И конечно же, многотысячный крестный ход из Успенского собора Московского Кремля в Данилов монастырь, который состоялся 6 сентября 2003 года и был посвящен 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Это молитвенное шествие с большой иконой святого князя Даниила в рост (сейчас эта икона находится около раки святого князя в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов) на специальных носилках сопровождалось колокольным звоном во всех храмах, мимо которых шел крестный ход. В то же время из Даниловой обители навстречу по направлению к Даниловской площади вышел еще один крестный ход — с ковчегом с частицами мощей святого князя Даниила. Вы, наверное, знаете, что все попытки найти мощи святого, когда-то пребывавшие у нас в обители, пока Но, к счастью, в разное время разные люди передавали монастырю частицы святых мощей князя Даниила.  — Вам не приходилось встречать тех, кто был прихожанином монастырских  храмов до его закрытия в 1930 году? — Из прежних «даниловцев» мы тесно общались со схимонахом Михаилом (Карелиным, 1911-2003). Отец Михаил был насельником Данилова монастыря и пришел сюда еще юношей. Стал свидетелем того, как обитель постепенно закрывалась — один за другим переставали работать храмы, сокращались богослужения. Он рассказывал, что его первая келья была в Покровском храме: он спал там на лавке, а утром просыпался от стука деревянных подметок женских башмаков по мостовой. Позже отец Михаил был заключен в Ивановскую тюрьму, а потом его отправили на Колыму. В Москву он приехал только в конце 1950-х годов. Когда обитель начала возрождаться, вновь вернулся в нее насельником, рассказывал о том, как жили раньше братья. Он являл собой пример любви к Богу. К слову, отец Михаил (Карелин) тоже передал в обитель частицу святых мощей князя Даниила. Он рассказывал, что к нему она попала от двух тайных монахинь — духовных чад известного духовника — архимандрита Серафима (Климкова; 1896-1970). В 1930-е годы монахи раздавали частицы мощей князя Даниила верным чадам, чтобы была возможность их сохранить. Сегодня приложиться к мощам князя Даниила Московского можно в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов. Богослужение там ежедневное — утром и вечером. Там же каждый день в 6 утра проходит братский молебен. Есть небольшой мощевик с частицами святых мощей князя и в нашем Троицком соборе, но он открыт для богослужений только в праздничные и воскресные дни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5476706...

И при чем тут женское презрение и мужской гнев Почему люди не решаются вступить в брак, как сохранить любовь в семье и что делать, когда другие родственники вмешиваются в дела супругов? На вопросы читателей «Правмира» ответил игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Саратове, автор книги «Таинство длиною в жизнь». — Добрый вечер всем! «Правмир» продолжает онлайн-трансляции. Меня зовут Валерия Дикарева. По просьбам наших читателей мы сегодня говорим не про коронавирус. О вечном — любви, браке, семейных отношениях поговорим с игуменом Нектарием (Морозовым), настоятелем Петропавловского храма города Саратова. Добрый вечер всем. Очень много людей считают: «Где монахи, и где семейная жизнь?» Объясню. Отец Нектарий написал книгу «Таинство длиною в жизнь», как раз про семейные отношения. К нему очень часто обращаются, и он, видимо, не смог игнорировать все эти вопросы, которые волнуют прихожан очень часто. Добрый вечер, отец Нектарий.  — Добрый вечер, Валерия. — Недавно в инстаграме я увидела фотографию хоккеиста НХЛ Артемия Панарина со своей девушкой, на пальцах у них были кольца. И был такой комментарий: «Наверное, беременные». Потом у журналиста Алексея Пивоварова вышло видео про семьи на карантине. У пары с ребенком спрашивают: «Почему не женитесь?», они отвечают: «Как-то повода не было». Христиане тоже живут в этом мире, не на острове, насколько на них отражаются такие представления о семейной жизни?  — Отражаются самым непосредственным образом. Безусловно, для человека верующего совершенно естественно придерживаться определенных ценностей. Все-таки жизнь вне брака для христианина не является нормой.  Быть христианином — достаточно емкое понятие. Это значит — ты должен ходить в храм? Или это значит жить по-христиански? Или это значит, что надо относиться к Евангелию как к основному, даже единственному закону в своей жизни? Обо всем об этом можно сказать, что и первое — христианин, и второе — христианин, и третье — христианин, но в сущности христианином является лишь тот человек, для которого Евангелие — непреложный закон жизни, который он всю жизнь учится выполнять. 

http://pravmir.ru/muzh-prosypaetsya-utro...

