Прихожанка. Но ведь ладан действительно отгоняет нечистых духов! Пресвитер. Кто вам такое сказал? Прихожанка. По-моему это общее мнение. Пресвитер. Я бы не спешил так обобщать, хотя и не отрицаю, что это мнение довольно распространенное. Обычай воскурять фимиам перешел к нам из ветхозаветной традиции: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас» ( Исх. 30, 34–36 ). Прихожанка. Вот видите, здесь говорится о ладане как святыне! Пресвитер. А святыней он становится от чего? От перечисленных благовонных веществ или своего использования? Прихожанка. От перемешанных благовоний вряд ли он станет святым… Пресвитер. Я тоже так считаю. Впрочем, и использование ладана в богослужении не делает его церковной святыней как таковой. Святыней он становится как знак богослужения и символ молитвы святых ( Откр. 5, 8 ). Могу предположить, что как символ молитвы ладан может быть неприятен нечистому миру, но именно как символ, а не как особое «бесогонное» средство. Не каждение само по себе отгоняет бесов. Их страшит молитва. Прихожанка. А если в ладанку положить не ладан, а земельку со святых мест или с могилы какого-нибудь святого? Пресвитер. Опять же, с какой целью? Вам наверняка известны народные представления о целебной силе «родимой землицы». В народном представлении «вся та земля, куда схоронены кровные и близкие, называется родительскою и считается священною: она могущественна до такой степени, что горсточка ее, взятая с семи могил, укрывающих заведомо добродетельных людей, спасает всех родичей, оставшихся в живых, от всяких бед и напастей» 331 . Издревле на Руси был известен крестьянский обычай перед отправлением в дальний путь, и особенно, при переселении, брать с собой горсть родной земли. Землю эту хранили в ладанке, нося ее на груди, рядом с крестом. При этом верили, что таким способом можно избавиться от тоски по родине или защититься от болезней. В случае смерти в чужих краях, родную землю клали в могилу. После революции 1917 года этой традиции придерживались русские эмигранты, вывозя с собой на чужбину русскую землю для того, чтобы быть похороненным вместе с ней 332 . Все это может и выглядит романтично, но по сути своей все тоже грубое суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

24. Ответ на 23., Орлов: «Руководитель Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин 18 января встретился с одним из организаторов кампании «За честные выборы» Алексеем Навальным, сообщает Интерфакс. «Был очень интересный и доброжелательный разговор. Мы беседовали около часа, потом господин Навальный принял участие в приходской постной трапезе в сочельник», - рассказал отец Всеволод Чаплин. Протоиерей добавил, что Навальный поделился с ним планами «действий тех сил, которые высказывают опасение насчет корректности проведения выборов». Кроме того, по словам представителя Русской Православной Церкви, стороны «обменялись мнениями и относительно того, как вместе помочь развитию диалога различных политических и общественных сил, диалога власти и общества».«Познакомились, обменялись мнениями. Поели постного борща и макарон, за что [отцу Всеволоду] Чаплину большое спасибо - был голоден», - прокомментировал беседу с протоиереем Навальный в своем твиттере»./«РНЛ»/Вот видите, уважаемая Прихожанка, - это батюшка Всеволод кормит проголодавшегося Алешу постным борщом, а вовсе не «американские жирные коты со своих потных ладошек»!Воистину, христианский поступок.Володю Тора батюшка тоже покормил и напутствовал.Наверное, это достойные молодые люди. К тому же – православного вероисповедания. Кого попало, Глава Синодального отдела на беседу приглашать не будет. Судя по Вашему назидательному тону, Вы не читали Евангелие. Итак, Евангелие от Марка: (Мк, 8 зач., 2, 14—17) " Проходя, увидел Иисус Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. " Следовательно, батюшка поступает в полном соответствии с заветами Господа нашего - Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/20/se...

