- В Русской Православной Церкви прихожане часто пользуются списком грехов в конце молитвослова. Они открывают молитвослов - так, у меня тут гнев... Прелюбодеяние? Да, наверное. Чревоугодие... Ну, конечно. Ставят «галочку» напротив греха, приходят к священнику каждую неделю или каждые две недели, и по этой бумажке исповедуются. Это нормальная практика? Вредная, обычная, необходимая - какая? Как Вы к этому относитесь? - Сам принцип некоего списка грехов полезен и нормален в начале пути. Потому что, повторюсь, проблема состоит в том, что большинство людей не знают, в чем же они согрешили, они не дают себе в этом отчета и имеют весьма расплывчатые своеобразные идеи о том, что же есть покаяние, и в чем, собственно, нужно каяться. В таких случаях список грехов бывает очень полезен. Я сам тоже довольно часто советую людям, которые приходят ко мне на духовные беседы, а большинство из них приходит впоследствии и для участия в Евхаристии, записывать некоторые свои помыслы, для того, чтобы как следует подготовиться к таинству исповеди. - В наших православных храмах принята исповедь во время Литургии, то есть часть священников проводит службу, а один священник исповедует стоящую к нему очередь. Как Вы считаете, допустима такая практика или что-то нужно менять, чтобы люди не отвлекались от Литургии? - Я полагаю, что это делается по необходимости, из-за того, что у священника не всегда есть возможность в течение дня уделить людям время для исповеди, для беседы. Но еще и потому, что далеко не у всех людей есть возможность в течение дня до Литургии прийти для того, чтобы исповедоваться и пообщаться со священником. Для того, чтобы дать возможность этим людям приступить к таинству покаяния, наверное, и существует подобная вынужденная практика. Еще раз повторюсь, мое мнение, это происходит не из желания кому-то облегчить жизнь, а просто по необходимости, из-за того, что так складываются обстоятельства. В моей жизни так не происходит, потому что я живу и служу один. Бывает изредка, что ко мне приезжают собратья, которые мне сослужат, но, как правило, я служу один, и исповедь у меня происходит во время чтения часов до начала литургии. Как только подошло время, я начинаю литургию, и служба уже не прерывается. Исповеди во время литургии у меня нет. Хотя, конечно, еще раз напомню, люди, которые приходят ко мне на исповедь, это люди, которых я очень хорошо знаю, и они не превращают исповедь в диалог. Это такая искренняя, наполненная, достаточно динамичная исповедь, но даже в этом случае я не считаю возможным совершать ее во время Литургии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Кормить голодных, посещать больницы и темницы? В евангельском отрывке о Страшном суде мы видим, что осуждаются люди, которые не накормили голодных, не напоили жаждущих, не посетили страждущих в больницах и в тюрьмах. Как современному человеку можно такой вины избежать? Если у человека есть достаточные средства и достаточное время, он может идти туда, где нуждаются в помощи: в учреждения для детей-сирот или престарелых, в тюрьмы, в семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,– и эту помощь оказывать. Если же человек вынужден много работать и у него не так много средств, то ему, наверное, надо довольствоваться теми случаями, которые Сам Господь посылает. А они нашему взору предстоят практически каждый день. И совершенно естественно, когда всё начинается с помощи тем неимущим, которые есть в храме и вокруг храма, когда для этой помощи прихожане могут как-то объединиться и один сделает одно, другой сделает другое, третий сделает третье. Потому что, безусловно, благородное и важное дело – спасать от голодной и холодной смерти бездомного человека, который в таком положении оказался, но, наверное, еще более важное дело – это тому человеку, который может в таком положении тоже оказаться, не дать вниз скатиться. Тогда мы его действительно спасем. В любом случае, если человек ищет такой деятельности и сердце его болит об этом, то Господь непременно пошлет ему возможность и случаи кому-то помощь оказывать. Рейтинг: 9.4 Голосов: 426 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана 13 декабря 2017, 01:32 Лучше дать просящему,не рассуждая,чтоб не пройти мимо Христа. Дать столько,сколько не жалко,сколько можешь,но дать. Если есть возможность помочь конкретно,то как купить продукты или билет на поезд,то это очень хорошо,но нельзя проходить мимо. Раз к тебе обращаются,то нужно остановиться,а то потом будет мучительно больно,что мог и не помог. Бывает,что у храмов стоят крепкие люди и просят милостыню.Но кто из нас знает их положение? Если при храме есть возможность,то дайте таким людям заработать.К примеру,дров наколоть или дорожку от снега расчистить. А осуждать это не по-христиански.Бог сам рассудит что и кто,и как,и где и почему.