– Пожалуйста, пожалуйста, проходите. Добрый день, то есть, простите, вечер. Холодновато сегодня. Но ничего, у нас согреетесь: печка топится. Служба скоро начнется. Священник обязательно поговорит с вами, когда освободится, – приветствовала меня улыбающаяся женщина, стоявшая за пресловутым «свечным ящиком». Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере От улыбки станет всем светлей – и слону, и маленькой улитке, и чужаку, зашедшему в церковь. Если слоны и улитки в храм не ходят, то это совсем не значит, что чужаки без улыбки обойдутся – у них, может, тоже душа имеется, которой без света тоскливо. Дожили: простые человеческие вежливость, предупредительность и улыбка заставляют расчувствоваться. Может, дело еще и в том, что не в России-матушке нахожусь, а в Эстонии? Да нет, совсем недавно в таллиннской церковной лавке попросил книжку посмотреть – так платочкообразная дама зыркнула, что любая шахидка-смертница позавидовала бы ее ревности «по Бозе». Значит, не в географии дело, а в приходе. Значит, приход приходу рознь, и это радует… Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в эстонском городке Раквере небольшой. Как рассказал настоятель храма отец Александр Лебедев, здание церкви было построено в 1839 году. Тогда общину составляли семьи купцов, городских чиновников, преподавателей учебных заведений города, воины пограничной стражи. С середины XIX века приход стал пополняться новыми членами – эстонскими крестьянами, принявшими православную веру. Сейчас, по словам отца Александра, эстонцев в приходе мало, в подавляющем большинстве своем прихожане – русские. В ожидании Владыки... (в центре - настоятель Раквереского храма священник Александр Лебедев) – В Раквере живет около 15 тысяч человек, из них около тысячи – русские, – говорит священник. – Наверное, как и везде, из этого числа постоянно ходят в храм, не мыслят своей жизни без Церкви несколько десятков человек, составляющих «костяк» общины. Подавляющее же большинство русскоязычных жителей города воспринимают поход человека в храм, увы, как нечто экстраординарное: если пошел/пошла в церковь, значит, что-то случилось, и как правило, что-то нехорошее.

http://pravoslavie.ru/61066.html

поиск:   разделы   рассылка Леонид Виноградов Дарвин – это голова! Источник:  Нескучный сад Сегодня эволюция – не теория, не гипотеза, а факт, убежден протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области, выпускник биофака МГУ. Креационизм же отец Роман считает заблуждением. Если на нем настаивать, научная интеллигенция в Церковь не пойдет. Эту позицию, с которой, наверное, многие не согласятся, отец Роман изложил в интервью нашему корреспонденту Протоиерей Роман БРАТЧИК родился в 1949 году в Баку. В 1972 году окончил биологический факультет МГУ. Работал в лаборатории эволюционной зоологии и генетики Биолого-почвенного института Дальневосточного научного центра. Потом – в Институте биологии внутренних водоемов поселка Борок Ярославской области. Крещение принял в 1985 году. В 1989 году рукоположен митрополитом Курским и Белгородским Ювеналием. Служил в селе Куньи Курской области. С 2005 года – настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области. Преподает курс " Наука и религия " на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета. - – Отец Роман, вы убеждены, что эволюционная теория совместима с верой в Бога? - – Эволюция – не теория, а факт. Есть стратиграфическая колонна – совокупность слоев осадочных пород, в которых мы наблюдаем (что бы ни подсовывали нам креационисты) постепенную смену флор и фаун при очевидной тенденции к развитию. Земля буквально перепахана, и после каждого исследования появляются новые данные. Так что эволюция – достоверно установленный факт. А как может наука быть несовместима с верой? Законы природы созданы Богом, и по Его воле люди их открывают. Независимо от того, верит ли ученый в Бога. Мне кажется, проблема в том, что все кому не лень считают себя знатоками биологии. Например, я ни разу не слышал, чтобы дилетанты ставили под сомнение законы физики, математики. Люди не стесняются признаться, что в физике ничего не понимают. Но часто те же самые люди думают, что в биологии они разбираются. А ведь биология не менее сложная наука, чем физика или математика. Как люди без специального образования берутся о ней судить? В том числе и об эволюции. Один мой молодой прихожанин тоже начал ругать Дарвина. Я ему сказал, что готов обсуждать с ним Дарвина, если он прочитает " Происхождение видов " . Парень оказался упорный, прочитал и сказал мне: " Да! Дарвин – это голова! " . Понял! Можно не соглашаться с выводами Дарвина, но отрицать, что он большой ученый, труженик Науки?.. Это проявление собственного невежества.

