содомлян и истребил их. Может быть, под сим огнем разумеется сила и быстрота казни Божией. В другом месте Писания сказано, как мы упоминали, что Господь Иисус сразит сына погибели духом уст Своих и явлением присутствия Своего истребит ( 2Фес.2:8 ). Все сии выражения, как иносказательные, означают не столько орудия наказания, сколько могущественный Божий приговор, по которому последует исполнение; этот приговор есть и меч всепоражающий, и огонь всеистребляющий. – Может быть истребление беззаконников и не вдруг произойдет; но они остановлены будут в дерзких своих предприятиях ужасными явлениями в природе, предшествующими суду Божию. Услышав рев морей, почувствовав необыкновенное колебание земли, увидя, что солнце меркнет, луна делается бесцветной, звезды гаснут ( Мф.25:29 ; Откр.6:12 и 13), они конечно дрогнут, как бы ни были ожесточены и преступны. К тому же глазам их представится еще более ужасное видение – распростертый по небесному своду крест Господа Иисуса Христа 197 , который они презирали и поносили разного рода насмешками и хулениями, а в след за тем явится и Сам Господь славы; тогда не они ли первые побегут укрываться в пещерах и ущельях гор? Не их ли отчаянный вопль будет повторяться в горах: падите на ны, и покрыйте ны от лица Седящаго на престоле и от гнева Агнча ( Откр.6:16 )? Участь их решена: они и с обольстителем своим преданы будут вечному мучению, на которое осуждены все гонители Церкви Христовой. Так кончится последняя брань врагов веры и Церкви Господа нашего Иисуса Христа. XXVII. Всеобщий суд Божий над людьми и оживление всех умерших на суд И видех престол велик бел, и Седящаго на нем, егоже от лица бежа небо и земля, и место не обретеся им (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Гог и Магог были дикие и варварские народы северных стран ( Иез.38 ), где греки помещали свою Скифию. Имя сих древних варваров употреблено тайновидцем очевидно в метафорическом смысле для обозначения тех свирепых орд, которые вооружатся против Христовой церкви пред концом мира – с намерением уничтожить ее совершенно. Антихрист, вероятно, будет вождем сих орд. И взыдоша на широту земли, и обыдоша святых стан и град возлюбленный ( Откр. 20:8 ). Т. е. враги Христа распространятся по земле; вообще гонение на церковь Его начинается по всей вселенной. Город возлюбленный – есть церковь Христова, а стань святых – избранные и верные христиане. И сниде огнь от Бога с небесе, и пояде я ( Откр. 20:9 ). В таких же чертах некогда и пророк Иезекиль изображал поражение свирепых полчищ Гога разгневанным Иеговою ( Иез. 38:12–22, 39:1–6 ). Огонь, сошедший с неба, есть конечно метафорическое изображение правосудного гнева небесного, который прольется на врагов Божиих в грозных событиях пред вторым пришествием Христовым. И диавол лстяй их ввержен будет в езеро огненно и жупелно, идеже зверь и лживый пророк:и мучени будут день и нощь во веки веков ( Откр. 20:10 ). Так кончится многовековая ужасная деятельность родоначальника всякого зла – диавола и его последних споспешников в роде человеческом! Все трое низринуты будут в ад для вечных мучений, – сначала антихрист и его лжепророк, а потом и сам сатана. И видех престол велик был, и сидящего на нем ( Откр. 20:11 ). Отсюда начинаются заключительные видения Апокалипсиса, в коих изображается преобразование земной церкви в небесное царство. Первоначально рисуется картина всеобщего суда. Белизна престола, на котором восседает верховный Судия вселенной, означает очевидно святость и правду сего Судии. … егоже от лица (т. е. от лица Господа Судии) бежа небо и земля, и место не обретеся им. Сим изображаются те великие и страшные перевороты во вселенной – пред последним страшным судом, о которых пророчествует св. Ап. Петр в своем послании, говоря, что «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию К-польским Патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому , о чем сообщает житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению В. А. Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/77 г. или скорее всего в нач. 1377 г. О почитании Виленских мучеников на Руси в нач. XV в. свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. вел. кнг. Марии, супруги нижегородского кн. Даниила Борисовича (ГММК. 4615) и в ковчежце 1414 г. их сына кн. Ивана Даниловича (ГММК. 13366). Мощи мучеников оказались в Н. Новгороде не случайно: нижегородский кн. Борис Константинович (отец кн. Даниила) был женат на дочери лит. кн. Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митр. Фотия (1410-1431). Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников, память А., И. и Е. отмечена также в Уставах 1633 и 1641 гг. Под 14 апр. память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы» (РГБ. МДА. 201. Л. 314 об.). В Уставах 1682 и 1695 гг. память мучеников уже отсутствует. А., И. и Е. упоминаются в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Первоначально останки мучеников А., И. и Е. почивали в виленской Никольской ц., затем в храме Св. Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам , к-рые поместили мощи святых мучеников в ц.