http://pravoslavie.ru/87825.html

Для кого это ужасно? На мой взгляд, эту закрытую одежду религиозной женщины можно рассматривать как некоторую форму свободы. «Не лапайте меня глазами — это зона моей приватности, и я не хочу это демонстрировать для всех и вся, и так далее». Это можно истолковать как загнанность этой женщины несчастной, что это традиция ей так велит, и она, бедняжка, хотела бы, но не может. Это можно истолковать так. Но в современном мире у человека огромное количество выбора в этом смысле. Современный мир готов приветствовать людей, которые будут нарушать религиозные каноны. Поэтому я думаю, что для современных православных девушек, которые так одеваются, наверное этот выбор — это тоже способ подчеркнуть свою индивидуальность и свою некую независимость от внешнего мира. А дальше уже вопросы вкуса — какого цвета найти ткань, какую раскраску, и так далее. И в эти вопросы я уже вмешиваться не буду. Замечу только одно — то, что я много раз уже говорил — меня ужасает цветовая палитра наших храмов в одеждах наших прихожанок. По той причине, что на Руси, вплоть до революции, женщины шли в храм в самых сарафанистых своих платьях, ярких и нарядных. А сегодня, напротив, предпочитают черно-коричневые телогрейки. Отчасти это возрастное, я понимаю. В 20-м веке у нас только бабушки почти и были в храме, а девицы не ходили. Но хотелось бы напомнить, что нормой православной одежды является праздничность. Вы случайно не читали книг Воробьевского? Я их не читал совершенно неслучайно. Потому что полагаю, что для духовного здравия лучше воздержаться от пристального знакомства с этими книгами. Слишком много страхов и испугов — это все книжки на тему антихриста. Ваше отношение к книге Лео Таксиля «Забавное Евангелие»? Известная шутка: «Надпись на заборе «Бог умер», подпись — Ницше, ниже подпись «Ницше умер», подпись — Бог». Как мы можем помочь православным сербам в связи с ситуацией с Косово? Как-нибудь, да можем помочь. Молитвой, наверное, политической поддержкой. Только упаси Господь в войну из-за этого ввязываться. Россия слишком многим ради сербов уже жертвовала.

http://pravmir.ru/kogda-nastupit-konec-s...

Ну уж такого Матвейка стерпеть не мог! Он тут же вбежал в класс и что есть силы закричал: - Не слушайте его! Он все вре-ет! Это я, я груши рвал! И домой их привез, и плохо мне было из-за этого! Можете у мамы моей спросить — она сумку сладкую стирала! Матушка Татьяна сначала хотела было рассердиться, а потом не удержалась и расплакалась. - Это и я виновата тоже. Не уследила… На следующий выходной Матвей с матушкой Татьяной, Ксюшей, Нюшей и мамой поехали в детский дом со сладкими подарками: их собрали все прихожане и ученики школы. Так что не только четырем детям хватило угощения, а на всех! Наверное, еще до сих пор все не съели. А Матвейке еще долго было стыдно. Теперь он старался слушаться старших. «Гораздо лучше ведь с Ангелами дружить, а не хитрыми бесами:  вон как они людей подставляют», — думал мальчик, когда не хотелось делать что-то. И заставлял себя поступать так, чтобы потом больше не было стыдно.   3. Инфекция злости   С этого дня в воскресной школе Даня  стал просто героем. Ведь не каждый захочет взять на себя чужую вину. Но в садике все было иначе. Помните, дети  дразнили Даню сиротой? Тогда он рассказал о большой семье верующих людей. Но пришла пора детских утренников, а увидеть Данино выступление кроме мамы никто не пришел. Дедушка тогда болел, как нарочно, все друзья были в школе. Даня переодевался, когда увидел перед собой насмешливое лицо Вики — главной детсадовской заводилы. - Ну и где твоя огромная семья? — спросила она. — Что-то я никого не вижу. Ауу! Выходите! Даня уже выступил! — и она стала заглядывать под скамейки и открывать шкафчики, как бы в поиске данькиных друзей. Дети засмеялись, а Викины подружки захохотали громче всех. - Может, он все выдумал, — продолжала Вика уже громче, «на публику», а ее подпевалы Аня и Даша поддакивали и кивали головами. - Мой папа говорит, что православные такие фантазеры, —  живут, как в сказке: что ни попросят, все им дают. Только это все враки и, и… и… самовнушение! На последнем длинном слове Вика почти взвизгнула почему-то. «Наверное, собралась уже лопнуть от злости», — подумал Даня. Ему жутко захотелось толкнуть девочку, но он сдержался и вспомнил дедушкин рассказ про Ноя. «Разве этим что изменишь? — остановил себя он. —  Злость-то она от беса берется, а потом как инфекция переходит от человека к человеку. Нельзя ей поддаваться!»

http://azbyka.ru/deti/o-sokolova-zakon-b...