http://religare.ru/2_99702.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Владимир Волгин Испытания пойдут нам на пользу Источник:  Нескучный сад Современные люди все в большей или меньшей степени заражены духом потребительства. Сам по себе кризис изменить эту психологию не может. Только если человек поймет, что испытания попущены Богом, и начнет обретать веру, воцерковляться, он сможет выстроить иерархию ценностей. Но не всех трудности вразумляют и укрепляют духовно, некоторые еще больше ожесточаются. Об этом и о православном отношении к кризису корреспонденту " Нескучного сада " рассказал настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, протоиерей Владимир ВОЛГИН - – Отец Владимир, пострадает ли от нынешнего кризиса Церковь? У нее ведь тоже есть собственность. - – Мне кажется, что пока кризис проходит как бы мимо нас – – все о нем говорят, но большинство людей его еще не ощутили. Наверное, последствия будут, и тяжелые. Мне один олигарх рассказывал, что в России исчезли миллиардеры. То есть самых богатых людей кризис уже ударил по карману, и, видимо, еще ударит. Многие олигархические структуры встали, не работают. Компания " Норильский никель " невероятно дешевеет. Такая реструктуризация коммерческих и некоммерческих структур неизбежно отразится и на простых людях – – многие, к сожалению, останутся без работы. Сколько будет безработных, сказать трудно. Среднего класса у нас, по сути, нет, разве что тончайшая прослойка. Раз богатые беднеют, эта прослойка станет еще тоньше, а, может быть, и вообще исчезнет. Я ни в коем случае не прогнозирую ситуацию, но лишь предполагаю. Если люди обеднеют, это скажется и на церковной казне. Ведь большинство приходов существует на пожертвования прихожан. Конечно, люди не станут меньше любить Церковь, но десятина, думаю, уменьшится. А на церковное имущество кризис, скорее всего, не повлияет. - – Сейчас много говорят о неизбежности кризиса при такой экономике. Но от кризиса пострадают не только финансовые пирамиды, но и могут быть заморожены благотворительные социальные проекты, в том числе и церковные. А раньше в трудные времена именно Церковь помогала людям. Например, в голодные годы при монастырях открывались бесплатные столовые.

