Справка: §§ 70–71 устава духовных академий. Определили: 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению. – 2) Тему для второй пробной лекции преподавателя Московской духовной семинарии священника Ильи Гумилевского по литургике поручить дать Преосвященному Ректору Академии, предоставив ему и назначение, по соглашению с лектором, дня собрания Совета для выслушания пробных лекций священника Гумилевского. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1912 г. Апр. 20. Утверждается». 5 апреля 1912 года 10. Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , ординарные профессора – С.И. Соболевский, С.С. Глаголев , А.А. Спасский и М.М. Тареев ; экстраординарные профессора – И.В. Попов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , А.П. Орлов, священник Д. В. Рождественский и священник В.Н. Страхов. Отсутствовали: Инспектор Академии – заслуженный профессор А.П. Шостьин , ординарные профессора – А.И. Введенский и М. М. Богословский , экстраординарные профессора – П.П. Соколов и С.И. Смирнов . Слушали: Внесенное Преосвященным Ректором Академии представление его, от 10 марта 1912 года за 106, на имя Его Высокопреосвященства, следующего содержания: «Согласно § 71 академического устава (в новой его редакции), долг имею представить Вашему Высокопреосвященству в качестве кандидата на вакантную ныне в Московской Духовной Академии вторую кафедру патрологии профессорского стипендиата Академии выпуска минувшего —127— 1911 года иеромонаха Пантелеимона (в мире Димитрия Успенского). К рекомендации иеромонаха Пантелеимона на названную кафедру я имею следующие основания: 1) Заняв при поступлении в Академию (в 1907-м году), по своим успехам и поведению, первое место среди товарищей по курсу, он с честью удерживал его за собою в течении всего четырехлетнего академического курса и, как наиболее даровитый из окончивших в 1911-м году по первому разряду образование в Академии кандидатов богословия, оставлен был Советом при Академии на годичный срок для усовершенствования в избранной им отрасли наук и, в частности, для приготовления к занятию преподавательской должности в Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После назначения 28 сент. 1912 г. редактором свящ. Павла Флоренского издание стало тематически более разнообразным, в «Б. в.» начали активно публиковаться материалы, посвященные вопросам религ. философии и культурологии. В журнале увидели свет статьи «Письма о христианском Риме» (1912. 11, 12. 1913. 1, 9), «Природа мысли» (1913. 3-5) и «Природа научной мысли» (1914. 1, 2) В. Ф. Эрна , «Повести о перевоплощениях Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма» (1912. 11, 12) и «Индусский аскетизм в добуддийский период» (1914. 1-3) В. А. Кожевникова , «Эллинизм и Церковь» (1913. 9), «Идея Церкви в поэзии Владимира Соловьёва» (1915. 1, 2) и «Гёте и христианство» (1917. 2, 4/5) С. М. Соловьёва , «Пределы гносеологии» (1913. 1), «Напластования эгейской культуры» (1913. 6), «Приведение чисел» (1916. 6) свящ. П. Флоренского и др. В «Б. в.» публиковались многочисленные архивные материалы, в т. ч. письма свт. Филарета (Дроздова) (1912. 12), свт. Игнатия (Брянчанинова) (1913. 7/8, 11. 1914. 1-4), К. Н. Леонтьева (1912. 9, 12. 1914. 1, 3, 4, 6, 12. 1915. 1), Вл. С. Соловьёва (1912. 11. 1915. 9. 1916. 1), материалы об А. М. Бухареве (1915. 10/12. 1917. 2/3, 4/5). В приложении к журналу был впервые издан труд Бухарева «Исследования Апокалипсиса» (1913. 1-1916. 6), начаты публикации «Из лекций по Св. Писанию Ветхого Завета» Жданова (1914. 1-1918. 10/12), Полного собрания резолюций свт. Филарета, митр. Московского (1917. 1, 6/7, 8/9. 1918. 1/2, 3/5). В 1917 г. направление журнала изменилось в связи с тем, что в академической корпорации начали преобладать либеральные настроения, 4 мая 1917 г. редактором «Б. в.» был избран Тареев. Среди публикаций «Б. в.» в 1917-1918 гг.- исследование архиеп. Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» (1917. 8/9, 10/12), статья сщмч. прот. Александра Туберовского «Ценность религии» (1918. 3/5), лекции Тареева «Новое богословие» (1917. 6/7, 8/9) и его статьи «Церковь и богословие» (1917. 10/12), «Идеология социализма» (1918. 1/2, 3/5, 6/9). Последний номер журнала вышел в кон. 1918 г. 10/12). 2 марта 1919 г. Правление МДА приняло постановление о прекращении «Б. в.» в связи с невозможностью продолжать его издание.