«Мы поняли, что самое главное – община, собранная во имя Христа» Беседа со священником Димитрием Останиным (Норвегия). Часть 2 Владимир Басенков Священник Димитрий Останин с прихожанами Часть 1: «Мне очень повезло со встречами в жизни» «В далекой северной Палестине» – Мы постепенно географически приближаемся к Скандинавии. Отец Димитрий, пришло время рассказать, как вы попали в Норвегию! – Впервые в Норвегию я попал в известной мере случайно. Духовная дочь моего батюшки рассказала ему о том, что в Осло нужен регент на замену штатному регенту на короткий срок. И мне показалось, что это хорошая возможность проявить себя. Я написал настоятелю Свято-Ольгинского прихода в Осло, иеромонаху, а ныне архимандриту Клименту (Хухтамяки), о том, что хотел бы приехать в качестве регента. Так и случилось. Отцу Клименту пришлась по вкусу моя кандидатура, и я провел три месяца в Норвегии. – В каком году это было? – Давно уже. Кажется, весной 2006. – Это было ваше первое путешествие за границу? Какие были ваши ощущения? – Да, я впервые попал в Европу. Я, когда летел в самолете, тоже, кстати, впервые, сразу решил писать дневник своего путешествия. Когда вы сказали об интервью, я сразу подумал, что, возможно, если место в колонке позволит, я прочитаю несколько абзацев из этих покрытых патиной истории текстов. – Конечно, прочитайте, отец Димитрий. Интересно, наверное, сравнить те короткие впечатления с ощущениями, когда в стране живешь много лет. – Только предупреждаю, это очень длинный текст ( смеется ). Из дневника 22 мая 2006 года, Осло Наверное, любое далекое и длительное путешествие должно обострять наши чувства и настраивать ум на сравнение прежде виденного с тем, что неизвестно, неизведанно и в какой-то степени даже загадочно. Неизвестна далекая страна, неизведанны северные просторы Европы, загадочны населяющие Норвегию люди. Ехал с трепетом, что и как будет там, где не слышно русской речи и незнакомо очарование колокольного звона перед Божественной литургией? Но оказалось, и русских много, и колокольный звон, хоть и не слишком роскошный, но все же есть, да и люди-человеки и здесь такие же, как и дома.

http://pravoslavie.ru/138967.html

И это тоже естественно — то, что у священника появляются друзья и после хиротонии. Естественно, что он остается человеком, способным любить и внушать подобные чувства другим людям. Завязаться такая дружба может по-разному: жизнь — живая и потому непредсказуемая, она постоянно преподносит нам сюрпризы, как в переносном, так и в прямом смысле этого слова. А точнее сказать иначе: Промысл Божий о нас всегда удивителен и непостижим. И по Промыслу сему появляются в нашей жизни люди, а в их жизни появляемся мы, и оказывается, что мы друг другу очень нужны или даже необходимы. И еще, конечно же, у священника не может не быть друзей из числа собратий-пастырей: кто поймет его лучше, чем собрат по служению, кто сможет так поддержать, иногда — утешить, иногда — вразумить? Неудобная дружба Почему же тогда все-таки рождается, почему задается вопрос: «а могут ли быть у священника друзья?». Наверное, в первую очередь, спрашивая об этом, люди имеют в виду возможность дружбы священника с его прихожанами — очевидно, именно она представляется наименее «удобной», наименее вероятной. Отчего так? Отчасти оттого, что священник на приходе представляется личностью если и не уникальной, то совершенно особенной, далеко отстоящей от всех прочих людей, этот приход составляющих. Он совершает богослужение, произносит проповеди, исповедует, наставляет в жизни духовной, разрешает недоумения в жизни повседневной. И он не просто взял это на себя сам, нет, ему эти обязанности и вместе с тем права даны в момент его священнической хиротонии, по дару Божественной благодати. В этом и заключается его «особенность», это и заставляет думать, что с ним, таким «особенным», дружба невозможна. Мне лично такое представление видится совершенно неверным. Могут ли отец или мать быть другом для своего ребенка? Однозначно да. С одной, пожалуй, оговоркой: если они при этом не забывают, что они не только друзья, но и родители, и если об этом не забывает так же и сам ребенок. Без фамильярности Вот то же самое, наверное, можно сказать и про священника: у него могут и, я бы даже сказал, должны быть друзья из числа прихожан. Но в этой дружбе не должно быть места фамильярности — ни с одной, ни с другой стороны. Должна присутствовать память об ответственности за людей, которых тебе поручил и за которых с тебя спросит Господь.

http://pravmir.ru/kogda-druzhba-pomogaet...