http://religare.ru/2_59559.html

Полгода без выходных — Про вашего отца протоиерея Георгия Бреева говорят, что он человек не от мира сего. Наверное, в детстве трудно с ним было общаться? — Нет, никаких трудностей в общении не было, напротив, я всегда с удовольствием общался с ним на разные детские и не очень темы. Мне было семь лет, когда ему дали восстанавливать разрушенный храм, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. До этого он служил в храме на Красной Пресне. И это забирало все его время. Сейчас в нашем издательстве вышла книга «Матушки», где собраны интервью с женами священников, там есть беседа с моей мамой — Натальей Михайловной. И она тоже говорит, что отец Георгий после рукоположения полностью ушел в служение. В советское время священников было мало, прихожан, требовавших внимания, разрешения проблем — много, а если еще нужно было восстанавливать храм, то священник был в храме с утра и до позднего вечера. Но я всегда чувствовал, что отец рядом, даже если он фактически находился в другом месте. Я знаю семьи, где многие ставили отцу в вину, что «мы были одиноки, тебя не было». Нельзя сказать, что отец Георгий был часто со мной — порой у него не было ни одного выходного в течение полугода (когда он служил на Пресне), но он всегда находил, о чем поговорить, чему уделить внимание, и этого было достаточно. Другая его особенность в том, что даже нам, внутри семьи, он никогда не приказывал. Знаете, как это часто бывает? Сейчас мне, когда у меня трое мальчиков растет, часто не хватает выдержки, и я просто говорю: «Будет так — потому что я так сказал!» А у моего отца никогда такого не было. Хочешь поступать по-своему — он скажет свое мнение, а дальше поступаешь как хочешь, а позже понимаешь, что, похоже, надо было послушаться… — Тексты теперь скачивают или читают прямо в сети. Уже и WEB предрекают скорую смерть из-за прогресса смартфонов. А вы занимаетесь такой архаикой — бумажной книгой… — Я верю, что печатные книги останутся. У них есть свои преимуществ — особые тактильные ощущения, да и читать с листа более естественно для зрения.

http://pravoslavie.ru/58121.html

Протоиерей Ярослав Шипов: И вдруг меня рукополагают! А я советский служащий в «Современнике»! 26 сентября, 2014. Лада Ермолинская Писатель и священник Ярослав Шипов – о пути к Богу, православной деревне, неожиданной хиротонии и новом поколении На встрече с читателями священник и писатель Ярослав Шипов рассказал о своем пути «из Савла в Павла», о советской православной деревне, о новом поколении прихожан, и, конечно, о творчестве и вдохновении. Ветеранам, наверное, любопытно, как человек такого приличного возраста стал священником? Как так могло получиться? Я родился в 1947 году в семье участников Великой Отечественной войны. Родители мои появились на свет еще до революции и были, естественно, с детства верующими людьми. Но потом жизнь изменилась настолько, что познакомились они, эти с детства верующие люди, работая в редакции журнала «Безбожник» где-то в конце 20-х годов. Я видел этот журнал (несколько экземпляров хранилось в доме), там были нарисованы толстые попы с большими крестами. И вот уже после войны родился я – в семье абсолютно нерелигиозной, где никаких упоминаний ни о вере, ни о церкви, ни о Боге никогда не было. Я окончил Литературный институт и в 35 лет был принят в Союз писателей. Там занимал всякие должности – работал в Московской писательской организации, в Литфонде. Пока человек молод, его надо эксплуатировать. И оставался некрещеным почти до сорока лет. А потом стало как-то щемить… Есть у святых отцов такое выражение – душа по природе христианка. И она тоже просит пищи, но – духовной. И вот моя душа стала у меня просить… А я живу совершенно бездуховной жизнью! Я еще и охотник с юности, причем охотник-одиночка. Почти всю страну изъездил-излетал в одиночестве. Был и на севере, и на востоке. Не имел никаких проблем с тем, чтобы, ткнув в точку на карте, прилететь в это самое место. Я себя в любом лесу, в любом болоте, в степи чувствую лучше, чем дома. И вот как-то купил я развалившуюся хибару на севере Вологодской области, куда и стал ездить на охоту. Там некогда построили храм в честь праздника Преображения да так и стали называть это место – Верхний Спас. И вот, в честь 600-летия старого храма сельское начальство решило восстановить его. А как восстановить, не знают. И решили они, что я, московский человек, должен знать. Давай, – говорят, – занимайся.

http://pravmir.ru/protoierey-yaroslav-sh...