- А теоретически это возможно? - Теоретически мы должны делать то, что нам духовно полезно. Сомневаюсь, что 99% наших прихожан могут без духовного вреда для себя причащаться на Светлой седмице без подготовки. Апостол Павел предупреждает: " Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем " (1 Кор. 11:27-29). Хотите получить осуждение себе?.. - А в современном православии не принято причащаться на Светлой неделе? - В современном православии это, действительно, не принято. Дело в том, что среди нынешних православных, как я уже говорил, очень мало людей, ведущих круглогодично подлинную духовную жизнь. То есть тех, кому такое частое причастие пойдет на пользу. - Если не ошибаюсь, то, в основном, рекомендуют причащаться в Великий Четверг. - Можно причащаться в Великий Четверг, а можно - в Великую Субботу или на Пасху. Но после Пасхи, когда мы уже ослабили подвиг воздержания: начали разговляться и предаваться все-таки утешению плоти, то, наверное, сохранить трезвость духа, как в Великий Пост, могут очень и очень немногие. Поэтому не думаю, что есть необходимость причащаться на Светлой седмице без подготовки. Хотя готовиться и поститься на Светлой седмице тоже неуместно... Поэтому на этой неделе традиционно причащают либо маленьких детей, либо тех, кому по тем или иным жизненным обстоятельствам крайне необходимо причаститься именно на Светлую седмицу: кто-то ложится на ответственную операцию, у кого-то предстоит какое-то еще, не менее ответственное, дело. В таком случае - да, посоветовавшись с духовником, думаю, можно найти оптимальный способ, как порадоваться Светлому Христову Воскресенью, так и достойно подготовиться к Причастию. - А как насчет супружеских отношений на Светлой седмице, ведь в церковном календаре указано, что браковенчание в этот период не совершается?

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

В общем, «Страшную весть принёс я в твой дом, Надежда! Зови детей!» (с) Не Церковь, а фильм ужасов. Если батюшка крестом по голове не заедет, то прихожане пришибут. А если живым повезёт уйти, то Бог все равно догонит и покарает за что-нибудь. На то Он и Бог. А сейчас, во время чемпионата мира по футболу, интернет почитай да старушку ту с подворья послушай, так наша церковь не только самая страшная, но и самая занудная. Моя церковь другая Но это все не на самом деле. Это отдельные мнения. Правда, иногда очень громкие. Будь это повсеместно, меня бы уже в такой церкви не было. Да и Христа, наверное, в ней тоже не было бы. Моя церковь — та, где уже много лет поёт душа и «хочется весь мир обнять» — это церковь, где Христос все делает не так. Он исцелил женщину в субботу. Когда этого нельзя было делать. Он показал, что первое и главное в нашей вере — это любовь и милость, а потом уже все религиозные правила. В моей церкви ученики Христа срывают колосья в субботу, а Он их оправдывает. Потому что, как бы ни был важен закон, для Бога человек всегда важнее. В ней Господь говорит: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Не потому, что Он оправдывает блуд, нет. Он же прямо сказал: «Даже смотрящий на женщину с вожделением уже есть прелюбодей в сердце своем». А потому что, осуждая грех, не наше дело забивать грешника камнями — словами, презрением, высокомерием, брезгливостью. Не наше дело рассказывать и стращать, кого Бог покарает, а кого — нет. Он сам знает. В моей церкви Иисус говорит о слепом не «недомоленный ребёнок», а «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». В ней не смотрят на родителей детей-инвалидов как на великих грешников, а подхватывают крест и несут вместе с ними. Потому что «друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». И упавшему протягивают руку. Мой Христос берет воду из рук самарянки, у которой было пять мужей. А не гонит от себя грешника и иноверца. И она начинает что-то понимать. В моей церкви верят не в чудодейственную силу поста, а во всесильность и милость Господа. Не в то, что в пост рождаются больные дети, а в то, что любая жизнь — великий, бесценный Божий дар. В ней Христос не изучает пристально состав продуктов и не стоит с календарём у постели супругов.

http://pravmir.ru/o-noge-akinfeeva-usah-...