http://pravenc.ru/text/149575.html

—49— её членов. Разбор мнений о том, что церковного права не должно быть потому, что духовный мир не может быть охвачен юридическими понятиями. Новые языки студенты I курса изучали под руководством лекторов: Александра Мишина (французский язык), священника Николая Преображенского (английский язык) и Густава Томсон (немецкий язык). Сосредоточивая свою деятельность на исполнении прямых обязанностей профессорского звания, наставники Академии занимались в то же время и литературными трудами. Так: Преосвященный Ректор Академии Епископ Феодор в академическом журнале Богословский Вестник (июль-август) напечатал статью под заглавием: «Из истории папства. (Значение папы Льва Великого в развитии идеи папства)». Сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов в Богословском Вестнике напечатал: 1) окончание перевода толкования св. Кирилла Александрийского на Евангелие Иоанна, – 2) указатели предметов и мест Священного Писания к четырем томам толкования Св. Кирилла на Евангелие Иоанна, – 3) рецензию на книгу проф. Мищенко: «Речи Св. Ап. Петра в книге Деяний Апостольских» и 4) статью: «Об отношении христиан к мирской власти». Ординарный профессор А.И. Введенский напечатал в Московских Ведомостях статьи: «Крест и лотос», «Дарвинизм и палеонтология», «Что знает наука об ископаемом человеке», «О восстановлении женской диаконии», «Три силы (Что спасло Россию в 1812 г.?)», «Теперь и тогда (истори- —50— ческая параллель)» и ряд других статей научно-философского и литературно-критического содержания. Ординарный профессор С.С. Глаголев – 1) Выпустили отдельными изданиями: а) «Три пути жизни». Москва, 1911; б) «О происхождении человека». Сергиев Посад, 1912; в) «Пособие к изучению Основного Богословия». Москва, 1912. 2) Напечатал: а) в Богословском Вестнике – «О разномыслии» (1911, 12), «Основное Богословие, его предмет и задача» (1912, 1, 2:3); б) в журнале Вера и Разум – «Женщины и религиозная вера» (1912, 9); в) в Православной Богословской Энциклопедии – «Кондильяк». 3) Редактировал переводы: а) для Богословского Вестника: Пюньикура – «Анимизм», Кондамена – «Вавилон и Библия»; б) для журнала Вера и Разум: Синети – «Полстолетие дарвинизма», Кирхнера – «Геккель и Гете».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Указ Святейшего Синода принять к исполнению. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1912 г. Марта 12. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 марта за 3778: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 22 Февраля сего года 64, с ходатайством об утверждении преподавателя Донской духовной семинарии, магистра богословия Николая Лысогорского в должности доцента Московской духовной академии по кафедре истории и обличения русского раскола старообрядчества. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: преподавателя Донской духовной семинарии, магистра богословия Николая Лысогорского утвердить в должности доцента Московской —130— духовной академии по кафедре истории и обличения русского раскола старообрядчества; о чём уведомить Ваше Преосвященство и Преосвященного Донского указами». Определили: Уведомить, чрез Правление Донской духовной семинарии, преподавателя оной Николая Лысогорского о состоявшемся утверждении его в должности доцента Московской Духовной Академии по кафедре истории и обличения русского раскола старообрядчества, сообщив о сем, для зависящих распоряжений, и академическому Правлению. III. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собрания Совета Академии 1 марта, 1913 года: а) за 4: «1912 г. Марта 12. Смотрено». б) за 5: «1912 г. Марта 12. Читано». в) за 6: «1912 г. Марта 14. Читано и утверждается». Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства, принять к сведению и исполнению. IV. Письмо (на имя Преосвященного Ректора Академии) Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Архиепископа Карталинского и Кахетинского, Экзарха Грузии, от 29 февраля за 973: «Честь имею уведомить Ваше Преосвященство, что препровожденный мне при отношении Совета Московской Духовной Академии от 28 Января с. г. за 36 диплом на звание Почетного Члена Академии за 670 мною получен. – Приняв это звание с чувством глубокой признательности, долгом почитаю выразить мою искреннюю благодарность Совету Московской Духовной Академии за избрание Почетным Членом её».