Разделы портала «Азбука веры» В чем разница между созданием ПЦУ и взятие под юрисдикцию РПЦ Африканских приходов? 1.41K 31.01.2022 Церковь Добрый день. Я прихожанка УПЦМП. Пожалуйста, помогите разобраться в следующем вопросе. В Украине, часть церквей, образовали организацию Православная церковь Украины и перешли под юрисдцию Константинопольского патриархата. Церковь не признают, и считают действия Константинопольского патриарха незаконными. При этом, 29 декабря 2021 года Священный синод Русской православной церкви образовал Северо-Африканскую епархию, епархиальному архиерею которой постановил иметь титул «Каирский и Северо-Африканский. Разъясните, пожалуйста, в чем отличие. И почему последнее стало возможным канонически. Заранее благодарна. P.S. Пожалуйста, не воспринимайте вопрос как провокацию. В настоящий момент и в связи с сложившейся ситуацией, очень важно понимать и отстоять свою церковь. 4 Ответа Есть серьезные основания полагать, что каноны были нарушены Синодами обоих Церквей. О негативных последствиях решения Синода Русской Церкви уже заявил предстоятель Албанской Православной Церкви. Уверен, что так считают не все, но Вы можете составить свое мнение, прочитав статью по ссылке. Разница, наверное, в том, что в ПЦУ попало много лиц, которые изначально не имеют законного священного сана, данного по апостольскому преемству . То есть много ряженых клириков. В тоже время, важно понимать, что неканонические решения Синодов не делают ни нашу Церковь, ни Константинопольскую, какими-то безблагодатными и ложными. Такие проблемы не раз возникали в церковной истории и со временем урегулировались. Вопрос правильный и важный. А отличие принципиально: Патриарх Константинопольский, вопреки канонам и простому здравому смыслу, признал религиозные структуры (в первую очередь так называемую “УПЦ КП”), которые изначально являлись раскольническими. Таким образом, наскоро слепив из анафематствованных раскольников и ряженых новую националистическую лжецерковь, он не только совершил каноническое преступление, но и открыл дорогу дальнейшим расколам и этнофилитическим ересям.

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-raznica-m...

Разделы портала «Азбука веры» Православная вера и спорт — насколько они совместимы? Вопрос такой сегодня задают часто, и это хороший показатель, наверное — показатель того, что о смысле бытия, о вере и Церкви задумывается все больше молодых, волевых, энергичных людей. Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. С одной стороны, ясно, что достижение чемпионского титула никак не может быть смыслом земной жизни христианина, что честолюбие и агрессия суть проявления греха. С другой стороны, от некоторых священников приходилось уже слышать, что спортсмены — очень хорошие прихожане. Они дисциплинированны, приучены к ограничениям и к постоянному труду, ответственны и внимательны к словам наставника, то есть послушны. Игумен Никон (Поляков), наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове, — далеко не единственный человек, пришедший в Церковь из большого спорта. И это тоже примечательно. Тем интереснее рассказ отца Никона о его собственной судьбе и его ответ на вышеприведенный вопрос. Когда мне исполнилось десять, мама отдала меня учиться музыке, на что я со скрипом в сердце согласился; параллельно меня записали в секцию самбо, чтобы несколько утешить. С борьбой, как и с музыкой, отношения сначала не сложились: занятия не вдохновляли, до спортивной школы было довольно далеко идти. Зачастую я прогуливал тренировки, а дома благополучно врал, что регулярно сдаю на разряды, участвую в соревнованиях. Надо сказать, что в своем вранье я продемонстрировал немалую изобретательность. Например, однажды мама заподозрила неладное и спросила, почему моя спортивная форма всегда сухая после занятий. На следующий день, возвращаясь с «тренировки», я вымочил форму в луже и с гордостью продемонстрировал ей результаты упорных «трудов». Но материнское сердце не обманешь. Около года мне успешно удавалось лгать, но затем мама встретилась с тренером. Я получил большой нагоняй и клятвенно заверил, что больше не буду прогуливать. Наступило лето, и вместе с командой я поехал в спортивный лагерь. Это был переломный момент в моей спортивной жизни. В лагере я втянулся в тренировочный ритм, мне стало интересно и, главное, у меня стало получаться. Таким образом спорт вошел в мою жизнь. К тому моменту я забросил музыку, и борьба осталась главным занятием в жизни.

http://azbyka.ru/sport-dolzhen-znat-svoe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Новый год и Рождество. 3 вопроса для верующих 5 мин., 30.12.2018 Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям? Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники. Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками. Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год? Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим. Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой. Откуда взялась новогодняя елка?

http://foma.ru/novyij-god-i-rozhdestvo.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010