Добро никогда не покинет нас — оно обязательно нас найдет. Как сказано в Писании: Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его (Еккл. 11, 1). И апостол Иаков хочет подсказать нам, где источник всего добра. Давайте опять перечитаем второй стих, внимательнее вдумаемся в него: Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не прОсите . То есть — надо просить. Надо просить добра у Того, Кто является Источником добра, — у Бога. Братия и сестры, как-то я вам приводил уже такой пример: давайте задумаемся — где больше денег? В храме или в банке? Конечно же, без сомнения, денег больше в банке. В храме денег мало. В храме — ваши пожертвования, а многие из вас пенсионеры или просто люди бедные. Но нищие, просящие подаяния, как правило, не стоят рядом с банком! Хотя, если рассуждать логически, там денег намного больше, чем, наверное, во всех храмах Москвы. И логичнее было бы нищим стоять там и там просить подаяния: в банк ходят богатые люди, пенсионеров там не встретишь! Но нищие чувствуют, где больше добра, где больше внимания, где больше милосердия, и идут к церкви. Они стоят и просят подаяния возле наших храмов. И просят они, потому что получают! Итак, мы определились, что Источник всякого добра — это Бог. Те люди, которые связаны с Ним — прихожане православных храмов, священники Божии, — они тоже излучают добро. И те, кто ищет добро, тянутся к церкви. Они хотят найти Бога, хотят пережить встречу с Господом нашим. Бывает часто, что в церковь приходят и очень богатые люди — приходят для того, чтобы им здесь помогли. Может быть, некоторые из вас помнят случай, который как-то произошел у нас в храме. Незадолго до исповеди какой-то мужчина высокого роста, хорошо одетый, подошел прямо к аналою и стал громко говорить. Окружающим было слышно, что он говорил — этот богатый человек. Он буквально кричал: " Я хочу наложить на себя руки, я — разорился! Благословите меня уйти из жизни! " . Меня это просто потрясло.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И вот мы становимся обладателями бесценного сокровища! И вот книга эта лежит на твоем скромном студенческом письменном столе в твоей скромной студенческой комнате на двоих. И сразу стол твой и комната твоя общежитская приобретают какое-то новое, какое-то необычное и серьезное значение и даже высокое звучание… К вере, настоящей вере, наше поколение приходило чуть позже, в начале 80-х, церковными людьми мы тоже становились не в один день, – хотя гораздо решительнее и быстрее, чем поколения , приходившие в Церковь за нами. Впоследствии я не раз слышал, что многие духовники этих новых поколений долгие годы благословляли своих прихожан читать только Новый Завет, а то и просто Четвероевангелие, не разрешая касаться Ветхого Завета, как, впрочем, и Апокалипсиса. Наверное, у них были на то причины. Но у нас в конце 70-х еще не было духовников. Зато была главная книга всех времен и народов, Библия. Она тогда и была нашим духовником. И было достаточно желания и свободного времени, чтобы ее читать. И мы читали ее так, как привыкли читать любую уважаемую книгу – с начала. А начало ее известно сегодня всем грамотным людям: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… Вот этим самым светлым светом мы и стали потихоньку просвещаться. Узнавали из Книги Бытия про начало мира и грехопадение ангелов и людей, про Потоп и Вавилонскую башню, вчитывались на страницах Исхода в Заповеди, данные Моисею Богом на Синае, восхищались премудростью Соломона и совершенной поэзией царя Давида. Собственно, именно в этой книге мы черпали настоящую, глубинную человеческую культуру, духовную основу нашего существования. Все в этой книге было высоко и духовно, страшно и чудовищно, прекрасно и гармонично, все было пронизано глубочайшей связью Создателя и создания, повелевающего Бога и послушного Ему человека. Как вдруг, где-то в середине громадного тома… И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.