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3-й. Москва, 1904. 62) От профессора С.-Петербургской Духовной Академии И.Е. Евсеева – его Записка о научном издании славянского перевода Библии. СПб, 1912. 63) От профессора Харьковского Университета Л.Н. Загурского – его брошюра: Еда изменит рысь пестроты своея. Изд. 2-е. Харьков, 1911. 64) От профессора Академии И. А. Заозерского – его брошюра: Что есть православный приход. Сергиев Посад, 1912, два экз. 65) От бывшего профессора Академии Η.Ф. Каптерева – его книга: Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович, том 2-й. Сергиев Посад, 1912. 66) От профессора С.-Петербургского Университета Π.К. Коковцова – его брошюры: а) Д. А. Хвольсон. СПб., 1911; б) К Сиро-Турецкой эпиграфике Семиречья. СПб., 19095; в) Несколько новых надгробных камней из Средней Азии. СПб., 1907. 67) От доцента Академии Н.Д. Кузнецова – его брошюра: О Софийском съезде. Сергиев Посад, 1911. 68) От Ректора Императорского Московского Университета Профессора Μ. К. Любавского – его брошюра: В.О. Ключевский . Москва, 1912. 69) От профессора П. А. Некрасова – его брошюра: Вера, знание, опыт. СПб., 1912. 70) От лектора Академии свящ. Н.А. Преображенского – книги: Collection of British Authors, vol. 3628, 3974. 3981, 4034, 4061, 4077, 4105, 4151, 4180, 4183–4184, 4186–4187, 4231. Leipzig, 1903–1910. —651— 71) От доцента Черновицкого Университета V. Sesan – его книга: Kirche und Staat im Römisch – Byzantinischen Reiche, 1. Czernowitz, 1911. 72) От доцента Академии свящ. И.Μ. Смирнова – его брошюра: Значение Афона в истории Сербской церкви. Сергиев Посад, 1911, два экз. 73) От профессора Академии С.И. Смирнова – его брошюра: Е.Е. Голубинский (некролог). СПб., 1912. 74) От профессора Академии С.И. Соболевского – книги и брошюры: а) Погорелов, Чудовская Псалтирь XI в. СПб., 1910; б) Кулаковский, Христианская церковь и римский закон. Киев, 1892; в) Μ.Ц. Любавский, В.О. Ключевский . Москва, 1912; г) Ардашев, Граф А.С. Уваров как теоретик археологии. Москва, 1911; д) Глубоковский, Письма Архиепископа Смарагда к архим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

87) От Кн. Μ. Кропоткиной – её листки: а) Копия 2-го письма гр. Л.Н. Толстому. Москва, 1910; б) По поводу заметки в „Русском Слове“ 24 февраля. Москва. 1910. 88) От Олонецкого Епархиального Наблюдателя церковных школ Свящ. А. Крупкина – а) Отчёт за 1910–1911 г. Петрозаводск, 1911; б) Постановления совещания наблюдателей церковных школ Олонецкой епархии 28 июля – 1 августа 1911 г. Петрозаводск, 1911; в) Руководственные указания заведующим церковными школами и учащим Олонецкой епархии. Петрозаводск, 1911; г) Верования пермяков – инородцев. Архангельск, 1911. 89) От Смотрителя Угличского Духовного Училища Д. В. Лаврова – его брошюры: а) Св. Царевич Димитрий. Сергиев Посад, 1912, и б) Св. Патриарх Гермоген. Ярославль, 1912. 90) От вдовы профессора С.-Петербургской Духовной Академии А.П. Лопухина Е.Н. Лопухиной – 262 названия книг и журналов в 401 томах и тетрадях. 91) От доцента Гельсингфорского Университета В. И. Ман- —653— сикки – его книга: Über Russische Zauberformeln. Helsingfors, 1909 (1910). 92) От доцента Университета Св. Владимира С.И. Маслова – его брошюра: Новый список „Слов Постнических“ Исаака Сирина . Киев, 1912. 93) От Л. Меликсет-Бекова из Тифлиса – его брошюра: Юридическое положение Верховного Патриарха Армян. Тифлис, 1911. 94) От Игумена Никольского Единоверческого монастыря Никанора – его брошюры: а) К вопросу о творениях Евстафия Антиохийского . СПб., 1912, и б) К материалам для истории 1812 г. Москва, 1912. 95) От Московского Протоиерея А. Никольского – его брошюры; а) О празднествах в Московском Казанском Соборе в 17 и 18 столетии. Москва, 1911; б) Московский Казанский Собор в 1812 г. Москва, 1911; в) Где в 1812 г. имела пребывание Казанская Икона Божией Матери. Москва, 1909; г) Замечательный случай исцеления от слепоты. СПб., 1909. 96) От Протоиерея И. Осокина – его брошюра: Исторический очерк почитания преп. Трифона Вятского. Вятка, 1912. 97) От Г.А. Павского – его брошюра: Краткая история западнорусского края. Минск, 1910. 