Те ответы старца стали для меня базовыми, их я вспоминаю каждый раз, когда сомневаюсь в правильности своих решений. В этом, наверное, и заключается суть феномена старчества… Когда просто нахождение рядом или несколько предложений, сказанных таким человеком, обнажают для тебя понимание сути жизни. История одной рекомендации Елена Потлова, экскурсовод в Троице-Сергиевой Лавре Елена Потлова В 1992 году я, только что окончившая школу, оказалась в Москве, где узнала, что открывается Свято-Тихоновский университет. Очень захотела поступить в него. Но для этого хороших результатов на вступительных экзаменах было недостаточно: сначала нужна была рекомендация правящего архиерея или хотя бы настоятеля храма, прихожанином которого абитуриент является. До моей родины — двое суток на поезде. Но даже если бы я купила билет и поехала, какой в этом был смысл? Как объясню про новый, недавно созданный и никому еще не известный университет? Тем более что и архиерей меня тоже совсем не знал. К отцу Кириллу мы с родителями приезжали в детстве за благословением — одни из многих, и, понятное дело, помнить меня он не мог. И вот я решилась идти к нему за советом: может, и не нужно мне поступать в Свято-Тихоновский? Пришла, рассказала обо всем. Отец Кирилл прямо просветлел, обрадовался: «Поступай, не переживай. Я тебе сам напишу рекомендацию». Назначил день, когда он мне передаст документ. А я все перепутала и пришла не в тот день, в итоге с отцом Кириллом не встретилась. Еще подумала: «Наверное, он все просто забыл». Но что делать? Скоро экзамены, а у меня нет такого важного документа. Подошла к проходной, жду, может быть, я его еще раз увижу, спрошу, напомню о себе. Через какое-то время увидела и закричала: «Батюшка!» Он строго и даже немного раздраженно посмотрел на меня, и было видно, что он переживал все эти дни: куда я делась, почему не пришла. А потом достал прямо из кармана конверт с моей рекомендацией, и не просто рекомендацией, а еще частично — характеристикой. «Это не только вам благословление, а всему институту», — сказал, прочтя рекомендательное письмо, ректор отец Владимир Воробьев.

http://pravmir.ru/krestnoe-znamenie-arhi...