http://pravoslavie.ru/144433.html

Пресвитер. А совершить его вне храма, например дома, можно? Прихожанка. Конечно, если кто-то болен и не может прийти сам, к нему приходит священник. Пресвитер. Будет ли оно тогда соборным? Прихожанка. Наверное, нет. Пресвитер. Соборованием это Таинство называется потому, что молитва здесь творится целым собором священников. Прихожанка. Сколько же должно быть священников? Пресвитер. От трех и более. Традиционным считается число семь, по счету читаемых Евангелий и помазаний. Кстати, в силу того, что видимым знаком исцеления служит освященный молитвой елей, оно называется также Елеосвящением. Прихожанка. Никогда не видела, чтобы Елеосвящение совершали несколько священников. Пресвитер. Конечно, пособоровать можно и одному священнику, но только в исключительных случаях. И совсем неправильно, когда исключение становится правилом. Прихожанка. Но священников пока мало, а желающих собороваться много. Пресвитер. А кто вам сказал, что практика соборования всех желающих законна? Прихожанка. Тогда откуда такая практика взялась? Пресвитер. Скорее всего, этому способствовало утверждение той восточной традиции, согласно которой в четверг или субботу Страстной недели разрешается всем желающим без разбору приступать к Таинству елеосвящения. Прихожанка. То есть не мы этот обычай придумали? Пресвитер. Вот именно, обычай. Святитель Димитрий Ростовский так и говорит, что соборование всех желающих на Страстной совершается «по затвержденному церковному обычаю, а не по писаному преданию». Известно, что уже в древности случалось, когда здоровые, присутствуя при Елеосвящении больных, просили пресвитеров допустить и их к святому помазанию для получения благословения Божия или для утоления легкого недуга, облегчения душевных страданий и скорбей. Снисходя к их просьбам, некоторые священники помазывали и здоровых, читая над ними те же молитвы, что и над больными. Говорят, что и древние славянские рукописи Требника также рекомендуют помазывать «всех требующих благословения сего» 478 , а в некоторых случаях дозволялось помазывать сами стены дома, где совершалось таинство. Последнее, как явно несообразное с совершаемым, постепенно перестали делать, тогда как первое, хотя тоже несообразное, продолжается и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Но полагаю, что никакого демарша не было. Во-первых, потому что «политически подкованных прихожан» не так уж и много в сегодняшних наших храмах. Во вторых, потому что, повторюсь, никакого «демарша» не было. О чём свидетельствует проведённый несколькими блогерами неофициальный сбор неофициальной статистики. Но этот опыт, несомненно, полезен. Давно пора от идеи создания церковно-общественной статистико-социологической службы перейти к реализации этого несомненно необходимого инструмента учёта настроений в среде наших единоверцев. И не только настроений, но и реальной деятельности. Неудачный анкетный опыт «социологических опросов» у нас был, но тут нужны какие-то новые методы доверительного взаимодействия с приходами, благочиниями, а в перспективе – с епархиями. И позволю себе высказать сугубо личное мнение. Государство возвращается сегодня в сферу культуру и в СМИ. Не исключено, что государство вернётся и в околоцерковную среду. И от того – с чем там столкнутся внимательные и требовательные ревизоры – зависит очень многое. Как для всех нас, мирян, причащающихся Святых Таин, так и для представителей духовного сословия. Не уверен, что в интересах клира пресекать инициативы, направленные на укрепление авторитета Православной церкви. Павел Вячеславович Тихомиров , помощник главного редактора «Русской Народной Линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 14. В нашем храме количество людей на Рождественской службе в постковидное время составляет, наверное, 60% от доковидного. Незначительное снижение, наверное, есть и к прошлому году. Важный момент - храм находится там, где практически нет жилой застройки. Прихожане в храм приезжают. Количество прихожан с ковидом тоже уменьшилось, но, наверное, не более чем на 10%. А вот " захожан " , тех кто приходят исключительно на Рождество и Пасху, стало заметно меньше. Захожане - тоже очень важный показатель. Это - " сочувствующие " . Потенциальная аудитория для проповеди и миссии. И вот она сокращается.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/ya...