98) От Кронштадтского Протоиерея А.П. Попова – его брошюра: Младший Григорович. Кронштадт, 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1912 г. Мая 18. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 15 мая за 7036: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 20 Апреля 1912 г. за 132, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении кандидата богословия Николая Протасова в должности преподавателя названной академии по кафедре церковной археологии в связи с историей христианского искусства, в звании и. д. доцента. Приказали: Согласно настоящему представлению Вашего Преосвященства и ходатайству Совета Московской духовной академии, Святейший Синод определяет: утвердить кандидата богословия, Николая Протасова в должности преподавателя Московской духовной академии по кафедре церковной археологии в связи с историей христианского искусства в звании и. д. доцента, с 5 Апреля сего года, – дня избрания Советом академии, о чём уведомить Ваше Преосвященство указом». —142— Определили: Об утверждении в должности преподавателей Московской Духовной Академии кандидатов богословия, священника Иоанна Смирнова и Николая Протасова, в звании и. д. доцента, внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1912 г. Апр. 17. В Совет Московской Духовной. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 апреля за 5475: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) прошение ректора Ризариевской церковной школы, в Афинах, архимандрита Хрисостомоса, о высылке для библиотеки названной школы издаваемых Духовными Академиями богословских журналов, и 2) заключение по содержанию сего прошения Хозяйственного при Святейшем Синоде Управления, от 21 февраля 1912 года за 6875. Приказали: Вследствие настоящей просьбы ректора Ризариевской церковной школы, архимандрита Хрисостомоса, предложить Духовным Академиям, не найдут ли они возможным высылать издаваемые ими богословские журналы для библиотеки названной школы в Афинах; о чём и послать Вашему Преосвященству, Преосвященным Митрополитам С.-Петербургскому и Киевскому и Архиепископу Казанскому указы, а просителя уведомить от Синодальной Канцелярии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва, 7 октября 1909 года. Цензор протоирей Николай Боголюбский. [В этих двух изданиях помощь оказала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна]. 3. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынножителей. Составил схимонах Иларион, пустынножитель Кавказских гор, ч. 1. – Киев. Издание Киево-Печерской Лавры. 1912, стр. XXVIII-367. От Киевского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Киев, 24 сентября 1911 года. Цензор профессор Академии, Священник А. Глаголев . 4. (Инок Хрисанф.) Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона, называемое, «На горах Кавказа». – «Русский Инок». Почаев. 1912, февраль. стр. 71–75, март, стр. 57–59. 5. А. Антоний. Ещё о книге схим. Илариона «На горах Кавказа». – «Русский Инок». Почаев. 1912, май. стр. 62–63. 6. Ещё о книге «На горах Кавказа». Архиепископ Антоний. Письмо в редакцию «Русского Инока». – «Русский Инок». 1912, август, стр. 60–62. 7. Письмо автора книги «На горах Кавказа» схимонаха Илариона на Афон к духовнику – иеросхимонаху о. Ν. Сообщил Святогорец Денасий. – «Русский Инок». Почаев. 1912, август, стр. 62. 8. И.А. Вести с Афона. – «Русский Инок». Почаев. 1912, ноябрь, стр. 83. 9. И. Антоний. Апология веры в Божественность Имён Божиих и Имени «Иисус» (против имяборствующих). – Литография с машинописи на 72 стр. с пометками о. Павла Флоренского. В конце автограф, «+И. Антоний. Св. Гора. 23 Июля 1912 г.» (Архив свящ. Павла Флоренского). 10. И. Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. – М. Издание «Религиозно-философской Библиотеки», 1913, стр. XIV+189. (О. Павел Флоренский ) От редакции, стр. VII–XIV. (Письмо проф. М.Д. Муретова ), стр. XI–XIV. 11. Материалы к спору о почитании Имени Божия, вып. 1. – М. Издание «Р. Ф. Библиотеки». 1913, стр. 48; издание 2-е, дополненное. – М. Печатня А.И. Снегирёвой. 1913, стр. 104. 12. Инок Павел (Кустомарцев). Мысли Отцев Церкви о Имени Божием. Материал к выяснению Афонского богословского спора.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Жизнь и подвиги старца Феодота Сост. иеромон. Иассон. Курск, 1894. С. 5, 6, 16, 20, 24. Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Одесса, 1909. С. 14. Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхимонаха Макария//Курские епархиальные ведомости. 1893. С. 1–6; С. 40. Краткое описание жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Одесса, 1901. С. 4. Иеросхимонах Макарий прозорливый//Русский инок. 1912. С. 41. Очерк жизни затворника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна. Изд. 6-е. Одесса, 1893. С. 11, 13, 14, 17, 19, 22. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни схимонах Евфимий Собр. игумен Иассон. Курск, 1910. С. 5, 13, 16. Подвижники Глинской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 9. Старцы о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их литературноаскетическая деятельность//Там же. Сентябрь. С. 598. Глинский старец о. Феодот//Там же. Июль. С. 206. Глинский иеросхимонах Пантелеймон отшельник//Там же. Январь–июнь. Том доп. Ч. I. Кн. 1. 1912. С. 365. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии//Там же. Май. 1908. С. 138, 139. Глинский иеросхимонах Серафим любомудрый//Там же. Январь–июнь. Том доп. Ч. I. Кн. 1. 1912. С. 588. Иеросхимонах Феодосий, первый духовник возобновленной Святогорской пустыни//Там же. Июнь–декабрь.Том доп. Ч. I. Кн. 2. 1912. С. 319. Иоанн, затворник Святогорский//Там же. Август. 1909. С. 234. Архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Гуркинской пустыни//Там же. Июль. 1908. С. 380–382. Глинский подвижник Василий Милонов кающийся//Там же. Январь–июнь. Том доп. Ч. 1. Кн. 1. 1912. С. 147–148. Глинский подвижник схимонах Евфимий//Там же. Январь–июнь. 1912. С. 206–208, 213, 216–217. Иеросхимонах Макарий Глинской пустыни//Там же. Февраль. 1906. С. 262– 266. Глинский иеросхимонах Анатолий благоговейный//Там же. Ноябрь. 1910. С. 741. Старец схиархимандрит Илиодор//Там же. Июнь. 1908. С. 375–381, 393, 395. Верхо-Харьковская игуменья Емилия: (Память 29 мая)//Там же. Май. 1908. С. 299, 308

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

– Однако, как усматривается из отношения Хозяйственного управления в Синодальную Канцелярию от 9-го февраля 1912 года за 5244, до последнего времени в названное Управление доставляются епархиальными начальствами и настоятелями церквей воззвания настоятелей палестинских монастырей. Так, при означенном отношении переданы в Канцелярию доставленные: 1) Преосвященным Ставропольским, от 23-го декабря 1911 года за 42987, воззвание архимандрита Серафима о пожертвованиях на благоустройство Страстного монастыря, 2) Преосвященным Владикавказским, от 10-го октября 1911 года за 11838, воззвание иеросхимонаха Герасима, на постройку монастыря св[ятого] Никодима, 3) Оренбургской Духовной Консисторией, от 12-го декабря 1911 года за 15718, воззвание архиепископа Газского Софрония, 4) Кишиневской Духовной Консисторией, от 17-го января 1912 года за 981, воззвание настоятеля монастыря св[ятого] Герасима о. Серапиона, 5) настоятелем Староладожского Николаевского монастыря, от 20-го января 1912 года за 18, воззвание настоятеля храма при Гробе Божией Матери в Гефсимании, архимандрита Пантелеимона, 6) священником села Косаковки, Винницкого уезда, от 16-го февраля 1911 года за 27, воззвание того же о. Серапиона, настоятеля монастыря св[ятого] Герасима, 7) священником Сидоренко, от 3-го ноября 1911 года, воззвание схимонаха Сильвестра, «строителя монастыря у Живоносного Гроба Господня», 8) при записке Канцелярии обер-прокурора от 20-го января 1912 года за 808 и письме священника Багаева – воззвание архимандрита Серафима. Затем, при отношении от 5-го апреля 1912 года за 12609, из Хозяйственного управления еще переданы в Синодальную Канцелярию доставленные Владикавказской Духовной Консисторией, от 6–7 марта 1912 года за 2580, и причтами Николаевской церкви села Михайловского, Ставропольской епархии, и церкви села Мало-Бутырского, Томской епархии, воззвания названных уже выше иеросхимонаха Герасима, архиепископа Софрония, архимандрита Серафима и воззвание настоятеля Вифаварского монастыря, на Иордане, схимонаха Никифора Комбиса, доставленное помянутым священником села Косаковки, Винницкого уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010