А всего за «хрущевское» десятилетие власти уничтожили в стране десять тысяч церквей и молитвенных домов! Когда какое-нибудь правительство не считается с нравственностью, то создается впечатление, что оно приобретает большие преимущества и свободу действий. Но, как еще две тысячи лет назад заметил апостол: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы». (Лк, XII, 2). Сверхсекретные и сверхтайные распоряжения в преследовании верующих повсеместно разоблачали себя. Инженер Илья Борисов был вызван в Тамбовское КГБ по поводу переписки его жены с Крымским Архиепископом Лукою. Переписка касалась сугубо религиозных и личных вопросов, но инженеру сказали, что если его жена Софья Ивановна не прекратит переписываться с церковником, то его, Борисова, выгонят с тамбовского котельно-механического завода и нигде в Тамбове он себе работы не найдет. И детей его, студентов, из институтов тоже выгонят. Выгонят – это уж наверняка. Но откуда сотрудники КГБ знают содержание чужой переписки? Благодаря своему острому зрению Илья Яковлевич разглядел на столе следователя толстый том: «Дело Войно-Ясенецкого», а в нем, в «деле», – копии писем Луки в Тамбов и писем Софьи Ивановны в Симферополь. Вот так. А в Симферополе, где тоже перлюстрировали письма архиерея и подслушивали его телефонные разговоры, возникла после июльского Постановления ЦК новая должность: городской церковный фотограф. Каждый день обходил современный Иуда храмы и, не слишком стесняясь, фотографировал прихожан в лицо. Выгода достигалась двойная: слабые духом, боясь преследований, переставали появляться в церквах, а кто потверже – попадал в досье соответствующих органов на случай новых расследований, новых терзаний. Так выглядела изнанка Постановления ЦК «Об улучшении научно-атеистической пропаганды " … В 1954 году Архиепископу Крымскому исполнилось семьдесят семь лет. На фотографиях тех лет предстает перед нами грузный, несколько даже обмякший старец, с лицом, которое из-за слепоты кажется замкнутым и хмурым.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Конечно, мы не можем подвергать риску жизнь своих корреспондентов на местах, поэтому многое из того, что делают священники на местах, остается в тени. Православные верующие помогают людям, стараются облегчить жизнь ближних во время войны. Об этом не напишут в новостях, но Господь всё видит. И за всё воздаст. Понимание того, что для чего-то Бог попустил тебе быть в это время в этом месте, и ГО придают сил — Что помогало держаться? — Слова святителя митрополита Филарета (Дроздова) – его ответ А.С. Пушкину: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена…». Понимание того, что ты не случайность в этом мире, что для чего-то Бог попустил тебе быть в это время в этом месте, придавало сил. А ещё простые правила техники безопасности и ГО – попробуйте просчитать экстремальную ситуацию, и многое станет понятней. Мы на приходе снабдили храм огнетушителями, есть убежище, запас воды, прихожане обменялись телефонами. Простые человеческие слова о мире гораздо важнее геополитических и иных рассуждений, люди это чувствуют. Я не фанат соцсетей, но в определённых ситуациях обязан сказать о том, что происходит в Донбассе — Следим за Вашими постами, восхищает Ваше мужество и чувство юмора – юмор тоже помогает? — Какое мужество? Просто попытка сохранить разум в этом хаосе. Нам, верующим, проще, мы к этому привыкли, Господь с нами, богослужение, священник приходской — не замечаем многое. Для тысяч людей жизнь изменилась на 180 градусов, кто «кем-то был, тот стал никем», перефразируя известный гимн. Доброе слово, в том числе и умение с юмором взглянуть на ситуацию, улыбнуться, когда хочется кричать и плакать, наверное, дано не всем. Меня  Господь миловал – чувство юмора присутствует. Я не фанат соцсетей, но чувствую, что в определённых ситуациях просто обязан сказать о том, что сегодня происходит в Донбассе. Самое страшное – от священника требуют соучастия в эмоциях – осуждайте с нами. А ты обязан проповедовать Его — Говорят, что война, как катализатор, всё проявляет и усиливает — добрый становится ещё добрее, зло — тоже усиливается в человеке. Правда ли это?

http://pravmir.ru/o-samom-glavnom-i-samo...

И попытка разглядеть талант даже в таком случае. Не обижайтесь.... Наверное дело во мне самой. Просто я люблю кино где есть мораль,смысл,нет мата,(автор способен без него выразиться). Я не ханжа, я люблю разное кино. Но я не люблю серое настроение навеваемое ложно с экрана, с которым только в петлю. Чему он учит? Что хочет показать?кого спасти? В чем соль? Аборт делать? Нельзя таким фильмам потакать. Сравнение с Чеховым не понравилось. Хвалим режиссера за что? Не принимаю такие идеи,стиль и фильмы и не считаю что стоит их даже смотреть. Еще раз прощу прощения. М. С. 14 июня 2017, 16:23 Прочитав краткое содержание фильма, я вспомнила один позднесоветский фильм (название не помню) о том, как у мальчика тоже развелись родители, сразу вступили в повторные браки, и ребёнок пытался найти своё место. Но там у мальчишки была замечательная добрая бабушка и вдумчивая понимающая мачеха. Фильм двухсерийный, шёл в начале девяностых, особо замечен не был. Если кто помнит его, интересно провести параллели. Ольга 14 июня 2017, 16:17 Елена написала: " ...Он, как мне показалось, отразил в фильме как раз те больные стороны некоторых прихожан, которые кичатся и прячутся за православием, а по сути таковыми не являются " . Елена, а есть другие прихожане: добрые, неравнодушные, искренне старающиеся жить по заповедям,скажу больше, есть настоящие подвижники веры, есть старцы. Но каждый волен говорить о том, и в том числе на широкую публику - через фильм, что ему ближе. Кто-то видит преображение душ людей после их обращения к Богу и Церкви, а кто-то заостряет внимание на ханжестве и лицемерии. Уместно вспомнить притчу о пчеле и мухе. Людмила 14 июня 2017, 16:11 Спасибо за хорошую статью.... Мне кажется не совсем правильным сравнивать Звягинцева с Балабановым (Упокой Господи душу Раба Божьего Алексия!). Вы посмотрите фильм " Я тоже хочу " . Да и остальные именитые фильмы отнюдь не бесчувственные по отношению к " отрицательным " героям, а очень человечные... священник Валерий 14 июня 2017, 16:08

http://pravoslavie.ru/104294.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010