http://pravenc.ru/text/116066.html

Под разрешением сатаны от темницы своей разумеется появление перед кончиною мира антихриста. Освобожденный сатана будет стараться в лице антихриста прельстить все народы земли и воздвигает на брань против христианской Церкви Гога и Магога. «Некоторые думают, говорит св. Андрей Кесарийский , что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем, гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов, или их превозношение» (гл. 63). Надо полагать, что имена эти употреблены в метафорическом смысле для обозначения тех свирепых орд, которые вооружатся перед концом мира против Христовой Церкви под водительством антихриста. Откр. 20:8. И взыдоша на широту земли и обыдоша святыхъ станъ и градъ возлюбленный. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. Это значит, что враги Христовы распространятся по всей земле и всюду начнется гонение на христианство. Откр. 20:9. И сниде огнь от Бога съ небесе и пояде я. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. В таких же чертах изображал поражение свирепых полчищ Гога и св. пророк Иезекииль (38:18–22; 39:1–6). Это изображение гнева Божия, который прольется на врагов Божиих при Втором Пришествии Христовом. Откр. 20:10. И дiaboлъ льстяй ихъ вверженъ будетъ въ езеро огненно и жупелно, идже зврь и лживый пророкъ: и мучени будутъ день и нощь во вки вковъ. А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Такова будет вечная участь диавола и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые адские муки. За этой окончательной победой над диаволом последует всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд Откр. 20:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Рано или поздно, но совершится, таким образом, устроение всех (ποκατστασις των πντων, — Деян 3, 21), т. е. восстановление всей твари в состояние совершенства и блаженства. Тогда-то и будет достигнута последняя цель домостроительства, и Бог будет всяческая во всех (1 Кор 15, 28). Наиболее видным представителем этого воззрения в древности был Ориген; в настоящее время оно также имеет немало защитников. Другие же из противников учения ο вечности мучений утверждают, что не призванные к блаженной жизни подвергнутся совершенному уничтожению или внешней силой, т. е. силой Божией, или же через внутреннее саморазложение души, самоугасание в ней жизни, как не имеющей в себе залога бессмертия (в древности Арновий Африк., в новейшее время социниане и многие из протестантских богословов). Ho откровение, утверждая всеобщность воскресения. т. е. как праведных, так и нечестивых, с совершенной ясностью учит, что мучения будут вечны. И. Христос на последнем суде стоящим ошуюю скажет: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его… И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. В откровении Иоанна говорится, что адские мучения будут продолжаться во веки веков: диавол и его орудия мучени будут день и нощь во веки веков (Апок 20, 10), что дым мучения их (поклоняющихся зверю и образу его и приемлющих начертание его) во веки веков восходит, и не имут покоя день и нощь (14, 11; сн. 2 Сол 1, 9–10; Иуд 13 ст.). Выражение во веки веков (превосходная степень) не допускает иного истолкования, как в смысле нескончаемой вечности. И ο блаженстве праведников ап. Иоанн выражается так же: воцарятся во веки веков (Апок 22, 5). Защитники апокатастасиса стараются ослабить силу этих свидетельств Писания, утверждая, что слова: век (αιν), вечный (αινιος), во веки (ες τοζ αινας), будто бы в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, но не бесконечное продолжение времени, что вообще в Писании они не всегда имеют свое собственное и буквальное значение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010