Быстрицкий: Вы знаете, наверное, это ненормально, хотя возникла масса вопросов. Понятно, что большинство живущих в Москве — православные. Вот у меня первый вопрос. Мы должны считать храм по числу жителей, которые живут в этом микрорайоне, или по числу прихожан, которые приходят в храм? Чаплин: Вы знаете, если нет храма, то нет и прихожан. Очень условная вещь. Вот я живу на северо-западе Москвы, там был один храм, который был полностью заполнен, тут же рядом открылся второй, заполнился сразу же. Я совершенно уверен, что если там откроются десять храмов, они тоже полностью заполнятся, придут прихожане. Люди просто не могут войти в храм, поэтому прихожан нет, потому что нельзя втиснуться через число людей. Быстрицкий: Мое сомнение несколько более глубоко. Чаплин: В тех даже местах, где очень силен был государственный атеизм в советское время, если построить один храм на тысячу человек, на тысячу человек, он заполняется достаточно быстро. Быстрицкий: Я исхожу вот из чего. Конечно, да, вы правы, надо ориентироваться на какие-то количественные показатели. Мы в Москве среди этих 150 тысяч на средний храм далеко не все православные, те же атеисты, еще какая-то часть мусульмане, еще какая-то часть иудеи, может их меньше, и буддисты есть, и многие другие конфессии. Для государства в том числе, для городских властей, для муниципальных, встает вопрос: как исчислять плотность? Например, слишком мал один храм на 150 тысяч человек православных, то какое количество, ну, и надо, чтобы он был, один на десять тысяч, то какое количество мечетей должны быть на десять тысяч человек? Их одна, ну две. Чалпин: Это тоже можно достаточно легко высчитать, потому что… Быстрицкий: Рационально. Чаплин: Есть достаточно четкая статистика, касающаяся этносов, традиционно исповедующих ислам, и я думаю, что для них тоже должна быть предоставлена адекватное, возможность иметь свою культуру, здание. И сегодня мечети в Москве тоже переполнены, и наверное… Быстрицкий: Мечетей построено мало. Чаплин: Строительство, которое ведется, очевидно, не должно заканчиваться на том уровне, на котором оно сейчас происходит.

http://pravmir.ru/radioperedacha-o-glavn...

— Вы лично и ваша семья как на себе ощутили карантин? — Я почувствовал, что стал более ответственен за своих прихожан. Ведь никто вначале не знал, какова степень распространения заболевания на Сахалине. Люди в поисках заработка прилетают к нам со всех уголков России и даже из стран ближнего зарубежья. Например, ты принимаешь исповедь. А вдруг этот человек болеет, да еще без симптомов? Общаешься с прихожанами и постоянно думаешь об этом, особенно накануне праздника Пасхи, когда в интернете и СМИ гуляли самые противоречивые слухи. К счастью, региональная власть быстро приняла все необходимые меры. В аэро- и морских портах всех приезжающих переписывают, берут у них анализы и отправляют на 14-дневный карантин. Благодаря этому процент заболевших в Сахалинской области продолжает оставаться одним из самых низких в стране. Сам я тоже несколько раз сдавал анализы и делал КТ (компьютерная томография). Слава Богу, ни я, ни мои близкие не заболели. Что касается финансового положения, то оно у нашего духовенства, как и у многих прихожан, сейчас сложное, пожертвования сильно сократились. Священники разделили последствия эпидемии вместе со своей паствой. — Вы сказали, храм по-прежнему посещает только четверть прихожан. Какого возраста эти люди? — Это одинокие люди самого разного возраста, которым тяжело долго находиться дома. Те, у кого есть семья или пожилые родственники, откровенно признаются, что боятся за своих близких: «Батюшка, я бы пришел с удовольствием на службу, но боюсь за своих детей». Или: «Со мной бабушка живет, мало ли что». Кроме того, в каждом храме есть категория людей, которые приходили не на службы, а просто поставить свечу или подать записку. Большинство из них после начала карантина приходить перестали. — Можно сказать, что пандемия нас чему-то научила? — Самое главное, наверное, что для наших прихожан возросла ценность богослужения, ценность участия в Таинствах. Хочется верить, что ко многим пришло понимание, что церковная жизнь не всегда может быть такой доступной, как прежде.

http://e-vestnik.ru/interviews/sahalin_k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010